После постройки в 1828 г. в Голгофо-Распятской обители каменного храма в честь Распятия (освящен 13 сент. 1830) св. мощи И. почивали под спудом в сев. теплом приделе в честь Успения Пресв. Богородицы. 11 июня 2000 г. мощи были обретены в полуразрушенном храме в честь Распятия, ныне они почивают в храме Воскресения Христова у подножия Голгофы. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Соловецких святых, празднование к-рому было установлено в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Архиерейский юбилейный Собор 2000 г. установил общецерковное почитание И. Ист.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 2. С. 362-382; Порфирий (Карабиневич-Пашута), архим. Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском о-ве (в мире духовник имп. Петра I)//Странник. 1863. 12. С. 89-111; Севастьянова С. К. Житие Иисуса Голгофского малоизв. памятник соловецкой агиографии 1-й пол. XIX в.//Гуманитарные науки в Сибири. 1998. 4. С. 22-28 [раннее житие И.]; Прп. Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита/Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001. С. 213-275 [вкладная кн. анзерского скита 1710 г.]. Лит.: Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст.//Странник. 1895. 10. С. 177-201; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 192-200; Мелетий, архим. Историческое описание Голгофо-Распятского скита на Анзерском о-ве: С прил. жизнеописания священноинока Иова, в схимонасех Иисуса, основателя Голгофского скита. СПб., 19123; Богуславский Г. А. Острова Соловецкие: Очерки. Архангельск, 19783; Соловецкий патерик. М., 1991р. С. 109-136; Севастьянова С. К. Рассказы о Елеазаре Анзерском во вкладной книге Анзерского скита 1710 г. и традиция патерикового повествования в соловецкой лит-ре XVII-XIX вв.//Гуманитарные науки в Сибири. Новосиб., 1994. 4. С. 11-15; она же. Цикл агиографических произведений об Иисусе Голгофском//Проблемы межтекстовых связей: Сб. науч. ст. Барнаул, 1997. С. 16-23; она же. Малоизвестный памятник соловецкой письменности нач. XVIII в. об основании Голгофо-Распятского скита//Традиция и лит. процесс: [Сб. ст.: К 60-летию Е. К. Ромодановской]. Новосиб., 1999. С. 129-137; она же. «Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове (в мире духовник императора Петра I)» соловецкого архим. Порфирия - памятник соловецкой агиографии 2-й пол. XIX в.//Тр. Рубцовского индустриального ин-та. Рубцовск, 2000. Вып. 7. С. 8-17; она же. Анзерский монах Макарий - малоизвестный автор кон. XVII - нач. XVIII в.//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 204-213; Анзер и его святыни/Сост.: В. П. Столяров. М., 2001. С. 75-95; Столяров В. П. Образы Св. Земли на Соловецких о-вах//Соловецкое море: Альм. Архангельск; М., 2003. 2. С. 99-112; Буланин Д. М. Повесть об основании Голгофо-Распятского скита//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 521-523.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Тяготился добрый пастырь человеческою славой, но не могла укрыться от неё его добродетельная жизнь. Царь Пётр I, услыхав о нём, призвал его для священнослужения в придворной церкви и пожелал иметь его духовником своим и членом царствующего дома. Пользуясь влиянием своим при дворе, о. Иоанн радовался, что это предоставляет ему ещё более средств быть полезным бедствующим и заступником притеснённых. – В особенности сострадал он заключённым в темницах за преступления и долги. С участием посещал их и, изведывая при этом их совесть, оказывал на преступников благотворное влияние, а содержащимся за долги помогал в уплате долга. Но чем светоноснее становилась деятельность истинного пастыря христианского, тем более стремилась омрачить её клевета людская. Даже посещение им темниц подвергалось пересудам, и тогда он на некоторое время решился прекратить посещение темниц, не прекращая впрочем благотворений своих посредством доверенных лиц. Вообще, кроме церковных служб, о. Иоанн решился никуда не выходить из дома и остаток дней своих посвятить Богомыслию. Нуждавшиеся же в его помощи или совете обращались к нему письменно, и он не тяготился отзываться ни на какое обращение. Таким образом среди постоянных, Богоугодных трудов, достиг праведный Иоанн до преклонного возраста. Тогда – неожиданно настал для него час испытания. В 1701 г., по ложному доносу в сношениях с известным фанатиком Григорием Талицким царский духовник был сослан в Соловецкий монастырь, где и пострижен 3-го апреля с именем Иова и отдан на послушание опытному старцу... После многих испытаний старец Иов был освобождён от послушания и уединился в безмолвии в своей келье; здесь постоянно молился он Иисусовой молитвой, занимался чтением св. Евангелия, Апостола, Псалтири, жития преподобных Савватия и Зосимы и рукоделием. Пищи он мало принимал от братской трапезы, а особо для себя не готовил ничего. Снова слава об его святой жизни дошла до Петра Великого и, удостоверясь в бывшей на него клевете, царь снова пожелал приблизить его к себе, но Иов просил позволить ему остаться в обители. После этого, желая ещё большего безмолвия, он переселился на жительство в Анзерский скит. Здесь с новым рвением предался он иноческим подвигам и вскоре, по смерти Анзерского строителя, был назначен настоятелем этого скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец. Февраль, 17 1612 Преподобномученик Галактион Вологодский. Сентябрь, 24 1612 Преподобный Евфросин Синозерский, или Новгородский. Март, 20 1612 Преподобный Трифон, архимандрит Вятский. Октябрь, 8 1612 Преподобный Антоний Леохновский. Октябрь, 17 ок.1613 Преподобный Иоанн, затворник Псковский. Октябрь, 24 1616 Преподобный Иринарх, затворник Ростовский. Январь, 13 1616 Праведная София, княгиня Слуцкая. Март, 19 1617 Преподобный Адриан Монзенский. Май, 5 1619 Преподобный Поликарп Брянский. Февраль, 23 1620 Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец. Октябрь, 2 1622 Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец. Январь, 22 1623 Преподобный Вассиан Тиксненский. Сентябрь, 12 1624 Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый. Декабрь, 21 1628 Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий. Июль, 17 1628 Преподобный Иов Ущельский. Август, 5 1628 Преподобный Дионисий Радонежский, Архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Май, 12 1633 Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский. Ноябрь, 27 1633 Преподобный Никодим Хозьюгский, или Кожеезерский. Июль, 3 1640 Преподобномученик Симон Воломский. Июль, 12 1641 Праведныи Симеон Верхотурский. Сентябрь, 12 1642 Преподобномученик Афанасий Брестский. Сентябрь, 5 1648 Праведный Максим, Христа ради юродивый, иерей Тотемский. Январь, 16 1650 Преподобный Иов, игумен Почаевский. Октябрь, 28 1651 Святитель Серапион, Митрополит Сарский и Подонский. Май, 2 1652 Святитель Аффоний (Афоний), митрополит Новгородский. Апрель, 6 1652 Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец. Май, 2 1654 Преподобный Лукиан Александровский. Сентябрь, 8 1654 Преподобный Леонид Устьнедумский. Июль, 17 1654 Преподобный Елеазар Анзерский. Январь, 13 1656 Преподобный Филипп Янковский, Сухонский. Август, 17 1662 Преподобный отрок Схимонах Боголеп Черноярский, Астраханский. Июль, 24 1667 Страдание Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. Май, 11 1672

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Плодом благочестивой, равноангельской жизни старца о.Иова было наконец открытое проявление в нем следов сверхъестественной высшей духовной силы. Когда узнал старец, что некоторые из братии, ученики его, скорбят и ропщут на трудность носить на гору воду с озера, отстоящего на одну версту; тогда; став на обычную молитву с вечера, прилежно со слезами молился до самой полуночи. В молитве он просил Господа Бога и Пресвятую Богородицу, да изведут ему источник водный на самой горе, на потребу братии, во славу имени Господня и Пресвятой Богородицы. В саму то полночь, стоя на молитве, он пришел в восторг и вдруг увидел в келии своей свет неизреченный. Ему явилась сама Владычица небесная, Пресвятая Богородица, сияющая небесною славою паче солнца; при Ней преподобный Елеазар анзерский и два Ангела. Старец пал пред Владычицей до земли. Она сказала ему: «возстани! Услышана твоя молитва , заутра возьми учеников своих и ископай на горе кладязь (при этом указала и самое место), тут будет воды на потребу тебе и братии». Пришед в себя, блаженный старец рассказал об этом явлении ему Владычицы своим ученикам. С наступлением дня, старец поспешил с учениками выйти на указанное Владычицею место; начали копать на нем кладязь, и действительно докопали до изобильного источника воды. 3 Все признали это явление за знак особенного промысла Божия о них и радовались, прославляя Бога и Пресвятую Богородицу единогласною песнию: дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. Когда же источник был обустроен совершенно, то старец о. Иов с братией совершил божественную литургию и; по литургии благодарственное: Господу Богу молебствие с коленопреклонением, и затем совершен был на новый источник крестный ход. По освящении воды в источнике, о. Иов окропил храм Божий, все братские келии и всю вершину горы, с пением стиха Святому Духу: Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест свой… А по окончании священнодействия не упустил блаженный старец утешить учеников своих и поучением, приличным случаю и празднику. Вот о чем говорил он: «не скорбите, братия, не малодушествуйте, но уповайте всегда на Бога. Господь всесильным Своим словом извел из бездны источники воды сладкия для всех живущих на земли верных и неверных, нас ли рабов Его оставит, не пропитает? Вспомним обещание Его: мать исчадие свое забудет, нежели Аз вас!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большую часть своих доходов он употреблял на милостыню. Заступался за обиженных и страждущих несправедливо. Оклеветанного в сношениях с врагами Государя шестидесятилетнего старца Иоанна Пётр I повелел отослать в Соловецкий монастырь для пострижения в монашество. В 1701 году 3 апреля Иоанн был пострижен в монашество с именем Иова. На первое время послали отца Иова на послушание в монастырскую поварню. Он первый являлся на работу. Старец рубил дрова, носил их по высоким лестницам в поварню. Так же усердно проходил и другие послушания. Не однажды являлся ему искуситель в образе знакомого ему в мире врача и говорил как бы с состраданием: «Возлюбленный! Следует тебе поберечь своё здоровье, чтобы, изнуривши плоть трудом и воздержанием, не ослабеть под игом, которое ты взял на себя Христа ради. Бог не желает трудов или поста выше сил, а ищет сердца чистого и смиренного. Ты, при старости своей, работаешь черноризцам, как купленный раб, не привыкши прежде к таким трудам. Не следует тебе так трудиться и потому, что ты священноинок. Довольно с тебя и того, что, оставив славу и честь в мире, ты пришёл в убожество и принял тяжкие труды ради пищи. Я даже удивляюсь, как ты можешь принимать суровую пищу после сладких брашен. Берегись, чтобы недуги твои не умножились, тогда и я не возьмусь помочь тебе, и ты прежде времени умрёшь. Если совета моего не послушаешь, то мне будет очень жаль». «Хорошо не щадить плоти, чтобы она не восстановляла брани, – отвечал Иов мнимому своему знакомцу, – впрочем, хотя бы плоть изнемогала, но сила Божия в немощи совершается. Пост есть мать целомудрия, ты внимай себе с подобными». Услышав такой ответ, врач исчез. Слава о Соловецком подвижнике дошла до Петра I; удостоверясь в клевете на духовника своего, он хотел возвратить его к царскому двору на прежнее служение, но Иов просил оставить его в Соловках. В 1702 году он переселился в Анзерский скит. В 1710 году пострижен в схиму с именем Иисуса. Однажды Иисус, находясь у пустынника Паисия, жившего в 6 вёрстах при высокой горе, называемой ныне Голгофа, продолжил молитву свою до полуночи; уставши, он сел и в тонком сне вдруг увидел в келье своей необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу и с Нею преподобного Елеазара Анзерского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончанию обеда, невольно взялась и братия за приготовление дров на пользу общую. В своей келии блаженный старец о. Иов, в часы досуга и свободы, непрестанно занимался посильным рукоделием. Если случалось приобрести от этого труда малую долю денег, то он разделял эти деньги на три части: часть отделял на потребу святой церкви, часть на нужды своей братии и часть на милостыню нищим. В запасе на будущий день у доблестного старца о. Иова не оставалось ни денег, ни другого чего либо. Именья, кроме некоторых духовных книг, также не было никакого. Из одежды о. Иов довольствовался только двумя свитками, из коих одна была власяная, жесткая на теле, а другая еще худейшая, которая покрывала первую. Старец встречал иногда и укоризны за такой простой уничиженный образ внешней жизни, но этим укоризнам он не внимал нисколько. Был и такой обычай у старца: как скоро кто из братии подвергался болезни, – старец, оставив свою келию даже не запертою, приходил в келию больного брата и служил ему до тех пор, пока не исцелял его своими пособиями и молитвами к Богу. А лекарства он составлял из какого нибудь зелья, употребляемого в пищу, которое оказывалось для многих целительным. За это старца многие называли врачом. Но кто может исчислить все подвиги духовные блаженного трудника? Они вполне известны только одному Богу, для которого были совершаемы. Не умолчим, впрочем, к славе блаженного старца, что на повседневном соборе церковном, он присутствовал, как и прежде, без опущения и приходил прежде других; в келейной же молитве с коленопреклонением провождал целые ночи, а с наступлением св. четыредесятницы, обыкновенно затворялся в своей келии, и, пребывая весь великий пост в этом уединении, упражнялся в непрестанной молитве. Из этого затвора выходил он не прежде как пред самым праздником светлого Христова Воскресения. Для истинно преданных преподобному учеников его, им самим был написан скитский устав, согласно с уставами св. отец, начальников иноческого общежития. Из устава его более замечательно следующее: “аще кто соизволит жить со мною и после меня в ските, то не должен отнюдь употреблять в пищу: коровьего масла, молока и рыбы, а паче не пить вина и не употреблять табак. Общая трапеза должна состоять из огородных овощей, с употреблением в меру постного масла. В келиях собственных вещей не иметь…женского пола не принимать и отрочать на послужении не иметь…Кроме ежедневного церковного правила, в келиях, каждому читать по пяти кафизм из псалтири, 500 молитв Иисусовых и 300 поклонов”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18 июня 1712 г., как рассказывается в Житиях И. и в Повести об основании Голгофо-Распятского скита, святой посетил анзерского пустынножителя иеродиак. Паисия, к-рый подвизался недалеко от Свято-троицкого скита у горы, позднее названной Голгофа. После вечерней молитвы прп. Иисус в особой келье, по обычаю, читал Псалтирь и, утомившись, задремал. В видении ему явились Пресв. Богородица и прп. Елеазар Анзерский. Пресв. Дева повелела прп. Иисусу вместе с учениками схим. Матфием и мон. Макарием основать на горе, к-рую следовало назвать Голгофа, Распятский скит. Богоматерь предсказала, что в скиту будет много насельников. Др. голос повелел преподобному освятить Голгофу и водрузить на ней крест. Об увиденном и услышанном старец рассказал иеродиак. Паисию, к-рый вырезал на кресте, изготовленном прп. Иисусом, рассказ о видении. По преданию, Пресв. Богородица открыла святому, что анзерская Голгофа станет местом мученичества. Значение пророчества открылось в советский период, когда упраздненный скит стал местом гибели мн. мучеников и исповедников. 29 июня 1712 г. прп. Иисус с учениками Макарием и Матфием отправились из Свято-Троицкого скита на гору Голгофу, окропили ее св. водой, водрузили на ней крест и поставили часовню, после чего отслужили благодарственный молебен Господу Богу и Пресв. Богородице. Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) В 1713 г. прп. Иисус и мон. Макарий были у холмогорского архиеп. Варнавы и 15 июля получили благословенную грамоту с разрешением переселиться на Голгофу и начать строительство 2 каменных церквей: на горе - в честь Распятия, под горой, где преподобному явилась Пресв. Богородица,- в честь Успения Божией Матери. В грамоте повелевалось скит именовать Распятским, а гору - Голгофа. 18 сент. 1714 г. святой просил у архиеп. Варнавы разрешение вместо 2 храмов поставить небольшую деревянную ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезной в честь Распятия. 15 мая 1715 г. по указу царевны Марии Алексеевны соловецкому архим. Фирсу построенная на Голгофе церковь была освящена в честь Страстей Господних. Под горой, у бывш. кельи иеродиак. Паисия, пустынники определили место для скитского кладбища. Первые и самые значительные вклады в строящийся Голгофо-Распятский скит поступили от членов царского дома: Петр I повелел ежегодно отпускать из архангельских гос. магазинов хлеб для братии, царица Параскева Феодоровна, вдова царя Иоанна V Алексеевича , пожаловала на строительство церкви 100 р., царевна Мария Алексеевна пожертвовала церковную утварь, облачения и книги, а также образ-мощевик Успения Божией Матери в серебряной ризе с позлащенными полями и напрестольный сребропозлащенный крест со св. мощами.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Архив Пн Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря 22 августа 2009 г. 12:00 1712   Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, пребывая в пустынной келье у высокой горы посредине острова, в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского, и услышал обращенные к нему слова Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит, который назовется Распятским, и соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать ту гору и пребуду с вами во веки». 1713   По благословению владыки Варнавы, епископа Холмогорского и Важского, на Анзере было разрешено устроить скит с наименованием его Распятским, а горы — Голгофою. Преподобный Иисус покидает Свято-Троицкий скит и переселяется с учениками на Голгофу. Устав скита был самым строгим на Соловках, даже в праздники насельники скита обязаны были принимать только постную пищу. 1715   На вершине горы Голгофы построена маленькая деревянная церковь, которая освящена в честь Распятия Господня. 1720   Преподобный Иов (в схиме Иисус) отошел ко Господу и был похоронен у церкви на вершине горы. Ученики его разошлись, скит пришел в запустение. 1827   Архимандрит Досифей II получил от Святейшего Правительствующего Синода благословение на строительство нового храма в Голгофо-Распятском скиту. 1828-1831   На Голгофе построена каменная церковь Распятия Господня с колокольней, трапезной и приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм является высочайшей точкой архипелага и виден в открытом море за десятки километров. 1831-1833   Вокруг храма возводятся келейные и хозяйственные постройки, конюшня с жильем для трудников. 1833-1835   Старая деревянная церковь переносится вниз, на монастырское кладбище, и освящается в честь Воскресения Христова. В Голгофо-Распятском скиту возобновилась иноческая жизнь. 1923   После упразднения Соловецкого монастыря в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. Общее число заключенных достигало трехсот человек, обращение с ними отличалось особой жестокостью.

http://patriarchia.ru/db/text/724304.htm...

В 1678 году скитоначальник старец Роман обратился к государю с челобитной, в которой писал, что анзерские иноки жалованья не получают, храмы стоят без службы, церковное имущество из Соловецкого монастыря не возвращено, монахи вконец погибают. Государь Феодор Алексеевич повелел все отобранное возвратить. Была подтверждена и самостоятельность Анзерского скита. В 1683 году указом архиепископа Холмогорского Афанасия архимандриту Илариону было велено принять Анзерский скит в ведение Соловецкого монастыря. В 1699 году царь Петр I приказал строителю анзерскому с братией (семнадцати человекам) выдавать жалованье на питание и церковные нужды – чуть более ста сорока пяти рублей ежегодно. Денег этих на содержание скита не хватало, насельники нуждались. Летописец Макарий, составитель жития преподобного Елеазара, жаловался, что память об основателе скита почти изгладилась, гробница его мало посещается. Однако, несмотря на все лишения, иноки не поддавались унынию. Из уст в уста передавали они рассказ о видении, бывшем некоему честному старцу. После молитвы в келлии он задремал и увидел Пресвятую Богородицу, стоящую над скитом на облаке, простирающую руки к Богу и молящуюся: «Владыко Вседержителю и Господи! Призри с высоты святыя славы Твоея скит Анзерский, и посети, и, человеколюбия ради Твоего, помилуй живущия в нем». И, как гром, с небес в ответ послышался голос: «Послан будет человек в скит Анзерский, который прославит его». Осенью 1702 года такой человек на Анзере появился. Это был иеромонах Иов (в схиме Иисус), в миру священник Иоанн Иоаннов из Москвы, бывший царский духовник. Чуть раньше, летом 1702 года, монахи Свято-Троицкого скита встречали царя Петра I, останавливавшегося с эскадрой боевых кораблей у Анзера. «В пришествие великого государя куплено в поднос два сафьяна да двадцать лестовок (четок)». В 1704 году по благословению соловецкого архимандрита Фирса священноинок Иов был избран строителем Свято-Троицкого скита. Под его руководством был возобновлен строгий скитский устав, начат ремонт ветхих строений, приобретались необходимые хозяйственные припасы, восстанавливалась библиотека пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Глава II. Угодники Божии, жившие в первой половине XVII века, преподобные: Дионисий, архимандрит Лавры Сергиевой, – ученик его блаженный Дорофей, – Иринарх, игумен Соловецкий, – Диодор Юрьегорский, – Прокопий Вятский,– Вассиан Тотемский, – Симеон Верхотурский, – Симон Воломский. – Упадок иночества и просвещения. – Семена будущего раскола. 478 Глава III. Страдания южнорусского народа от унии. – Иосафат Кунцевич. – Восстановление православной иерархии. – Архипастыри Киевские: Иов Борецкий и Исаия Копинский. 487 Глава IV. Благотворное правление митрополита Петра Могилы. – Киевская коллегия. – Преподобные Афанасий Брестский и Иов Почаевский. 497 Глава V. Первые годы правления царя Алексия Михайловича. Никон до патриаршества. – Преподобный Елеазар Анзерский. – Бунт в Новгороде. – Перенесение в Московский Успенский собор мощей святителей, пострадавших за веру и отечество. – Никон Патриарх. – Присоединение Малороссии и счастливая война с Польшей. – Моровая язва. – Церковная деятельность Никона. – Основанные им монастыри. – Заботы о просвещении. – Исправление богослужебных книг. – Сношение с Востоком. – Соборы 1654 и 1655 г. – Судьба расколоучителей. 511 Глава VI. Охлаждение дружбы царя с Патриархом. – Козни врагов Никона. – Удаление Никона в Воскресенский монастырь. – Прибытие Паисия Лигарида. – Вопросы Стрешнева Паисию. – Обыск в тайном архиве Патриарха. – Дело Бобарыкина. – Дело Зюзина. – Прибытие двух восточных Патриархов. – Собор 1666 г.; одобрение книжного исправления; суд над расколоучителями и их последователями. 536 Глава VII. Преемники Никона, Патриархи Иоасаф II и Питирим. – Патриарх Иоаким. – Соловецкий бунт. – Кончина царя Алексия. – Никон в заточении. – Царь Феодор Алексеевич. – Возвращение и кончина Никона. – Деятельность Патриарха Иоакима. – Собор 1681 года. – Заботы о просвещении. – Московское училище. – Состояние духовного просвещения на юге. – Дела южной митрополии. – Митрополиты: Дионисий Болабан и Иосиф Нелюбович-Тукальский. 557 Глава VIII. Уничтожение местничества. – Кончина царя Феодора. – Цари Иоанн и Петр под опекою царевны Софии. – Стрелецкий и раскольничий мятежи в Москве. – Строгие меры против раскола. – Усиление раскола и разделение его на толки. – Борьба Патриарха Иоакима с расколом и папизмом. – Развитие устной проповеди. – Заиконоспасская академия. – Братья Иоанникий и Софроний Лихуды. – Споры о " пресуществлении» в таинстве Евхаристии. – Подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху. – Виды Патриарха Иоакима относительно южных Славян. 574

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010