Мощи занесли в алтарь ближайшего к музею Спасо-Преображенского собора. Нам сообщили, что предположительно это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации был обнаруженный в районе печени разрез. История его возникновения такова. Мощи вскрывались в декабре 1920 года с целью доказать, что это мумия. При мумификации удаляются все внутренние органы и первым делом печень. Именно поэтому приглашенный из Харькова профессор – известный патологоанатом, впоследствии бальзамировавший тело Ленина, – сделал Н-образный разрез в районе печени. У нас хранятся документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт. И когда мы увидели и этот разрез, и другие совпадения, известные по описанию мощей святителя Иоасафа (у него была передавлена переносица, отсутствовал большой палец на левой ноге), то убедились, что ошибки быть не может, – это его мощи, в этом нет никаких сомнений. И вот 17 сентября 1991 года, то есть день в день через 80 лет со дня канонизации, мощи прибыли в Белгород. Тогда на Белгородскую землю впервые приехал Святейший Патриарх Алексий II, было торжество. - Мощи святителя Иоасафа стали первой святыней, в силе которой я смогла убедиться на собственном примере. Вы знаете о многих чудесах святителя Иоасафа. А есть книги, в которых они описываются? - Да, многие чудеса описаны в только что вышедшей книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы». Она издана нами специально к юбилею вместе с книгой «Пещерка святителя Иоасафа». Как и предыдущие издания о святителе, такие как «Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление», мы готовили обе книги вместе с краеведом Александром Крупенковым. Две трети книги составляют фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода, большинство из которых публикуется впервые. Их нет даже в архивах Москвы – подлинники находятся на Украине. Документы охватывают период с конца декабря 1908 года по октябрь 1913 года. Их след отыскался в Харькове в 2009 году. Конечно, в книгу не могли войти все случаи чудесных исцелений от мощей святителя Иоасафа. Кто подсчитает, сколько прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных, стало ходить параличных – и до, и после прославления?! Хочу обратить ваше внимание на то, что впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди не только рассказывали о произошедших с ними чудесах, но и принимали на Кресте и Евангелии клятву, произнося очень серьезные для православного верующего слова.

http://pravoslavie.ru/48756.html

О. Порфирий был арестован и расстрелян почти одновременно с епископом Никодимом (Кононовым), священномучеником, честные мощи коего были обретены в 2012 г. неподалеку от пещерки свт. Иоасафа и теперь покоятся в Троицком домовом храме Белгородской митрополии. Однако тело о. Порфирия прихожанам, увы, найти не удалось. Рассказывают поразительную историю из времен воинствующего безбожия, когда большевики, изъяв в 1922 г. из Крестовоздвиженского храма «22 предмета из серебра весом 1 пуд 5 фунтов 11 золотников», решили, что называется, посягнуть на главную святыню храма. Как рассказала полвека спустя внучка священника Виктория Стефановна Литвинова, в 1927 г. представители безбожной власти, после антирелигиозной агитации, приступили к решительным действиям. Член губернского партийного комитета Кравцов самолично сорвал в храме чудотворный Крест и бросил его на подводу, после того как местные жители отказались это сделать. Он уселся на Крест и сказал: «Ну вот и весь ваш Бог, ничего он мне не сделал. И вам ничего не делал». … Но отъехал «товарищ Кравцов» не очень-то далеко: на перекрестке улиц Гостенской и Полянской (в советское время ул. Фрунзе, ныне просп. Славы) он был убит молнией. Свидетели подчеркивают, что небо в тот день было ясное, и лишь ненадолго появилась маленькая тучка, с небольшой грозой. Крест был возвращен на прежнее место, но сам храм в начале 1930-х — закрыт. Ктитор Мария Ивановна Киреева, отправившись в Москву, добилась личного разрешения у «всесоюзного старосты» М.И. Калинина на открытие храма. Богослужение здесь не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. К счастью, храм не был подвержен разорению, и в нем сохранилось несколько старинных икон — например, икона Божией Матери «Скоропослушница», а также образ Архистратига Михаила.      О благодатной помощи Чудотворного Креста собраны свидетельства и в наши дни. Есть рассказ москвички Галины Николаевой, исцелившейся в 1999 г. от сильной кожной аллергии. И преподавателя биологии Ирины Викторовны Горбунцовой, у которой после литургии в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вернулись чувствительность и частичная подвижность пальцев правой руки, утраченная прежде в результате неизлечивавшейся невропатии правого локтевого нерва.

http://pravoslavie.ru/86452.html

Подробнее... Храм Всех Святых в земле Российской просиявших (Липецк) [ править править код ] Это первый православный храм, построенный в новых микрорайонах Липецка. Архитектор – В. В. Рулёв. Возведение храма началось весной 2002 года. Основные этапы его строительства совпали со временем становления Липецкой и Елецкой епархии. 10 апреля 2008 года на колокольню строящегося Всесвятского храма был водружен последний большой купол с крестом весом 6,5 тонн. Сегодня это полный храмовый комплекс, который включает в себя, помимо здания церкви с колокольней, воскресную школу и крестильню. В храме находится икона с частицей мощей священномученика Романа Медведева, а также мощевик с частицами мощей святителя Иоасафа Белгородского и новомучеников и исповедников Российских. Богослужения: Вторник-воскресенье, 8.00 и 17.00. Престольные праздники: Всех святых, в земле Российской просиявших - Июнь 14 [по н.с.] Адрес: 398000 г. Липецк ул. 9-го Января 1-а. Телефон: +7 (4742) 27-73-50 . Подробнее... Христо-Рождественский храм [ править править код ] Христо-Рождественский храм Этот двухпрестольный православный храм расположен в центре Липецка на улице 9 Января. Его история начинается в XVII веке. Тогда приходская церковь села Студёнки была маленькой и деревянной. Нынешнее каменное здание освятили в 1869 году. В 1937 году его закрыли, но в 1943 году вернули верующим. Долгое время это был единственный в Липецке действующий храм. В нем служили многие известные священнослужители, в том числе священномученик Уар (Шмарин), первый епископ Липецкий. В храме находится ковчег с частицами мощей особо почитаемых на Руси святых: пророка Иоанна Крестителя, святого благоверного князя Александра Невского и великомученика Георгия Победоносца. Храм имеет придел в честь святителя Николая Чудотворца. Престольные праздники: Рождества Христова - Январь 7 [по н.с.] Адрес: 398000 г. Липецк ул. 9-го Января 1-а. Телефон: +7 (4742) 27-73-50 . Подробнее... Где остановиться [ править править код ] Православный семейный палаточный лагерь с. Конь-Колодезь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Липецк

Отдельно от собора, на расстоянии 9 саженей и одного аршина, стояло огромное здание соборной колокольни, 20 аршин (14,22 м) в длину и ширину и 65 аршин (46,23 м) в высоту. Оно состояло из четырех ярусов, сужающихся кверху, с красивыми колоннами. На четвертом восьмигранном ярусе колокольни были часы с боем. Через нижний ярус шел главный вход в монастырь. В третьем ярусе размещалось десять колоколов разного размера. Большой праздничный колокол весом 1022 пуда был вылит в декабре 1865 года на деньги потомственного почетного гражданина Белгорода Николая Ивановича Чумичева на заводе Н. Т. Рыжковой мастером М. А. Ольховиковым в Харькове. Один из колоколов был отлит в 1752 году во время епископского служения на Белгородской кафедре святителя Иоасафа. Монастырская братия размещалась в двух отдельных корпусах. Помимо этих построек в монастыре имелись: свечной завод, построенный в 1905 году, и две иконно-книжные лавки - одна старая, а другая - новая, построенная в 1910 году рядом с колокольней, лицевой стороной к монастырю, одноэтажная, крытая железом, с комнатой для послушника. В Свято-Троицком соборе находились две главные, особо почитаемые святыни: чудотворная икона Николая Ратного и нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Икона Николая Ратного располагалась в стенном иконостасе на левой стороне главного алтаря Свято-Троицкого собора. Ежегодно 5 мая чудотворная икона крестным ходом из Белгородского монастыря переносилась на место своего первого нахождения в село Устинку, где оставалась до 10 мая и 11 мая обратно приносилась в Белгород. Согласно древнему преданию, эта икона спасла жителей Устинки от набега татар. В начале XVIII века около села находилась Коренская пустынь. Во время одного из набегов крымские татары хотели напасть на пустынь и перешли по длинной плотине через реку Корень. Настоятель обители взял из церкви образ Св. Николая, вышел со всей монастырской братией к ним навстречу и начал молебен. Татары были так поражены зрелищем, что бросились бежать. Многие упали с плотины в воду и утонули, остальные скрылись в степи.

http://sobory.ru/article/?object=34516

Помимо своей территории в ведении монастыря состояла обитель Красногорская, наместник которой находился в подчинении Лубенского игумена. Также некоторые приходские храмы в этой области были в ведении св. обители. Молодому игумену предстояла широкая, трудная и сложная деятельность, и он, как видно из актов и документов, сохранившихся в архиве Лубенского монастыря, явил себя трудолюбивым, справедливым, любвеобильным и весьма заботливым управителем Лубенской обителью. Время служения молодого игумена Иоасафа Горленко в Лубенском Мгарском Спасо-Преображенском монастыре, равно как и предыдущее время его жизни, по всей справедливости может быть названо временем упорной и сильной духовной борьбы смиренного подвижника. В продолжении управления Лубенской обителью, как в предыдущее, так и в последующее время, игумен Иоасаф вел строго подвижническую жизнь. Об этом свидетельствует тот факт, что в этот период он подвергался частым и продолжительным недугам телесным. Последние же, несомненно, были прямым следствием строго подвижнической жизни его. Сам св. Иоасаф в своих автобиографических записках пишет про это так: «16 августа 1737 года я крепко заболел и уже чувствовал близкий исход жизни, но Божьим милосердием был помилован...», «27 сентября 1740 года, пишет он, я опять заболел и страдал отчаянно до половины февраля, но милосердый Бог оставил мне жизнь для Его прославления». Святитель Афанасий, патриарх Цареградский и Лубенский чудотворец Во время своего настоятельства в Лубенском монастыре игумен Иоасаф сподобился видеть два замечательных сновидения. В оба раза он видел Константинопольского патриарха Афанасия, нетленно почивающего в Лубенском монастыре, и дважды он слышал от него слова одобрения. Но упорная и усиленная работа молодого игумена Иоасафа над возделыванием духовного существа своего согласно с требованием евангельского нравственного закона, не отняла у него отеческой заботливости о вверенной ему Лубенской обители. Нужно сказать о том, что будущему святителю в то время много пришлось поработать над восстановлением разрушенного хозяйства обители.

http://pravoslavie.ru/1926.html

Новый Архиерейский дом (вместо обветшавшего первоначального на месте загородной дачи генерал-губернатора) был заложен в 1865 году и закончен постройкой в 1868-м (при епископе Варлааме и генерал-губернаторе А.П. Безаке). Владыка Варлаам составил план обустройства дома так, чтобы приспособить его к архиерейской жизни: «Внутри двора построить каменный двухэтажный дом длиной 15 сажень и шириной 9 сажень, главным фасадом к дороге, идущей в город. В верхнем этаже поместить Крестовую церковь и при ней ризницу и покои для архиерея, а именно: приёмную для посетителей, зал, гостиную, столовую, кабинет, библиотеку, спальню, буфет и келейницкую». В нижнем этаже: канцелярскую, кухню и баню для архиерея с подвалом и погребом на земле, шесть келий для монашествующих, с перегородками в каждой на три покоя. Для них две кладовые и сарай для дров. На северной стороне двора построить одноэтажный флигель лицевой стороной на двор. В нём поместить кухню, хлебную и трапезную для монашествующих, кладовые, подвал и погреб. Также предполагалось, по представлению владыки, разобрать все ветхие строения: конюшню, каретник, амбар и поставить их на каменную основу. Старый дом, занимаемый консисторией, покрыть железом и отремонтировать внутри. В нём должны были поселиться певчие (24 человека). Всю усадьбу Архиерейского дома надлежало обнести дощатым забором. Городской архитектор Мацулевич получил от губернатора задание составить проект и смету построек. В 1865 году подрядчики, оренбургские купцы Попов и Алексеев, приступили к строительству, и в 1868 году оно было завершено. В 1912 году воздвигли кирпичную на каменном цоколе Крестовую церковь во имя свт. Митрофания, Воронежского чудотворца, и двухэтажную пастырскую миссионерскую школу. При Архиерейском доме был детский приют во имя свт. Иоасафа Белгородского; содержался он на средства Сестричного братства. Все постройки монастыря были разрушены в первые же годы советской власти. Разрушение Богодуховского монастыря власти объясняли тем, что он стоит на том месте, где нужно построить теплоэлектростанцию (для которой на горе Маяк было много пустующих мест). Были разрушены и снесены: Иоанно-Предтеченская церковь, пять домов для проживания насельников, амбар, ледник, кухня, каретник и сарай, а также построенные в 1911 году два флигеля (одноэтажный и двухэтажный для монашествующих), кухня с сараем и погребом. К двухэтажному зданию миссионерского стана произвели пристройку и разместили там контору треста.

http://sobory.ru/article/?object=49352

Определением Святейшего Синода прот. Иоанн был направлен в Белгород для произнесения проповедей в дни праздничных торжеств в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского (сентябрь 1911 г.) 27 . До нас дошла опубликованная проповедь , произнесенная им в связи с этим событием: «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, новоявленный чудотворец» 28 . В 1913 г. протоиерей Иоанн Восторгов был поставлен настоятелем Покровского собора на рву (собора Василия Блаженного). С этого времени основным местом произнесения поучений и речей стал Покровский собор. Протоиерей Иоанн совершал священнодействия благолепно и благочинно. Проповедью он сопровождал каждое свое богослужение. Современники вспоминали, что его слова всегда доходили до глубины сердца, вызывали всеобщие рыдания и стремление начать новую, лучшую жизнь. «Ваше благоговейное совершение богослужения, – говорится в письме к нему, подписанном епископом Тобольским Алексием и священниками, – отчетливое и выразительное произношение возгласов и такое же чтение молитвословий, ваша красноречивая, сердечная и одушевленная проповедь, всегда на злободневные вопросы данного момента, никогда не изгладятся из нашей памяти и будут служить для нас образцом, как следует совершать богослужение, чтоб оно производило благотворное действие на молящихся, и как нази дать свою паству живым словом» 29 . В годы Первой мировой войны о. Иоанн Восторгов находился в гуще событий, и его пастырское слово чутко реагировало на каждое новое настроение в обществе, вызванное напряжением тяжело переживаемых неудач на фронте, а затем и славных побед русского оружия. Его самого можно было часто встретить среди раненых воинов 30 . Несколько проповедей он произнес по поводу этого события. В проповедях пастыря в этот период прослеживаются темы покаяния, жертвенности, патриотизма. Так, по случаю этой войны, за богослужением в храме св. Василия Блаженного, прот. Иоанн произнес слово, в котором наставлял народ быть истинными патриотами своей страны, призывал к защите Родины, к единению: «Нет теперь ни у кого исключительного или преимущественного права, а равно и преимущественной обязанности на патриотизм, но все должны объединиться в любви к родине и в желании умереть за нее» 31 . Дошедших до нас опубликованных проповедей, помещенных в сборнике «Во дни войны», – 44. Основным местом произнесения поучений был храм св. Василия Блаженного, но отец Иоанн не ограничивался служением в этот период только в этом храме. Он произносил свои проповеди на Красной, Лубянской площадях, в Успенском соборе и во многих других монастырях и храмах Москвы; очень часто обращался со словом утешения именно к раненым воинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленной душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь. Икона Божией Матери Казанская (Песчанская) Образ Божией матери, называемый Песчанским, известен как один из чудотворных списков Казанской иконы Божией Матери. Явление его связано с именем русского святителя епископа Белгородского Иоасафа. По молитвам у Песчанской иконы Божией Матери совершались многие чудеса, люди исцелялись от жестоких болезней, прославляя Заступницу рода человеческого. Молитва пред иконой, именуемой «Казанская (Песчанская)» О Премилостивая и Премилосердная Мати Божия, Покровительнице града нашего Изюма и страны нашея, купно же и о всем мире Молитвеннице, приими коленопреклонение ума и сердца нашего и услыши молитвы, во умилении душ наших Тебе возсылаемыя, якоже издревле приимала еси молитвы любящих душ зде, пред иконой Твоею возносимыя. Помози нам в побеждении прелестей и соблазнов мира сего, не попусти нам отверженным быти вечнаго небеснаго блаженства. Ты едина наша радость и утешение в жизни сей временной. Ты едина наша надежда в жизни вечней. Веруем, яко Ты Своею Богоматернею любовию и снисхождением удостоиши нас с Собой вожделеннаго Царствия Сына Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Архиепископ Иоанн (Попов): На празднование 100-летия канонизации святителя Иоасафа ожидаются тысячи паломников 17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. 16 сентября, 2011 17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. 17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. Во время торжеств в Белгороде будет освящена храм-часовня, возведенная на месте пещерки святителя Иоасафа. А в канун праздника сюда прибудут пять крестных ходов – из Ровеньки, Алексеевки, Старого Оскола, Ивни и Грайворона. О том, как пройдут предстоящие торжества и как проходило прославление святителя 100 лет, порталу «Православие.ру» рассказал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). – Ваше Высокопреосвященство, в эти дни Белгородскую епархию посетит Святейший Патриарх Кирилл. – 16–17 сентября в пределы Белгородской епархии мы ожидаем с визитом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и этот визит связан с торжествами, посвященными 100-летию канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. Мы надеемся на то, что, как и век назад, география России будет представлена в Белгороде паломниками из самых разных мест. – А как проходило прославление святителя Иоасафа 100 лет назад? – В сентябре 1911 года здесь были великие торжества, которые длились целую неделю – со 2 по 9 сентября по старому стилю. За несколько дней до прославления святителя и открытия его мощей в Белгород прибыли крестные ходы с харьковского, курского, корочанского и грайворонского направлений. Кроме того, сюда прибыли почитатели святителя Иоасафа из Архангельского края, Бессарабии, с Волги и Причерноморья, из далекой Сибири, Камчатки и даже из Старого Афона.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-ioann-popo...

Труды Белгородской Православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск 3 Источник Раздел I. Материалы научных конференций Христианское измерение современности. Выступление на XIII Международных Иоасафовских образовательных чтениях Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, Председателя Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, братья и сестры, участники XIII Международных Иоасафовских образовательных чтений! Сегодня, перед праздником святителя Иоасафа, епископа Белгородского Чудотворца, мы традиционно открываем наши Иоасафовские чтения, проходящие под девизом «Традиции и новации: культура, общество, личность», которые являются региональным этапом Международных Рождественских чтений. Они призваны дать оценку нашему сегодняшнему состоянию и наметить план действий на будущий год. Наши чтения стали неким камертоном для Белгородской митрополии, который задает тон нашей дальнейшей деятельности, и одновременно площадкой, где можно обменяться мнениями, дать оценку происходящим событиям. Сама тема Международных Рождественских чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность» призывает нас задуматься над евангельскими словами: «Вы – соль земли» ( Мф.5:13 ). Почему христиане – «соль земли»? Потому что соль сберегает от тления, от порчи, соль все очищает. Соль всему придает вкус. Также и мы с вами должны сохранить все лучшее, что заповедано нам Господом и святыми апостолами Православной Церкви, и очистить наше сегодняшнее мировоззрение от ржавчины бездуховности, от всего того, что не несет спасительного, духовного начала, и дать свое христианское измерение происходящим событиям. Особое значение для современности приобретает образование, и прежде всего духовно-нравственное образование в учебных заведениях всех уровней. В Новом Завете мы читаем: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин.4:1 ). Так любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов предупреждает нас от лжепророков и говорит о том, как мы можем узнать дух истины и дух заблуждения. Далее он продолжает: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» ( 1Ин.4:20 ). А отцом лжи является дьявол , потому что «он не устоял в истине, ибо нет в нем истины» ( Ин.8:44 ). От нашего исповедания зависит наше спасение, и именно оно определяет образ жизни человека. Поэтому приобщение учащихся к основам православной культуры напрямую связано с тем, каково содержание рассказа обучающего и цель нашего благовестия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010