Не удалось извлечь искомое из базы (((

в Черниг. 1714 г. Антония , первого префекта Черниговского, известно «Зерцало от писаний» или размышление о страданиях Спасителя, изложенное в стихах и изд. в Черниг. 1705 г., вместе с 5-ю словами Златоустого. Вероятно, ему же принадлежит Сказание о св. писании, изд. в Черниг. 1705 г. 188. Афанасия Милославского , Печерского архимандрита († 1714 г.), Иероглифическая Ифика или нравственная философия в символах, напеч. в К. 1712 г.; СПб. 1718 г. Макарий Оснецкий , иеромонах Черниговский, перевел слова св. Ефрема и беседы Златоуста на послания ап. Павла; в 1692 г. прислал он перевод к патр. Адриану и перевод остается в рукоп. Синод. библиот. Афанасий Заруцкий , протоиерей Новгород-Северский, в 1717 г. посвятил свое толкование на евангелие Иоанна государю Петру; рукоп. в СПб. Дух. академии. 189. Иоасаф Кроковский , воспитанник Киевской коллегии, окончивший образование свое в Риме, 1693–1697 г. ректор коллегии, с 1697 г. архимандрит Лавры. Будучи игуменом ректором, отправлен он был митр. Варлаамом в Вильну, для устроения дел церковных. Из Вильны писали, что тогда как паписты все употребляют, чтобы расстроить православие, не только униты, но и кальвинисты желают соединения с православною церковью. Иоасаф успешно выполнил поручение митрополита Варлаама, и это обратило на него внимание Москвы. С 1708 г. он был митрополитом Киевским, и скончался в 1718 г. Его записки по богословию в рукоп. Киевской Лавры; обзор содержания их в Ист. Киевск. акад. стр. 69–74. Он сочинил акафист великомуч. Варваре, с ее житием и чудесами, нап. в Киеве 1698 г. Под его наблюдением издано толкование на 50 псалмов, К., 1707 г.; сказание о обретении мощей св. девицы Иулиании, К., 1705 г. При служебнике, К., 1708 г., его предисловие о евхаристии и литургии. К его времени относятся любопытные сочинения: а) «Сказание о Риме и всей Италии, з некоторыми грады, в которых великии академии знайдуются» 1701 г.; б) «Сказание о рожненю (о различии) исповеди веры» Греко-Русской, Римской, Унитской, Лютеранской и Кальвинской (Толстого II, 381).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Киевская духовная академия и семинария Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Киевская духовная академия — высшее богословское учебное заведение Украинской Православной Церкви, являющееся научно-богословским и образовательным центром, который осуществляет подготовку священнослужителей, преподавателей богословских учебных заведений, церковных ученых и т.д. Академия готовит специалистов образовательно-квалификационного уровня: кандидат богословия, магистр богословия. Киевская духовная семинария - среднее богословское учебное заведение Украинской Православной Церкви, реализующее стандарт богословского (теологического) образования с 4-годовым сроком обучения. Семинария готовит священнослужителей, а также церковнослужителей согласно стандарту духовного образования УПЦ. Семинария готовит специалистов образовательно-квалификационного уровня: бакалавр. Содержание История [ править править код ] Киевская духовная академия [ править править код ] Киево-братская школа (1615—1631) [ править править код ] Первоначально, в 1615, архимандритом Елисеем Плетенецким в Богоявленском монастыре была учреждена Киево-братская школа, предназначенная для изучения классических языков, риторики, богословия и некоторых предметов элементарного образования. Киевский митрополит Пётр Могила объединил эту школу с основанным им училищем; заведение получило впоследствии звание высшего учебного заведения, известного под названием Киево-Могилянской коллегии (1631—1701). Киево-Могилянская коллегия (1631—1701) [ править править код ] По своему основному характеру коллегия напоминала иностранные коллегии и академии, в которых обучался сам Могила. Здесь преподавались: языки (славянский, греческий и латинский), пение и элементарная теория музыки (по европейскому образцу), катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие; ученики делились на восемь классов: аналогия, или фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие. Кроме изучения этих предметов, воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. Начальствующими лицами были: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников); из числа деятелей этой коллегии пользуются наибольшею известностью: Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский, св. Димитрий (Туптало), Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович, св. Иннокентий Кульчинский и Гавриил Буянинский. Киево-Могилянская академия (1701—1817) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Киевская_духов...

Как можно назвать человека, проявившего полную несостоятельность как государственный деятель? Ведь после его перехода на сторону шведского короля пострадали все те немногие казаки, которые за ним пошли, заплатив за свой поступок как минимум изгнанием, а некоторые — и смертью. Была сильно ограничена автономия Украины, пострадало все казачье сословие. Если бы у современных украинских националистов сохранялась хотя бы слабая способность к умственной деятельности, то они бы прокляли Мазепу еще похлеще, чем Церковь. Но вместо этого " свидомые " историки, защищая гетмана, приписывают его критикам русский национализм. Они, как видно, считают, что их оппоненты такие же фанатики, как они сами, только с другим идеологическим знаком, хотя средневековая политическая культура вообще не может быть описана в терминологии национализма. Не понимая этого, нынешние " историки " пишут, что церковная анафема Мазепе якобы " неправильная " , ибо она будто бы " политическая " . Типа, царь " нагнул " иерархов из своих шкурных интересов. Но Церковь исходила совсем из других соображений. Мазепа изменил своей клятве в верности православному царю, которого все население считало помазанником Божьим, которому присягал на Библии. Он выступил на стороне шведов-еретиков, массово осквернявших наши храмы. Результатом измены, если бы сей " герой " таки победил, стало бы вторжение на нашу землю Речи Посполитой и, вероятно, Османской империи с неизбежными гонениями на Православие. И вы говорите, что анафема была " политически мотивирована " ?! Что иерархи, которые были якобы винтиком государственной машины России, только из низкопоклонства перед Петром I провозгласили анафему Мазепе?! Современные историки не любят упоминать о том, что в тот период местоблюстителем Патриаршего престола был выходец из Львова Стефан Яворский. Только вот не гордился он своим происхождением из " галицкого Пьемонта " . Его семье пришлось бежать из этой " цитадели Европы " в Украине, ибо поляки огнем и мечом приводили к унии последних оставшихся там православных, громили и захватывали церкви. А что сказать о тех тысячах простых украинских священников и многих епископах, которые пострадали от натиска " цивилизованных европейцев " , насильно принуждавших изменить своей вере? В ту пору, заметим, вся церковная верхушка состояла из малороссов, как они себя сами называли. Сначала Мазепу предали вечному проклятию в Глухове украинские архиереи: Киевский митрополит Иоасаф Кроковский, Черниговский архиепископ Иоанн Максимович и Переяславский епископ Захарий Корнилович. Они особенно негативно относились к нашествию иноверцев. А затем уж анафема Мазепе прозвучала и в Москве. И назвали его в ней " новым Иудой " (Бантыш-Каменский Д. Н., " История Малой России " ).

http://pravoslavie.ru/36431.html

Считая, что рус. царь проиграет Северную войну, М. в 1705-1706 гг. вел переговоры с польск. кор. Станиславом Лещинским и швед. кор. Карлом XII . Узнавшего о переговорах и в февр. 1708 г. написавшего царю донос генерального судью Кочубея, к-рый открыто конфликтовал с гетманом из-за намерения последнего жениться на его 16-летней дочери, Петр I арестовал и выдал М. Весной 1708 г. М. заключил личное тайное соглашение с Карлом XII, предложил Лещинскому принять Гетманщину «как наследие свое», обязался разместить шведов на Северщине, собрать 20-тысячное войско, присоединить к нему донских казаков и даже калмыков и по первому призыву выступить на стороне шведов. После того как рус. армия опустошением местности и успешными военными действиями у сел Доброе и Раевка близ Смоленска заставила Карла XII отказаться от наступления на Москву и вынудила его в сент. 1708 г. повернуть на Украину, положение М. на Гетманщине резко осложнилось, т. к. большинство населения укр. земель было настроено против шведов. М. получил приказ Петра I заградить путь шведам у р. Десна, но, чтобы не выступать с казаками, гетман симулировал приступ тяжелой болезни. Узнав, что к его столице Батурину приближается с войсками А. Д. Меншиков, фактически лишивший М. основных адм. функций и власти в Малороссии, 24 окт. 1708 г. гетман бежал к шведам. С собой он увел ок. 2 тыс. казаков под предлогом, что они будут воевать против войска Карла XII (только за Десной, получив швед. охрану, М. предложил старшинам выступить перед казаками с речами о «свободе от царя»). При этом М., не исключая возможности гибели города, вывез большую часть своих богатств, а также бывш. казну И. М. Брюховецкого , Д. И. Многогрешного и Самойловича. Новым гетманом Левобережной Украины 7 нояб. стал И. И. Скоропадский, сторонникам М. была объявлена амнистия на срок 1 месяц. 9 нояб. 1708 г. в Троицком соборе г. Глухова митр. Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф (Кроковский) вместе с архиеп. Черниговским и Новгород-Северским Иоанном (Максимовичем ; впосл. митрополит Тобольский) и еп. Переяславским Захарией (Корниловичем) отслужил литургию и молебен, после чего в присутствии Петра I предал М. «вечному проклятию». 12 нояб. в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии царевича Алексея Петровича местоблюститель Патриаршего престола митр. Рязанский Стефан (Яворский) провозгласил анафему М. Вопрос о каноничности анафемы до сих пор считается дискуссионным, т. к. она была наложена не соборно, а по воле Стефана (Яворского). На данный момент анафему признаёт только РПЦ. С 1869 г. имя М. было изъято из текста ежегодного анафематствования в Неделю Православия. С предложениями о снятии анафемы выступали общественные и церковные деятели, в частности ректор Киевского ун-та св. Владимира М. А. Максимович и Киевский митр. Антоний (Храповицкий) . Однако во всех случаях этот процесс был остановлен вышестоящим церковным руководством.

http://pravenc.ru/text/2561228.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но Карл, уподобляя себя великому Александру, не нашел в Петре Дария. Бдительно следовал он за врагом, пресекал ему сообщение с другими отрядами Шведскими, которые заблаговременно были рассеяны. Открылось предательство Мазепы, довольно вовремя, чтобы удержать от восстания Украину, и в Глухове три архиерея, Митрополит Киевский со своим Викарием и Архиепископом Черниговским, предали анафеме изменника, забывшего все благодеяния царские. С немногими приверженцами явился он в стан Короля. Войско Шведское осадило Полтаву, и на полях ее впервые сразились оба исполина севера; раненый Карл, на носилках обтекая ряды, одушевлял воинов, устаревших в брани: исполненный любви к отечеству Петр просил забыть Петра для России, – ей же навеки памятен подвиг Царя; под его ударами сокрушилось и исчезло ополчение Шведское, как бы никогда не тревожившее Россию. За степи Украинские и Татарские бежали вместе Король и Гетман и остановились только на берегах Днестра. Изменник Мазепа умер в Бендерах; гетман Скоропадский уже был назначен на его место. Усердие Царя основало монастырь мужеский, во имя верховных Апостолов, на поприще битвы Полтавской, а на память самого дня ее сооружена, в новой столице, церковь странноприимца Сампсона. С великим торжеством встретил Государя в Киеве, у врат Софийских, Митрополит Иоасаф Кроковский , за год пред тем посвященный из архимандритов лавры, на место умершего Варлаама, и префект академии Феофан Прокопович произнес красноречивый панегирик Царю. Здесь впервые обратил он на себя внимание монаршее, сладостью речи и глубоким образованием, которое получил в училищах Униатских и Римских; страсть к учению увлекала Феофана до такой степени, что он даже сделался на время отступником православия в Риме, и ту же удобопреклонность в догматах веры обнаруживал впоследствии, когда занимал высшие степени иерархии Российской. Обе столицы с не меньшим торжеством встретили победителя. Европа, дотоле оглушаемая громом побед Карла, с удивлением услышала о подвигах Петровых, и обратила живое внимание на расцветающую Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Небольшие протопопии включали от 20 до 50 приходов, крупные - 50-70 храмов. Центры протопопий размещались в полковых и сотенных центрах гетманщины. Надзор за монастырями осуществляла кафедра (кафедральная контора) митрополита. Право назначать в епархиальные монастыри настоятелей имели митрополиты Гедеон (Святополк-Четвертинский), Варлаам (Ясинский), Иоасаф (Кроковский). Согласно синодальному указу от 2 апр. 1724 г., архиерей был обязан сообщать в Синод о вакантных настоятельских местах и ждать его решения. Фактически этот указ в К. е. не действовал, митрополит назначал настоятелей самостоятельно или по рекомендации консистории. В 1765 г. было вновь запрещено посвящать архимандритов без разрешения Синода, в 1774 г.- ставить без ведома Синода также игуменов. Данная политика привела к тому, что в 70-х гг. XVIII в. почти половина настоятелей мон-рей в К. е. не были местными уроженцами. В 1-й трети XVIII в. всеми монастырями, кроме ставропигиальных, управляли игумены, кафедральным мон-рем - наместник. В 1732 г. настоятели Пустынно-Николаевского и Братского монастырей получили сан архимандрита. В 1734 г. сана архимандрита удостоились настоятели Златоверхого Михайловского, 1743 г.- Гамалеевского Пустынно-Харалампиевского, в 1744 г.- глуховского Петропавловского и Мгарского Спасо-Преображенского под Лубнами монастырей. В самых важных вопросах настоятели должны были совещаться с монастырским Духовным собором. Кроме настоятеля в обителях К. е. имелись следующие должностные лица: наместник, духовник, экклесиарх, уставщик, городничий, шафарь. Именно они, как правило, составляли Духовный собор. Эти должности оставались выборными. Помимо управления мон-рем настоятели (в первую очередь киевских обителей) были активно задействованы в общеепархиальных делах. Территория В 1688 г. в состав К. е. вернулись протопопии Глуховская, Конотопская и Борзнянская, уступленные митр. Дионисием (Балабаном-Тукальским) Черниговскому архиепископу в 1658 г. В царской грамоте Варлааму (Ясинскому), данной при назначении его на Киевскую кафедру в 1690 г., этот переход был подтвержден. По-видимому, созданное в 1700 г. Переяславско-Бориспольское вик-ство было полусамостоятельным, т. к. его территория не входила в К. е. Для Переяславского еп. Кирилла (Шумлянского) в 1715 г. были отделены от митрополии храмы Переяславского, Корсунского и Богуславского полков.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В полученной им 15 дек. 1686 г. настольной грамоте он именовался «митрополитом Киевским, Галицким и Малой России». Т. о., сразу после подчинения Московскому Патриархату изначальный титул митрополита Киевского был изменен: с «всея России» на «Малой России». Однако митр. Гедеон продолжал подписываться как «митрополит Киевский, Галицкий и всея России». Указом от 27 янв. 1688 г. ему было еще раз запрещено использовать этот титул. После этого митр. Гедеон до конца жизни подписывался как «митрополит всея Малой России и епископ Луцкий и Острожский». После смерти митр. Гедеона 6 апр. 1690 г. гетман И. С. Мазепа испросил у царя Петра I разрешение на избрание нового митрополита. После получения одобрения гетман созвал избирателей. На Соборе, прошедшем в Софийском храме 1-2 июня 1690 г., на Киевскую кафедру был избран архим. Киево-Печерского мон-ря Варлаам (Ясинский). 31 авг. в московском Успенском соборе состоялась его хиротония, 26 и 28 сент. 1690 г. он получил настольные грамоты от патриарха и от царя. Митр. Варлааму благодаря поддержке гетмана впервые в истории Киевской митрополии в 1698 г. было разрешено иметь викария (коадъютора) - Переяславского епископа, в 1700 г. им стал игум. Златоверхого Михайловского мон-ря Захария (Корнилович) . Создание Переяславского и Бориспольского вик-ства существенно повысило престиж Киевской кафедры, к-рая к этому времени уже утратила все прежде подчиненные ей епархии. Митр. Варлаам (Ясинский) пытался вернуть себе статус экзарха К-польского или Московского Патриаршего престола, но осуществить это не получилось. Следующим избранным на Киевскую кафедру митрополитом стал Иоасаф (Кроковский) . Его избрание состоялось 19 окт. 1707 г., 15 авг. следующего года он был хиротонисан в московском Успенском соборе, настольную грамоту от царя получил 14 сент. 1709 г. В грамоте были подтверждены все права и привилегии, пожалованные его предшественникам Гедеону (Святополку-Четвертинскому) и Варлааму (Ясинскому). 12 нояб. 1708 г. в Троицком соборе Глухова по требованию Петра I митрополит возглавил богослужение, на к-ром была провозглашена анафема Мазепе.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010