Мощи А. вместе с частицами мощей Иоанна Крестителя были перенесены св. Григорием Просветителем (III-IV вв.) в города Арташат и Багаван, где он установил почитание этих святых вместо культа местных языческих богов. Из Армении почитание святого распространилось в Грузию. В груз. календарях праздник Атенагеноба , день памяти А., заместил древний языческий праздник Вардоба. В К-поле была часовня, посвященная А., к-рая находилась при Элефантинских воротах, соединявших имп. дворец с ипподромом. Сохранились пространные греч. жития А.: анонимное (BHG, N 197), созданное ранее 890 г.; приписываемое Анисию (BHG, N 197b) и в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 176-179) (BHG, N 197е). Согласно зап. традиции, А. принял мученическую смерть в огне. В Римском мартирологе его память отмечается 16 июля и 18 янв. (MartRom. P. 26, 290-291), в Иеронимовом и Сирийском (411-412 гг.) - 24 июня (MartHier. P. 394; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 627). В ряде календарей к-польского происхождения память А. указывается 17 июля: в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 825-826), Типиконе Великой ц . X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 344), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 216). Согласно этим памятникам, служба А. совершалась в к-польской ц. вмч. Георгия в Кипарисии. В большинстве греч. рукописных календарей память А. отмечается 16 июля: в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 545-546), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 454, 461-462) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130). Под этой датой она внесена также в печатные греч. Минеи (Венеция, 1591). Наиболее раннее свидетельство почитания А. на Руси - упоминание святого в рукописях кон. XI - нач. XII в. под 17 июля в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого. С. 274) и в последовании с каноном Иосифа Песнописца под 16 июля в служебной Минее (РГАДА. Тип. 121. Л. 1-2об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный под 17 июля в нестишной Пролог (древнейшие списки 1-й пол. XIV в.- РГАДА. Тип. 173. Л. 165; Тип. 174. Л. 120об.). В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено юж. славянами в составе Стишного Пролога. Пространное житие (BHG, N 197) переведено на слав. язык не позднее XII в., один из старших рус. списков в Волоколамской Минее XV в. (РГБ. Вол. 598). В ВМЧ помещены пространное житие и 2 проложных жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 317 (2-я паг.)).

http://pravenc.ru/text/77086.html

Е. А. Заболотный Славяно-русское почитание В славяно-русской традиции переводы пространных Житий М. неизвестны. Для нестишного Пролога был сделан перевод Жития под заглавием «Събрание и память, иже в Мартирополии, мощи святых мученик, и Маруфа епископа» (РНБ. Соф. 1324. Л. 150а-в, рубеж XII и XIII вв.), который соответствует по содержанию Житию из греч. Синаксаря Vat. gr. 2046, XII в., Fol. 172c - 173a, а текстам Минология имп. Василия II (PG. 117. Col. 316-317) и Синаксаря К-польской ц. (SynCP. Col. 469-470) - лишь частично. Упоминания М. нет в Лобковском Прологе 1262 или 1282 г. и Псковском Прологе 1313 г. Память и Житие М. отсутствуют и в пространной редакции нестишного Пролога. Однако в XIV в. краткое Житие М. и двустишие этому святому были переведены из греч. Синаксаря семейства М (по классификации И. Делеэ) и внесены в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 40). Из стишных Прологов это Житие было включено в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 483 (1-я паг.)). Свт. Димитрий Ростовский дает краткую житийную заметку о М. (Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 522 об.), издатели нач. ХХ в. соч. «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» приводят более полный текст (ЖСв. Февр. С. 305-306). Кроме того, в обиходе сложилась благочестивая традиция молиться М. при бессоннице и во избавление людей и животных от злых духов. Ист.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога кр. ред.) за сент.-февр./Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1: Текст и коммент. С. 764-765. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 45; Прокопенко Л. В. Состав и источники Пролога за сентябрьскую половину года по спискам XII - нач. XV вв.//Лингвист. источниковедение и история рус. языка: 2006-2009. М., 2010. С. 297. О. В. Л. Иконография Одно из ранних изображений М. представлено на миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1610. P. 405, 1-я четв. XI в.). Епископ показан на фоне сложного архитектурного строения совершающим каждение у саркофага Мартиропольских мучеников, рядом - 3 разновозрастных клирика со свечами в руках. М. седовлас, у него недлинная, немного сужающаяся книзу борода; облачен в фелонь, с омофором, голова не покрыта. Его фронтальный образ в крещатой фелони, с разведенными в стороны руками (правой благословляет, в левой держит Евангелие) помещен в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в мон-ре Ставроникита на Афоне (1546, мастер Феофан Критский). Тем не менее изображение М. не получило распространения в восточнохрист. искусстве, а также, несмотря на наличие образа в афонском мон-ре, не нашло отражения в греч. Ерминии (ок. 1770-1773) иеромонаха-афонита Дионисия Фурноаграфиота.

http://pravenc.ru/text/2562488.html

Мученики Кирик и Иулитта. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий Апокрифическое Мученичество К. и И. сохранилось на греч. языке в неск. редакциях (BHG, N 313y, 313z не опубликованы, за исключением молитвы К.- Gressmann. 1921. S. 24-26). Этот апокриф упомянут в приписываемом папе Римскому Геласию I (492-496) «Декрете о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах» (окончательная редакция этого каталога относится к нач. VI в.). Апокрифическое Мученичество получило широкое распространение и было переведено на латинский (BHL, N 1802, изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 28-33; BHL, N 1803-1808), сирийский (BHO, N 194; Bedjan. Acta. T. 3. P. 254-283; История мученичества Мар Курйакуса и Йолиты. 2009), коптский ( Husselman. 1965), армянский (BHO, N 193), арабский ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 500-501; Catalogue des manuscrits arabes. P., 1972. Pt. 1: Troupeau G. Manuscrits chrétiens. T. 1. N 148, 286; 1974. T. 2. N 4775), эфиопский (с прибавлением описаний 9 чудес К. и кратких молитв-величаний в честь К. и И.: Gr é baut. 1912. P. 113-121), согдийский ( Sims-Williams N. Cyriacus and Julitta, Acts of//EIran. Vol. 6. Fasc. 5. P. 512), славянский ( Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 582-583) и др. языки. В 1-й пол. VI в. Иконийский еп. Феодор по просьбе еп. Зосимы, недовольного содержанием апокрифа, начал разыскивать подлинное Мученичество Кирика и Иулитты, но не нашел его. Со слов старожилов Маркиана и Зинона, слышавших рассказ о К. и И. от их родственников, еп. Феодор записал сведения об этих мучениках и включил их в свое Послание, к-рое известно в неск. редакциях: BHG, N 315 (изд.: Sanctorum Cyrici et Julittae Acta Graeca. 1882. P. 201-207), BHG, N 315b, BHG, N 316 (изд.: Mai. NPB. Vol. 6 (2). P. 417-418; PG. 120. Col. 165-172), BHG, N 317 (изд.: Combefis F. Illustrium Christi Martyrum Lecti Triumphi. P., 1660. P. 231-241; ActaSS. Iun. T. 3. P. 25-28). Это послание было переведено на латынь (BHL, N 1801; изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 23-24), славянский ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 312 (2-я паг.)), грузинский и др. языки. На основе Послания еп. Феодора Иконийского было составлено Мученичество Кирика и Иулитты (BHG, N 314, изд.: Sanctorum Cyrici et Julittae Acta Graeca. 1882. P. 194-200), к-рое в свою очередь стало источником Мученичества (BHG, N 318e) в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (изд.: Laty š ev. Menol. Fasc. 2. P. 173-176). Кроме того, К. и И. посвящены Похвалы (BHG, N 318 и BHG, N 318b), написанные Никитой Ритором (изд.: Halkin. 1987/1989) и Сисинием, патриархом К-польским.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР († После 867), прп. Галатийский (К-польский) (пам. 9 окт.), чудотворец, воин. Источники сведений о П. скудны; существует сказание, изданное И. Делеэ в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), и неск. его вариаций (SynCP. Col. 121-124). В Римском Мартирологе память П. отсутствует. Синаксари сообщают, что П. род. в правление имп. Феофила (прп. Никодим Святогорец уточняет: в 829) в мест. Гина близ Гангр (М. Азия, пров. Галатия) в семье Феофила и Евдокии и был назван Львом (в рус. «Житиях святых» - Леонтием). Лев служил в армии (вероятно, в К-поле), в возрасте 25 лет его красота, высокий рост и исключительная доблесть обратили на себя внимание императора - он был возведен в звание комита. В синаксарях упоминается о включении П. в число имп. гвардии - экскувиторов. Согласно синаксарному повествованию, Лев недолго находился на военной службе и в результате размышлений о суетности мира принял решение стать монахом. Он удалился в мон-рь Дафнон (Дафнеон, близ Антиохии ), в к-ром при постриге получил имя Петр; оттуда он отправился на Олимп Вифинский, где подвизался продолжительное время, воздерживаясь от пищи иногда до 3 недель. После Олимпа П. отправился в паломническое путешествие: посетил Атталию и Лаодикию, где пребывал в послушании у местных подвижников, а также дошел до Св. земли, чтобы поклониться важнейшим христ. святыням. Точная последовательность его странствий неизвестна, но они были сопряжены с большим количеством опасностей; нек-рое время П., по-видимому, пребывал в араб. плену. Наконец П. возвратился на Олимп. Слава о его подвигах достигла имп. Василия I Македонянина , и тот пригласил П. в основанный им мон-рь св. Фоки на Босфоре, где собрались известные своей ревностью подвижники (прп. Никодим относит это событие к 867). П. принял приглашение императора и был поставлен игуменом мон-ря, в к-ром и скончался, по сообщению синаксарей, «в глубокой старости». Память П. со сказанием включена в славяно-рус. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 32-33); впосл. сказание о П. было внесено в ВМЧ свт. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90 (1-я паг.)). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 317-318; Димитрий Ростовский, свт. Четьи-Минеи. К., 1764. Т. 1. Л. 199 об.; ЖСв. Окт. С. 228-229. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 269; Janin R. Pietro il Galata//BiblSS. Vol. 10. Col. 696-697. П. А. Пашков Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ (XIV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах (пам. 8 янв., 28 авг. - в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Кивево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/2580110.html

Вып. 3. Стб. 201-205) и «Славянские рукописи Британского музея в Лондоне и Бодлейской библиотеки в Оксфорде» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 233-236) Срезневского; «Камни, хранящиеся во Владимирском Успенском соборе» К. Н. Тихомирова (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 369-370); «Описи свияжского Богородичного мужского монастыря, составленные в 1614 г.» Н. И. Суворова (Там же. Вып. 6. Стб. 548-589); «План Новгорода на иконе Знамения Божией Матери в Новгородском Знаменском соборе» И. И. Горностаева (1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 145-150); «Сведения о доме в Москве, принадлежавшем в XVII в. боярину Н. И. Романову» П. П. Пекарского (Там же. Вып. 4. Стб. 258-259); «О старинных русских мерах протяжения» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 258-274), «Разбор прописи на Мстиславовом Евангелии» (Там же. Стб. 275-284), «О значении царского титула до принятия русскими государями титула императорского» (1877. Т. 8. Вып. 3. Стб. 193-218; Вып. 5. Стб. 449-477; 1880. Т. 9. Вып. 2/3. Стб. 201-271) и «О размерах Большого Чертежа» (1884. Т. 10. Вып. 2. Стб. 118-130) Д. И. Прозоровского; «О времени написания фресков Киево-Софийского собора» прот. П. Г. Лебединцева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 67-71); «Греческая икона 1771 г., изображающая г. Иерусалим с окрестностями» (1884. Т. 10. Вып. 1. Стб. 35-44) и «Составление первого руководства по церковной археологии» (Там же. Вып. 2. Стб. 93-118) прот. К. Т. Никольского ; статьи А. Ф. Бычкова, Н. А. Абрамова, К. И. Невоструева и др. Серию статей по филологии Византии опубликовал Г. С. Дестунис : «Ватопедский снимок Птолемеевой географии» (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22), «Объяснение стихов на Византийском складне» (Там же. Вып. 4. Стб. 229-232), «Заметки на ватопедский список географии Страбона» (1861. Т. 3. Вып. 1. Стб. 29-32) и др. В неск. томах печаталась известная работа Срезневского «Из обозрения глаголических памятников» (Там же. Стб. 1-18; Вып. 3. Стб. 185-198; Вып. 6. Стб. 437-457; 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 1-16; Вып. 2. Стб. 93-119; Вып. 3. Стб. 197-201; Вып. 4. Стб. 273-308; Вып.

http://pravenc.ru/text/293864.html

1. С. 14). На церковно-общественные темы активно писали прот. Н. Боголюбов («К вопросу о составе имеющего быть Собора Всероссийской Церкви» (1906. 1. Стб. 8-12)), прот. Н. Спасский («Духовенство и политика» (1906. 6. Стб. 153-155), «Вопрос о созыве Всероссийского Собора» (1906. 48. Стб. 1337-1340)), М. Подольский («Современные церковные вопросы: (Обзор духовных журналов)» (1906. 10. Стб. 269-280; 16. Стб. 421-430)), свящ. А. Г. Альбицкий («По вопросам жизни: Христианство и социализм» (1906-1907)), еп. сщмч. Макарий (Гневушев) («Кто среди нас друзья немцев» (1916. 25. Стб. 460-462), «Общественная деятельность пастырей Церкви» (1916. 50. Стб. 772-774; 1917. 2. Стб. 31-33, публикация не закончена)) и др. Множество публицистических статей и заметок печатались анонимно или были подписаны криптонимами (напр., «Русское революционное движение» (1906. 3. Стб. 65-71), «Церковь и культурно-историческое движение» (1906. 20. Стб. 533-538; 21. Стб. 559-564)). Член Гос. думы свящ. А. Г. Бельский в 1912-1916 гг. печатал свои отчеты под рубрикой «Из Таврического дворца», а также опубликовал ряд статей на церковно-общественные темы («К вопросу об обеспечении духовенства казенным жалованьем» (1913. 39. Стб. 1024-1028; 40. Стб. 1043-1046), «Церковные вопросы в Гос. Думе» (1916. 22. Стб. 417-419) и др.). Собственно богословских статей было немного (напр., «Творение и искупление» прот. Н. Боголюбова (1906. 22. Стб. 589-594; 23. Стб. 613-619; 24. Стб. 637-644; 25. Стб. 672-675; 26. Стб. 709-713; 27. Стб. 738-744; 28. Стб. 768-772). В 1912-1917 гг. печатались воспоминания свящ. Владимира Тенищева, а в 1914-1916 гг.- «Воспоминания старого профессора» А. Л. Катанского. В 7 за 1917 г., содержащем только неофиц. часть, был опубликован царский манифест об отречении, в последующих номерах нет разделения на офиц. и неофиц. части (кроме 2 и 3 за 1918 г., где офиц. часть помещена в конце журнала). В редакционных и авторских статьях декларировалась лояльность к Временному правительству и выражались надежды на обновление церковной жизни (напр., в анонимной ст.

http://pravenc.ru/text/2565208.html

2970 Лаврентьевская лет: «В лто 1036 иде рославъ Новугороду и посади сына своего Володимера Новгород епископа постави Жидту» (В год 1036 поехал Ярослав в Новгород и посадил (на княжение) сына своего Владимира в Новгороде. Епископа поставил Жидята [Луку]) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 150–151) Дата преставления различается в Никоновской и в Софийской первой лет.: 1059 и 1060 гг. соответственно. В числах оба источника сходятся – 15.10 (ПСРЛ. Т. 9. С .91; Т. 6. Стб. 183). Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2971 По Никоновской лет., дата хиротонии – 1060 г., по Софийской – 1061 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 92; Т. 6. Стб. 184) Предпочтительной кажется вторая дата: временной интервал до поставления следующего епископа должен быть значительным. О насильственной смерти еп. Стефана в Софийской лет. говорится следующее: «И иде владыка Стефанъ въ Киевъ, и тамо свои холопи удавиша его». Дата в обоих случаях одинакова – 1068 г. (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 189; Т. 9. Стб. 96). 2972 Упоминается в 1071 г. в связи с мятежом язычников в Новгороде (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 196. Т. 9. Стб. 99 и др.). Дата преставления – 1077 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 18), причем в приложении к лет. указано, что скончался, покусанный собственным псом (Там же. Стб. 473). 2973 Первая дата по Никоновской лет. – ПСРЛ. Т. 9. Стб. 109. Местночтимый святой Новгородской епархии. 2974 Дата поставления – по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 125). Дата преставления – 31.01.1109 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 203), 01.01.1109 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141), 15.01.1109 (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 218). Дата в списке считается общепризнанной. Память – 31.01, 30.04, 14.05. 2975 Дата поставления различается – 1108 г. в Никоновской, 1110 г. – в Софийской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141; Т. 6. Стб. 218). Противоречие разрешает Новгородская Первая лет.; «В лто 1110. Прииде в Новъгород архиепископъ Иоанн, мсяца декабря въ 20» (ПСРЛ. Т. 3. С. 203). (В год 1110 прибыл в Новгород архиепископ Иоанн, 20 декабря). Полагаем, что поставление относится к 1110 г. «Въ лто 6638 Въ се же лто отвьржеся архепископъ Иоанн Новагорода» («В этот год отвергся архиепископ Иоанн Новгорода») (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473; Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Личный состав служащих в духовно-учеб. заведениях Таврической епархии в 1903-1904 уч. г.//Таврические ЕВ. Ч. офиц. 1903. 21. С. 1406-1426; Последние дни пребывания в Симферополе бывш. инспектора семинарии иером. Лаврентия и его отъезд к новому месту служения//Таврический церк.-обществ. вестн. Симф., 1912. 9. С. 374-380; 10/11. С. 422-423; Определения Св. Синода//ЦВед. 1912. 10. С. 61; Высочайшие повеления//Там же. 1917. 6. С. 33; Отъезд депутации от Братства//Вестн. Виленского правосл. Св.-Духовского братства. 1913. 5(143). С. 114; Новые духовные академии//Там же. 1914. 7/8(169/170). С. 156; Ивановский В. Отчет о деятельности состоящего под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Виленского правосл. Св.-Духовского братства за 1913 г.//Там же. 19(181). С. 406-409; Наречение архим. Лаврентия во епископа//Нижегородский церк.-обществ. вестн. 1917. 6. Стб. 97; Хиротония//Там же. Стб. 97-98; Назначение преосвященного Лаврентия//Там же. Стб. 98; Духовенство и новый строй//Там же. 7. С. 109-113; Телеграмма высокопреосв. Иоакима//Там же. Стб. 113; Молебен в кафедральном соборе//Там же. 8. Стб. 126; Собрание городского духовенства//Там же. 10. Стб. 157-161; Собрание ревнителей православной веры//Там же. 11. Стб. 185; Пастырское собрание//Там же. 12. Стб. 200; Общее собрание Спасо-Преображенского братства//Там же. 13. Стб. 219; Управление Нижегородскою епархиею//Там же. 14. Стб. 139; Спасо-Преображенское братство//Там же. Стб. 140; Епархиальный съезд//Там же. 16. Стб. 182-184; Епархиальный съезд//Там же. 24. Стб. 319-320; Порфирьев А. А., прот. Вниманию отцов благочинных//Там же. 25. Стб. 338-339; Собрание законоучителей и родителей учащихся//Там же. 29. Стб. 406-407; Собрание духовенства и мирян//Там же. Стб. 408-409; Предвыборное собрание//Там же. 32. Стб. 467-468; Священный Собор Правосл. Рос. Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. 3-я сессия/Сост.: А. Г. Кравецкий, Г. Шульц. М., 2000. С. 148; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов/Ред.: прот. В. Н. Воробьев; отв. сост.: Н. А. Кривова. М., 2000. С. 456.

http://pravenc.ru/text/Лаврентий ...

В 1859 г. в связи со смертью П. С. Савельева прекратилась работа над ЗРАО, а ИРАО стали основным изданием об-ва, их объем увеличился, качество статей повысилось. В издании публиковались архим. Макарий (Миролюбов ; впосл. архиепископ Донской) («Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение» (1861. Т. 2. Вып. 2. Стб. 84-102), «Вклады Годуновых в Ипатьевский монастырь» (1861. Т. 3. Вып. 3. Стб. 231-237), «Надписи на церквях по г. Ярославлю» (1868. Т. 6. Вып. 1. Стб. 17-24), «Указания на церковные древности в некоторых епархиях» (Там же. Стб. 24-30)), архим. Антонин (Капустин) («О разрытиях внутри российско-посольской церкви в Афинах» (1861. Т. 2. Вып. 3. Стб. 129-145)), архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев ; впосл. епископ Угличский) («Выписка из подробной описи имуществу Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 1680 г.» (1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 25-60), «О греческих миниатюрах, находящихся на 14-ти листах из Евангельских чтений в Императорской Публичной библиотеке под 20, X в.» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 241-249)), Чигиринский еп. Порфирий (Успенский) («Известие о глаголической Псалтири, хранящейся в библиотеке Синайского монастыря» (1865. Т. 5. Вып. 1. Стб. 19-20)), архим. Леонид (Кавелин) («Церковный устав XVI ст.» (Там же. Вып. 3. Стб. 137-143), «Замечательная припись к Евангелию, напечатанному в Вильне в 1575 г.» (1884. Т. 10. Вып. 3/6. Стб. 266-269), «Два акта XV в. с объяснительными к оным примечаниями» (Там же. Стб. 269-274), «Записка, как служил Феофан патриарх Иерусалимский литургию с русскими митрополиты с Казанским Матвеем и со архиепископы (1619 г.)» (Там же. Стб. 274-278) и др.). Многочисленными были работы по визант. и древнерус. церковному искусству и быту: «Изображение прп. Ильи Муромца, чудотворца Печерского, на гравюре XVII в.» (1861. Т. 3. Вып. 2. Стб. 122-126), «Голосники в древних новгородских и псковских церквях» (Там же. Стб. 126-142) и «Замечания о миниатюрах Остромирова Евангелия» (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 324-334) Стасова; «Надпись в Нередицкой церкви близ Новгорода до 1200 г.» (Там же.

http://pravenc.ru/text/293864.html

«Духовенство и новый строй» 7. Стб. 109-113), заметке Н. П. «Русский язык за богослужением Православной Церкви» 13. Стб. 209-210)). Активно велась полемика с социалистическими идеями: «Взгляд марксизма на происхождение религии и критический разбор его» А. Советова 14. Стб. 131-133; 30. Стб. 425-426, публикация не завершена), «Партии социалистов и христианская Церковь» С. Л. 19. Стб. 228-230), «Социализм и христианство» А. С. Глинки-Волжского 32. Стб. 459-464), «Отношение социализма к христианству» 24. Стб. 313-314) и «Отношение «Красного знамени» к вере православной» (1918. 2. Стб. 19-22) прот. Н. Спасского. Церковно-исторический интерес представляют заметка члена Всероссийского церковного Собора свящ. К. В. Веселитского «С церковного Собора» (1917. 31. Стб. 452-453) и статья В. Демидова «Кровавая неделя в Москве и участие Всероссийского церковного Собора в народном умиротворении» (1917. 34. Стб. 492-496). В 1917 г. были напечатаны послания Собора 27. Стб. 359-361; 29. Стб. 399-401), воззвания Союза христианского единения 29-32), а в 1918 г.- послание патриарха Тихона от 19 янв. 2. Стб. 28-29) и «Устав христ. единения за Веру и Родину» 2. Стб. 33-36), что, вероятно, и послужило поводом к прекращению издания. В качестве приложений к «Н. е. в.» и «Н. ц. о. в.» издавались: разрядные списки учеников нижегородских ДС и духовных уч-щ, списки лиц, служивших в духовно-учебных заведениях епархии, отчеты о состоянии церковных школ, ежегодные отчеты о деятельности братства Св. Креста, ведомости епархиального училищного совета, отчеты благотворительных учреждений, журналы съездов духовенства, книготорговые каталоги и т. п.; также были опубликованы воззвание еп. Макария (Миролюбова) к жителям Н. Новгорода «по случаю бывшего убиения евреев и разорения их жилищ» (1884), воспоминания еп. Иеремии (Соловьёва) об архиеп. Иннокентии (Борисове) (1885), опись книг и рукописей, поступивших в церковное древлехранилище при семинарии (1886), отчет епархиальной церковно-археологической комиссии (1890), «Беседы» свт.

http://pravenc.ru/text/2565208.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010