Отец Алексий родился 24 июля 1967 года в посёлке Манихино Истринского района. По окончании средней школы служил в рядах Советской армии. Окончил Московский педагогический государственный университет. 25 августа 1991 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Успенском храме Новодевичьего монастыря рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Спасского храма в селе Ивашково. В 2003 году протоиерей Алексий был назначен благочинным Шаховского церковного округа. Его силами восстанавливался и преображался Спасский храм, а также другие храмы благочиния. Он регулярно посещал социально-реабилитационный центр для детей «Колпица», отделение сестринского ухода Шаховской ЦРБ, общеобразовательные учреждения и культурные мероприятия района с духовно-просветительской миссией. Священник запомнился жителям Шаховского района своей открытостью, отзывчивостью и горячим желанием помогать ближним.   Архимандрит Донат (Петенков), клирик Калужской епархии, настоятель храма Жен-Мироносиц г. Калуги, 72 года. Родился отец Донат в городе Калуга в 1948 году. В 1977 году окончил Московскую Духовную Семинарию. Совершал служение на различных приходах в разных уголках Калужской Губернии. Являлся инспектором Калужской Духовной Семинарии. В 1993 году назначен ответственным за восстановление храма в честь Святых Жен-Мироносиц. В 2012 году назначен настоятелем храма. Многие годы до 2019 года он нес послушание являясь благочинным города Калуги. Митрополит Иов (Тывонюк), пребывавший на покое при храме Ризоположения на Донской г. Москвы, 82 года. Родился 6 ноября 1938 г. в пос. Почаев Кременецкого района Тернопольской обл. в крестьянской семье. После завершения школьного образования был послушником в Почаевской лавре, а затем в течение года нес послушание в Свято-Троицком Балтском монастыре Одесской епархии. В 1957 году поступил в Киевскую духовную семинарию. 20 июня 1968 г. пострижен в монашество с именем Иов в честь прп. Иова Почаевского. С 1971 года — референт, а затем заведующий канцелярией Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

http://pravmir.ru/svyashhennosluzhiteli-...

4 И ответил диавол и сказал Господу: «Кожу — за кожу, а за душу свою всё, что имеет человек, отдаст. 5 Но простри руку Твою и коснись костей его и плоти его, и он в лицо не благословит ли Тебя». 6 И сказал Господь диаволу: «Вот, Я передаю его тебе, только душу его сохрани». 7 И отошёл диавол от лица Господня, и поразил Иова лютой, гнойной болезнью от ног вплоть до головы. 8 И взял Иов черепицу, чтобы соскабливать гной с себя, и сидел он на гноище вне города. 9 По прошествии многого времени сказала Иову жена его: «Доколе ты будешь терпеть, говоря: “Вот, ещё немного потерплю, ожидая спасения моего”? Ибо вот, изгладилась с земли память о тебе — сыновья твои и дочери, болезни и труды чрева моего, которые я тщетно болезненно переносила! Сам же ты сидишь, покрытый гноем и червями, ночуя вне жилища без покрова, а я, скитаясь и служа, переходя с места на место и из дома в дом, ожидаю, когда зайдёт солнце, чтобы отдохнуть от трудов моих и болезней, удручающих ныне меня. Но скажи некое слово Господу и умри». 10 Он же, посмотрев на неё, сказал: «Почему ты говоришь, как одна из безумных женщин? Если доброе мы получаем от руки Господа, то плохого не перенесём ли?» Во всех этих случаях с ним Иов не согрешил нисколько устами своими и не обнаружил безумия по отношению к Богу. Великий четверг На 1 часе Тропарь пророчества, глас 3: Заушенный за род человеческий и не Прогневавыйся, свободи от истления жизнь нашу, Господи, и спаси нас. Слава, и ныне: и повторяем тот же. Прокимен (псалом 82), глас 1: Да разумеют языцы,/яко имя Тебе Господь. Стих: Боже, кто уподобится Тебе? Не премолч, ниж укротися, Боже. Чтение пророчества Иеремии  18–23; 12: 1–5а, 9б–11а, 14–15] 18 Господи! Возвести мне, и я пойму; так как я видел дела их. 19 Ибо я, как незлобивый агнец, ведомый на заклание, не знал, что против меня составили лукавый замысел, говоря: «Придите, и вложим дерево в хлеб его, и истребим его с земли живущих, чтобы и имя его больше не вспоминалось». 20 Господи Сил, судящий праведно, испытывающий сердца и сокровенные мысли! да увижу мщение Твоё на них, ибо Тебе я вверил дело моё.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Посему это жизнеописание не может служить полным изображением царствования Феодора. Здесь указаны немногие события его правления, изображены не столько государственные достоинства Феодора, сколько частные его добродетели. Вся повесть проникнута глубоким чувством любви к усопшему, которое язык её делает красноречивым и живым. Заключим наше исследование о первом патриархе всероссийском словами патриарха Иоасафа, сказанными царю при перенесении мощей Иова: «Вот, смотри, Государь, как хорошо за правду стоять! И по смерти слава». В них высказывалось суждение ближайших потомков Иова о его служении отечеству. 1 Собр. Госуд. Грам. II, 82, стр. 182. К этому нужно присовокупить ещё древнее свидетельство о долголетней жизни Иова. Так, в известии о начале патриаршества в России, и о возведении на престол патриарший Филарета сказано: «Украшай же престол великия церкви святитель Божий Иов патриарх пребысть на престоле святительства своего лет 17, и в глубоку старость достиже» и пр. (кроме двух лет его служения в сане митрополита московского). Таким образом, в последние годы своего служения, он был престарелым, и от старости лишился зрения. A в 1553 году он имел уже законные лета для вступления в брак. Дополн. к Акт. Истор, II, 76, стр. 193. Сказание о перенесении мощей патриарха Иова. 2 Сказание о перенесении мощей Иова из Старицкого монастыря в Москву. Другим источником, из которого можно почерпать несколько сведений о жизни Иова, служит «История о Иове, первом патриархе московском и всея Руссии» (Рукоп. Саввиносторожевского монастыря, 84, вероятно, по времени, принадлежащая к первой половине XVII столетия). 3 В истории об Иове говорится: «В том честнем монастыре (Старицком) бысть некий юноша, именем Иоанн тоя же святыя обители от архимандрита Германа воспитан и грамоте и всему благочестию и страху Божию добре обучен, и по прехождении неколиких дней той Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ в той же обители… и наречён бысть во иноцех Иов» Стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

На 1-м часе после тропаря (нач. " Заушенный за род человеческий " ) бывает чтение (прокимен из Пс 82, паремия Иер 11. 18-12. 15, прокимен из Пс 75). После отпуста 1-го часа 4-й по старшинству священник читает на Голгофе Евангелие от Иоанна; на 3, 6 и 9-м часах - тропарь " Егда славнии ученицы " и кафизмы не стихословятся. Патриарх же по окончании утрени раздает ругу (денежное вознаграждение) клирикам. Вечерня в Великий Четверг поется на Голгофе или в Сионской горнице. Кафизмы нет, после стихир на " Господи, воззвах " (4 стихиры и славник) - " Свете тихий " и чтения (прокимен из Пс 139, Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 58, Иов 38. 1-42. 5, прокимен из Пс 2. 2b, Ис 50. 4-11); затем " Сподоби, Господи " и стиховные стихиры (3 и славник), " Ныне отпущаеши " ; после Трисвятого - тропарь " Егда славнии ученицы " . По окончании вечерни Патриарх отправляется в Сионскую горницу или в главную базилику, где совершается Литургия, во время которой бывает чин освящения мира. Литургия начинается со входа, после которого поются стихира и кондак, Трисвятое и чтения (прокимен из Пс 54; Исх 30. 23-33; 1 Цар 16. 1b-13; Ис 61. 1-6; Песн 1. 1-3a); следуют отпуст оглашенных и новозаветные чтения (прокимен из Пс 22; Рим 11. 13-36; аллилуиарий; Мф 26. 6-16 (указано, видимо, по ошибке - это литургийное Евангелие Великой среды)); после указания о чтениях в Типиконе следует подробное описание порядка освящения мира (см. ст. Мироварение). На случай если чин освящения мира опускается, в Типиконе описан устав Литургии, причем в начале Литургии тогда поется " Единородный Сыне " , читаются иные чтения (восходящие к древней иерусалимской лекционарной системе: 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 12-26 (после этого замечание: " Таков чин [храма] Воскресения, чин же ромеев [т. е. Константинополя] указывает от Матфея " )), вместо херувимской песни поется тропарь 4-го гласа " Вечери твоея тайныя днесь " , приведены на выбор 3 причастна. Описание служб в Великий Четверг в Святогробском Типиконе завершается особой заамвонной молитвой (нач.: " Despota Christe ho theos hemon, ho ton Cheroubim epocho " (греч.) - Владыка Христе Боже наш, на херувимах ездящий) и продолжительным изложением чина умовения ног, который совершается после Литургии, но тем не менее соединен с вечерней (Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 2. S. 83-116).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

77 Здесь кажется сделано опущение, которое, быть может, восполняется так: Почему Ему, как всемогущему, легко было повелением своим основать землю как на воде, так и без воды; ибо хотя и предположим, что вода находится под землею, но и она содержится повелением Божиим и следовательно все равно как если бы мы сказали, что земля основывается на ничем, как написано у Иова: Вешающий землю на ничем ( Иов.26:7 ). 78 Божеств. Кирилл иносказательно под реками разумел Апостолов, которые умственными реками наполняют подсолнечную и высокое небесное слово разносят по земле. А иные иносказательно также изъясняют сии слова так: под вселенною разумеют Церковь , под морями, или купели крещения, или по свойству их горькому – искушения, ибо чрез искушение Господь составил Церковь , а под реками – сладкие дары Святаго Духа. Ибо Он приготовил и украсил ее к принятию Святаго Духа, от которого, как из источника текут разнообразные дарования (у Никиты) 80 Слова Кирилла: Слово сие возводит на гору Божию только того, кто по всему чист, кто ни по разуму, ни по мысли, ни по делам, нисколько не оскверняет пребыванием во зле душу свою. И Вел. Василий: вот немногими словами указал совершенное истребление греха, производимого делом и мыслию. 81 Другой толковник говорит: Два значения содержит слово «всуе» или суетное. Называется суетным и излишнее; в этом значении мы говорим: такой-то напрасно трудится. Суетным также называется что-либо вредное; таково значение в сих словах: суетны сыны человеческие.... в веках, чтобы сделать неправду. Итак прекрасное дело не принимать души своей на суетное, – лишнее иди вредное (у Никиты). 82 Слова одного толковника: Сей приимет благословение от Господа, или похвалу и славу, ибо вместе с единокровными ему услышит пред престолом Божиим: Приидите благословенные Отца моего. Он приимет и милостыню от Бога. Ибо и все исполнившее и имеющие добрую совесть спасаются по милости и благодати. Почему? Ибо никто не похвалится, что он имеет чистое сердце, и даже не дерзнет сказать, что он чист от греха. Итак благословению, говорит, будет сопутствовать милостыня, чем не допускает вкорениться в нас надменности. И Феодорит сказал: Весьма кстати присовокупил к благословению милостыню. Ибо так называемые воздаяния только по Божию человеколюбию подаются людям. И ВСЕ правды человеческие не могут равняться даже с данными Богом дарами, а тем более с будущими, превосходящими и помышление человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Более ясные определения были даны аввой Дорофеем . В четвертом «Душеполезном поучении» он писал о «вводном страхе» и о «совершенном страхе святых» или «страхе Божием», соответствующем более высокому этапу духовного роста. В учении аввы Дорофея «вводный страх», или «страх, свойственный новоначальным», является причиной более совершенного «страха Божия», который появляется от «обладания памятью смерти или памятью мучений» 68 . Очевидно, что авва Дорофей отождествляет страх перед наказаниями с памятью смертной, которая иначе называется памятью о мучениях, что и означает страх перед мучениями или наказаниями. Следует также отметить, что авва Дорофей при раскрытии данной мысли ссылается на отцов: «Отцы сказали…» – очевидно, имея в виду и своих непосредственных духовных отцов прп. Варсонофия и Иоанна 69 , с которыми он состоял в переписке. Ясно и определенно учить о первом и втором страхе стал прп. Максим Исповедник , используя эпитеты «первый» и «второй». Так, в «Главах о любви» 1, 82 он писал: «Первый страх во вне изгоняется совершенной любовью из души, приобретшей ее, которая уже не боится наказания; а второй она имеет с собой всегда в сочетании. И первому страху подходит: «Страхом Господним уклоняется всякий от зла» ( Притч.16:6 ; ср. Иов.1:1 ; Притч.3:7 ) – и: «Начало премудрости страх Господень» ( Притч.1:7 ). А второму: «Страх Господень чист, пребывая в век века» ( Пс.18:10 ) – и: «Нет лишения боящимся Его» ( Пс.33:10 )» 70 . Данное описание является наиболее близким 71 , более пространным и постоянно повторяющимся описанием прп. Никиты, который использовал часть тех же ссылок на Священное Писание для обоснования учения о первом и втором страхе Божием. Экзегеза 1Ин.4:18 В других толкованиях было важно показать, что любовь – вершина добродетелей – изгоняет несовершенный страх, согласно 1Ин.4:18 «…совершенная любовь изгоняет страх» (λλ’ τελεα γπη ξω βλλει τν φβον), но оставляет страх совершенный, как в вышеприведенном толковании прп. Максима. О преодолении страха любовью очень возвышенно и искусно писал свт. Григорий Богослов : «…Ибо начало премудрости – страх Господень, как некие первые пелены. А премудрость, превзойдя страх и возвысив к любви, делает нас друзьями и сыновьями Божиими вместо рабов» 91 . Очевидно, что в данных словах свт. Григорий Богослов понимает страх как антитезу любви, которая оказывается конечной точкой процесса духовного совершенства. По мысли свт. Григория, возникает следующая триада: страх – премудрость – любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В тоже высокопреосвященнейшему Тихону благоугодно было повелеть напечатать к предстоящему юбилею несколько сот экземпляров известной брошюры того же о. Хойнацкого под заглавием: «Православие и уния в лицах, или преподобный Иов игумен Почаевский и глаголемый униатский святой, Иосафат Кипцевич, в качестве представителей своих церквей, как земляки и современники», для раздачи народу в день праздника, как наглядное изображение превосходства православия над господствовавшим некогда униатством на горе Почаевской. Кроме того, еще задолго до юбилея протоиереем Хойнацким изготовлены были нарочито к предстоящему празднеству 1) «Служба и акафист в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской» и 2) «Служба и акафист преподобному и богоносному Отцу нашему Иову в схимонасех Иоанну, игумену и чудотворцу св. лавры Почаевской». Благодаря покровительственному вниманию к этим службам и особенному ходатайству высокопреосвященнейшего Тихона обе службы эти с акафистами были разрешены Св. Синодом к напечатанию и употреблению в церковном богослужении, и за тем пожертвованы и уступлены о. протоиереем Хойнацким лавре для издания на вечные времена в молитвенное воспоминание о нем и его родных, присных и знаемых. Вместе с этим, интересуясь судьбами лавры, прот. Хойнацкий написал также, по случаю бывшего юбилея лавры: 1) книжицу «Лавра Почаевская» краткий исторический очерк, изготовленный им из обширного труда, им же самим напечатанного в 1880 – 82 г. в «Христианском чтении, для ближайшего ознакомления поклонников лавры с ее историей и святыней» и 2) »Воспоминание о святых угодниках Киево – Печерской лавры, из среды которых вышли блаженные иноки, основавшие обитель Почаевскую». Обе эти монографии, напечатанные первоначально в Волынских Епархиальных ведомостях, по желанию о. протоиерея также напечатаны были особыми брошюрами в лавре Почаевской, и доселе имеются в продаже в книжных лавках лавры, для распространения в народе. Из них же последняя между прочим послужила основой того, что с благословения высокопреосвященнейшего Тихона день 13 октября предложено было посвятить в лавре памяти помянутых выше «св.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

от миросотворения 7113, а напечатанном при Гермогене Патриархе в лето 7114, в первый год Патриаршества его, – в оном Евангелии у Святого Евангелиста Иоанна Богослова напечатана благословящая рука, которой Св. Евангелист благословляет пишущего Прохора, ученика его, именословным перстосложением так, как и ныне все Православные Святители людей благословляют. Из показанного Евангелия, очевидно, что Святейшие Патриархи Иов, Гермоген Московские, да и прочие Святители для благословения употребляли тогда перстосложение именословное, а если бы иначе, то не позволили бы они у Святого Евангелиста благословенную руку с именословным перстосложением напечатать. 3. В Москве, в Патриаршей ризнице хранятся два древнейшие саккоса от лет Фотия Митрополита Московскаго; 80 на них имеются вышиты золотом образа Святых: Иоанна Златоустог о и Василия Великого , у них руки благословенные имеют перстосложение именословное, так, яко же обыкновенно все Православные Святители благословляют. 4. В той же Патриаршей ризнице хранится омофор древнейший от лет шестого 81 Вселенского Собора; на нем швеиным художеством изображено Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Божественных рук Его персты имеют сложение именословное, также как и ныне все Православные Святители благословляют. 5. В Москве, в Успенском Соборе есть Святая Чудотворная Икона Богородична, именуемая Иерусалимская, 82 юже написаша Святии Апостоли по вознесении Господни на небеса в пятоенадесять лето; и на той Иконе образ воображен Превечного Младенца Иисуса Христа Спасителя нашего, у Него же десныя руки персты изображены именословно, т. е. указательный перст простерт прямо, а средний перст приклонен мало, сложены же оба вкупе: а первый персть преложен через четвертый, а последний перст простерт и мало преклонен. 6. В том же Успенском Соборе, на кресте Корсунском, позади образ Спасов мусиею растворенный, сложение же перстов имеется такое же, яко же и на Иконе Божия Матери Иерусалимския, у Превечного Младенца Иисуса Христа, т. е. именословное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

После этого она совершенно выздоровела, и даже, по сознанию матери, сделалась здоровее, чем была прежде, во славу Пресвятой Девы, не всуе именуемой скорбных матерей утешением 1). 14) А вот замечательное сознание одной католички, доказывающее фактически, что Матерь Божия Почаевская не оставляет своей помощью, как мы сказали, также и иноверцев, наравне с православными. 6 октября, 1859 года, города Кременца дворянка Эмилия Вершинская в прошении своем в Духовный Собор лавры просила, дабы прописано было в книге чудес Почавских следующее: «по принятии св. тайн исповедую дознанные мной чудеса Пресвятой Богородицы от ее образа в Почаев: 1) в малолетстве, крепко больная, быв при- 1) Из книги «Записей чудес Почаев.». Там же под 12 октября 1857 года значится, что в 1848 г. заступлением Божией Матери чудесно исцелен был от страшных конвульсий 4-х месячный сын майора его высочества в. к. Владимира Александровича, новороссийского драгунского полка, Филиппа Францевича Кайсера Владислав, у которого от сильных припадков левая рука была сведена уже назад, а голова чрезвычайной величины тряслась непрестанно. Когда родители его дали обет помолиться на горе Почаевской, то болезнь тотчас прекратилась и младенец совершенно оправился. (Сравн. «преп. Иов, игумен Почаевский» стран. 81–82). несена к чудотворной иконе, я выздоровела; 2) в замужестве, дождавшись дочери и сына, когда однажды старшая дочь моя лежала в страшной горячке, а мальчик в конвульсиях, при последнем издыхании, то муж мой, отправившись по обету в Почаев, обратился за помощью к Божией Матери, и в то самое время, когда отпевали молебное служение перед чудотворной иконой, дети оправились и затем получили совершенное выздоровление; 3) через подгода после этого, когда я была в Почаеве вместе с дочерью, она ударилась об угловой камень галлереи и так разшибла себе лоб, что не было никакого средства остановить течение крови из раны. Пожертвованной свечей я умилостивила Матерь Божию; по неизреченному ее милосердию, дитя осталось здоровым, а на месте раны остался только едва приметный знак; 4) затем, через три года, дочь моя снова была больна без надежды; возложив все свое упование на Матерь Божию, а послала деньги в Почаев на богослужение, и в ту самую пору, пробудившись, дочь моя сказала: «меня посещала Матерь Божия», и с тех пор совершенно оправилась; 5) во время повальной болезни, когда ни одно почти заболевшее дитя не выздоравливало, заболела и дочь моя. На вопрос, «что ей делать» ? она отвечала, что надо поставить Божией Матери свечу в рост, ее (дочери) и съездит в Почаев. Ее желание было исполнено, и вот дочь моя живет здоровая доселе. Все сие исповедую, заключает г. Вершинская, собственной рукой под присягой, не для того, впрочем, чтобы я считала себя достойной таких чудес, но чтобы имя Божией Матери прославлено было от меня, недостойной рабы ее». И это, повторяем, пишет католичка, в наше назидание и утешение 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Еще под актом 1162 г. подписался ;Симеон инъкъ и игумънъ Зографо»20). – Столетием позже в Зографе конечно жили только одни болгары, считавшие Зограф своим монастырем, как сербы Хиландарь. По воле Михаила, слуги папы обрушились всею злобою своею на зографцев. Когда предъявлено было зографцам настойчивое требование принять унию, никто не хотел слушать о папизме. Большинство зографцев рассеялось, кто куда мог. Самые твердые, в числе 26, заперлись в военной башне. Это были игумен Фома, иноки: Варсонуфий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина. Когда не взирая ни на какие убеждения и ни на какие угрозы зографцы не хотели слышать об унии, считая ее нечестием и оскорблением евангельской веры, твердые исповедники, все 26, были сожжены в башне21). На наружной стене Зографа представлено   19) См. октября 30. 20) У Григоровича 93. 89. У Поклонника св. горы 40. Григорович справедливо полагает, что грамата имп. Льва, вписанная в зографский хрисовул ц. Душана, принадлежит скиту, который впоследствии присоединен к болгарскому Зографу (Путеш. стр. 93); но все-таки остается неизвестным, кем и когда устроен Зограф для болгаров. Славянские рукописи Зографа у Григоровича стр. 62-73. У Поклонника стр. 327-340. О древнейших монастырях Афона показания антов у Григоровича стр. 87-90. У Поклонника горы 38-40. У Аврамовича (Древности стр. 82) грамата Зографу болгарского царя Иоанна Ясеня 1192 г.; другая грамата болгарского царя Александра 1342 г. 21) Афонский патерик I, 233. Особое сказание напеч. в книге: Рай мысленный, ивер. мон. 1668 г. Григорович (стр. 90) указывает в хиландарской рукописи повесть о разорении Афона; но неизвестно, тоже ли это, что напечатано в иверском монастыре. На гуманные дела латинян на Афоне показано и в послании Прота к в.к. Василию Васильевичу, писанном около 1445 г. (нап. в 9 т. летописи занятий «мучение 26 зографских иноков, сожженных паппою в монастырской башне 10 октября 1284 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010