Хорошо же добавляется: «И муж чище ли Творца своего»? Кто бы ни сетовал об ударах, он отличен от того, кто порицает правосудие Ударяющего. Следовательно, муж, который жалуется на удары плетью, считает себя чище своего Создателя; без сомнения, он поставляет Его ниже себя, если он скорбью опровергает Его суд о себе. Следовательно, чтобы человек не отваживался осуждать Судию греха, он должен смиренно помышлять о Создателе всего сущего, потому что Тот, Кто чудесно сотворил человека из ничего, не ударяет сотворенного безжалостно. Елифаз узнал это, когда слышал голос подобно тихому веянию. Ибо в созерцании он узнал о величии Бога, и как смиренно должно бояться, когда получаешь наказание. И тот, кто вкушает высшее, невозмутимо переносит низшее, потому что он внутри видит совершенно, какова цена того, что он совершает снаружи. Ибо тот, кто не знает правила высшей справедливости, справедливо думает о себе плохо; и часто дерево видится прямым, если оно измеряется не по линейке, когда же оно приставляется к линейке, открывается насколько оно искривлено, так как, бесспорно, справедливость обнаруживает то, что одобряет обманутый глаз. Итак, Елифаз, так как увидел высшее, высказывает строгое суждение о низшем. И хотя он изобличает блаженного Иова несправедливо, однако, он, верно, описывает природу творения, по сравнению с Творцом, говоря: 38 Стихи 18, 19. Вот, Он и слугам Своим не доверяет; и в Ангелах Своих усматривает недостатки; тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли. 68 .       По какой причине изменчива ангельская природа, и если бы стала неизменяемой. Падение ангелов побуждает людей не доверять своей немощи. Моль, вожделение. – Даже если ангельская природа утверждена в созерцании Создателя, и в этом своем созерцании пребывает неизменно, однако, поскольку она сотворена, то сама по себе претерпевает чередование изменчивости. Но изменяться означает переходить от одного [состояния] к другому, и, следовательно, быть сущностно непостоянным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Глупцом, конечно, показал себя еврейский народ, потому что пренебрег присутствием самой вечной Премудрости в своем теле. Народ, который, как будто утвердился крепким корнем, так как временно возвысился сдерживанием жизни избранных. Но Елифаз призрел его хулением, потому что конечно еретики все те о которых мы сказали, что они держатся мнения друзей блаженного Иова, одновременно хвалятся именем Христа (Помазанника) и право неверия иудеев осуждают. 3 4 .               О котором глупце дальше добавляется: Дети его далеки от счастья ( Иов.5:4 ). Дети этого глупца – это все те, кто рождается проповедью его неверности. Которые, надо думать, в долгом благе живут, потому хотя и познают временную жизнь без печали, но сильнее караются вечным наказанием; как о тех же самых сынах его Господь говорит: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение ( Матф.23:14 ). Из чего следует: Их будут бить у ворот, и не будет заступника ( Иов.5:4 ). Кто другой должен мыслиться под именем ворот, если не Посредник между Богом и людьми, Который сказал: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется ( Иоан.10:9 )? Тогда дети этого глупца вошли не воротами, и были «побиты у ворот», так как злые потомки иудеев до пришествия Посредника были сильны в созерцании Закона, но во время присутствия нашего Искупителя отпали от покорности Богу, будучи по заслугам отторгнуты за свое предательство. У этих детей, конечно, нет заступника, так как пока еще они постоянно пытаясь убить Самого Спасителя, лишают себя предложенного средства спасения. О чем хорошо добавлено: 4 5 .              Жатву его съест голодный и его самого схватит вооруженный ( Иов.5:5 ). Ведь то, что было жатвой этого глупца, теперь стало хлебом для посвященного. Ибо некоторые зернышки из колосков – это слова пророков, которыми обладал глупец, но не съел их, так и иудейский народ понимал закон в прямом смысле слова, но из-за глупого высокомерия воздержался от понимания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

5 Quadam die cum venissent filii Dei, ut assisterent coram Domino, adfuit inter eos etiam Satan./И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. (Синод. пер.) 6 Quia frigus erat, et stans ad prunes califaciebat se./Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. (Синод. пер.) 7 Angeli eorum in coelis semper vident faciem Patris mei, qui in coelis est./ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. (Синод. пер.) 8 Oculi Domini contemplantur malos et bonos./Ha всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых. (Синод.пер.) 11 Nunquid considerasti servum meum Job, quod non sit ei similes in terra, homo simplex et rectus, ac timens Deum, et recedens a malo?/Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. (Синод. пер.) 12 Venite descendamus, et confundamus ibi linguam eorum./Сойдем же и смешаем там язык их. (Синод. пер.) 13 Desiderium cordis eorum audivit auris tua./Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое. (Синод. пер.) 15 Nunquid frustra Job timet Deum? Nonne tu vallasti eum, ac domum ejus, universamque substantiam per circuitum?/Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него. (Синод. пер.) 16 Extende paululum manum tuam, et tange cuncta quae possidet./Ho простри руку Твою и коснись всего, что у него. (Синод. пер.) 17 Nunquid frustra Job timet Deum? Nonne tu vallasti eum ac domum ejus, universamque substantiam per circuitum? Operibus manuum ejus benedixisti, et possession illius crevit in terra./Разве даром богобоязнен Иов? He Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. (Синод. пер.) 18 Sed extende paululum manum tuam, et tange cuncta quae possidet, nisi in faciem benedixerit tubi./Ho простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Нав. 10, 13 ). Возможно, что царь Соломон обработал ее в настоящем виде, потому что в книге Иова есть много сходства с другими книгами Соломона – Притчами и Екклесиастом. Иов упоминается в нескольких книгах Священного Писания как великий праведник. Так, например, в книге пророка Иезекииля Иов ставится наравне с патриархом Ноем и пророком Даниилом (см. Иез. 14, 14–20 ). Апостол Иаков приводит Иова в качестве примера терпения: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слушали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» ( Иак. 5, 11 ). Во время своей болезни Иов высказал важное предсказание об Искупителе и о предстоящем воскресении мертвых: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого и увидят Его» ( Иов 19, 25–27 ). Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтирь является самой драгоценной книгой Ветхого Завета. Псалтирь – это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно». Свое название Псалтирь получила от греческого слова «псало», что значит «играть на струнах». Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им боговдохновенных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом «псалтырион», похожем на арфу. У евреев Книга Псалмов называется «Тегиллим», что значит «хваление». Псалтирь, слагаясь в течение восьми столетий – от Моисея (1500 лет до Р.Х.) до Ездры и Неемии (400 лет до Р.Х.), содержит 150 псалмов. Царь Давид положил начало этой книге, составив наибольшее количество псалмов (более 80-ти). Кроме Давидовых, в Псалтирь вошли псалмы: Моисея – один ( Пс. 89 ), Соломона – три ( Пс. 71 ; Пс. 126 ; Пс. 131 ), Асафа-прозорливца и его потомков асафитов – двенадцать; Емана – один ( Пс. 87 ), Ефама – один ( Пс. 88 ), сынов Кореевых – одиннадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в день рождения царя Николая II Очевидно для всех чудо, явленное Промыслом Божиим в самом дне рождения Царя-страстотерпца Николая Александровича — дне памяти святого Иова. Сам Государь видел в этом факте прообраз своей судьбы. Вот его слова: «Я имею больше, чем предчувствие, но полную уверенность, что я предопределен ужасным испытаниям и не получу награды здесь, на земле. Сколько раз я применял к себе слова Иова: “Едва я почувствую опасность, она осуществляется, и все несчастья, которых я опасаюсь, падают на меня”» (Из воспоминаний М. Палеолога — со слов министра иностранных дел Сазонова и председателя Совета Министров Столыпина). И еще: «Я питаю твердую и абсолютную уверенность, что судьба России — моя собственная судьба, и судьба моей семьи находится в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил». Книга Иова, как и всякое слово Божие, освещая историю человечества лучами Божественного света, помогает нам понять глубины недавних событий и то, что произошло с нашим последним Царем. Мы знаем по благодати Духа Святого, что Царь наш — святой. И поэтому мы можем сравнивать его с другим святым, с праведным Иовом. Имя «Иов» означает, согласно одному толкованию, «ненавидимый» или «почитаемый за врага». Другие толкуют его как «тот, кто исполнен горя» и «тот, кто стенает». Об Иове говорится прежде всего, что он был человек благочестивый. Он был «непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» (Иов 1, 1). «Непорочен» не означает «безгрешен», как он сам признает это: «Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня» (Иов 9, 20). Но когда человек старается с благоговением хранить все заповеди Божии, устремляясь к совершенству, сердце его непорочно и взгляд — чист. Все это в полной мере относится и к Императору Николаю II. Достаточно взглянуть непредвзято на фотографии Царя, чтобы убедиться в этом. Да, Государь был праведен в своих отношениях с Богом и с людьми, никогда не обманывал ничье доверие. Страх Божий определял все его поведение. Самое главное, что можно сказать об Иове и о Государе — они были верующими людьми, искренними в своей вере.

http://moral.ru/st_job/

Но зло, побежденное, не отходит: оно опять изыскивает повод, чтобы оклеветать праведника, даже перед всеведением Божиим. Оно говорит теперь так: все это, что исчезло теперь у Иова, есть лишь ценность внешняя; но вот коснись самого его, благословит ли он тогда Тебя? «И сказал Господь сатане: вот он в руке твоей, только душу его сбереги» ( Иов.2:6 ), – то есть вот он, делай с ним, что хочешь, только сохрани его жизнь. Ничего внешнего не бывает без попущения Божьего, волос не падает с головы. Попускаемый огонь зла должен выявить, выплавить подлинное золото добра. И вот Иов в проказе. Страшная, лютая болезнь постигла его. Болезнь эта в то время уже лишала людей права жить в городе, селениях, общаться с людьми. Прокаженные не могли подходить к человеку. " Взял он (Иов) себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел» ( Иов.2:8 ). Скоблил, чтобы как-либо успокоить хотя бы временно нестерпимый зуд умирающего, заживо разлагающегося тела. И здесь приступает к Иову одно из самых страшных искушений, которое бывает более остро, чем искушение самого сатаны. Это – искушение от близкого человека. Жена подходит к Иову и говорит ему: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри!» ( Иов.2:9 ) Действительно, ужасное это искушение, но Иов говорит жене: " " Ты говоришь, как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Во всем этом Иов не согрешил устами своими» ( Иов.2:10 ). Здесь мы воочию видим удивительное состояние ветхозаветного праведника, состояние, которое, скажем прямо, редко кому в полноте доступно, даже из современных христиан. И хотя каждый верующий человек догадывается об этом состоянии и считает его высшим, но к себе не прилагает и не стремится приложить. Это состояние есть по существу своему состояние богоусыновления, когда все, что совершается в мире, все что совершает или попускает Промысл Божий, делается для человека «своим», «родным». И если кто-нибудь из людей может восстать на Бога из-за несчастья в мире, этим он духовно отделяет себя, отсекает от великой заботы Божией, выплавляющей вечное из временного и, значит, не признает Божий мир своим миром. Человек призван участвовать в жизни этого мира, как сотрудник Божий. Суд же и управление миром принадлежит Тому, Кто в миллионы и миллионы раз мудрее, справедливее и могущественнее человека. И – знает, что надо. Вот эту тайну усыновления, доверчивого приятия горечи больного, еще не преображенного мира, тайну, которая целиком раскрывается в Новом Завете, – удивительно открывает уже книга Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/taina-...

Ст. 14 – 15. Единою бо (ν γρ τ παξ – однажды) возглаголет Господь: второе же во сне, или в поучении нощнем (ς φσμα εν μελτη νυκτεριν, рс: в ночном видении), или яко егда нападает страх лют на человеки, во дреманиих на ложи. Елиусу было известно, что Господь открывает свою волю трояко. Первый способ откровения, это – непосредственное слово Божие к человеку, выражающее определенную истину, определенный нравственный закон. А потом, по мере надобности, Господь некоторыми способами напоминает свое, прежде откровенное, слово и побуждает строго исполнять его. Таким способом напоминания воли Божией было чрезвычайное видение в ночное время; оно невольно оставалось в памяти человека и было внушительным истолкователем воли Божией. Иногда откровение сообщалось от Бога в глубокую полночь при некотором особенно сильном возбуждении духа в получающем откровение. Когда вся природа предается покою и наступает глубокая тишина, тогда и человек, чувствуя господство воли Божией над жизнью природы, глубоко благоговеет пред Вседержителем, и в таком настроении духа бывает более достоин и способен получить откровение Верховной Воли. Эти способы откровения божественного были известны в патриархальное время. Так Господь открывал свою волю не только патриархам еврейского народа ( Быт. 15:1, 5; 26:24 ) но и другим праведникам того времени – лучшим людям соседних народов. Так мудрый, строго честный и ревностно-правдивый старец Елифаз, почтеннейший из друзей Иова, откровенно и прежде всего заявляет о себе: «Ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него (Бога). Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет, и потряс все кости мои и дух прошел надо мною, дыбом стали волоса на мне. Он стал, – но я не распознал вида его, – только облик был пред глазами моими; тихое веяние, и я слышу голос...» (гл. 4, ст. 12 – 16). Подобным образом Господь открывал свою волю знаменитому пророку востока Валааму, сыну Веорову из Пефора (на р. Евфрате): Господь «приходил к Валааму «ночью», «влагал слово в уста его,» и Валаам «говорил с открытым оком, слышал слова Божии, видел видения Всемогущего; падал, но были открыты глаза его...» (числ. гл. 22, ст. 9 13. 2 – 21; гл. 23, ст. 4 – 7. 16; гл. 24, ст. 3 – 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

При подобном отношении Бога к Иову положение последнего оказывается в полном смысле безвыходным. Если он виновен, то ему нет оснований ждать милости и прощения; если прав, то нет данных «поднять головы своей» (ст. 15), т. е. ободриться. Последнее невозможно потому, что в очах Божьих Иов не перестает быть грешником, заслуживающим наказания. Показателем такого отношения к нему Господа является все более и более усиливающаяся болезнь, она – свидетель его виновности ( Иов 16.8 ), за которую Бог преследует Иова, как лев свою добычу ( Ис 38.13 ; Ос 5.14, 13.7 ), в нанесении страданий проявляет Свое всемогущество. Иов.10:18 .  И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня; Иов.10:19 .  пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб! Утверждая, что Господь еще при создании решил не прощать ему греха (ст. 13–14), Иов не понимает, как Бог мог даровать ему жизнь. Последнее предполагает и требует любви, но ее не было, за что ручается определение «не оставлять греха без наказания». Не было любви, не мог появиться на свет и Иов. Так возникает новое недоумение. Иов.10:20 .  Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, Иов.10:21 .  прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, Иов.10:22 .  в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма. Тревожимый всеми этими неразрешимыми вопросами, утративший веру в Бога, как правосудное, любящее человека существо, Иов ввиду приближения смерти ( «не малы ли дни мои?») просит Господа отступить от него, прекратить проявления гнева (ст. 15–17). Тогда он умрет спокойно, не тревожимый сомнениями. И этот сравнительно светлый конец будет возмещением за тот мрак, который ждет его в преисподней, где нет даже следа солнечного света («офел» ст. 22, ср. Исх 10.22 ), где господствует сень смертная. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так как местности, посыпанные серою, необитаемы для людей ( Втор 29.22–23 ), то под имеющими поселиться в шатре нечестивого естественнее разуметь не людей, но диких животных, между прочим, шакалов, которыми пророки заселяют постигнутые гневом Божьим развалины городов ( Ис 13.20–22, 27.10 ). Иов.18:16 .  Снизу подсохнут корни его, и сверху увянут ветви его. Полная гибель дерева с ветвями и корнями ( Ис 5.24 ; Ам 2.9 ) – образ гибели семейства нечестивого, о чем идет речь ниже (ст. 19). Иов.18:17 .  Память о нем исчезнет с земли, и имени его не будет на площади. Иов.18:18 .  Изгонят его из света во тьму и сотрут его с лица земли. От нечестивого, как и его жилища, не остается никакого следа: память о нем исчезает, что считалось величайшим несчастием ( Втор 25.6 ; Сир 46.14–16 ), и имя предается забвению «на площади», буквально с еврейского «на лице хуц» – «поля» ( Иов 5.10 ; Притч 8.26 ), в местностях, лежащих, за пределами той страны, в которой жил нечестивый. Ст. 18 представляет образное выражение мысли ст. 17. Иов.18:19 .  Ни сына его, ни внука не будет в народе его, и никого не останется в жилищах его. От нечестивого не остается потомства. Иов.18:20 .  О дне его ужаснутся потомки, и современники будут объяты трепетом. Навсегда лишь памятен день гибели грешника как для современников, так и для потомков, по объяснению других (Делича), – для народов востока и запада, потому что евр. слово «ахароним» («потомки») употребляется в смысле «запад», а «кадмоним» («современники») – «восток». Подобное толкование находит для себя подтверждение в замечании ст. 17, что имя нечестивого предается забвению в лежащих за пределами его родины местностях. Иов.18:21 .  Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога. Ввиду, может быть, заявления Иова ( Иов 17.11–16 ) Вилдад не находит нужным закончить свою речь словом утешения, как он поступил в первый раз ( Иов 8.21 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Параллелизм антитический состоит в соответствии двух членов друг другу через противоположность выражений или чувств. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» ( Притч 27.6–7 ). «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» ( Пс 19.8–9 ). Параллелизм бывает синтетическим, когда он состоит лишь в сходстве конструкции или меры: слова не соответствуют словам и члены фразы членам фразы, как равнозначащие или противоположные по смыслу, но оборот и форма тождественны; подлежащее соответствует подлежащему, глагол – глаголу, прилагательное – прилагательному, и размер один и тот же. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; страх Господа чист, просвещает очи» ( Пс 18.8–9 ). Параллелизм бывает, наконец, иногда просто кажущимся и состоит лишь в известной аналогии конструкции или в развитии мысли в двух стихах. В этих случаях он является чисто рифмическим и поддается бесконечным комбинациям. Каждый член параллелизма составляет в еврейской поэзии стих, состоящий из соединения ямбов и трохеев, причем самый употребительный стих евреев – гептасиллабический, или из семи слогов. Стихами этого размера написаны кн. Иова ( Иов 3.1 – Иов 42.6 ), вся книга Притчей и большинство псалмов. Встречаются также стихи из четырех, пяти, шести и девяти слогов, чередуясь иногда с стихами различного размера. Каждый стих является, в свою очередь, частью строфы, существенным свойством которой служит то, что она заключает в себе единую, или главную, мысль, полное раскрытие которой дается в совокупности составляющих ее стихов. Впрочем, в некоторых случаях то две различные мысли соединены в одной строфе, то одна и та же мысль развивается и продолжается далее этого предела. О книге Иова В книге своего имени Иов выступает со всеми признаками лица исторического: в ней указывается его происхождение, время и место жизни, ее продолжительность, дана характеристика семейной жизни страдальца, общественного положения и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010