Подобный же случай описан Достоевским в «Братьях Карамазовых». Повествование ведется от лица старца Зосимы, однако известно, что это автобиографический рассказ из детства самого Достоевского: «Помню, как в первый раз посетило меня некоторое проникновение духовное, еще восьми лет от роду. Повела матушка меня одного... в храм Господень в Страстную неделю в понедельник к обедне... Вспоминая теперь, точно вижу, как возносился из кадила фимиам и тихо восходил вверх... Смотрел я умиленно, и в первый раз от роду принял я тогда в душу первое семя слова Божия осмысленно». Описывается, как чтец читал в храме начало книги Иова, а затем хор пел «Да исправится молитва моя». «С тех пор, – продолжает автор, – даже вчера еще взял ее (т.е. книгу Иова) – и не могу читать эту пресвятую повесть без слез». 272 О том, что это «духовное проникновение» посещало самого Достоевского, а не вымышленного им героя, свидетельствует он в одном из своих писем к жене: «Читаю книгу Иова, и она приводит меня в болезненный восторг: бросаю читать, и хожу по часу в комнате, чуть не плача... Эта книга... одна из первых, которая поразила меня в жизни, я был еще тогда почти младенцем». 273 Для Достоевского особое отношение к книге Иова могло быть связано с тем, что его собственная жизнь была подобна жизни многострадального библейского героя. Минуты молитвенного умиления испытывали и Лермонтов, и Пушкин, о чем свидетельствуют некоторые их стихотворения. Лермонтов так говорит о молитве и ее плодах: В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко-легко... 274 А Пушкин в стихотворении «Отцы-пустынники и жены непорочны» пишет, что ни одна молитва так не умиляет его, как великопостная молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего»: Все чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой. 275

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Uh XV, 13 ). § VI Семь измученных страдальцев, семь кротких незлобивых агнцев приготовили себя на заклание. Поруганные, всеми оставленные, они совершили крестный свой путь от царских дворцов до екатеринбургских подвалов Ипатьевского дома, от блестящей свиты царедворцев и славы у масс войск и народа к тяжкому одиночеству среди шайки разбойников и поруганию от этих полузверей-палачей и своих убийц. Рожденный в день церковной памяти святого праведного Иова Многострадального (6 мая), государь, жизнь которого была так тяжела и правление так несчастливо, сам обратил внимание на день своего рождения и сам уподобил жизнь свою испытаниям страдальца Иова, приняв свой крест, как крест Иова, твердо, кротко и без тени ропота. У государя сознание полноты счастья, удовлетворенности жизнью никогда не было. На нем исполнилось его собственное пророчество: «У меня более чем предчувствие, что я обречен на страшные испытания и что я не буду вознагражден за них на этом свете». «Мне не удается ничего, что бы я не предпринимал, и у меня нет удачи. Впрочем, воля человека так бессильна». «Сколько раз я применял к себе слова св. Иова: ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня и чего я боялся, то и пришло ко мне». «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия». Эти святые слова царь-мученик произносил свыше чем за 10 лет до 1917 г. В юности он получил ранение от руки фанатика-японца как предзнаменование будущего, еще большего ранения. Заря счастливой супружеской жизни была омрачена кончиной обожаемого отца. Заря государственного служения – Ходынской катастрофой. Затем потеря любимого брата-друга, революционные волнения 1905 г., неудачная русско-японская кампания, разногласия и своеволия некоторых родственников, томительное ожидание сына и рождение вымоленного у Бога императрицей больного мальчика, нежно любимого наследника. Наконец новая война с первоначальными неуспехами, но с надеждой и со всеми данными грядущей скоро уже победы, которой дождаться также не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранному Господем великому Ветхаго Завета праведнику, пятому от Авраама Исавовых сынов сынови, Иову Многострадальному похвальное воспоем пение: яко своими дивными добродетельми и всем своим житием учителем всей вселенней явившемуся. Ты же, праведный Иове, приими сию похвалу, с любовию тебе приносимую, согрей наша сердца желанием подражати твоим подвигом, да единодушно зовем ти: Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный. Икос 1 Ангели Божии в день некий предсташа Господеви, хвалу Ему возносяще. С ними же и диавол прииде. Сей последний, вопрошенный Господем об Иове, начат клеветати на праведника, яко той чтит Господа земных ради благ, имиже Бог его награди. Мы же, злую диавольскую клевету на великаго праведника с горечию воспоминающе, тако Иова восхваляем: Радуйся, Иове, яко сам Господь наименова тя человека непорочна и благочестива. Радуйся, от Господа вся блага земная приемый. Радуйся, множество слуг имевый и стада своя тысящами исчитывавый. Радуйся, Господем дарованных тебе сынов и дщерей в великом благочестии воспитавый. Радуйся, яко о чадех своих великое попечение являл еси. Радуйся, яко ни к чему же от земных благ сердцем не прилеплялся еси. Радуйся, яко мудростию своею над всеми высоко стоял еси. Радуйся, яко царь посреде храбрых был еси. Радуйся, яко был еси благороднейший сущих от восток солнца. Радуйся, всеславне, Божий угодниче истинный. Радуйся, великая дела благая совершивый. Радуйся, в терпении своем мир просветивый. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный. Кондак 2 Ведая веру несокрушимую и велию преданость воли Божии раба своего, даде Господь власть диаволу вся блага земная у Иова отъяти и чад его погубити. Мы же, сему особому изволению Божию дивящеся, вопием Премудрому Богу: Аллилуиа! Икос 2 Разумом своим злым зело обрадовася диавол, таковое изволение Божие получивый. Во един день, егда вся чада Иовля единодушно в доме старейшаго брата своего трапезою наслаждахуся, посла диавол исполнители злые воли своея, и все имущество Иовле погуби, и десятерицу чад его смерти предаде. Буря нечаянных искушений не поколеба сего дивнаго столпа, и из уст его изыдоша сицевая мудрая словеса: Наг изыдох аз от чрева матере моея, наг и отъиду тамо: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть. Буди Имя Господне благословено во веки! Чтуще таковую преданность воли Божии праведника, мы в похвалу Иова сице глаголем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Будем подражать многострадальному Иову, который был велик, богат и знатен, имел сыновей и дочерей, жил в полном благополучии, но всегда твердо держал оружие правды в правой руке, никогда не переставал думать о несчастных и бедных, был отцом больным и сиротам, одевал страждущих от холода шерстяными одеждами, кормил голодающих; постоянно заботился и о своих детях, ежедневно приносил жертвы Богу за грехи, которые те могли совершить (см. Иов. 1:1–5 ). Так и нам, когда Бог дарует нам Свою благодать, надо беречь свое душевное устроение, охраняя себя от падений и самомнения. Наша духовная левая рука – это те духовные силы, которыми мы противостоим всем нападениям вражьим. В левой руке мы должны держать оружие против того, что нас смущает, удручает, мучит, что омрачает нашу жизнь ложью и клеветой. Этим оружием мы должны защищаться, чтобы не впасть в уныние, отчаяние и равнодушие, когда нас постигают беды телесные и духовные. Ибо многие в тяжких обстоятельствах начинают роптать и предаются печали не по Богу. С оружием правды в левой руке – терпением, покорностью воле Божией, упованием на Него – мы должны встречать все испытания, постигающие нас. И здесь должны мы подражать праведному многострадальному Иову. Он в один день лишился всего: своих детей и всего своего богатства. Это постигло его по попущению Божию, ибо Бог дал разрешение сатане испытать Иова тяжелыми бедствиями и самое тело его покрыть проказой, только души его не касаться (см. Иов. 1:14–19, 6–7 ). Как вел себя праведный Иов? С оружием правды в левой руке он сел на кучу пепла, остриг длинные волосы и черепком скоблил свои язвы (см. Иов. 2:8 ). И в таком ужасном положении он не возроптал на Бога. Он сказал: Нагим вышел я из чрева матери, нагим и возвращусь. Господь дал, Господь и взял. Да будет имя Господне благословенно ( Иов. 1:21 ). Вот как он защищался от дьявола. Это ли не пример того, как мы должны действовать, когда Бог посещает нас тяжкими испытаниями? И нам надлежит быть столь же твердыми и способными все потерпеть о Господе нашем Иисусе Христе, Ему же слава и держава со Пресвятым Его Отцом, с Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Спасибо за рассказ, мне очень понравился, тоже испытываю похожие страдания, хочется иногда аж провалиться от отчаяния Не всякое сверхъестественное действие в человеке или в его внешней жизни имеет источником Святого Духа. Иногда это демоническое действие, как Вы могли видеть в процитированном мной рассказе. Для различения духов существует православная аскетика. Она же учит, когда духовный опыт от Бога, а когда нет. Если Вам интересно, почитайте для начала «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Очень вас жаль,у меня подобная ситуация и почти никто не может помочь. Огонек моей веры еле-еле тлеет исключительно на основании некоторых чудес в моей жизни и жизни других людей. Держись, брат! Вопрос не глупый, скорее ролики побудившие к нему, умными не назовешь. Прочтите обязательно Книгу Иова многострадального. То что вами переживается не исклюзив, просто кризис взросления. Так всегда бывает, когда кажется: - Все знаешь, весь мир у тебя в кармане, самого Бога поймали за бороду и ты в центре всей вселенной. А на самом деле, тебя поймали на дохлого червяка, и поймал тебя тот, о существовании которого, понятия не имел. Нужно выплюнуть пойманную наживку, но былого уже не будет, обрубленный крылья не вернуть, тем более чудом, все чудеса от лукавого, если только не сам ( с Божьей помощью ). Бог Сам сказал, что не будет более ни чудес ни знамений для рода неверующего, а верующие люди в чудесах не нуждаются, они сами чудеса творят по вере своей в Бога Всемогущего, обитающего не где то вне, а в собственном сердце живом, очищенном слезами и покаянием. А кого Вы имели в виду, говоря, что он поймал меня на дохлого червяка и кого я не знаю? Спасибо за совет почитать книгу Иова! Того самого искусителя из Библейской Книги Иова. Есть известный закон духовной жизни: новоначальному даётся преизбыточная благодать, чтобы он ощутил, как хорошо с Богом. А потом она отнимается, чтобы верующий трудился и учился бороться. Кроме того, человек живёт волнообразно: за подъёмом следует спад, за спадом подъём. " И это пройдёт " . Главное надейтесь не на себя а на Бога, старайтесь жить по Его воле. Мне в этом плане очень нравятся лекции отца Константина Корепанова, особенно полезна вот эта . У него есть замечательный цикл " Основы духовного делания " . В конце как раз есть лекция о сомнениях.

http://azbyka.ru/vopros/poterjal-veru-po...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Протоиерей Георгий Бреев. Фото: В. Ходаков/Патриархия.Ru И даже когда тело Иова было подвержено страшной болезни, когда отваливались куски гниющей плоти, Иов от Бога не хотел отойти. Хотя жена его толкала на это: «Ну что ты так мучаешься?! Ну скажи два слова, похули Бога! Тебя побьют камнями, ты умрешь – и все муки кончатся. Чего ты годами страдаешь?!» А он ответил: «Ты безумна; не знаешь, что говоришь. Я знаю, что Творец как дал мне все богатство, так может его мне и возвратить». Как это – возвратить? Представьте, в таком положении человек!.. А он знал, что для Бога все возможно. Так оно и сложилось. Этот образ, совершенно потрясающий, чем-то близок Христу. Потому его и можно воспринимать как прообраз Христа-Спасителя. Здесь верность правде, верность Тому, от Кого Иов получил свое бытие. Полная жертвенность: если так нужно, значит, я принесу в жертву и жизнь свою, и детей. Вот это картина необычайная. – Отец Георгий, а многострадального Иова можно назвать радостным человеком? – Понимаете, когда человек страдает, он страдает доподлинно. Страдания Иова не могли быть каким-то внешним эффектом. Нельзя говорить, что он страдал только телом, а душа его ликовала. Это ложный путь. Этим умаляется суть страдания. И Христос не ложно страдал на Кресте. Иов страдал действительно, и душой тоже. Но у него была твердая убежденность, что это нужно ему пройти, что это все в руках Божиих, Бог все равно его знает, видит и понимает. Он все это знал. И когда друзья приходили и вели свои речи, он эти речи отметал, потому что в них не было понимания того, к чему он был предназначен Богом. – Батюшка, бывает, что люди ходят в храм, молятся, соблюдают посты, но при этом ропщут. Радости нет у них. О чем свидетельствует такое состояние? Как бы человек ни подвизался, как только у него появляется ропот, он теряет все – Такое состояние отмечали святые отцы. Старец Амвросий Оптинский говорил, что ропот – это порок, который все стирает с лица Земли. Стирает все достоинства человека, все добродетели. Что бы человек ни делал, как бы милость ни проявлял, каким бы добрым ни был, как только у него появляется ропот, он все теряет, он сам себя изнутри съедает. Он внутри себя занимается самоуничтожением. Это страсть, это самоуничтожение. Уничтожение себя как личности, как духовного человека.

http://pravoslavie.ru/91708.html

Оттого он покидает признанного всеми Гегеля и идет «к частному, – как он выражается, – мыслителю», – к библейскому Иову. Идет не затем, чтоб в качестве постороннего наблюдателя любоваться великолепными вспышками гнева многострадального старца или наслаждаться несравненными образами одной из «наиболее, – как он говорил, – человеческих книг Св. Писания». На это способен был и Гегель – да кто уже только ни восхищался книгой Иова! Киркегард, который в противоположность «всемству», нашел или принужден был найти в себе мужество, чтобы прислушаться к тому, что нам рассказывает безумие и смерть, идет к Иову, как к мыслителю, идет за истиной, от которой отгородился Гегель, укрывшись в оазисе своей философской системы. Гегель не хочет, не может услышать ни Киркегарда, ни Иова: их устами говорят безумие и смерть, которым не дано оправдаться перед разумом. Людям, выброшенным из жизни, нет места в «системе» Гегеля, умозрительная философия отворачивается от них, забывает об их существовании. Киркегард взывает: «Что за сила, которая отняла у меня мою честь и мою гордость, да еще так бессмысленно? Неужели я нахожусь вне покровительства законов?». Но разве Гегель может хоть на минуту усомниться в том, что отдельный человек находится вне покровительства законов? Для умозрительной философии совершенно самоочевидно, что отдельный человек, т. е. существо, возникшее во времени, должно во времени иметь и конец, и что законы вовсе не затем установлены, чтоб оберегать столь преходящее существование. И сила, о которой говорит Киркегард, отнюдь не есть сила бессмысленная, а осмысленная, разумная, ибо, как и мы сейчас слышали, все действительное – разумно. Задача же и обязанность, даже назначение человека – и Киркегард не вправе требовать для себя никаких привилегий – в том, чтоб постичь эту великую, навеки неизменную истину, с мудрым спокойствием принять ее и покориться своей судьбе. Это было известно и друзьям Иова, которые сделали все возможное, чтобы своими речами помочь ему подняться на должную нравственную высоту.

http://predanie.ru/book/69924-kirgegard-...

Что такое Вифлеемская звезда? Много людей задумывалось над этим вопросом. Маловерующие люди и некоторые астрономы старались её явление объяснить как естественное, то есть будто бы в это время две планеты соединились в одну и дали такой необыкновенно сильный свет; другие предполагали нарождение новой звезды, что иногда наблюдается на небосклоне: вдруг появляется новый сильный свет от неведомого светила, некоторое время горит и так же быстро потухает и исчезает в необъятную вечность. Все эти рассуждения вымышленные. Нечего подыскивать объяснения, а надо согласиться, что Вифлеемская звезда – это умная Сила, то есть Ангел, воплотившийся в вещественный свет. Об этой звезде знали волхвы давно, получив свою мудрую науку от первого астронома, пророка Даниила, который задолго говорил о звезде, которая своим появлением возвестит миру о рождении Иисуса Христа, обещанного Мессии, Искупителя греховного человечества; возвестит радость о воплощении Божества в человека, когда небеса преклонятся к земле и Божественный Учитель сойдёт на грешную землю и примет на ней страшную крестную смерть за наши грехи. И как нужно благодарить Бога, что Он нас сподобил дожить до этого светлого Праздника. Ведь Вифлеемская звезда имеет огромное значение и до сих пор, и для нас, потому что и мы должны заботиться зажечь в своей душе такую же звезду, тот Божественный Свет, который очищает душу от греховной скверны и приближает человека к Богу, когда никакая скорбь, никакое несчастье не могут поколебать веры в Промысл Божий и Его святую волю (которая, безусловно, всегда ведёт к спасению); не унывать и не переставать чувствовать присутствие Духа Божия, находясь и в самом тяжёлом, плачевном состоянии. Взять в пример хотя бы ветхозаветного многострадального Иова. Какие страдания могут ещё сравниться со страданиями, причиненными ему диаволом по попущению Божию для доказательства верности и непоколебимости в подчинении Иова Богу. Он сразу потерял богатство, славу, почести, впал в крайнюю бедность, потом сразу лишился всех детей, которые сгорели в доме во время пира, каждый день слышал он плач и упрёки жены, что по его вине они обеднели до такой степени, что ей приходится ходить на работу по домам, как последней служанке, когда она не может забыть, как все вставали из уважения со своих мест при появлении Иова. Надо сказать, что тяжёлый удар нанесли ему его друзья, которые обвинили его в лицемерии, потому что, если бы он искренно служил Богу, Он бы его никогда не наказал такими страшными несчастиями и особенно последней, мучительной болезнью – проказой; и вот, презираемый всеми, он был выброшен за город и лежал там на гноище. Но даже в таком состоянии он говорил, что есть Бог, и ничем его в этом нельзя было разубедить, ибо дыхание Его он чувствовал в ноздрех своих. Вот он, Божественный Свет, который спас его от отчаяния. Об этом Свете говорит и псалмопевец Давид в одном из псалмов...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Дороги и бездорожье нашего нищего странника не ведут к цели. Ничего, кроме малых привалов, где можно есть, пить и веселиться . Непостижимыми являются дела, среди которых человек ни днём, ни ночью не знает сна. Раши по этому поводу говорит, что «сна не видит преступный в своей погоне за богатством и связями запретными» 8, 16–17], то есть речь идёт о делах худых, а не о делах вообще. О бесплодности человеческих поисков осмыслить пути Божии свидетельствует, согласно Раши, то, что «даже нашему учителю Моше не удалось то постичь, когда он просил: дай познать мне пути Твои ( Исх. 33:13 )» [там же]. даже такой мудрец, как Моисей, не смог сказать, что он знает пути Божии. Глубокое понимание екклесиастовых слов мы находим у блж. Иеронима. В основе – горе от ума: «Кто изыскивает причины и основание вещей [почему один зрячий, а другой слепой и прочее. – Г. Ф.]… такой делает не что иное, как только мучится в своём допытывании, имеет для себя пытку в этом расследовании, и тем не менее не постигает того, чего добивается» 8, 16–17]. Если же кто думает, что узнал причину, то «он находится в глубоком заблуждении». Так друзья многострадального Иова были уверены, что Иов страдает по своей греховности. Всё у них было логично и всё неверно. Уверенные в своей правоте мудрецы были совершенно не правы. Подлинная причина страданий Иова была им совершенно неведома. Они не предстояли с сынами Божьими пред Ягве Богом, не слышали претензий сатаны, они видели только часть происходящего, картину в целом знал только Бог. Не знал её и Иов, а потому и бунтовал. Но Иов, как и Екклесиаст, был предельно честен и не выдумывал логичных объяснений, подобно друзьям-мудрецам. Бунт Иова и пессимизм Соломона приятны Богу; приятны, потому что честны и искренни, а ведение – только Богу. О том блж. Иероним говорит, толкуя текст Екклесиаста: «Намекает однакоже, что есть причины всех вещей и есть справедливость, почему всё происходит именно так; но причины эти сокрыты в тайне, и людьми не могут быть постигаемы» [там же].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010