Собор имел множество подражаний и оказал влияние на формирование важного типа соборного храма рус. ампира (вплоть до собора во имя св. Исаакия Далматского в С.-Петербурге (архит. О. Монферран). Софийский собор был местом, где заседал капитул ордена св. кн. Владимира, утвержденного императрицей. Его сходство с Софией к-польской видели и в том, что там было устроено отдельное помещение для крещения оглашенных ( Пыляев. 1889, 1994р. С. 494), что было характерно для раннехристианской и ранневизантийской традиции. Важным для развития рус. церковной архитектуры был первоначальный (неосуществленный) вариант Софийского собора работы К. Он известен благодаря подробному цветному чертежу разреза, обнаруженному и опубликованному Д. О. Швидковским ( Shvidkovsky. 1996. P. 111; Швидковский. 2001. Ил. 39). Проект не был принят императрицей из-за сложности исполнения, а также потому, что она хотела видеть рус. вариант Софии, похожий на храмы Св. Софии Киева и Новгорода. Уникальными элементами неосуществленного проекта К. были симметричные экседры алтаря и притвора (с запада и востока здания), полукруглые окна во фронтонах портиков, служившие дополнительным источником освещения интерьера и напоминавшие об окнах, размещенных под несущими купол арками в Св. Софии К-польской. К. предполагал внутри построить обширные 2-ярусные хоры с многочисленными колоннами дорического и ионического ордера в нижнем и среднем ярусах. Здесь впервые с домонг. времен был запроектирован низкий иконостас по типу визант. темплона, за к-рым была видна круглая купольная сень над престолом, напоминавшая о ротонде Гроба Господня в Иерусалиме (такой же тип иконостаса и сени проектировал в соборе в Могилёве архит. Львов). Роскошная модель, сделанная по первоначальному проекту, по распоряжению императрицы была передана в АХ для использования в учебных целях ( Швидковский. 2001. С. 123); с этим, очевидно, связано распространение в рус. архитектуре, прежде всего усадебной, типа храма с 2 экседрами в зап. (притвор) и вост. (алтарь) частях. После строительства Софийского собора в Царском селе и собора в Могилёве ионический ордер получил распространение в убранстве иконостасов, к-рые ранее, как правило, украшались коринфскими или композитными колоннами. После смерти имп. Екатерины II К. утратил статус придворного архитектора. Продолжить поиски решения дворцового ансамбля ему помог заказ гр. К. Г. Разумовского, для него К. построил дворец и парк в Батурине (Черниговская губ.) (1799-1803). Тип палладианской виллы приобрел грандиозные размеры, но сохранил связь с парком и цельность композиционного решения при разнообразии фасадных композиций (Архитектура Украинской ССР: [Альбом]/Авт. ввод. ст.: Ю. С. Асеев, Г. Н. Логвин. М., 1954. Т. 1. С. 20. Ил. 166, 167). В кон. XVIII в. К. вновь работал в Павловске, строил павильон Холодная баня, мостик со статуями кентавров через р. Славянка (1799).

http://pravenc.ru/text/1470115.html

инструмент для исполнения мелодий на колоколах. До сер. XIX в. шпиль К. Петропавловского собора (переделан в металле в 1857-1858; инженер Д. И. Журавский) с флюгером в виде ангела был самым высоким в России (более 122 м). В провинции при строительстве К. соединяли древнерус. традиции с петербургскими новациями. Напр., в Соликамске возвели соборную К. (1713) в виде стройного восьмерика с горкой кокошников и высоким шпилем, водруженного на мощный куб основания. К. Сампсониевского собора в С.-Петербурге (1725-1740; архит. Трезини) совмещает ордерную поярусную декорацию с шатровым завершением. В XVIII-XIX вв. ярусные башнеобразные К. стали доминирующим типом. В мон-рях часто возводили надвратные К., а при больших городских соборах обычно строили отдельно стоящие. В стиле барокко представлены наиболее яркие образцы К. с поярусной ордерной декорацией (дорический или тосканский ордер внизу, затем - ионический, коринфский и композитный). Выразительна в своей монументальности 8-гранная 4-ярусная К. в Киево-Печерской лавре (1731-1745; архит. Г. И. Шедель), окруженная множеством колонн. В надвратной К. Донского мон-ря (1730-1733; архит. П. А. Трезини; 1750-1753; архит. А. П. Евлашев) применили традиц. форму восьмерика на четверике. Исаакиевская церковь «под звоном» в подмосковном с. Степановском (1-я треть XVIII в.) имеет необычайно широкое основание, на к-рое поставлены четверик верхнего храма и восьмерик звона. С сер. XVIII в. стали популярны квадратные К. с массивным основанием и резко сокращающимися кверху ярусами. В основе этого образа лежал проект К. Троице-Сергиевой лавры (1741-1747; архитекторы И. Я. Шумахер, И. Ф. Мичурин). Первоначально она планировалась как 3-ярусная, однако в 1753-1770 гг. архит. Д. В. Ухтомский надстроил еще 2 яруса, увенчанные короной. Влияние К. Троице-Сергиевой лавры заметно в К. ц. Петра и Павла на Нов. Басманной ул. в Москве (1745), Преображенского собора в Тверском кремле (1747; архитекторы Шумахер, Ухтомский; не сохр.), а также в отдельно стоящей К. при храме в Спас-Косицах (Наро-Фоминский р-н Московской обл.) в имении гр. А. И. Шувалова (1750-1761). На массивных основаниях были возведены Введенская церковь-К. в Ахтырке на Украине (1783; архит. П. А. Ярославский), К. Мгарского (1785) и Крестовоздвиженского мон-ря в Полтаве (1786). Украинские К. имеют в основании квадрат со скругленными углами и 2 цилиндрических верхних яруса со сдвоенными колоннами по образцу К. Киево-Печерской лавры.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Интерьер ц. во имя свт. Филиппа, митр. Московского. Фотография. 2003 г. В 1777-1788 гг. по проекту К. архит. С. А. Карин строил ц. во имя свт. Филиппа, митр. Московского, на Мещанской ул. в Москве, сложные лепные работы выполнял Юст. Изначально предполагалось сделать церковь частью обширного комплекса митрополичьего двора. Митр. Платон, вероятно, предполагал построить дворцовую резиденцию наподобие европейских. Однако денег хватило только на пристройку небольшого храма-ротонды к трапезной (1752) с колокольней. Церковь, ставшая приходской, считается одной из первых ротондальных церквей эпохи классицизма. Ее необычная композиция как бы развивается изнутри наружу. В основе проекта, созданного под влиянием увража Неффоржа, лежит идея круглого здания с внутренней колоннадой. К. применил здесь почти ту же схему, что и в первоначальном проекте круглого зала Сената. В окружность внешних стен с прямоугольным выступом алтаря вписана компактная внутренняя ротонда, увенчанная куполом, вокруг к-рой устроена галерея хоров наподобие кругового обхода. Система конструкций родственна визант. церквам Св. Софии и святых Сергия и Вакха в К-поле: распор купола, передаваясь по колоннам и пилонам на своды кругового обхода, гасится внешними стенами. Внутренняя ротонда не является колоннадой в чистом виде. Расположенный на западе полукруг из 4 каннелированных ионических колонн большого ордера смыкается с др. вост. полукругом, образованным 4 пилонами. Царские врата фланкированы 2 коринфскими колоннами малого ордера, перекликающимися с подковообразной заалтарной колоннадой. Большой и малый ордеры четко соподчинены. Ионические колонны несут мощный антаблемент с оригинальным фризом, украшенным пышными волютами, как бы вырастающими из дорических триглифов; над карнизом устремлен ввысь кессонированный купол, слитный со световым барабаном. Коринфские колонки зрительно поддерживают промежуточный антаблемент, соответствующий уровню кругового обхода хор. Сложная внутренняя структура четко выражена на внешних стенах. Однако от большого ордера здесь сохранен лишь венчающий дорический антаблемент. Малый ионический ордер, поддерживающий карниз между окнами 1-го и 2-го яруса, представлен компактными 4-колонными портиками у сев. и юж. входов, а также пилястрами на алтарном выступе. Характер отделки фасадов не типичен для церквей, а скорее свойствен светским зданиям: прямоугольные окна, размещенные по осям, создают равномерный, несколько однообразный ритм, на фасадах преобладают горизонтальные членения. Все это (как и отсутствие колонн большого ордера) убеждает, что храм был задуман лишь как часть дворцового ансамбля, к-рый не был осуществлен. Храм завершен световым барабаном с прорезанными прямоугольными окнами и силуэтно выделяющимися треугольными сандриками. Наверху установлена открытая декоративная круглая беседка-фонарик на колонках.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

В обработке фасадов церкви применен ионический ордер. Ритм и пропорции элементов композиции, а так же строгая и ясная моделировка лепных деталей, вся стилистика произведения говорят о том, что проект перестройки церкви мог принадлежать зодчему круга Баженова-Казакова. Следует отметить, что в проекте кровельные покрытия были в виде куполов, завершенных круглыми бельведерами с небольшими крестами. В действительности же - четырехскатные сферические покрытия и квадратные бельведеры, дополненные удлиненными луковичными главками с более высокими крестами. В основе выполненного покрытия лежит, как показало обследование юго-западной половины церкви, деревянная несущая конструкция, что типично для строительства конца XVIII века, когда сводчатые и купольные перекрытия нередко выполняли подшивными из дерева. Черты русского классицизма несут в себе и интерьеры церкви, причем в каждой части различно. Архитектурная обработка в одной выполнена в формах ионического ордера, другой - коринфского. Иконостас церкви в восточной части здания украшен лепными деталями и позолоченными колоннами на темно-синем фоне стен. Хоры притвора имеют хорошо прорисованные кронштейны и легкую балюстраду. В полу юго-западной части церкви имеется съемная плита, под которой начинается спуск в склеп, куда был помещен гроб с прахом фельдмаршала З. Г. Чернышева. В апсиде, служившей усыпальницей, и сейчас имеются остатки монументального каменного надгробия. Композиция в целом, как она была задумана, представляет собой облицованную мрамором пристенную пирамиду, вверху которой располагался круглый беломраморный барельеф - профильный портрет фельдмаршала. По сторонам пирамиды предполагалось установить двух мраморных аллегорических фигур - " Печаль " и " Слава " , которые, однако, из-за их откровенно светского характера в церкви не были установлены и находились в парковом вестибюле дворца. Сейчас эти фигуры находятся в музее Щусьева в Москве. http://volokblag.ru Напротив дворца, подчиняя себе пространство усадебной площади, высится громада Казанской церкви. Значительный масштаб храмового здания является особой приметой русских усадеб. В их ансамблях нередко присутствуют храмы соборного типа, далеко окрест обозначая место барского гнезда. Созданные во славу Божию, они воплощали и величие владельческих фамилий, будучи родовыми усыпальницами. Усадебная архитектура знает немало примеров «мегаломании», охватившей заказчиков в период дворянского «золотого века». Вместо скромных церквей, призванных служить домашними молельнями относительно немногочисленных обитателей усадеб, воздвигались колоссальные сооружения, такие как храмы в Гусе-Железном Баташовых, Шкини Бибиковых, Матренине Воронцовых или Баловневе Муромцевых. В этом же ряду и ярополецкая церковь-усыпальница Чернышевых .

http://sobory.ru/article/?object=01065

В разработке проекта включился архитектор Станислав Филисевич. Решение разместить мозаики в новом барановичском храме, потребовавшее использования особых архитектурных приёмов, стало, наряду с выбором территории, одной из причин, по которой, согласно исследователю С. Хоревскому, стилистических аналогов собора не существует. Уже 6 августа 1924 года закладка нового храма была торжественно освящена. Цена проекта составила 147 тысяч злотых. Из них 36 тысяч злотых было собрано в 1925-1928 годах жителями Баранович, 8 тысяч выдал Барановичский городской магистрат, а власти Польши благодаря сенатору Назаревскому отчисляли три года подряд по 58 тысяч злотых. 20 ноября 1928 года состоялась торжественная установка куполов на церковь, в которой вплоть до 1931 года велись работы посредине храма, в частности, оформлялись иконостасы и выкладывалась мозаика из Варшавского собора Александра Невского. 4 октября 1931 года состоялось освящение собора Покрова Богородицы архиепископом Гродненским и Новогрудским Алексием (Громадским). В список памятников архитектуры Покровский собор, в 1949 году ставший единственным действующим православным храмом в Барановичах и остававшийся им долгое время, вошёл в 1953 году и был взят под охрану государством. Архитектура Покровского собора в Барановичах представляет собой кирпичный крестово-купольный храм. К основному объёму храма, четырёхстолпному и квадратному в плане, примыкают с востока три полукруглые апсиды; накрывает его полусферический (в треть сферы) купол с двумя оболочками. Данный купол, на момент постройки наибольший в крае по размеру, освещается шесть круглыми люкарнами, которые расположены по всему диаметру, и увенчан шаром с крестом. Монументальные портики на четырёх столпах украшают северный и южный фасады собора с треугольными фронтонами, оформляя собой боковые входы. Декором же этих сильно вынесенных портиков служит сильно стилизованный ионический ордер. Таким образом достигается достаточно праздничное оформление данных входов, открываемых только во время больших праздников.

http://sobory.ru/article/?object=00086

Примечателен в усадьбе церковный ансамбль стиля раннего классицизма, созданный в 1770-х г.г. на основе красиво очерченного плана барочного рисунка. Центром композиции служит ярусная церковь с треугольным основанием. Две миниатюрные постройки наподобие садовых беседок, из которых одна служила колокольней, другая предназначалась для установки часов, своим расположением образуют вместе с церковью новый треугольник генерального плана. До 1916 г. все три здания объединялись металлической оградой, от которой уцелело несколько кирпичных столбов. Трасса новой ограды изменена. Справа примыкает к погосту сильно перестроенный дом причта, прежняя богадельня. Аналогичный ему левый корпус утрачен. В ограде - остатки кладбища с надгробиями XVIII - XIX вв., в том числе А.И. Глебова и Бенкендорфов. Владимирская церковь - кирпичная оштукатуренная, с деталями из белого камня - выстроена в 1772-1777 г.г. Ее оригинальный трехосно-центрический план и мастерство композиции свидетельствуют о высоком профессионализме создавшего ее зодчего. Отсутствие документальных данных об имени автора позволило исследователям связывать храм с творчеством В. Баженова или М. Казакова. Несомненно, однако, что в основе проекта лежит переработка одного из увражей Ж.-Ф. Нефоржа. Ступенчатая композиция постройки складывается из двусветного треугольного основания со скругленными углами и вписанной в него купольной ротонды, образующей верхний двусветный ярус с небольшой главкой на стройном трибуне. Чередование равноценных симметричных фасадов и крепованных углов предполагает круговой обход сооружения. Портики некогда открытых лоджий, кубикулы, массивные сандрики и особенно парные колонны вокруг ротонды сообщают архитектуре пластическую выразительность и нарядность. Тосканский ордер в нижнем ярусе здания сменяется вверху ионическим. В общей художественной концепции ощущается преемственная связь с эстетикой барокко. Не менее интересен интерьер храма, в котором господствует пространство центрального круглого зала, освещенного тремя ярусами окон. Нижние проемы выходят в лоджии и под своды пониженных угловых компартиментов, занятых алтарем и приделами. В лепной отделке помещений использованы мотивы фасадного декора. Стены не расписаны. На их белом фоне выделяется голубой с золотом изящный иконостас в стиле Людовика XVI с иконами XVIII в. Надпрестольная сень, паникадило и украшенный живописью балкон хоров - того же времени. Красив иконостас стиля классицизма в правом приделе. Иконостас с левой стороны, 1901 г., исполненный в формах XVII в., перенесен из села Киова-Спасского в 1936 г.

http://sobory.ru/article/?object=03372

В свою очередь центром города был Софийский собор (главный престол - в честь Вознесения Господня; строительство осуществлено под рук. архит. И. Е. Старова - Швидковский. 2001. С. 124), посвящением, принципами композиции и некоторыми деталями напоминавший современникам о к-польской Софии эпохи имп. Юстиниана. Собор был заложен в присутствии имп. Екатерины II (30 июля 1782; освящен 20 мая 1788). При освящении после литургии был совершен особый крестный ход из деревянной церкви с символичным посвящением равноап. имп. Константину ( Вильчковский. 1911, 1992р. С. 230). Завершение храма имело вид низкого и широкого купола на световом барабане, окруженного 4 малыми куполами такой же формы. Конструкция центрального купола была 2-слойной. Внутри он, как и купол храма Св. Софии К-польской, опирался на паруса и был прорезан у основания множеством арочных окон, создававших ощущение невесомости конструкции, а также был украшен внутри золотыми лучами, расходившимися от центра. Посвящение, форма храма и расположение его за водоемом (Большого пруда Царскосельского парка при обзоре с Камероновой галереи) были задуманы как аллегория возрожденной «Византии-Греции» на берегу Чёрного м. ( Швидковский. 2008. С. 220), к чему стремилась имп. Екатерина II, реализуя знаменитый «Греческий проект». На фасадах собора впервые в рус. церковной архитектуре был использован дорический ордер древнегреч. образца (параллельно с возводившимся тогда же по проекту архит. Н. А. Львова собором во имя прав. Иосифа Обручника в Могилёве). В интерьере К. использовал ионические колонны из красного гранита по подобию порфировых колонн собора Св. Софии К-польской. Их позолоченные капители были сделаны по образцу капителей ордера Эрехтейона на Акрополе в Афинах. Эти колонны, приставленные к 4 массивным пилонам ( Козьмян. 1987. С. 101), облегчали зрительное восприятие арок и сводов. Снаружи храм - кубической формы с одинаковыми 4-колонными портиками на всех фасадах и с простыми высокими прямоугольными окнами «греческого» типа.

http://pravenc.ru/text/1470115.html

Новая планировка примонастырской территории отражена на гравюре 1824 г. (В. Баженов, А. Макушев): к югу от обители в направлении «восток-запад» идет улица из одноэтажных монастырских строений (ее трасса сохр.). Близ юж. входа в мон-рь сохранилась построенная в формах классицизма 6-гранная деревянная надкладезная часовня с притвором, к юго-востоку - каменная жилая часть хозяйственного двора. В 1832 г. за юго-зап. углом ограды построили каменную часовню, в оформлении ее фасадов был использован ионический ордер (не сохр.). В 1875 г. началось сооружение полукаменного дома для скотников (построен только 1-й каменный этаж), надстроен 2-й этаж над каменной гостиницей к югу от обители (сер.- кон. XIX в.; гостиница разобрана в нач. XXI в.). По проекту губ. архит. И. С. Носкова в 1886 г. разобрано древнее крыльцо собора, перестроена зап. паперть; от старой паперти сохранились фрагменты аркады на уровне 1-го этажа. Новый притвор под 2-скатной кровлей декорирован порталом с килевидным навершием, угловыми лопатками с филенками, ползучими арочками. Вероятно, тогда же появилась пристройка для ризницы в сдержанных позднеклассицистических формах, закрывшая сев.-зап. угол собора. В 1902 г. заменены старые кровли на основных монастырских зданиях, капитально отремонтирован новый настоятельский корпус, сооружен кирпичный завод (возможно, к старому кирпичному заводу относятся руины здания XVII в. в 1 км к юго-западу от мон-ря). В 1904-1906 гг. собор был оштукатурен и заново расписан изнутри масляной живописью. Сохранились сюжетные изображения, выполненные в академической манере, в т. ч. «Выбор веры князем Владимиром», «Жертвоприношение Авраама», ростовые изображения святых, разнообразные орнаментальные композиции в духе классицизма. Тогда же были позолочены иконостас, кресты на главах (РГИА. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 12. 1905-1913. Л. 8-9). Судя по тому, что в соборе есть образ св. Анны Кашинской, можно предположить более позднюю дату окончания росписей - после возобновления ее почитания в 1908 г. Построенные в разное время за монастырской оградой деревянные часовни (на месте первоначальных подвигов преподобного, против гостиницы и на лесной даче, а также на приписных землях в Буборине, на берегу р. Сясь и в Васкиничах (1822)) разрушены после 1917 г. Имущественное положение и хозяйство в XVIII - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/199709.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010