Вскоре по прибытии о.Иова в скит, не стало в Анзерском скиту пастыря иноков и служителя св. Церкви. Преосвященный архангельский Варнава, знавший благочестие и подвижничество о. Иова, грамотою соловецкому архимандриту Фирсу, предписал: почтить должностью строителя Анзерского скита, священноинока Иова. Вызванный по сему случаю в Соловецкую обитель, о.Иов, по выслушании от настоятеля грамоты архипастыря своего, оказал ему послушание, как самому Господу. При этом он просил, чтобы прежде поступления на строительскую должность, он удостоен был пострижения в схиму, в каковой просьбе ему, впрочем, настоятель отказал. Итак, по принятии благословения на начальство от настоятеля, он, поклонившись ему до земли, отправился в скит. Это было в 1706 году. Спустя несколько времени, настоятель архимандрит Фирс опять вызвал о. Иова в обитель, уже вместе с некоторыми из братии Анзерского скита. Новый вызов о. Иова последовал для того, чтобы окончательно поручить ему должность строителя скитского. Благословляя на должность, архимандрит сказал новому строителю: «чадо Иове! предаю тебе Анзерский скит – Святыя Троицы; блюди его опасно; как все устроено, так и да будет; устава церковного отнюдь не изменяй, но твори все по правилам св. отец…» Старец принимая начальство от своего настоятеля; как от руки самого Бога, вместе с братиею пал в ноги архимандриту, и простившись с ним и с соловецкими старцами, духовными его отцами и братьями, отправился опять в скит. По прибытии в скит, о.Иов, как начальник, собрав в соборную церковь братию, сперва отслужил молебен Св. Троице с коленопреклонением, затем преподобному Елеазару, как первоначальнику и покровителю скита, испрашивая его молитв ко Господу и благословения на предстоящее ему служение. После молебствия, приветствовав и облобызав братию, предложил им следующее поучение: «молю вас, братия моя возлюбленная, подвигнемся к наследию царствия небесного постом и молитвою; попечемся о спасении душ наших; отвратимся от злобь наших и от пути лукавого, еже есть: любодеяние, татьбы, клеветы, празднословие, свары, пьянство, объедение и братоненавидение, уклонимся и возгнушаемся сего, братия, да не оскверним души наши, но пойдем по пути Господню, ведущему нас в отечество наше небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По настояниям его первый наш патриарх (Иов) был поставлен в Москве константинопольским патриархом, а третий (Филарет) – иерусалимским. Ставши патриархом, Филарет Никитич оказывал своему рукоположителю особую любовь и расположение и в то же время находился в самых живых и деятельных сношениях со всеми восточными патриархами, ведя с ними постоянную переписку. Несколько греческих иерархов постоянно жили при нем в Москве и имели большое влияние во всех делах по сношениям с православным востоком. На своём патриаршем дворе он хотел было устроить греческую школу, сделал несколько церковных исправлений в видах согласования русских церковных чинов с греческими и вообще всячески содействовал развитию и укреплению у нас идеи о необходимости тесного единения между русской и греческой церквами. Царь Алексей Михайлович понял эту идею ещё шире и всестороннее проведение её в жизнь считал одною из главных и насущнейших задач своего царствования. Поэтому в его царствование связи с восточною церковью стали ещё теснее и превратились, наконец, в решительное грекофильское направление. Главными представителями этого направления были: царский духовник протопоп Стефан Вонифатьев, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон , боярин Феодор Ртищев с сестрой Анной Михайловной, боярин Морозов, воспитатель царя, и некоторые другие. Считая современных греков вполне православными и видя разные нестроения в русской церкви, эти лица решили реформировать последнюю на началах единения с церковью греческой: проверить наши богослужебные книги по греческим подлинникам и согласовать нашу церковно-обрядовую практику с современною греческою. Инициатива реформы принадлежала Стефану Вонифатьеву и царю Алексею Михайловичу, а исполнение патриарху Никону. Никон родился в 1605 г.; по своему происхождению он был крестьянин Нижегородской губ. и в мире назывался Никитою. Научившись грамоте, Никита, 12-ти лет от роду, тайком убежал в Макарьевский Желтоводский монастырь. На 20-м году его поставили в священники. Потеряв детей, он уговорил свою жену поступить в монастырь, а сам удалился в Анзерский скит на Соловецких островах (на Белом море) и принял там пострижение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В 1710 году за строгую подвижническую жизнь удостоен был по­стрижения в схиму с именем Иисуса, Израильского вождя. Нередко удалялся иеросхимонах Иисус в пустынные места ради без­молвия, и также часто ходил к пустынножителям для духовной беседы. Однажды, пребывая в келлие, предоставленной ему одним пустынножи­телем Паисием, жившим при горе, называемой Голгофою, он ночью долго читал псалмы и молился. Когда же, утомленный, он задремал, то увидел во сне – среди необыкновенного света, озарившего келлию, Божию Ма­терь и преподобного Елеазара Анзерского; Божия Матерь сказала ему, что на горе Голгофе будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа, и учредится скит, и соберутся иноки для прославления имени Божиего... Почувствовав радость от сновидения этого, принимая его как бла­гословение Божие, старец Иов предпринял с этой минуты учреждение новой киновии на Голгофской горе. Он переселился на жительство на гору Голгофу и вскоре, с помощью учеников своих, основал Голго- фо-Распятный скит на Анзерском острове. Скоро братии собралось тут до 20-ти человек; каждый из них должен был сам устроить келлию для себя; пустынники же жили в уединенных местах под ведением схим­ника Иисуса и приходили в скит каждое воскресенье для присутствия при Божественной службе и для исповеди перед старцем. Тут жили все эти подвижники в подвигах духовных и в трудах телесных. Сам старец Иисус, в пример другим, нередко рубил дрова, носил на гору воду для поварни, в пекарне растворял тесто для хлеба. В келлие в свободное время он постоянно занимался рукоделием; вырученные за труд деньги употреблял на церковь , на нужды братии и на милостыню. Так прошли годы, и старец стал чувствовать приближение смерти. Он сосредоточил тогда всю заботу свою на приготовлении к жизни загробной; смиренная душа его возбуждала себя к покаянию: «Душе моя, душе моя, восстань! Что спишь? Конец приближается, и долж­на смутиться...» Всю жизнь свою угождавший Богу трепетал, как бы не угодивший... Между тем Господь, удостоивший его и прежде особенных от­кровений, не утаил от него теперь и времени его кончины. Задолго до смерти он сказал братии, что смерть его последует в воскресный день до восхода солнца. Так и сбылось. И в предсмертные минуты он весь исполнен был необыкновенной радости, которая доказывала, что он готов был перейти в вечность... И вечность наступила для него. По­жив на земле подобно Ангелу, бестрепетно отошел он продолжать свое ангельское житие перед лицом Живущего во свете неприступном... Перенесение мощей святого мученика Авраамия Болгарского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Настоятели монастыря, блаженный Антоний (1605–1613) и преподобный Иринарх (1613–1626), в это время, ревностно оберегают русские северные владения от шведов и в тоже время проводят высоко благочестивую жизнь, благотворя и снисходя к немощам и нуждам окрестных мирян, они строги к себе и проводят время в посте и молитве. При них широко развивается любовь к подвигам уединения и пустынножительства и, по множеству пустынножителей, суровые северные, Соловецкие острова во всем напоминают знойную, южную Фиваиду. Острова Соловецкий и Анзерский были особенно любимы пустынниками. До нас сохранилась «повесть о пустынножителях Соловецких» этого времени, читая которую, невольно удивляешься тому великому самоотвержению и терпению, каким отличались эти старцы. Так, старец Андрей, проводя время в постоянной молитве, в темной пещере, 58 лет питается только водой да дикой травой и достигает такой духовной высоты, что по озеру переходит как по суше. Старец Тимофей рассказывает про себя другому пустыннику, юному Дамиану, впоследствии преподобному Диодору, Юрьегорскому чудотворцу, такую повесть: «имя мое Тимофей, рождение в г. Алексин. Когда же по нашим грехам Гришка Отрепьев, поднял, по всей Руси мятеж, я оставил родителей и все остальное, на маленькой лодочке переплыл море и достиг этой пустыни. Здесь устроил себе келейку и стал жить. Много потерпел зол, и напастей от бесов, боролся с холодом, жаждой и злыми помыслами, три года провел на этой борьбе. После трех лет явился мне благообразный старец. «Мужайся, – сказал он мне, – и пути, ведущего тебя ко спасению, не забывай». И, указывая на траву и воду, сказал: «этой водою и травою велел тебе питаться Бог , и скрылся из виду. Тогда оставили меня духи в покое и я мирно живу, питаясь указанною старцем пищею». Старец Никифор, несмотря на зимние холодные ветры и лютые морозы, провел, много лет в уединении и молитве не нося на себе никакой одежды. Тогда же подвизались старцы: Ефрем (Черный), Алексей Калужанин, Иоасаф, Иоасаф – молодой, Тихон Москвитянин, Феодул Рязанец, Порфирий, Трифон, Севастиан, преп. Елисей Сумский и много других. Отсюда же вышли в это время: преп. Иов Ущельский, просветитель Мезенского края, блаж. Исаия и Никанор Ручьевские, Аксий, Авксентий и Тарасий –Кашкаранские и др. Диодор же основал обитель на Юрьевых, горах, в Онежском узде. Арх. г. А несколько ранее, вышел и преподобный Феодорит, просветитель кольских лопарей; он так горячо любил своих духовных детей, что, в глубокой старости, несмотря на недуги и неудобства путей, два раза ходил еще на Печенгу из Спасоприлуцкого монастыря (Вологодской епархии) и подвиг поста соединил с подвигом служения ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

За год до смерти попечения его ещё более усилились: он нередко начал выходить на крепостную стену и говаривал: «Как бы хорошо заложить все окна (амбразуры) толстыми кирпичами... Бог знает, что случиться может». В келье его был постоянно петух. Однажды келью его посетил преосвященный Игнатий, епископ Олонецкий; во время беседы зашумел петух, преосвященный спросил: «Для чего у тебя петух?». «С ним жить, владыко, очень полезно: как он запоёт ночью, вот и вспомнишь апостола Петра, как он гласом петела пробудился к плачу о своём грехе». Всем вообще инокам и мирянам, спрашивавшим, как спастись, отец Наум обыкновенно говаривал: «Спрашивай у своей совести, слушайся её, и она наставит тебя на путь спасения». Кроме подвижников, просиявших в обители Соловецкой, в ней приняли монашество и духовно возросли иерархи Российской Церкви: патриархи Иосаф I и Никон, митрополиты Исидор Новгородский, Иларион Псковский, Игнатий Тобольский, Рафаил Астраханский, Иов Новгородский, архиепископы: Маркел Вологодский и Варсонофий Архангелогородский. Патриарх Никон , оставивший в нашей церковной истории неизгладимую память, пострижен в иночество преподобным Елеазаром, упомянутым выше основателем Анзерского скита; этот скит был первым местом строгих подвигов Никона. Здесь – в течение четырёх лет он созревал для будущих великих дел церковного управления. Митрополит Исидор Новгородский в отечественной истории известен тем, что в смутное время разосланными им по всей обширной епархии своей успокаивал поколебавшийся народ и извещал во всех подробностях о кончине царевича Дмитрия. Смотря на обитель, всякий с удивлением любуется на каменную стену более версты кругом обители; стена-крепость сложена из неотёсанных серых местных камней; есть камни до 10 и более аршин в толщину; в разных местах крепости – башни с высокими шпицами. Построена стена-крепость по указу царя Феодора Иоанновича в течение 12-ти лет (с 1584 года) по плану соловецкого монаха Трифона, уроженца приморской деревни Неноксы. Через святые ворота, с западной стороны, обыкновенно входят богомольцы внутрь обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лесные птицы перекликались на тысячи голосов. И они пели на ходу: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие...» – и все выше поднимались в гору. Они любили ходить сюда и любоваться открывавшимся с вершины горы широким видом: весь остров, как зеленой щетиной покрытый хвойными и лиственными лесами, лежал под их ногами, а вокруг, куда ни глянь, до самого горизонта простиралось море, и только на западе виднелась полоска земли – это был Главный Соловецкий остров. Между зеленью лесов там и сям, как стеклышки, поблескивали многочисленные анзерские озера, и вдали белела колокольня анзерского Троицкого скита. И вот в это утро, не успели они подняться до вершины, им предстало чудное видение: навстречу им легко и плавно, не касаясь земли, спускалась Божия Матерь, сопутствуемая преподобным Елеазаром. Оба инока упали ниц, а Божия Матерь, приблизившись, сказала: – Гору сию нареките Голгофой, потому что со временем ей надлежит стать неисчислимым кладбищем. На вершине ее постройте храм в честь Страстей Господних. Я же вовеки пребуду на месте сем. И видение исчезло. Блаженный Иов исполнил повеление Божией Матери и, построив на вершине горы белый каменный храм, переселился в основанный им тут Голгофо-Распятский скит. Останки его погребли под высоким белым крестом у самых стен Голгофского храма. Монахи поняли слова Божией Матери как повеление сделать на горе монастырское кладбище и в течение двух столетий хоронили братию по склону горы. И только теперь, когда Соловки стали лагерем, а Голгофский скит больницей, знавшие предание об Анзерском чуде усмотрели в словах Божией Матери пророчество: по распоряжению лагерного начальства могилы монахов были сровнены с землей, а весь склон изрезан траншеями, в которых нашли себе братские могилы умиравшие на Анзере заключенные соловчане. Смертность в лагере была высокая, и вскоре вся гора от вершины до основания оказалась в захоронениях. Кладбище, действительно, оказалось «неисчислимым», а гора – подлинной Голгофой. Деревянная церковка с чешуйчатым куполом, построенная на склоне горы на месте явления Божией Матери, служила теперь карцером, а в Голгофском храме был инфекционный барак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1980-х – начале 1990-х годов Церковь обрела свободу, и на первый план выдвинулся вопрос прославления новомучеников и исповедников Российских . На базе подготовленных Комиссией материалов Архиерейскими Соборами 1992, 1994 и 1997 годов были прославлены двенадцать новомучеников, среди которых – митрополит Киевский Владимир, митрополит Петроградский Вениамин, Великая Княгиня Елизавета и инокиня Варвара, Патриарший местоблюститель митрополит Крутицкий Петр, митрополит Серафим (Чичагов) , архиепископ Фаддей (Успенский) . На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года было принято решение о прославлении Собора новомучеников и исповедников Российских, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. Такое прославление всего сонма пострадавших за Христа в XX веке, поименованных и неименуемых, позволило включить в церковное почитание всех святых этого периода. В лике новомучеников и исповедников Российских Юбилейный Архиерейский Собор прославил более тысячи святых, в числе которых – названные св. Патриархом Тихоном кандидаты на Патриарший престол митрополиты Кирилл Казанский и Агафангел Ярославский, Император Николай II и члены Царской Семьи. Архиерейский Собор 2000 года причислил к лику святых и других угодников Божиих, в числе которых св. прав. Алексий Мечев , прп. Серафим Вырицкий , прп. Иов Анзерский – основатель Голгофо-Распятского скита на Соловках, преподобные старцы Оптинские. В общей сложности, результатом деятельности Юбилейного Собора стало прославление для общецерковного почитания 1097 новомучеников и исповедников Российских XX века и 57 подвижников веры и благочестия. В Русской Православной Церкви в настоящее время процедура канонизации представляет собой следующее. От Священного Синода или из епархий в Синодальную Комиссию по канонизации поступают материалы о подвижнике благочестия, собранные с целью его прославления (сама Комиссия инициатором прославления не выступает). Комиссия проверяет данные о его жизни и служении Церкви, выясняет, пользуется ли подвижник народным почитанием, зафиксированы ли случаи чудотворения при его жизни или после кончины. Для подвижника, который представляется к канонизации, должны быть заранее написаны служба и икона. Если подвижник канонизируется для местного почитания, при положительном решении Комиссии собранные материалы поступают к Патриарху, поскольку для причисления к лику местночтимых святых достаточно его благословения. Если подвижник канонизируется для общецерковного почитания, собранные Комиссией материалы поступают в Священный Синод и к Святейшему Патриарху. Окончательное решение о возможности общецерковной канонизации подвижника принимается на Архиерейском или Поместном Соборе. В межсоборный период вопрос об общецерковной канонизации может быть решен на расширенном заседании Священного Синода с учетом мнения всего епископата Русской Православной Церкви 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Финансовые проблемы затрудняют проведение реставрации одного из соловецких скитов 17 августа 2005 г. 13:08 Финансовые проблемы затрудняют проведение реставрационных работ Голгофо-Распятского скита Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Архангельской и Холмогорской епархии, в настоящее время здесь уже восстановлены купола и кресты на церкви Страстей Господних на вершине горы Голгофы, высота которой над уровнем моря составляет 64 метра. Сейчас реставраторы приступили к ремонту сводов в алтаре и настилу полов. Однако, отметил представитель пресс-службы, «значительный объем оставшихся работ и отсутствие необходимых средств не позволяют говорить о завершении реставрации ранее 2007—2008 годов». Скитоначальником Голгофо-Распятского скита является иеромонах Евлогий. Монашествующие живут на острове Анзер, находясь зимой в отрыве не только от Большой земли, но и от Соловецкого острова. Анзер — второй по величине остров архипелага. На вепсском языке его название означает «очень вытянутый остров». От других островов архипелага Анзер отделен проливом Анзерская Салма. Расстояние до ближайшей точки Соловецкого острова - бывшего монастырского поселка Реболда, из которого раньше была налажена переправа на Анзер паломников и грузов - составляет около пяти километров. Первые скиты Соловецкого монастыря — Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский здесь были созданы в XVII и XVIII веках. Их основали известные русские святые — Елеазар Анзерский, предсказавший рождение царя Алексея Михайловича, и Иов Распятский — духовник Петра I. До настоящего времени на территории скитов сохранились главные храмы: каменные церкви Троицы и Распятия Господня (XVIII—XIX вв.) и деревянная церковь Воскресения (1715 г.). Кроме них, сохранились ансамбли жилых зданий и хозяйственных построек скитов. С закрытием Соловецкого монастыря и организацией на архипелаге Соловецкого ГУЛАГа анзерские скиты разделили судьбу остальных заведений обители. На острове было организовано особое, шестое, отделение лагеря. За годы СЛОНа анзерские скиты несколько раз меняли свое назначение. В начале двадцатых годов в них был устроен политизолятор для членов социалистических партий, оппозиционных большевикам. Примерно с середины двадцатых на острове организовали питомник для промышленного разведения пушного зверя, прежде всего соболей и песцов. В конце двадцатых годов, когда в СЛОНе свирепствовала эпидемия тифа, Голгофо-Распятский скит был превращен в тифозный госпиталь, в котором умерли тысячи заключенных. В 1999 году у подножия горы Голгофа найдено самое крупное на Соловках массовое захоронение заключенных Соловецкого ГУЛАГа. Календарь ← 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/36024.html

Поэтому он с учеником монахом Макарием отправился к преосвященному архангельскому Варнаве просить благословение на устройство церкви и скита на горе Голгофе. Добрый архипастырь, грамотою от 15 июня 1713 года 10 , благословил соорудить две каменные церкви: одну на самой Голгофе во имя распятия Господня, другую под горой, на самом месте явления пресвятые Богородицы, во имя Успения Ея. Тою же грамотою разрешено устроить и скит с наименованием его Распятским, а горы – Голгофою. Блаженный старец на первых порах обрадовался такой милости архипастыря, но после, встретив разные препятствия и недостатки к постройке каменных церквей, со скорбью вынужден был вновь просить владыку о позволении построить, вместо двух каменных церквей, одну деревянную с трапезою на вершине горы. Преосвященный Варнава опять, грамотою от 18 сентября 1714 года 11 , благословил построить на горе малую деревянную церковь во имя св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – в честь усекновения честныя главы его. По получении последней грамоты, старец о. Иов сдал навсегда строительство Анзерского скита, и с некоторыми учениками переселился для жительства на гору Голгофу. Поселившись на ней, он начал устраивать скит. Вскоре сама братия – ученики о. Иова – соорудили деревянную на Голгофе церковь , которая, к общему утешению братии, и освящена была архимандритом Фирсом в 1715 году, во имя Распятия Господня, согласно грамоте преосвященного от 15 мая 1715 года 12 . Вскоре узнал и великий государь Петр первый как о явлении блаженному старцу о. Иову пресвятой Богородицы, так и о новоустраиваемом ските Распятском на Голгофе. По особенному расположению своему к бывшему духовнику, государь много стал помогать ему своими царскими щедротами. В скором времени последовало его высочайшее повеление об отпуске каждогодно, из архангельских государственных хлебных магазинов, хлеба на продовольствие братии Голгофского скита. А в 1714 году, при самом начале устройстве скита, для церкви Голгофской поступило от благочестивейшей царевны великой княжны Марии Алексеевны пожертвование многих драгоценнейших утварей, одежды и книг с клеймами именно в Голгофский скит 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635, Москва - 6.03.1720, Голгофо-Распятский скит на о-ве Анзерском Соловецкого архипелага), прп. (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, Соловецкий, основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита. Источники Сведения об И. содержатся в 2 Житиях святого, составленных в XIX в. Старшее сочинение датируется 1828-1835 гг.: текст заканчивается изложением событий 1828 г., в 1835 г. рукопись, содержащую Житие И., архим. Досифей (Немчинов) вложил в Соловецкий в честь преображения Господня мон-рь. Памятник известен в 3 списках XIX в., к-рые принадлежат к одной редакции, но представляют 2 варианта текста. Второй вариант отличается детализированностью, содержит больше фактов и подробностей из жизни И., известных по материалам соловецкого архива. При составлении Жития агиограф использовал следующие документы: при рассказе о поселении И. на Соловках - грамоту холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) 1701 г., грамоту Холмогорского архиеп. Варнавы (Волатковского) от 15 июля 1713 г., донесение соловецкого архим. Фирса (Шарапова) о приеме в мон-рь свящ. Иоанна Иоанновича; при сообщении о строительстве церквей в скиту были использованы грамоты архиеп. Варнавы, посланные в Соловецкий монастырь, 15 июля 1713 г., 18 сент. 1714 г., 15 мая 1715 г., письмо царевны Марии Алексеевны архим. Фирсу от 15 марта 1715 г., указ Синода 1827 г. о строительстве каменного храма на горе Голгофе. Агиографу были известны обстоятельства описания скитского имущества в 1723 г., он сообщает о приписке Голгофо-распятского скита к Анзерскому Елеазарову во имя Святой Троицы скиту. Автор Жития неоднократно ссылается на вкладные записи на вещах и книгах, принадлежавших Голгофо-Распятской обители. Более позднее Житие было создано на основе предыдущего сочинения архим. Порфирием (Карабиневичем-Пашутой), возглавлявшим Соловецкий мон-рь в 1861-1865 гг.

http://pravenc.ru/text/578146.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010