Но где я был, у меня хватало тоже своего. И поэтому есть опыт кое-какой. И у каждого человека есть какой-то свой опыт. И Господь никогда не попустит человеку больше, чем он может понести. У современного человека в нашем обществе какие скорби преимущественно? Нестроения в семье чаще всего, дети не слушаются или чего-то там еще. Какие еще у нас основные скорби? Голода милостью Божией пока нет. Слава Богу. У нас военные действия и все прочее – да, но мы молимся, как можем помогаем в этом деле нашим ближним, нашим воинам. Но, тем не менее, по сравнению с тем, как бывает: со всемирным потопом скажем, это такой облегченный вариант. Если же задуматься конкретно лично о себе, то каждый человек может, проанализировав свою жизнь, придти к выводу, что, вообще-то, если объективно, честно, Господь бы на меня смотрел, то я, конечно, должен быть давным-давно в аду. Если бы я жил в Ветхом завете, меня бы 100 раз уже побили камнями, потому что – и дальше перечисляешь, почему именно. Но поскольку Господь милостив, Он меня здесь держит. И раз Он мне дает скорби, Он мне даст их и переносить. Вот такая логика. Если этой логике следовать, то у вас всегда будет «слава Богу за все». Какие, Господи, у меня претензии? Это разве скорби? Господи, помоги мне перенести скорби правильно. А тем более, если болезни – они нам для того, чтобы получить венец. Потому что я потерпел. Один из примеров максимального терпения – это книга праведного многострадального Иова, ветхозаветного. Святого, который перенес такое, что, действительно, максима. Кто сильно скорбит или унывает, прям рекомендую – открываете книгу Иова и начинаете ее читать. И тогда уже скорби будут не такие, не так сложно будет их переносить. Но а насчет «Я полюбил страдания» - хотите посерьезнее, можно открыть эту книжку. Так что продолжим преп. Ефрема. О чревоугодии мы сегодня с вами говорим. Преп. Ефрема Сирина, из второго тома «Добротолюбия», вам читаю, страница 316-317. Мы не будем, конечно, все разбирать. Наша задача – понять принцип.

http://radonezh.ru/2023/12/22/o-chrevoug...

И теперь, вспомнив это, я хотел бы поделиться с вами мыслями о словесном общении с тяжелобольными людьми. Мы с вами часто повторяем, что духовное слово, обращенное к сердцу человека, должно само исходить от искреннего простого сердца. И уж если мы говорим о том, что маленькие дети прекрасно чувствуют меру искренности в общении с ними, и всего огорчительнее видеть фальшь в обращении с этими чистыми существами, то, наверное, еще более ответственно, еще более серьезно нужно обращаться к человеку страждущему. Мы помним, что даже три друга многострадального Иова, обладавшие духовным ведением и просвещением, оказались непроницательными и неготовыми понять Божий Промысел, когда считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. И тогда Сам Господь засвидетельствовал, что если бы не молитвы Иова праведного, то друзьям пришлось бы худо. Так вот, когда мы приближаемся к одру болящего человека, мы должны прислушиваться и к нему, и к себе и не спешить с суждениями и поспешными словами. И не считать себя святее папы римского. Потому что опыт больного неизмеримо больше и глубже, чем наш. Он, человек страждущий, гораздо ближе к Богу, чем мы. Есть прекрасное русское изречение: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Святые Отцы говорят, что пока мы живы и здоровы, молоды, веселы и богаты, то мы по отношению к Господу являемся как бы побочными детьми; а вот когда человек терпит тесные обстоятельства, когда он Промыслом Божьим вводится в состояние скорби, болезни, то он становится родным Богу. И Бог являет ему Свое лицо. В подтверждение этому служат слова: кого люблю, того и наказую. Собственно, апостол Павел говорит в Послании к Евреям о том, что человек, не терпящий скорби, – как бы незаконное дитя, но становится Богу родным, когда на него как из рога изобилия сыплются беды и несчастья 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Хотя мы и не являемся лично ответственными за грех Адама, тем не менее фактически все мы несем наказание за грех прародителей. Это наказание выражается в том, что все люди, как происходящие от Адама: а) подлежат закону тления и смерти; б) не могут войти в Царствие Небесное ( Ин. 3:5 ) как носители греховного, то есть противного Божественным установлениям, состояния природы. Тем самым по своим результатам первородный грех приравнивается к преступлению закона Божия. Подверженность каждого человека, в силу его происхождения от Адама, этому наказанию называется вменением первородного греха 315 . 2. Православное учение о лице Господа Нашего Иисуса Христа 2.1. Господь Иисус Христос – «посредник между Богом и человеками» (1Тим. 2:5) После изгнания первых людей из Рая Бог, по милосердию Своему, дал им надежду на спасение. Бог обещал, что «семя жены сотрет главу змия» ( Быт. 3:15 ). Свт. Филарет Московский пишет: «На что указывается необычайным наименованием Семени Жены? – Или ни на что, в порядке природы; или на таинство, которое выше природы – на рождение, о котором природа спрашивает: како будет сие, идеже мужа не знаю! ( Лк. 1:34 ), и о котором благодать ответствует: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит Тя (35); – на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека от Девы» 316 . Благодаря этому обещанию человеки «могли спасительно веровать в грядущего Спасителя, подобно как мы веруем в пришедшего» 317 . Поскольку большая часть людей забывала обещание Божие о Спасителе, Бог неоднократно повторял свое обещание, например, Аврааму ( Быт. 22:18 ) и Давиду ( 2Цар. 7:12, 15 ). Пришествие в мир Господа Иисуса Христа является завершением и исполнением ветхозаветного Откровения ( Евр. 1:1–2 ). Но кого ожидал встретить Израиль в лице обетованного Мессии, причем не в политическом, а собственно в религиозном плане? Обратимся к истории многострадального Иова, который, по попущению Божию, подвергся поражающим наше воображение испытаниям. Однако самым мучительным, самым невыносимым для Иова в его положении являются не страдания сами по себе, а то, что он никак не может осмыслить действия Бога. Иов – монотеист, имеющий правильные представления о Боге, в частности знающий, что Бог благ и справедлив, и поэтому ему непонятны действия Бога. Иов твердо убежден в своей праведности и не знает за собой греха, который мог бы стать причиной гнева Божия. Бог предстает перед Иовом как иноприродное Существо, страшное в своей неприступности и обособленности, действия Которого для человека совершенно непостижимы. Между Богом и человеком нет никакого связующего звена, поэтому Иов никак не может «объясниться с Богом», и это делает его положение особенно отчаянным:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Визит окончен, пора уезжать, но архиерей не торопится в свою машину с «мигалкой». Люди окружают его, льнут, как дети к отцу, просят благословения – тянут сложенные лодочкой руки, склоняют головы, – и никто не остается не утешенным, ни одна бабушка и ни один ребенок. Каждого благословляет владыка, каждому кладет руку на голову, что-то говорит, и звучит в вечернем воздухе просительное пение: «Спаси, Христе Боже» – и, как звон колокола, разносится по Тырныаузу. Быстро пройдут несколько месяцев, но для отца Игоря они окажутся как целая жизнь, за которую он возмужает духовно. Пройдет и Великий пост, и вот во вторник Страстной седмицы за Великой вечерней в храме станут читать паремию ii из книги Иова Многострадального, и, невидимый прихожанам, в алтаре отец Игорь будет вслушиваться в каждое знакомое слово. То, что было известно уму, теперь открывалось и в сердце. Он сидел, приклонив голову, как птица особящаяся на зде (Пс. 101: 8), и согласно кивал тому, что уже познал опытно, испытал, пережил и изведал: Горы над кладбищем, где погребен отец Игорь      «Настал день тот, когда сыновья Иова и дочери его ели и вино пили в доме брата своего старшего. И вот, вестник пришел к Иову и сказал ему: “пары волов пахали, и ослицы паслись возле них; и, придя, грабители захватили их, и отроков убили острием меча; а я один, спасшись, пришел возвестить тебе”. Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и сказал: “Огонь пал с неба [на землю] и сжег овец, и пастухов сжег также; и я один, спасшись, пришел возвестить тебе”. Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и говорит ему: “Всадники построились тремя отрядами против нас, и окружили верблюдов, и захватили их, и отроков убили мечами; а я один спасся и пришел возвестить тебе”. Еще этот говорил, как иной вестник приходит к Иову, говоря: “Когда сыновья твои и дочери твои ели и пили у [сына твоего], брата их старшего, внезапно сильный ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и упал дом на детей твоих, и они скончались; и спасся я один, и пришел возвестить тебе”. Услышав такое, Иов встал, разодрал одежды свои, остриг волосы головы своей (и посыпал прахом голову свою); и, пав на землю, поклонился Господу и сказал…»

http://pravoslavie.ru/97582.html

имеет смысл: «вам нет препятствия» или: «вам не возбраняется» 41 . Если бы пришлось делать выбор из этих толкований, то лучше всего склониться к пониманию Гутера, как наиболее соответствующему тексту. Но, кажется, естественнее думать, что ντιτσσεται употреблено здесь просто для большей живости и силы речи, – чтобы рельефнее поставить на вид то спокойное, мужественное терпение, с которым праведник встречает все испытываемые им притеснения со стороны богатых. Изменять употребленную в данном стихе настоящую форму в прошедшую нет никакого основания. В Иак.5:7–11 апостол Иаков увещевает христиан к терпению в постигающих их страданиях. В этом увещании он ссылается на пример земледельца, который, бросивши зерно в землю, терпеливо ожидает драгоценного плода от него, – на близость пришествия Господа, стоящего уже у дверей, – на ветхозаветных пророков, которые, как слуги Бога, говорившие Его именем, терпели всякия страдания со стороны враждебного к ним мира, и, наконец, в заключение увещания, апостол говорит: Иак.5:11 : Се, блажим терпящия. Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр. δο μακαρζομεν τος πομνοντας. Τν πομονν β κοσατε κα τ τλος Κυρου εδετε, τι πολσπλαγχνς στιν Κριος κα οκτρμων. Вместо πομνοντας в очень авторитетных кодексах (Александрийском, Ватиканском, Синайском и др.) стоит πομεναντας. Последнее чтение нужно предпочесть первому, так как ап. Иаков, как видно из хода речи, разумеет здесь не вообще людей, терпеливо переносящих страдания, а имеет в виду известные исторические примеры таких великих людей, обнаруживших в страданиях терпение. Из этих примеров он дальше ссылается на пример многострадального Иова 42 . Пример этот апостол указывает потому, что на нем со всею ясностью открывается сколько сила и величие терпения, столько же и награда за терпение, даруемая Богом. Оба эти момента – терпение и награда за него неотделимы друг от друга. Мы ублажаем Иова и подобных ему людей, т.е. мы считаем их блаженными потому, что их терпение не осталось ненагражденным, что терпеливо перенесенные ими страдания послужили только к большему их прославлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zamecha...

Следующие семь бесед также посвящены дискуссионным и проблемным моментам, но уже имеющим прямое отношение к Крещению. Спрашивая и о самом простом, и о более сложном, что порою не приходит на ум, собеседник отца Геннадия достигает того, чтобы за вдумчивыми вопросами следовали глубокие ответы. Однако лишь в последней, десятой беседе выясняется то главное, о чем должен помнить каждый приступающий к Святой купели, и только теперь и собеседник батюшки, и читатели осознают в полной мере, насколько Таинство Крещения может изменить жизнь каждого на земле. Беседа 1. Любящий Бог и страдающий мир – Отец Геннадий, христианство учит нас тому, что Бог есть Любовь, что Он безмерно любит Свое создание, но сплошь и рядом мы видим непрекращающиеся страдания, причем нередко они начинаются с самого рождения, ведь некоторые люди рождаются инвалидами. Впрочем и здоровому человеку всю жизнь сопутствуют какие-то тяготы, в любой момент он рискует стать жертвой внезапной болезни или несчастного случая. Что можно сказать об этом? Как сочетать Божию любовь с реальностью, которая нас окружает? – Ваш вопрос древний как мир. Люди всегда задавали его. В составе Библии содержатся тексты, почти целиком посвященные этой проблематике, например, Книга Иова Многострадального или Книга пророка Аввакума; тема страданий раскрывается в псалмах пророка и царя Давида и во многих других местах Священного Писания . Вопрос этот, конечно же, не перестает звучать и сегодня. Известны слова Федора Михайловича Достоевского о детских страданиях, нравственно перевешивающих все: весь мир не имеет смысла, если прольется хотя бы одна слезинка ребенка... В этом вопросе содержится глубинная правда. Ведь Бог ни Иова, ни Аввакума не уничижил и не осудил, хотя они и вопрошали Его довольно дерзко, особенно Иов. Согласно древнему еврейскому преданию, Аввакум очертил круг и сказал, что не выйдет за его пределы до тех пор, пока Господь не ответит на его жалобу. То есть Богу он отводил роль ответчика. Существуют две возможности: в одном случае этот вопрос зарождается в сердце гордом и надменном, которому никакой ответ и не нужен. Человек может быть подсознательно доволен тем, что обижен, а его обидчик – Сам Бог . Этим он как бы освобождает себя от ответственности и обязанности жить по Его заповедям. И действительно, зачем? Я несправедливо обижен, а обиженному можно все! Если вопрос исторгнут из такой души, печальна участь вопрошающего, ведь он руководствуется исключительно гордыней и обидой. И совсем другой случай, если сомнения искренни и рождены сострадающим сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010