Балахна. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Высокое мастерство показали балахнинцы при сооружении пятиглавой Спасской церкви. Главное помещение церкви вытянуто поперек продольной оси и перекрыто сомкнутым сводом. Средняя глава световая, остальные — декоративные. Пластичный переход к ним от стен четверика дают два яруса кокошников. С запада примыкает трапезная, которая использовалась как зимняя церковь, с двумя придельными престолами, помещавшимися в особых каменных алтарях, перекрытых сводами и выступавших в западных углах внутрь основного помещения. Церковь построена в 1668 г. на средства балахнинского солепромышленника Г.Е. Добрынина. В 1690 г. церковь сгорела и при восстановлении ее в 1702-1704 гг. главы были покрыты черепицей, а с запада пристроена шатровая колокольня, украшенная цветными изразцами. Хотя она построена на 35 лет позже, но составляет единое целое с церковью. Ни одно из окон всего сооружения с их фигурными кирпичными обрамлениями и кокошниками не повторяется по рисунку, причем мастерами были учтены разные условия их освещенности. В 1957—1962 гг. церковь была реставрирована. Церковь XVII в. — Спасская — выделяется особым изяществом деталей и изысканностью линий. Ее формы относятся к архитектуре Христорождественской церкви в той степени, в какой ионический ордер мягче и женственнее дорического. Спасская церковь стоит на гряде между Волгой и речкой Нетечей. Здесь на древней Никитинской улице в Кузнечной слободе в XVI в. были две деревянные церкви — Спасская и Никитская. Церковь Никиты была сожжена в 1610 г. во время набега бродячей казачьей банды, и хотя она не была восстановлена, ее именем и сейчас нередко называют каменную Спасскую церковь, построенную в 1668 г. на средства солепромышленника Г. Е. Добрынина. Сначала это была пятиглавая церковь с трапезной, без колокольни. Главы ее были покрыты " немецким " железом, но в 1690 г. во время пожара кровли, главы и кресты " погорели без остатку " . В 1702-04 гг. производились восстановительные работы, на отремонтированных главах была уложена глазурованная черепица, а перед западным порталом выстроена шатровая колокольня, богато украшенная цветными изразцами. В начале нашего века все пять глав были сделаны железными, а многие окна расширены и потеряли свою прежнюю форму. Сейчас, после проведенной в 1962 г. реставрации, Спасская церковь предстает перед нами почти в первоначальном виде, который нарушает только сторожка, пристроенная к ее юго-запад-ному углу.

http://sobory.ru/article/?object=00898

Ахтырка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в колокольне собора Покрова Пресвятой Богородицы. Введенская церковь, Колокольня Покровского собора Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:1783. Архитектор: П.А. Ярославский Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, Ахтырка, ул. Пушкина, 1 Координаты: 50.299821, 34.889284 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Размещается в первом ярусе колокольни Покровского собора Строительство колокольни начато в 1774 году по проекту харьковского архитектора уроженца г. Ахтырки П. А.Ярославского, завершено через 10 лет. Имеет центрическую пирамидальную композицию и складывается из трех ярусов, установленных на невысоком цоколе, с открытыми папертями с трех сторон. В первом ярусе размещена Введенская церковь, два верхних предназначены для колоколов. По осям центрального круглого помещения первого яруса размещены прямоугольные в плане камеры, между ними треугольные с выходом в одну из камер. В юго-западной камере размещены лестницы на второй ярус, вход в нее устроен снаружи по кирпичной одномаршевой лестнице.  Перекрытия центральной части первого яруса и верхних ярусов купольные, прямоугольных камер — полуциркульные своды, треугольных — плоские. Купол среднего яруса укреплен коваными металлическими стяжками. Декор фасадов ордерный. В первом ярусе с четырех сторон портики фланкированы колоннами, во втором — восемь спаренных колонн, в последнем — четыре. Ордер колонн в нижнем ярусе дорический, в среднем — ионический, в верхнем — коринфский. Колонны с каннелюрами. Стены нижнего яруса — с горизонтальным рустом, окна и двери обрамлены наличниками.  Купол украшает четырёхметровая фигура Андрея Первозванного, небесного покровителя Ахтырского полка, сделанная из дерева, покрытого тонкими листами позолоты. После революции скульптуру сбросили наземь, но она не разбилась. Верующие тайно спрятали ее, в наше время вернули на полагающееся место. Введенская церковь-колокольня расположена напротив западного фасада собора. Сооружение - высотное, трехэтажное, строго центричное, Круглое в плане. По стилевым чертам знаменует переход от барокко к классицизму. Автор проекта - уроженец г. Ахтырки архитектор П.А. Ярославский. В нижнем этаже была церковь Введения Богородицы во храм, а на 2-м и 3-м висели колокола, в том числе на 2-м – большой колокол весом 4 тонны (колокола не сохранились).

http://sobory.ru/article/?object=13732

Нежин. Церковь Всех Святых. Греческая Всехсвятская церковь Карта и ближайшие объекты ГРЕЧЕСКАЯ ВСЕХСВЯТСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 80-е годы XVIII в. Реставраторы относят портики к концу XIX в. Решена в формах, родственных классицизму. Из кирпича, оштукатурена, побелена, поднята на стилобат. Своды подвала опираются на столб, расположенный в центре. Сооружение крестовое в плане, с развитой полукруглой апсидой на востоке, удлиненным притвором, с боковыми ветвями (ризалитами) небольшого выноса. Со стороны северного, южного и западного фасада — портики со спаренными колоннами (по углам — столбы квадратного сечения), имитирующими дорический ордер, увенчанные треугольными фронтонами. Колоннами акцентированы также раскреповки углов центрального объема. Одноглавая, световой барабан цилиндрической формы. Полуциркульные оконные проемы барабана с замковыми камнями имеют прямоугольное профилированное обрамление. В простенках по две трехчетвертные колонки, поддерживающие антаблемент. Горизонтальным импостам окон отвечают тяги на простенках. Неф церкви перекрыт полуциркульным сводом, апсида — конховым, боковые ризалиты — полуциркульным, барабан — полусферическим. Пространственное решение отличается цельностью. В западной части находятся хоры, которые опираются на спаренные колонны ионического ордера. Ограждения хоров украшают лепные гирлянды цветов. Габариты 41,6X28.7 м. По своей объемно-планировочной структуре памятник является разновидностью архаичного типа купольной церкви с апсидами-клиросами, распространенного на Буковине и на Балканах. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 283, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Греческие купцы Нежина в 18 веке построили в центре города целый храмовый комплекс, в который вошли Всехсвятская, Троицкая и Михайловская церкви. Греческая церковь Всех Святых построена в 1782 году греческим братством первоначально по такой же схеме что и Михайловская , но большая по размерам. В конце XIX в. церковь несколько перестроили и украсили красивыми классическими портиками , что предало ей черт классицизма. Храм стоит на подвале, своды которого опираются посередине на столб.

http://sobory.ru/article/?object=08726

Полтава. Крестовоздвиженский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:1786. Адрес: Украина, г. Полтава, ул. Паисия Величковского, 2а Координаты: 49.596112, 34.576566 Изменить описание объекта Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Карта и ближайшие объекты Колокольня Крестовоздвиженского монастыря была построена в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре Феотоки и имела высоту около 45 метров. Своим величественным видом эта колокольня напоминает колокольню Киево-Печерской лавры. В среднем ярусе колокольни был устроен престол во имя Печерской иконы Божьей Матери. Самый большой из ее колоколов весил 400 пудов и был отлит в 1797 году. На колоколе была надпись: " Божиею помощью при державе Благочестивейшия Екатерины Второй, благословением преосвященного Гавриила, митрополита Екатеринославского и Херсониса-Таврического, сей колокол вылит в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь коштом того же монастыря 1797 года июля 15 дня " . Украшением монастыря стала четырехъярусная колокольня, сооруженная за 20 саженей (42,6 м) от соборной Крестовоздвиженской (Воздвиженской) церкви в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре Феотоки. Сооружение замечательной итальянской архитектуры с элементами украинского стиля, который называют украинским барокко. Близка к стилю колокольни Киево-Печерской лавры, украшена разнообразными классическими лепными элементами. Высота ее 22 сажени (47 м). Всего на колокольне было десять разных по размерам колоколов. И гордостью ее был огромный колокол весом в 400 пудов (свыше 6,5 т). http://www.shukach.com/ru/node/942 Сооружение кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, четырехъярусное, завершается полусферическим куполом с главкой. Первый ярус квадратный, с закругленными углами, остальные - круглые, с последовательным уменьшением площади и высоты ярусов. Оформлена разнообразными лепными элементами, фасады первого яруса украшены четырехколонными тосканскими портиками, второго и третьего ярусов - спаренными колоннами соответственно ионического и коринфского ордеров. Во втором и третьем ярусах находились колокола, в четвертом - часовой механизм с курантами. Нижний ярус по оси прорезан проходом, служившим главным входом на территорию Успенского собора. Фасады решены в ордерной системе (ионический ордер), западный украшен четырехколонным портиком с треугольным фронтоном.

http://sobory.ru/article/?object=43159

В свою очередь центром города был Софийский собор (главный престол - в честь Вознесения Господня; строительство осуществлено под рук. архит. И. Е. Старова - Швидковский. 2001. С. 124), посвящением, принципами композиции и некоторыми деталями напоминавший современникам о к-польской Софии эпохи имп. Юстиниана. Собор был заложен в присутствии имп. Екатерины II (30 июля 1782; освящен 20 мая 1788). При освящении после литургии был совершен особый крестный ход из деревянной церкви с символичным посвящением равноап. имп. Константину ( Вильчковский. 1911, 1992р. С. 230). Завершение храма имело вид низкого и широкого купола на световом барабане, окруженного 4 малыми куполами такой же формы. Конструкция центрального купола была 2-слойной. Внутри он, как и купол храма Св. Софии К-польской, опирался на паруса и был прорезан у основания множеством арочных окон, создававших ощущение невесомости конструкции, а также был украшен внутри золотыми лучами, расходившимися от центра. Посвящение, форма храма и расположение его за водоемом (Большого пруда Царскосельского парка при обзоре с Камероновой галереи) были задуманы как аллегория возрожденной «Византии-Греции» на берегу Чёрного м. ( Швидковский. 2008. С. 220), к чему стремилась имп. Екатерина II, реализуя знаменитый «Греческий проект». На фасадах собора впервые в рус. церковной архитектуре был использован дорический ордер древнегреч. образца (параллельно с возводившимся тогда же по проекту архит. Н. А. Львова собором во имя прав. Иосифа Обручника в Могилёве). В интерьере К. использовал ионические колонны из красного гранита по подобию порфировых колонн собора Св. Софии К-польской. Их позолоченные капители были сделаны по образцу капителей ордера Эрехтейона на Акрополе в Афинах. Эти колонны, приставленные к 4 массивным пилонам ( Козьмян. 1987. С. 101), облегчали зрительное восприятие арок и сводов. Снаружи храм - кубической формы с одинаковыми 4-колонными портиками на всех фасадах и с простыми высокими прямоугольными окнами «греческого» типа.

http://pravenc.ru/text/1470115.html

В обработке фасадов церкви применен ионический ордер. Ритм и пропорции элементов композиции, а так же строгая и ясная моделировка лепных деталей, вся стилистика произведения говорят о том, что проект перестройки церкви мог принадлежать зодчему круга Баженова-Казакова. Следует отметить, что в проекте кровельные покрытия были в виде куполов, завершенных круглыми бельведерами с небольшими крестами. В действительности же - четырехскатные сферические покрытия и квадратные бельведеры, дополненные удлиненными луковичными главками с более высокими крестами. В основе выполненного покрытия лежит, как показало обследование юго-западной половины церкви, деревянная несущая конструкция, что типично для строительства конца XVIII века, когда сводчатые и купольные перекрытия нередко выполняли подшивными из дерева. Черты русского классицизма несут в себе и интерьеры церкви, причем в каждой части различно. Архитектурная обработка в одной выполнена в формах ионического ордера, другой - коринфского. Иконостас церкви в восточной части здания украшен лепными деталями и позолоченными колоннами на темно-синем фоне стен. Хоры притвора имеют хорошо прорисованные кронштейны и легкую балюстраду. В полу юго-западной части церкви имеется съемная плита, под которой начинается спуск в склеп, куда был помещен гроб с прахом фельдмаршала З. Г. Чернышева. В апсиде, служившей усыпальницей, и сейчас имеются остатки монументального каменного надгробия. Композиция в целом, как она была задумана, представляет собой облицованную мрамором пристенную пирамиду, вверху которой располагался круглый беломраморный барельеф - профильный портрет фельдмаршала. По сторонам пирамиды предполагалось установить двух мраморных аллегорических фигур - " Печаль " и " Слава " , которые, однако, из-за их откровенно светского характера в церкви не были установлены и находились в парковом вестибюле дворца. Сейчас эти фигуры находятся в музее Щусьева в Москве. http://volokblag.ru Напротив дворца, подчиняя себе пространство усадебной площади, высится громада Казанской церкви. Значительный масштаб храмового здания является особой приметой русских усадеб. В их ансамблях нередко присутствуют храмы соборного типа, далеко окрест обозначая место барского гнезда. Созданные во славу Божию, они воплощали и величие владельческих фамилий, будучи родовыми усыпальницами. Усадебная архитектура знает немало примеров «мегаломании», охватившей заказчиков в период дворянского «золотого века». Вместо скромных церквей, призванных служить домашними молельнями относительно немногочисленных обитателей усадеб, воздвигались колоссальные сооружения, такие как храмы в Гусе-Железном Баташовых, Шкини Бибиковых, Матренине Воронцовых или Баловневе Муромцевых. В этом же ряду и ярополецкая церковь-усыпальница Чернышевых .

http://sobory.ru/article/?object=01065

В разработке проекта включился архитектор Станислав Филисевич. Решение разместить мозаики в новом барановичском храме, потребовавшее использования особых архитектурных приёмов, стало, наряду с выбором территории, одной из причин, по которой, согласно исследователю С. Хоревскому, стилистических аналогов собора не существует. Уже 6 августа 1924 года закладка нового храма была торжественно освящена. Цена проекта составила 147 тысяч злотых. Из них 36 тысяч злотых было собрано в 1925-1928 годах жителями Баранович, 8 тысяч выдал Барановичский городской магистрат, а власти Польши благодаря сенатору Назаревскому отчисляли три года подряд по 58 тысяч злотых. 20 ноября 1928 года состоялась торжественная установка куполов на церковь, в которой вплоть до 1931 года велись работы посредине храма, в частности, оформлялись иконостасы и выкладывалась мозаика из Варшавского собора Александра Невского. 4 октября 1931 года состоялось освящение собора Покрова Богородицы архиепископом Гродненским и Новогрудским Алексием (Громадским). В список памятников архитектуры Покровский собор, в 1949 году ставший единственным действующим православным храмом в Барановичах и остававшийся им долгое время, вошёл в 1953 году и был взят под охрану государством. Архитектура Покровского собора в Барановичах представляет собой кирпичный крестово-купольный храм. К основному объёму храма, четырёхстолпному и квадратному в плане, примыкают с востока три полукруглые апсиды; накрывает его полусферический (в треть сферы) купол с двумя оболочками. Данный купол, на момент постройки наибольший в крае по размеру, освещается шесть круглыми люкарнами, которые расположены по всему диаметру, и увенчан шаром с крестом. Монументальные портики на четырёх столпах украшают северный и южный фасады собора с треугольными фронтонами, оформляя собой боковые входы. Декором же этих сильно вынесенных портиков служит сильно стилизованный ионический ордер. Таким образом достигается достаточно праздничное оформление данных входов, открываемых только во время больших праздников.

http://sobory.ru/article/?object=00086

Ее не так давно реставрировали, установили на ней часы, и она стала своеобразным маяком для приплывающих в Осташков со стороны Селигера. Издалека очертания колокольни просты и строги. Ничто не нарушает спокойного стремления форм вверх. Контуры силуэта плавные. Уменьшение ярусов кверху скрадывается тем, что нижние — почти одинаковые по ширине, а переход к маленькому ажурному верхнему ярусу очерчен скругленной кровлей. Совсем иначе постройка воспринимается вблизи. Хорошо найденные пропорции деталей насыщают поверхность стен богатой игрой светотени. Деталей так много, что они вызывают удивление фантазией их творцов. Рядом с жилыми домами колокольня смотрится столичной постройкой. Однако со столицей это строение роднит только желание мастеров работать в традициях барочной архитектуры, причем интерпретация ее на местной почве настолько смелая, что «безграмотные» с точки зрения классического барокко вариации форм воспринимаются проявлением индивидуальной фантазии зодчих. Строгий классический ордер в их руках превратился в свободно сплетенные узоры, которые похожи скорее на лепные или вырезанные, но не сложенные из кирпича. Базы пилястр составлены из причудливых кронштейнов и вазонов. Волюты капителей разрослись в стилизованные цветочные завитушки и лишь отдаленно напоминают ионические. Мощный вынос дробно раскрепованного карниза утратил свою массивность. Плоскость стены скрыта узором, в понимании которого еще очень много от традиций XVII столетия, и только его исполнение выдержано в иных формах. Теперь, если сравнить декоративные формы этой колокольни, ее высотную композицию и не сохранившуюся, но хорошо известную по фотографиям Преображенскую церковь с другими памятниками того же времени, то легко будет найти и прямые аналогии для этой постройки. Основной объем церкви, состоявший из двух световых восьмериков на четверике, увенчанный традиционным пятиглавием, повторял композицию храма в селе Рогожа, находящегося недалеко от города. Похожая колокольня была возведена в Торопце, где она стояла отдельно при главном городском Корсунском соборе.

http://sobory.ru/article/?object=59422

Примечателен в усадьбе церковный ансамбль стиля раннего классицизма, созданный в 1770-х г.г. на основе красиво очерченного плана барочного рисунка. Центром композиции служит ярусная церковь с треугольным основанием. Две миниатюрные постройки наподобие садовых беседок, из которых одна служила колокольней, другая предназначалась для установки часов, своим расположением образуют вместе с церковью новый треугольник генерального плана. До 1916 г. все три здания объединялись металлической оградой, от которой уцелело несколько кирпичных столбов. Трасса новой ограды изменена. Справа примыкает к погосту сильно перестроенный дом причта, прежняя богадельня. Аналогичный ему левый корпус утрачен. В ограде - остатки кладбища с надгробиями XVIII - XIX вв., в том числе А.И. Глебова и Бенкендорфов. Владимирская церковь - кирпичная оштукатуренная, с деталями из белого камня - выстроена в 1772-1777 г.г. Ее оригинальный трехосно-центрический план и мастерство композиции свидетельствуют о высоком профессионализме создавшего ее зодчего. Отсутствие документальных данных об имени автора позволило исследователям связывать храм с творчеством В. Баженова или М. Казакова. Несомненно, однако, что в основе проекта лежит переработка одного из увражей Ж.-Ф. Нефоржа. Ступенчатая композиция постройки складывается из двусветного треугольного основания со скругленными углами и вписанной в него купольной ротонды, образующей верхний двусветный ярус с небольшой главкой на стройном трибуне. Чередование равноценных симметричных фасадов и крепованных углов предполагает круговой обход сооружения. Портики некогда открытых лоджий, кубикулы, массивные сандрики и особенно парные колонны вокруг ротонды сообщают архитектуре пластическую выразительность и нарядность. Тосканский ордер в нижнем ярусе здания сменяется вверху ионическим. В общей художественной концепции ощущается преемственная связь с эстетикой барокко. Не менее интересен интерьер храма, в котором господствует пространство центрального круглого зала, освещенного тремя ярусами окон. Нижние проемы выходят в лоджии и под своды пониженных угловых компартиментов, занятых алтарем и приделами. В лепной отделке помещений использованы мотивы фасадного декора. Стены не расписаны. На их белом фоне выделяется голубой с золотом изящный иконостас в стиле Людовика XVI с иконами XVIII в. Надпрестольная сень, паникадило и украшенный живописью балкон хоров - того же времени. Красив иконостас стиля классицизма в правом приделе. Иконостас с левой стороны, 1901 г., исполненный в формах XVII в., перенесен из села Киова-Спасского в 1936 г.

http://sobory.ru/article/?object=03372

ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера Апсида (от гр. apsidos - дуга, полукруг) - алтарный выступ церковного здания, полукруглый или прямоугольный, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, а также аналогичная по форме часть внутреннего пространства здания, в которой находится алтарь. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида ориентирована на восток. Храм имеет обычно нечетное число апсид. Арабески (фр. arabesque от ит. arabesco - арабский) - вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов и т.п., иногда включает арабские надписи; разнообразные фантастические и причудливые сочетания животных, фигур людей, архитектурных композиций Аркада (от франц. arcade) - непрерывный ряд арок, опирающихся на колонны или столбы Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных глухих арок на фасаде здания или в интерьере помещений. Популярный мотив в романской архитектуре; см. Аркатурно-колончатый пояс Аркатурно-колончатый пояс ритмический пояс из ложных арок на стене здания, дополненный колонками на кронштейнах, часто украшался резьбой. Характерен для Владимиро-Суздальского зодчества XII-XIII веков и Романского стиля Аркбутаны перекрестные подпружные арки, в русской архитектуре как правило парные, в готике и романской архитектуре наружные контрфорсы Архивольт (от итал. archivolto) - обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены Архитектурный ордер система Колонн (или Пилястр) и верхних горизонтальных частей, которые поддерживаются Колоннами (или Пилястрами), то есть Антаблемента; А.о. сложился пяти классических типов: дорический, ионический и коринфский (географически их родина древняя Греция), тосканский и композитный (древний Рим); одним из основополагающих признаков принадлежности к тому или иному А.о. является форма Капители, оформляющей верх Колонны Архитрав или эпистелион (итал. architrave, от греч. «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - всякая перекладина, например над оконным/дверным проемом или над капителями, венчающими колонны; А. как декоративный элемент часто имеет лепные, резные орнаментальные или сюжетные мотивы Аттик

http://sobory.ru/lib/slovar.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010