Настоятельство в монастыре сем до 1672 года было Игуменское, а в сем году учреждена Архимандрия, по Указу Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, по прошению же Павла, Митрополита Сарского и Подопского. В сан сей произведен Игумен обители сей Варсонофий. 1672 г., Января 26 дня, по докладу оного же Преосвященного Павла, дозволил Государь помянутому Архимандриту и будущим по нем употреблять в священнослужении Епископскую шапку и ковер, на что дана и грамота от Митрополита; в подтверждение же сего дана грамота и от Тихона, Митрополита Сарского и Подонского, которые хранятся в подлиннике в ризнице монастырской. Архимандрия в монастыре сем продолжалась до 1764– года, а с того времени до 1799 было Игуменство. В сем же 1799 году учреждена опять Архимандрия 3 класса со степенью первого. В 1813 году, по Указу Св. Синода, дозволено Архимандриту употреблять мантию камлотовую с зелеными бархатными скрижалями. Список настоятелей Доброго монастыря а. Игумены 1. Сергий I, 2. ПяФнутип I, 3. Uoha I. 4 . Анастасий, 5. Савва, 6. Варсопофий I, 7. Антоний, 8. Варлаам, 9. Феодор, 10. Тихон, I, 11. Феодосий I, 12. Евфросип I, 13. Евфимий I, 14. Игнатий I, 15. Акакий, 16. Иоаким, 17. Лука, 18. Паисий I, 19. Михаил, 20. Артемий, 21. Пафнутий II. 22. Арсений I, 23. Иосиф I, 24. Герман, I, 25. Симон, 26. Амвросий I, 27. Арсений II, 28. Герман II, 29. Феогност, 30. Закхей, 31. Никандр, 32. Герман III, 33. Феодосий, 34. Паисий II, 35. Арсений III, 36. Досифей, 37. Киприан, 38. Сергий 11, 39. Алексий I, 40. Кондратий, 41. Афанасий, 42. Павел I, 43. Митрофан, 44. Тихон II, 45. Вассиян, 46. Пахомий I, 47. Игнатий II. 48. Сергий III, 49. Макарий I, 50. Феодосий II, 51. Иона II, 52. Авраамий I, 53. Uoha III, 54 . Леонид схимник, 55. Савватий, 56. Макарий II, 57. Серафим, 58. Карион. Все они написаны в Синодике, без означения лет бытия их, а следующие в записках архивных упоминаются: 59. Пафнутий III, 60. Аркадий в 7124 (1616), 61. Uoha IV , Мосолитин, в 7126 (1618), 62. Пафнутий IV, Тюнский в 7130 (1622), 63. Uoha V , в 7131 (1623, в Апреле, и 7135 (1627), 64. Феодосий III, в 7162 (1654), 65. Гурий в 7163 (1655) и 6167 (1659), 66. Иов Вязьмитин 7169 (1661) и 7177 (1669) годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

32 Вопрос о времени возникновения и смысле титула «апостол» в Церкви сталкивается с рядом трудностей. Из прямого текста Евангелия вытекает, что такое название дал Двенадцати Сам Господь ( Лк. 6: 13 ). Но поскольку в Новом Завете термин «апостол» применяется в разных смыслах, некоторые историки полагают, что он укрепился только в «послепасхальной общине» (см.: C.K. Barret . The Signs of an Apostle. 1972, p. 31). 33 Мф. 17: 24-27 . 34 См., напр.: Мф. 15: 15 ; Лк. 8: 45 (здесь характерно выражение «Петр и бывшие с ним»); 9: 28 ; 12: 41 ; Ин. 13: 36 . 35 См. так наз. II Послание Климента Римского (5). 36 Св. Кирилл Иерусалимский . Огласительные слова, II, 19. 37 Св. Иоанн Златоуст . Похвала св. Игнатию. Творения, т. II, с. 650. 38 Так в наиболее древних рукописях. 39 Цари назывались «сынами Ягве», поскольку Бог «усыновлял» их в акте интронизации (ср. Пс. 109 ). Позднее такие речения стали относить к Мессии (ср. Мф. 22: 44 ). В кумранском свитке псевдо-Даниила встречается термин «Сын Божий», но из-за фрагментарности отрывка трудно утверждать, что титул относится к Мессии. 40 См.: Пс. 28: 1 ; 88: 7 ; Иов. 1: 6 . 41 Мф. 16: 17-19 . 42 Характерно арам. слово бар (сын) и архаичное выражение «врата ада», означающее силы ада. Остается открытым вопрос, почему в Мк, которое, как гласит предание, было вдохновлено ап. Петром, отсутствует это место. Не исключено, что сам Петр из смирения не делал акцента на своем первенстве. 43 Ср. Ис. 22: 22 . 44 Лк. 13: 32 ; в этом же смысле можно понимать Мф. 26: 61 ; ср.: Ос. 6: 2 , а также трехчастное деление периода испытаний у Дан. f Противник (арам.) Примечания 45 В том, что Христос не позволял носить через двор поклажу (ср. Мк. 11: 16 ) и употребил не палку, а бич, свитый из веревок, следует видеть знак Его уважения к Храму: в Дом Божий полагалось входить без посоха. 46 Лк. 24: 34 ; 1 Кор. 15: 5 . 47 Деян. 1:8 ; ср. Ис. 43:10 ; 44:8 . 48 Деян. 1: 3 . 49 Ис. 11:6-9 ; Мих. 4:1-7 . 1 Кор 9:5 Лк 7:5 Деян 10:14 Екк 2:1 Ис 12:3 Ин 1:42 1 Кор 1:12

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сол.1,7); Он присущ всему, как Бог, и всегда неотлучно с Богом прибывает; Он знает все Божие, как наше знает дух, который в нас, то есть дух человеческий живущей в нас. Ибо так сказано: «и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор.2,11). А еще говорит Спаситель: «никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец, и ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже еще хощет Сын открыти» (Лук.10,22, Матф.11,27). Последнее место Писания подобно первому, и первое — равносильно последнему; ибо сказано: «нам Бог открыл есть Духом Своим» (1 Кор.2, 10). Итак смотри, то Отец открывает Сына, то Сын —Отца, то Дух равно — Сына и Отца. Поэтому все Божество явлено тебе, и призывается то во Отце, то в Сыне и Духе. И Апостол ясно решает тебе пророческий вопрос; он не позволяет принимать Божество за одно Лице, на основании речений, по видимому означающих, это. Ибо и он, хотя везде ясно проповедует, что лице Сына есть Зиждительное, однако же всякое созидание приписывает лицу Отца, потому что не сам ли он говорит: «един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем» (1 Кор. 8,6)? II подобно тому, как здесь ясно сказал: един и един, и засвидетельствовал, что все приводится в бытие Сыном, в послании к Римлянам (Римл.1–1,36.) наименовал Единаго, и присовокупил, что не только» из Того», но и «Тем» приводится все в бытие. Поэтому двойственность, открываемая в двоице, или и тройственность в Троице, равно и у самого апостола, и у пророков ясно будет свидетельствовать, что, проповедуя Единицу, они не отрицают двоицы, и тем паче Троицы; но, зная единство Божества, в одном лице проповедуют три Лица. Да и в начале, при сотворении мира, видим, что Бог беседует с Сыном и Духом, как Моисей человекообразно представил Его беседующим и говорящим: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1,26); ибо кому говорит: «сотворим, «как не Слову и Единородному Сыну, Которым, но слову Евангелиста, «вся быша» (Иоан.1,3), и Духу, о Котором написано: «Дух Божий сотворивый мя» (Иов.33,4)? Но если не говорит явственно, о коме и с кем беседует; однако же очевидно, что не Себя одного разумеет, когда говорит: «се Адам бысть, яко един от Нас» (Быт.3,22), и еще: «приидите и сошедше смесим языки их» (Быт.11,7), чтобы ты разумел и Тех, Кого Бог счисляет с Собою.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Этот самый канон содержала постоянно и вся древняя Христианская Церковь , принявши его от церкви ветхозаветной. Свидетелей тому весьма много: 1) Мелитон, епископ Сардийский (конец II в.), нарочито путешествовал по востоку с искренним желанием верно узнать о каноне книг ветхозаветных, и излагает его в следующем виде: «пять книг Моисеевых: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судей, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Псалмы Давида, Притчи Соломоновы или же Премудрость, Екклесиаст, Песнь Песней, Иов, Пророков: Исайи, Иеремии, двенадцати Пророков одна книга, Даниил, Иезекииль, Ездра» 512 . 2) Ориген (начало III в.) начинает свой каталог следующими словами: «должно знать, что книг Ветхого Завета, как предано от Евреев, двадцать две», и потом, исчисливши эти книги, заключает: «вне числа их ( ξω δ τ υτων) находятся книги Маккавейские» 513 . 3) Св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) внушает в своём катехизисе: «читай 22 книги, а к апокрифам не прикасайся» 514 . 4) Евсевий Кесарийский (IV в.), говоря о каталоге Мелитоновом, замечает от себя, что в этом каталоге Мелитон перечисляет все книги Ветхого Завета, какие только приняты общим согласием 515 . 5) Св. Афанасий Александрийский (IV в.) в своём послании о праздниках и в синопсисе св. Писания, обыкновенно ему приписываемому исчисливши только 22 канонические книги, ясно отличает их от книг неканонических 516 . 6) Св. Григорий Богослов (IV в.) и 7) св. Амфилохий (IV в.), перечисляя только 22 книги Ветхого Завета, о прочих даже не упоминают 517 . 8) Лаодикийский Собор, бывший в 364 г., сказавши в 59 правиле, что «не подобает в церкви глаголати псалмы несвященные или книги, не определённые правилом ( καννιστα), но токмо в правилах означенные ( μνα τ κανονικ) книги Ветхого и Нового Завета», в следующем за тем (60) правиле продолжает: «читати подобает книги сии Ветхого Завета: а) Бытие мира , б) Исход из Египта, в) Левит, г) Числа, д) Второзаконие, е) Иисус Навин, ж) Судии, Руфь, з) Есфирь, и) Царств первая и вторая,

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1923 г. – обновленческий «еп. Кашинский». На II обновленческом поместном соборе подписал постановление о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. В 1923 г. принёс покаяние Святейшему Патриарху Тихону и был принят в лоно Русской Православной Церкви. 09/Х-1923 – 1925 гг. – еп. Малоярославецкий, вик. Калужской епархии. К ноябрю 1924 г. проживал в Москве. 12/IV-1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Крутицкому Петру (Полянскому) . В 1925 – 1926 гг. в ссылке в Тверской губернии, затем в г. Угличе. С октября 1927 по 22/VIII-1928 г. – еп. Могилевский. 13/IX-1928 г. был назначен еп. Спировским, от назначения отказался 25/IX-1928–03/IV-1930 г. – еп. Сызранский, с 1931 г. – еп. Серпуховской, вик. Московской епархии. Арестован в Москве 14/IV-1931 г., приговорён к 3 годам ИТЛ. В период следствия содержался под стражей в Бутырской тюрьме. 23/III-1934–1935 гг. – еп. Брянский. В 1935 г. возведён в сан архиепископа. С 1935 г. архиеп. Брянский. Умер 15/ХII-1935 г. [ПСТБИ] ИОЛСАФ Епископ Каменец-Подольский [Кат-ГУБ. С. 976.] 1926 г. – Полтавская обн. 1927 г. – Богодуховская обн., Купянская обн., Каменец-Подольская обн. ИОВ (Сахновский) Епископ Уманский и Проскуровский Родился в 1870 году. В 1892 г. кончил Екатеринославскую духовную семинарию. С 1892 г. состоял надзирателем Бахмутского духовного училища. С 1895 г. священствовал в г. Ростове-на-Дону, в г. Луганске и г. Харькове. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. В 1924 году пострижен в монашество и хиротонисан во еп. Валковского. С 1925 г. – еп. Мелитопольский. С 1926 г. – еп. Белоцерковский. С 1928 г. – еп. Уманский и Проскуровский. С 1935 г. ввиду закрытия Проскуровской епархии уволен за штат. Присутствовал на III Всеросссийском Соборе с решающим голосом. Был хороший проповедник, но любовию не пользовался. Имел на обеих руках по 6 пальцев и прозывался «шестипалым». ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 41 д. Кат-АМ 169. Кат-ЯВ 142. С. 67. [Кат-ГУБ. С. 976.] ИОСИФ (Кречетович Иосиф Павлович] Бывший митрополит Крымский Родился в 1873 году. Женат. В 1897 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1917 г. – ректор Екатеринославской духовной семинарии. Был священник с. Ромашки, Рошдянского района, Киевской области. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 20/VI-1923 г. хиротонисан во епископа. С 11/I-1924 г. – еп. Изюмский, вик. Харьковской епархии. 16/IX-1924 г. возведён в сан архиепископа и назначен архиеп. Полтавским и Прилукским. 2/VI-1926 г. – митр. Белорусский, согласно избранию III Белорусского Собора. 27/I-1925 г. вошёл в состав Всероссийского съезда Пленума Св. Синода. Присутствовал в том же 1925 году на III Всероссийском Соборе с решающим голосом и произнёс речь на нём. Член Священного Синода на 1925 год. С 22/III-1928 г. – митр. Крымский. Скончался 12/VI-1933 года. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10. Церковное обновление. 1925. 1. С. 6; 5–7. С. 33; 6. С. 4. ФАОС дело 106.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

об избрании как ответственности народа Божия, призванного участвовать в Домостроительстве Промысла; о призвании особых избранников Божиих, через которых возвещается небесная Воля; о вере как всецелом доверии благости Божией и верности Завету; о правде как истинном служении Богу в земной жизни; о грехе как удалении от Бога; о милосердии как высшей жертве; о жертве как символе единения с Богом и молитвенном предстоянии Ему; о Царстве Божием как торжестве замыслов Творца. Эти и другие элементы Ветхого Завета являются непреходящими. Они живут в Новом Завете, достигая своей полноты. 6.  В ветхозаветном Предании было представление о двух эрах : «старой» и «новой», мессианской, когда Мессия даст «новую Тору» (Вавилонский Талмуд, Шаббат, 51а). В соответствии с этим ап. Павел учил, что с явлением Христа кончается время Закона и наступает время благодати, которая преобразует человека и делает его «новой тварью» (Гал 6,15). Однако дар благодати не исключает требования «соблюдать заповеди». Сам Христос, призывая к этому, имел в виду заповеди, пришедшие из Ветхого Завета (Мк 10,19). Соблюдение заповедей есть подготовка к принятию благодати Св. Духа (ср. 1 Кор 7,19). В то же время, если сравнить дух Ветхого Завета и дух Евангелия, окажется, как показал ап. Павел, что Закон лишь повелевает и запрещает, не давая при этом сил для исполнения воли Божией. На этом основании иногда неправильно считают, что весь Ветхий Завет проникнут внешним законничеством. Не только у пророков и псалмопевцев находим мы дух глубокого внутреннего благочестия, но и сам закон исходит из любви к Богу, любви всем сердцем, всею душою и всеми силами (Втор 6,5). Эта любовь есть одно из звеньев, связующих оба Завета. Вопросы для повторения 1. Чем определяется единство Библии? 2. Каким образом Ветхий Завет живет в Новом? 3. В чем различие между Законом и Евангелием и что их роднит? Раздел II Пятикнижие §15 Пятикнижие: название, состав и проблема происхождения 1. Название. В своем комментарии на Евангелие от Иоанна Ориген дал первым пяти книгам Ветхого Завета наименование Пятикнижия (греч. Пентатеух — Пять свитков, слав. Пятокнижие). С тех пор этот термин прочно вошел в христианскую литературу. В еврейской Библии Пятикнижие называется . Слово «тора» в Новом Завете обычно переводится как Закон (греч. Номос). Но при этом следует учитывать, что понятие «тора» шире юридического или канонического. Оно означает наставление, устное поучение, наказ (ср. Иов 22,22; Притч 13,15; Ис 24,5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

еп[ископ] Стефан. P.S. Пишет Вам под диктовку моя сестра Ольга. Дорогой Владыка Примите от меня поздравления с Великим Праздником и искренние сердечные пожелания всего лучшего. Прошу Вас принять меня, Владыка, в свою семью и помолиться обо мне. Я в этом очень нуждаюсь. Целую Вашу благословляющую руку. Искренно уважающая Вас О. Никитина 6 апреля 1961 г. Д. 47. Л. 99–100. Подлинник. Автограф. 22. 7 января 1962 г. 735 Ваше Преосвященство, дорогой и любимый Владыка! Сердечно приветствую Вас с Праздником Рождества Христова и новолетием, молитвенно желая милости, помощи и спасения от Родившегося ныне Господа. Обнимаю и целую Вас. О моей жизни расскажет Анна Ивановна 736 , так как много писать мне трудно (лев[ая] рука). Прошу Ваших св[ятых] молитв. Любящий Вас и всегда благодарный Е[пископ] Стефан. Рождество Христово 1961 г. 737 Д. 51. Л. 27. Подлинник. Автограф. 23. 1 июля 1962 г. СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ ЦЕЛУЮ СТЕФАН Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия. Телеграфная лента. 716 См. о нем: Пономаренко Д., диакон. Епископ Стефан (Никитин). Жизнеописание, документы, воспоминания. М., 2010. Комментарии к данной части настоящего сборника составлены при участии диакона Д. Пономаренко. 718 Кир II Великий (ок. 593 – 530 до P. X.), царь персидский. Основатель империи, в 539 г. до P. X. завоевавшей Вавилон. В 538 г. Кир позволил евреям, плененным вавилонским царем Навуходоносором, возвратиться в Палестину и восстановить разрушенный храм в Иерусалиме. Однако не все евреи пожелали вернуться на разоренную родину. 719 Мавзолей Ходжа Данияра в Самарканде почитается как мусульманами, так и православными, которые считают, что в нем покоятся мощи пророка Даниила. По преданию, часть останков святого (рука) были Амиром Тимуром привезены в Самарканд из Месопотамии в XIV в. и погребены в 18 метровой могиле. В 1996 г. Патриарх Алексий II освятил эту могилу. 720 По одному из преданий, Патриарх Иов (мусульмане называют его Айюб) жил на земле Хорезма. Еще во времена первого Вавилонского плена иудеи поклонялись его могиле в Ургенче, впоследствии к ней стали совершать паломничества христиане, а затем и мусульмане. На территории Узбекистана и Киргизии почитаются источники, якобы изведенные из земли самим праведным Иовом. По другому преданию, останки святого покоятся в гробнице, находящейся в г. Салт, на северо-западе от Аммана, столицы современной Иордании.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

6. Афоний хирот. 1635, по 14 летн. правлении 1649 оставил престол и 1652 престав. 7. Никон хирот. 1648, правит. по 1652, и по 3 летнем правлении поставлен Всероссийским Патриархом. 8. Макарий II, хирот. 1652, по 10 летн. правлении в 1662 году престав. 9. Питирим переведён из Крутиц 1664, в 1672 году по 8 летн. правлении возведён в Патриаршество Всероссийское. 10. Иоаким хирот. 1673, по 7 месячном правлении в 1674 году возведён на Патриаршество Всероссийское. 11. Корнилий переведён из Казани 1674, по 22 летнем правлении оставил престол 1696, и преставился 1698 года в Зеленецком монастыре. 12. Евфимий переведён из Крутиц 1695, преставился 1697, прав. 1. 13. Иов хирот. 1697, по19 летнем правлении 1716 преставился. По сем были паки Архиепископы 1. Феодосий Яновский хирот. 1721, по 4 летнем правлении 1725 извержен и сослан в заточение. 2. Феофан Прокопович 1725 года переведён из Пскова, и по 11 летнем правлении 1736 преставился. 3. Амвросий Юшкевич переведён из Вологды 1740, по 4 летнем правлении 1745 года преставился. 4. Стефан Калиновский, переведён из Пскова 1745 года, по 8 летах правления преставился 1753 года. 5. Димитрий Сеченов, переведён из Рязани 1757 Архиепископом, а потом пожалован Митрополитом, и по 10 летнем правлении преставился в 1767 году. По нем до ныне были. Митрополиты Новогородские и Санкт-Петербургские 1. Гавриил Петров, переведён из Тверских с 1775 года, и был по 1783 Архиепископом Новгородским и Санкт-петербургским. А потом пожалован Митрополитом. По 26 летнем правлении 1801 преставился. 2. Амвросий Подобедов из Казанских Архиепископов с 1799 по 1801 год был Санкт-петербургским Архиепископом, а с того времени Митрополитом Новгородским, Санкт-петербургским, Эстляндским и Финляндским. Список преосвященных Архиереев Викариев Новогородских Викарные Архиереи Новогородской Митрополии начались в конце XVI века при Царе Великом Князе Феодоре Иоанновиче, по установлении в России Патриаршества, а в Новгороде Митрополии. I. Епископы, именовавшиеся Корельскими и Ладожскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

6) Рядом ее св. Киприаном, мощи под спудом его преемника, митрополита Фотия, скончавшегося после 22-летней паствы, 2 июля, 1431 года. В правление престолом этого Святителя последовало разделение Всероссийской Митрополии на Московскую и Киевскую, с удержанием однако ж при обеих названия Киевской и всея Руси. Мощи Киприана и Фотия обретены при первоначальной перестройке собора, 27 мая, 1472 года. – Сверх того, по северной, западной и южной стенам, погребены митрополиты Московские и всея Руси: 1) Филипп I (1465–1473); 2) Геронтий (1473–1489); 3) Симон (1496–1511); 4) Макарий, знаменитый учением и красноречием пастырь, сочинитель Великих Четий-Миней, (1542–1563), и все патриархи всероссийские, кроме Никона; 5) Иов, изгнанный Лжедимитрием 1605 и 1607 в Успенском Старицком мон., откуда тело его перенесено сюда уже при царе Алексие Михайловиче; 6) Гермоген, исповедник и невинный страдалец, уморенный голодом 17 февраля 1612; он сначала был погребен в Чудове мон., где принял мученическую кончину; а в 1671 тело его перенесено сюда; 7) Филарет, родитель царя Михаила Феодоровича (1619–1633); 8) Иоасаф I (1634–1642); 9) Иосиф, при котором начато издание Кормчей книги (1642–1652); 10) Иоасаф II, преемник Никона (1667–1672); 11) Питирим (1672–1674); 12) Иоаким Савелов (1674–1690), и 13) последний патриарх Адриан (1690–1701). – В приделе Димитрия Солунского погребен первый московский князь Юрий (Георгий) Даниилович, внук Александра Невского, убитый в ноябре 1325 года; тело его привезено из Орды и положено здесь в неоконченном еще храме. К сожалению, ныне нет следа этой достопамятной гробницы. – В сем приделе умерщвлен буйною чернью 26 авг. 1536 дядя царя Иоанна Васильевича, Юрий (Георгий) Иоаннович, князь Дмитровский. В Петропавловском приделе находятся в особых ковчегах разные частицы св. мощей, как-то: десная рука по локоть Апостола Андрея Первозванного; глава Григория Богослова (принесенная в Москву в 1654); глава Иоанна Златоустог о; глава мученика Авксентия; рука Евфимии всехвальной; части мощей Иоанна Крестителя, Георгия Великомученика, князя Владимира и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Посмотри, Александр, что написано у Михея пророка: «Слушайте главы Иакова и князья дома Израилева; вы едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их» ( Мих.3:1–3 ). Опять словами: «едите плоть народа» – пророк указывает, что князья израильские жестоко, греховно обходились с простым народом, – за что Господь обличает бессердечных начальников (Ср. Иов.19:22 ). Следовательно, заключу свои рассуждения, – Господь не мог давать заповеди христианам «есть Плоть» Его в духовном смысле. Такая заповедь была бы призывом для нас причинять нашему Искупителю всякие неприятности. А разве это согласно с волей Господа? Поэтому ты, Александр, ошибочно толкуешь 6-ю гл. Иоанна в каком-то духовном смысле. II После перерыва беседы и пения церковных песнопений, я напомнил слушателям учение Слова Божия о Святом причащении. – По заповеди Господа и по толкованию апостолов, христиане для своего спасения должны вкушать Тело Христово и пить Кровь Его. Кто не делает этого, – тот отрывается от Святого Корня ( Рим.11:16 ) и духовно погибает, как наши бедные сектанты… – Ну, да и вы обставили своё причастие так, что оно не похоже на Евангельское, – перебив меня, сказал Александр. Из Писания мы видим, что сначала надо есть хлеб, а потом пить вино, – вы же вместе то и другое принимаете… – Да, из Евангелий мы усматриваем, что на вечери Своим апостолам Христос, действительно, дал прежде Тело Своё, а потом Кровь: именно Тело и Кровь, а не хлеб и вино, как ты, Александр, говоришь, – заметил я. Но и у нас, в православной Церкви, преемники апостолов – епископы и пресвитеры – причащаются по-апостольски: они сначала едят Тело Христово, а потом пьют Его Кровь. Как же при апостолах причащались «простолюдины»? – В кн. Деяний апостольских мы читаем: «каждый день они единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). Из этого свидетельства даже не видно, принимали ли христиане Кровь Господню? То же следует из другого места Деяний апостольских. «В первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними»… ( Деян.20:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010