183–185), вовсе не имеющиеся в Книге о вере. Главы Кирилловой книги пятнадцатая и шестнадцатая буквально сходны с Книгой о вере, только имеющийся в последней трактат в конце 16 главы о субботнем посте и о папе (ч. 2, с. 163–181) вовсе не вошел в Кириллову книгу. Глава 24 Кир. кн. и 7 гл. Книги о вере сходны буквально. Точно так же две обширные главы Кирилловой книги 34 – «о опресноках и агньце» и 35 – «о применении дней и праздников» представляют из себя дословное переложение из указанного выше сочинения священника Василия Острожского. То же нужно сказать и о характере всех других указанных выше заимствований из южнорусских сочинений. 15 Дьякон Федор говорит: «Книга о вере правой, в нейже о истинном Дуст, особная глава... и сия Книга о вере правой писана некоим игуменом Нафанаилом благочестивым Михаиловскаго (киевского) монастыря на униятское отступление и на Москве в печать издана повелением царевым и тщательством благаго духовника его Стефана Вонифантьевича, благовещенскаго нашего протопопа, во время благочестивое и тихое» Материалы по истории раскола за первое время его существования. 1881, т. 6, с. 143. 16 C. Медведев. Оглавление книг, кто их сложил//Чтения в Обществе истории и древностей российских. , 1846, кн. 3, отд. 4. 18 Грамматика славянская Мелетия Смотрицкого была напечатана в первый раз в Евю, в 1618 году, и затем снова была напечатана тоже в Евю и в Вильне в 1619 году В. M. Ундольский. Очерк славяно-русской библиографии., 1871, 222, 225, 226, стб. 32–33. 19 Малый Катихизис Петра Могилы , напечатанный в Киеве в 1645 году, носит заглавие: «Собрание короткой науки о артикулах веры православно-кафолической христианской». В нем (с. 25–26) учение о крестном знамении изложено так: «Пытанье: яким способом знак креста святаго на себе класти маем? Отповедь: рукою правою три палци зложивши, знак креста святаго зачинай на челе, а кладучи мови: во имя Отца; потом тыиж палцы на перси мовячи: и Сына; потом на правое раме кладучи, мове: и Духа; потом на левое раме кладучи, мове: Святаго; кладучи на себе крестное знамение мове: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго, кончати тым словом – аминь». Между тем в Московском Катихизисе учение о перстосложении изложено (л. 16 об. и 17) так: «Совокупити три персты правыя руки (сиречь великаго и малаго и третиего, что подле малаго); в них же исповедуем таинство божественную триех ипостасей: Отца и Сына и Святаго Духа, единаго Бога в триех лицех. Два же перста (вышний и средний) протянути и сим показуем тайну самого Господа нашего Иисуса Христа, яко совершен Бог и совершен человек бысть нашего ради спасения. И тако, сложивши персты, полагаем первое руку на чело...» и т.д. Это учение о перстосложении в катихизисе 1648 года изложено не по катихизису Петра Могилы , а по Книге о вере, напечатанной в Москве 1648 года (в 9 главе).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАФОКЛИЯ [Агафоклика; греч. Αγαθκλεια - благославная, лат. Agathocleia, Agathoclia, Agamhoclica], мц. (пам. 17 сент.); время и место мученичества неизвестны. Сказания об этой мученице имеются во многих греч. синаксарях в неск. вариантах. По одной версии, А. была служанкой некоего христианина Николая и его жены-язычницы Павлины. 8 лет А. сносила ненависть своей госпожи, к-рая, заставляя отречься от Христа, истязала ее побоями, морила голодом, заключила в темницу и приказала отрезать язык. За твердое исповедание христ. веры А. приняла мученическую кончину на костре. По др. версии, Николай и Павлина были отступниками от Христа, вернувшимися к язычеству и принуждавшими свою служанку последовать их примеру. Причинив А. многочисленные страдания, Павлина собственноручно умертвила мученицу железным копьем. В слав. Прологе Павлина неизвестно почему названа арианкой. В более позднее время А. считалась испанкой, м. б., потому, что являлась покровительницей г. Мекиненсы в Арагоне (Сев.-Вост. Испания). Краткое житие святой было переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие А. было включено под 17 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 43). Гимнография В Типиконе Великой ц. (IX-X вв.), Петровом Синаксаре и нек-рых др. источниках указана память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286). Из греч. рукописи XI в. (Sin. Gr. 552), хранящейся в б-ке мон-ря вмц. Екатерины на Синае , известна служба А. (Fol. 147-151v), не вошедшая в печатные Минеи, с анонимным каноном в честь этой мученицы (1-го гласа «Λγον τν συνναρχον» - Ταμεον. Ν 57. Σ. 46). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей последование А. не совершается, однако в афинской печатной Минее сохранился ямбический стих святой (Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 212). Иконография

http://pravenc.ru/text/63238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ Мученики Акепсим, Иосиф и Аифал. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Мученики Акепсим, Иосиф и Аифал. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 3 нояб., греч. 22 апр.). В конце великого гонения при шаханшахе Шапуре II (309-379) 80-летний старец А., еп. из Хенайты (Наессона), гористой местности в сев.-вост. части Адиабены (в верховьях Б. Заба), был схвачен и доставлен в Арбелу вместе с пресв. Иосифом и диак. Аифалом (Айталлахой). Там их допросил сасанидский наместник, приказавший затем заковать мучеников в цепи и отправить в Мидию (сев.-зап. обл. державы Сасанидов). После 3 лет, проведенных в темнице в страданиях от ран, голода и жажды, узники предстали перед судом мобедан-мобеда (верховного зороастрийского жреца) Адуршапура, к-рый вынес А. смертный приговор. Казнь через усечение мечом свершилась в окт. 378 г. Дочь царя Армении, пребывавшая в качестве заложницы в одной из мидийских крепостей, усыпив бдительность охраны, похитила тело священномученика и с почестями предала земле. Иосифа и Аифала Адуршапур также не смог принудить к отречению от веры и переправил их мобеду Адиабены, распорядившись, чтобы непокорных христиан забили камнями их же единоверцы. После новых допросов и истязаний со стороны властей Иосиф был насмерть забит камнями в Арбеле. Благочестивая горожанка, отказавшаяся от участия в экзекуции, разделила судьбу мученика. Тем же способом в 379 г. в ставке наместника провинции Бет-Нухадра был умерщвлен диак. Аифал. Над честными останками мучеников совершались многие чудеса. В версии жития, к-рую приводят болландисты , фигурирует св. Снандулия , навещавшая в тюрьме Иосифа и Аифала. А. и его сподвижники были последними жертвами страшных преследований персид. христиан, продолжавшихся в течение 40 лет, когда, по утверждению Созомена , погибло 16 тыс. чел. Пространное житие святых мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. пространное и краткое жития включены под 3 нояб. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 129-130). Гимнография

http://pravenc.ru/text/63854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРД [Греч. Πρδος; лат. Pardus] (VI в.), прп. Палестинский (пам. 15 дек.). В «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 101) говорится, что святой происходил из Рима, в юности был погонщиком мулов. Однажды он отправился в Иерихон и остановился на постоялом дворе. Мулы, оказавшись без присмотра хозяина, насмерть раздавили мальчика. Удрученный этим событием, П. удалился в некий мон-рь у Арнона (возможно, р. Арнон, ныне Эль-Мауджиб, Иордания), где, вероятно, принял монашеский постриг. Оплакивая кончину мальчика, он непрестанно говорил, что был причиной смерти невинного ребенка и на Страшном Суде будет осужден как убийца. Каждый день святой ходил в расположенное неподалеку логово льва, бил и раздражал зверя, чтобы тот растерзал его. Однако лев не причинял П. никакого вреда. Тогда святой лег на тропе, по к-рой зверь обычно ходил на водопой, думая, что лев заметит его и поглотит. Но лев спокойно перешагнул через П. После этого отшельник понял, что Бог простил его прегрешение, он возвратился в свою обитель и до конца дней пребывал в воздержании, помогая ближним и наставляя их примером собственной жизни. В греч. тексте «Луга духовного» по изданию Ж. П. Миня святой именуется Павлом, место, куда он удалился,- Арон. Имя Пард и местность Арнон фигурируют в лат. переводе, выполненном А. Траверсари в 1628 г. и изданном параллельно с греч. текстом в «Патрологии» Миня. В рус. переводе сочинения Иоанна Мосха отражены те же имена и названия, что и в греч. тексте ( Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 122-123). В славянской и русской церковной традиции имя преподобного передается как Пард. Память святого содержится под 15 дек. в Стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в. ( Петков Г. Стишният пролог в старата бълг., сръбска и рус. лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 223). Под этим же числом сказание о П., составленное на основе «Луга духовного», вошло в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 240-241 паг.]). Свт. Димитрий , митр. Ростовский, внес в «Книгу житий святых» память П. под 15 дек. без сказания ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 118 об.). Однако в совр. переработке «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского сказание о святом содержится (ЖСв. Дек. С. 434-435).

http://pravenc.ru/text/2579020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Сщмч. Авраам, еп. Арбельский. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) († между 344 и 352), сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.), еп. Арбельский [Арвильский]. Вскоре после того, как сщмч. Иоанн , еп. Арбелы (Сев.-Зап. Персия), мученически окончил жизнь в гонение, начатое в 340 г. шаханшахом Шапуром II (309-379), его преемником стал А., к-рый также подвергся преследованиям и был вынужден предстать перед верховным жрецом огня в обл. Адиабена . Когда священномученик отказался отречься от Христа и поклониться солнцу, его избили палками, а затем отрубили голову в мест. Телем. Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык, видимо сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие святого внесено под 4 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 447). Иконография Мученическая кончина А.- усечение главы - изображена на миниатюрах рукописей Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 372) и Минология XI в. (ГИМ. Син. Греч. 183. Л. 10 об.). Полуфигурное изображение святого представлено в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 22. Февр. 4), описывает А. как старца с длинной широкой бородой. Лит.: ЖСв. Февр. С. 64; Bedjan. Acta. P., 1895. T. 4. P. 130-131; Delehaye H. Les versions greques des actes des martyres persans sous Sapor II//PO. T. 2. P. 412, 450-452; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 75. Иконогр.: Kaster K. C.//LCI. Bd. 5. Sp. 9; MenolBas. Tav. 372; Ерминия ДФ. С. 413; Тренев Д. К. , Попов Н. Д. Миниатюры греческого минология XI в. 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. 2, 3; Менолог. C. 274. М. В. Грацианский, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/62858.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская [Катанская] (пам. 5 февр.). Род. в знатной семье в Палермо или Катании (Сицилия). Претерпела мученичество в Катании, вероятно при имп. Деции . Имя этой святой встречается в древнем Карфагенском календаре (1-я треть VI в.). В лат. версии жития, написанной не ранее VI в., рассказывается, что ее преследовал любовными домогательствами сенатор Квинтиан. Отвергнутый благочестивой девушкой, решившей посвятить себя Христу, он обвинил ее в распутстве и заключил в тюрьму. После различных пыток А. была чудесным образом исцелена явившимся к ней ап. Петром . Спустя нек-рое время умерла в тюрьме. Папа Симмах (498-514) основал ц. св. А. на Аврелиевой дороге; свт. Григорий I Великий (590-604) освятил в ее честь готскую церковь в Риме, основал мон-рь святых Максима и А. в Палермо, поместил часть мощей мученицы в ц. св. Стефана на о-ве Капри. Имп. Василий II и его брат Константин VIII в 976-1028 гг. перенесли ее мощи в К-поль, где уже с IX в. существовала ц. во имя мц. А., упомянутая в панегирике А. Патриарха Мефодия . Однако после захвата К-поля латинянами (1204) мощи были возвращены в Катанию, в честь чего там установлен праздник (18 авг.), А. считается главной покровительницей Катании; тогда же часть мощей (рука) была перенесена в Палермо, где это событие отмечается 17 авг. Установлены различные дни почитания и в др. областях; в окрестностях Этны святую почитают заступницей от извержений этого вулкана. Житие А. было широко известно на Западе в пересказе в «Золотой легенде» Иакова из Варацце . Пространное житие святой переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык, по-видимому сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. пространное и краткое жития св. А. под 5 февр. были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 448).

http://pravenc.ru/text/63220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНДР И ЕРМЕЙ Мученичество святых Никандра и Ермея. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас Мученичество святых Никандра и Ермея. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас [Ермий; греч. Νκανδρος κα Ερμεας (Ερμαιος)] (I в. (?)), священномученики (пам. 4 нояб.). Н. был епископом г. Миры Ликийские, Е.- пресвитером в том же городе. Сохранились неизданное пространное Мученичество Н. и Е., возможно, содержащее важные подробности и детали (BHG, N 2295), а также краткие синаксарные сказания, на основании к-рых и составлены все последующие заметки в др. агиографических справочниках. Согласно источникам, Н. и Е. были обращены в христианство ап. от 70 Титом , учеником ап. Павла . Вероятно, отличались глубокой верой и мн. др. добродетелями, т. к. Н. был рукоположен Титом во епископы г. Миры Ликийские, а Е. удостоен священнического сана. Оба являлись горячими проповедниками евангельского учения и обратили ко Христу множество язычников. Вскоре они были схвачены и приведены на суд к комиту (градоначальнику) Мир Ликийских Ливанию. Тот долго пытался склонить Н. и Е. к отречению от веры, но, поняв, что не достигнет цели, приказал привязать мучеников к буйным коням. Палачи долго гоняли коней, так что тела привязанных мучеников обагрились кровью. Но эта смертельная для всех, кто ей подвергались, пытка не привела Н. и Е. к гибели. Увидев, что святые живы, Ливаний приказал бросить их в темницу и морить голодом и жаждой. Однако Господь чудесным образом укрепил мучеников и исцелил их раны. Разъяренный правитель велел строгать их тела железными орудиями, затем бросить в раскаленную печь, но Ангел Господень остудил ее. Тогда обезумевший от бессильной злобы Ливаний велел вбить мученикам гвозди в голову, в сердце и в живот. Еще живых их бросили в яму и засыпали землей - так мученики предали души Господу. Из визант. стишных Синаксарей память Н. перешла в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 28-29) и позже вместе с двустишием и кратким сказанием была включена в славянские стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 13-14). Сказание о Н. и М. вошло в Великие Минеи-Четьи митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 182).

http://pravenc.ru/text/2565286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Св. исп. Агапит. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) (IV в.), исп. (пам. 18 февр., 5 июля), еп. Синадский (Фригийский). О житии А. рассказывает церковный историк нач. V в. Филосторгий (на к-рого, видимо, опирается и «Суда»). Его не следует отождествлять с одноименным епископом Синадским, жившим в нач. V в. Род. в Каппадокии в христ. семье во времена имп. Диоклетиана (284-305). С юных лет встал на путь иноческой жизни, поселившись во Фригии близ г. Синада (совр. Чифут-Кассаба) или Синай (совр. Синав), питался золой и шелухой от бобов, воздерживался от сна, непрестанно изучая Свящ. Писание; стяжав дар чудотворения, истребил молитвой появившегося около мон-ря змия и исцелил одержимую девицу. Узнав, что А. отличался огромной физической силой, имп. Лициний (или, по «Суде», Максимин ) забрал его из мон-ря на военную службу, где святой продолжал чудесно исцелять людей и животных. Нек-рое время А. находился под судом вместе с мучениками Викторином, Дорофеем, Феодулом и Агриппой, был изранен копьями и лишь чудом избежал смерти; когда по его молитвам исцелился слуга имп. Константина Великого , исповедник получил разрешение вернуться на родину. Там он был против воли рукоположен во пресвитера, а после смерти местного архиерея поставлен во епископа. Совершив еще более сотни чудес (изменял направление рек, передвигал горы, воскрешал мертвых, открывал людям их грехи, пророчествовал), А. преставился в мире. Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно трижды было переведено на слав. язык, по-видимому сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. оно включено под 18 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 486-487). Гимнография В визант. Месяцесловах память А. появляется достаточно рано, однако встречается редко и в основном в памятниках к-польского происхождения.

http://pravenc.ru/text/82306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ Прп. (пам. древнерус. 17 янв.). Краткие сведения о М. содержатся в 39-й Проповеди на Евангелия свт. Григория I Великого , папы Римского, где говорится, что М. жил в Ликаонии . Однажды, направляясь из своей обители в др. мон-рь, он увидел на дороге прокаженного, к-рый не имел сил дойти до госпиталя. Проявив сострадание к ближнему, М. завернул больного в плащ и понес на плечах. Настоятель мон-ря издалека узнал приближающегося монаха и велел братии как можно скорее открыть ворота, т. к., по его словам, М. нес Господа. Перед дверями обители прокаженный скинул плащ и явился преподобному в образе Спасителя, сказав, что, как М. не постыдился Его на земле, так же и Он не постыдится его на небе; после этого прокаженный исчез. Когда настоятель мон-ря спросил вошедшего монаха, где больной, тот ответил, что если бы он знал, Кто это был, то удержал бы Его, и добавил, что, неся больного на плечах, он не чувствовал тяжести ( Greg. Magn. In Evang. 39 10). Начиная с XII в. повествование о М. из 39-й Проповеди свт. Григория вошло под 17 янв. в состав древнерус. нестишного Пролога при его дополнении разделом слов и поучений отцов Церкви. Этот же текст содержится в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление. Стб. 403 (1-я паг.)). Впосл. нек-рые переписчики, не видя границы между житийным и поучительным разделами, включали М. в число святых, напр. в Святцы 1621 г. из Коряжемского мон-ря. В совр. календаре РПЦ память М. отсутствует. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Benedetto G. Martirio//BiblSS. Vol. 8. Col. 1303-1304; Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (кр. и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв.//Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 701-745. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МАТРОНА (III-IV вв.), мц. Фессалоникийская (пам. 27 марта; пам. зап. 15 март, 20 февр.; пам. визант. и древнерус. 28 марта) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня)

http://pravenc.ru/text/2562450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ВОИН И АНТОНИНА ДЕВА († 312 или 313), мученики (пам. 10, 9 или 12 июня, 3 или 2 мая). Согласно актам, св. Антонина происходила из городка Вродамна (или Кродамна), местоположение к-рого точно неизвестно и к-рый, вероятно, располагался во Фракии или М. Азии; происхождение А. В. неизвестно. Благочестивая дева Антонина, исповедав христ. веру перед президом (наместником) Фестом в гонение имп. Максимина , была отправлена им в публичный дом. Один из воинов Феста, молодой человек 22 лет А. В., к-рому ангел велел спасти Антонину, нашел ее и, покрыв своим плащом, дал ей возможность уйти, а сам остался вместо нее. Это обнаружили др. воины и донесли наместнику. А. В. исповедал перед ним христ. веру, за что был подвергнут бичеванию. Затем ему и вновь схваченной Антонине после многочисленных истязаний отрубили кисти рук и сожгли обоих мучеников на костре. Не называя ни года, ни места мученичества, акты точно сообщают его день и час: суббота, 2 мая, в 9-м ч. дня (ок. 15 ч.). Мч. Александр Воин. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Александр Воин. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Далее сообщается, что правитель Фест умер через неск. дней, после чего гонение на христиан прекратилось. Римский мартиролог упоминает этих мучеников под 3 мая. Стоящая в синаксарях дата 9 или 10 июня может рассматриваться как дата перенесения мощей мучеников в К-поль. Синаксари упоминают, что А. В. и Антонина особенно почитались в к-польском мон-ре Максимина, где покоились их мощи. Этот мон-рь впервые упоминается в VI в. при имп. Юстиниане I . Канон в честь этих святых был составлен в IX в. Иосифом Песнописцем . Краткое житие мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития включены под 9 и 10 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 217, 223). Иконография

http://pravenc.ru/text/64338.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010