житниц запасного хлеба; старец Евстрат), 62 (Приговор 1501 г. об общем владении землею с Агапитом Григорьевым; игум. Евфросин), 94 (Купчая 1583 г. на дворов. место в Новгороде; игум. Иона), 99 (Купчая 1631 г. на дворов. место в Новгор.; игум. Варлаам), 117 (Данная 1580 г. Захария Скобельцына на дворов. место в Новгор.), 145 (Отводная 1505 г. на земли), 153 (Отдельная 1505 г. на земли; игум. Мисаил), 155 (Отдельная 1532 г. на пожни; игум. Геласий), 162 (Ввозная 1593 г. на две пустоши в Лузском у.; игум. Закхей), 177 (Порядная 1556 г. крестьян иа обжу земли; игум. Феодосий), 178 (Порядная 1576 г. крестьян на шестую часть обжи), 180 (Порядн. 1578 г. Андр. Лутьянова о поселении на земле м-ря), 183 (Поряд. 1585 г. Фед. Игнатьева Ал. Никифорова на крестьянство; игум. Иона), 184 (Поряд. 1586 г. разн. крестьян на влад. Слободским посельем), 186 (Поряд. 1590 г. крестьян о поселении на пустоши м-ря; игум. Закхей), 188 (Поряд. 1598 г. крестьян о постр. и починке мостов), 189 (Поряд. 1599 г. Игн. Ананьина о жительстве в крестьянстве за м-рем), 190 (Поряд. 1599 г. крестьян о жительстве на отчинн. монаст. участках), 191 (Поряд. 1601 г. Максимова о житель. в крестьянстве; игум. Закхей), 209 (Платежн. 1570–71 г. в поземельн. деньгах), 212 (Платежная 1582 г. в исправл. ямчужных повинн.), 213 (Платежная 1583 г. по хлебн. сборам), 214 (Платеж. 1594 г. в ямских деньг.), 216 (Платеж. 1609 г. в кормов деньг.), 217 (Платеж. 1593 г. по мостов. сбору), 219 (Платеж. 1594 г. по конскому сбору), 251 (Заемная 1588 г. крестьян в коробье овса), 258 (Рядная 1525 г. монастыр. старцев с Еремеевым о крестн. целовании по спорн. земельн. делу), 292 (Поручная 1592 г. по разн. крестьянах о поставке ими строев. леса); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 200 (Духовн. собор 1580 г. о недвижим. собств. м-рей; игум. Селивестр; здесь вместо Вяжицкий напечатано Бежицкий); IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); “Новгород. писцов. книги», I, 809; II, 324, 468; III, 10, 23, 27, 31, 34, 36, 38, 43, 44, 48, 51, 56, 65, 85, 111, 293, 332, 357, 366; “Временник Общ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1988. P. 13-35). При аббате Сегене монастырская конгрегация К. процветала: благодаря поддержке правителей из рода Кенел Коналл, родственников К., были основаны обители в Ирландии; монахи установили дружественные отношения с Освальдом , кор. Нортумбрии (634-642), к-рый почитал К. С 635 г. в Нортумбрии действовали миссионеры во главе с еп. Аэданом, присланным из мон-ря Иона (Ibid. P. 40-43). В спорах о дате празднования Пасхи аббат Сегене выступал как убежденный противник рим. пасхалии (см.: Corning C. The Celtic and Roman Traditions: Conflict and Consensus in the Early Medieval Church. N. Y., 2006. P. 84-93). При аббате Куммене (657-669), племяннике Сегене, положение изменилось: на синоде в Стренескальке (ныне Уитби) (664) кор. Освиу объявил о принятии рим. пасхалии; ирл. клирикам и монахам было предложено отказаться от старой пасхалии или покинуть Нортумбрию. Аббат Ионы утратил контроль над церковной организацией, созданной ирл. миссионерами в англосакс. Британии. В ходе дискуссии на синоде был затронут вопрос о статусе ирл. пасхалии, а также др. обычаев, соблюдавшихся в мон-ре Иона. Сторонники ирл. обычаев обращались к авторитету К., но кор. Освиу, сравнив К. с ап. Петром, сделал выбор в пользу рим. пасхалии (The Life of Bishop Wilfrid by Eddius Stephanus/Ed. B. Colgrave. Camb., 1985r. P. 20, 22). По свидетельству Беды, св. Вильфрид , выступавший от лица сторонников рим. пасхалии, поставил под сомнение святость К. и истинность чудес, которые ему приписывались ( Beda. Hist. eccl. III 25) (об аргументах сторон на синоде см.: Pelteret D. A. E. The Issue of Apostolic Authority at the Synod of Whitby//The Easter Controversy of Late Antiquity and the Early Middle Ages/Ed. I. Warntjes, D. Ó Cróinín. Turnhout, 2011. P. 150-172). Возможно, в это время аббатом Куммене было составлено 1-е Житие К., «книга о чудесах св. Колумбы» (Cummeneus albus in libro quem de uirtutibus sancti Columbae scripsit). По мнению исследователей, составление Жития относится к 30-м или 40-м гг. VII в., т.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

С другой стороны, и некоторые из протестантов, даже находившиеся в добрых отношениях с русскими, дерзко нападали иногда на их исповедание и с жаром отстаивали свои мнения, как поступил, например, в 1575 г. пан Кадиан Чаплий (у которого еще проживали Феодосий Косой и его товарищ Игнатий) с тем же князем Курбским во время беседы их в доме воеводы волынского князя Богуша Корецкого и потом в письме к Курбскому . Очень возможно, что и теперь бывали случаи совращения русских протестантами, хотя положительных свидетельств об этом нет, но зато известны случаи, когда сами русские пытались обращать протестантов и когда отпадшие в какую-либо протестантскую секту снова делались православными . Так, князь Курбский убеждал одного из вождей кальвинизма, вице-канцлера Евстафия Воловича, возвратиться к правоверию своих отцов, часто посылал ему Беседы Златоуста для утверждения в церковных догматах и указывал старцу на его седины и на бедствия отечества во время бывшего тогда междуцарствия (1575–1576), призывавшие к покаянию, хотя и не имел успеха. А один из молодых волынцев, некто пан Федор Бокей, увлекшийся было в протестантство, снова принял родное исповедание, к общей радости православных, и Курбский писал ему наставления, как беречься на будущее время от сетей ереси. Гваньини, служивший около того времени воинским начальником в Витебске, свидетельствует: «Хотя некоторые вельможи России, подвластной польскому королю, следуют лютеранскому и Цвинглиеву учению, но весь народ и большая часть магнатов и благородных твердо содержат веру, издревле принятую по обряду греческому» . Обратимся теперь к другим делам православной Литовской митрополии, совершавшимся в рассматриваемое нами десятилетие. Митрополит Иона III Протасевич едва вступил на первосвятительскую кафедру, как показал себя пастырем весьма ревностным и попечительным. Он послал к королю Сигизмунду Августу, находившемуся на гродненском сейме, грамоту, в которой изложил целый ряд просьб о нуждах своей Церкви и духовенства, и тогда же получил от короля ответы, составленные на сейме (25 июня 1568 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/436056/

I 37; II 11, 33-34). Чудеса К. произвели впечатление на Бруде и его приближенных, поэтому правитель благосклонно относился к святому: напр., запретил вассальному правителю Оркнейских о-вов причинять вред Кормаку и его спутникам (Ibid. II 42). Адомнан не упоминал о крещении Бруде, напротив, он называл пиктов варварами и язычниками (in hoc gentili populo... coram plebe gentilica - Ibid. II 33-34). Повествуя о том, как К. прогнал водяного хищника, агиограф писал, что варвары, ставшие свидетелями чуда, прославили Бога, но не упоминал об их крещении (Ibid. II 27). Тем не менее некоторые пикты принимали христианство благодаря проповеди К. (святой, не говоривший на языке пиктов, проповедовал через переводчиков) (Ibid. I 33; II 32; III 14; см.: Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 81-87). Вероятно, К. поддерживал дружеские отношения с пиктами: он принял изгнанного пиктского аристократа Тараина и поручил знатному жителю Дал-Риады заботиться о нем ( Adomnani Vita Columbae. II 23). Сведения о деятельности К. в стране пиктов по-разному интерпретируются исследователями, отмечавшими, что Бруде терпимо относился к присутствию К. и его монахов, а нек-рые пикты принимали крещение ( Herbert. 1988. P. 30). По др. версии, пикты враждебно относились к христ. проповедникам: в 617 г. они убили св. Доннана и его сподвижников. Со временем положение изменилось; усилиями монахов Ионы и др. ирландских миссионеров пикты в основном приняли крещение, поэтому К. стали считать «апостолом пиктов» ( Smyth. 1984. P. 102-112). Высказывалось мнение, что христианизация пиктов произошла лишь в нач. VIII в. под влиянием Нортумбрии; роль мон-ря Иона в этом процессе была невелика ( Hughes. 1980; ср.: Richter. 1999. P. 65-66). Др. исследователи указывали на то, что англосакс. авторы в отличие от Адомнана считали пиктов христианами ( Charles-Edwards. 2000. P. 299-308). Скорее всего в VII в. в стране пиктов трудились миссионеры, направленные из аббатства Иона, там были основаны церкви и мон-ри, входившие в конгрегацию К.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. III. Период Вождей  (1290–1200 гг. до н. э.). Моисей, Иисус Навин а) Выход евреев из Египта 1250 б) Синайское законодательство 1250 в) Завоевание Обетованной земли 1212–1200 IV.Nepuoд Судей  История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. V. Период Царей  (до разделения). Саул 1040–1010 Давид 1010–970 Соломон 970–930 История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

в. Описывается особливое Божие строение в освобождении народа из Египта, и в сохранении его в пустыне. Прем.18 . г. Продолжается примышление об народе, и защищение его от врагов. Прем.19 . § 30. О книгах пророческих I. Определение пророков Они были лица, от Бога избранные и призванные к тому, чтобы волю Его, часто непосредственно открываемую и еще грядущую, людям возвещать. II. Причина названия Пророк означает такого человека, который в объявлении, изъяснении и приложении чьей-нибудь воли обращается, и в сем означении сие слово положено. Исх.7:1,2 . Смотр. Исх.4:14 . 1Кор.13:9 . Чис.12:6 . III. Способ Божия откровения, пророкам бывшего Открываема была им воля Божия 1) чрез видение, или чрез изображения, пред телесные или мысленные очи бдящих пророков представленные. Иез.8 :1с. – 2) чрез сновидение Дан.7 :1с. – 3) чрез гадания или видения эмблематические, иное представляющая и иное означающая. Иез.4:5 . Иер.1:11,12 . Ам.8:2 ; чрез речения темные и сокровенные Иез.17 :1с, и чрез действия знаменательные, от Бога пророкам повеленные Ис.20:2 . Иер.27:2 ; – 4) чрез начертание, означающее некоторый вид Бога, в видимое тело и образ облеченного, которого видели и слова Его слышали Ис.6 :1с. – 5) чрез непосредственное Святого Духа просвещение и вдохновение; – б) чрез Ангельское возвещение Дан.7:16 , след. Дан.9:21 . Четыре первых способа читаются Чис.12:6–8 . IV. Порядок, по которому один за другим следовал Хотя известно, что не тем порядком, который мы в священных книгах видим, пророки один за другим следовали: однако между тем, с другой стороны, трудно сказать, кто в первом и кто в последнем месте, наипаче же между современными находится; а вероятно, что следующим бы образом расположишь их должно было: Иона, Осия, Иоиль, Амос, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Захария, Малахия; из которых пророческую должность отправляли, при продолжении гражданства Израильского, Иона, Осия, Иоиль, Амос, Исаия и Михей; по пленении Вавилонском Осия, Иоиль, Михей; Авдий, Наум, Аввакум, Иеремия: и Софония; в продолжение пленения Вавилонского Иеремия, Иезекииль и Даниил, и по окончании Вавилонского пленения, Аггей, Захария и Малахия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Причина такого скопидомного поведения, как нам представляется, коренилась в немецкой натуре Ионы 1-го, склонной к законности, да еще подкованной воинской службой. Кто же был игумен Иона 1 -й, ставший персоной non grata для Посада, по мнению его Комиссара? Из его послужного списка за 1917 год, приложенного к обнаруженному нами судебному делу «Самарина-Кузнецова» (см. ЦГАМО, ф. 5062, оп. 3, д. 7, лл. 103–106) следует, что он в миру звался Иваном Федоровичем Фиргуфом (был из обрусевших немцев), и родился, вероятно, в 1866 году (в 1917 г. ему, по документам, 51 год, на 16-е июня 1919 года – 52 года), обучался в Московском Кадетском корпусе и в 3-м Александровском училище, был офицером лейб-гвардии Кексгольмского полка, затем вышел в отставку. С 13 ноября 1892 года был на послушании в хлебной, трапезной и в канцелярии Гефсиманского скита. 1 мая 1896 г. переведен в указное братство этого скита, а 23 июня того же года был пострижен в монашество. По ходатайству Строителя иеромонаха Германа монах Иона переведен 6 октября 1897 г. к нему в Зосимову пустынь. 11 ноября рукоположен в сан иеродиакона, а 7 июня 1898 г. – в сан иеромонаха. С 28 июня 1903 г. утвержден в должности казначея. По воле Великой княгини Елизаветы Федоровны 24 мая 1904 г. командирован на Дальний Восток для священнослужения при Преображенском храме для плавучих лазаретов. Возвратился в Зосимову пустынь в ноябре 1905 года и вступил в должность казначея в январе 1906-го. За труды во время войны награжден орденом св. Анны III степени. 2-го декабря 1909 г. о. Иону перевели обратно в Лавру из-за несогласия с о. Германом по вопросу ведения отчетности (там же, л. 91); в чем было несогласие – не сказано, но из других источников известно, что он подал рапорт в Синод на о. Германа за нарушение последним правил ведения отчетности, так что тот даже был отстранен на время от своей должности. 16 августа 1910 года Иона был назначен помощником эконома Лавры, 9 июля 1912 г. награжден наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества, 20 мая 1913 г. на Романовских торжествах в Костроме был награжден золотым наперсным крестом с украшениями из кабинета Е. И. В., а 24-го мая при посещении·Государем Лавры – еще и золотыми часами. 21-го августа 1914 г. утвержден в должности эконома и члена Духовного Собора Лавры; возведен в сан игумена 29-го мая 1916 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. была известна монументальной каменной Царской дорогой шириной 34 м и длиной 1 км от ворот Нергала, выходящих к храму Нового года, до главной цитадели; улица предназначалась для триумфальных шествий, публичных мероприятий и культовых процессий. В Н. найдено множество клинописных архивов. Храмы Иштар и Набу были писцовыми школами и интеллектуальными центрами Н., а после того как ассир. царь Асархаддон (680-669 гг. до Р. Х.) начал реализовывать проект по созданию обширного корпуса копий вавилонской лит-ры, таковым стал и царский дворец. Б-ка царя Ашшурбанипала (ок. 668-630 гг. до Р. Х.) считается 1-м полным систематизированным собранием вавилонских научных и лит. текстов. Во дворцах были также архивы, содержавшие офиц. переписку, астрологические отчеты, запросы оракула, пророчества (от Иштар) и др. До правления Синаххериба Н. занимала площадь 150-200 га, на к-рой жили 15-20 тыс. чел. Царь расширил площадь города до 750 га. В Книге прор. Ионы (Иона 4. 11) сказано, что в городе жило более 120 тыс. чел. В наст. время ученые, основываясь на археологических данных (огромные незастроенные пространства), оценивают население столицы в 75 тыс. чел. ( Reade. 2001. S. 395). В целом в истории прор. Ионы Н. изображена абстрактно: не сообщаются имена ни царя, ни богов, почитавшихся в городе; Н. характеризуется лишь как «город великий у Бога, на три дня ходьбы» (Иона 3. 3). К этому же периоду относятся и упоминания Н. в Товита книге и в «Повести об Ахикаре Премудром» (см. Ахикар ). История поселения или поселений, возникших на руинах Н. в персидско-эллинистическое время, известна гораздо хуже. Историк Ксенофонт, видевший развалины города на рубеже V и IV вв. до Р. Х., сообщает ( Xen. Anabas. III 4. 10-12), что на этом месте находились лишь остатки строений, а само место называлось Μσπιλα (видимо, от арам.   - «заброшенное»); местные информаторы, к сообщениям к-рых в конечном счете восходит рассказ Ксенофонта, осознавали, что некогда это был центр великой, но сокрушенной кем-то державы, однако уже не помнили, какой именно, и ошибочно считали, что это была мидийская крепость, уничтоженная персами при завоевании Мидии.

http://pravenc.ru/text/2577671.html

ЛЬЯЛО – водосточный канал вдоль борта в нижней части трюма корабля. …держим на храпу… – Здесь: работа помп (насосов) с предельной силой. Марсареи – реи, к которым прикрепляется прямой парус. Рангоут – совокупность оборудований верхней палубы. Сенявин Дмитрий Николаевич (1763—1831) – выдающийся русский адмирал, сподвижник Ф. Ф. Ушакова; был главнокомандующим морскими и сухопутными силами на Средиземном море во время 2й Архипелагами экспедиции русского флота 1805—1807 гг. Ванты (голл.) – снасти для бокового крепления мачт. …бить рынду… – звонить в колокол в полдень (от апгл. ring the belle – звонить в колокол). Сейтали – приспособление из блоков и троса для обтягивания канатов, поддерживающих мачту, для подъема тяжестей. …обрасопить нос… – повернуть. Рифмарсель (голл.) – ряд продетых сквозь парус веревок, с помощью которых можно управлять парусом трапециевидной формы. Репетичный фрегат – фрегат, служащий для немедленного повторения сигналов флагмана. Выговорная пушка – пушка, подающая сигнал кораблю. Бейдевинд – курс парусного судна против ветра. Бизань (голл.) – парус на самой задней мачте. Ют – кормовая часть верхней палубы судна. Ростра – площадка над палубой судна для установки шлюпок. Эпиграф взят из трагедии В. Шекспира «Ричард III» (1592). Шкоты (голл.) – снасть для управления парусом. Эней – в греческой мифологии один из троянских героев, сын царя Анхиза и богини Афродиты. Римский поэт Вергилий (70—19 гг. до н. э.) описал приключения Энея в поэме «Энеида». Стойте, негодяи! (фр.) Милосердный Бог (голл.) …нового французского короля Луциана… – Речь идет о брате Наполеона I, Луи Бонапарте, который был провозглашен главой Голландского королевства в 1806 г. Он проводил слишком самостоятельную политику и нарушал континентальную блокаду, вследствие чего был отстранен от власти и королевство было включено в состав Французской империи. Стой, стой! (голл.) Тьфу! (голл.) …выброшен из кита, словно Иона… – Иона – один из библейских пророков; согласно легенде, он три дня пребывал в чреве кита.

http://azbyka.ru/fiction/lejtenant-beloz...

В 563 г. К. прибыл в Дал-Риаду (обл. Аргайл); эта территория в Зап. Шотландии была населена ирландцами и управлялась ирл. князьями, владевшими также землями в Ирландии (в сев. части совр. графства Антрим). Посетив правителя Коналла, сына Комгалла (559 или 560-574), святой поведал ему о сражении, в к-ром И Нейлы одержали верх над круитни (ирл. пиктами) ( Adomnani Vita Columbae. I 7). Согласно ирл. анналам, Коналл передал К. о-в Иона, на к-ром святой основал мон-рь (qui obtulit insolam Iae Columbe Cille; запись под 574 г.), но Беда Достопочтенный утверждал, что К. получил остров от правителя пиктов Бруде (Бруиде, Бриде). В сочинении Адомнана не говорится об основании мон-ря и о том, находился он на пиктской или на ирл. территории. Возможно, остров располагался на границе владений ирландцев и пиктов, поэтому К. мог получить разрешение от обоих правителей ( Bannerman. 1974. P. 79). Высказывалось мнение, что мон-рь на Ионе был основан К. не сразу после прибытия в Британию; сначала святой мог жить в др. месте, напр. на о-ве Хинба ( Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 76-80). Согласно Адомнану, в годы жизни на о-ве Иона К. молился, читал, переписывал книги или занимался другой работой. Его аскеза была настолько суровой, что, казалось, превосходила человеческие силы: святой соблюдал строгий пост и проводил ночи без сна, спал на голой скале, использовал вместо подушки камень ( Adomnani Vita Columbae. Praef. II; III 16, 23). В «Чуде Колума Килле» также говорится об аскетических подвигах К.: святой умерщвлял плоть, боролся со страстями, хранил целомудрие, был воздержан в пище; неоднократно упоминается о «кресте», который нес К.: «имя [ему] - сын креста» (macc ainm cruchi (§ 131)). О борьбе святого с плотскими желаниями, его ночных бдениях и постели, устроенной на голой скале, сообщается в поэмах Беккана. Несмотря на строгий образ жизни, К. был исполнен «радости Святого Духа», со всеми был любезен и доброжелателен, стремился помогать людям, попавшим в трудное положение ( Adomnani Vita Columbae. Praef. II). Святой с сочувствием отнесся к вору, пытавшемуся охотиться на монастырских тюленей, и неоднократно помогал ему продуктами (Ibid. I 41); он отказался просить филида Кронана о хвалебной песни в свою честь, зная, что поэту суждено вскоре погибнуть (Ibid. I 42). Когда на Иону из Ирландии прилетел журавль, К. велел дать ему приют и отдых, словно усталому страннику (Ibid. I 48).

http://pravenc.ru/text/1841806.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010