Г.И. Ясиницкий Глава III. Трудные тексты В Библии имеется не мало таких текстов, которые при всей убедительности доказательств в пользу вербального вдохновения, все же представляются невозможными для согласования их с другими местами Св. Писания, и это, без сомнения, может лишить эту теорию ее абсолютной цельности. Чтобы у читателя не получилось такого понятия, разберем здесь трудные тексты, выдвигаемые критиками в качестве аргумента, направленного против правдивости вербального Боговдохновения. Иона и кит Книга пророка Ионы пользуется наибольшей популярностью у критиков Библии. Но как ни странно, может быть, она служит очень слабым оружием в их руках, скорее разит их самих. Ведь совсем ненаучно думать в наши дни, что кит неспособен проглотить человека. Подобное «научное» представление относится поменьше мере к столетию назад. Широко распространенное мнение о том, что глотка у кита всего с «кулак», совсем не отвечает действительности. Всякий читавший книгу Франка Буллена о кашалотах может хорошо представить себе размеры и свойства этих китов. Он неоднократно упоминает о китах этой породы исключительно больших размеров. Ему приходилось вылавливать туши свыше семидесяти футов длиной, при этом одна голова достигала пятнадцати тонн веса. Сам Буллен считает грубым невежеством предположение, что кит не в состоянии глотать большие предметы. В его собственной практике был случай, когда в желудке кашалота была обнаружена акула пятнадцати футов длиной. Описывая этих животных, он говорит, что они почти всегда плавают с открытой пастью, которая зияет в виде подводной пещеры и поглощает все попадающееся ей на пути. В такую глотку Иона мог проскользнуть без всякого усилия со стороны кита. Перед смертью , как правило, по утверждению Буллена, киты этой породы извергают содержимое своих внутренностей наружу. Таким образом, не было ничего удивительного в том, что Иона вдруг оказался выброшенным «из чрева кита» и попал на берег. Гораздо таинственнее выглядят многие другие обстоятельства, связанные с данным происшествием Ионы, но критики берут всегда это, потому что оно кажется им наиболее выигрышным в среде мало просвещённых. Почему они не задаются другими вопросами из книги Ионы? Например, следующими:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Нам известно, что враждебные народы, напр., Урарту, в период правления Ашшурдана III нанесли ассирийцам несколько поражений на поле боя, а в период правления царя по имени Ашшурдан, но не обязательно Ашшурдан III, произошло мощное землетрясение. Более того, 15 июня 763 г. до н. э., в десятый год правления царя Ашшурдана III произошло полное солнечное затмение над территорией Ассирии! И наконец сверх того, чужеземный Бог требует их покаяния. Неудивительно, что изнервничавшееся суеверное население с такой готовностью исполнило то, что могло показаться решением всех проблем. Чужеземный Бог предупреждал их посредством этих событий, а теперь прямо в их собственном городе пророк этого Бога вслух объявил им о необходимости принести покаяние! Слова предупреждения подразумевали возможность, хотя и без гарантии, что покаяние может дать им помилование (9). Сам Иона также не знал, каков может быть результат. Сочтет ли Господь пост и покаянный плач ниневитян чистосердечным и достаточным для прощения? Как мы скоро увидим, пророк Иона надеялся, что этого не произойдет. С другой стороны, жители Ниневии надеялись на положительный результат. 10 Покаяние жителей Ниневии было искренним, хотя и кратковременным. Язык этого стиха не подразумевает ни постоянного раскаяния, ни обращения к истинному Господу Богу Израиля. Люди вели себя в соответствии с их собственными религиозными традициями, руководствуясь тем малым, что им было известно, и их действия были милостиво приняты Господом. Позднее Он допустил разрушение Ниневии (в 612 г. до н. э., во исполнение пророчества Аввакума и других пророков). Тем не менее, на этот раз Он пощадил их, вопреки ожиданиям Ионы. 4:1–4 Недовольство Ионы тем, что Господь спас Ниневию от гибели Ненависть пророка Ионы к своим врагам была настолько сильной, что он даже возроптал на Бога! И высказал свой протест в молитве! В сущности, он сказал следующее: «Случилось именно то, чего я так боялся, потому что это очень похоже на Тебя, Господи, поступать таким вот образом».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

973 Через Гизу, Бее-шеан (позже Скифополис), Афек к Иордану. Вероятно тот же путь, по которому ехал Нееман. 975 Елисею в то время должно было быть около восьмидесяти лет. – Заме­тим кстати, что 12 и 13 стихи главы XIII по-видимому не на месте, а должны быть отнесены в главу XIV после 16 стиха. 976 Хет, Заин, Алеф и Ламед по-еврейски; западн. читают Хазаэль. Роулинсон замечает (Assyria), что имена Ахава, Венадада и Азаила (царя Сирии уже) прочитаны на одном из Ассирийских памятников (Апс. Моп. v. II pp. 102, 103. 979 Сказание это идет непрерывно с главы IX по главу XI включительно; в последней главе рассказано убиение последнего члена этой семьи, Иудейской – царицы Гофолии. 980 В ст. 4 м этот сын пророческий назван «отрок, слуга пророка» Предание говорить, что поручение Елисея дано было сыну вдовы Сарепты Сидонской, который воскрес по молитве Илии пророка (3 Ц. XVII) и который сопровождает пророков Илию и потом Елисея, как сын пророческий, – и что это не иной кто, как Иона, посланный позже к Ниневитянам. 981 Как увидим ниже, братьями Ииуя называются не родные братья его, а его сотоварищи, равные ему военачальники. 982 Важность Рамофа Галаадского выступает ярко уже во Второз. IV, 43 (ср. пр. в т. III Св. Лет.) и в Иисусе Навине XX, 8, потому что он назначен «городом убежища» (ср. прим. на Чucлa XXXV, 9–12 в Св. Летописи том III). 984 Из этого мы узнаем, что гонение, воздвигнутое при Ахаве, продолжалось и при сынах его, ибо Иезавель была жива. (Ср. ниже ст. 22-й слова Ииуя о Иезавели). Мы узнаем еще, что гонению подвергались не только пророки Господни, но и все, остававшиеся верными культу Иеговы. 985 Мочащийся к стене означает ребенка, не знающего еще приличий. За­ключенный и оставшийся в Израиле суть выражение, обнимающее вместе с детьми весь дом Ахавов. Подобная фраза, означающая «все без исключения», находится во Второз. XXXII, 36. (Ср. примеч. в нашей Св. Летописи т. III). Смысл этого стиха таков, что ничто не спасет потомков Ахава, ни даже тюрьма, где заключенный мог думать, что он забыт и в безопасности. Общее значение – что не останется никого для продолжения рода Ахава в Израиле. Ср. по некоторым преступлениям угрозу Господню: «Обращу лице Мое на че­ловека того и род его, и истреблю его из народа его». См. Лeb. XVII, 4, 9 XVIII, 29; XX, 2–6. Последний текст особо применим к дому Ахава.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но у позднейших писателей (Ликофрона) мы читаем, что Геркулес бросился в пасть чудовища и пробыл в ней три дня. Язычники этих стран смешали с древней басней и приписали одному из своих первых божеств то, что узнали об избавлении Еврейского пророка. Кроме того, сказание об Андромеде, освобожденной Персеем от морского чудовища, имело первоначально Ефиопию как место своего действия; но позднее оно было перенесено в Иоппию, на еврейский берег, согласно с туземным преданием, говорит нам греческий географ (Pausanias 4, 35:6). Финикияне, без сомнения, усвоили себе историю Ионы и таким образом приписали себе сказание об Андромеде, не принадлежавшее им. Молитва ионы содержит в себе много указаний на различные псалмы. И в самом деле было бы невероятно, чтобы Иона мог во чреве кита сочинять нечто поэтичное сам от себя. Пророк вспоминает скорбные вопли псалмопевца, понимает их и сочувствует им как никогда доселе, и эти изречения из псалмов укрепляют и оживляют его душу. Какой христианин не испытывал того же утешения, которое приносит ему в минуту печали либо слово из Св. Писания, либо стих из священной песни? III Получив новую духовную силу вследствие переживших страданий, и как бы освященный крещением особого рода, Иона тотчас приводит в исполнение повеление, обращенное к нему Богом во второй раз, и отправляется в Ниневию. «Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы, III г» 3. В ней было одних детей 120,000, IV, 11, что предполагает население числом около двух миллионов 73 Население Парижа составляет по меньшей мере миллион, а население Лондона – миллион с половиною. При равном с нашими первыми столицами населении, восточные города занимали, впрочем, своими садами пространство гораздо более значительное, чем наши города Запада. Это столь скорое и столь общее покаяние Ниневитян объясняется легко: во-первых, высоким уважением, которое Ассирияне имели к прорицателям; этот народ слыл за древнейшего народа, глубоко изучившего искусство предсказывать будущее (Cicer. de divin.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

III. Особенности 1) Был Иона ясным прообразованием Иисуса Христа, а особливо в рассуждении смерти, которая была самопроизвольная, ходатайственная и спасительная; также в рассуждении погребения, воскресения и последующего проповедания о покаянии и Евангелии ( Мф.12:39–41; 16:4 ; Лк.11:29–32 ). – 2) Прежде и после проповеди о покаянии оказал некоторую слабость человеческую ( Ион.1:3; 4:1,3,8 ). – 3) Слог имеет исторический и ясный. IV. Случай Нечестивая жизнь Ниневитян, и приближающееся их истребление. V. Содержание Иона описывает покаяние Ниневитян, его проповедью возбужденных, предыдущими и последующими тому случаями. VI. Конец Дабы 1) самым ясным доказать примером, что Бог не хощет смерти грешников, но желает им спасения, и ничего не опускает, что только к исполнению сего намерения служит, и что истинно кающимся все беззакония прощает; а потому пременение жизни пременяет Божий суд; что благочестивые заблуждают иногда от пути истинного, а потому святость их несовершенна. – 2) Дабы Иудеев поощрить к подражанию, то есть, чтоб они, смотря на Ниневитян, скорым и истинным покаянием предварили наступающую им гибель. ( Мф.12:41 ). III. Разделение Разделяется на две части: В первой части в первой раз призывает Бог Иону, дабы шел проповедовать Ниневитянам; тут же несчастливое Ионе приключение, – Ион.1 до ст. 3, где: 1) Призывание Ионы. Гл. 1, ст. 1–3 ( Ион.1:1–2 ). 2) Тщетное Ионы предприятие, где: а. Бегство его, сильная буря на море, ввержение Ионы в море. Ион.1 :3с до конца. б. Поглощение Ионы от кита; молитва его. Гл. 2, ст. 1 до 11 ( Ион.2:1–10 ). в. Извержение его на сушу. Ион.2:11 . Во второй части второе призывание Ионы, и благополучный его успех, – от Ион.3с до конца, где: 1) Повторенное звание. Гл.3, ст. 1 до 3 ( Ион.3:1–2 ). 2) Послушание его и проповедь. Ион.3:3–5 . 3) Успех его проповеди, и отвращение погибели от Ниневитян. Ион.3:5 до конца. 4) Малодушие Ионино, Божие наставление, и убеждение Ионы засохшею тыквою. Ион.4 . VII. Места особливого примечания достойные

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

миссионерам, в результате деятельности к-рых население Нортумбрии приняло христианство. Это способствовало укреплению связей между ирландцами и англосаксами; эти связи не прервались и после Собора в Стренесхальке (Синод в Уитби, 664), завершившего деятельность ирл. миссии. В источниках представлены сведения об отношениях св. Колумбы с пиктскими правителями, которые способствовали формированию церковной организации в стране пиктов (самые ранние упоминания - в «Похвале Колуму Килле»). Адамнан упоминает о путешествиях святого ко двору верховного правителя Бруде. В Житии сообщается о спорах св. Колумбы с пиктскими друидами («магами») и о проповеди христианства среди пиктов, остававшихся язычниками (Ibid. I 37; II 11, 32, 35; III 14), а также о крещении пиктского вождя на о-ве Ски (Скай) (Ibid. I 33). По преданию, приведенному Бедой Достопочтенным, св. Колумба прибыл в Шотландию «в правление у пиктов могущественнейшего царя Бридия, сына Мейлохона, в 9-й год его царствования», чтобы проповедовать христианство сев. пиктам (согласно Беде Достопочтенному, от пиктского правителя он получил в дар о-в Иона - Beda. Hist. eccl. III 4). Однако более подробные сведения о миссии св. Колумбы отсутствуют, что позволило исследователям считать известия о христианизации пиктов легендарными ( Hughes. 1980). Предполагается, что проникновение христианства из Британии в земли пиктов началось в V-VI вв. и завершилось к VIII в. В этом процессе важную роль играли мон-ри, принадлежавшие к конгрегации И. и находившиеся в Дал-Риаде и на зап. пиктских землях. В VII-VIII вв. церковные и монастырские общины возникали в Центр. и Вост. Шотландии, однако вопрос о том, какие из них были основаны клириками «общины Колумбы», а какие - миссионерами из Нортумбрии, остается нерешенным до наст. времени (см.: Carver M. O. H. Portmahomack: Monastery of the Picts. Edinb., 2008. P. 196-198; Fraser. 2009. P. 97-115). В Зап. Шотландии известно о существовании независимых от И. церковных и монашеских общин ( Adamnani Vita Columbae. I 36 - из эпизода следует, что там была и епископская кафедра; ср. сведения о монастыре Апор-Кросан (Эпплкросс), основанном св. Маэлрубой из Беннхора († 722)). Однако, по сведениям Беды Достопочтенного, в VIII в. просветителем пиктов и основателем христ. Церкви в Шотландии считался св. Колумба, что можно объяснить миссионерской деятельностью монахов И. в VII в. Формирование конгрегации И.

http://pravenc.ru/text/578330.html

О новгородцком архиепископ Феофиле, како поставлен бысть . В 15 того же мсяца, в неделю, поставлен бысть Новугороду на архиепископью нареченной их Феофил преосвященым митрополитом Филипом всея Русии, а были на поставлении его вси прежереченнии епископи рустии и архимандрити, и протопопи, игумени честни и весь освященый соборъ славнаго града Москвы. По поставлении же своем билъ челом великому князю от себе и от всего Великого Новагорода с посадники и с тысячьскими, и со всми с тми, котории пришли с ним, о плненых, о Казимир и о прочих товарищех его. Князь же велики приятъ челобитие их и тх всх отпусти с честию, а было их на Москв 30. Самого же архиепископа отпусти того же месяця въ 23. 501 Тоя же зимы повезоша камень на Москву на создание церкви святыя Богородици. 418 Феофил – в прошлом владычный протодиакон; несмотря на свою промосковскую позицию в 1470–1471 гг., был впоследствии, в 1479 г., заточен и лишен престола по повелению Ивана III. 419 ...преставися архиепископъ Новагорода Великаго Иона. – Вступив на владычный престол в 1459 г., Иона занимал в общем промосковскую позицию, но не всегда достигал согласия с великим князем. Избрание Ионы архиепископом совпало с разрывом между западнорусской (литовской) православной церковью и московской. Β связи с этим Иван III обращался к Ионе с призывом не признавать главой русской церкви западнорусского митрополита. 421 Житии люди – новгородские землевладельцы менее высокого ранга, чем бояре, представители городского патрициата. 422 ...посадничи дти Исакова Борецкого съ материю своею Марфою... – Марфа, вдова посадника Исака Андреевича Борецкого и мать посадника Дмитрия Исаковича, упоминается в повести московского великокняжеского свода лишь один раз; в новгородской повести она вообще не фигурирует. Единственный рассказ, уделивший Марфе Борецкой важное место, это – «Словеса избранна»; Марфа уподобляется здесь библейским «злохитривым женам» – Иезавели, Иродиаде и т. д., и этим еще более подчеркнвается греховность «величавых мужей новгородских». Именно из «Словес избранных» образ Марфы-посадницы как едва ли не важнейшей политической фигуры Новгорода накануне его падения перешел в историографию и литературу XIX–XX вв. (Η. Μ. Карамзин и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Критическое отношение к поведению Ионы, заметное в тексте книги, не означает, что сам Иона не мог быть ее автором. Фактически, во многих текстах Нового Завета критикуются ученики Христа, среди которых были и авторы этих текстов. Судя по стилю и языку книги, авторов не могло быть несколько, в текст также не вносились более поздние изменения (см. табл. на с. 217 О времени написания К сожалению, не существует никаких определенных указаний на время написания Книги Пророка Ионы. Мы не можем назвать точную дату, поскольку язык книги не имеет никаких специфических особенностей, характерных для позднего или раннего иврита. Попытки отыскать предполагаемые «арамеизмы» (особые формы еврейских слов, произошедшие от арамейских корней примерно после 600 г. до н. э.) или установить преемственность выражений пророка Ионы и книг других ветхозаветных пророков, таких, как Иеремия, оказались неудачными. В тексте псалма в гл. 2 можно отметить несколько древнееврейских слов более раннего периода (напр., слово nephesh, означающее «горло»; в ст. 6 буквально написано: «воды объяли меня до самого горла»). Однако для древнееврейской поэзии вообще характерно использование устаревших слов и архаичных выражений. После 745 г. до н. э., когда Тиглатпаласар III восстановил и укрепил Ассирийское царство, Ассирия превратилась в реальную угрозу для Израиля и Палестины. Исходя из этого, можно сказать, что один из основных уроков, преподанных книгой Ионы (что Бог любит даже ассирийцев), был особенно уместен для Израиля после указанной даты. Думается, история Ионы создавалась либо перед 745 г., предвосхищая ситуацию, либо, вероятнее всего, сразу же после этого. Но в любом случае, мораль книги остается актуальной во все времена, а язык книги можно охарактеризовать как классический иврит. Зато значительно проще датировать события, описанные в тексте. Во 2Цар. 14:25 упоминается о том, что Иона жил в период долгого царствования Иеровоама II (793–753 до н. э.). В 1:2 говорится о «бедах» Ниневии, или о «тяготах», «несчастьях»; перевод NIV «злодеяния» гораздо меньше похож на правильный, особенно если учитывать, что во всей книге отношение Бога к Ниневии исполнено сострадания, а не осуждения, как у пророка Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1068 Ахав назван в документальных надписях Ассириян «сыном», т.е. потомком Амврия, основателя этой династии; и столица Израиля называлась Бет-Кумри, т. е. дом Амврия, по имени основателя Самарии (3 Ц. XVI, 24). И Ииуй, как видно из ассирийских надписей, посылал посольства в Ниневию, именуя себя господином Бет-Кумри. Все эти факты записаны на т.-назыв. черном обелиске, о котором см. у Роулинсона I. supra cit., и у Менана: Annates des rois d " Assyrie (ed. de 1874), . 112, 116. Имя K " Umri, или H " Umri, означает народ, или область Израиля по имени Омри, или Амврия, в особенности славного на востоке. Ср. у Менана р. 127 под 809 годом о Бин-Нирари. 1069 См. Journal of the Royal Asiatic Society, v. XVI; Annual Report; p. XII, seq.; и см Menant: Annates dee Rois d " Assyrie p. 120, West-Asia Inscriptions, со стелы, найденной Лофтусом, о возмущении Ассур-Данин-(На)Бала. 1070 Отсылаем к нашим примечаниям в Св. Летописи на Ucx. I, 14 и V, 7–12. Саман есть измельченная солома, примешиваемая в кирпичи, которые сушились (и сушатся ныне у нас на юге) на солнце. И дворцы были так же построены; только стены их обставлялись алебастровыми плитами, на которых резались барельефы. 1071 Он думает (Ancient Monarchies ed. of 1871, vol. II pp. 126–127), что Иона был в Ниневии при Ассуре Дайане III (771 –753 до Р. Хр.), на сто лет позже; но мы следуем хронологии Богословского, по которой Иеровоам II, сын Иоасов, царствовал в IX столетии (около 850 835 до; Р. Хр.), а пророчество Ионы (см. 4 Ц. XIV, 25) объявлено еще ранее. 1072 И «господином Бет-Кумри», т.е. владыкой дома, т.е. города (Самарии), построенного Амврием. См. выше. 1073 См. Menant. «écritures cunéiformes», p. II, les écritures anciennes. См. Rowlinson " " s Ancient Monarchies ed. of 1871 vol. Assyria; ch. V, language and Writing, pp. 262 eq.; и в особ. на стр. 272 –276 сравнение ассирийского словаря и (грам­матики) с еврейским. 1075 Древнейшая столица Ассирии Эль-Ассар: ср. Oppert Histoire des Empires, Rowlinson; Menant, Annales etc. Ныне носит имя Кала-Шергат.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Где именно лежала Ниневия? Вопрос этот решен несомненно раскопками Лейарда в сороковых годах нашего века 1087 . Столица Ассирии находилась против нынешнего Моссула на левом берегу Тигра, при устье вливающегося в него с левой нагорной стороны верхнего Заба. На этой местности находится большой холм, на котором выстроилась маленькая деревня Куюнджик. Лейярд начал раскопки в этом холме и открыл в нем развалины великолепного дворца, который построен был из кирпичей, высушенных на солнце, но стены которого были одеты алебастровыми плитами с вырезанными на них горельефом разными изображениями, на которых найдены иногда следы красок 1088 . Недалеко от этого большого холма высится другой холм, называемый Неби-Юнус, или могила Ионы, которую чтут мусульмане по преданию их. Есть следы, что когда-то Тигр протекал гораздо ближе к развалинам дворца, чем ныне, и по-видимому стены города стояли на самом берегу Тигра. Это были высокие и толстые стены, окружавшие весь город, все протяжение которых должно было быть (по указанным выше авторитетам) до десяти англ. миль. Город представлял собою удлиненный паралеллограм, вытянувшейся по берегу Тигра 1089 . Возвращаясь к книге Ионы, мы поэтому и выражение III, 3–4 разумеем в том смысле, что нужно было употребить по крайней мере три дня пути, чтобы обойти все стогны града для проповеди, а не так, – как разумеют некоторые, – что город из конца в конец представлял чудовищное расстояние трех дней пути. Возьмем в самом деле текст; вот что он говорит в прекрасном нашем переводе, с которым вполне согласуются лучшие комментарии: «Ниневия же была город великий у Бога на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу сколько можно пройти в один день, и проповедовал»... Для нас несомненно, что записанное в этих словах сказание имеет в виду не определить величину города путевою мерою дня, а имеет в виду проповедь Ионы, который должен был употребить три дня, чтобы обойти площади и стогны града и говорить на них, дабы все жители града могли узнать о воле Божией и о призыве к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010