3) В заключение Бог осуждает Елифаза и друзей его за неправые суждения их и повелевает им просить о себе молитв Иова, а потерю Иова вознаграждает сугубо (42 гл . 7–17 ст). Глава I Бедствия Иова 6. Случилось в один день, пришли сыны Божии, предстать пред Иеговою; пришёл туда и сатана среди них. 48 7. И сказал Иегова сатане: откуда ты пришел? Сатана отвечал Иегове и сказал: я скитался по земле и обошёл её. 49 8. И сказал Иегова сатане: обратил ли ты своё внимание на раба моего Иова? Ибо нет подобного ему на земле; – муж добрый, справедливый, боящийся Бога и удаляющийся порока 50 . 9. И отвечал сатана Иегове и сказал: 10. Даром ли боится Иов Бога? 51 Не Ты ли ограждаешь его, и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его расстилаются по земле 52 . 11. Но простри-ка Свою руку, и коснись всего, что у него; не скажет ли он Тебе в лицо: прощай? 53 12. И сказал Иегова сатане: вот всё, что у него есть, в руке твоей; только на него не возлагай руки своей. И ушёл сатана от лица Иеговы 54 . 13. И случилось в один день; сыновья его и дочери его ели и пили вино в доме брата своего первородного 55 . 14. И вестник пришёл к Иову и сказал: волы орали и ослицы паслись близь них; 15. и напали Савеяне и взяли их, а отроков избили острием меча; спасся только я один, чтобы известить тебя 56 . 16. Этот ещё говорит и приходит другой, и сказывает: огнь Божий ниспал с неба, возгорелся на овцах и отроках и пожрал их; спасся только я один, чтобы известить тебя 57 . 17. Этот ещё говорит и приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и напали на верблюдов и взяли их, а отроков избили острием меча; и спасся только я один, чтобы известить тебя 58 . 18. Этот ещё говорит и приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и пили вино в доме брата своего первородного; 19. И вот великий ветер пришёл из отдаленной пустыни и обхватил четыре угла дома; дом упал на отроков и они умерли; спасся только я один, чтоб известить тебя 59 . 20. И встал Иов, раздрал одежду свою, остриг главу свою, повергся на землю и молился 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

21. И сказал: наг я вышел из чрева матери своей, наг и возвращусь туда (в недра матери – земли); Иегова дал, Иегова и взял; да будет имя Иеговы благословенно 61 ! 22. При всём этом не согрешил Иов, и не произнёс ничего глупого против Бога 62 . Глава II Болезнь Иова Ст. 1. Случилось в один день; пришли сыны Божии предстать пред Иеговою и пришёл туда сатана среди них предстать пред Иеговою. 2. И сказал Иегова сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Иегове и сказал: я скитался по земле и обошёл её. 3. И сказал Иегова сатане: обратил ли ты внимание своё на раба моего Иова? Ибо нет подобного ему на земле, – муж добрый, справедливый, боящийся Бога и удаляющийся порока; доселе он держится добродетели, a ты раздражал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 63 4.И отвечал сатана Иегове и сказал: кожу за кожу и всё, что есть у человека, он отдаст за душу свою. 64 5. Но простри-ка Свою руку и коснись костей его и плоти его; не скажет ли он Тебе в лицо: прощай. 65 6. И сказал Иегова сатане: вот он в руке твоей; только душу его сохрани. 66 7. И ушёл сатана от лица Иеговы и поразил Иова лютою проказою от подошвы ног его по самое темя. 8. И он взял себе черепок, чтобы скоблить себя им, а сам сидел посреди пепла. 67 9. И сказала ему жена его: ещё ли ты держишься добродетели своей? Простись с Богом и умри. 68 10. Но он сказал ей: ты говоришь так, как говорит какая-нибудь безумная. Итак, добро мы хотим принимать от Бога, а зло не хотим? При всём этом не согрешил Иов устами своими 69 . Прибытие к Иову трех друзей его 11. И услышали три друга Иова о всех сих бедствиях, постигших его, и пришли каждый от места своего, Елифаз Феманский, Валдад Савхейский и Софар Нааматский. Они собрались вместе, чтобы идти сетовать с ним, и утешать его. 70 12. И подняли глаза свои издалека и не узнали его; и подняли голос свой и зарыдали и раздрали каждый одежду свою и бросали пыль к небу над головами своими 71 , 13. и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей, и никто не говорил ему ни слова; ибо видели, что печаль его весьма велика 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Глава XXXII Ст.1. И перестали три оные мужа отвечать Иову, потому что он был праведен в очах их 778 . 2. Но воспылал гнев Елиуса, сына Варахииля Вузитянина, из рода Рамова. На Иова воспылал гнев его за то, что он представлял свою душу праведною пред Богом 779 . 3. А на трёх друзей его воспылал гнев его за то, что не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова 780 . 4. Елиус пережидал Иова, пока он говорил; потому что они были старшие его днями 781 . 5. И увидел Елиус, что нет ответа в устах трёх оных мужей, и воспылал гнев его, 6. и отвечал Елиус сын Варахииля Вузитянина и сказал: Молод я днями, а вы престарелы; потому я робел и боялся выставлять знание своё пред вами. 7 . Я думал: дни говорят и множество лет научает мудрости 782 . 8 . Но нет! Дух в человеке и Дыхание Вседержителя вразумляет его 783 . 9 . И не многолетние бывают мудры, и не старики разумеют правое дело. 10. И потому говорю: слушайте меня! Покажу знание своё и я 784 ! 11. Вот я ждал ваших слов, вслушивался в суждения ваши, доколе вы разбирали речи; 12. я пристально смотрел на вас. Но вот никто не опровергает Иова, никто из вас не отвечает на слова его 785 ! 13. Не скажите: «мы нашли мудрость; Бог ниспровергает его, а не человек!» 786 14. Он не ко мне обращал речь, и я не вашими словами буду возражать ему 787 . 15. Устрашились, не отвечают более, не нашлось у них речей 788 ! 16. Я ждал; но они не говорят, а стоят и не отвечают более. 17. Дам ответ и я на свою долю, покажу знание свое и я: 18. ибо я полон речами, дух теснит внутренность мою 789 ! 19. Вот внутренность моя, как вино не откупоренное, как новые мехи, разрывается 790 ! 20. Поговорю, и мне будет легче, открою губы свои и дам ответ! 21. К лицу человека пристрастен не буду и льстить сыну земли не стану 791 ; 22. ибо я не умею льстить; сейчас погуби меня Творец мой 792 . Глава XLII Ст. 1. И отвечал Иов Иегове и сказал 1045 : 2. Я знаю, что Ты всё можешь, и что не разрушится у Тебя никакое намерение 1046 ! 3. Кто это помрачает Провидение, ничего не разумея? Так, я говорил, чего не понимал, что было чудно для меня и чего я не знал 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

В ответной речи Иов говорит о своей жажде встречи с Богом, он знает, что скажет Господу в свое оправдание (гл. 23), но не может понять смысл страдания вдов, сирот, бедняков. Вилдад утверждает, что Иов ошибается, говоря о страданиях невинных (24. 12), ибо все люди грешны и «как быть чистым рожденному женщиною?» (25. 1-6). Иов обвиняет Елифаза в лицемерии (26. 1-4). Затем следует возвышенное восхваление Иовом Бога Творца (26. 5 - 31. 40). Слова Иова подобны исповеди. «Жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!» (27. 2-4). Праведность и непорочность - вот главные нравственные ценности Иова, к-рым он будет верен до смерти. Именно на эти качества Иова указывал Бог в 1-й беседе с сатаной (1. 8). V. Учение о Премудрости (гл. 28). Эта глава по содержанию близка к др. восхвалениям Премудрости в Свящ. Писании (ср.: Притч 8-9; Сир 1; Прем 6-8). Большинство исследователей, указывая на отсутствие логической связи между «Гимном мудрости» (гл. 28) и соседними главами 27 и 29, полагают, что данная речь представляет собой самостоятельное произведение, к-рое первоначально не входило в книгу ( Рижский. 1991. С. 123; Швинхорст-Шенбергер. 2008. С. 443). Но в то же время стиль и язык этой речи близки к языку и стилю др. частей И. к. ( Рижский. 1991. С. 124). Говоря о Премудрости, Иов (подобно авторам др. учительных книг ВЗ) отмечает ее свойства: бесценность: «Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра» (28. 15); сокровенность: «Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена» (28. 21); праведность: «Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум» (28. 28; ср.: Пс 110. 10; Притч 9. 10); ее божественное происхождение: «Бог знает путь ее, и Он ведает место ее» (28. 23). VI. Иов и Елиуй (главы 29-37). Начиная с XVIII в. большинство библеистов критического направления считают речи Елиуя (главы 32-37) позднейшим добавлением, поскольку, кроме этих глав, 4-й друг Иова нигде более не упоминается. В данных главах особенно много арамеизмов, что, по мнению большинства исследователей, указывает на ее позднее происхождение ( Hartley. 1988. P. 28; Рижский. 1991. С. 130). Еще одной отличительной чертой этой части является более частое использование имени Божия  , чем   и  .

http://pravenc.ru/text/578206.html

и утроба его приготовляет обман.» ( Иов. 15:20–21, 31, 35 ). Вилдад: «Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его... Сократятся шаги могущества его, и низложит его собственный замысл его.» ( Иов. 18:5, 7 ). Софар: «Разве не знаешь ты, что от века, с того времени, как поставлен человек на земле, веселие беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?...» Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах. Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим, бережет и не бросает его, а держит его в устах своих:: то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его. Имение, которое он глотал, изблюет:: Бог исторгнет его из чрева его.» ( Иов. 20:4–5 , Иов. 10–15 ). При таком положении роль Вседержителя сводится только к поддержанию Им же установленного миропорядка, некоего Закона, оказывающегося выше Его. Опять совершается незаметная рокировка! Иов, обличающий Бога в произволе, кажется богохульником. Но на самом деле богохульствуют его друзья, потому что они отрицают не факт произвола (его отрицать трудно – он перед их глазами), а самую возможность произвола со стороны Бога, поставляя тем самым Его в зависимость от некоего безликого Закона справедливости. Есть еще одно. Прочнейшее основание христианской этики – это вера в конечное торжество добра и упразднение зла, в то, что зла не должно быть в мире и его не будет. Практическим аспектом этой веры является неприятие зла как нормы. Именно этим неприятием вдохновлены гневные возражения Иова против порядка, установившегося на земле. Но это-то неприятие и ставят в пику христианину Иову его друзья – материалисты. В их речах не промелькнет ни разу надежда на всемирную победу добра. От Елифаза до Елиуя, от «человек рождается на страдание» ( Иов. 5:7 ) до «там они вопиют, и Он не отвечает им» ( Иов. 35:12 ) сквозит и в смысле, и в тоне их речей хорошо известная и одинаково уживающаяся и с языческой древностью, и с научным материализмом идея субстанциональности зла, вера в его неустранимость, естественность и полезность. В отличие от неистовствующего Иова, равнодушно взирают его друзья, подобно языческим божкам, на людские страдания, к которым давно притерпелись, приняли как норму и нашли для них разумное оправдание. «Я погрешу против правды и против милости,– писал по поводу друзей Иова Г.К. Честертон, – если причислю их к поборникам эволюции; но есть в них что-то роднящее их с главным убеждением этих бодрых ученых. Они упорно твердят, что все в этом мире ладно, будто может быть хоть что-то ладно там, где зло сплошь и рядом остается на своем месте» (Честертон. Книга Иова). Этой темы, имеющей прямое отношение к проблеме теодицеи, мы еще коснемся в следующей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/iskush...

Дьявол говорит: « Разве даром Иов боится Бога?», в тайных своих мыслях жалуясь на праведных, и завидует их преуспеянию, и от зависти ищет способы для осуждения. То, что дьявол говорит: « Протяни немного руку Твою и коснись всего, чем он владеет» , означает, что он задыхается от кипящей в нем злобы, желаяправедным скорби. Ведь тем, что по зависти стремится их искушать, на самом деле выпрашивает доказательства их праведности. Теперь, когда мы кратко рассказали о видах внутренних разговоров, возвратимся к прерванному изложению. ГЛАВА 8 Ст.8: «Неужели ты не видел раба Моего Иова, что нет подобного ему на земле: человек простой и праведный, и боящийся Бога, и удаляющийся от зла?» 13. В предыдущем слове мы уже показали, что дьявол предпринял состязание не против Иова, а против Бога; предметом же состязания между ними был Иов. И если в нашей беседе мы говорим, будто Иов виноват в своих словах среди несчастий, что думать беззаконно, то мы говорим, что он в своем помышлении забыл Бога. Здесь нужно обратить внимание на то, что не дьявол прежде просил блаженного Иова у Господа, но Господь похвалил Иова перед дьяволом. И если бы Бог не знал, что Иов непременно пребудет в своей праведности, то не упомянул бы о нем пред дьяволом. И Он не допустит погибнуть в искушении тому, о ком еще прежде испытания, из-за похвал Божиих, в уме искусителя были зажжены сильные огни зависти. 14. Но когда древний враг не находит ничего плохого, в чем можно упрекнуть, то старается исказить к плохому хорошее. И когда он побежден делами, то, чтобы обвинить, он исследует наши слова. Когда же и в словах не находит возможности обвинить, пытается очернить намерение сердца, будто добрые дела рождаются не от доброго духа, и потому не должны рассматриваться благим Судьей. Он видит дерево, цветущее и приносящее летом плоды, и словно пытается положить к его корням гусеницу. Ибо говорит: ГЛАВА 9 Ст.9,10: «Разве даром Иов боится Бога? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все имущество? Дело рук его Ты благословил, и владения его распространяются по земле» .

http://bogoslov.ru/article/4880676

XXII, 32), что слова: «Аз есмь Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковлев», – которые сподобился слышать Моисей из горящей купины, – были откровением вечной жизни души и воскресения, «ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Mapka XII, 26–27 ), «ибо у Него все живы» ( Луки ХХ, 38 ). И слова Господа нашего были откровением для слушающих, доселе не ясно разумевших великую тайну бессмертия в словах, сказанных Моисею. И мы видим из многих мест новозаветных книг 396 , как мало был понят догмат бессмертия среди Иудеев того времени. Но с другой стороны начертатель послания к Евреям, великий изучатель книг ветхого завета и несомненно знающий все предание и верования Иудеев, указывает, Ebp. XI, 13, 16 – что Патриархи «только издали видели обетования, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле... и стремились к лучшему, к небесному». Но так и Давид в псалме 38, ст. 13 говорит о себе: «странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои». И в книге Иова 397 подымаются вопросы о существовании человека и о продолжении его жизни за гробом. В одном месте (Иова XXXVIII, 16, 17) затрагивается вопрос о воскресении из мертвых. Разница между книгой Иова и Псалтирем заключается главнейшее в том, что в первой все говорящие мудрецы стараются установить возможность полной праведности человека, между тем, как в Псалтире устанавливается прежде всего сознание греховности человека и полное убеждение, что только милость Божия может спасти его. Мы указываем на это именно потому, что книга Иова представляет в устах мудрецов ее, древнейшее направление того учения, которое позже мешало Иудеям сердцем отдаться Спасителю; а Псалтирь был приуготовлением к Евангелию. Но и в той и в другой книгах мы видим, что душа человеческая не могла жить без веры в будущее свое существование. Несомненно то, что от Авраама до Моисея, от Иова к Давиду, от Давида к пророкам душа человеческая жаждет бессмертия и мыслит о будущей жизни, все яснее и яснее выступающей в сознании человеческого разумного Я, если только предвзятая мысли и привитые извне чувствования и рассуждения не заглушали этого требования души 398 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

К закону искали доступ многие литературные герои. Не примером ли из Иова вдохновлен был Кафка? Его герой постоянно находится под стражей, под неусыпным оком какого-то непонятного Суда, воплощением которого являются страшные учреждения , бессмысленные институты власти , чьим беззаконным произволом вершатся судьбы людей, и на ход процесса невозможно повлиять. В романе “Процесс” кульминацией действия (совершенно бессмысленных тасканий по судам и поисков адвоката) является притча о человеке, который захотел получить доступ к закону с тем, чтобы добиться его “пересмотра”, но так и не смог. Первая речь Софара. Глава 11 Софар, в отличие от предыдущих утешителей, первый угадывает, что за дерзкими словами Иова о несовершенстве мира кроется посягательство на тайны премудрости. Иов желает постигнуть тайны мироздания! Он хочет изменить порядок вещей! Он претендует на то, что Бог заговорит с ним! Так как же мне ответить Ему? Подобрать слова мои для тяжбы с Ним? (9:14), — так говорил Иов 9 . Негодование Софара — выше всякой меры: Болтовня твоя заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился и никто не посрамил тебя? (11:3) 10 , обличение его граничит с насмешкой: Но если бы Бог возглаголал к тебе и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! (11:5,6). Вот премудрость по Софару! В переводе английской версии это место звучит так: “…чтобы Бог обличил бы тебя и открыл бы тебе тайны премудрости, ибо истинная премудрость имеет две стороны. Знай: Бог даже забыл некоторые из твоих грехов”. Софар судит о Божественной мудрости как об обличении. В отличие от Иова, ее дерзкого стяжателя, Софар не допытывается тайн, он констатирует, что мудрость Божия выше небес и глубже шеола, длиннее земли и шире моря: Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? (11:7). Бог велик и незачем “лезть, куда не следует”, — таково резюме в духе ислама, величие Аллаха — данность и нечего рассуждать, будь мудр житейскими истинами. Может быть, это имел в виду Софар, когда говорил, что у мудрости две стороны? Или он хотел сказать, что плоды познания бывают не только сладкими, но и горькими? Упрямство Иова ему кажется бессмысленным и опасным: безрассудный человек не станет мудрым, как не станет дикий осленок человеком (11:12) 11 — изрекает он восточную мудрость.

http://pravmir.ru/kniga-iova-popyitka-in...

Существует немало других произведений, прямо или косвенно следующих той же “тропой”. Условно их можно разделить на два типа: одни касаются права человека на познание (стяжание мудрости), его творческого богоподобия, другие — вопросов мироустройства, то есть идут по двум направлениям — “творческо­му” и “юридическому”. К последнему, например, можно отнести произведения Кафки и Достоевского. Такое внимание художественной литературы к теме Иова показывает, насколько эта книга Ветхого Завета была важна для поэтического цеха и будоражила умы творческой братии. Интересно понять, почему это так. Книга Иова по своей композиции напоминает драматическое произведение. Содержание ее раскрывается в форме диалогов. Действующие лица этой драмы — Иов, его друзья (Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин), а также Елиуй Вузитянин. Особое место отводится Богу и сатане. Вся книга написана стихами, за исключением пролога (2 главы), повествующего о том, кто такой Иов, каково его положение, что задумал о нем Бог, и эпилога. Об Иове говорится, что он богат, а также что он — праведник. При этом не сказано, чем занимался Иов, чем он так прославился: И был человек этот знаменитее всех сынов Востока (1:3). Был ли он царь, мудрец, пророк, поэт? Далее описывается собрание у Бога, где присутствуют сыны Божии и сатана. Бог обращает внимание сатаны на Своего праведника Иова, упоминая его исключительные качества: нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (1:8). Сатана в этом тексте не есть имя собственное; смысл этого слова в древнееврейском — “противник” или “обвинитель”, “про­­курор”. По логике вещей прокурору вверяется список пороков, а не добродетелей. Но Божественная логика идет своим путем и раскрывается постепенно по мере повествования. Сатана отвечает: Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? (1:9–10). У сатаны есть основания так считать: Иов приносил жертву Богу из страха — возносил всесожжения по числу своих детей, опасаясь, что его сыновья во время пиршеств в сердце своем похулили Бога: Так делал Иов во все такие дни (1:5). Этот момент показывает меру соотнесенности благочестия и благополучия. У древних семитов они находились в прямой зависимости: чем благочестивее человек, тем изобильнее блага. Сатана говорит Богу: Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? (1:11). Слова эти странны: как прикосновение Божие может быть пагубным? О чем просит сатана Бога? Хочется в связи с этими вопросами выстроить некий семантический ряд: прикосновение Божие — бедро Иакова — увечье — благословение — печать Бога — печать вечности 3 . Этот ряд имеет прямое отношение к избранничеству, которое никогда не вязалось с понятием личного благополучия.

http://pravmir.ru/kniga-iova-popyitka-in...

«Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима … Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» А ведь в те времена именно так и поступали, и это было страшной нормой войны. В обоих случаях мы привели довольно сильные выражения, но и в других псалмах встречаются подобные высказывания. Как же правильно молиться по Псалтири? Ответ на этот вопрос нам дает святоотеческий опыт прочтения псалмов, как и других библейских текстов, где все неприемлемые ВЗ-ные моменты толкуются аллегорически, аскетически, покаянно (см., например, канон преп. Андрея Критского ). И тогда псалмы обретают НЗ-ное звучание: «враги» – это грехи или бесы, Вавилон – это символ «мира, лежащего во зле», разбить младенцев – победить страсти в своем сердце, и т. д. И мудрая книга псалмов продолжает через 3000 лет учить человека правильной молитве и через это восхождению к Богу. 6.5. Книга Иова Среди книг «мудрых Израиля» исключительное место занимает книга Иова, написанная приблизительно в V в. до Р. Х … Сам главный герой книги, Иов – древний праведник времен патриархов – не является израильтянином в строгом смысле слова, но почитает истинного Бога Ягвэ; из чего можно заключить, что, во-первых, пути богопознания открыты не только евреям, а во-вторых, основные проблемы, поднятые в книге, волнуют всех людей. Для знакомства с книгой Иова мы, как и в случае с псалмами, рекомендуем наряду с синодальным текстом перевод С. Аверинцева . В первых двух главах завязывается основной сюжет. Действие происходит в двух измерениях – на земле и на небе. На земле живет Иов, который «прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла». За это он, как и полагается, награжден Богом богатством, многочадием и земным блаженством: «Родилось у него семеро сыновей и трое дочерей; имения же было у него семь тысяч овец, и три тысячи верблюдов, и пятьсот пар волов подъяремных, и пятьсот ослиц, и челяди весьма много. И был человек этот велик между всеми сынами земли восточной. И сыновья его имели обыкновение сходиться, и каждый … давал пир в доме своем … но когда дни пира совершали круг свой, тогда … Иов … творил над ними очищение; рано утром вставал он и возжигал искупительную жертву по числу их…: «может статься, погрешили сыны мои и похулили Бога в сердце своем?…». Итак, жизнь Иова и его детей – непрестанное пиршество, и Иов не только всем сердцем исполняет предписания Закона, но еще приносит дополнительные жертвы за помышления детей – «на всякий случай».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010