Белосельский государев губной староста Кирилл Васильев Хвостов при игумене Илии чинил насилия Адрианову монастырю и невинных подводил под вину. Игумен и братия давали двойные откупы, но староста не переставал делать притеснения. Но вот он впал в недуг беснования. Люди привезли его к мощам преподобного, служили молебствия. Через три дня больной исцелился и после уже не только не чинил насилий обители, но и стал ее благотворителем. При том же игумене Илии у монастырского крестьянина Иоанна Евстафьева ослеп внезапно малолетний сын; он перестал совершенно видеть, а из глаз непрестанно тек гной, так что родители думали, что сгнили совсем глаза ребенка. Для лечения они обращались к волхвам или знахарям, но помощи никакой не было. Наконец, оставивши волхвов, родители принесли младенца к мощам преподобного Адриана, отслужили молебен, и ребенок во время утрени в церкви прозрел и стал совершенно здоров. Много и других чудесных исцелений совершалось при мощах преподобного как в те далекие времена, так и позже. Март, 6 Иов Анзерский, преподобный Преподобный Иов Анзерский, в миру Иоанн, родился в Москве в 1635 году. Свое пастырское служение начал священником в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи! Пощади мя, Господи!» Любовь к людям была у него удивительная: он всегда искал случая сделать ближнему добро. С полным участием отец Иоанн помогал всем нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих, духовно слабых подкреплял, заблудших ласково и мудро вразумлял, утешал и наставлял. Дом его всегда был открыт для бедных — накормив, отечески побеседовав, он отпускал утешенных, наделяя их в дорогу, чем мог. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения. Слава о добром пастыре дошла до самого царя Nempa I — преподобный был призван для священнослужения в придворной церкви и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался еще более быть полезным бедствующим. Посещая заключенных в тюрьмах, он через слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных укреплял в терпении, тому же, кто отбывал срок за долги, помогал расплачиваться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Но чем светоноснее становилась деятельность истинного пасты­ря христианского, тем более стремилась омрачить ее клевета людская. Даже посещение им темниц подвергалось пересудам, и тогда он на не­которое время решился прекратить посещение темниц, не прекращая, впрочем, благотворений своих посредством доверенных лиц. Вообще, кроме церковных служб, отец Иоанн решился никуда не выходить из до­ма и остаток дней своих посвятить Богомыслию. Нуждавшиеся же в его помощи или совете обращались к нему письменно, и он не тяготился отзываться ни на какое обращение. Таким образом, среди постоянных Богоугодных трудов достиг праведный Иоанн до преклонного возраста. Тогда неожиданно настал для него час испытания. В 1701 году, по лож­ному доносу в сношениях с известным фанатиком Григорием Талицким, царский духовник был сослан в Соловецкий монастырь, где и пострижен 3-го апреля с именем Иова и отдан на послушание опытному старцу... После многих испытаний старец Иов был освобожден от послуша­ния и уединился в безмолвии в своей келлие; здесь постоянно молился он Иисусовой молитвой, занимался чтением Святого Евангелия, Апо­стола, Псалтири, жития преподобных Савватия и Зосимы и рукоде­лием. Пищи он мало принимал от братской трапезы, а особо для себя не готовил ничего. Снова слава об его святой жизни дошла до Петра Великого и, удостоверившись в бывшей на него клевете, царь снова пожелал приблизить его к себе, но Иов просил позволить ему остаться в обители. После этого, желая еще большого безмолвия, он переселился на жительство в Анзерский скит. Здесь с новым рвением предался он иноческим подвигам и вскоре, по смерти Анзерского строителя, был назначен настоятелем этого скита. На новом поприще служения священноинок Иов умножил свои труды и подвиги. Братство при нем стало умножаться и в скором вре­мени достигло числа 30-ти. Всех вообще, и особенно новоначальных иноков, отец Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальникам, считая послушание первою добродетелью, без которой не может быть спасения; заботил­ся также о том, чтобы они постоянно были в труде; посещал больных, сам служил им, омывая и перевязывая их раны собственными руками, и недуги их нередко молитвою своею исцелял.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Троицы. Богомольцы, посещающие Соловецкий монастырь в летнее время, обычно путешествуют и в Анзерский скит. Обыкновенно отправляются из Соловецкого монастыря сухим путем по живописной дороге до урочища «Реболда» в 14 верстах от монастыря, оттуда морем 4,5 версты до урочища Кеньга, а от этого урочища 2,5 версты опять сушею до Анзерского скита. Голгофо-Распятский скит при Соловецком монастыре находится на Анзерском острове, в 4,5 верстах на восток от Анзерского Свято-Троицкого скита. Он расположен на самой вершине высокой, крутой, конусообразной горы, которая называется Голгофою. Со вершины этой горы открывается взору великолепный вид на весь Авзерский остров с его возвышенными зеленеющими холмами и синими озерами, на необъятную ширь и гладь моря, на живописные группы соседних островов: Соловецкого, Муксаломского, Жигжина и др. Отсюда в ясную погоду видны даже береговые очертания материка с Орловым мысом. Гора, именуемая Голгофою, искони славилась, как любимое место уединения пустынножителей, которые как бы преемственно один за другим имели на ней свое пребывание. Здесь первоначально жил в уединении прп. Елеазар знаменитый основатель Анзерского Троицкого скита. В 1712 году здесь жил известный доблестный подвижник благочестия иеродиакон Паисий. Основателем Голгофо-Распатского скита и первым его строителем был иеромонах Иов, в схиме Иисус (ск. 6 марта 1720 г.). Праведный Иов, в мире иерей Иоанн, был духовником императора Петра И и его семьи. Оклеветанный своими недругами, он впал в немилость и по царскому приказу был сослан в Соловецкий монастырь на послушание. Терпеливо проходя этот искус, Иов заслужил расположение настоятеля и, с благословения архангельского владыки Варнавы, назначен был строителем Анзерского Троицкого скита. Здесь Иов, управляя немногочисленною братией этого скита, нередко удалялся в глухие дебри и часто посещал пустынножителей для собеседования с ними. Однажды он посетил уважаемого им пустынножителя иеродиакона Паисия, подвизавшегося в келии при подошве высокой горы недалеко от Анзерского скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

При этом Царица небесная изрекла ему: “сия гора отныне нарецается второю Голгофою; на ней имеет быть устроена великая каменная церковь , во имя распятия Сына Моего и Господа, и устроится скит на вселение твое с двумя учениками, имена коих схимонах Матфей и монах Макарий; скит прозовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится на ней имя Божие. Я сама буду посещать гору, и пребуду с вами вовеки!”. С этими словами видение кончилось, но в то же самое время послышался с высоты другой божественный глас: освяти гору Голгофу и постави на ней крест! Благочестивый старец много удивлялся виденному и слышанному и рассказал все брату своему духовному, иеродиакону Паисию. Оба они вместе, с душевною великою радостию, возблагодарили Бога и пресвятую Богородицу, промышляющих о спасении душ человеческих. Паисий, кроме того, от великой радости, все слышанное от отца Иова сам написал резными словами на кресте, который незадолго до сего сделан руками старца о. Иова 9 . В день недельный и в память св. Апостола Петра и Павла (29 июня), отец Иов, исполняя возвещенную ему с высоты волю Божию и Пресвятыя Богородицы, с двумя своими учениками, прежде упомянутыми Матфеем и Макарием, после литургии, отправился из Анзерского скита на гору Голгофу. Освятил воду по чину церковному и поя тропари, окропил всю гору св. водою. А по каждении горы, он тотчас поставил на ней вышеупомянутый крест Господень с надписью, и вслед за этим молитвенную храмину для всенощного бдения. Нельзя не упомянуть при сем о чуде при окроплении св. водою горы Голгофы. Когда о. Иов, со св. крестом в руках и св. водою, ходил по горе и окроплял ее, в виду всех стал выходить из горы черный смрадный дым, и в нем виднелись духи нечистые в образе воронов, летающих и испущающих разные неподобные крики. По освящении всей горы и поставлении креста, в тот же день о. Иов с своими учениками еще раз служил на горе благодарственное с коленопреклонением молебствие Господу Богу и пресвятой Богородице. С этого времени, о. Иов начал иметь заботу об устроении новой киновии на том месте, которое избрано самим Господом Богом и пресвятою Богородицею, ни мало не опуская и попечения о душах, как своей, так и учеников своих в ските.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

не сохранилось достоверных сведений о почитании И., но известно, что на Руси в честь библейского праотца при пострижении в монашество были наименованы святые XVI-XVIII вв.: свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси, прп. Иов Почаевский , прмч. Иов Ущельский и прп. Иов Анзерский . Над могилой прмч. Иова Ущельского в 70-х гг. XVII в. во имя И. была установлена часовня, затем перестроенная в церковь. Во имя И. были также освящены: придел Казанской ц. в с. Горбове близ г. Рузы (1644), церкви в Тихвине (1856) и на Волковом кладбище в С.-Петербурге (1887). В ХХ в. развитию почитания И. способствовало прославление в лике святых страстотерпца российского имп. Николая II Александровича , к-рый род. в день памяти И. В память о российской царской семье были освящены храмы во имя И. в Брюсселе (освящен в 1936) и в Царственных страстотерпцев муж. монастыре в урочище Ганина Яма (освящен в 2003). Также во имя И. освящены храм при Доме милосердия в Минске (освящен в 2002), в г. Ургенч (Узбекистан, освящен в 2008), часовня в СИЗО-1 в Красноярске (освящена в 1998). В исламе В Коране И. (Айюб) упомянут в 4 отрывках: дважды его имя стоит в чреде доислам. пророков (4. 163; 6. 84) и дважды он приводится как пример терпения и упования на Бога, за к-рыми следует избавление (21. 83-84; 38. 41-44),- эти фрагменты содержат аллюзии на библейское повествование. Новым по отношению к ВЗ является указание на источник воды (38. 42), послуживший, согласно позднейшему толкованию, исцелению И. (возможно, сюжет заимствован из 4 Цар 5), и на пучок ветвей (38. 44), к-рым И. наказал свою жену. Впосл. в мусульм. традиции сложилось пространное жизнеописание И., вобравшее различные элементы из ВЗ, «Завещания Иова» и др. апокрифов, из Вавилонского Талмуда, Корана и раннехрист. экзегезы. И. считается потомком Авраама, его мать - дочерью Лота. Он почитается как пророк, проповедовавший соотечественникам в Хауране, причем в отличие от других пророков его никогда не считали ложным. Средневековые толкователи советовали обращаться за помощью к И. при различных заболеваниях кожи.

http://pravenc.ru/text/578142.html

Вскоре по прибытии Иова в скит скончался Анзерский строитель. Холмогорский архиепископ Варнава, знавший благочестивую и подвижническую жизнь о. Иова, предложил Соловецкому архимандриту Фирсу почтить должностью строителя Анзерского скита священноинока Иова. Вызванный в Соловецкую обитель Иов, по выслушании от настоятеля воли архипастыря, из послушания принял это назначение. Вместе с тем он просил, чтобы удостоили его пострижения в схиму, но в этой просьбе настоятель ему отказал. По принятии благословения от настоятеля на строительскую должность он отправился в скит. Спустя несколько времени, архимандрит Фирс опять вызвал о. Иова в обитель вместе с некоторыми из братии Анзерского скита. Окончательно благословляя на должность, архимандрит сказал новому строителю: «Предаю тебе Анзерский скит Святыя Троицы, осторожно блюди его, как все устроено, так и да будет; устава церковного не изменяй, но твори все по правилам святых отец». Старец, простившись с архимандритом и Соловецкими старцами – своими сожителями, отправился опять в скит. Здесь, созвав в соборную церковь братию, Иов с коленопреклонением совершил молебен Святой Троице, затем и преподобному Елеазару, как первоначальнику и покровителю скита, и потом, приветствуя братию, предложил им следующее поучение: «Молю вас, братия мои возлюбленные, поспешим к наследию царства небесного постом и молитвою; позаботимся о спасении душ наших; оставим все дурное и путь лукавый, т. е. любодеяния, татьбу, клевету, празднословие, ссоры, пьянство, объедение и братоненавидение; уклонимся и возгнушаемся этим, братия, чтобы не осквернить душ своих, но пойдем по пути Господнему, ведущему нас в отечество небесное. Взыщем Бога рыданием и слезами, пощением, бдением, покорностию воле Его и послушанием, да обрящем милость у Господа. Возненавидим прелестный мир, вспоминая слова Господа: »Аще ктó грядéт ко мне, и не возненавидит отцá своегó и мáтерь, и женý, и чáд, и брáтию, и сéстр, ещé же и дýшу свою, не мóжет мóй быти ученик« ( Лк.14:26 ). Мы, братия, отрекшись мира, отречемся и всех худых дел его. »Никтóже возлóжь рýку свою на рáло и зря вспять, упрáвлен éсть в цáрствии Бóжии« ( Лк.9:62 ). Как убежим бесконечной муки, проводя жизнь свою в лености? Нам, братия, нарекшимся иноками, прилично каждый день плакать и каяться о грехах своих. Покаяние есть путь, приводящий к царству небесному; покаяние есть ключ царства небесного, без которого никому нельзя войти туда. Укрепимся на пути царства небесного; сюда не приближаются лукавые. Это шествие хотя ныне и прискорбно, но зато после будет радостно». Скитяне, выслушав это поучение, поклонились о. Иову и разошлись по кельям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ревнители благочестия особо выделяли Свято-Троицкий скит из множества русских монастырей, существовавших в начале XVIII века. Иеродиакон Дамаскин из Чудова монастыря отмечал: «На Соловецком острове, когда был я там, нашел один скит не на том же Соловецком, но на другом, близ его острове, называемом Анзер. В нем есть церковь каменная и семнадцать келлий братских кругом церкви поблизости, и, кажется, монастырю тут быть, а не скиту: все заведено там по монастырскому обычаю, а не по скитскому, и в близости друг к другу живут, и в церковь ходят все каждый день ко всякому церковному правилу, и благовест и звон – все по монастырскому чину бывает, и часы на колокольне, и строитель, который управляет всем братством. И сие место у нас есть славное и дивное, от мира весьма удаленное и беспопечительное о внешних. На все телесныя потребы иноков дается милостыня довольная от великого государя, выезжает строитель каждый год в город и привозит на всю братию, чем кому питаться и одеваться: и такого пустынного места другого во всей России не сыскать. И один только сей скит Анзерский обретается близ Соловецкого монастыря». В 1709 году по завещанию преподобного Елеазара на Анзер были доставлены две иконы, которыми благословили угодника Божия его родители при расставании. Их привез из Кеми родственник преподобного Иоаким Дмитриевич Севрюков. В 1713 году преподобный Иов (в схиме Иисус) основал новый Голгофо-Распятский скит. Строителем Свято-Троицкого скита в 1714 году стал иеромонах Паисий. После смерти преподобного Иова в 1720 году скитский строитель Спиридон неправедно объявил, будто Иов при своей кончине приказал деньги и материалы, заготовленные для строительства каменной церкви на Голгофе, передать в Свято-Троицкий скит на сооружение теплого храма. Новая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была вскоре построена за алтарем Троицкого храма. Но в 1741 году эта церковь, на которую были употреблены «кирпич и известь голгофская на деньги иеросхимонаха Иисуса, неправильно присвоенные по смерти его, гневом Божиим сгорела». Как видно из отводных книг Троицкого скита, при пожаре сгорели и иконы, принадлежавшие прежде преподобному Елеазару.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Во время гонений 1937 года епископ Иона был арестован по обвинению в том, что он под видом церковных проповедей вел контрреволюционную агитацию. На допросах он виновным себя не признал. 17 октября Тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Епископ Иона (Лазарев) был расстрелян 21 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский (память 6 марта по старому стилю) П реподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский родился в Москве в 1635 году и во святом крещении был назван Иоанном. Вероятнее всего, происходил он из духовного звания, был воспитан в добрых нравах и получил хорошее воспитание. По достижении зрелого возраста благочестивый Иоанн был поставлен священником одной из Московских приходских церквей и проходил своё служение с таким вниманием и любовью, что имя его скоро сделалось известным по Москве. Истинное утешение он находил в совершении Литургии, которую служил с таким вниманием, благоговением и воодушевлением, что все невольно молились усерднее обыкновенного. После молитвы любимым делом отца Иоанна было творить милостыню. Он близко входил в положение своих прихожан, для бедняков часто устраивал трапезу, а для облегчения участи несчастных пользовался своим авторитетом среди влиятельных знакомых. Ворота его дома были всегда открыты, и всякий мог свободно прийти к любимому пастырю. А он, после беседы, при прощании одарял ещё каждого, чем мог. Весть о добром пастыре дошла вскоре и до самого Императора Петра I. Император сделал отца Иоанна сначала придворным священником, а потом и духовником всего Царственного Дома. Став лицом важным, отец Иоанн ещё боле и шире, чем прежде, стал благотворить ближним, ни в чём остальном не изменяя прежнего скромного образа жизни. Особенной любовью его с этого времени стали пользоваться богадельни и тюрьмы, которые он часто навещал.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Такова послана апреля 4-го дня из монастыря с Ваською Радюжкиным. 3 В 1857 году 19 сентября у Анзерского острова совершенно разбило пять трех мачтовых суден, с потерею нескольких людей и почти всей клади, остатки коей собраны на берегах Анзерского острова. В 1862 году 24 мая на морских промыслах погибло также немалое число суден и с ними – до 150 человек промышленников. 4 Соловецким архимандритом Досифеем 1-м в 1768 году в монастырском архиве была найдена рукопись жития блаженного старца Иова, в ветхом переплете, с довольно истлевшими листами. Эта рукопись тогда же была вновь переписана и копия с ней сохраняется доныне. В сей копии, между прочим, сказано, что описание жизни старца Иова, вскоре по преставлении его, составлено учеником его, монахом Макарием с братией. 5 В грамоте преосвященного Афанасия, архиепископа холмогорского и важеского, от 14 марта 1701 года, при которой прислан старец Иов в Соловецкий монастырь, назван он: Поп распятский Иван Иванов. Подлинная эта грамота и до ныне хранится в Соловецком монастыре. А в синодике Голгофораспятского скита написана статья: род священноинока Иова: иеросхимонахов Иосифа, Питирима, священно-иереев: Михаила, Григория, схимонахини Евдокии, монахинь Евгении и Марфы. 9 Крест сей большого размера вызолочен. Несколько времени он был запрестольным в церкви на Голгофе, а ныне находится на стене в Успенском приделе в стеклянном футляре, над самой гробницей старца отца Иова. 13 Крест, Евангелие, сосуды и проч.; которые до днесь хранятся в Соловецкой ризнице (Истор. Сол. мон.; лист. 379). 14 Св. икона величиною равна чудотворной иконе, что в Киево-печерской лавре, ныне она находится в соборе Успенском Соловецкого монастыря, над царскими вратами. 16 Водою из этого источника изобильно пользовались жители скита иноки со времени открытия его даже до 1827 года, в котором при постройке новой каменной церкви на горе Голгофе, необходимо было завалить оный, чтобы удобнее расположить церковное строение. 19 Подлинного завещания, в числе прочих древних бумаг Голгофского скита, не находится. Оно, вероятно, каким либо образом утрачено во время различных перемен, случавшихся со скитом в разные времена. Читать далее Источник: Священноинок Иов, основатель Голгофораспятского скита на Анзерском острове (в мире духовник имп. Петра I) : Биогр. очерк, сост. архим. Порфирием. - Москва : Синод. тип., 1873. - 50 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Анзер в 1702 году был переведен иеромонах Иов , прежний духовник царской семьи (в миру - священник Иоанн Иоаннов, по указу царя сосланный на север и постриженный в монашество в Соловецком монастыре). Через два года по благословению соловецкого архимандрита Фирса он стал строителем Свято-Троицкого скита. Скитоначальник возобновил строгий скитский устав , пополнил хозяйственные припасы, начал ремонт ветхих строений, восстановление библиотеки. Преподобный Иов с 1712 года начал заботиться об устроении на Анзере Голгофо-Распятского скита. Строителем Свято-Троицкого скита в 1714 году стал иеромонах Паисий. В начале 1740-х годов при строителе Глебе в скиту был обновлен каменный храм во имя Живоначальной Троицы, поставлена высокая колокольня. Над местом погребения преподобного Елеазара построена новая деревянная часовня. В 1757 году обретены святые мощи преподобного Елеазара и сооружена каменная часовня. Свято-Троицкий Анзерский скит до революции В 1801 - 1803 годах к Свято-Троицкому храму пристроен каменный двухэтажный братский корпус. В 1829 году поставлен деревянный двухэтажный корпус для трудников и паломников , в 1837 году - валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». По проекту архангельского архитектора Введенского в 1880 - 1884 годах заново отстроен Свято-Троицкий храм, перестроена колокольня. В это время в скиту были обновлены жилые и хозяйственные постройки, деревянные сооружения. Архитектурный облик скита значительно изменился, поскольку храм сооружен в неорусском стиле в отличие от церкви XVIII века, которая была построена в стиле барокко. В XIX веке в числе иноков скита были подвижники: старец Наум, иеросхимонах Иероним (Лукин) , пустынник Филипп, которые своей благочестивой жизнью заслужили уважение братии, и память о них сохраняется в истории Анзерского скита и Соловецкой обители. В «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита», которое вышло в 1914 году, говорилось, что в Анзерский скит уходят по благословению настоятеля Соловецкого монастыря «испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и в безмолвии , внимая своему спасению , беседовать с единым Богом».

http://drevo-info.ru/articles/1454.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010