Здесь сказано то, о чем я уже упоминал. Иов утверждает, что если бы Господь вдруг хотя бы отчасти перестал столь грозно мучить его, страшить снами и наполняющими отчаянием неотступными мыслями о горестной судьбе, то он, ощутив некий прилив сил, решился бы тогда вступить с Богом в спор о своей чистоте и непорочности. Во второй половине своей речи ( Иов. 10:1–22 ) страдалец пытается все же понять, за что Господь с ним борется. Он прямо требует от Господа ответа на вопрос о причинах такой борьбы. Иов полагает, что Бог – высочайший, небесный – должен быть снисходителен к произведению Собственных рук: слабому, немощному. Однако Иов видит, что это совсем не так. Страдалец недоумевает, почему же Бог, Который наверняка знает, что его, Иова, никак нельзя считать беззаконником, так упорно мучает его. Иову не ясна причина такой настойчивости Бога в преследовании праведника еще и потому, что Он Сам любовно создал Иова, даровал ему жизнь; теперь же Господь его губит. За что же Бог столь беспощадно преследует его? – вопрошает Иов. За что выискивает малейшее преступление Иова для того, чтобы как можно сильнее поразить его? Зачем Бог Своим гневом умножает его беды? Иов вновь молится о своей скорейшей кончине и просит Бога о том, чтобы хотя бы в преддверии смертного часа Творец немного отступил от него Своей яростью: пусть хотя бы в миг отхождения в страну тьмы и сени смертной – туда, где уже не будет ничего отрадного, – Иов смог бы немного ободриться. Итак, Иов говорит: Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей ( Иов. 10:1 ). Святитель Иоанн Златоуст считает, что эта «горесть души» есть та глубочайшая мера отчаяния, в которое он впал и в котором сознается друзьям. При этом Иов опасается, как бы это отчаяние не помутило его рассудок и не привело его – в состоянии безумия – к бунту против Бога. Иов здесь как бы говорит: «Я боюсь… как бы не упасть или не совратиться; я боялся, что буду вынужден произнести какую-то хулу или наложить на себя руки» 622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Тем самым здесь вновь подчеркивается особая чистота Иова, который не имел абсолютно никакой нравственной вины в очах Божиих. Иов продолжает: Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои. Враг мой будет, как нечестивец, и восстающий на меня, как беззаконник ( Иов. 27:5–7 ). По мысли Святых Отцов древности, произнося доколе не умру, не уступлю непорочности моей ( Иов. 27:5 ), Иов тем самым настаивает не только на том, что он не совершил никакого греха и что ему не в чем каяться пред Богом, но и на том, что он и дальше готов терпеливо переносить свои несчастья (об этом говорит преподобный Ефрем Сирин ) 849 , что он не поддастся искушению восстать против Бога, не совершит греха и впредь (это отмечает святитель Григорий Великий ) 850 . Затем ( Иов. 27:8–10 ) Иов, перед этим решительно не признавший себя грешником, настаивает на том, что он хорошо понимает – лицемерие противно Богу и губительно для человека. Отказавшись только что сознаться в каком-либо лицемерии, во лжи, Иов утверждает: если бы он сам оказался лжецом, то духовно бы погиб. В связи с этим страдалец подчеркивает: лицемерить, лишь прикидываясь праведником перед своими друзьями, для него, Иова, было бы не только бесполезно (Бога не обманешь), но и духовно смертоносно. Всякому человеку предстоит ответить перед Богом в миг своей кончины: а что сказать пред Господом в свое оправдание лицемеру? Иов говорит: Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его? Услышит ли Бог вопль его, когда придет на него беда? Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время? ( Иов. 27:8–10 ). Используя чтение 8-го стиха по версии Септуаинты – Ибо какая надежда есть у нечестивого, что он устремляется к ней; надеясь на Господа, спасется ли? ( Иов. 27:8 ; Септуагинта), – Олимпиодор говорит о плачевной судьбе души всякого нечестивого, всякого лицемера, к числу которых решительно отказывается отнести себя Иов: «Или Господь внемлет его молитве? Или, когда настанет нужда, он будет иметь дерзновение пред Ним? Или Он внемлет ему, когда тот призывает Его?» 851

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Святой праведный Иов Многострадальный жил за 2000–1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму: был сыном брата Авраама – Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земную жизнь и даровал праведному Иову большое богатство: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на трапезу все вместе, поочередно у каждого из них. Постоянно, через семь дней, праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на жизнь единоплеменников. Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов – Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру его, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Богом, и не произнес ни одного неразумного слова. Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью – проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец вынужден был удалиться от жилищ людей. Он сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-то тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла мужа и, наконец, посоветовала ему похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По Олимпиодору, произнося эти слова, Иов как бы говорит друзьям: «будьте человеколюбивы и смилуйтесь надо мной, проявите сострадание и благоговейте в страхе перед ниспосланным мне от Бога, чтобы и вам не испытать того же от Бога... Зачем вы прилагаете свой гнев к Божьему [гневу], поступая так не по воле Божьей? Ибо, даже если Он Сам карает, Он желает, чтобы мы были человеколюбивы. Так зачем же вы неотступно порицаете меня такими тяжелыми словами?» 764 Вместе с тем, по святителю Григорию Великому , говоря рука Божия коснулась меня ( Иов. 19:21 ), Иов выражает убеждение в том, что хотя все зло и совершается по отношению к нему именно по злой воле сатаны, но тот получил власть на это непосредственно от Бога (ср.: Иов. 1:11 ). Получается, что виновник бед в сознании Иова – Сам Бог 765 . При этом Иов не понимает причин этих бед, видит в них Господне наказание и вражду со стороны Бога. Далее ( Иов. 19:23–24 ) Иов выражает пожелание, чтобы все сказанное им было надежно запечатлено в назидание на вечные времена – как бы железным резцом на камне: О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были! ( Иов. 19:23–24 ). Как замечает по поводу этой мысли страдальца Златоуст, желание Иова исполнилось – и гораздо лучше и надежнее, чем это представлялось праведнику: речи Иова нашли подобающее им место в Священном Писании. Как говорит святитель Иоанн, «вот и написано, не железным резцом, а гораздо лучшим, чем просил; то, если и написано, истребило бы время, а это начертано долговечнее» 766 . Затем ( Иов. 19:25–27 ) Иов произносит важнейшие – пророческие по своему смыслу – слова, выражающие его веру в скорое пришествие Искупителя-Христа и в воскресение мертвых: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! ( Иов. 19:25–27 ). Святоотеческая традиция непрестанно подчеркивает особое значение этого библейского текста для православного догматического учения, его исключительно важное место в Священном Писании в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Человек же ничего не мог сделать сам для того, чтобы облегчить эту ложившуюся на его плечи тяжесть разобщенности с Творцом – по причине тогдашнего людского бессилия победить грех. Человек не мог спастись своими силами, и груз ответственности перед Богом за его преступления и обреченность на схождение по смерти во ад были непреодолимы. И вот здесь-то, в своем страдании, Иов как раз и научается тому, что человек сам по себе бессилен в своей устремленности преодолеть эту «тяжесть» Бога и вернуться к прежней радостной легкости райского богообщения. Для того чтобы это исполнилось, было нужно Воплощение Сына. Далее ( Иов. 31:24–25 ) Иов говорит о том, что он никогда не надеялся на пользу от богатства и не радовался его преумножению: Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты – надежда моя? Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много? ( Иов. 31:24–25 ). Комментируя эти слова праведника, святитель Иоанн Златоуст восторженно пишет, обращаясь к своему читателю: «Посмотри, как он мудро и истинно разбирает тленность, кратковременность, недолговечность и скоропреходящесть человеческих вещей» 906 . Затем ( Иов. 31:26–28 ) Иов произносит слова, в которых он, по убеждению толкователей, ясно намекает на то, что никогда не предавался идолопоклонству, не служил ложным богам, не почитал их. Древние воздавали божественные почести небесным светилам: Иов был свободен от этого богоотступнического греха. Иов говорит об этом так: Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы [тогда] от Бога Всевышнего ( Иов. 31:26–28 ). Перефразируя эти слова Иова, преподобный Ефрем Сирин как бы говорит от его имени: «...если бы я видел восходящее солнце и поклонялся ему, если бы я любовался луной и преклонял перед ней колени, то я определенно бы заблуждался» 907 . Далее ( Иов. 31:29–34 ) Иов перечисляет иные свои добродетели: он никогда не радовался несчастьям своих врагов, двери дома праведника всегда были открыты для странников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Итак, Иов здесь ясно и открыто пророчествует о всеобщем воскресении мертвых (именно в связи с этими словами Иова Златоуст провозглашает: «он знал, мне думается, о воскресении и о воскресении тела» 769 ), которое последует за смертью и Воскресением Самого Христа. Он пророчески говорит о том, что случится в грядущем и станет источником жизни для всех верующих. По мысли святителя Григория Великого , именно здесь ветхозаветный страдалец предельно ясно предвидит будущее: «наш Искупитель претерпел смерть, чтобы мы не страшились смерти; Он явил Воскресение, чтобы мы могли иметь твердую надежду, что мы вновь способны восстать...» 770 Быть может прежде еще некоторым образом и колеблясь в отношении учения о грядущем физическом воскресении тел, Иов наконец ясно исповедует свою веру во всеобщее восстание из мертвых. В этом убежден святитель Григорий Великий : «Иов устраняет все сомнения в истинности восстановления тела в том, что он говорит: «Я буду снова охвачен моей кожей» (ср.: Иов. 19:25 )» 771 . По слову же блаженного Иеронима, «Иов – образец терпения – каких тайн не объемлет в своей речи?.. Каждое слово в его речи многозначительно. Упомяну об одном: о воскресении тел. Иов пророчествует [об этом] так ясно и вместе с тем сдержанно, как никто другой. Я знаю, – говорит Иов, – Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию. И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! ( Иов. 19:25–27 )» 772 . Вероятно, именно здесь праведный Иов достигает одной из высочайших вершин пророческого Откровения, дарованного ему Самой Премудростью – Сыном Божиим, готовящим Собственное Воплощение и в его преддверии приоткрывающим ветхозаветным праведникам образы и черты Своей грядущей победы над смертью... Далее ( Иов. 19:28–29 ) в завершение своей речи Иов вновь обращается к Елифазу, Вилдаду и Софару со словами увещания: с призывом задаться вопросом о том, не стоит ли им начать сожалеть, что они так жестоко преследовали праведника своими словами. Им следует убояться суда Божия – карающего меча Господня, который вскоре может настигнуть их из-за тех несправедливых высказываний, которые они допустили в отношении его, Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Теперь же, убедившись (через собственное несправедливое страдание), что Бог выше любых закономерностей и правил – даже тех, что установлены Им Самим, Иов понимает, что он плохо знал своего Бога. Именно поэтому главный вопрос Иова к Богу отныне: кто Ты? Однако подобный обращенный к Богу вопрос – и это Иов ощущает очень верно – невозможно задать с помощью человеческих слов. Лишь молчание – как абсолютная и безропотная готовность услышать и принять Божественное Слово – может оказаться единственно верной формой подачи такого вопроса. И поэтому Иов умолкает (Руку мою полагаю на уста мои – Иов. 39:34 ), тем самым признавая всемогущество и таинственность Господнего Промысла о мироздании и человеке и в то же время выражая готовность принять любую волю этого Промысла о себе; только так он и сможет наконец познать Своего Бога – через поступки и слова Творца, обращенные к нему, Иову. И Бог в ответ на такое молчание Иова в дальнейшем откроется ему совершенно неожиданно – одновременно и как Тот же Самый, хорошо знакомый ему, и как абсолютно Новый, являющий иной Свой Лик, неведомую ему прежде Собственную Ипостась: Ипостась Слова, Сына Божия, Искупителя мира. Однако время такого Откровения для Иова еще не настало. Итак, в ответ на Господни слова, по мысли Святых Отцов очень грозные, но в то же время и дарующие страдальцу новую надежду – будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему ( Иов. 39:32 ) – Иов говорит: И отвечал Иов Господу и сказал: ...вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, – теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду ( Иов. 39:33–35 ). По мысли святителя Григория Великого , Иов тем самым как бы говорит Богу: «Я считал себя поистине праведным среди людей, но как Тобою сказано, я обнаружил себя неправым перед самими моими несчастьями и упрямствующим в отношении бедствий. Но более я ничего не прибавлю, ибо ныне я более верно постиг Твои речения и с большим смирением смотрю на себя». Итак, Иов раскаивается пред Богом. Однако, как отмечает святитель Григорий, «если мы исследуем прежние слова блаженного Иова», сказанные им во время его предшествующих страданий, то «обнаружим, что он не произнес ничего нечестивого...» 1039 В чем же тогда раскаивается перед Господом Иов, если он, по свидетельству Двоеслова, ранее не сказал ничего заслуживающего серьезного упрека в нечестии? Попробуем найти ответ на этот вопрос исходя из все тех же святоотеческих толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Иов.24:19 .  Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников. Удел грешника – неотвратимая гибель, подобная неизбежному исчезновению снега под влиянием жары (ср. Иов 6.16–17 ; Пс 67.3 ). Иов.24:20 .  Пусть забудет его утроба матери; пусть лакомится им червь; пусть не остается о нем память; как дерево, пусть сломится беззаконник, Иов.24:21 .  который угнетает бездетную, не рождавшую, и вдове не делает добра. И подобною судьбою он ни в ком не вызывает сострадания: его забывают самые близкие ему люди, – мать, и память о нем совсем исчезает (ср. Иов 18.17 ). Иов.24:22–24 . Взгляду друзей Иов противополагает свой собственный. Иов.24:22 .  Он и сильных увлекает своею силою; он встает, и никто не уверен за жизнь свою. В течение своей жизни нечестивый проявляет такое могущество, что его страшатся даже сильные. Иов.24:23 .  А Он дает ему все для безопасности, и он на то опирается, и очи Его видят пути их. Сам Бог помогает беззаконникам. Он видит их злодеяния и тем не менее дает все, служащее к безопасности. Иов.24:24 .  Поднялись высоко, – и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются. Опираясь на свою силу (ст. 22), подкрепляемые божественною помощью, нечестивые достигают наивысшего могущества, а затем умирают такою же смертью, как и все остальные люди. – «Как верхушки колосьев срезываются». Намекая на восточный обычай срезывать при жатве верхушки стебля и оставлять солому на корне, Иов хочет сказать, что стебли и корень нечестивого – его потомство – продолжает существовать, не исчезает, как утверждают друзья (ср. Иов 15.32, 18.19 ). Иов.24:25 .  Если это не так, – кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою? Взгляд Иова не может быть опровергнут. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов праведен и даже свят – в смысле собственной нравственной безупречности и личной верности своему Творцу. Однако он грешен в смысле абсолютной лишенности той подлинной Богопричастности, что возводит человека в состояние единства жизни с Господом, исполняет его дарами преображающих и освящающих Божественных энергий. Иов любит Бога, силится с Ним соединиться, но это до пришествия Христа невозможно. Иов обречен пребывать вне Бога, оставаться лишенным подлинного союза с Тем, Кого страстно желает и к Кому горячо стремится. Вернемся, однако, к последовательному святоотеческому истолкованию содержания 7-й главы рассматриваемой библейской книги. Типологически интерпретируя речение Иова: И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ( Иов. 7:21 ), Двоеслов пишет и о том, что под этой молитвой нельзя понимать ничто иное, кроме как выражение Иовом упования на приход Посредника-Христа, о Котором написано у евангелиста Иоанна: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ( Ин. 1:29 ) 566 . Характеризуя в целом сказанное здесь страдальцем, святитель Иоанн Златоуст высказывает одну очень важную интуицию, касающуюся спора Иова с друзьями. Он пишет, истолковывая при этом греческую версию – по Септуагинте – 20-го стиха: Знающий ум человеков, зачем Ты поставил меня противником Тебе? ( Иов. 7:20 ; Септуагинта): «Иов говорит это не потому, что сам обвиняет Бога (ни в коем случае!), но потому, что происходящее с ним порождает великое обвинение Бога» 567 . Кстати говоря, схожим образом рассуждает здесь и Ориген , который пишет: «...обращение Иова к Богу с вопросом: зачем Ты поставил меня противником Тебе? ( Иов. 7:20 )» следует понимать «не так, как будто он противник Бога, да не будет! Но его слова означают: «Почему ради меня, Владыко, поносится имя Твое " » 568 . Выходит, что Иов здесь, в этих последних стихах 7-й главы, молит Бога также еще и том, чтобы ему был указан способ защитить Самого Господа. Ибо уже отнюдь не сам Иов, по его собственному убеждению, нуждается здесь в защите – ведь он праведен и не совершил ни одного личного греха, – но именно Бог, Который наказывает его, несмотря на то что Иов очевиднейшим образом этого не заслуживает.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Сначала он стремится сообщить о малом, затем о более тяжелом и, наконец, о смерти детей. Не столь тяжело принял бы отец утрату домашних вещей, если бы уже слышал, что лишился своих сыновей, и меньше бы страдал от потери имущества, зная о смерти детей. Ведь наследство ничего не значит, если первыми погибают те, для которых оно береглось. Начиная с меньшего сатана сообщал самое тяжелое в конце, чтобы по мере того, как Иов узнавал худшее, каждая рана причиняла бы его сердцу скорбь» 255 . Святитель Иоанн Златоуст очень ярко и предельно реалистично рисует перед нами ту страшную картину, что должен был увидеть Иов в ту минуту, когда он – уже после гибели сыновей и дочерей – пришел к развалинам дома своего первенца: на то место, что прежде было исполнено радостью общения и мирного единодушия пирующих здесь детей праведника, а теперь сделалось их совместной могилой. Златоуст пишет: «Что должен был испытать этот мужественный подвижник? Он пошел в дом, который сразу, в одно и то же время, оказался и домом, и гробом, местом пира и надгробием, где праздник сменился плачем. Он раскапывал и отыскивал члены детей и находил вино и кровь, хлеб и руку, глаз и прах. И он брал то руку, то ногу, то голову; вытаскивал вместе с землей, с обломками камня и дерева то часть чрева, то какой-нибудь из внутренних органов вместе с прахом. Сидел этот подвижник, поднимающийся до неба, рассматривая растерзанные члены своих детей. Сидел он, прикладывая член к члену, руку к руке, приставляя голову к груди, колена к бедрам» 256 . Но, несмотря на весь этот увиденный, прочувствованный и пережитый им ужас, Иов не возроптал на Бога, не осудил Его за все то, что случилось ныне с ним: Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге ( Иов. 1:20–22 ). Мы видим: Иов раздирает свои одежды и остригает волосы, низвергается на землю, ибо пребывает в крайней степени горя. Вместе с тем он по-прежнему смиряется перед волей Божией и благодарит Его абсолютно за все, что посылается на его жизненном пути. По словам святителя Григория Великого , Иов «хоть и рыдая, шествует по правому пути, поскольку его уста даже среди стенаний открыты для похвалы Богу, ибо он тотчас говорит: Господь дал, Господь взял, как Господу было угодно, так Он и сделал; да будет имя Господне благословенно ( Иов. 1:21 )» 257 . Итак, Святые Отцы настаивают на том, что сказанные здесь Иовом слова были искренним выражением принятия праведником воли Творца, свободным его согласием абсолютно на все, что волит Бог в отношении Иова, – даже и на самые великие скорби. По формулировке преподобного Исихия Иерусалимского , здесь Иов «воздавал хвалу Богу словами», именно «созвучными его помышлениям» 258 – совершенно искренне.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010