Стих 20. Тогда Иов встал. 80 .       Сидеть свойственно бездействующему, вставать – борющемуся. Вставать, услышав неблагоприятные новости, означает, узнав об искушениях, укреплять душу для поединка. И в этих искушениях помогает различение, так как оно знает как именно отличить добродетели от пороков. 51 Стих 20. И разодрал верхнюю одежду свою. 81 . Мы раздираем одежду, когда, вспоминая, различаем наши поступки. Если бы наши дела не покрывали нас словно одежда пред Богом, то не было бы сказано гласом ангела: «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» ( Апок. 16:15 ). Наша срамота тогда становится видна, когда жизнь, достойная порицания, не покрывается на суде перед глазами праведников никаким покровом последующих добрых дел. И поскольку мы ощущаем вину, то прибегаем к плачу; и побужденные самим плачем, внимательнее открываем душевные очи для созерцания света праведности, то есть в скорби раздираем одежду, поскольку от плача мы лучше различаем все, что совершили, и строже с гневом осуждаем. Тогда вся наша гордыня рушится, тогда отпадают от души все излишние помыслы. 52 Стих 20. Остриг голову свою и пал на землю и поклонился. 82 . Действительно, как можно в нравственном смысле понять волосы, если не как помыслы, исходящие из души? Потому и в другом месте сказано Церкви: « Как лента алая губы твои, невеста, и речь твоя сладка» 43 (Песнь песней 4:3). Лента, конечно, подвязывает волосы головы. Губы же невесты как лента, потому что ободрение святой Церкви связывает в душах слушающих все разрозненные помыслы; чтобы они, распущенные, не спадали, чтобы не распускались совершением недозволенного, и, распустившись, не омрачали бы сердечные очи, но стремились бы только ко внутреннему, пока их связывает лента святой проповеди. Как верно лента названа алой; потому что проповедь святых пламенеет только огнем любви. Что же изображается головой, если не то, что есть главное в каждом поступке, то есть сама душа? Потому и в другом месте говорится: «И да не оскудевает елей на голове твоей» ( Еккл. 9:8 ). Конечно же, елей на голове, это любовь в душе; и оскудение елея на голове, это когда любовь уходит из души. Остричь же голову означает удалить из души излишние помыслы. И, обрив голову, пал на землю тот, кто, прогнав свои самонадеянные помыслы, смиренно познал свое собственное бессилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Итак, вера в бессмертие в речах Иова раскрывается постепенно и проходит чрез всю книгу. С другой стороны, из исторической вводной части книги видно, что благочестие, по мнению писателя, не сопровождается благоденствием в настоящей жизни, следовательно, Правосудие Божие на земле не выполняется. В самом деле, чего ожидает диавол от Иова? Отречения от Бога вследствие страданий, чтобы, по примеру других поклонников диавола, благоденствовать. (Ср. Мф. 4:8–9 ). Тот же взгляд подтверждает и эпилог: Иов-праведник терпит страдания не в наказание за грехи, а для исполнения его веры. Следовательно, речи Иова только служат развитием и продолжением господствовавшей в это время мысли. Подтвердим наши рассуждения филологическим разбором 14, 16 и 19 глав книги Иова. Анализ 14-й главы. Первые три стиха определяют основную мысль всей главы. Назначенная Богом кратковременность земной жизни человека должна бы смягчать Божественный суд над поступками человека. Несправедливо эту краткую жизнь омрачать страданиями за грехи (1–3). Человек, подобно наемнику, трудится всю жизнь и ждет по окончании этих чрезмерных трудов награды 82 себе, а Господь и в это-то время посылает на него болезни (4–6). Жизнь физической неодушевленной природы имеет преимущество пред жизнью человека. И деревья обыкновенно недолго растут: они погибают от руки человека и от истощения сока, но они долголетни в потомстве. От срубленного и сгнившего корня вырастают новые деревья и составляют, по своим сокам, одно целое – организм – со срубленными (7–9). Но человек, по смерти своей, уходит, пропадает, и где он? – т. е. окончательно удаляется из общества живых и таким образом унижается пред деревьями, которые существуют в отростках своих (10 ст.). Уходят воды из озера и реки иссякают и вытекают, – т. е. истощается материал для рек и озер и последние засыхают (по Вульгате: уходят воды и не возвращаются. Ср. 2Цар. 14:16 ). Озера сами собой не увеличиваются по удалении вод (11 ст.). Подобно озерам, и человек ляжет и не встанет, уснет и не пробудится до скончания неба и не воспрянет от сна своего (12 ст.). – Вот выражение, как будто противоречащее нашим взглядам на веру Иова. Разберем его подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Так бы сказано было и здесь, если бы «видел» имело такой смысл. Но поставить здесь это слово в таком смысле было бы и совершенно излишне, и вполне неуместно. Излишне потому, что и без того пророк уже несколько раз в различных выражениях повторял, что он имел видение. Неуместно, потому, – что то, что видел он в 4 ст., не было еще видением в собственном смысле. Итак, разбираемое выражение нужно понимать в самом обыкновенном смысле и найти другое объяснение для странности и своеобразности его. Каков был ветер, поднявшийся пред началом видения, пророк сам определяет точнее, когда говорит, что это был ветер бури или ветер бурный, . Мы установили значение слова seharah. Заключая в себе понятие метания, разбрасывания, в приложении к ветру оно должно указывать на ветер, поднимающий с земли предметы и уносящий их. LXX верно поняли значение этого слова, когда передали его греческим ξαρον (слав, «воздвизаяйся»; следует исправить по 13:11 на «воздвизаяй» или «воздвижущ»). Итак, ветер, виденный пророком, подхватывал с земли разные предметы – прежде всего конечно песок, а, можете быть, и более крупные предметы, – кружил и гнал их в воздухе. Уже отсюда несколько становится понятно, как пророк мог «видеть» его. Всякий сколько-нибудь сильный ветер поднимает облако пыли. Если ветер, виденный пророком, поднимал, «воздвизал» с земли только пыль и подобные мелкие предметы, то лишнее было прилагать к нему это определение («воздвизаяй»). Слово seharah и ruach seharah употребляется о самых сильных бурях ( Зах. 9:14 ), бурях грозных для людей ( Иер. 23:19 ), влекущих на море крушение и гибель кораблей ( Ион. 1:4 ), а на суше разбивающих каменные стены ( Иез. 13:11 ), вырывающих с корнем деревья ( Ис. 40:24 ), ничего не оставляющих на своем пути: разрушающих дома ( Иов. 1:19 ср. Мф. 7:27 ), перебрасывающих людей с места на место ( Ис. 27:8; 54:11 ), увлекающих громадные стаи птиц ( Чис. 11:31 ), раздирающих горы и сокрушающих скалы ( 3Цар. 19:11 ). В таких ветрах нельзя не признать грозного дохновения уст Божиих ( Ис. 27:8 ; Пс. 17:16 ), убивающего (как часто бывало в собственном смысле) нечестивых ( Пс. 10:6 ; ср. 82:16; 34:5, 6). Такой ветер мог нести самые большие предметы. Даже люди и животные, не принявшие мер предосторожности, могли подхватываться им и с неудержимою силою нестись вперед. Пророк в начале видения наблюдал ветер издали и потому не мог видеть, что он нес. Но ветер, несомненно было для пророка, нес что-либо большое, целую громаду чего-то, если пророк мог сказать, что «видел» его. Впоследствии мы узнаем, что он нес.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Но признать его правильным едва ли возможно. Уже из замечаний, сделанных нами при разборе мнения о четырех различных родах саранчи, видно, что названия: и проч. не могут означать тех или других ступеней развития саранчи, так как они не указывают на характеристические особенности последних. Против этого Креднер 78 и Вюнше (S. 81–82) указывают на то, что в кн. пр. Иеремии, 51:27, саранча называется , т. е., как они переводят, „торчащею“, „щетинистою“; а Наум. 3:16 употреблено выражение: , т. е. по их толкованию, „саранча иелек разорвала перепонки на крыльях, препятствующие ей летать, и „улетела“. Отсюда они заключают, что означает такую ступень развития саранчи, на которой она, хотя и имеет крылышки, но еще небольшие, представляющиеся чем-то „торчащим“, „щетинками“, и ими еще летать не может. Но слово , происходящее от гл. , ужаснулся, содрогнулся 79 , означает страшный, ужасный, и имеет уже дальнейшее значение – „торчащий“, „щетинистый“, как происшедшее от того, что от страха иногда волосы „подымаются дыбом“. В указываемом же месте кн. пр. Иеремии слову правильнее дать собственное значение „страшный“, чем дальнейшее „щетинистый“. В этом месте (51:27) Иегова устами пророка говорит: „созовите на него (Вавилон) царства Арарата, Армении и Аскеназа, поставьте против него полководца, и нагоните коней, как саранчу: ) )“. Если переводить „щетинистый“, то было бы непонятно, зачем говорится о саранче такого именно рода. Напротив, речь делается ясною, когда принимается в смысле „страшный“, „ужасный“. „Наведите, – говорится у пророка,– против Вавилона коней, как саранчу страшную ()“, т. е. пусть будет их такое же громадное множество, в каком прилетают полчища саранчи; и пусть содрогнется и ужаснется Вавилон, как ужасаются (ср. Иол.2:6), при приближении приводящей всех в трепет () саранчи 80 . Неправильно понимают Креднер и Вюнше и Наум.3:16 . Значение глагола – „разорвал перепонки, препятствующие летать“, „окрылился“ – измышлено ими самими и не имеет оснований для себя. обыкновенно означает – распространил, а также распространялся, рассеивался повсюду, – и употребляется преимущественно о неприятелях, рассеивающихся по всей стране или городу, с целью разграбить их (ср. Ос.7:1 ; 1Пар.25:13, 28:18 ; 1Цар.27:8, 30:14 ; Иов.1:17 и мн. др.). Такое значение имеет этот глагол и у Наум. 3:16 . Все это место читается: „купцов у тебя (Ниневия) стало более, нежели звезд на небе, – саранча рассеется и улетит ( )“. Мысль в этих словах такая: „хотя и велики твои (Ниневия) богатства (первое полустишие), но иелек (образно, вместо: неприятели) все разграбит (буквально: „рассеется, чтобы разграбить“) и, „разграбивши, улетит“ 81 . Таким образом, измышлять и давать новое значение глаголу здесь нет необходимости, но возможно оставить и его обычное значение – „рассеивался, чтобы разграбить“. Итак, основания, которыми Креднер и Вюнше желают подтвердить свое мнение о 4-х названиях саранчи в разбираемом стихе, не имеют силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Ст.20: «Тогда Иов встал». 80. Сидеть свойственно бездействующему, вставать – борющемуся. Вставать, услышав неблагоприятные новости, означает, узнав об искушениях, укреплять душу для поединка. И в этих искушениях помогает различение, так как оно знает, как именно отличить добродетели от пороков. ГЛАВА 51 Ст.20: «И разодрал верхнюю одежду свою». 81. Мы раздираем одежду, когда, вспоминая, различаем наши поступки. Если бы наши дела не покрывали нас словно одежда пред Богом, то не было бы сказано гласом ангела: « Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Апок. 16, 15). Наша срамота тогда становится видна, когда жизнь, достойная порицания, не покрывается на суде перед глазами праведников никаким покровом последующих добрых дел. И поскольку мы ощущаем вину, то прибегаем к плачу; и побужденные самим плачем, внимательнее открываем душевные очи для созерцания света праведности, то есть в скорби раздираем одежду, поскольку от плача мы лучше различаем все, что совершили, и строже с гневом осуждаем. Тогда вся наша гордыня рушится, тогда отпадают от души все излишние помыслы. ГЛАВА 52 Ст.20: «Остриг голову свою и пал на землю и поклонился». 82. Действительно, как можно в нравственном смысле понять волосы, если не как помыслы, исходящие из души? Потому и в другом месте сказано Церкви: « Как лента алая губы твои, невеста, и речь твоя сладка» (Песнь песней 4; 3). Лента, конечно, подвязывает волосы головы. Губы же невесты как лента, потому что ободрение святой Церкви связывает в душах слушающих все разрозненные помыслы; чтобы они, распущенные, не спадали, чтобыне распускались совершением недозволенного, и, распустившись, не омрачали бы сердечные очи, но стремились бы только ко внутреннему, пока их связывает лента святой проповеди. Как верно лента названа алой; потому что проповедь святых пламенеет только огнем любви. Что же изображается головой, если не то, что есть главное в каждом поступке, то естьсама душа? Потому и в другом месте говорится: « И да не оскудевает елей на голове твоей» (Еккл. 9; 8). Конечно же, елей на голове, это любовь в душе; и оскудение елея на голове, это когда любовь уходит из души. Остричь же голову означаетудалить из души излишние помыслы. И, обрив голову, пал на землю тот, кто, прогнав свои самонадеянные помыслы, смиренно познал свое собственное бессилие.

http://bogoslov.ru/article/4880676

Начинающее 26 ст. евр. слово по связи речи можно принимать в значении: быть крепким, прочным (ср. Иов. 20:21 по пер. греч.-русск. и лат.-слав.), и все предложение переводить (параллельно Иер.12:1 ): «благоуспешны пути его во всякое время» (=халд.). Русск. пер. гибельны, основывается на другом значении слова: мучиться ( Иер. 4:19 ; бл. Иероним: par.uriunt). 70-ть вероятно читали (от ) и перевели: сквернютс... (=при совершенном неверии нечестивого, воя жизнь его проходит в беззакониях и все его мысли, желания и действия всегда исполнены греховной скверны; вульг. нечестивы; ср. Тит.1:15 ; Исихий: βεβηλονται=μαρτνουσι). Перевод всми враги своими бладаетъ, объясняется или тем, что 70-т соответствующее последнему слову евр. выражение: производили от одного корня с словом =паша, начальник, или же глагол= и отдувать, дуновением прогонять, – принимали в переносном значении: преодолевать, развевая и низвергая подобно ветру, оттуда – обладать. Русс. пер.: на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением (=сирск. и бл. Иеронима) следует признать более правильным. В ст. 27, по слав.– греч.-лат- т., выражение: не подвижс, от следующих слов должно быть отдалено знаком препинания (ср. русск. пер.); и при словах: рода въ родъ без для большей ясности, следует подразумевать глагол: пребд (=бл. Иероним и Златоуст). 28–82. Глубокое развращение и злоба нечестивых в отношении к почитателям Господа выражается во всех их словах и действиях. ки. клтвы уста плна сть, и горести и льст: под зыкомъ трдъ и болзнь. 28. уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба; 28 . Речи их (= уста) обыкновенно полны зложедательства ( – проклятия, слав.: клтвы; ср. Числ. 23:7–8 ), коварства (слав.-гр.-лат. – горести, т. е. огорчения, горьких, язвительных слов) и лжи (= льст), направляясь к обиде или к совершению хитрых злодейских замыслов, и как под языком змея скрывается смертоносный яд, так и в их речах, если и слышатся ласковые слова и обещания, то скрываются злые намерения, вред и пагуба ближним ( трдъ и болзнь), ср. Пс.139:3 . Из внешних врагов Израиля идумеи отличались особенным к нему зложелательством, которое особенно во время разрушения Иерусалима выразилось в злобной радости о постигшем несчастии и в желании совершенного разорения и опустошения ( Авд.12–13 ; 35:5; Пс.136:7 ); а лживость и коварство в речах и доселе составляют отличительную черту характера этого разбойничьего племени, так что на слова и обещания их обыкновенно нельзя безопасно полагаться (См. путеш. Буркгардта и Пококка).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Не мала эта милость: ты сеешь телесное, а пожинаешь духовное 76 . Ты удивляешься суду Господа о святом Иове? Удивляйся добродетели человека, который мог сказать: Я был глазом слепых и ногою хромых; я был отцом немощных... ... Шерстью агнцев согреты были плечи их... ...Странник не оставался на улице, дверь моя была открыта всякому входящему ( Иов.29:15–16; 31:20; 31:32 ). Блажен тот, из чьего дома никогда бедняк не выходил с пустыми руками, и более счастлив тот, кто понимал нужду бедняка и страдания слабого и беспомощного 77 , в день Суда обретет он спасение от Господа, должника его милосердия 78 . 8. 40. Но многие отказываются от обязанности милосердия и щедрости, считая, что Господь не заботится о делах человека и не знает ни наших тайных дел, ни наших скрытых мыслей. Или суждение Его представляется им совершенно несправедливым, когда они видят, что грешники утопают в богатстве, радуются почестям, здоровью, потомству 79 , а праведники живут в нищете, не достигают почестей, остаются бездетными, страдают от болезней, пребывают в беспросветной печали и терзаниях 80 . 41 . Вопрос этот весьма важен, потому что три царя 81 , друзья Иова, объявили его грешником, увидев, что он из богатого стал нищим, лишился детей, прежде быв отцом большого семейства, и весь покрыт язвами, струпьями и страшными ранами с головы до ног. Им святой Иов сказал следующее: «Если я за грехи мои это терплю, почему живы нечестивцы и старости достигают в богатстве? Потомство их – по душе [им], и дети их – перед глазами. Дома их обильны, страха нет нигде, и жезла Господня нет на них ( Иов.21:7–982 . 42 . Видя это, нетвердый сердцем смущается, и рвение его иссякает. Предваряя его слова, святой Иов говорит: Потерпите меня, я же буду говорить, а после смейтесь надо мной ( Иов.21:3 ). Потому что если обличают меня, то обличают как человека. Так потерпите же бремя речей моих. Ведь я собираюсь сказать то, что сам не одобряю, но, для того чтобы убедить вас, приведу речи неправедные. Во всяком случае, в стихе говорится так: Так что же, разве человек меня обвиняет? ( Иов.21:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

83). Это объяснение не делает, однако ясным происхождение своеобразной речи Иова из слов пророка, так как при этом остается непонятным побуждение, по которому писатель кн. Иова, опустивший, по взгляду автора, из тех же слов пророка выражение: «который отцу принес весть» (стр. 82), захотел непременно удержать следующее непосредственно за этим: «сказала», чему притом не вполне соответствует выражение пророка 8 . Взаимное отношение приведенных слов кн. Иова и пророка Иеремии делается между тем более понятным, если за первыми признать оригинальность, самобытность, а за вторыми – подражание; зная слова Иова, пророк выразил их смысл в простой, обыкновенной форме речи, заменив олицетворение «ночи зачатия» обычным образом «рождающей матери». При таком более правдоподобном объяснении взаимного отношения приведенных мест, книга Иова должна была, конечно, существовать уже во время прор. Иеремии. Сознание этого возникало, повидимому, и у автора рассматриваемого сочинения, как это видно из его рассуждения, при сопоставлении сходных по содержанию слов Иова (21:1–9) и Иерем. (12:1–2). В том и другом месте излагается обращенный к верховному Мироправителю вопрос о том, почему в жизни людей нечестивых не проявляется карающая божественная правда. Признавая и здесь зависимость писателя кн. Иова от кн. прор. Иеремии, автор считает нужным при этом предотвратить возражение против такого своего взгляда и с этою целью говорит: «но у Иеремии в настоящем месте обращает на себя внимание начало главы: Праведен Ты, Иегова, чтобы я мог судиться с Тобою; только вот о чем спрошу Тебя: зачем путь нечестивых... и проч. Иеремия, преследуемый своими соотчичами, встречается в жизни с тем же вопросом, какой занимал Иова... Но Иеремия знает уже наперед, как бы по чьему-то опыту, что с Богом судиться нельзя, потому что правда или правота всегда будет на Его стороне. Потому не объяснения требует от Иеговы, как Иов, а грозного внимания к беззаконным, которые преследуют его невинного» (стр. 83–84). Говоря: «Иеремия знает уже наперед, как бы чьему-то опыту, что с Богом судиться нельзя», автор подразумевает, очевидно, известность пророку книги Иова, представляющей ответ на занимающий пророка вопрос, вследствие чего последний изменяет его постановку и просит не о разрешении своего недоумения, а о наказании нечестивых (12:3: отдели их, как овец на зakлahie).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Здесь он совершал свои безмолвные подвиги и строго заповедал не рубить этой рощи. В 1645 году строитель Воскресенской обители иеромонах Иов пренебрег заповедь чудотворца и вздумал рубить рощу. За это он был наказан слепотой, от которой исцелился при гробе Сильвестра. С того времени и доныне никто не смеет срубить дерево в заповедной роще. Несмотря на то, вековых деревьев там мало, время истребляет их. Еще один памятник земной жизни преподобного Сильвестра – на западной стороне от церкви, далее домов причта и прекрасной гостиницы, устроенной для богомольцев, часовня, поставленная на том месте, куда чудотворец Сильвестр выходил к богомольцам из заповедной своей рощи... 74 Васильевский-Мячковский, ныне село Мячково-Слободка, Владимирской губернии, Гороховецкого уезда, в 7 верстах к северо-востоку от Гороховца по Нижегородскому шоссе, на левом берегу реки Клязьмы, при озере Мячковском и Долгом. В 1764 г. упразднен и обращен в приходскую церковь . 76 Кто был святой князь Андрей и когда жил? По повествованию о нем, после смерти его нашли записку: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей», нашли также золотую цепь и перстень, которые потом взял себе царь Иоанн Васильевич и за то дал ругу для церкви святителя Николая. По преданию, князь удалился из родной страны по крамолам; в Переяславле жил он как никем не знаемый бедняк и исправлял должность пономаря при церкви святителя Николая; терпел всякую нужду, но был усердным молитвенником храма, вел жизнь чистую и строгую. Так провел он 30 лет! Таковы данные о жизни того, кто не хотел быть знаем во время земной жизни своей! 77 На этом месте впоследствии сооружена пустынь с часовней преподобного Савватия и несколькими келлиями. 79 Обе подлинные грамоты: вдовы посадника Борецкого Марфы на земли при устье реки Сумы и Новгородского веча на право владения Соловецким островом с прочими островами, принадлежащими к нему, хранятся в монастырской ризнице. Вечевая грамота писана на пергамене за подписью владыки Ионы, посадников и тысяцких; при ней 8 свинцовых печатей. 82 Этот Досифей был после игуменом Соловецким. По желанию архиепископа Геннадия он написал записки о житии преподобного Зосимы и похвальное ему слово. Им собрано много книг в монастыре; некоторые из них доныне целы. После преподобного Германа сохранился принадлежавший ему сборник. 84 Стихира из службы преподобному Зосиме по рукописной Минее начала XVII века, принадлежавшей Иосифову монастырю, а ныне находящейся в Московской епархиальной библиотеке под 391. 86 См. рукописное житие преподобного Александра; оно есть в библиотеке Троицкой Сергиевой лавры под 694 (1623). Читать далее Источник: Троицкий Патерик : или Сказания о святых угодниках божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. - [Репринт. воспроизведение изд. 1896 г.]. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 383 с. ISBN 5-85280-137-2

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

82:11-12), от чего избавляет святого Господь, воздвизаяй от земли пища и от гноища возвышаяй убога, посадити его с князи, с князи людей Своих (Псал. 112:7-8). Долины же, находящиеся в углублениях и на самом низу, означают, как мы выше сказали, или преисподнюю, или низкий образ мыслей еретиков, все делающих из за наслаждения и земных богатств. А что присоединяется к этому: и когда ты угаснешь, Я закрою небо и омрачу звезды его, закрою солнце облаком, и луна не даст света своего, все светила небесные опечалю или омрачу по тебе, и наведу тьму на землю твою, говорит Господь Бог, это совершенно нельзя понять, если мы будем следовать буквальному смыслу. Ибо, так как по уничтожению фараона или дракона солнце, и луна и звезды не давали света своего и небо было закрыто тьмою по оному поэтическому выражению:    Ночь беспрерывная всем угрожала народам преступным; то должно так сказать, что небо или небеса покроются тьмою после того, как угаснет тот Фараон который принимал вид ангела света (2 Кор. 11:14) и о котором в другом месте написано: свет нечестивых угаснет (Иов. 18:5). О них и Павел говорит: и к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6:12). И помрачит Господь звезды его, — или дракона или неба. Об этом и апостол Иуда пишет: звезды блуждающие, имже мрак тьмы во веки блюдется (Иуд. ст. 13). Также солнце закроется облаком, — солнце неправды, противоположное солнцу правды, облаком же — или Самим Господом Спасителем, который сходит в Египет на облаке легком (Исаии гл. 19), не обремененном никакою тяжестию грехов, или пророками и апостолами, о которых мы читаем: облаком заповем, еже не одождити на него дождя (Исаии 5, 6). И в Псалмах: истина Твоя до облак (Псал. З5, 6). Когда же солнце неправды затмится, луна, под которою мы разумеем церковь еретиков и которая считалась получающею свет от солнца неправды, не даст света своего и не будет обольщать верующих лжеименным знанием. Также все светила и вся мнимая ученость еретиков иссякнет, когда угаснет дракон, или они будут опечалены, когда погибнет глава [их], так что Сам Господь покроет землю еретиков тьмою, то есть неведением истины, чтобы слепые вели слепых в яму и обитатели земли были повержены во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010