архим. Порфирий (Карабиневич-Пашута) Священноинок Иов, основатель голгофораспятского скита на Анзерском острове, в мире духовник императора Петра I Источник Биографический очерк Священноинок Иов, основатель голгофораспятского скита на Анзерском острове 1 (в мире духовник Императора Петра I) 2 . Содержание I. II. III. IV. V. Особое приложение. Грамота Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского, при коей прислан в Соловецкий монастырь преподобный Иов именем распятского попа Ивана Иванова. Донесение преосвященному Афанасию, архиепископу Холмогорскому и Важескому, от соловецкаго архимандрита Фирса о принятии в Соловецкий монастырь распятского попа Ивана Иванова.     На Анзерском острове, омываемом водами Белого моря, с 1713 года существует скит, именуемый Голгофораспятским. С первого уже взгляда отличает его особенность местоположение и привлекает к нему общее внимание. Гора, на которой расположен скит, есть одна из высочайших гор на Анзерском острове. Остров виден с этой горы весь, как на ладони, с его озерами и удолиями. Это, между прочим, потому, что гора стоит почти среди самого острова, и что она кругла и чрезвычайно крута. С вершины горы представляется взорам необъемлемое для глаз пространство зыблющегося моря. Уединенному обитателю горы – иноку, в летнее время, часто виднеются на этом море многочисленные иностранные и отечественные корабли, дымящиеся пароходы и гребные суда. Весело смотреть с горы на их то тихое, то быстрое плавание в благоприятную погоду. Но нередко бывает и то, что взор и сердце наблюдателя с горы поражаются страшными, раздирающими душу зрелищем бедствующих на море и гибнущих судов, а не редко и людей 3 . Особенно это случается здесь в раннюю весну, в раннюю и позднюю пору свирепствующих бурь осенних и невзгод морских. Далеко и с моря виден этот скит плавателю, особенно со стороны Архангельска. За 50 и более верст, взор путника приятно поражается белеющимся вдали каменным церковным строением скита, возвышающимся над всеми холмами и лесами. Оно привлекает сверх того взор каждого и своим одиночеством среди моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Март, 6 Иов Анзерский, преподобный Преподобный Иов Анзерский, в миру Иоанн, родился в Москве в 1635 году. Свое пастырское служение начал священником в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи! Пощади мя, Господи!» Любовь к людям была у него удивительная: он всегда искал случая сделать ближнему добро. С полным участием отец Иоанн помогал всем нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих, духовно слабых подкреплял, заблудших ласково и мудро вразумлял, утешал и наставлял. Дом его всегда был открыт для бедных – накормив, отечески побеседовав, он отпускал утешенных, наделяя их в дорогу, чем мог. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения. Слава о добром пастыре дошла до самого царя Петра I – преподобный был призван для священнослужения в придворной церкви и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался еще более быть полезным бедствующим. Посещая заключенных в тюрьмах, он через слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных укреплял в терпении, тому же, кто отбывал срок за долги, помогал расплачиваться. С годами отец Иоанн, посвятив себя богомыслию, выходил из дома только на церковные службы, не прекращая благотворений через доверенных лиц. В 1701 году, по ложному доносу царю (якобы, узнав о злоумышлении, «он, яко духовник, не открыл начальству»), преподобный был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с именем Иов. После многих испытаний старец Иов был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келлии. Узнав о святой жизни подвижника и удостоверившись, что старец был оклеветан, царь Петр I хотел возвратить духовника к себе, но преподобный Иов отказался. В 1702 году для большего безмолвия он перешел в Анзерский скит Святой Троицы, где вскоре по смерти Анзерского строителя Елеазара был назначен настоятелем. Помня слова Господни: Ему же дано будет много, много и взыщется от него ( Лк. 12, 48 ), на новом поприще священноинок Иов положил много труда и забот. Мудрый наставник всех учил смиренному послушанию Богу и начальникам как первой добродетели, без которой не может быть спасения; приучал к постоянному труду и заботе о ближних. Он сам посещал больных, омывал и перевязывал им раны, а нередко исцелял их недуги своей молитвой. При этом церковных служб и келейного правила он никогда не опускал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЗЕРСКИЙ ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ Соловецкого мон-ря, расположен в сев.-зап. части Анзерского о-ва, одного из островов Соловецкого архипелага, в Белом м. (Архангельская обл.). Основным источником по начальному периоду А. Г.-Р. с. служит житие основателя скита прп. Иисуса Анзерского (в мантии Иова). Будучи в миру духовником Петра I Алексеевича и его семьи, преподобный был оклеветан и по царскому приказу 3 апр. 1701 г. принял постриг в Соловецком мон-ре. В 1702 г. по благословению соловецкого архим. Фирса (Шарапова) мон. Иов переселился на Анзерский о-в в Свято-Троицкий скит (см. Анзерский Елеазаров скит ) и в 1706 г. был назначен его строителем. В 1710 г. он принял схиму с именем Иисус в честь Иисуса Навина. По преданию, 18 июня 1712 г. прп. Иисусу в тонком сне явилась Пресв. Богородица с прп. Елеазаром Анзерским , Которая благословила подвижника основать в 5 верстах от Троицкого скита на горе новую обитель с храмом в честь Распятия Господня. Матерь Божия предсказала прп. Иисусу, что гора станет «второй Голгофой», где пострадают за Христа многие мученики. С этого времени началась подготовка к созданию нового скита вблизи горы Голгофы, тогда же получившей свое название. Грамотой от 15 июля 1713 г. архиеп. Холмогорский Варнава (Волатковский) благословил устройство скита, а также строительство на горе каменного храма в честь Распятия Господня и каменного храма в честь Успения Божией Матери под горой, но из-за недостатка средств храмы возведены не были. 15 мая 1715 г. архим. Фирсом была освящена деревянная ц. в честь Распятия Господня с 8-гранной главой, колокольней, папертью и трапезной. В период устройства скита пожертвования в него делали имп. Петр I, царевна Мария Алексеевна, царица Параскева Феодоровна (вдова царя Иоанна V Алексеевича ), кн. А. Д. Меншиков. Анзерский Голгофо-Распятский скит. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) Анзерский Голгофо-Распятский скит. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/115450.html

Преподобный Иов Анзерский (+ 1720) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 6 марта в день преставления Прп. Иов Анзерский, в миру Иоанн, родился в Москве в 1653 г. Свое церковное служение начал пастырем в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи!» Любовь его к людям была удивительной, он всегда искал случая сделать ближнему добро, помогал нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих. Духовно слабых — подкреплял, заблудших — мудро вразумлял и наставлял. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения. Слава о добром пастыре дошла до царя Петра I, преподобный был призван ко двору и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался быть еще полезней бедствующим. Посещая заключенных, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных подкреплял в терпении, должникам помогал расплачиваться за их долги. С годами прп. Иоанн посвятил себя богомыслию, не прекращая благотворении через доверенных лиц. В 1701 г., по ложному доносу царю, он был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с наречением ему имени Иов. После многих испытаний старец был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келье. Узнав, что преподобный был оклеветан, царь хотел вернуть духовника, но тот отказался и удалился в 1702 г. — для большего безмолвия — в Анзерский скит Святой Троицы, где по смерти его строителя Елеазара (память его 13 янв.) был назначен его настоятелем. В 1710 г. старец принял великую схиму с именем Иисус. Вскоре Сама Богоматерь Божия, в явлении ему во сне вместе с прп. основателем скита Елеазаром, определила дальнейший путь схииеромонаха Иисуса. По словам Пречистой, на горе, отныне называемой второй Голгофой, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. В 1714 г. вместе с учениками, схимонахом Матфеем и иноком Макарием, преподобный основал Голгофо-Распятский скит. Престарелый строитель скита сам участвовал во всех работах, а в келье занимался еще рукоделием, выручку от которого делил на три части на нужды церковные, на нужды братии и на милостыню нищим. За богоугодную жизнь святой схииеромонах был удостоен откровений. Так, сама Богородица назвала ему место, где рыть колодец на горе, а Гос подь открыл ему время его кончины Преставился преподобный, как и предсказывал, в воскресный день — в Неделю Православия — утром, до восхода солнца, 6 марта 1720 г. В предсмертные минуты келья его озарилась необыкновенным светом и разлилось благоухание, и слышна была псаломная песнь. • Об Анзерском ските см. коммент. к житию прп. Елеазара (память его 13 янв.). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436994/

Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря 22 серпня 2009 р. 15:00 1620   Скит с пустынножительным Афонским уставом основан преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен, по благословению преподобного игумена Иринарха, испросившего разрешение государя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета. Место размещения скита было выбрано самим игуменом Иринархом не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, увидели здесь знамение — «столп огнен, до небес восходящ». 1621   Построена первая деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. 1628   Ко двору государя Михаила Феодоровича, не имевшего наследника мужского пола, был вызван преподобный Елеазар, по молитвам которого родился государь Алексей Михайлович (1629). 1635   В Свято-Троицком скиту принял монашеский постриг с именем Никон священник Никита Минов, будущий Патриарх всея Руси. 1633   Государь объявил Анзерский скит независимым от Соловецкого монастыря. 1655   В скиту воздвигнут первый каменный храм с тремя престолами: в честь Живоначальной Троицы, во имя преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1656   Преподобный Елеазар Анзерский мирно отошел ко Господу и был похоронен за алтарем храма. 1702-1713   В скиту подвизался и стал скитоначальником преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский. 1764   Свято-Троицкий скит окончательно приписан к Соловецкому монастырю. 1801-1803   Храм Живоначальной Троицы был обновлен, к нему пристроили каменный двухэтажный братский корпус. 1829-1837 Построены двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1880-1884   По проекту архангелогородского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма у алтаря. 1924   После закрытия Соловецкой обители на Анзере было организовано IV отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Троицкий скит стал административным центром Анзерского отделения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. 1929-1931   В келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей. 1939   Соловецкая тюрьма ОГПУ упразднена, скит был заброшен. 2001   После возобновления обители в Свято-Троицком скиту стали совершаться регулярные богослужения. 2007-2009   В скиту ведутся противоаварийные и реставрационные работы. 2009   Воссоздана часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» над каналом. Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209492...

Архив Пн Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря 22 августа 2009 г. 15:00 1620   Скит с пустынножительным Афонским уставом основан преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен, по благословению преподобного игумена Иринарха, испросившего разрешение государя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета. Место размещения скита было выбрано самим игуменом Иринархом не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, увидели здесь знамение — «столп огнен, до небес восходящ». 1621   Построена первая деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. 1628   Ко двору государя Михаила Феодоровича, не имевшего наследника мужского пола, был вызван преподобный Елеазар, по молитвам которого родился государь Алексей Михайлович (1629). 1635   В Свято-Троицком скиту принял монашеский постриг с именем Никон священник Никита Минов, будущий Патриарх всея Руси. 1633   Государь объявил Анзерский скит независимым от Соловецкого монастыря. 1655   В скиту воздвигнут первый каменный храм с тремя престолами: в честь Живоначальной Троицы, во имя преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1656   Преподобный Елеазар Анзерский мирно отошел ко Господу и был похоронен за алтарем храма. 1702-1713   В скиту подвизался и стал скитоначальником преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский. 1764   Свято-Троицкий скит окончательно приписан к Соловецкому монастырю. 1801-1803   Храм Живоначальной Троицы был обновлен, к нему пристроили каменный двухэтажный братский корпус. 1829-1837 Построены двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1880-1884   По проекту архангелогородского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма у алтаря.

http://patriarchia.ru/db/text/724301.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОВ АНЗЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Иов Анзерский. Иов Анзерский , в схиме Иисус ( 1635 - 1720 ), преподобный Память 6 марта , 29 мая , в Соборах Архангельских , Новгородских и Соловецких святых В миру Иоанн, родился в 1635 году в Москве . Вероятнее всего, происходил он из духовного звания, был воспитан в добрых нравах и получил хорошее воспитание. По достижении зрелого возраста благочестивый Иоанн был поставлен священником одной из Московских приходских церквей и проходил своё служение с таким вниманием и любовью, что имя его скоро сделалось известным по Москве. Истинное утешение он находил в совершении Литургии, которую служил с таким вниманием, благоговением и воодушевлением, что все невольно молились усерднее обыкновенного. После молитвы любимым делом отца Иоанна было творить милостыню. Он близко входил в положение своих прихожан, для бедняков часто устраивал трапезу, а для облегчения участи несчастных пользовался своим авторитетом среди влиятельных знакомых. Ворота его дома были всегда открыты, и всякий мог свободно прийти к любимому пастырю. А он, после беседы, при прощании одарял ещё каждого, чем мог. Весть о добром пастыре дошла вскоре и до самого императора Петра I . Император сделал отца Иоанна сначала придворным священником, а потом и духовником всего царственного дома. Став лицом важным, отец Иоанн ещё более стал благотворить ближним, ни в чём остальном не изменяя прежнего скромного образа жизни. Особенной любовью его с этого времени стали пользоваться богадельни и тюрьмы, которые он часто навещал. Через некоторое время случилась со старцем-иереем тяжкая болезнь (малокровие и обмороки), однако, через три месяца он поправился и, как бы предчувствуя приближавшуюся беду, стал опять всех принимать и со всеми прощаться. И предчувствие не обмануло святого старца. Когда началось «дело вора Гришки Талицына» отец Иоанн был оклеветан. Гришка во время исповеди открыл батюшке своё злоумышление, а отец Иоанн, сохраняя тайну исповеди, не донёс о сем начальству. Во время допросов Гришка объявил, что он исповедался пред духовником. На отца Иоанна донесли государю, который счёл обвинения против духовника обоснованными и приказал отправить отца Иоанна к епископу Холмогорскому Афанасию для пострижения в монахи на Соловках .

http://drevo-info.ru/articles/9521.html

Преподобный Иов Анзерский Аудио Память 6/19 марта Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:32 мин. Размер 1.9 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский Святой Иов родился в Москве в 1635 году, был рукоположен во священника и стал духовником царя Петра Великого. Жертва клеветы, он был отправлен в изгнание на север, в Соловецкий монастырь. Там он предался суровому подвижничеству. Узнав, что Иов невиновен, царь хотел вернуть его в Москву, но блаженный отказался и попросил разрешения удалиться в Свято-Троицкий скит, расположенный на острове Анзер, в некотором удалении от монастыря. Вскоре Иов был избран игуменом скита, и вокруг него собралось около тридцати монахов. В 1710 году он принял великую схиму с именем Иисус (в честь Иисуса Навина) и удвоил аскетическое рвение. Но даже более, чем телесными подвигами, он стал известен внимательным отношением к болящим. Несколько лет спустя (1715) Пресвятая Богородица явилась ему в сопровождении преподобного Елеазара, основателя скита. Показав на один из холмов, Матерь Божия повелела водрузить там крест и основать церковь, посвященную Распятию, и новый скит, обещая преподобному Иову Свою помощь в этом начинании. Святой повиновался и отправился в путь, чтобы обосноваться на этом холме, который он назвал Голгофой. С ним был его духовный друг Паисий. Преподобный не жалея тратил средства, чтобы основать монастырь в этом диком месте. И Пресвятая, верная Своему обещанию, вновь явилась, чтобы извести источник. Община насчитывала двадцать монахов, когда преподобный Иисус почил о Господе в возрасте 85 лет (6 марта 1720 г.). Отходя ко Господу, он воскликнул: «Благословен Бог отец наших! И коль Он таков, у меня больше нет страха, но я оставляю мир сей с радостью!» 19 марта 2013 г. Этот святой был почитаем народом на протяжении долгого времени. Его местное почитание было признано в 1999 г., а в августе 2000 г. принято всей Русской Церковью. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 28 марта 2013, 13:05 Преподобне Отче Иисусе, моли Бога о нас. О болящих Дмитрие,Александре,Зиноиде, Екатерине, Нине, Николае, Нине и о покаянии России!

http://pravoslavie.ru/60177.html

Его погубило в бытовом отношении именно то, что он был хорошим священником. В 1700 году некий книгописец Григорий Талицкий начинает распространять специфический самиздат — написанные им «тетради», в которых обвиняет Петра в том, что он ни много ни мало — антихрист. Такие высказывания государственные люди и в наши времена редко прощают, а уж тогда — тем более. Преподобный Иов Анзерский Через два месяца «Гришку» поймали, допрашивали и пытали. Смутьян признался во всем — и в том числе дал показания против царского духовника: якобы он ему на исповеди о своих взглядах рассказывал, а батюшка на путь истинный не наставил да и «куда следует» не сообщил. После этого за отцом Иоанном пришли как раз «откуда следует» и отправили по царскому приказу в далекий Соловецкий монастырь.  Пожилой и нездоровый человек в суровом климате и на физически тяжелых послушаниях, он не пал духом, а принял свое новое положение даже с каким-то энтузиазмом: наложил на себя строгий пост, подолгу молился. В постриге он получил имя Иова. Одна из особенностей монархии в России — это следование за волей государя, которую можно охарактеризовать как «чего левая пятка пожелает». В какой-то момент Петр Алексеевич решил, что погорячился, и захотел освободить старца от монашеских трудов и назначить на прежнюю должность. Анзерский скит И тут преподобный повел себя совершенно несознательно. Вместо того, чтобы воспользоваться случаем и вернуться к духовному окормлению государя, он решительно просит оставить его на Соловках. Его отправляют настоятелем в знаменитый Анзерский скит — тот самый, в котором сначала принял постриг будущий патриарх Никон, а затем оказавшийся своеобразным дипломатическим центром во время Соловецкого восстания (противостояние братии Соловецкой обители реформам Никона). Нет смысла рассказывать обо всех достижениях преподобного Иова, получившего в схиме имя Иисус, в честь ветхозаветного вождя Иисуса Навина, на новой должности — достаточно напомнить, что именно он по прямому указанию Пресвятой Богородицы и основателя Анзерского скита преподобного Елеазара построил на том же острове Анзер скит Голгофо-Распятский (в нем сейчас и пребывают мощи святого), ставший в XX веке новой Голгофой — местом страдания новомучеников. Устав скита был крайне суров, он включал в себя огромное монашеское правило с тремястами земными поклонами в день и строжайший вечный пост (даже рыбу насельники не ели). Маленький человек

http://pravmir.ru/prepodobnyj-iov-anzers...

в среду на второй неделе св. Четыредесятницы, после преждеосвященной литургии. Совершали священнодействие иеромонахи Иакинф Филарет и Прокл с иеродиаконами в присутствии всей скитской братии и пустынножителей, которые поспешили на провожание своего отца. Когда оставалось отдать последнее целование почившему старцу, было прочитано найденное в келье в запечатанном конверте духовное завещание братии. В завещании Преподобный, прежде всего, воздает хвалу Господу Богу за все Его благодеяния к себе в продолжение долголетней жизни своей; затем, выразив всю свою надежду на воскресение и жизнь вечную, утешает учеников, прощается с ними, благодарив всех еще живых благодетелей, и, наконец, объявляет, что имения никакого не осталось. Скитские иноки на своих руках вынесли из церкви утружденное тело старца и положили в каменном склепе, приготовленном на самой горе, глубиною не более одного аршина. Поверх склепа они поставили деревянную, хорошо отделанную гробницу, на которой сделали приличную надпись, а на самую гробницу положили еще деревянную доску с словами: «Здесь скончался 1720 года, марта 6–го дня, Преподобный Иов (в схиме Иисус), строитель прежде бывший Анзерский, а потом Голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит перешел на безмолвие 1702 года. Строительство Анзерское принял 1706 года. В схиму постригся в 1710 году. На гору Голгофу пришел жить строителем 1714 года. Показавший образ добродетелей – словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною. От рождения жития его было 85 лет». «1720 года марта 9–го дня погребен здесь». С самого дня погребения, усердствующие во множестве начали отправлять на могиле его паннихиды; так что чрез несколько времени, усердием учеников блаженнаго старца, над гробницею поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик Преподобного. По смерти блаженного старца все дела о дальнейшем устроении Голгофо–Распятскаго скита приняли другой ход. Анзерский строитель объявил, будто покойный приказывал духовному отцу при кончине своей, чтобы оставленныя им деньги, равно и заготовленные материалы, отдать в Анзерский скит на сооружение придельной теплой церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010