Бедность декоративных мотивов и, вообще, очень посредственное исполнение проявляются уже в христианской живописи III-ro столетия. Мы замечаем их, например, во фреске потолка одной из усыпальниц катакомбы Каллиста (см. рис., заимствованный у Garrucci т. VIII, 1). Тут, в центре представлен добрый Пастырь между двумя деревьями, с овечкой на плечах; направо и налево от него, на краю потолка, изображен Иона в двух видах, отдыхающий под растением, и выброшенный чудовищем. Остальное пространство занято декоративными мотивами, состоящими из щитов, геометрических линий, гирлянд, лавров, фантастических растений и птиц. Шаг к упадку заметен, также, во фреске III-ro века катакомбы Домитиллы, изображающей Амура и Психею, собирающих цветы 864 ; сцена эта вполне классического характера, но в исполнении ее уже очень мало художественного. Обе фигуры тяжелы, аляповаты, не имеют ничего стройного, грациозного, выражение их лица – тупо и они, скорее, имеют вид карликов, чем детей. В конце этого столетия исполнение делается небрежно, техника также падает, стукк, на котором пишут, уже более не имеет ни той твердости, ни того блеска, как в предшествующие века; краски теряют яркость и силу; орнаментальные мотивы начинают утрачивать красивые формы. Иногда, цветная линия, угол или какая-нибудь несложная фигура, как, например, овальный щит, наполняют целое отделение в орнаментальной композиции. Гирлянды зелени и цветов делаются тяжелы и неграциозны; некоторые элементы орнаментики, – наследство предшествовавших веков, как, например, летящие птицы, повторяются беспрестанно в живописи II-ro столетия, что доказывает бедность художественной выдумки. Углы потолка постоянно заняты одними и теми же фигурами одного вида. Ближе к центру, изображаются четыре раза или вазы с цветами или, подобного же рода, декоративные мотивы, архитектурные линии, геометрические фигуры и т. д. Возрастает, также, и любовь к симметрии, которая становится в конце этого века мертвым началом в артистических сочинениях. Так, например, во фреске, изображающей Орфея, о которой мы говорили выше, библейские сцены разделены монотонными, довольно похожими друг на друга видами природы, с деревьями одной формы. В двух из этих пейзажей представлен бык, – в одном примере, лежащий у дерева, в другом, стоящий возле него; в двух других ландшафтах – баран, при таких же точно условиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

442 ...князя Ивана Васильевича Оболенского Стригу... с ним князей царевичевых Даньяровых со многими татары. – Ο князьях Оболенских см. ниже. Даньяр (в других памятниках также «Айдар» и «Алдаяр») Касимович – видный полководец Ивана III, глава созданного при Василии II зависимого от Москвы татарского Касимовского (Мещерского) царства, участник походов на Новгород в 1471 и 1478 гг; важная роль «царева сына Алдаяра Касымовича своей земли Мещерьские и съ его царевичи и со князьями и съ его казаки» отмечена также в «Словесах избранных»; роль татарской рати отмечена и в новгородской повести. Даньяр возглавлял Касимовское царство до 1486 г. 443 ...на Волочек да по Мьстй. – Речь идет, очевидно, ο поселении Волок (Волочек) в Новгородской земле на месте, где судна переволакивались из Мсты в Мологу (по-видимому, на месте нынешнего Вышнего Волочка). Более крупное поселение с тем же названием, также формально принадлежавшее Новгороду, – Волок на Ламе (Волоколамск) – расположено значительно южнее фактической московско-новгородской границы 1471 г. и едва ли могло здесь иметься в виду. 445 ...преосвященных митрополит Фегнаста, и Киприана, и Фотия, и Ионы... – Имеются в виду митрополиты Феогност (1328–1353 гг.), Киприан (1377–1406 гг.), Фотий (1410–1430 гг.) и Иона (1448–1461 гг.). 448 ...за 20 лт до скончания седмыя тысящи... – Через двадцать лет после описываемых событий, в 1492 г. (семитысячном году от сотворения мира), на Руси ждали конца света. 450 ...поиде на них князь великий не яко на христиан, но яко на иноязычникъ и на отступникъ православья. – Этот мотив, настойчиво повторяемый в «Московской повести» ο походе 1471 г., имел для всего ее построения важное значение. Повесть была построена по схеме рассказов ο борьбе с «неверными»: враги «вопиют», бесятся «яко зври дивии», лают «яко пси», князь «скорбит», молится, «изливает слезы» и получает благословение от святителей на войну с «иноязычниками» (ср. «Летописную повесть ο Куликовской битве»). Сходные черты свойственны и «Словесам избранным». Однако некоторые затруднения московским публицистам доставляло то обстоятельство, что противниками в данном случае были единоплеменники и единоверцы, а в войске Ивана III важное место занимали татарские войска Данияра. Оправдание этому автор находил в том, что противники были «горе неврных»: «неврнии бо изначала не знаху Бога», а эти были христианами и «отступили».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

725 Новг. II лет. под 6971 г. стр. 141. Древности архим. Макар. ч. 1 стр. 105. Воспоминание ошибочно относит построение Сергиева храма к возвращению святит. Ионы из первой поездки в Москву. 727 Новг. II лет. под 6975 г. стр. 141; Новг. IV лет. 127. Прол. под 5 ч. ноября. Симеоновский мор подробно описан в житии свят. Ионы стр. 38–41. 728 Истор. Кар. т. V стр. 210; Грам. изд. в истор. иер. ч. 2 стр. 380–389. Точнее в описании Соловецк. мон. стр. 48–51. 729 О составлении служб и житий Новгорд. угодникам Божиим Прол. под 5 нояб. Воспоминание стр. 31. Толстого 2. 364, III, 59; Царского 103, 132, 133, 326, 379. Муз. Румянц. 592–595, 597, 704. Службы Предтече и преп. Онуфрию писаны, без сомнения, ко времени освящения храмов Предтече и Онуфрию в Отней пустыне, совершившемуся в 1462 г. До нас дошли минеи служебные на апрель, май, июль, октябрь, февраль, писанные по благословению архиеп. Ионы. Изд. акад. VI, 296, 297. См. Русск. свят. Филар. архиеп. Черниг. за м. ноябрь примеч. 33, 34, 35 и 36. 732 Жит. Русск. свят. Мур. за м. ноябрь стр. 23; сн. Русс. свят. Филар. Архиеп. Черниг. за тот же месяц прим. 23. 733 Новг. III лет. стр. 241. «Пред взятием В. Новгорода от в. князя Ивана Васильевича всея России, сказано в летописи, како хоте первое пленити, начаша знамения быти в В. Новеграде. Сия же знамения быша не на добро граду, якоже слышахом от тамо сущих житель». Далее описываются самые вышесказанные знамения; но год их не показан. 734 По описанию чудес, это чудо было первое и совершилось около 1540 г.; а в житии угодника Божия оно показано под 1655 г. 735 Описание чудес святит. Ионы в житии его стр. 58–86. Святит. Иона называется св. чудотворцем в грамоте 1563 г. (Истор. акт, 1:320). Служба св. Ионе – у Царского 564, у Румянцева 397. В минее на ноябрь м. 1645 г. Макар. древности 1, 297; письмен. устав. Соф. соб. под 5 ноября. 736 Рукоп. спис. Новгород. святителей 1 и 2 в моей библиотеке. Автор. При описании жизни святит. Феофила, мы, естественно, должны были коснуться подробностей истории покорения Новгорода, ибо, во-первых, жизнь святителя весьма тесно связана была с этим важным событием, а во-вторых, и потому, что летописцы, описывая события Новгорода в период святительства Феофила, ни о каких других деяниях его не говорят с такой подробностью, с какой повествуют о постоянном ходатайстве за Новгород при нашествиях на оный, и о его деятельном участии в ведении переговоров с в. князем. Нет сомнения, что добродетельный архипастырь немало трудился на пользу своей беспокойной паствы, но его пастырские труды обойдены молчанием по причине, вероятно, тогдашнего крайне смутного времени. Автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

890 О проказе, изменении цвета волос и выпадении их при проказе см. наше вступление в XIII гл. кв. Левит, во втором томе Св. Летописи: «всего чаще все волосы на голове и бровях выпадают» (Св. Лет. т. II Левит, стр. 71 изд. 2-е); см. примеч. на Лeb. XIII, 3, 40 44. См. в Илиаде описание Ферсита II, 219 плешивого. И у Исаии пророка см. о плешивости III, 23, как унижении. 891 Ср. ваше примечание на Исход XX, 5. «Аз Бог ревнитель, наказывающей детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня». В примечании 5-м мы говорим: Последнее выражение «ненавидящих Меня» весьма важно. Не за всякий грех караются дети преступников закона, а за грех ненавидения Господа благодетеля. В еврейском конструкция фразы такова, что самое ненавидение уже служить наказанием в этом роде до 3-го и 4-го поколения, между тем как милость Господа в родах любящих Его простирается до тысячи поколений. В семьях отступников и неверующих неверие продолжается несколько поколений и оно есть несчастье в этом роде, ибо ведет за собою сумасшествие и самоубийства. И здесь в наказании, постигшем детей, оскорбляющих Елисея, наказываются семьи «ненавидящих Господа». 892 Мы видели из Моавитского камня, что Моав был покорен впервые – после разделения царств – Амврием, отцом Ахава. Из 4 Ц. 111,4 мы знаем, что ежегодная дань, платимая Моавом Израилю, заключалась в 200 000 штук баранов и овец «не стриженых»; т.е. с шерстью их, доставлявшею хороший доход. 893 Так Роулинсон на 4 (2) Ц. III, 9. В этой долине, служащей водостоком гор Сеира, обыкновенно есть постоянно текущий ручей, который пересыхает лишь во время великих засух. 897 Первоначальное предположение, которое принято всеми западными комментаторами, высказано впервые Робинзоном в его Travels. 898 Мы встречаем этот ужасный обычай во многих культах: не только в культе; Моавитского Хамоса, но и в культе Сидовского Молоха, и в культе Ваала. Напр. Иерем. XIX, 5 говорит о культе Ваала: «устроили высоты Ваалу, чтобы сжигать сыновей своих». Некоторые комментаторы говорят, что Иеремия говорит о культе Молоха, называя только его общим именем Ваал, т.е. господин. Но едва ли не все языческие культы были заражены ужасным обычаем принесения человеческих жертв, как самого ценного дара. Мы знаем о Хамосе и Молохе, что в жертву приносились даже собственные дети, но человеческие жертвы приносились несомненно везде среди язычников во всех частях света.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Илия, как можно догадываться из слов 46 стиха XVIII главы, не входит в город Ивреель, а остается вне врат города: «бежал... до самого Изрееля». Это подтверждается и тем, что Иезавель (XIX, 2) посылает к Илии «посланца» высказать Илии угрозу, что доказывает, что Илия находился за стеною города. Надо помнить, что Ивреель был город небольшой; столицей царства оставалась Самария 795 , в Изрееле же была временная и может быть только летняя резиденция царей, так как Изреель, – который отожествляют (Робинзон Researches v. III, p. 164) с нынешним селением Церин (Зерин), – лежал в высокой прохладной местности с превосходным воздухом и чистыми ключами, имея пред собою вид на Ездрелонскую долину и на проход к Бет-Шеану (Скифополису), сквозь который виднеется долина Иордана и даже горы за Иорданом. Илия не входит в город, зная, что царство в сущности управляется Иезавелью, которая не остановится пред убийством его в отмщение за своих финикийских жрецов. Он ожидает, что предпримет эта озлобленная решительная женщина, теперь оскорбленная и униженная – и как царица в гордости своей, – и как фанатическая язычница в своих чувствах привязанности к национальным богам своим. Когда Ахав рассказал ей все, чему он был безмолвным и бессильным свидетелем, тогда Иезавель, – несмотря на то, что благодетельный дождь по молитве пророка начал орошать засохшую и умирающую страну, – в злобе своей посылает сказать чрез своего посланного пророку Илии, что она клянется 796 , что завтра к тому же времени она «сделает с душею (жизнью) его что сделано с душею каждого из них» (убитых) 3 Ц. XIX, 3. Где находит посланный пророка – мы не знаем; может быть даже он за темнотою не видел Илии, а только, выйдя за ворота, воскликнул громогласно клятву Иезавели, и слова его дошли до слуха пророка. Что Иезавель послала сказать эти слова – очень естественно ожидать от пришедшей в неистовство женщины, вполне уверенной, что мщение не уйдет от ее рук и что утром во всяком случае Илия будет схвачен разосланными по всем путям воинами и слугами и будет в ее руках. Но не так решила воля Божия. Предупрежденный словами посланца пророк, несмотря на чрезмерные труды этого дня, подкрепляемый силою Божиею, идет в ту же ночь в Иудею, переходит границу, доходит до Вирсавии на самом юге Иудеи 797 и, оставив в Вирсавии своего слугу, отходит в пустыню. Глава III. Видение пророка на г. Хоризе

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Покинув родину, он отправился в опасное плавание: «храбрец за морским хребтом» (fairrge al druim dánae fer), К. «сшивал, поднимал верхушки парусов - мудрец через море, небо его награда» (úagais, brígais benna síuil,/sruith tar fairrgi, flaith a lóg). К. был строгим аскетом, боролся со страстями, проводил ночи без сна на жесткой постели, занимался физическим трудом. Ученый и мудрец (sruith, eccna, léigind), он «читал чистую премудрость» (légais... suíthe n-óg), «мудрость его уст - слава Британии» (tendál Alban ecnae a béoil). В поэмах говорится о спутниках и последователях К.: «пастырь монахов, судья клириков» (búachail manach, medam cléirech), «солнце монахов» (grían manach), он «освободил монахов от богатств» (ro-sóer a manchu moínib). К. назван «благочестивым человеком, которого любил Бог» (ba hé in cresen caras día), он получил от Бога награду: «больше, чем кто-либо может помыслить, сделал для него Царь» (is mó imbrádud la cach/a ndo-rigni airi in rí). К. стал заступником за людей, «крепостью» (dún) и «убежищем» (atach): «прекрасная польза - быть под защитой Колума Килле» (is caín mbúaid/buith íar Coluimb Chille cúl). Поэт призывает благословение К., чтобы спастись от мук преисподней. Слава К. распространилась не только в Ирландии, но и в Британии (Albu) и Арморике (Lethu); имя святого, «благороднее [всех] людских имен» (a n-ainm as úaisliu doínib), «сияло... словно солнце», К. «был светом для каждого» (tindis a ainm amail gréin/ba lés i comair cach oín). При жизни К. монахи записывали его изречения и предсказания ( Adomnani Vita Columbae. I 35; III 18). Согласно Беде Достопочтенному , «имеются какие-то записи о его [Колумбы] жизни и изречениях, сделанные его учениками», однако сам Беда их не видел ( Beda. Hist. eccl. III 4; см.: Bullough. 1964. P. 114). Сегене, 5-й аббат мон-ря Иона (623-652), собирал свидетельства чудес святого ( Adomnani Vita Columbae. I 3; II 4). Возможно, в живых оставались лишь немногие очевидцы событий, тогда как насельники Ионы стремились сохранить память об основателе ( Herbert.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

И воцарился Захария, сын его, вместо него. Дата воцарения Иеровоама II израильского согласуется с показанием ( 4Цар.14:1–2,17 ), по которым Амасия иудейский царствовал 29 лет, из них 14 лет совместно с Иоасом израильским, а 15 – с сыном последнего Иеровоама II. Но указанная в ( 4Цар.14:21 ) продолжительность царствования Иеровоама II 41 год не мирится со свидетельством ( 4Цар.15:8 ), что сын и преемник Иеровоама II Захария воцарился только в 33 и год Азарии-Озии иудейского, сына и преемника Амасии: если Иеровоам 15 лет царствовал одновременно с этим последним и еще 38 лет с Озиею, то общее число лет царствования Иеровоама II будет 53 года или, принимая, что 15 и 38 лет были неполными годами, 51 год, а не 41 год; можно поэтому допустить ошибку смешения цифр (буквы нун с мем: 50 и 40). В пользу удлинения срока царствовании Иеровоама II говорит и хронологическая дата пророческого служения Осии в надписании к его пророческой книге ( Ос.1:1 ; ср. стихи 4–5; ср., впрочем, у проф. И. А. Бродовича. Книга пророка Осии, Киев. 1901, с. XI-XVI. ) О столь продолжительном и несомненно славном царствовании Иеровоама II израильского свящ. писатель сообщает, однако, лишь самые общие сведения (может быть, ради нечестия этого царя с теократической точки зрения 4 , ср. стих 24 и ( 4Цар.13:2 ) или, вернее, по неимению подробной биографии этого царя); упоминает о знаменательном и впервые лишь после Соломона ( 3Цар.8:65 ) осуществившемся восстановлении древних обетованных Богом пределов земли Израиля от Емафа Сирийского ( 2Цар.8:9 ; Onomast. 52) до моря пустыни (евр. айм гаараба, Vulg.: mare solitudinis ст. 25). т. е. Мертвого моря ( Втор.3:17 ; Hab.3:16, LXX : θλασσα τς Αραβα, слав.: «до моря Аравитского», Onomast. 495). Иеровоам, довершивший в этом случае дело отца своего Иоаса ( 4Цар.13:25 ), мог воспользоваться слабостью Дамаска после побед над ним ассирийских царей Салманассара III и Ассурдана III (Meyer, Geschichte des Alterth. I, s. 146). Об этом подвиге Иеровоама II предсказал известный пророк Иона, с именем которого известна пророческая книга ( Ион.1:1 ), конечно, не заключающая этого специального предсказания, лишь содержащая пророчество Ионы о Ниневии (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3. – Число и деление книг Ветхого Завета 1 . Всех ветхозаветных книг, помещенных в греческом переводе LXX и в латинской Вульгате, считают 43. 7 Из них 22 книги существуют на еврейском языке. 8 Другие же были писаны по-гречески или, быть может, не дошли до нас на оригинальном языке. Книги первого класса лишь одни приняты древними иудеями, а за ними и древне-христианскою Церковью , в канон книг священных и богодухновенных; их называют, поэтому, каноническими. Книги второго класса носят название неканонических: написанные после того, как прекратилось во Израиле преемство пророков и, потому, не вошедшие в состав священных книг еврейских, они не стоят наравне с ними по достоинству и не имеют характера богодухновенности; тем не менее, как особенно полезные, добрые и назидательные, они удержаны Церковью в составе ветхозаветных книг. Неканонические книги читаются лишь в греческом переводе LXX и в Вульгате. 2 . Еврейская Библия , содержащая одни канонические книги, подразделяется на 3 части: 1) закон, тора 2) пророки, небиим, и 3) агиографы, кетубим. Это деление находится во введении к книге Иисуса, сына Сирахова и в евангелии св. Луки. 9 – I. Закон, или, как мы называем его, Пятокнижие, заключает пять книг Моисея: 1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие. – II. Пророки в еврейской Библии, обнимают не только книги, за которыми у нас сохранилось это название, но также книги: 6) Иисуса Навина; 7) Судей (с Руфью); 8) две книги Самуила (наши две первые книги Царей или Царств), и 9) две книги Царей (у LXX и в Вульгате: III-я и IV-aя книги Царств). Пророки в собственном смысле названы младшими пророками, в отличие от предшествующих, названных старшими или первыми. Младшие пророки подразделяются на великих и малых. Великих пророков в еврейской Библии считается три: 10) Исаия; 11) Иеремия (с книгою Плач) и 12) Иезекииль. Малые пророки, числом двенадцать, суть следующие: 13) Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Евреи принимают двенадцать малых пророков за одну книгу. – III. Агиографы заключают: 14) Псалмы; 15) Притчи; 16) Иова; 17) Песнь Песней; 18) Екклезиаст; 19) Есфирь; 20) Даниила; 21) Ездры и Неемии; 22) Летописи или Паралипоменон. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Это позволяет предположить, что книга была написана за несколько десятилетий до правления Тиглатпаласара III, когда Ассирия переживала период политических неурядиц и экономического ослабления (то есть «беды»), поскольку на престоле сменялись слабые правители. Любая дата между 800 и 750 гг. до н. э. может оказаться правильной. Однако возможно еще точнее указать время происходящих событий. За указанные полвека слабее всего Ассирия была в период правления царя Ашшурдана (Ассурдана) III (772–756), в царствование которого Ассирию постигли всевозможные как политические, так и экономические неудачи. Из–за движения мятежников Ашшурдану по крайней мере однажды пришлось покидать царскую резиденцию, а полное солнечное затмение, случившееся 15 июня в 763 г. до н. э. (для чрезвычайно суеверных ассирийцев это было определенным знаком гнева высших сил), могло быть причиной покаянных обрядов, описанных в 3:5–9. Для слабого царя, очевидно, имело прямой смысл публично присоединиться к общенародному покаянию, когда затмение и проповедь пророка перепугали все население Ниневии, уставшее от войн и страдавшее от голода. Если датировать миссионерскую деятельность Ионы концом 760–х гг. до н. э., мы вряд ли намного уклонимся от истины. Смысл и назначение книги В Книге Пророка Ионы поразителен контраст между узконационалистической ненавистью к язычникам Ионы и состраданием к ним Самого Творца. Совершенно очевидно намерение автора книги научить читателей тому, что не следует уподобляться пророку Ионе в его ненависти к врагам. Дважды на протяжении гл. 4 Господь призывает пророка ответить, какое право он имеет роптать и огорчаться по поводу проявления воли Божьей: сначала, когда Господь решил пощадить Ниневию (4), а затем из–за гибели растения, в тени которого пророк Иона укрывался от палящего солнца (9). На примере этого растения Господь преподает Ионе урок. Если пророк заботился о растении, не желая видеть его гибели, то разве не следует Господу позаботиться о целом городе, населенном людьми, которым Он не желает смерти (11)? Разве люди (или животные, 11) не гораздо более ценны, нежели растения? Разве они не обладают внутренним достоинством? Даже если они наши враги, это не означает, что мы имеем право считать их не достойными сострадания Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В источниках приводятся противоречивые сведения об основании И. В анналах это событие упомянуто под 563 г. («Плавание Колума Килле на остров И на 42-м году жизни»), у Беды Достопочтенного - под 565 г. ( Beda. Hist. eccl. III 4; V 24; см.: The Chronicle of Ireland. 2006. P. 104-105). В составленном Адамнаном Житии св. Колумбы об основании И. не упоминается. Согласно Адамнану, св. Колумба принадлежал к роду Кенел Коналл, ветви правящей династии И Нейл, получил церковное образование и основал несколько монашеских общин. Он покинул Ирландию через 3 года после битвы при Кул-Дребене, в к-рой сражались представители разных ветвей династии И Нейл (в анналах битва датирована 561), и в сопровождении 12 монахов отправился в паломничество (peregrinaturus) ( Adamnani Vita Columbae. I 7// Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 224-226). В Житии о причинах переселения св. Колумбы в Шотландию не говорится, однако в источниках XI-XII вв. зафиксировано предание о том, что именно действия св. Колумбы привели к сражению при Кул-Дребене и святой покинул Ирландию в знак покаяния (см.: Anderson A. O., Anderson M. O. 1961. P. 71-73). Адамнан не упоминает об этом, однако сообщает о временном отлучении св. Колумбы церковными иерархами на Соборе в Тальтиу (562 (?); о причинах отлучения агиограф умалчивает - Adamnani Vita Columbae. III 3). Большинство исследователей полагают, что св. Колумба покинул Ирландию в результате церковно-политического конфликта, подробности которого неизвестны. По мнению Д. Бинчи и М. Херберт, причиной отъезда св. Колумбы было стремление правителя Диармада мак Кербалла, потерпевшего поражение в битве при Кул-Дребене, отомстить родственникам святого ( Binchy D. A. The Fair of Tailtiu and the Feast of Tara//Ériu. 1958. Vol. 18. P. 122-123; Herbert. 1988. P. 27-28), однако Ф. Бирн отверг эту гипотезу ( Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2004r. P. 95-97). Беда Достопочтенный сообщает, что св. Колумба прибыл в Британию для проповеди христианства ( Beda. Hist. eccl.

http://pravenc.ru/text/578330.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010