Вопрос 19. Где же хощем глаголати, яко суть ныне предварившии души человеческия? Ответ. Странно убо и страшно есть вопрошение се, и от человек утаено. (Беседа Григория 4 книги) не попусти бо Бог возвратитися от тамо сущих кому к нам, и поведати, где или како суть яже от нас отшедшия души. Обаче, якоже от писаний учимы есмы, яко грешных души (там же гл.32) во аде суть под всею землею и морем, якоже рече во псалмех ( Пс.87:7 ) во тме и сени смертней и в рове преисподнем, и якоже писано есть во Иове ( Иов.10:22 ) в земли темне и мрачне. в земли тмы вечныя, идеже несть света, ниже зрети жизни человеческия. праведных же души по Христове пришествии, якоже от разбойника иже на кресте научаемся, яко в раи суть. не бо единыя ради души святаго разбойника Христос Бог наш рай отверзе, но и прочих всех святых ради душ. Вопрос 20. Что убо восприяша ли праведныя благая и грешныя такожде муку? Ответ. Никакоже. Обаче та радость, иже имут ныне святых души, очасти наслаждение есть. якоже и печаль, юже грешнии имут, очасти мука. И якоже призывает царь други своя, еже обедовати с ним, такожде и осужденики имея еже мучити их, иже убо на обед призвани, в радости суть пред домом царевым, даже до часа обеднаго, осужденицы иже в темнице затворени в печали суть. дóндеже изыдет судия. сице подобает прочее разумети, и о иже ныне тамо о нас предваривших душах глаголю же праведных и грешных. Вопрос 21. Аще убо никто же, якоже рекл еси, ни в царствие, ниже в геену вниде, како о богатем, иже при Лазаре, слышим, яко во огни и в муках сый, ко Аврааму беседоваше? Ответ. Притчею Господь вся яже о Лазаре рече. якоже и ( Лк.16:19 , Мф.25:1 ) о десятих девах, и прочих притчах. не бо вещию бысть Лазарева притча, занеже не зрят грешнии в геене суще, праведнии со Авраамом суще во царствии. но ниже паки познавает кто искренняго своего тамо во тме суща. Вопрос 22. Како се, страшно бо есть слово и дивно, яко не познаваем друг друга тамо. но непознаваеми ли братия братиям. и отцы сыновом. друзи другом бывают? Ответ. Познание о телесных некиих знамений 542 бывает. безтелесныя же души подобны себе друг другу по всему суть якоже во множестве некиих нескверных и случных 543 себе голубицах. или пчелах не разнствующих единой от другия. ниже честию ниже величеством, но по всему в равенстве друг друга суще. се же глаголю о иже во аде оосужденных душах грешных, яко себе не познавают. в праведных же душах и сие благое, глаголю же познание Бог дарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Иоасаф , 1756–62. Пафнутий , 1765–69. 6 Кожеозерский Богоявленский, в Каргопольском уезде, основан преподобным Серапионом около 1565 г. Упразднён в 1764 г. [IV, 555.] Игумены Серапион , основатель, строитель, 1565–1602; † 1611. Арсений , 14 авг. 1606. Авраамий , 1608–34. Иона , 1634–42. Никон , 1642–46, перев. в Новоспасский. Иоасаф , 1648 и 49. Дионисий , 1649–50. Иона , 1651. Исаакий , 1652 и 1653. Сергий , 1653–55, строит., в февр. 1656. Феодосий , 1657–59. Павел определён 24 февр. 1662; † в дек. 1682. Феофил , 11 мая 1683. Пахомий , 1683–92, в янв. перев. в Московский Даниилов. Анания , с 1693; † 12 апр. 1699. Филипп , 1700–1706. Матфей , 1707–16. Георгий , 1716–22. Корнилий , строит., 1723–38. Иона , строит., 1739 и 40. Исаия , строит., 1741–64. Мнтрь упразднён. 7 Яшеозерская Благовещенская пустынь, от Петрозаводска в 75 верстах, упразднена в 1764 г. [VI, 840.] Строители Иона , 1589–92. Евфимий , 1671. Феодосий , 1682. Антоний . 1764. 8 Елгомская Богоявленская пустынь, от Каргополя 118 вёрст, упразднённая. [IV, 79.] Строители Тарасий , основатель, 1631–44. Сергий , 11 янв. 1656. Герасим , 12 янв. 1663. Антоний , 1670–77. Иосиф , в янв. и февр. 1684. Нектарий , 1686 и 87. Игумены Никандр , при царе Феодоре Иоанновиче. Фирс , 1598, 1613. Макарий , 1613, 1636. Строители Сама , 1638. Вениамин , 1644, 5 окт. 1650. Симеон , 1653 и 54. Нафанаил , 1654, 60. Филарет , 1703. Пахомий , 1704. 10 Кедринской Заонежской пустыни [IV, 360]: Чёрный поп Логгин , в янв. 1653. Строит. Боголеп , 1668. – Гавриил , 1713–17. – Мануил , 1737. – Симон , 1763 и 64. 11 Сырьянский Успенский, в Турчасовском стане (Каргопольского уезда), упразднённый. (При патриархе Никоне был приписан к Крестному). [VI, 339.] Строители Серапион (при царе Иване Василиевиче). Авраамий , 23 янв. 1607. Иов , в мар. 1615. Феодорит , в февр. и мар. 1621. Александр , 13 янв. 1646. Анания в февр. 1652. Авраамий , 1655. Пимен , в авг. 1668. Никифор , 1670 и 71. Анания , 1677. Каргопольского уезда, Сырьинского волоку, Сретенской пустыни чёрный поп Иона , в мар. 1679. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

78 . Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. У него было семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц ( Иов.1:13 ). 79 . Иов приносил всесожжения за детей своих и освящал их ( Иов.1:5 ). 80 . Бог дозволил сатане искушать Иова, и напали соседи на стада его, и лишился Иов и верблюдов, и овец, и всего скота, и разрушился дом, и погибли в нем все сыновья и дочери – дети Иова ( Иов.1:1518 ). 81 . Великое бедствие постигло Иова, и он разодрал одежду свою, и остриг голову свою, и пал на землю и поклонился Богу и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно ( Иов.1:2021 ). 82 . И поражен был еще Иов проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его ( Иов.2:7 ). 83 . И взял Иов черепицу, чтобы скоблить себя, очищая гной на ранах своих, и сидел вне селения своего среди пепла, как прокаженный ( Иов.2:8 ). 84 . И тогда жена сказала Иову: доколе ты будешь терпеть? Погибли сыновья и дочери. Я сама скитаюсь и служу, сам ты сидишь во смраде червей, но скажи слово на Бога и умри ( Иов.2:9 ). 85 . Но не погрешил Иов устами своими и сказал жене: Ты говоришь как одна из безумных, неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов.2:10 ). 86 . Сам Господь говорил: как небеса поведают славу Божию, ибо Бог положил меру и вес земле, и ученые познали, что большая или меньшая мера и вес Земли не сохраняли бы жизни, и когда сотворены были звезды, восхваляли Творца все Ангелы Божии, уразумеет ли человек созвездия плеяд Медведицы и Ориона, как мудрость и смысл пребывают в сердце и разуме и какая красота птиц, и растений, и цветов, и сила корней ( Иов.38:39 ). 87 . Господь возлюбил праведника и сказал, что только лице его приимет, и когда Иов помолится за друзей своих, то послушает молитву его ( Иов.42:78 ). 88 . И благословил Бог последние дни Иова, и дал ему вдвое больше того, что имел и у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц ( Иов.42:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Версия Марка лишь незначительно отличается от версии Матфея. Она завершается словами Иисуса, отсутствующими у Матфея: Итак, вы весьма заблуждаетесь ( Мк.12:18–27 ). Версия Луки поначалу текстуально ближе к версии Марка, однако заключительные слова Иисуса приведены в ней более подробно, и концовка рассказа расширена: Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем ( Лк.20:34–40 ). В Ветхом Завете представления о посмертной судьбе людей не были четко систематизированы. Тексты из Исаии и Иезекииля, традиционно воспринимаемые в христианской традиции как пророчества о всеобщем воскресении ( Ис.25:6–8; 26:19–21 ; Иез.37:1–11 ), в своем изначальном контексте имели отношение скорее к судьбе израильского народа: при помощи ярких образов и видений пророки предсказывали восстановление дома Израилева в его славе и могуществе. В более позднюю эпоху представление о всеобщем воскресении получило большее распространение, о чем свидетельствует история семи мучеников Маккавеев ( 2Мак.7:1–41 ). 62 Ветхий Завет не делает различия между адом и раем. Слово š’ôl («шеол», «преисподняя») указывает на место посмертного пребывания всех людей, вне зависимости от их нравственного состояния при жизни. Шеол – «страна тьмы и сени смертной», «страна мрака», где нет устройства, где темно, как самая тьма ( Иов.10:21–22 ). Он находится под землей ( Быт.37:35 ; Втор.32:22 ); сошедшие туда не могут выйти из него ( Иов.7:10 ); о них не вспоминает Бог , ибо они отринуты от руки Его ( Пс.87:6 ); обитатели шеола не могут восславить Бога ( Пс.87:11 ). В то же время в Ветхом Завете встречается мысль о присутствии Бога в преисподней: взойду ли на небо, ты там; сойду ли в преисподнюю – и там ты ( Пс.138:8 ). Присутствует и идея избавления сынов Израилевых от ада и смерти: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( Ос.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

“Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет… А человек умирает, распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает; так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего” ( Иов.14:7-12 ). Здесь не надежда на Воскресение, которое будет после “скончания неба”; скорее всего, это обычная метафора вечности (“скорее небо падет на землю, чем…”), неизменности установившегося порядка вещей. “До скончания неба”, то есть — никогда… Никогда человеку не вернуться к жизни. “Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око мое не возвратится видеть доброе. Не увидит меня око видевшего меня; очи Твои на меня, — и нет меня. Редеет облако, и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой и место его не будет уже знать его. Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей” ( Иов.7:7-11 ). «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?.. Теперь бы лежал я и почивал, спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, я не существовал бы… Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» ( Иов.3:11-19 ). Именно поэтому у Иова надежда на то, чтобы скрыться от страдания в преисподней («О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня, и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой; положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» – Иов.14:13 ). Там нет ничего, и потому там может быть лучше, чем во плоти страданий… 53 В этой же интонации и с тем же плачем псалмопевец Давид размышляет о скоромимоходящести человеческой жизни: “дни человека — как трава, как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его” ( Пс.102:15-16 ). “Выходит дух его, и он возвращается в землю свою, в тот день исчезают все помышления его” ( Пс.145:4 ). «В смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя?» ( Пс.6:6 ). Душа вселяется в «страну молчания» ( Пс.93:17 ). «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?» ( Пс.87:11-13 ). Для христианина так ясен ответ на эти вопросы. Но не для людей из допасхального мира…

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Здесь не надежда на Воскресение, которое будет после «скончания неба»; скорее всего, это обычная метафора вечности («скорее небо падет на землю, чем…»), неизменности установившегося порядка вещей. «До скончания неба», то есть — никогда… Никогда человеку не вернуться к жизни. «Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око мое не возвратится видеть доброе. Не увидит меня око видевшего меня; очи Твои на меня, — и нет меня. Редеет облако, и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой и место его не будет уже знать его. Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей» (Иов. 7, 7-11). «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?.. Теперь бы лежал я и почивал, спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, я не существовал бы… Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» (Иов. 3, 11-19). Именно поэтому у Иова надежда на то, чтобы скрыться от страдания в преисподней («О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня, и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой; положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» — Иов. 14, 13). Там нет ничего, и потому там может быть лучше, чем во плоти страданий… В этой же интонации и с тем же плачем псалмопевец Давид размышляет о скоромимоходящести человеческой жизни: «дни человека — как трава, как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс. 102, 15-16). «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою, в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145, 4). «В смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6, 6). Душа вселяется в «страну молчания» (Пс. 93, 17). «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?» (Пс. 87, 11-13). Для христианина так ясен ответ на эти вопросы. Но не для людей из допасхального мира…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В течение семи седмиц Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны. По завершении же этого периода читаются три коленопреклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим . Но так как делать в воскресение великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной Литургии совершается вечерня понедельника, в который воздается честь Святому Духу. Во время этой вечерни мы впервые (после погребения Плащаницы) преклоняем колена. Обычай украшать храм ветвями, цветами и травою восходит к древнейшим временам. Ветхозаветная Пятидесятница был праздником сбора первых плодов ( Исх. 23:16 ). Во двор Храма люди приносили начатки урожая и цветы. В новозаветное время деревья и растения в храме символизируют обновление людей силою сошедшего Святого Духа. Какое слово использовалось в наименовании Господа Его современниками? иеромонах Иов (Гумеров) В греческом тексте в этих местах святого Евангелия стоит Кюриос. Так как во времена Спасителя разговорным языком был арамейский, то искавшие исцелений в обращении к Иисусу Христу, по-видимому, произносили Марэ (Господь). Как, когда и кем была крещена Богородица? иеромонах Иов (Гумеров) Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, по-видимому, на основе предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, говорит: Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Иоанн (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. P. G. 87/3, col. 3372; цит. по кн.: Святитель Софроний. Проповеди. Перевод и комментарии архимандрита Амвросия (Погодина) . Б.г., б.м., с.153). Почему Римская империя преследовала христиан? иеромонах Иов (Гумеров) Св. апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим.3:12–13 ). Таков удел всех, для кого Евангелие является руководством к жизни. Гонениями здесь названы не только преследования со стороны антихристианской власти, но и искушения, скорби и печали, которым подвергаются люди благочестивые. Обращаясь к Своим ученикам Спаситель сказал: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

иеромонах Иов (Гумеров) Еммануил в переводе с еврейского значит: « С нами Бог». В этом пророчестве предсказано не собственное имя Христа, а содержится указание на важнейшее свойство Мессии: присутствие Бога в мире после Его воплощения. Можно назвать и другие мессианские имена, содержашиеся в пророчествах, которые также не являются личными (собственными) именами Христа. Например, Цемах (Отрасль): «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» ( Иер. 23:5 ; «и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зар.6:12–13). Почему Христос сказал Своим апостолам: «никого на дороге не приветствуйте»? иеромонах Иов (Гумеров) На древнем Востоке приветствия встретившихся в пути людей составляли в некотором роде целую церемонию. Они были многословны. Сопровождались жестикуляциями. Люди кланялись до земли и даже падали ниц. Для этого сходили с ездового животного или повозки. Люди нередко обнимали друга и обменивались приветственными поцелуями. Путники могли спросить друг друга о цели путешествия. Люди неспешно отвечали на вопросы. Всё это занимало много времени. Спаситель мира в виду ответственности той миссии, которую поручил апостолам, повелел им не задерживаться в пути, а кратко приветствовать, входя в дом: мир дому сему ( Лк. 10:5 . Верно ли, что христиане в Евангелии извратили учение Иисуса? иеромонах Иов (Гумеров) Представители ислама признают, что Бог раскрыл Себя в Моисеевом законе (Tawrat), в Псалтири (Zabur) и Евангелии (Injil). «Мы дали Мусе писание и вслед за ним Мы отправили посланников; и Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым» (Коран.2:81/87). Однако далее они утверждают, что современное Священное Писание христиан подверглось искажению (tahrif).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Нефеш» свойствен как животному, так и человеку, но преимущественно это название души животного. Для обозначения человеческой души используется слово «руах», причем особенно часто при сопоставлении души людей и животных: «в Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» ( Иов. 19:10 ). Слово «руах» применимо только для обозначения духа человека и духа Божия. Единственное исключение встречается у Екклизиаста (3, 21), где, впрочем, слово «руах» употреблено в значении «дыхание». Слово Божие называет душою не только духовную природу человека, но и Бога: «Он тверд, – говорит Иов о Боге, – и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его» ( Иов. 23:13 ). Псалмопевец же отмечает: «Господь испытывает праведного; а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» ( Пс. 10:5 ). Нелепо и кощунственно было бы, ссылаясь на то, что духовная природа человека и Бога обозначена одним и тем же словом, говорить о равенстве и идентичности духовной природы творения и его Творца. Точно так же абсурдно сравнивать душу животного и душу человека или же уравнивать духовную организацию последнего с его плотью. Поразительную слепоту духовную являют иеговисты, когда силятся отыскать в Писании доказательства смертности души. «Разве над мертвыми сотворишь ты чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?» – приводят они стих из 87-го псалма (ст. 11). Над грешными мертвыми нет, а праведными – да, ответим мы сектантам. В качестве доказательства напомним о воскрешении мертвеца, брошенного носильщиками в могилу пророка Елисея и воскресшего от соприкосновения к его святым останкам ( 4Цар. 13:20–21 ). Никак не подтверждают тезис о смертности души и такие слова Псалмопевца: «Или во гробе будет возвещена милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления» ( Пс. 87:12 ). Действительно, мы, православные, так и веруем, что «во гробе» – в месте тления находится одно только бездушное мертвое тело, неспособное славить Бога. Исключение – нетленные тела и мощи святых. Подобный же смысл несет выражение: «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу?» ( Пс. 29:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Иов желает, чтобы его слова были записаны, потому что так они останутся как память «навеки». Если же записи начертаны на долговечном материале (на камне, на деревянных скрижалях), то в них воплощается надежда на память, сохраняющуюся в веках. Иов представляет, как его слова, начертанные таким образом, смогут и после его смерти навек остаться свидетелями его страданий, мыслей и чувств. И это вполне возможно для записанных слов, существующих отдельно от человека и продолжающих говорить даже после его смерти. В Ветхом Завете можно найти много мест, в которых ясно отражается функция письменного текста как надежного и достоверного свидетельства. Например, в книге Второзакония описывается, как Моисей, закончив писать книгу Закона, повелевает левитам: «Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей? …ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа…» ( Втор 31: 26–29 ). Таким образом, книга обладает властью действовать отрицательно, как свидетель против народа. В конце своей жизни Моисей передает книге Закона свою собственную задачу – стараться сохранить в людях верность Господу. После смерти Моисея книга Закона будет действовать вместо него. 3.1.3. Скрижали Завета – пример наделения письменного текста божественным авторитетом Особенно близкими к ветхозаветным образам небесных книг являются Скрижали Завета с десятью заповедями. Согласно повествованию книги Исход, Скрижали Завета создавались дважды: сначала они были написаны Богом ( Исх 24: 12, 31: 18, 32: 15–16 и 34: 1), а после того как эти Скрижали были разбиты, Моисей повторил Божии записи на вторых Скрижалях ( Исх 34: 27–28 ). «И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» ( Исх 31: 18 ). Это единственное библейское место, где прямо утверждается, что некоторый текст был записан перстом Божиим. В Исх 32: 16 подтверждается, что «скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии». То, что заповеди были записаны Самим Богом на каменных скрижалях, говорит об их постоянстве и точности, непререкаемом божественном авторитете, истинной вечной неизменности. Как указывает Л. Бэйнс, отнесение авторства Скрижалей к Богу оказало значительное влияние на дальнейшее развитие мотива небесной книги в целом 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010