Объяснение семи соборных посланий святых Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды Объяснение соборного послания святого Апостола Иакова О соборном послании святого Апостола Иакова и жизни его Название сего послания соборным, как и других подобных, получилось от того, что оно написано ко множеству христиан, живших в рассеянии, и предназначалось служить правилом веры и жизни для христиан всей соборной (вселенской) Церкви, каковым оно и было со времени своего появления. Посланию Апостола Иакова всегда отводилось первое место среди прочих соборных послании (например, 60 православного Лаодикийского собора и вообще у восточных отцов Церкви). И оно занимает сие место справедливо, как по великому значению в первенствующей Церкви его писателя, так и по глубине и важности содержания самого послания. Писатель этого послания сам называет себя Иаковом ( Иак.1:1 ). Из характера же и духа послания открывается, что сей Иаков был Апостол, высокоблагочестивый муж, опытный учитель ( Иак.3:2 ) и влиятельный пастырь Церкви, полный духа Христова и благодати Божией, особенно преизобильно обитавшей в святых Апостолах. А единогласное свидетельство древней Церкви говорит, что писатель сего послания был Иаков, брат Господень ( Гал.1:19 ), т. е. сын Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, которая посему называлась матерью его родных братьев (Иосии, Симона и Иуды – ( Мф.13:55 )). В отличие от других Иаковов (Иакова, брата Иоанна, и Иакова Алфеева), а также, быть может, для указания на то, что он был из числа 70 Апостолов, а не 12, он называется Иаковом малым ( Мк.15:40 ). По воскресении Господа, он удостоился особенного явления Его ( 1Кор.15:7 ). И по особенному указанию Господа, был поставлен Апостолами епископом в Иерусалиме. Как отличавшийся всегда глубоким благочестием и строгим исполнением всех заповедей закона ветхозаветного, он пользовался великим уважением как от Апостолов ( Деян.12:17 ), так и от всех верующих, почитавших его столпом Церкви, равным Апостолам Петру и Иоанну ( Гал.2:2 ). Даже Евреи видели в нем человека праведного. Примером своей святой жизни и словом убеждения, святой Иаков благотворно действовал на веру и благочестие христиан, возбуждая их молитвенный дух устроением богослужения и особенно литургии, доныне совершаемой в Иерусалимской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Объяснение соборного послания святого Апостола Иуды О послании святого Апостола Иуды Писатель послания Писатель послания сам называет себя Иудою, преданным человеком Иисусу Христу и братом Иакова. Нам уже известен святой Апостол Иаков, имевший брата Иуду. Это – писатель первого соборного послания, первый епископ Иерусалимский, Иаков Малый. Как известно, он был сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. Таким образом и Иуда, как и Иаков, мог называться братом Господним; но он, подобно ему, считал справедливее называться рабом Иисуса Христа. Как великим именем патриарха Иакова украшались многие Апостолы, так и славное имя Иуды, родоначальника царского рода в Иудее, украшало не одного Иуду, писателя послания. Два Иуды были в числе 12 Апостолов. И об одном из них замечается, что он (Иуда не Искариотский) спросил Иисуса Христа: «что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови?». На что Иисус Христос ответил: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима» ( Ин.14:21–23 ). По свидетельству многих, Апостол Иуда проповедовал Евангелие во Иудее, Самарии, Сирии, Идумее, Месопотамии и даже в Армении и Персии. По преданию, сохраненному в истории Евсевия, сей Апостол Иуда был преемником своего брата Симеона по епископству в Церкви Иерусалимской и дожил до времени Домициана (81–96 г.). Память его ублажается 19 и 30 июня. Обстоятельства написания послания Чистота жизни первенствующих христиан уже при жизни первых Апостолов нередко омрачалась; но еще в большей мере должно было совершиться это печальное явление в будущем, как об этом предсказывали Апостолы. Будучи епископом матери Церквей, Церкви Иерусалимской, Иуда около конца своей жизни увидел, что предсказание Апостолов о появлении лжеучителей, отвергающих самый закон, сбылось (ст.17–18); поэтому он счел своим долгом и обязанностью написать увещание всем призванным в христианство , чтобы все они мужественно пребывали в святой вере и не отступали от уготованного всем спасения (ст.1–3). По преимуществу это были еретики гностики, отвергавшие Иисуса Христа (ст.4) и считавшие, что им, как людям высшего знания и освобожденным от греха, все позволительно. О появлении этого рода еретиков особенно ясно предсказывал Апостол Петр, поэтому Апостол Иуда в своем изображении еретиков употребляет черты одинаковые с теми, которые употреблял Апостол Петр; но ко всему он присоединяет свои особенные черты и на все смотрит с особенной своей точки зрения. То же должно сказать относительно доводов и примеров, которые у Иуды обильнее и берутся не из одной только библейской области, но и из области предания (ст. 9, 14:15). Содержание послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По сих (после сего). Это слово у евангелистов обыкновенно составляет переход от одного повествования к другому, нередко без хронологической связи, как, напр., здесь. Инех седмъдесят учеников, т. е. Апостолов, кроме избранных Господом ранее, 12-ти (9:1). Число 70, подобно как и числа 40 и 7, были особенными у Евреев. Так Моисей избрал помощниками себе в управлении народом 70 старейшин ( Числ.11:16, 25 ); синедрион, верховное судилище иудеев составляли 70 членов. Вероятно, по этой причине, сверх 12-ти Господь избрал еще именно 70 Апостолов; а быть может и потому, что, как толкуют некоторые, 70 или лучше 72 составляются из 6, взятых 12 раз, следовательно, Господь избрал сначала по одному Апостолу, а затем по шести на всякое колено народа еврейского. Имена 70-ти Апостолов в точности неизвестны. В святцах именуются они, но там перечисляются вообще Апостольские сотрудники, из которых некоторые обращены гораздо позднее времени, указываемого евангелистом Лукою: Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, Марк и Лука евангелисты, Клеопа, брат Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, Симеоне, сродник Господень, Варнава, бывший спутником апост. Павла и называвшийся прежде Иосия, Иосий, или Иосиф, нарицаемый Варсава, и Иуст, Фаддей, Анания, крестивший апост. Павла, Архидиакон Стефан, первомученик, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Эпенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовуль, Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм , Патров, Ермий . Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимпан, Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, он же и Иоанн, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, племянник Варнавы, Артема, Акила, Фортунат, Ахаик, Дионисий Ареопагит и Симеон, называемый Нигер. Посла (послал) по два. Это сделал с одной стороны Господь потому, что двоим идти на проповедь и безопаснее и охотнее (Феоф.), с другой стороны потому, что двое могли помогать друг другу советами, взаимными услугами, утешать друг друга в неудачах и испытаниях и т. п. (Мих.). Кроме того и по закону Моисееву ( Втор.19:15 ) полагалось не менее двух свидетелей для того, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо. Пред лицем Своим во всякий град и место и пр. Цель послания 70-ти Апостолов была та, чтобы их проповедию приготовлять иудеев к принятию лично Самого Иисуса Христа и Его учение во время Его путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Послание апостола Иуды Сведения о писателе Писатель этого Послания называет себя Иудой, рабом Иисуса Христа, братом Иакова, но трудно решить, кто был этот Иаков. Западные толкователи почти единогласно признают этого Иуду за одно лицо с Иудой Фаддеем, или Леввеем ( Мф.10:3 ), бывшим в числе 12 апостолов и называемым Иудой иаковлевым ( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ). Но как апостол Иуда был скорее сыном Иакова, а не братом, так и писатель Послания в заглавии его скорее означил бы своё апостольское достоинство, нежели родство с Иаковом. Между тем, об этом достоинстве писатель вовсе не упоминает и даже как бы исключает себя из числа апостолов ( Иуд.1:17 ). Посему гораздо справедливее признать, что этот Иуда был брат Господень и стало быть сын Иосифа обручника от первой его жены и брат Иакова – писателя первого Соборного Послания. В числе XII-mu он не находился, как и другие братья Господа, и с Иудой Леввеем не имел ничего общого. По преданию (Constit. apost. 7:46), он был преемником своего брата Иакова в епископстве Церкви иерусалимской и дожил до времени Домициана (Евсевий, Ист. Ц., 3:20). Других сведений о его жизни и смерти предание нам не сохранило. Подлинность Послания и достоинство его. В подлинности Послания Иуды нельзя сомневаться. Каталог Муратория полагает его в числе Соборных. Ориген (Comm. in Matth. 13:55) хвалит его как исполненное небесной благодати; и прежде Оригена , учитель его, Климент (Paedag. 3:8; Strom. 3:2), а на Западе Тертуллиан (De cult. fem. 1:3), говорят о нём, как о несомненно принадлежащем Иуде. Между тем Евсевий (Ист. Ц. 3:25; 6:14), Иероним (De vir. ill. с. 4), Амфилохий (Ер. Nazianz. carm. 125) свидетельствуют, что это Послание не всеми Церквами было признаваемо за каноническое. В Сирском переводе его нет. Причиной сомнения в каноническом достоинстве Послания, как справедливо заметил Иероним (loco cit.), было не историческое происхождение Послания, а его внутреннее содержание. В 14-м стихе Иуда приводит пророчество патриарха Еноха, которое почиталось заимствованием из апокрифической «книги Еноха» и давало повод отвергать само Послание Иуды. Кроме того в 9-м стихе Послания упоминается о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея; но этот спор неизвестен из Священных Книг Ветхого Завета. Он рассказывался преданием и составил содержание известного впоследствии апокрифа «Успение», иначе " Восхождение, или Вознесение Моисея». Но как подобные ссылки священных писателей на малоизвестные нам предания, хотя бы даже заимствованные из апокрифов или из языческих писателей, нисколько не унижают Священных Писаний, и не возвышают книг ложных самих по себе; то и сомнения, возникшие по поводу таких ссылок, скоро были оставлены всеми. Лица Послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Послания Апостола Иоанна Сведения о писателе Хотя во всех трех посланиях, усвояемых Апостолу Иоанну Богослову, писатель нигде не называет себя по имени, как это обычно другим апостольским посланиям; но что этим писателем несомненно был он, возлюбленный ученик Христов, в этом удостоверяет, во-первых, древнее предание церкви 11 , во-вторых, взаимное единство всех трех посланий по духу содержания и способу изложения, свидетельствующее о тождестве их писателя 12 , в-третьих, с евангелием Св. Ап. Иоанна Богослова 13 . Вот некоторые черты из жизни сего учения Христова. Отцом своим он имел Галилейского рыбаря Заведея, а матерью Саломию ( Мф. 4:21, 20:20, 27:56 , Мк. 15:40 ), по преданию дочь Иосифа-Обручника от первого его брака и, следовательно, падчерицу Матери Божией и сводную сестру Господу Иисусу Христу. Таким образом, он доводился Ему племянником. Братом своим он имел Иакова старшего, бывшего тоже в лике 12-ти Апостолов ( Мф. 10:2 ). Обоих братьев за ревность и силу их духа Господь прозвал сынами громовыми ( Мк. 3:17 ). Повинуясь гласу Господа Иисуса Христа ( Мф. 4:21 , Лк. 5:10 ), он, оставивши родительский дом, последовал за Ним и впоследствии явился одним из приближеннейших Его Апостолов вместе с Петром и Иаковом ( Мк. 5:37 , Мф. 17:1, 26:37 ). Господь Иисус Христос удостаивал Иоанна преимущественной своей любви, которая наиболее трогательным образом выразилась на Тайной вечери, когда Иоанн возлежал на персях своего божественного учителя ( Ин. 13:23, 25 ), и в особенности при кресте, с которого Господь усыновил Иоанна своей Пречистой Матери и Ее саму поручил его сыновним попечениям ( Ин. 19:26 ). Благодарно воспоминая сии особенные выражения любви Господней, Св. Иоанн сам называет себя в евангелии учеником, его же любляше Иисус ( Ин. 19:26 ). С своей стороны и он проявлял особенную преданность и любовь к своему Учителю; ибо если любовь Петрова была более горяча и деятельна ( Ин. 18:10, 21:15 ); то любовь Иоаннова запечатлена была наибольшей глубиной и верностью. В самом деле, из всех учеников Христовых только Иоанн не оставил своего Учителя во время Его страданий и сопровождал до самого креста ( Ин. 19:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Праведный Иосиф – глава Святого семейства Мария – кроткая и смиренная жена, которая и не думает командовать мужем и требовать чего-либо для Себя. Не Ей, но Иосифу даются откровения от Господа в сонных видениях. 9 января, 2011 Мария – кроткая и смиренная жена, которая и не думает командовать мужем и требовать чего-либо для Себя. Не Ей, но Иосифу даются откровения от Господа в сонных видениях. В Неделю по Рождестве Христовом мы празднуем память праведного Иосифа Обручника. Не только его память, это правда, – в этот же день мы вспоминаем и апостола Иакова, брата Господня, и царя Давида. Но св. Иаков не обойден вниманием, историю Давида знают даже дети, а вот Иосиф оказывается в тени. А между тем эта фигура чрезвычайно примечательная. В неделю по Рождестве Христовом – Мф 2:13–23 (зач. 4): Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

http://pravmir.ru/pravednyj-iosif-glav/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Что обозначает слово «патриарх»? Слово состоит из двух греческих корней: отец и господство, начало, власть. В общественной жизни слово «патриарх» служит для обозначения выдающегося в какой-либо профессиональной сфере человека и употребляется в переносном смысле. Однако в Церкви этот термин всегда имеет совершенно иное значение. Во-первых, так называют некоторых ветхозаветных святых, не только участвовавших в истории спасения, но и бывших прямыми предками Спасителя. Древних патриархов называют еще родоначальниками или праотцами; среди них особенно известны Авраам, Исаак и Иаков. А во-вторых, патриархами называют глав некоторых православных поместных Церквей. В этом значении слово «патриарх» обозначает вовсе не отдельный, наивысший чин иерархии священства, а особый церковный статус и титул. Он присваивается Церковью наиболее авторитетному епископу, возглавляющему, как правило, главную кафедру страны. Кто был первым патриархом? Первым патриархом принято считать святого Иакова, апостола из числа семидесяти учеников Спасителя и первого епископа первой по старшинству Иерусалимской Церкви. По преданию, Иаков был сыном Иосифа Обручника от первого брака, поэтому в Евангелии он называется еще братом Господним, хотя никакого родства по крови у Иисуса Христа с Иаковом нет. Новый Завет содержит одно послание, принадлежащее перу апостола Иакова, а поскольку этот апостол возглавил самую первую христианскую общину, послание это стоит в Библии первым по списку, даже перед посланиями апостола Петра. Авторитет Иакова как первого патриарха был непререкаем, что хорошо видно из описания самого первого церковного Собора, состоявшегося в Иерусалиме ( Деян.15 ). Именно апостол Иаков вынес решение по вопросу, более всего волновавшему в то время общину первых христиан: следует ли обратившимся в христианство из язычества исполнять обряды, которые заповеданы евреям в Ветхом Завете? Патриарх Иаков посоветовал не затруднять обращающихся к Богу из язычников ( Деян.15:19 ), и с тех пор практически все обрядовые постановления Ветхого Завета перестали быть для христиан обязательными. Чего не может патриарх?

http://azbyka.ru/desyat-voprosov-o-patri...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 8 января 2024 года 26. Понедельник. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского. Иконы Божией Матери «Трех радостей». Славословная служба Собора Пресвятой Богородицы совершается в соединении со службой святых Богоотцов (см. в Минее 26 декабря) по главе Типикона под 26 декабря, 2е «зри». Примечание. «Подобает ведати, яко аще случится Рождество Христово в Неделю, не совершаем памяти святых Богоотец во грядущую Неделю: занеже начало прияти ианнуарию месяцу, и праздник Христова Рождества уже отдастся, но совершаем сию Неделю в 26й день декемврия месяца, наутрие праздника, в понедельник» (Типикон, 26 декабря, 2е «зри»). На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2й – 3 (см. в службе праздника 25 декабря), и Богоотцов, глас 1й – 3. «Слава» – Богоотцов, глас 6й: «Память совершаем…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Слава в Вышних Богу…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). Вход с кадилом . Прокимен великий, глас 7й: «Кто Бог велий…» (со стихами). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 8й (со своими припевами; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). «Слава» – Богоотцов, глас 6й: «Священных память…», «И ныне» – праздника, глас 8й: «В Вифлеем стекошася…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). По Трисвятом – тропарь Богоотцов, глас 2й: «Благовествуй, Иосифе…». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…». «Премудрость» и прочее по обычаю . Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже в вертепе родивыйся…» (с упоминанием святых Богоотцов). Примечание. Об особенностях повечерия и полунощницы см. в Типиконе 26 декабря, а также в Минее 26 декабря, 2е «зри». Порядок кондаков по Трисвятом на повечерии применительно к ситуации текущего года приводится в главе Типикона под 26 декабря, 2е «зри».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Христос – Сын Человеческий О Рождении Сына Человеческого Читая « Символ Веры », мы произносим: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». Именно воплотившегося и вочеловечившегося Христа исповедует Православная Церковь . Сын Человеческий – то есть человек. Восприятие Христа как Личности мифической, возникшее сначала у представителя так называемой Тюбингенской богословской школы Бруно Бауэра (1809–1882), а впоследствии перенятое марксистами, было для абсолютного большинства людей совершенно неожиданным. Ведь, согласно этой точке зрения, такой человек вообще никогда не жил на земле… Когда Понтий Пилат вывел Христа к народу в ту Великую, страшную пятницу, он сказал о Нем: Се, человек! ( Ин.19:5 ). О чем думал Пилат, произнося эти ставшие знаменитыми слова? Христос как Сын Человеческий открывается нам уже в Своем рождении, о чем и говорится в « Символе Веры ». Жизнь всякого человека начинается с рождения, и Христос, как Истинный Сын Человеческий, не сошел с Небес какимто таинственным образом, а родился по общему закону естества. В Евангелии говорится: И Слово стало плотию ( Ин.1:14 ). Это – фундаментальное изречение. «Плоть» в данном случае означает «человек», означает то, что Слово приняло истинную человеческую природу. Собственно, воплощение Слова произошло не при рождении, а ранее, в день Благовещения. В Назарете, на месте жилища праведного Иосифа и Девы Марии сегодня стоит величественный католический храм. Внутри, на полу, расположена большая серебряная звезда с надписью: «Здесь Слово стало плотью». Невозможно стоять на этом месте без внутреннего трепета. Ведь жизнь всякого человека начинается не в момент его рождения, а в момент зачатия, когда появляется первая клетка, в которую уже заложено все связанное с нашей природой. Согласно пониманию святых отцов, тело, то есть плоть Иисуса, Сына Человеческого, взята была от Девы. Зачатие произошло без участия мужского семени, потому что Иосиф Обручник, будучи по закону мужем Марии, не являлся по плоти Ее супругом и отцом Христа. Это побудило многих иудеев к кощунственной мысли о том, что Дева Мария родила Христа блудно.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Сергий Булгаков Слово на день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> протоиерей Сергий Булгаков Слово на день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла В Избранное Церковь творит ныне память двух первоверховных апостолов Петра и Павла, но в лице их и всего апостольства (недаром следующий же день, 30 июня, освящен памятью “Собора 12 апостолов”). В них как бы олицетворяются обе стороны апостольского служения: иерархическая – в лице старейшины апостольского собора апостола Петра, и учительственная – в лице апостола Павла, более всех потрудившегося в проповедании Евангелия. А между ними явно присутствие и самого возлюбленного ученика Христова, апостола любви, “старца” Иоанна (хотя память его и совершается особо). Все апостолы (кроме апостола Павла) были “свидетелями” ( Деян.1:8 ) земной жизни Господа, призванными возвестить о том, что они “слышали, что видели своими очами” ( Ин.1:1-3 ). Пришествие в мир Господа во исполнение времен и сроков было приуготовано на земле. Его ждали, готовые встретить, все те, которые были удостоены этого избрания, начиная с Предтечи и праведного Иосифа Обручника. В числе их были избранники избранного народа Божия, смиренные рыбари, но будущие апостолы. Их Господь избрал и призвал, их сделал свидетелями чудес Своих, им открывал тайны Царствия Божия. Их Он посылал на проповедь, наделяя даром исцеления и властью над бесами еще в дни земной жизни Своей, им повелел проповедывать Евангелие всей твари по воскресении Своем. Им ниспослал Он от Отца – Святого Духа, и в этой полноте даров в них явил полноту Церкви Своей. Во исполнение веления Господа “во всю землю изыде вещание их и во все концы вселенныя глаголы их”. Церковь ублажает св. апостолов, как избранников Христовых, и “чтит болезни и труды” их, подъятые “во благовестие Христово”. Теперь спросим себя: что же именно в служении апостольском принадлежит только лично апостолам и что вверено и завещано в лице их и всей Церкви, которую представляли они в Сионской горнице в день Пятидесятницы? Прежде всего, полнота всех даров, сосредоточенных в личности каждого из апостолов, конечно, не передается целиком ни одному из членов Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-den-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010