Отец Алексий родился 24 июля 1967 года в посёлке Манихино Истринского района. По окончании средней школы служил в рядах Советской армии. Окончил Московский педагогический государственный университет. 25 августа 1991 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Успенском храме Новодевичьего монастыря рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Спасского храма в селе Ивашково. В 2003 году протоиерей Алексий был назначен благочинным Шаховского церковного округа. Его силами восстанавливался и преображался Спасский храм, а также другие храмы благочиния. Он регулярно посещал социально-реабилитационный центр для детей «Колпица», отделение сестринского ухода Шаховской ЦРБ, общеобразовательные учреждения и культурные мероприятия района с духовно-просветительской миссией. Священник запомнился жителям Шаховского района своей открытостью, отзывчивостью и горячим желанием помогать ближним.   Архимандрит Донат (Петенков), клирик Калужской епархии, настоятель храма Жен-Мироносиц г. Калуги, 72 года. Родился отец Донат в городе Калуга в 1948 году. В 1977 году окончил Московскую Духовную Семинарию. Совершал служение на различных приходах в разных уголках Калужской Губернии. Являлся инспектором Калужской Духовной Семинарии. В 1993 году назначен ответственным за восстановление храма в честь Святых Жен-Мироносиц. В 2012 году назначен настоятелем храма. Многие годы до 2019 года он нес послушание являясь благочинным города Калуги. Митрополит Иов (Тывонюк), пребывавший на покое при храме Ризоположения на Донской г. Москвы, 82 года. Родился 6 ноября 1938 г. в пос. Почаев Кременецкого района Тернопольской обл. в крестьянской семье. После завершения школьного образования был послушником в Почаевской лавре, а затем в течение года нес послушание в Свято-Троицком Балтском монастыре Одесской епархии. В 1957 году поступил в Киевскую духовную семинарию. 20 июня 1968 г. пострижен в монашество с именем Иов в честь прп. Иова Почаевского. С 1971 года — референт, а затем заведующий канцелярией Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

http://pravmir.ru/svyashhennosluzhiteli-...

83). Это объяснение не делает, однако, ясным происхождения своеобразной речи Иова из слов пророка, так как при этом остается непонятным побуждение, по которому писатель кн. Иова, опустивший, по взгляду автора, из тех же слов пророка выражение: «который отцу принес весть» (стр. 82), захотел непременно удержать следующее непосредственно за этим: «сказала», чему притом не вполне соответствует выражение пророка 112 . Взаимное отношение приведенных слов кн. Иова и пророка Иеремии делается между тем более понятным, если за первыми признать оригинальность, самобытность, а за вторыми – подражание; зная слова Иова, пророк выразил их смысл в простой, обыкновенной форме речи, заменив олицетворение «ночи зачатия» обычным образом «раждающей матери». При таком более правдоподобном объяснении взаимного отношения приведенных мест, книга Иова должна была, конечно, существовать уже во время прор. Иеремии. Сознание этого возникало, по-видимому, и у автора рассматриваемого сочинения, как это видно из его рассуждения, при сопоставлении сходных по содержанию слов Иов.21:1–9 и Иер.12:1–2 . В том и другом месте излагается обращенный к верховному Мироправителю вопрос о том, почему в жизни людей нечестивых не проявляется карающая божественная правда. Признавая и здесь зависимость писателя кн. Иова от кн. Прор. Иеремии, автор считает нужным при этом предотвратить возражение против такого своего взгляда и с этою целью говорит: «но у Иеремии в настоящем месте обращает на себя внимание начало главы: Праведен Ты, Иегова, чтобы я мог судиться с Тобою; только вот о чем спрошу Тебя: зачем путь нечестивых... и проч. Иеремия, преследуемый своими соотчичами, встречается в жизни с тем же вопросом, какой занимал Иова... Но Иеремия знает уже наперед, как бы по чьему-то опыту, что с Богом судиться нельзя, потому что правда или правота всегда будет на Его стороне. Потому не объяснения требует от Иеговы, как Иов, а грозного внимания к беззаконным, которые преследуют его невинного» (стр. 83–84). Говоря: «Иеремия знает уже наперед, как бы чьему-то опыту, что с Богом судиться нельзя», автор подразумевает, очевидно, известность пророку книги Иова, представляющей ответ на занимающий пророка вопрос, вследствие чего последний изменяет его постановку и просит не о разрешении своего недоумения, а о наказании нечестивых (12:3: отдели их, как овец на заклание).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

4 И ответил диавол и сказал Господу: «Кожу — за кожу, а за душу свою всё, что имеет человек, отдаст. 5 Но простри руку Твою и коснись костей его и плоти его, и он в лицо не благословит ли Тебя». 6 И сказал Господь диаволу: «Вот, Я передаю его тебе, только душу его сохрани». 7 И отошёл диавол от лица Господня, и поразил Иова лютой, гнойной болезнью от ног вплоть до головы. 8 И взял Иов черепицу, чтобы соскабливать гной с себя, и сидел он на гноище вне города. 9 По прошествии многого времени сказала Иову жена его: «Доколе ты будешь терпеть, говоря: “Вот, ещё немного потерплю, ожидая спасения моего”? Ибо вот, изгладилась с земли память о тебе — сыновья твои и дочери, болезни и труды чрева моего, которые я тщетно болезненно переносила! Сам же ты сидишь, покрытый гноем и червями, ночуя вне жилища без покрова, а я, скитаясь и служа, переходя с места на место и из дома в дом, ожидаю, когда зайдёт солнце, чтобы отдохнуть от трудов моих и болезней, удручающих ныне меня. Но скажи некое слово Господу и умри». 10 Он же, посмотрев на неё, сказал: «Почему ты говоришь, как одна из безумных женщин? Если доброе мы получаем от руки Господа, то плохого не перенесём ли?» Во всех этих случаях с ним Иов не согрешил нисколько устами своими и не обнаружил безумия по отношению к Богу. Великий четверг На 1 часе Тропарь пророчества, глас 3: Заушенный за род человеческий и не Прогневавыйся, свободи от истления жизнь нашу, Господи, и спаси нас. Слава, и ныне: и повторяем тот же. Прокимен (псалом 82), глас 1: Да разумеют языцы,/яко имя Тебе Господь. Стих: Боже, кто уподобится Тебе? Не премолч, ниж укротися, Боже. Чтение пророчества Иеремии  18–23; 12: 1–5а, 9б–11а, 14–15] 18 Господи! Возвести мне, и я пойму; так как я видел дела их. 19 Ибо я, как незлобивый агнец, ведомый на заклание, не знал, что против меня составили лукавый замысел, говоря: «Придите, и вложим дерево в хлеб его, и истребим его с земли живущих, чтобы и имя его больше не вспоминалось». 20 Господи Сил, судящий праведно, испытывающий сердца и сокровенные мысли! да увижу мщение Твоё на них, ибо Тебе я вверил дело моё.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Ко дню памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси (комментарий в цифрах и фактах) Св. Патриарх Иов Духовная грамота св. Патриарха Иова Грамота издана: СГГиД. М, 1819. Т. 2. 82. Приводится по: А.П.Богданов. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. Т. 1. М., 1999. С. 102-112. Духовная грамота была написана Патриархом в трудные времена. Лжедмитрий наступал, дни царя Бориса Годунова были сочтены. В России началась Смута. Старый и больной Патриарх предвидел, что может уже не обрести возможности спокойно осмыслить свои земные дела и подвести счеты с миром. Потому, не дожидаясь, когда пожар гражданской войны охватит столицу, Иов продиктовал, собственноручно подписал грамоту и велел привесить к ней на малиновом шнурке личную красного воска печать, такую же, как на грамоте об учреждении Патриаршества в России. Текст: «Во имя пресвятыя и пребезначальныя животворящие единосущныя неразделимыя Троица, Отца, и Сына, и Святого Духа! Аз, раб божий смиренный грешный Иев патриарх царствующего града Москвы и веса Русии, неизреченными его судьбами превысокия и неведомый Премудрости Божия человеколюбия, ими ж той сам един весть, повелением блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца избран и поставлен бых, рукоположением преосвящ(енн)аго Дионисия митрополита всеа Русии и прочими архиепископы, и епископы, и освященным собором возведен на престол на Коломенскую епископию к пречистой Богородице честнаго и славнаго ея Успения в лето 7089 (1581) апреля в 16 день. И тамо бывшу ми на престоле четыре лета, и осмь месяц, и двадесять пять дней. И Божиим изволением, и повелением блаженныя памяти царя и государя великого князя Феодора Ивановича всеа Русии самодержца, и рукоположением того же преосвященнаго Дионисия митрополита всеа Русии и с прочими архиепископы, и епископы, и со освященным собором поставлен и возведен на Ростовскую архиепископию к пречистой Богородице честнаго и славнаго ея Успения и великих чюдотворцов ростовских епископов Леонтия, Исайя, Игнатия и Иякова в лето 7094 (1586) генваря в 9 день. И бывшу ми на престоле Ростовские архиепископия год без единого месяца.

http://sedmitza.ru/text/406218.html

Напр., кто привязывается к богатству, тот хлопочет только о собирании и хранении его, любит его больше, чем Бога, надеется на него, точно на Бога, забывает об угождении Богу, не употребляет его на помощь нуждающимся; богатые бывают горды и изнежены; богатство дает человеку возможность предаваться всем греховным удовольствиям. Богатство не воспрепятствует спасению в том только случае, когда, пользуясь им, мы будем служить больше Богу, чем ему (- будем верны в малом, в неправедном богатстве, в чужом. Чит. выше). Пример – Авраам, Иов, царь Давид, Иосиф Аримафейский, Никодим и др. «Не о богатстве упоминай мне, пишет св. Златоуст, а о тех, кои раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил мамоне, обладал богатством, но не служил и не был рабом, а господином его». Лк.16:14 . Слышаху же сия вся и фарисéе, сребролюбцы сýще, ругáхуся емý. (Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.) Ругахуся Ему (Иисусу Христу, смеялись над Ним), потому что, будучи весьма привязаны к богатству, не верили, что нельзя служить Богу и мамоне вместе. Зач. 82. Продолжение обличения фарисеев. Закон и пророцы до Иоанна и пр. Это изречение Христово есть и у еванг. Матфея ( Мф.11:12, 14 ), только там оно сказано при другом случае – когда шла речь об Иоанне Креститете. Здесь, по Евангелию св. Луки, Господь повторил это изречение против фарисеев, чтобы показать, что время фарисейской лицемерной праведности и мнимого исполнения закона в глазах народа прошло, и прошло так, что фарисеи и не заметили этого. С явлением Крестителя настало новое время царства Божия на земле, где уже ясно открывается, что праведность фарисейская – ничтожная праведность, и что с усилием входят (нудятся) в царствие Божие, и это начинает понимать народ (Мих.). У еванг. Матфея сказано: царство Божие силою берется. Разумеется здесь и вообще трудность в достижении царства небесного; но особенно указывается та сила, та стремительность, с какою начали искать достижения царства небесного со времени проповеди Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Посему это жизнеописание не может служить полным изображением царствования Феодора. Здесь указаны немногие события его правления, изображены не столько государственные достоинства Феодора, сколько частные его добродетели. Вся повесть проникнута глубоким чувством любви к усопшему, которое язык её делает красноречивым и живым. Заключим наше исследование о первом патриархе всероссийском словами патриарха Иоасафа, сказанными царю при перенесении мощей Иова: «Вот, смотри, Государь, как хорошо за правду стоять! И по смерти слава». В них высказывалось суждение ближайших потомков Иова о его служении отечеству. 1 Собр. Госуд. Грам. II, 82, стр. 182. К этому нужно присовокупить ещё древнее свидетельство о долголетней жизни Иова. Так, в известии о начале патриаршества в России, и о возведении на престол патриарший Филарета сказано: «Украшай же престол великия церкви святитель Божий Иов патриарх пребысть на престоле святительства своего лет 17, и в глубоку старость достиже» и пр. (кроме двух лет его служения в сане митрополита московского). Таким образом, в последние годы своего служения, он был престарелым, и от старости лишился зрения. A в 1553 году он имел уже законные лета для вступления в брак. Дополн. к Акт. Истор, II, 76, стр. 193. Сказание о перенесении мощей патриарха Иова. 2 Сказание о перенесении мощей Иова из Старицкого монастыря в Москву. Другим источником, из которого можно почерпать несколько сведений о жизни Иова, служит «История о Иове, первом патриархе московском и всея Руссии» (Рукоп. Саввиносторожевского монастыря, 84, вероятно, по времени, принадлежащая к первой половине XVII столетия). 3 В истории об Иове говорится: «В том честнем монастыре (Старицком) бысть некий юноша, именем Иоанн тоя же святыя обители от архимандрита Германа воспитан и грамоте и всему благочестию и страху Божию добре обучен, и по прехождении неколиких дней той Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ в той же обители… и наречён бысть во иноцех Иов» Стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Он решил скончать свои дни в монастыре своей молодости и ушел в Кириллов. Там он затворился в келии, с твердым намерением оставаться там до смерти. Но Бог судил иначе. Еще раз, его монахи пришли за ним, на этот раз, взяв себе в помощь Кирилловского игумена и его братию. Корнилий дал обещание вернуться, с тем условием, чтобы монахи выбрали вместо него другого настоятеля. По его же совету и был выбран новый игумен, Лаврентий, который, в конце концов согласился после долгих отказов. Тогда Преподобный еще раз вернулся в Комель и, как в Кириллове, затворился там в келии, пребывая все время в молитве и молчании. Но ему пришлось еще раз выйти из затвора, на этот раз вынужденно, из-за нападения татар в 1536 г. Все население бежало и монахи пришли к Корнилию за советом, что им делать: оставаться или бежать как все? Старец решил, что надо бежать как все другие люди, чтобы не вызывать подозрений в гордыне, и, встав во главе своей братии, он увел ее на Белое озеро. Однако, враг не тронул монастыря и скоро стало возможным вернуться. Вскоре после этого, чувствуя приближение смерти и уже отрешившись от мира постоянным созерцанием и молитвой, Корнилий вызвал к себе игумена со всею братией и еще раз заповедал им соблюдать Устав, ревностно и точно совершать богослужения и не забывать о бедных в память о нем. Он прожил после этого еще несколько недель, почти уже неотступно окруженный своею братией, просившей у него молитв и благословения. Он благословлял всех, прося каждого простить его и молиться за него. Однажды он попросил прочесть ему акафист Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. Потом, приподнявшись на своем ложе, он взял кадильницу, покадил всем иконам в келии, затем снова лег и при последних словах акафиста, предал дух свой Богу. Лицо его просветлело; он казался не умершим, а уснувшим. Это было 19 мая 1537 г. Корнилию было 82 года. В Вологодском крае он стал местночтимым святым уже очень скоро после своей смерти. 25 января 1600 г. патриарх Иов распространил его почитание на всю русскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Более ясные определения были даны аввой Дорофеем . В четвертом «Душеполезном поучении» он писал о «вводном страхе» и о «совершенном страхе святых» или «страхе Божием», соответствующем более высокому этапу духовного роста. В учении аввы Дорофея «вводный страх», или «страх, свойственный новоначальным», является причиной более совершенного «страха Божия», который появляется от «обладания памятью смерти или памятью мучений» 68 . Очевидно, что авва Дорофей отождествляет страх перед наказаниями с памятью смертной, которая иначе называется памятью о мучениях, что и означает страх перед мучениями или наказаниями. Следует также отметить, что авва Дорофей при раскрытии данной мысли ссылается на отцов: «Отцы сказали…» – очевидно, имея в виду и своих непосредственных духовных отцов прп. Варсонофия и Иоанна 69 , с которыми он состоял в переписке. Ясно и определенно учить о первом и втором страхе стал прп. Максим Исповедник , используя эпитеты «первый» и «второй». Так, в «Главах о любви» 1, 82 он писал: «Первый страх во вне изгоняется совершенной любовью из души, приобретшей ее, которая уже не боится наказания; а второй она имеет с собой всегда в сочетании. И первому страху подходит: «Страхом Господним уклоняется всякий от зла» ( Притч.16:6 ; ср. Иов.1:1 ; Притч.3:7 ) – и: «Начало премудрости страх Господень» ( Притч.1:7 ). А второму: «Страх Господень чист, пребывая в век века» ( Пс.18:10 ) – и: «Нет лишения боящимся Его» ( Пс.33:10 )» 70 . Данное описание является наиболее близким 71 , более пространным и постоянно повторяющимся описанием прп. Никиты, который использовал часть тех же ссылок на Священное Писание для обоснования учения о первом и втором страхе Божием. Экзегеза 1Ин.4:18 В других толкованиях было важно показать, что любовь – вершина добродетелей – изгоняет несовершенный страх, согласно 1Ин.4:18 «…совершенная любовь изгоняет страх» (λλ’ τελεα γπη ξω βλλει τν φβον), но оставляет страх совершенный, как в вышеприведенном толковании прп. Максима. О преодолении страха любовью очень возвышенно и искусно писал свт. Григорий Богослов : «…Ибо начало премудрости – страх Господень, как некие первые пелены. А премудрость, превзойдя страх и возвысив к любви, делает нас друзьями и сыновьями Божиими вместо рабов» 91 . Очевидно, что в данных словах свт. Григорий Богослов понимает страх как антитезу любви, которая оказывается конечной точкой процесса духовного совершенства. По мысли свт. Григория, возникает следующая триада: страх – премудрость – любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Но какая-то тень лежит на первых годах его монашества (...) В проезд государя через Новгород Феодосий умел обратить «а себя внимание Петра, и это произвело в его судьбе роковой переворот (...) внимание государя надмило его против своего архипастыря, к которому Феодосий, забыв его благодеяния, начал относиться с гордостию и презрительностью (...) В конце 1767 года Иов отправил его (...) в Москву за типографией Симеона Полоцкого (...), а государь послал его в С.-Петербург, поручив ему осмотреть церкви и духовенство новозавоеванных городов (...) В бытность в Петербурге он первенствовал в некоторых важных духовных церемониях. В 1710 году он обручал и потом венчал племянницу государеву, великую княжну Анну Иоанновну с курляндским герцогом. В 1712 году Феодосий определен архимандритом новооснованного Невского монастыря (...) Находясь постоянно подле государя, Феодосий делался ближайшим советником его по церковным делам (...), скоро понял свое положение, вошел в мысли Петра и сделался для него необходимым человеком» (Чистович, с. 74–78). 80 Быстрое продвижение Феодосия Яньковского при Петре I, его чрезвычайное «радение» о нуждах Невского монастыря в ущерб многим другим монастырям, участие его в 1718 г. в деле отрешения причта Петропавловского собора в связи с делом царевича Алексея, а также его «неуживчивость», «заносчивость», «надменный тон и властительское вмешательство в чужие дела» – все это повело к тому, что «он оттолкнул от себя всех и нажил себе врагов всюду – между светскими и духовными, знатными и простыми, в белом духовенстве и монашествующем». Как пишет далее исследователь, он попросил Петра «отпустить его на покой – на безмолвие» (Чистович, с. 78–83). «Вместо увольнения на покой Петр приказал поставить его в новгородские архиепископы, а с утверждением Синода назначил его, из уважения к его летам и заслугам, первым синодским вице-президентом» (там же, с. 83). 82 О соперничестве между Феодосием и другим «любимцем» Петра, архиепископом Феофаном Прокоповичем (1681–1736), поначалу как будто бы не было и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Подлинность грамоты 1582 г. вызывает сомнения. Она адресована Юрию и Григорию Ходкевичам, которых в 1582 г. не было в живых. Первые сведения об этом документе появляются лишь в источниках 2-й пол. XVIII в. (Николай (Далматов), архим. Супрасльский Благовещенский монастырь. С. 79–81). Проявляя бесспорную объективность, митр. Макарий показывает полную историческую недостоверность (см. прим. 480) того описания поездки патр. Иеремии, которое помещено в «Перестороге» — одном из главных памятников антиуниатской публицистики нач. XVII в. Но его предположение, что автор «Перестороги» «по простоте» внес в свое сочинение непроверенные слухи о противниках унии, представляется необоснованным. Содержание «Перестороги» свидетельствует о том, что автор памятника — высокообразованный представитель высшей ступени православного духовенства (некоторые исследователи считают, что это будущий Киевский митр. Иов Борецкий). Более вероятно, что речь идет о сознательном вымысле, который должен был подкрепить одно из основных положений сочинения: епископы обратились к унии с Римом, чтобы избежать ответственности за совершенные злоупотребления на Соборе, созванном помимо их воли по предписанию Константинопольского патриарха. Но определенная истина в высказываниях автора «Перестороги» есть. В это время пользовалась популярностью идея Собора как некоего высшего судебного трибунала, где бы судили не только виновных священнослужителей, но и епископов. Опасения созыва подобного Собора, появившиеся, правда, не в связи с приездом патр. Иеремии, а позднее, действительно были одним из важных мотивов, склонявших православную иерархию к унии с Римом. Более подробный анализ свидетельств «Перестороги» о предыстории Брестской унии, подтверждающий выводы митр. Макария, см.: Студинський К. Пересторога. Руський памятник початку XVII bika. Ucmopuчho-лimepamypha cmyдiя. Льbib, 1895. Новый материал для истории конфликта еп. Гедеона Балабана с львовским братством — грамота львовского братства от 9 сентября его послам, находившимся у патр. Иеремии (Cpiбhuй Ф. Два eniзoдu з icmopii борьбы Гедеона Балабана з льbibckuм брацтвом//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1913. Т. 117–118. О борьбе еп. Гедеона Балабана с братством в 1589–1590 гг. см. также: Icaºbuч. Братства та ix роль. С. 74–75). К этому же времени относится конфликт еп. Гедеона с образовавшимся в 1589 г. и принявшим устав львовского братства братством в Рогатине: епископ сажал братчиков в тюрьму, выгнал приглашенных им учителей (там же. С. 82).

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010