Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЙ († 306), мч. Кесарие-Палестинский (пам. греч. 19, 20 или 22 нояб.). Евсевий Кесарийский сообщает, что имп. Максимин II Дайя в 4-й год гонений на христиан, 20 диоса (нояб.), в пятницу, устраивал в Кесарии цирковые представления в честь своего дня рождения. На арену вывели А., приговоренного к смерти. С ним был и некий раб, осужденный за убийство господина. Раб первым был брошен к диким зверям, однако народ потребовал его пощадить, что император и выполнил, даровав ему свободу. А. предложили отречься от Христа и тоже получить прощение. Но мученик ответил, что ради Христа охотно подвергнется всему, что бы его ни ожидало, и, когда на него выпустили медведя, он сам бросился навстречу зверю, был тяжело ранен и на следующий день скончался в тюрьме. К его телу привязали камень и бросили в море. Этого святого иногда смешивают с одноименным мучеником, пострадавшим вместе со св. Фёклой (пам. 19 авг.). Память святому переведена на слав. язык в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. она под 19 нояб. внесена в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 193). В печатной греч. Минее (Μηναου. Νομβριος. Σ. 234) сохранился стишной ямбический синаксарь этому мученику под 19 нояб. на утрене после 6-й песни канона. Ист.: Euseb. De mart. Palaest. 6. Лит.: SynCP. P. 238; Δουκκης. ΜΣ. Νομβριος. Σ. 427; DHGE. T. 1. Col. 893-95; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 7. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63088.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВДА И АВДИЕС Авда и Авдиéс (IV в.), мученики Персидские (пам. 9 апр., греч. 14, 16 или 17 мая; 28 окт.), епископы. В гонение при шаханшахе Шапуре II (309-379) в Бет-Кашкаре (Вавилония) по доносу собственного племянника был схвачен как рим. соглядатай еп. Авдиес; сатрап Адиабены Ардашир препроводил его в Бет-Лапат на суд брата шаханшаха; вместе с ним были схвачены 38 членов клира: 16 пресвитеров, 9 диаконов, 6 монахов и 7 дев. Все они, оставшись верны вере Христовой, подверглись жестоким мукам, после чего были брошены в темницу, где некая жена кормила их хлебом и водой. Позже к ним присоединились Кашкарский еп. А., свящ. Абдаллах и др. мученики, в т. ч. миряне, среди к-рых были 2 местных христианина, Бархадбешабба и Самуил. Все вместе они подверглись казни через отсечение глав. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь переведено на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. включено под 16 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 170). Гимнография Память этим святым встречается в Типиконе Великой ц. (X–XI в.), Минологии Василия II (Х в.), Петровом синаксаре (XI в.). По рукописным Минеям (Ath. Laur. Δ 45. Fol. 78v - 79v, XI в.) известна греч. служба Авдиесу и А. с каноном (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Георгия (имя автора вписано в богородичны) с алфавитным акростихом (Ταμεον. Σ. 201). В греч. печатных афинских служебных Минеях осталось лишь упоминание об этих святых под 16 мая после 6-й песни канона утрени. Ист.: Bedjan. Acta. P. 325-347. Лит.: Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 80; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 62; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 145. М. В. Грацианский, А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/82427.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (Ок. 350, один из островов Эгейского м.- ок. 430), прп. (пам. 23 или 20 февр., 3 июля, 15 янв.), первый игумен обители акимитов . Вырос в К-поле, после воинской службы принял монашество близ Антиохии у игум. Илии, а через 4 года ушел в пустыню. Проведя там 7 лет, А. К. обратил ко Христу множество язычников во главе с правителем Равулой , впосл. еп. Эдесским, склонил к покаянию и принятию монашества шайку разбойников. В пустыне на Евфрате А. К. основал мон-рь, где собралось почти 400 чел. братии; там он ввел чин беспрестанного круглосуточного пения псалмов, за что мон-рь получил прозвание обители Неусыпающих. После проповеди язычникам на персид. границе А. К. занимался благотворительностью в Антиохии, ок. 420 г. переселился в К-поль, где основал мон-рь акимитов. Его рвение и популярность в народе вызвали неприятие и зависть к-польского клира; вынужденный покинуть город, А. К. основал новый мон-рь в Гомоне, на берегу Чёрного м., где и отошел ко Господу. Житие А. К. было составлено неизвестным автором вскоре после его кончины (ок. 450-460). Пространное житие святого переведено на слав. язык к кон. XI в. Память святому переведена в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. пространное житие (под 19 февр.) и память (под 23 февр.) включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 487-488, 493). Ист.: BHG, N 47; Stoop E. de. Vie d " Alexandre l " Acémète//PO. 1911. T. 6. Fasc. 5. Col. 645-657, 658-702 [греч. текст с лат. пер.]; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 252; ЖСв. Июль. С. 48-67. Лит.: DHGE. T. 1. Col. 274; Janin. Géographie. P. 20 sq. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/64372.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАКИЙ НОВЫЙ Апамейский († 322 или 323), мч. Милетский (пам. 28 июля). В гонение имп. Лициния юный А. Н. предстал на суд императора и по его приказу был подвергнут пыткам. Эпарх Терентий приказал бросить его в котел с кипящей смолой, маслом и жиром, откуда А. Н. вышел невредимым. Вскоре мученик последовал за Терентием в Аполлонию и Апамею, где молитвой сокрушил идолов в языческом храме. После этого А. Н. был передан трибуну Зеликинфию, к-рый приказал поместить мученика после побоев в клетку ко львам. Чудесно избавившись от хищников, А. Н. был вновь избит и ввергнут в печь с кипящей смолой; святой вновь чудесным образом спасся, а Зеликинфий, решивший проверить, не остыла ли печь, сгорел в огне. Переданный на суд правителя Посидония, мученик был в оковах отправлен в Милет, где по его молитве упали и разбились статуи богов. Когда А. Н. был обезглавлен, из раны чудесным образом истекли кровь и молоко. Тело мученика было погребено пресв. Леонтием в г. Синнада (Фригия), на земле знатного горожанина Доримедонта, пострадавшего затем вместе со св. Трифоном . Гимнография Память А. Н. довольно редко встречается в визант. Месяцесловах . Она зафиксирована в памятниках X-XI вв.- Минологии Василия , Типиконе Великой ц. , Петровом синаксаре (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 227), отмечена в печатных греч. и слав. Минеях . Память об обретении мощей А. Н. переведена на слав. язык в составе Стишного Пролога в 1-й пол. XIV в. В XVI в. внесена под 15 сент. в ВМЧ. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 40). Служба этому святому неизвестна. Лит.: SynCP. P. 852-854; ЖСв. Июль. С. 644-645; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 21. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/82541.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕВ МАНДРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Лев Мандрский (греч. Λων ο εν τη Μνδρα), преподобный . Память 11 июля (Греч.) Сведений о времени и месте жизни прп. Льва не сохранилось. Память прп. Льву и посвященное ему двустишие содержатся в византийских стишных Синаксарях, которые сообщают лишь то, что Лев подвизался в Мандре и скончался в мире ( " иже в ограде миром скончасе " ). Иером. Макарий Симонопетрский считает, что речь идет о Мандре - монастыре, возникшем рядом со столпом прп. Симеона Столпника, но впоследствии этот термин стал использоваться в переносном значении и мог относиться к любому монастырю как к " ограде духовного стада " (греч. μνδρα - загон, ограда). Из византийских Синаксарей сведения о прп. Льве попали в " Синаксарист " прп. Никодима Святогорца , а также в славянские стишные Прологи и из них - в Великих Минеях Четьях . В современный календарь Русской Православной Церкви память прп. Льва не включена. Литература Использованные материалы   Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишният Пролог. Пловдив, 2013. Т. 11. С. 29-30   Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 309 (2-я паг.) Редакция текста от: 24.07.2021 19:05:29 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680578.h...

проф. Констанция Карасар С нами Бог. Пособие по катехизации для детей среднего школьного возраста 11–12 лет. Часть 1. Уроки 1–18 Источник 1. Страна Библии Священное Писание повествует о Боге и Его народе. Мы узнаем о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием. Будем вместе читать о Его жизни и учении, познакомимся со страной, где Он жил, где была написана Библия . Постараемся понять получше, что говорит нам Господь, чего Он ожидает от нас: того, чтобы и мы последовали Его словам и Его жизни.     Поиск нужного места в Священном Писании Когда мы хотим указать какое-либо место в Библии , мы даем сноску, которая вот как выглядит: Быт.12:1–3 . Начальное слово указывает на ту книгу Священного Писания, где данное место находится. Первое число определяет главу из этой книги, а последующие числа стихи из данной главы. Попробуйте найти указанное место, вложите между страниц закладку, чтобы его сразу можно было отыскать. Найдите еще несколько мест, прочтите и заложите их закладками: Быт.2:4–14 ; Быт.11:31–32 ; Быт.12:4–10 ; Быт.21:1–3 Библия – очень большая, в нее входит много книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Нужную книгу можно найти по оглавлению. Оглавление Ветхого Завета находится в самом начале Библии , а оглавление Нового Завета хорошо отметить для удобства закладкой. Начало и обетование «Пойди из земли твоей, от родства твоего и от дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе ». «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение... и благословятся в тебе все племена земные». Так сказал Бог человеку по имени Аврам. Позже Он дал ему новое имя – Авраам, означающее «отец множества народов». Бог избрал Авраама прародителем и вождем народа Божия. Мы можем прочесть слова Божии, обращенные к Аврааму, в первой книге Ветхого Завета 1 . Откройте эту книгу и напишите здесь ее имя: Обетование Божие Своему народу Жизнь Авраама и на самом деле явилась началом. Бог назвал его первым патриархом или «отцом народа» израильского. Следом за Авраамом, его сыном Исааком и внуком Иаковом (Израилем) многие поколения людей получали Божие обетование – о том, что Он спасет народ Свой от греха и смерти, отравивших земное существование. Спустя столетия Иисус Христос – Сын Божий, потомок праотца Израилева Авраама – пришел, чтобы родиться на земле как наш Господь и Спаситель. Он принес новую, возрожденную жизнь всем. Авраам вверяет себя Богу

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Благочестие и праведность от закона имели поэтому величайшее значение для веры. Оглавление всего закона – как нравственного, так и обрядового, призывная, так сказать, хартия закона, обнимающая собой все заповеди, отдельные правила и постановления, заключается, без сомнения, в следующих словах закона: Внимай и слушай, Израиль! Слушай гласа Господа, Бога твоего, и исполняй все заповеди Его и постановления Его ( Втор.28:9–10 ); «Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе» ( Втор.12:28 ): «Я Господь, Бог твой» ( Исх.20:2 ; Втор.5:6 ); «слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ). Иисус Христос на вопрос книжника: «Какая есть первая всех заповедий?» – ответил.: «...первейши всех заповедий : слыши, Израилю, Господь, Бог ваш, Господь един есть» ( Мк.12:28–29 ), т.е. вера в единого истинного Бога, как в Абсолют, в Верховную Первопричину, в Верховный Разум и в Верховную Волю, есть краеугольный камень, основа и оглавление закона, не первая, но первейшая заповедь. Разделение закона на две заповеди – на любовь к Богу и любовь к ближнему и сокращение закона в сих заповедях ( Мф.22:40 ) есть уже точнейшее определение того, что должно заключаться в словах: «слушай, внимай, прилепляйся Богу и исполняй Его волю!». «Во свидетели... призываю сегодня небо и землю, – говорил пророк Моисей народу еврейскому, – жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» ( Втор.30:19–20 ). Иисус Христос, сказав о первейшей заповеди, продолжает Свою речь: «...и возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» ( Мк.12:30–31 ). Человеческая воля поэтому, в подлежащем исполнении закона, должна была и прежде всего быть утверждена в истине, что Бог един есть, в первых и в последних Он же: Абсолют, Сущий, Конечная Причина и Последнее Основание всего, – и насаждена в правде, что воля Божия и есть Верховный Разум для поведения человека: любовь же к Богу и любовь к ближнему есть, так сказать, реализация этих основных, изначальных и вечных истины и правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

УЧЕБНИК ЖИЗНИ Священник Артемий Владимиров [ < < назад вперед > > к оглавлению ] XVII. ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ, СУПРУЖЕСТВО      Приступаю к этой теме и недоумеваю, как сжато и кратко изложить пространное и трудноопределяемое. Впрочем, мы с вами, прилежные мои читатели, нуждаемся не столько в определениях, сколько в нравственном руководстве и добром жизненном совете.      Жизнь, может быть, оттого так прекрасна, что в ней есть место дружбе. Дружба, подлинная и выверенная временем, - несомненно, дар Божий. И тот, кто не имеет настоящих друзей, должен молиться о даровании их. Нелегко сказать, что делает людей друзьями, но, думаю, только тот дружеский союз будет крепким, который основывается на духовном единомыслии. Если у двух или трех совершенно разные понятия о жизни, один верит в Бога и непреложность Его заповедей, а другой само слово " Бог " пишет с маленькой буквы, третьему же все безразлично, то не уподобятся ли они лебедю, раку и щуке из одноименной басни Ивана Андреевича Крылова?      Вспомним, кого Христос Спаситель благоволил именовать Своими друзьями: " Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам " , а затем добавляет: " Сие заповедую вам, да любите друг друга " . Стало быть, и христианская дружба, и сила дружества - от Бога, спасительной Его благодатью зачинается и укрепляется. Вот почему святитель Игнатий Брянчанинов, замечательный подвижник и духовный писатель XIX столетия, благоговел перед даром дружбы и призывал считать за великое счастье, если в жизни нам удастся встретить одного или двух друзей, истинно любящих Господа и со всем усердием исполняющих Его заповеди. К сожалению, такое высокое понятие о дружбе как союзе единомысленных существ, поддерживающих друг друга на жизненном пути совместным подвигом молитвы, встретишь ныне редко, разве что в лице венчанных православных супругов, о которых еще пойдет у нас речь. Но сейчас возвратимся к размышлению о дружбе и друзьях. Кажется, что дружбе невозможно состояться без взаимной открытости и доверия. И опять мысль моя обращается ко Господу, истинному Учителю нашей жизни. " Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего " . От друга не будешь сокрывать ничего, потому он и называется другом, что, разделяя твои мысли и любя тебя во Христе, готов быть твоим сотаинником. И еще одно основание дружества обретаем мы в Евангелии - жертвенная готовность служения близким по духу людям. " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " . Вот высота, к которой нам заповедано стремиться на земле и которой мы должны проверять самих себя во взаимоотношениях с друзьями: единомыслие, доверие и жертвенная любовь.

http://zavet.ru/book/07deti/001/017.htm

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о православной семье и браке ( 11  голосов:  4.0 из  5) Оглавление «Я всем сердцем люблю тебя!» — что стоит за этими словами — готовность отдать любимому человеку всю свою жизнь или неудержимое желание, во что бы то ни стало получить его в собственность? Поможет ли Бог разобраться? И может ли Он благословить наши, такие бурные, чувства? И что дает страстно любящим друг друга людям Венчание в Церкви, проповедующей бесстрастие? Читателю предлагаются увлекательные беседы протоиерея Максима Первозванского о влюбленности, любви, смысле и целях брака. В книге нет назиданий, напротив, — это увлекательный и откровенный разговор о том, как стать счастливым в любви, и как сделать счастливым любимого человека? О мужчине и женщине в поисках интимной близости Бытует мнение, что с точки зрения церковного учения сами по себе интимные отношения между мужчиной и женщиной нечисты вследствие поврежденности человеческой природы после грехопадения. Так ли это? Обратившись к Священному Писанию, мы обнаружим, что ни о чем подобном речь не идет. Пожалуй, единственным исключением можно считать достаточно осторожное замечание апостола Павла, высказанное в ответ на поставленный вопрос: Хорошо человеку не касаться женщины ( 1Кор. 7:1 ). Некоторые ошибочно воспринимают эту фразу как предупреждение: брак якобы может стать помехой на пути к Богу, «забывая» о том, как апостол развивает свою мысль: Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор. 7:2-9 ).

http://azbyka.ru/semya/ty-i-ja-ljubov-i-...

УЧЕБНИК ЖИЗНИ Священник Артемий Владимиров [ < < назад вперед > > к оглавлению ] XXIV. СТРАШНЫЙ СУД ХРИСТОВ      Убежден, нет среди нас никого, кто ничего не знал бы о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа. Спаситель наш, предоставив всем людям свободу для вхождения в Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в известное Ему время явится очам всех уже не как Искупитель, а как грозный и нелицеприятный Судия. Священное Писание свидетельствует, что к концу бытия мира немного на земле будет истинно верующих христиан. Соблазны и беззакония достигнут своего предельного развития. Обольщенные злом люди изберут себе единого мирового правителя, которого апостолы именуют сыном беззакония, или антихристом. Гений и злодейство в нем найдут непостижимое сочетание. Нося на первых порах маску духовности и человеколюбия, затем он обнаружит в полноте свои поистине звериные качества: сатанинскую гордыню, коварство, ненависть и жестокость. Мир погрузится в смятение. " ...Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам " . Антихрист, выдавая себя за Живого Бога, начнет гонение на Церковь Христову. Последователей Господа возненавидят все нечестивые и отступившие от веры народы. Христиан постигнет преследование, многие сподобятся в те дни венцов мученичества. Евангелие к тому времени будет проповедано уже во всех уголках вселенной - во свидетельство и обличение живущих беззаконно и несогласно с заповедями Господа. Вот тогда и придет конец. Кто из наших читателей желает обрести обстоятельные сведения о конце видимого мира, пусть возьмет в руки Новый Завет и с благоговением начнет изучать его - от Благовествования Евангелиста Матфея до книги Откровения, именуемой Апокалипсисом. А ныне выберем из Писания самое главное.       " И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются " .

http://zavet.ru/book/07deti/001/024.htm

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010