Деян.23:11, 18:9 )? . Только как истинный Бог и Господь Иисус мог через Своих святых апостолов творить Божественные дела и являть Божественное учение Своего Евангелия. Святой апостол Павел называет Христово Евангелие Евангелием Божиим (εαγγλιον Θεο) (см. Рим.1:1 ). «Если, следовательно, проповедь о Христе есть Божие Евангелие, как тогда Христос – не Бог?» Иисус Христос как Сын Божий сильно засвидетельствован Духом Святым, особенно в воскресении из мертвых (см. Рим.1:4 ). Как Иисус мог Сам воскреснуть из мертвых, если Он не Бог, и не Жизнь, и не Воскресение? Он воскрес из мертвых не как обычный человек, а как Тот, Кто сильнее и превыше смерти, ибо Он есть Жизнь и Бог. Если Христос – не Бог, как тогда Его Евангелие может быть «силой Божией ко спасению всякому верующему» (ср. Рим.1:16 )? «Ведь если мы вообще уверовали в Него, то уверовали как в Бога». Если Христос – не Бог, как тогда в день Страшного Суда «Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа, по благовествованию» ( Рим.2:16 ; ср.: Рим.2:2–11, 14:10 )? Если Христос – не безгрешный Бог, то разве мог Он Своею Кровию отпускать грехи и даровать оправдание верующим в Него как в истинного Бога (см. Рим.3:24–25, 5:1–2, 5–10 ). Если Христос – не Бог, то неужели бы тогда Его благодатью и праведностью пришло всем людям оправдание к жизни; и неужели бы «благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом» ( Рим.5:17–18, 21 )? Если Христос – не Бог, то разве мог Он верующих в Него наделить благодатью и силой ходить в новой жизни, поступая праведно, свято и безгрешно, чтобы концом их веры была «жизнь вечная во Христе Иисусе» (см. Рим.6:1–22 )? Если Христос – не Бог, как тогда закон Духа жизни в Нем освобождает от закона греха и смерти, побеждает грех и смерть – так что человек, мертвый для греха и смерти, живет праведностью Божией (см. Рим.8:2–13 )? Если Христос – не Бог, то как подает Он Духа усыновления и как через Него мы становимся наследниками Божиими и Ему сонаследниками (см. Рим.8:15–17 )? Если Христос – не Бог, как тогда Он воскресил Себя из мертвых, вознесся с телом на небо, восседает во плоти одесную Бога Отца и молится за нас (см. Рим.8:34 )? «Разве не очевидно, что Христос – Бог, если, любя Его, мы любим Бога всяческих?» Как Христос – не Бог и не Господь, если апостол Павел, столько раз видевший воскресшего Господа, утверждает, что Он есть «сущий над всем Бог» ( Рим.9:5 )? Как Христос – не Бог, если христоносный апостол называет Его Господом и Богом всех, именем Которого спасается всякий в Него верующий (см. Рим.10:9–13, 13:14, 14:8–9 ; 1Кор.1:2–3 ; 2Кор.1:2, 3 ; Гал.1:3 ; Еф.1:2–3 ; Флп.1:2 ; Кол.1:2 ; 1Фес.1:1, 3 ; 2Фес.1:2, 7, 8, 12, 2:16, 3:6 ; 1Тим.1:1–2, 12, 14 ; 2Тим.1:2, 2:8 ; Флп.3:3 )? Как Христос – не вечно Живой Бог, если все мы изыдем на суд пред Него и каждый из нас даст Ему как Богу ответ за Себя (см. Рим.14:10, 12 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Если эти и другие наблюдения естествоиспытателей сравнить с изображением нашествия саранчи у Иоиля; то в этом изображении не окажется никакого преувеличения, которое бы для своего оправдания и объяснения требовало преобразования войска саранчи в войско людей, тем более, что опустошение какой-либо земли саранчою возбуждает гораздо больший страх в жителях этой земли, чем нашествие войска, нашествие, ограничивающееся только одним опустошением, а о каком-либо кровопролитии, произведенном врагами между народонаселением, вовсе не говорится в ( Иоил.1:2–17 ). Кроме того, обетование – ( Иоил.2:20 ), что часть врага, теперь опустошающего Иуду, будет прогнана в южную пустыню, переднее полчище его в море Мертвое, а заднее в Средиземное, вполне согласуясь со сказанием тех же естествоиспытателей, что гробницею для саранчи 4 бывают частью сухие и бесплодные степи, частью же озера и моря, трудно согласуется с аллегорическим пониманием изображения. Только то обстоятельство, что Иоиль в изображенном им опустошении саранчою усматривает приближение или даже наступление дня Господня ( Иоил.1:15, 2:1 ), взятое вместе (см. Пс.1:6 ) где этот пророк словами Иоиля: «близок день Иеговы, и, как пагуба, идет он от Вседержителя», предвещает суд над Вавилоном, имевший совершиться чрез враждебное войско, говорит, по-видимому, в пользу того, что нашествие саранчи у Иоиля было взято только как образ враждебных войск, долженствовавших совершить в день Иеговы суд над Иудою. Но и это – только по-видимому. Хотя под днем Иеговы и нельзя понимать суда, совершенно отличного от опустошения саранчою (такое понимание было бы не соединимо с ( Иоил.2:1–10 ), где нашествие саранчи относится пророком к этому именно дню), но уже выражение: «ибо близок день Иеговы, и, как пагуба, идет он от Вседержителя», – показывает, что пророк день Господень с бедою от саранчи не отождествляет до такой степени, чтобы он у него и совершился уже в этом нашествии саранчи. Гораздо более, просвещаемый Духом Божиим, и взирая на современные события с точки зрения всего плана домостроительства нашего спасения, Иоиль в этом Божием суде, совершавшемся чрез саранчу, видит только начальный момент того суда Божия, который, совершаясь в течении времен над богопротивниками, окончательно совершится во всеобщем суде; или в действительно совершавшемся походе саранчи на Иудею созерцает Божие воинство, во главе которого Иегова идет как вождь и гремит гласом своим и именно страшным гласом всемирного судии, и это шествие Иеговы, пред которым земля трясется, небо колеблется, солнце и месяц меркнут и звезды теряют свой свет ( Иоил.2:10 ), возвещает как шествие Господа для суда над миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

12 . Говоря о власти, мы имеем в виду exousia, как она описана в Новом Завете. Власть Церкви происходит от Господа и Главы Церкви, Иисуса Христа. Получив Свою власть от Бога Отца, Христос по воскресении поделился ею, через Святого Духа, с апостолами (ср. Ин.20:22 ). Через апостолов она была передана епископам, их преемникам, а через них – всей Церкви. Господь наш Иисус Христос осуществляет эту власть разнообразными способами, посредством которых Царство Божие, вплоть до его эсхатологического исполнения (ср. 1Кор.15:24–28 ), являет себя миру: Иисус учит (ср. Мф.5:2 ; Лк.5:3 ), творит чудеса (ср. Мк.1:30–34 ; Мф.14:35–36 ), изгоняет нечистых духов (ср. Мк.1:27 ; Лк.4:35–36 ), прощает грехи (ср. Мк.2:10 ; Лк.5:24 ), ведет Своих учеников путями спасения (ср. Мф.16:24 ). Согласно поручению, полученному от Христа (ср. Мф.8:18–20 ), осуществление власти, присущей апостолам, а затем епископам, включает возвещение и преподавание Евангелия, освящение через таинства, особенно через евхаристию, и пастырское руководство верующими (ср. Лк.10:16 ). 13 . Власть в Церкви принадлежит Самому Иисусу Христу, единственному Главе Церкви (ср. Еф.1:22, 5:23 ). Через Его Святого Духа Церковь как Его Тело приобщается к Его власти (ср. Ин.20:22–23 ). Власть в Церкви имеет целью собирание всего человечества в Иисусе Христе (ср. Еф.1:10 ; Ин.11:52 ). Власть, сопряженная с благодатью, полученной при рукоположении, – не частная собственность получающих ее и не полномочие, делегированное общиной, а дар Святого Духа, предназначенный для служения (diakonia) общины и никогда не выходящий за ее пределы. Реализация этой власти подразумевает участие всей общины: епископ пребывает в Церкви, а Церковь в епископе (ср. Св. Киприан, Ер. 66, 8). 14 . Осуществление власти в Церкви, во имя Христа и силой Святого Духа, должно, во всех своих проявлениях и на всех уровнях, быть служением (диаконией) любви, подобно служению Христа (ср. Мк.10:45 ; Ин.13:1–16 ). Власть, о которой мы говорим, представляет собой выражение божественной власти и потому может иметь место в Церкви только как проявление любви между тем, кто наделен властью, и его подчиненными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

И мы великий государь указали: буде тот старец Иоиль болен и на его место велели быть тебе соборному старцу Игнатию, в Сумском остроге и во всех волостках соляные промыслы, и братью, и служек, и крестьян ведать также, как по нашему великого государя указу ведал прежней соборной старец Иоиль. – И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, а в Сумском остроге Соловецкого монастыря соборной старец Иоиль буде болен: и ты в Сумском остроге был на его место и во всех волостках, и соляные промыслы, и братью, и служек, и крестьян ведал также, как по нашему великого государя указу ведал прежней соборной старец Иоиль; а которая наша великого государя монастырьская казна, денги и хлеб, и наши государьския грамоты, которыя были посыланы о всяких наших великого государя делех к нему Иоилю, и крепости монастырьския принял с роспискою. Писан на Москве, лета 7182, марта в 13 день. – У подлинной государевы грамоты припись дьяка Василья Бобынина; справа подьячего Бориса Протопопова. 114 . Царская грамота Мещеринову по поводу жалоб на беспорядки, бывшие при Иевлеве. 5 апреля 1674 г. 1028 От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Соловецкой остров, воеводе нашему Ивану Алексеевичю Мещеринову. А голова Клементей Иевлев против той росписи в Новгородском Приказе подал сказку, а в сказке его написано: в прошлом де во 181 году из Сумского острога под Соловецкой монастырь трех сот человек гребцов он не имывал, толко де взято было работных людей тридцать восмь человек, для малолюдства, как послал весною на остров ротмистра Якова Буксендена с порутчики и с стрелцами, а он Клементей дожидался сотников и стрелцов с Двины, а как де сотники и стрелцы с Двины пришли, а он де на остров пошол тотчас, и тех работников отпустил не мешкав, а проезд де их был месяц; а людей и судов многих записывать он Клементей не посылал, то де дело мирское, ведают то выборные, как у них меж собою бывает счот; а прошлого де 181 году Сумлянин выборной Стенка Сибирец ныне на Москве, он де тех работных людей суды ведал, отпуск его году был.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стих 1-й. Пророк повелевает (священникам) 208 трубить в трубы и поднять тревогу на горе Сион, чтобы возвестить народу о приближении дня Господня. Вострбите трбою въ проповдите въ гор моей свтй, и да смтутс вс на земл: к предстоитъ день Господень, к близъ. Вострбите трбою въ Евр. , „трубите трубою (буквально: „ударьте в трубу“) на Сионе“. – Креднер (см. Wünsche. S. 146) думает, что здесь звуком трубы повелевается возвестить народу о приближении саранчи, чтобы можно было предпринять какие-либо меры против нее. Но против этого говорит то, что Иоиль не представляет приближения полчищ саранчи, а описывает опустошение страны, уже совершенное ими. По мнению Юсти (S. 99–100), пророк призывает трубить в трубы и поднять тревогу для того, чтобы шумом прогнать саранчу от пределов царства Иудейского. Но и такое мнение нельзя считать правильным, так как в конце 3 ст. Иоиль говорит, что возвещаемого им бедствия нельзя избежать: следовательно, все меры против него были бы бесполезны. Раввины Раши и Кимхи (см. Вюнше. S. 146) полагают, что пророк звуком трубы повелевает созвать весь народ в храм для общественной молитвы об отвращении бедствия. Но так как непосредственно за словами „трубите трубою“ и проч. Иоиль описывает день Господень, а не призывает народ обратиться с молитвою к Иегове, то ясно, что эти слова не могут иметь такого смысла, какой дают им указанные раввины. Мысль в них, очевидно, такая: время страданий не прекратится в народе израильском вместе с прекращением настоящих бедствий; напротив, в будущем ему грозит еще худшее: близок день Господень; об этом дне и пусть будет возвещено всему народу трубою. Гл. означает собств. – толкнул, ударил, отсюда – трубил. Последнее значение произошло, вероятно, оттого, что когда трубят в трубу, то стенки сотрясаются („ударяются“). сочиняется или с винит. имени инструмента, в который трубят, как и здесь у Иоиля (), или с предл. , как 1Цар.13:3 . – Слово происходит от гл. , собств. – скреб, далее – был светлым („выскребленным“), отсюда – издавал громкий, ясный звук.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Здесь пророчески изображаются нашествия иноплеменников. Преподобный Ефрем Сирин толковал так, что гусеницы – это Тиглатпалассар, саранча – Салманассар, черви – Сеннахирим, а жуки – это Навуходоносор т. 6, c. 112]. Это опустошение страны есть прообраз Дня Господня, который приблизился. Пророк говорит: «Препояшьтесь [вретищем] и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу. О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он» (Иоиль 1:13-15). Снова День Господень предстает не как торжество и прославление Израиля, а как катастрофа. Сначала локального характера, хотя сам приход саранчи для восточных стран, конечно, катастрофа. В литературе есть весьма впечатляющие описания, изображающие саранчу, которая движется как вал, который ничем нельзя остановить, который засыпает все рвы, гасит огонь и своей массой уничтожает все, что только может расти. Но постепенно масштаб бедствия расширяется. «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок – день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов» (Иоиль 2:1-2). Исторически здесь изображается грядущее ассирийске нашествие, но одновременно упоминание тьмы и мрака, а также всех жителей земли, сразу отсылает нас к тому, что мы видели уже у пророка Амоса. «Вид его, как вид коней, скачут, как всадники по вершинам гор, с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве» (Иоиль 2:4-5).С начала нападающие изображаются как опытное и бесстрашное, но все же человеческое войско, но дальше: «Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет.

http://sedmitza.ru/lib/text/431396/

И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?» (Иоиль 2:10-11). Теперь уже катастрофа захватывает всю вселенную. Два плана постоянно входят один в другой: вид этого нашествия, разрушения и вид того, как изменится небо и земля, падут звезды, померкнет свет, и Господь явит День Свой. Образ скачущих всадников перекликается, конечно, с Откровением Иоанна Богослова. Заметим, что Откровение Иоанна Богослова, действительно, завершает собой библейский канон, потому что вбирает в себя массу ветхозаветных образов, в которых заключено было предсказание Дня Господня, Второго пришествия. Благословение Божие. Пророчество о Святом Духе. Главное, что должно произойти в День Господень – нравственное обновление. Пророк показывает, кто может выдержать грядущее бедствие: «Ныне обратитесь ко Мне сердцем вашим в посте, плаче и рыдании, раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии, и кто знает, не сжалится ли он и не оставит ли благословения» (Иоиль 2:12-14). Тем, кто покается, Господь обещает преподать благословение и говорит, что воздаст «за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:25-29). Здесь мы поставляемся во времена новозаветные, потому что именно на это пророчество ссылается апостол Петр в день Пятидесятницы.

http://sedmitza.ru/lib/text/431396/

Такое правило поставил себе и кающийся Давид. Особенно решил он молчать перед своими врагами: Положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною ( Пс. 38:2 ). Вот прекрасный рецепт для тех, кто лечится от греха. Когда его обвиняют, он не отвечает; когда на него клевещут, он молчит. В самом деле, какая польза от ответа разъяренному грешнику [букв.: неправеднику. – Пер.], который не имеет Бога пред собой! Если станешь говорить ему о зле – еще больше его раздражишь, если же помянешь добро – сделаешь его хулителем святыни. Пред Пилатом Христос молчал. Мне ли не отвечаешь ? – спросил Его Пилат ( Ин. 19:10 ). Что отвечу я тебе, если нет у тебя ни ушей, чтобы слышать, ни разума, чтобы понимать! Сверх того, молчание праведника перед грешником способно лучше всего повлиять на грешника. Предоставленный сам себе истолковывать безмолвие уст праведника, грешник может изъяснить его к пользе своей души, тогда как любой ответ, положительный или отрицательный [букв.: белый или черный. – Пер.], будет истолкован во зло и к осуждению другого и к оправданию себя. Блажен тот, кто научился управлять языком. О Господи Иисусе Христе, Боже наш, явивший нам примером, как и когда следует говорить и как и когда молчать. Помоги нам Духом Твоим Святым не согрешать языком. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 19 октября 1. Св. пророк Иоиль . Второй по порядку из малых пророков, святой Иоиль был сыном Вафуиловым из колена Рувимова. Жил за 800 лет до Христа. Предвещал бедствие израильского народа и вавилонский плен – за грехи, которые сей народ совершил пред Господом. Призывал людей к посту, а священников – к покаянным слезным молитвам, дабы умилостивить Бога. Назначьте пост... и взывайте к Господу... Между притвором и жертвенником да плачут священники . Предрек Иоиль и сошествие Святого Духа на Апостолов, и излияние благодати Духа Божия на всех христиан. Предвестил и описал Страшный Суд Божий, а также славу Святой Божией Церкви. 2. Св. мученик Уар . Был римским офицером в Египте и при этом – тайным христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О лице пророка Иоиля из надписания книги его известно только, что он был сын некоего Вафуила; содержание же его книги дает достаточное основание к заключению, что он жил в царстве иудейском и пророчествовал вероятно в самом Иерусалиме ( Иоиль.1:14, 2:1, 3:5 и др.), о времени пророческого служения можно также говорить только с вероятностью, именно, что он принадлежит к числу древнейших между малыми пророками. Пророк Амос начинает свое пророчество ( Ам.1:2 ) изречением пророка Иоиля ( Иоиль.4:16 ) и заканчивает такими же обещаниями, как и пророк Иоиль, заимствуя у него ( Иоиль.9:13 ) прекрасный образ того, как из гор польются сладкие соки и все холмы от них разомкнут ( Иоиль.4:18 ). Пророк Исаия в своем изображении суда (г.13) имел пред собою пророчество Иоиля и заимствует у него выражение ( Ис.13:6 ср. Иоиль.1:15 ), которое так своеобразно, что едва ли здесь могло бы быть случайное сходство. Поэтому, можно утверждать, что пророк Иоиль рпорочествовал прежде Амоса, т.е. до 27-летнего современного царствования Озии и Иеровоама 2-го. А на сколько лет это было прежде, с некоторою вероятностью об этом можно заключать только из исторических отношений, на которые указывает Иоиль в своих пророчествах. В числе врагов, которых Господь накажет за причиненные народу Божию бедствия, кроме Египта и Эдома ( Иоиль.4:19 ), Иоиль называет только Тир и Сидон и округи Филистимские ( Иоиль.4:4 ), и не упоминает о сириянах, которые при Азаиле, после завоевания Гефа, предприняли военный поход против Иерусалима, стоивший Иоасу не только сокровищ храма и царского дома, но и самой жизни ( 4Цар.12:38 и д. 2Пар.24:23 и д.), за что пророк Амос ( Ам.1:3–5 ) предсказал сирийскому царству погибель и народу отведение в плен в Ассирию. Но так как этот поход сириян направлен был прямо против царства иудейского, к которому тогда еще мог принадлежать и Геф, укрепленный Ровоамом; то пророк Иоиль между врагами Иуды конечно назвал бы и сириян, если бы он пророчествовал после этих событий. Но если неупоминание сириан в числе врагов Иуды может быть само по себе и не слишком доказательно; то оно получает большее значение в силу того, что общий характер предсказаний Иоиля указывает на время прежде Амоса и Осии. В книге пророчеств Иоиля как не указываются и не обличаются те грехи, какие Осия и Амос порицают в иудеях и которые привлекли наказание чрез ассириан, так и не упоминается об идолопоклонстве, как оно господствовало ири Иораме, Охозии и Гофолии, и напротив предполагается правильно совершавшееся служение Господу, восстановленное первосвященником Иодаем при воцарении Иоаса ( 4Цар.11:44 и д. 2Пар.28:16 и д.). Все это приводит к тому, что временем пророческого служения Иоиля нужно считать первые годы царствования Иоаса, когда этот царь был руководим еще первосвященником Иодаем. Состояние иудейского царства во время пророческой деятельности Иоиля

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Г. Покровский, хотя и не признает, что Иоиль жил при Иоасе, однако, считая его современником Амоса, не относит деятельность его к слишком позднему времени. Не так поступают немецкие богословы-критики. По их мнению, Иоиль жил после Вавилонского плена. Такое предположение впервые высказал Фатке 22 , а затем защищал Гильгенфельд 23 . Но тот и другой только наметили общие положения, которые, как думают они, доказывают их предположения. С должною же полнотою и обстоятельностью раскрыл эти положения только в недавнее время Меркс 24 . Мы представим указанное предположение так, как оно изложено этим поседним. Против мнения, что пр. Иоиль жил при Иоасе, Меркс делает такие возражения. 1) При определении времени деятельности Иоиля, год нападения филистимлян при Иораме (879 до Р. X.) 25 берется как крайний пункт времени, ранее которого Иоиль не мог жить. Но это, по мнению Меркса, неосновательно. Известно, говорит он, что филистимляне нападали на иудеев не только при Иораме, но, напр., и при Ахазе ( 2Пар.28:18 ). Следовательно, и то нападение их, о котором говорит Иоиль (3; Евр.4:4 ), нельзя необходимо приурочивать ко времени царствования Иорама, а поэтому, и при определении времени деятельности Иоиля, год нападения филистимлян при Иораме невозможно принимать как год, ранее которого Иоиль не мог жить (см. Merx. S. 4–5). 2) Неосновательно, по мнению Меркса, и 828-й год до Р. X., т. е. год нападения дамасских сириян при Иоасе, берется как год, позднее которого Иоиль не мог жить. Из неупоминания Иоиля об этом событии нельзя, думает Меркс, заключать, что пророк жил ранее этого времени. Иоиль не говорит, напр., о битве Иеффая с аммонитянами, но отсюда, конечно, не следует, что он жил ранее её. Точно также Иоиль мог не упомянуть о сириянах потому, что мог жить гораздо позднее их нападения при Иоасе (Merx. Ibid). 3) Между 879 и 828 г. до Р. X. деятельность пр. Иоиля относят к 868–843, т. е. к первым годам царствования Иоаса. Но против этого, по мнению Меркса, говорит то, что Иоиль не обличает евреев в служении на высотах, тогда как оно в это время не прекращалось, как это видно из 4Цар.12:3–4 . Здесь, хотя и сказано, что „Иоас делал угодное в очах Господних“, но непосредственно после этого прибавлено: „только высоты не были отменены: народ еще приносил жертвы и курения на высотах“. Не обличать же народ в таком пороке Иоиль, конечно, не мог бы. По крайней мере Амос, Осия и Михей, ближайшие пророки к тому времени, к которому относят Иоиля (т. е. ко временам Иоаса), сильно обличают евреев в этом: Ам.7:9 ; Ос.10:8 ; Мих.1:5 (Merx. ibid).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010