И тебе б нашего Царского Величества Богомольцу, Преосвященному Варлааму Ясинскому, Митрополиту Киевскому и Галицкому и Малыя России, о том вышеписанном наш Царского Величества милостивой Указ ведать, и о всем чинить по нашему Великого Государя, нашего Царского Величества, Заказу. Писан Государствия нашего во Дворе, в Царствующем Велицем граде Москве, лета от Рождества Христова 1701, месяца Сентября 26 дня, Государствования нашего 20 году. Списано со подлинника, хранящегося в ризнице Киево-Софийского Собора. 34. Прием в Москве, содержание, посвящение, подарки и отпуск Митрополиту Иоасафу Кроковскому (Выписка из Малороссийских Дел Московского Иностранных Дел Архива) В нынешнем 1708 году Марта во 2 день к Великому Государю, Царю и Великому Князю Петру Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу писал Гетман и Кавалер Иван Степанович Мазепа, что Киево-Печерския Лавры Архимандрит Иоасаф Кроковский для рукоположения и возведения на Престол Митрополии Киевской в Царствующий град Москву намерен ехать всеконечно Февраля 24 дня; а сколько при нем будет Духовных Особ и мирских людей, и тому прислал для ведома роспись в которой написано: При новообранном разных монастырей 3 человека Игуменов, Киево-Печерския Лавры Наместник, 2 Иеромонаха, 5 Иеродиаконов, Софийского монастыря 1 Законник (монах), да Игуменских 3 человека, Иеромонахов да Диаконов 3 же человека; Архимандричьих слуг 10 человек, егож слуг и возниц 45 человек; Игуменских и иных Духовных Особ слуг и челяди 16 человек. Всего 89 человек. И сего ж Марта во 2 день в Указе Великого Государя из Приказу Малыя России в Монастырской Приказ о вышеписанном писано, и чтоб где ему Архимандриту со всеми при нем будучими Духовными Особы и мирскими людьми стоять и о даче им против прежних таких же приездов Великого Государя жалованья, велено его Великого Государя Указ учинить в Монастырском Приказе. И Марта в 4 день в Приказ Малыя России из Монастырского Приказу написано: – В прошлых де годех, как было постановление на Москве Киевским Митрополитом, Гедеону и Варлааму, и им были дворы отведены и вышеписанные всякие расходы держаны из Посольского, или из Приказу Малыя России, а не из Патриарших и не из Монастырского Приказов. И Великий Государь указал тому Киево-Печерского монастыря Архимандриту со всеми Духовными Особы и мирскими людьми об отводе дворов и о вышеписанных им расходех и обо всем по прежним примерам его, Великого Государя, Указ учинить в Приказе Малыя России. И как тот новообранный Киевской Митрополит со всеми вышепомянутыми Духовными Особы и мирскими людьми приедет к Москве, что ему против прежних приездов дать его Великого Государя жалованья на приезде в Приказ корму и питья, так же и на покупку харчу, и что давать его Великого Государя жалованья ему Митрополиту и иным Духовным Особам и мирским людем поденных кормов и питей, и что к постановлению его в Митрополиты к употреблению доведется сделать, и что дть на отпуске, и о том о всем выписано ему на пример;

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Димитрия: псалма великомученику Димитрию Солунскому 989 , Апология (быть может, перевод), напечатанная в Чернигове в 1700 году 990 , Мартиролог вкратце в обители Всемилостиваго Спаса Новгородка Северскаго новонаписая в лето 1700. Предисловие последней работы поясняет её raison d " être: «собирающе убо от различних мест жития святых в четири потримесячнии книги вократце, умислихом еще сокращеннее тыя цо чину месяцословному собрати в сию малую книжицу и нарещи ю по древнему обычаю мученикословием... трех ради вин написати умыслих: не всяк может имети пространне написанних житии святых книги, на их же куплю немалыя цены требе; аще и имать... но многащи домовними или народними или и инеми некиими делами препинаемыи, не может много чести; видех не единаго богобоязненнаго мужа... иже коегождо дне почитаемаго вон коегождо святого обыкл есть особным поклоном почитати глаголющи... а понеже в месяцословах не вси суть святыи написаны якоже в прологах... убо зде собрати их потщихся». 991 «Року 1700 в месяцю генварю третяя книга житий святых, трудами богодухновеннаго мужа иеромонаха Дмитриа Савича Тупталенка составленная, на свет вишла и любопытствующих человеков книжних духовною радостью сердца наполнила». 992 1 марта приехали с новинкою в Москву киевопечерские соборные старцы писарь Гавриил Филиппович и проповедник Амвросий Слонимский, посланные от архимандрита киевопечерского Иосафа Кроковского, а с ними четверо слуг, четырнадцать конюхов, тринадцать лошадей. Им было дано на день по 3 алтына, по 2 деньги; питья 2 кружки меду, да пива потомуж; двум монахом и дьякону по 2 алтына, да по кружке меду и по 2 кружки пива. На светлый праздник на отпуск им выдали на всех 61 рубль и корму на 10 дней. 993 Было ли царское пожалование автору миней, не знаем. 7 марта (6 календ мартовских) Димитрий отправил чудовскому монаху Феологу экземпляр миней и письмо. 994 Тогда же Димитрий хотел преподнесть минеи полковнику сумскому Кондратьеву. 995 В декабре настоятель Киевопечерской лавры Иоасаф Кроковский с братией прислал Димитрию образ Богородицы, когда то подаренный царем Алексеем Михайловичем митрополиту Петру Могиле .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Несмь благонравен, но злонравен, обычаев худых исполнен, и в разуме далече отстою от разумных; буй есмь и невежа; а светение мое есть едина тьма и прах... Молю же братскую твою любовь помолитися о мне Господу, свету моему, да просветить мою тьму, и изыдет честное от недостойнаго , и о сем явлена будет ваша ко мне грешному совершенная о Бозе любы, егда мне вашими свя­тыми молитвами ко Господу за мя помоществовати будете в спасении моем безнадежном и в предлежащем мне книжном деле. И сие от любве вашея есть, яко благодарения воздаете Богови о моем на Архимандрию Елецкую возведении о Бозе. Аз окаянный якоже любве вашея, тако и Архимандрии тоя несмь достоин. Вем бо, яко иногда попускает Господь Бог и недостойным, от нихже пер­вый есмь аз , приимати церковная честная достоинства. Сие же творит по недоведомым судьбам Своим; чего ради в немалом есмь страсе, нося честь выше моего достоин­ства недостойнаго. Надеюся же на ваши святыя молитвы, уповая на милосердие Божие, не погибнути с беззаконьми моими. – Книгу третью тримесячную житий святых марта, апреля, мая, аще мя сподобит Господь то совершити и типом изображенную видети, не забуду... честности твоей..., якоже и Превысочайшим лицам, пошлю, или сам при­везу, аще Господь восхощет и живи будем. О сем, че­стность твоя, буди известен. И помоли Владыку Христа о моем окаянстве, да совершим вскоре пишемую нами книгу, помощию Того всесильною, и нас здравых и спасенных, коварствы вражиими ненаветованных да соблю­дет. Аминь 90 ». Чрез два года и три месяца (1699 г. сент. 17), св. Димитрий переведен из Елецкого монастыря в Спасский Новгорода Северскаго 91 . Причины таких частых перемен местопребывания Димитрия объясняются желанием ду­ховного начальства доставить той или другой обители лучшего настоятеля и почтить самого Димитрия высшим местом служения. В начале 1700 года напечатана третья четверть четьих-миней за март, апрель и май в киевопечерской типографии. Печерский архимандрит Иоасаф Кроковский с братиею, в знак усердия к сочинителю, прислал ему в дар образ Пресвятыя Богородицы, подаренный Петру Могиле от Царя Алексея Михайловича 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Казаки Польской Украины также терпели принуждение к католической или униатской вере, а за крещение детей в веру восточную польское духовенство взыскивало с них даже пеню по 6 ефимков. Но Россия не могла их тогда защитить. Ибо война со шведским королем Карлом XII и польским Станиславом Лещинским угрожала и ей опасностью. В сие-то время государь Петр I в первый раз 1706 г. июля 4 прибыл в Киев, и встречен был торжественно Преосвященным митрополитом Варлаамом и академией; в следующем году августа 22 митрополит сей скончался. В последние лета своей жизни он так был слаб, что его носили уже в церковь , а прежде и по монастырям на служение ходил пешком. Он погребен по завещанию своему в Киево-Печерской Лавре. 57 . ИОАСАФ Кроковский обучался сперва в Киевской академии, потом для усовершения себя в науках странствовал по чужим землям, и в Риме слушал философию и богословие; по возвращении же постригся в Киево-Печерской Лавре при архимандрите Варлааме Ясинском; после с 1693 до 1694 г. был ректором Киевской академии и вместе игуменом Киевобратского, а потом Пустпыннониколаевского монастыря. В 1695 г. митрополит Варлаам Ясинский представлял его государю с прошением о посвящении себе в коадъютора, и он вызываем уже был в Москву, но не известно, почему не посвящен, а в 1697 г. избран Киево-Печерским архимандритом. По кончине же Варлаама в 1707 г. октября 19 советом киевского духовенства и чиновников малороссийских по древним правам вольными голосами избран на Киевскую митрополию и по представлению Малороссийского гетмана Мазепы утвержден государем Петром I 1708 г. января 19, а посвящен в Московском Успенском Соборе 15 августа Стефаном митрополитом Рязанским и Муромским, бывшим тогда блюстителем Московского патриаршего престола, и другими Российскими епископами 189 . Настольную грамоту от государя получил он уже в 1709 г. августа 14 190 . В сей грамоте подтверждены ему все права и преимущества, жалованные предместникам его, Гедеону и Варлааму, но также исключены из подведомства его Черниговский архиепископ и Киево-Печерский архимандрит, а подчинены только Переяславский епископ, его коадъютор и город Нежин со всем своим и уездным духовенством, а в 1708 году пожалована ему подтвердительная грамота на вотчины.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Молю же братскую твою любовь помолиться обо мне Господу, свету моему, да просветит мою тьму и изыдет честное от недостойного, и о сем явлена будет ваша ко мне, грешному, совершенная о бозе любы, егда мне вашими святыми молитвами ко Господу за мя помоществовати будете, в спасении моем безнадежном и в предлежащем мне книжном деле. И сие от любви вашея есть, яко благодарения воздаете Богови о моем архимандрию Елецкую возведении о бозе. Аз окаянный, яко же любве вашея, так и архимандрии тоя немь достаню. Всем бо, яко иногда попускает Господь Бог и недостойным, от них же первый есмь аз, приимати церковная честная достоинства. Сие же творить по недоведомым судьбам своим; чего ради в немалом есмь страсе, нося честь выше моего Достоинства недостойного. Надеюся же на ваши святыя молитвы, уповая на милосердие Божие, не погибнути с беззаконьми моими. Книгу третью тримесячную житий Святых, Марта, Апреля, Мая, аще мя сподобит Господь то совершит и типом изображенную видети, не забуду честности твоей, яко же и превысочайшим лицам пошлю, или сам привезу, аще Господь восхощет и живи будем. О сем, честность твоя, буди известен и помоли Владыку Христа о моем окаянстве, да совершим вскоре пишемую нами книгу, помощию того всесильною, и нас, здравых и спасенных, коварствы вражиими ненаветованных, да соблюдет. Аминь». Два года спустя переведен был святой Димитрий в Спасский монастырь Новгород-Северска; это уже был последний, коим управлял он, будучи попеременно настоятелем пяти обителей и двукратно одной Батуринской. В начале 1700 года окончена была печатанием в лаврской типографии третья весенняя четверь его Минеи за март, апрель и май и архимандрит лавры Иоасаф Кроковский в залог особой своей благодарности к подвигу трудившегося прислал ему благословение: икону Богоматери, подаренную царем Алексеем Михаиловичем митрополиту Петру Могиле. Царская икона, принесенная Димитрию бывшим архимандритом Никоном Московскою Донского монастыря, была как бы вторичным предвестием зова будущего святителя в первопрестольную Москву, Малороссия уже лишалась своего светильника, которому подобало воссиять на свещнике архиерейских кафедр Сибири и Ростова, дабы с высоты их светить всей Церкви Российской.

http://pravicon.com/info-2164

старшим братом, опекуном фундатором того святого Братства, обители и школе любовне в... братский реестр «вписался» 13 . Теперь Петр Могила , думавший было завести самостоятельную школу при Киево-Печерской лавре, и даже открывший было уже ее, решил соединить эту лаврскую школу с братской богоявленской, которая, получив новое устройство и новые средства, с того времени стала еще более расти и развивать свою деятельность. С того времени между печерской обителью и Киево-братской школой установилась такая тесная связь, что иноки печерские нередко были начальниками и учителями братской школы, а питомцы этой последней трудились в лавре, исполняя разные послушания в ней. Таковы были, напр., Исаия Трофимович Козловский, «инок монастыря Печерского Киевского», вписавшийся в число братчиков «душою и рукою» и бывший потом ректором и профессором Киево-братской школы, Сильвестр Коссов, бывший профессором и префектом братской школы, Антоний Пацевский, «инок монастыря Печерского» и профессор братской школы, Софроний Почаский, «инок монастыря Печерского» и ректор Киево-братского училища и др. 14 И после Петра Могилы добрые, близкие и взаимно дружественные отношения между Киево-Печерской лаврой и Киево-братской школой продолжались. Этому немало должно было способствовать, между прочим, то обстоятельство, что в течение всей второй половины XVII в. и в начале ΧVIII в., почти непрерывно архимандритами      Киево-Печерской лавры были питомцы Киево-братской коллегии и бывало ее ректоры. Таковы, напр., Иннокентий Гизель (из ректоров бывший архимандритом Киево-Печерским в 1656–1683 г.г.), Варлаам Ясинский (1684–1690 г.г.), Иоасаф Кроковский (1697–1708 г.г.) и Афанасий Миславский (1710–1714 г.г.). Весьма вероятно, что все эти начальники Киево-Печерского монастыря, не только по естественному чувству симпатии к Киево-братской коллегии, но и в интересах своей обители, охотно принимали и даже, быть может, привлекали в стены ее бывших воспитанников коллегии, исполнявших здесь разные поручения. Хорошая постановка типографского дела в лавре за это время и сравнительно успешная книгоиздательская деятельность ее во второй половине XVII в. делают подобное предположение почти не подлежащим никакому сомнению. Вспомним здесь научно-литературную деятельность в лавре одного из славнейших воспитанников киево-братской коллегии – св. Димитрия Ростовского , который, по приглашению упомянутого архим. Варлаама Ясинского, жил в лавре и занимался составлением своих Четьих-Миней.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Кроме того, Петр мог рассчитывать сам иметь сыновей, так как в 1712 г. он формально вступил во второй брак»  . Неприятие, которое демонстрировал Алексей по отношению к отцу–государю, равно как и к его реформам, не могло, конечно, оставаться не замеченным окружающими. И среди них было много таких, кто держался одинаковых с царевичем мыслей и рассчитывал на то, что со вступлением на престол Алексея можно будет снова вернуться к старомосковским порядкам. Эта «старомосковская партия» могла бы стать опасным противником Петра, если бы сам Алексей был более энергичен или же если бы в его окружении нашелся человек, способный возглавить открытую борьбу против Петра. Среди многих духовных лиц вокруг Алексея главную роль играл священник Яков Игнатьев, ненавидевший Петра и его реформы. Его влияние на Алексея было очень велико. Однажды во время исповеди он спросил царевича, не желает ли тот смерти отца. Получив утвердительный ответ, Яков успокоил смутившегося Алексея словами: «Бог простит тебя, ведь и мы все желаем ему смерти». Среди приближенных царевича были и епископы, находившиеся в оппозиции к царю, например Ростовский епископ Досифей Глебов, Крутицкий митрополит Игнатий Смола и Киевский митрополит Иоасаф Кроковский. Местоблюститель патриаршего престола не был связан с Алексеем, но если вспомнить проповедь Стефана 1712 г., то нетрудно сделать вывод о его отношении к царевичу. Очень вероятно, что в случае полного разрыва с отцом Алексей рассчитывал прежде всего на поддержку Церкви. «Когда будет мне время без батюшки, — говорил он не раз в тесном кругу, — тогда шепну я архиереям, архиереи приходским священникам, а священники прихожанам, тогда они и нехотя меня владетелем учинят»  . Так семейный разлад между отцом и сыном разросся в конце концов до государственно–политического конфликта. Позже, при расследовании дела в 1718 г., обнаружилось, что, хотя в среде духовенства и не было никаких планов переворота, все же дух оппозиции был в нем силен и широко распространен. Петру стало ясно, что он должен предпринять определенные меры, чтобы защитить свои преобразования от противников из церковных кругов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В посл. четв. XVII - нач. XVIII в. ректорами Киево-Могилянской коллегии были игумены Феодосий (Гугуревич, 1685/1686-1688/1689), Иоасаф (Кроковский, 1689-1690 и ок. 1693-1697), Пахомий (Подлузский, 1690-1691), Кирилл (Филимонович, 1691-1692) и Прокопий (Калачинский, 1697-1701). Киево-Могилянская коллегия сохраняла всесословный характер. В XVII в. здесь обучались не только известные церковные деятели, но и практически вся укр. казацкая старшина. Количество студентов в 40-х гг. XVII в. исчислялось, по-видимому, несколькими сотнями. Однако годы «Хмельниччины» и последовавшей за ними «руины» привели к запустению коллегии. Численность студентов начала расти с 80-х гг. XVII в. и на рубеже XVII и XVIII вв. составляла ок. 1 тыс. чел. Еще при жизни митр. Петра (Могилы) в коллегии сложилась традиция создания студенческих конгрегаций - объединений, имеющих определенную структуру и обряды посвящения. Главными задачами конгрегаций являлись наблюдение за моральным обликом их членов и поиск средств для помощи беднейшим из них. Вступая в конгрегацию, студенты давали клятву поддерживать коллегию до конца своих дней. Поэтому многие выпускники, заняв важные церковные и гос. должности, оказывали своей alma mater материальную помощь, а также всячески защищали ее интересы. Митр. Петр, возводя в епископский сан выпускников коллегии, также мог брать с них обещание заботиться о Киевской школе. Напр., Сильвестр (Косов) обещал «училищам брацким киевским, обители святой Богоявленской, и братиям в ных в учении труждающимся, идеже сам учихся и учих по силе… быти помощник и заступник вседушно всеми силами, елика мощно будет» ( Титов. 2003. С. 126). В XVII в. в коллегии сложились и др. традиции. Так, здесь регулярно проводились публичные диспуты и устраивались театральные представления, сценарии для к-рых писали профессора, а в качестве актеров выступали студенты. Во 2-й пол. XVII в. академические здания неоднократно разорялись и восстанавливались. К постройкам, имевшимся при жизни митр. Петра, в кон. XVII в. добавился Богоявленский собор, возведенный в 1693-1696 гг. при материальной поддержке гетмана И. С. Мазепы. Появившиеся тогда же планы строительства новых учебных корпусов были реализованы позднее. Во 2-й пол. XVII в. главной святыней Братской обители стала Киево-Братская икона Божией Матери . Впосл. в коллегии сложилась традиция еженедельно читать акафисты перед этой иконой.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

28 Этот монастырь, находившийся в самом Новгороде Северском, построен был архиепископом Лазарем Барановичем в половине XVII в. 29 Иоасаф Кроковский состоял архимандритом Печорской лавры в 1697 — 1708 гг. 30 Спасо-Яковлевский Ростовский монастырь основан в конце XIV в. епископом Ростовским Иаковом († 1392 г.); в нач. XVII в. во время литовского нашествия был опустошаем. Соборный храм во имя Зачатия св. Анны, в котором покоятся мощи св. Димитрия, существует с 1691 г. 31 Занятия в училище начались с 1 сентября 1702 г. Однако школа, открытая святым Димитрием, существовала недолго; в 1705 г. она прекратила существование. 32 Дремучие Брынские леса тянулись по реке Брыни, впадающей в Жиздру, приток Оки, в Калужской губернии. В этих лесах скрывались раскольники. Отсюда происходит название раскола «Брынская вера». 33 В то время Петр Великий издал указы, которыми повелевалось брить бороды. 34 Розыск о раскольнической Брынской вере, напечатан в первый раз в Москве в 1745 г. Сочинение это разделяется на три части. В первой святитель решает два вопроса: «есть ли вера раскольников правая?» и «есть ли вера их старая?» Отвечая на первый вопрос, св. Димитрий доказывает, что у раскольников нет истинной веры, ибо вера их ограничивается старыми книгами и иконами, восьмиконечным крестом, своим перстосложением в крестном знамении и семеричным числом просфор на литургии, — что не составляет веры. Решая второй вопрос, святитель говорит, что вера раскольников новая или обновившая старые ереси и заблуждения. Во второй части Розыска автор говорит, что учение раскольников, происходящее от учителей самозванцев, 1) ложно, 2) еретично и 3) богохульно. В третьей части — о делах раскольников — доказывается, что добрые, невидимому, дела их испорчены самонадеянностью, тщеславием и лицемерием, а затем перечисляют злые, явно беззаконные дела раскольников. 35 Об этом намерении святителя известно из его «Епистоляра», т.е. собрания писем. 36 Слово «хронограф» греческое (xroyos — время, grapo — пишу) значит — погодная летопись. Так назывались в Византии различные сборники исторического содержания, в которых излагалась также и библейская история. Из Византии перешли они и к нам.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatitelya-dim...

   Все недовольные царем-реформатором с надеждой смотрели на царевича Алексея, который сочувствовал настроениям ревнителей старины. С большой теплотойотносился к царевичу и митрополит Стефан. В слове, произнесенном в 1712 году на день ангела наследника, он не без вызова его отцу назвал именинника «единойнадеждой России». Недвусмысленно намекая на царя, проповедник продолжал: «Море свирепое, море – человече законопреступный, – почто ломаеши, сокрушаеши иразоряеши берега? Берег есть закон Божий, берег есть – во еже не прелюбы сотворити, не вожделети жены ближнего, не оставляти жены своея; берег есть во ежехранити благочестие, посты, а наипаче четыредесятницу». А через шесть лет открылось два страшных дела: в заговоре против царя обвинялись вначале царевич, апотом и его мать Евдокия. К этим делам оказались причастными и духовные лица. Духовник царевича протопоп Иаков Игнатов, когда Алексей каялся ему в желании смерти отцу, успокоил исповедника словами: «Мы все желаем ему смерти». К делу были привлечены духовник царицы Феодор Пустынный, Ростовский епископ Досифей, юродивый Михаил Босой, а также митрополиты: Киевский – Иосаф (Кроковский) и Крутицкий – Игнатий (Смола), которыесостояли в переписке с наследником. На следствии епископ Досифей говорил, оправдываясь: «Только я один попался… Посмотрите, и у всех что на уме. Извольтепустить уши и в народ, что в народе говорят».    Розыск закончился казнями. Сенат приговорил к смерти царевича Алексея, казнили епископа Досифея, протопопов Иакова Игнатова и Феодора Пустынного.Митрополит Иоасаф скоропостижно скончался до окончания расследования на пути из Киева. Митрополита Игнатия пощадили по старости и уволили на покой. Противместоблюстителя улик не оказалось. Но Петр подозревал его в сочувствии заговорщикам. В конце розыска у Петра окончательно созрел план: во-первых, провестицерковную реформу и упразднить патриаршество, а во-вторых, отодвинуть митрополита Стефана от кормила церковного управления. § 2. Учреждение Святейшего Синода

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010