Господь поддерживает и утверждает всех падающих с высоты своего благочестия, – как поддержал Он самого псалмопевца Давида, после преступления его с Вирсавией, женой Урии ( Пс.50 ). – Он восставляет всех н изверженных, – как Он восставил многострадального Иова, поверженного с княжеского престола на гноище. – Посему, очи всех уповают на Тебя, Господи, – на Твою благость, – (ст. 8–9), – и Ты даешь им пищу во благовремении, в надлежащее время, так что они не испытывают страданий от голода. – Ты открываешь руку свою, и исполняеши – вполне насыщает всяких животных дарами своего благоволения. И все принимают их от Тебя, как рабы из рук своего господина (ст. 8–9; Пс.103,28 ; Пс.122:1–2 ; ср. Иов.38:39; 39:5–8,27–30 и др. п.). – Праведен Господь во всех путях своих и свят во всех делах своих, – в делах своего Промысла, который Он непогрешимо совершает по непреложным законам своей премудрости, правды и благости. 18–21. Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я. Хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит. Хвалу Господню возглаголют уста моя: и да благословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века. Господь находится близко ко всем призывающим Его в молитве о помощи, – но ко всем тем, кто призывает Его во истине, или искренно, с полной, твердой верой в Его помощь, а главное – со смирением ( Пс.33:18–19 ; Пс.50:17–19 ). Волю или желание боящихся Его Он исполняет, и молитву их слышит и спасает их, – так Он услышал молитву богобоязненной и смиренной Анны и даровал ей сына, знаменитого потом пророка Самуила. – И вообще, хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит: так Он сохранил патриарха Ноя с семейством в ковчеге на бурных водах всемирного потопа. Так сохранил Лота от страшного Содомского огня. Так сохранил благословенное потомство Авраама – народ Израильский от поголовного истребления его в Египте, и др. – В виду такой благости, хвалу Господу изрекут уста мои, говорит Давид: и всякая плоть – все человечество да благословляет имя Его во век и в век века! –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Вспомним евангельскую историю исцеления расслабленного, описанную в начале девятой главы Евангелия от Матфея: «Иисус же, видя, помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (Мф. 9:4–7). Здесь Господь показывает нам явную зависимость болезни от греха. То есть, как правило, болезнь бывает следствием греха. И покаяние грешника, прощение Богом его греха является и исцелением от болезни. Телесная хворь в большинстве случаев имеет духовную нравственную первопричину. Бывают, конечно, исключения. Например, испытание веры святого праведного Иова Многострадального или болезнь евангельского слепорожденного, который, по словам самого Христа, был слепым, «чтобы на нем явились дела Божии.» (Ин. 9:3). Но эти случаи единичны. Чаще всего причину болезни нужно все-таки искать в душе. Точно то же происходит с алкогольными, наркотическими или табачными зависимостями. Они следствие глубинного процесса травмы, повреждения души. Конечно же, каждый случай индивидуален. Но, к примеру, я сталкивался с тем, что человек пил оттого, что ему страшно было жить. Он не видел смысла в своей жизни и пил, чтобы залить пустоту в душе. И, как мне кажется, алкоголь, наркотики, или курение есть попыткой ухода от реальности, с которой человек не справляется, он не видит своего места в ней. Не без оснований один исследователь говорил, что курение – это попытка человека снова стать безмятежным младенцем, сосущим мамину грудь. И это присасывание к сигарете – намерение впасть в счастливое раннее детство. Но побег с помощью алкоголя, наркотиков или сигарет в выдуманный иллюзорный мир оборачивается рабством и физиологической зависимостью. Потому, мне кажется, человек, страдающий наркологическими болезнями (алкоголизм, наркомания, курение), должен проанализировать свою жизнь. Как писал один поэт: «Но если себе я не задал вопрос, откуда узнаю ответ?» Поэтому человек должен задать себе правильные вопросы: «Зачем я живу?», «Чего я хочу от жизни?», «Как я могу этого добиться?» Сердечные внутренние ответы на эти вопросы разрешат главную духовную проблему зависимости, а потом можно уже начинать лечить и физиологическую сторону.

http://pravoslavie.ru/97309.html

Есть ли кто-нибудь, говорит, в мире такой, Кто как Иегова, Бог наш, Который, имея жительство на неприступных высотах, и всех и все превосходя величием Существа Своего, в то же время, по неизреченной милости и благости Своей, близок был и ко всему тому, что происходит на небе и на земле, даже к незначительным предметам, в особенности же к людям, кротким и смиренным; Который, восседая на высоте, преклоняется, чтобы видеть то, что на небесах и на земле? Кто, яко Господь, Который на небеси унизил гордых ангелов и сатану, и на земли воззрел на смиренных и праведных и возвел их к соучастию в вечной славе Своей, Который на земле презрел гордых фараонов, Навуходоносоров и других, подобных им, и воззрел на Моисея и Давида и на других смиренных и кротких, Который из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего, как например многострадального Иова? Землею и гноищем псалмопевец называет ничтожество и прославляет могущество Божие, которое легко изменяет вещи, во что Ему угодно, как изъясняет блж. Феодорит, «и нищего и ничего не значащего делает богатым и значительным, также ничтожного и бедного делает славным и знаменитым» с 899]. Пс.112:8–9 Посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся. В сих последних стихах продолжается речь предыдущих стихов. Господь Бог, призирающий с высоты на землю и на дела ее, возвышает от земли и от бедности нищего и убогого для того, чтобы посадити его с князи, т.е. чтобы приравнять его по достоинству с князьями и людьми, стоящими на высокой степени. Вообще же здесь указывается на вездесущий и вседействующий Промысл Божий на небе и на земле. Промыслительная десница Божия проявляется во всех делах человеческих. Она поддерживает бедного в несчастии и в бесчестии, чтобы показать после в них достойный пример людям. К таковым можно относить: Моисея, Давида, Даниила; в Новом Завете: апостолов, учеников и множество святых, которые явились вестниками особенных благодеяний и милости Господа. Все это им зачтется в будущей жизни, когда все бедные, все несчастные, угнетенные в этом мире, за их веру в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

А если у тебя нет особенных талантов, а просто есть крепкое здоровье, сильные руки и быстрые ноги, может быть, это означает, что они не совсем твои, а принадлежат также и тем хромым и сухоруким, которые находятся рядом с тобой? Таким образом, каждый из нас неожиданно может стать сильным – сильным слабостью другого, и нужным – нуждою другого. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6,2). Писание учит нас состраданию и сопереживанию, видя в этом исполнение закона Господня, ведь Христос понёс тяготы всех нас, в своей спасительной миссии на Кресте. Не надо много рассуждать о том, кто он – твой ближний, каждый посланный Богом на твоём пути и есть тот ближний, которого надо возлюбить, как самого себя. И не нам рассуждать о том, кто Церкви нужнее, ведь каждый несет своё служение. А кораблю нужны не только паруса, но и балласт, иначе он просто перевернётся. Есть и такие незаметные члены Церкви. Мы о них много не говорим и в нашей повседневной жизни особенно не замечаем, но имеем о них попечение не меньшее, а может и большее, чем о других. «Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения «(1Кор.12,22-23). Эти не заметные члены Церкви – инвалиды и, как говорит Господь «малые чада», в старину их называли «убогими», потому что точно знали, что для них есть место у Бога. Служение инвалидам, а особенно инвалидам с детства нелегко, поскольку остро, ставит вопрос теодицеи. Один больной ребенок спросил священника: «За что я страдаю?»; тот ответил: «Как за что? Тебя Господь испытывает, как Иова Многострадального». В полный тупик его поставил вопрос, заданный мальчиком через два месяца: «До сих пор испытывает? А когда же Он перестанет сомневаться во мне?» Как ответить на вопрос «За что?» или «Чья вина?» «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9,2-3) .

http://pravmir.ru/apostolstvo-inakoodare...

тебе, – продолжает Иисус Христос, говоря о Петре, – чтобы не оскудела вера твоя!» ( Лк. 22, 32 ). Этими словами Господь тоже хотел утешить и укрепить Своего ученика в искушении. Он молился о том, чтобы вера ученика Его не могла совершенно исчезнуть, «оскудеть» в трудные часы искушений и скорби. Молитва эта сделалась потом утешением и спасением бедного павшего ученика. Быть может, без этой молитвы апостол, выйдя с горькими слезами на глазах из двора первосвященника, впал бы в отчаяние и погиб бы безвозвратно для Царствия Небесного, как погиб Иуда-предатель. Эта же молитва возбуждала и укрепляла в нем уверенность, что его Господь и Учитель не отринет его и после отречения от Него простит ему тяжкий грех и снова примет его с любовью. Этою-то верою, согревавшею и ободрявшею его во все дни земной его жизни, и обязан был ап. Петр милосердному Первосвященнику и Спасителю грешного человечества. В обетовании Христовом заключается, действительно, нечто необычайное и великое. По благодати же Божией и мы, христиане, во всякое время и в каждом отдельном случае должны утешаться обетованием Христовым. Потому-то и ликует ап. Павел: «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас!» ( Рим. 8, 34 ). А святой евангелист Иоанн Богослов уверенно восклицает: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника!» ( 1Ин. 2, 1 ). В том и состоит «непреходящее священство» Спасителя нашего, как выражается апостол ( Евр. 7, 24 ), что Он жив и вечно ходатайствует за нас. В этом должен заключаться неисчерпаемый источник нашего счастья и радости духовной! Если мы довольны и счастливы бываем, когда в трудные часы нашей жизни возносится за нас молитва нашими ближними, то что должны мы чувствовать, сознавая постоянно, что у нас есть непрестанный ходатай пред Отцом Небесным – Иисус Христос Праведник! Что значат все молитвы христиан в сравнении с ходатайством за нас Того, Кто сидит одесную Бога и царствует вечно? Конечно, не о том Он ходатайствует, чтобы избавить нас совсем от искушений: в искушениях укрепляется и очищается, как золото в огне, вера наша; не о том, чтобы охранить и спасти нас от бед и скорбей, чрез которые должны мы достигать Царствия Небесного ( Деян. 14, 22 ); не о том, чтобы приумножились богатства и имения наши: к материальным потерям мы должны относиться по примеру многострадального Иова: Господь дал, Господь и взял: да будет благословенно имя Его! – не о том ходатайствует о нас Великий Первосвященник, чтобы никогда не колебалась вера наша: испытания веры нашей благотворны для нас, потому что чрез них теряется в нас доверие к собственным силам и способностям и заменяется надеждою на помощь и покровительство Божие. Великий Первосвященник о том молится за нас, чтобы никогда не оскудевала вера наша. «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». Здесь наша сила непреодолимая, утешение вечное! Это горы, от которых приходит помощь нам, помощь от Господа, сотворившего небо и землю!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Оставляю вас в мире для продолжения Моего дела, Я «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас…» Из любви к людям я полагаю жизнь Свою за них, и вы должны подражать Мне в этом. Заповедь о любви к ближним дана была и в законе Моисееве, но Христос дал этой заповеди новый характер, неведомый прежде — о любви даже к своим врагам вплоть до самопожертвования во Имя Христово. Такая чистая, бескорыстная и самоотверженная любовь есть признак истинного христианства. Св. Петр задает тогда полный печали и страха вопрос: «Господи, куда Ты идешь?» Господь подтверждает ему, что теперь он не может за Ним идти, но тут же предрекает ему, что в будущем он пойдет за Ним тем же путем мученичества. Дальше следует предречение Петру троекратного отречения, о чем повествуют все четыре Евангелиста. Предостерегая Петра от самонадеянности, когда тот стал уверять, что душу свою положит за Господа, Господь, по св. Луке, сказал ему: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу»… Характерно, что Господь называет его тут не Петром, а Симоном, ибо, отрекшись от Господа, Петр показал, что он уже перестал быть «камнем». Под этим «сеянием» разумеется искушение от сатаны, которому действительно подверглись Апостолы в часы страданий их Божественного Учителя, когда вера их в Него готова была поколебаться. Эта просьба сатаны напоминает просьбу его относительно Иова Многострадального, которого Господь попустил подвергнуть такому тяжкому искушению. Своей всесильной молитвой Господь защитил учеников Своих, а в особенности Петра, от совершенного падения. Попустил Петру пасть временно, чтобы тем сильнее и тверже он был после и утвердил тем своих собратий. «Молился о тебе» — хотя опасность со стороны сатаны грозила всем, но Господь молился особенно о Петре, ибо ему, как более пылкому и решительному, грозила и наибольшая опасность. «Ты некогда, обратившись, утверди братьев своих» — этим указывается на то, что Петр, покаявшись после своего отречения от Христа, явится для всех образцом истинного покаяния и примером твердости. На это Петр (у всех четырех Евангелистов) начинает уверять Господа в своей непоколебимой верности Ему, в готовности идти за Ним и в темницу и на смерть. Как возможно, однако, было отречение Петра, если Господь молился за него, да не оскудеет вера его? Но вера в Петре и не оскудела: он отрекся в припадке малодушного страха и тотчас же, как мы видим, предался самому глубокому раскаянию. У всех Евангелистов Христос предсказывает Петру, что он отречется от Него в предстоящую ночь трижды, прежде чем пропоет петух, причем по Марку, прежде чем пропоет петух дважды.

http://pravmir.ru/chistyj-chetverg-v-202...

И если сначала Иисус молил предположительно: если возможно, то потом уже взывает утвердительно: Авва, Отче! все возможно Тебе. Иисус Сам отве­чает на Свой вопрос: Если возможно? И отвечает утвердительно: «Да ведь все возможно, ведь все, а значит и это, возможно Тебе». Это была страшная мину­та, когда казалось, что немощь человеческая победит. И могла бы, ведь сказал же Иисус потом Петру: Или думаешь, что Я не могу умолить теперь Отца Моего и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов? Значит и теперь, и даже потом еще, немощная человеческая природа могла бы умолить, победить и...тем потерпеть страшное поражение в этой битве! Но Иисус не умолил, подставил бедро для поражения, как Иаков, и вос­кликнул: Впрочем, не как Я хочу (а значит немощь человеческая хотела), но как Ты! Так сдался Человек Богу и тем победил Себя на первый раз. Борение второе. Вторично Христос приступает к Отцу. Но теперь уже как бы сразу сдава­ясь. Сразу утверждая саму невозможность минования Чаши, которую допус­кал в первый раз: Отче мой, если не может Чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. Если иначе не возможно, то пусть будет так. Сдается Иисус, побеждая в страшной битве. Борение третье. И в третий раз приступил к молению о Чаше изнемогающий Борец – Страдалец, но скорее уже не для того, чтобы бороться с нею, а для того, что­бы всецело сдаться, принять, как Иаков, поражение бедра и тем одержать великую Гефсиманскую победу. ... Он смолк. Предутренне смолкли раскидистые дерева сада. Сгустилась тьма пред хотящим вскоре взойти солнцем. Он был хром и победил. Чаша гнева Божия, чаша людских страданий и скорбей – Его. Страшная чаша греха и беззаконий изгнанников из рая – тоже Его. В том страшная те­одицея Иисуса Христа. Божественный Логос воплотился не для того, чтобы ответить на вопросы Аввакума, на вопросы Многострадального Иова, на во­просы сиднем на лавке сидящего Ильи Муромца. Больному не лекция нуж­на о его болезни, а исцеление; голодному – не физиология питания, а пища. Не объяснять причину страданий и зла пришел Иешуа, а взять их на Себя, освободив нас. Не философ, а Искупитель, Спаситель. В том евангельская теодицея. Люди, Я пью Чашу ваших грехов, ваших скорбей и страданий, и вам даю Чашу Моей крови, Чашу Моей любви. Вот и все. Вот и вся теодицея.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже себе внутрь – ничего уже не издает душа, кроме одних слез и благодарения. О, как нужны нам недуги! Из множества польз, которые я уже извлек из них, укажу вам только на одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть» 609 . Такую же моральную ценность должна иметь в глазах христианина и самая смерть. А между тем грядущая смерть возбуждает в душе живого человека невольное чувство страха и трепета. Грозный призрак, имя которому «смерть», более всего ужасает нас, леденит наше сердце. Страх смерти свойствен не только человеку, но и животным, которые в присутствии трупа или при виде крови убитого животного испытывают сильную тревогу. Яркое представление смерти вместе с тем причиняет нам тяжелую скорбь. Какой грустью веет, например, от слов многострадального Иова: «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут. Если и устарел корень от него, и пень его замер в пыли; но лишь почуяло воду, дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» ( Иов. 14:7–12 . Ср. Иов. 7:9–10 ). «О, смерть! – восклицает Премудрый, – как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях. Для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив, и еще в силах принимать пищу» ( Сир. 41:1–2 ). Если бы поэтому нам предложили вопрос, в чем состоит главное зло жизни, то без сомнения большинство из нас ответило бы, что это зло заключается в смерти. «Настоящее несчастие (т.е. смерть), – пишет св. Григорий Нисский , более всех св. отцов размышлявший о смерти, – гораздо достойнее плача, чем какое-либо другое печальное событие. Если даже представить себе все великие общественные бедствия, землетрясения, войны, наводнения, провалы земли, то и это все мало, если сличить с настоящим (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Вот он, вместе с братией, стоит на пространном поле, которое покрыто колючим тернием. Светлый юноша подходит к каждому из братии и велит усерднее пожинать это колючее терние. Наконец подходит к старцу и говорит: «Что же ты стоишь праздно? Жни терние! Вчера, вместе с братией, ты нанялся в эту работу и получил больше других, именно – золотой, когда другим дано только по сребренику, а теперь стоишь праздно, когда другие усердно работают. Ты больше других принял, больше других должен и работать. Это терние – грехи того, кто вчера подал тебе милостыню. Итак, трудись в поте лица твоего!..» (Чет. Мин., 7 марта). Что ж, возлюбленные сострадальцы! Будем ли и мы праздно принимать благотворения от наших благотворителей? О нет! Наше сердце умеет помнить благодеяния; наши слезы умеют течь ко времени, не напоказ... Для Бога больше ничего и не нужно от нашей благодарной нищеты. Итак, станем теперь же, друзья мои, теперь же, каждый в своем месте, станем намолитву перед Богом и поплачем перед Ним за грехи наших благотворителей; помолимся, да поможет им благодать Божия ходить по стезям святых Его заповедей, да соблюдет их здоровье и предохранит их от всякого зла. Остальное, что относится к земному их счастью, Господь устроит; ибо Он Сам сказал: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (МатФ. 6, 33). Но не теперь только, а и всегда будем вспоминать в молитвах наших к Богу всех добротворящих и благодеющих нам (свящ. Н. Успенский ; 2-е изд.). Утешение бедняку Трудолюбивый бедняк, потом достающий пропитание себе и детям! Переноси благодушно бедность свою, не скорби и не унывай, но всегда и во всем полагайся на Промысел Божий; особенно же берегись воровства и обмана, и без самой крайней нужды не проси милостыню. Помни постоянно, что убожество твое – по воле Господа, Который всегда готов оказать тебе Свою помощь. Как можно чаще вспоминай, что и Сам Спаситель наш в жизни Своей терпел бедность и не имел где главы подклонить. Смотри на пример многострадального Иова. У него отняты были все стада, все рабы, все дети, и он говорил: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь ( Иов. 1, 21 ). Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (2, 10.)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. ( Евр.12:11 ) Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ( Рим.5:3–4 ) Отец Иоанн придает особое значение человеческой немощи как одной из наиболее мощных движущих сил спасения в современном мире, следуя евангельским словам: «Сила Божия в немощи совершается» ( 2Кор.12:9 ): «Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к Стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос» 206 . В письмах старца особое внимание уделяется спасительной помощи скорбей и болезней, ведь путь ко спасению неизбежно связан с терпением различных скорбей, «много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» ( Пс.33:20 ), – читаем мы в Псалтири, и Елифаз утешал многострадального Иова, говоря: «Блажен человек, которого вразумляет Бог , и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их, Он поражает, и Его же руки врачуют» ( Иов.5:17–18 ), Сам Господь призывал идти нас узким путем ( Мф.7:13–14 ), говоря «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ), «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). «Скорби, только скорби теперь приводят людей к познанию истины» 207 , – пишет отец Иоанн, – «дожили мы... до таких времен, что только скорби и болезни еще ходатайствуют о нашем спасении. Так полюби же свою претрудную жизнь и не на окружающее веселье и достаток в жизни смотри, но на Крест Христа Спасителя впереди» 208 . Немощи также отчасти восполняют недостаток пастырского окормления: «Теперь, при оскудении духовных руководителей и при ослаблении веры верующих, Господь, зная это, дал нам горькое врачество от душевных недугов – физические болезни» 209 . Причиной заболевания физического отец Иоанн считал духовную болезнь и незрячесть: «Ум людской каверзен, сердце стало лукаво, и поэтому крайне трудно контролировать свои действия, а Господь, зная это, дал нам горькое врачевство от душевных недугов – физические болезни» 210 , «Болезни – это есть крест, который пожигает грехи, которые мы и грехами не осознаем» 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010