Главным итогом научной деятельности епископа Никодима в этом направлении стал выход книги «Святитель и Чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых». Этот труд является примером церковно-исторического исследования и поражает высокой степенью проработанности исторического материала. Епископ Никодим избежал в своей работе лишнего пафоса и лубочной умилительности, а вместо этого обстоятельно и подробно изложил все этапы жизни святителя Иоасафа, его смерть и последующее прославление. Он выполнил обширный историографический обзор литературы по святителю Иоасафу, подробно остановился на всех существовавших недоуменных вопросах, версиях и легендах, подверг их тщательному анализу и разбору. Закончил он свою работу над этой книгой летом 1916 г., незадолго до начала революционных потрясений. В настоящее время труд епископа Никодима по святителю Иоасафу переиздан и его можно найти в свободной продаже в Белгороде. Помимо пастырской и научной деятельности, епископ Никодим брался и за литературное – им был составлен акафист святителю Иоасафу (всего их существует несколько). Протопресвитер Михаил Польский впоследствии писал: «Этот благодатный труд преосвященного является образцом среди акафистов, составленных в России... Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию». После Февральской революции, с мая 1917 г., епископ Никодим временно исполнял обязанности архиерея всей Курской епархии, так как курский архиепископ Тихон (Василевский) в условиях революционной эйфории мирян и духовенства был отстранен от управления. После выборов нового архиерея епархию возглавил бывший рыльский викарий Феофан (Гаврилов) – это он впоследствии вывезет чудотворную икону Курской Коренной Божией Матери за границу. Тем временем епископ Никодим вернулся в Белгород и приступил к реализации своего давнего замысла о выделении полусамостоятельного Белгородского викариатства (церковного округа) из состава Курской епархии в самостоятельную епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В нижнем храме преп. Иова Почаевского хранится рака с 88 частицами мощей Киево-Печерских святых, иконы с частицами мощей великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, мч. Христофора, святителей Нектария Пентапольского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Белгородского Иоасафа, сщмч. Иоанна (Помера) и др. Перед иконой «Новомучеников и исповедников Российских» работы о. Киприана в особом ковчеге – частицы мощей сщмч. Игнатия Богоносца, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Николая Чудотворца, свщмч. Макария, митр. Киевского, святителей Арсения Сербского, Иркутского Иннокентия, преподобных Евфимия Великого, Харитона, Кириака, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и др. Другой почитаемый образ – список Почаевской иконы Божией Матери. За алтарной частью Троицкого собора находится небольшое монастырское «братское кладбище». Здесь покоятся братия и архиереи Русской Православной Церкви за границей, в том числе архиепископы Североамериканский Аполлинарий (Кошевой), Детройтский Иероним (Чернов), Чикагский Григорий (Боришкевич), Каракасский Серафим (Свежевский), Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), Буэнос-Айресский Афанасий (Мартос), епископ Сиэтлский Нектарий (Концевич), основатель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Нижник). Под алтарем Троицкого собора сооружены два склепа, в которых покоятся останки Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), архиепископов Сан-Францисского Тихона (Троицкого), Сиракузского Аверкия (Таушева) и постриженика Валаамского монастыря, многолетнего духовника Свято-Троицкой обители игумена Филимона (Никитина). В 2000 с северной и южной сторон были пристроены еще две усы-пальницы, в южной покоятся останки иконописца архимандрита Киприана (Пыжова), в северной погребены Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) и архиепископ Западноамериканский Антоний (Медведев). Позднее здесь похоронили еще одного Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлу). Братский корпус монастыря был заложен 28 сентября 1952 архиепископом Виталием (Максименко) и построен к 1958. В полуподвальном помещении находятся пекарня, книжные склады и кладовые, на 1-м этаже – типография, трапезная, книжный магазин, на 2-м этаже - канцелярия, фальцовочная и переплетная мастерские, покои настоятеля, на 3-м и 4-м этажах – кельи. В 1987–1988 корпус был значительно расширен, с западной и восточной сторон пристроены два новых крыла. В типографии находится большой чтимый образ преп. Иова Почаевского, вывезенный из Почаевской Лавры. На 3-м этаже братского корпуса 17 ноября 1991 была освящена часовня во имя преп. старцев Оптинских, иконостас и иконы которой выполнены иеромонахом Андреем (Эрастовым). В Оптинской часовне хранятся частицы мощей многих святых, частица Креста Господня, камень от Гроба Господня, камень из храма Воскресения Христова в Иерусалиме, камень со Св. Голгофы, камень с судного места, скуфьи святителей Митрофана Воронежского и Феофана Затворника.

http://sobory.ru/article/?object=19057

виду время епископства святого Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать, — говорит историк Зверинецких пещер И. М. Каманин, — что первый зверинецкий игумен, Леонтий, и святой мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский, — одно и то же лицо». После нашествия татаро-монгол в Киеве осталось не более двухсот дворов, что послужило перенесению митрополии во Владимир. Киев, как центр, потерял своё значение. Людям надо было заново отстраивать город, и о Зверинецких пещерах забыли до начала двадцатого века. Подземелье было обнаружено в 80-х гг. XIX в. и сразу же определено как остаток прежде неизвестной пещерной обители (внутри оказалось много монашеских могил, остатков четок, параманов, поясов, обуви). Принадлежность территории над подземельем военному ведомству не позволила тогда приступить к возрождению святыни. Впоследствии погребенные в пещере неоднократно являлись жительнице Зверинца Феодосии Матвенковой и просили пищи. Когда Матвенкова заказала в Ионинской обители панихиду по лежащим в пещере, явления прекратились, а духовник монастыря игумен Валентин твердо решил вернуть святыню верующим. Для преодоления ряда юридических препятствий он привлек к этому делу влиятельного в Киеве князя Владимира Жевахова, который приходился родственником святителю Иоасафу Белгородскому. Жевахов взял в 1911 г . участок с входом в пещеру в аренду и пригласил археологов, которые исследовали подземелье и благоустроили его для посещения. Игумен Валентин открыл здесь самостоятельный скит с наземным храмом Рождества Божией Матери с приделом святителя Иоасафа Белгородского (церковь стояла на плато над пещерой; освящена в 1914г.). Однако в 1934г. скит упразднили, храм уничтожили. Пещеры разворовывались. После октябрьского переворота братьев Жеваховых, Владимира и Николая, приютил у себя настоятель скита Пречистыя под Киевом, известный подвижник благочестия — игумен Мануил. В скиту братья трудились наравне с другими послушниками. Это вызывало ропот, так как из-за присутствия Жеваховых монастырь могли в лучшем

http://pravicon.com/info-2354

Книга, содержащая вступительные статьи, церковно-славянский текст поэмы и ее современный поэтический перевод, была выпущена в свет белгородским издательством «Крестьянское дело» тиражом всего 500 экземпляров в октябре 2002 г. и сразу же стала раритетом: нигде не продавалась, а весь тираж (кроме 100 экземпляров в качестве гонорара автору перевода) был распределен по библиотекам учреждений культуры Белгородской области. Время, прошедшее со дня выхода в свет первого современного издания поэмы, показало, что это произведение, действительно, является великим шедевром святого автора: оно сразу же вышло за пределы своей эпохи и  хотя поэма написана на церковно-славянском языке, вовсе не подвластна никаким жанровым ограничениям ни классицизма, ни романтизма, ни реализма, потому что создана с высокой, вечной целью — для раскрытия и удобного восприятия глубоких православных вероучительных истин, учения о спасении человеческой души. В предисловии к поэме Владыка Иоанн говорит: «Это произведение поистине можно считать миссионерским. Я уверен, что это произведение найдет живой отклик в сердцах молодых людей, ведь в нем содержится и глубина богословия, и богатство православной культуры, и удивительно яркие литературные образы, и увлекательный динамичный сюжет. Все это легко входит в душу человека — озаряет ее, становится ее достоянием». Предисловие. Православная поэма, победившая время В языках и литературах разных народов, живущих на Земле, существует одна по-разному произносимая и выражаемая письменно мысль: «Все на свете боится времени». Но кого же или чего же боится время? В хранимом и передаваемом от поколения к поколению Христовой Церковью Божественном Откровении и на этот вопрос есть совершенно определенный ответ: время подвластно только Богу, положившему ему начало Своим Словом — Единородным Сыном, «через Которого и веки сотворил» (Евр. 1:2). Потому и всякое духовное или материальное произведение человечества, прославляющее Творца, несет на себе неизгладимую печать Его вечности, надмирности, побеждающей все земные измерения времени. И сегодня, не боясь суетных обвинений в «гигантомании», «преувеличении», у нас есть твердое основание назвать эту книгу, которую Вы, дорогой читатель, держите в руках — второе издание поэмы святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными» — истинным плодом Божия вдохновения, православной поэмой, победившей время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3406...

Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Землю сердца твоего непрестанно возделывал еси, самоуничижением и укорением добре ю взрыхляя, плевелы высокоумия смиренномудрием исторгл еси, и чистыми источницы слез твоих обильно оросил еси и, яко добрый делатель Христов, плод вечнаго жития стяжал еси, смиренномудре Никодиме. Стих: Праведник, яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Дарова ти Господь в терпении Евангельстем стяжати душу твою, егда богоборческая година лютая нападе на Землю Русскую, ты вся находящая на тя злая мужественне претерпел еси и кровьми своими ризы святительстии обагрив, яко пастырь и мученик добропобедный в Небеснем Царствии венчался еси. Темже молим Тя, священномучениче Никодиме, победи вся, воюющия на ны. Слава, глас 2. Подобен: Е гда от древа: Жертву безкровную на земли приносил еси, яко истинный служитель Христа Бога, Тому же со страхом и трепетом предстоял еси, ныне же Престолу Небесному предстояще, моли Бога о нас грешных, празднующих святую память твою. И ныне, Богородичен Велия тайна Божия содеяшеся на Тебе, Дево Богородице Пречистая, вси бо мы земнороднии пред сею тайною благоговеим, и молим из Тебе воплотившагося Бога и Господа нашего Иисуса Христа о спасении душ наших. Тропарь, глас 4 Апостолом сопрестольне и святителем единонравне,/образом благочестия просиял еси,/неленостный сеятелю слова Божия,/достойный приемниче святителя Иоасафа,/Белгородскую паству верно упасл еси/и кровию мученическою любовь к Церкви Христовой показал еси,/темже молим тя, священномучениче Никодиме, моли Бога о спасении душ наших. (Дважды) Тропарь Рождества Христова: Слава, и ныне, Богородичен Твоим Рождеством, Пречистая Дево, род человеческий спасеся от тления, сего ради молим Тя, испроси нам у Господа Иисуса Христа нетленныя ризы спасения и приснаго с Ним пребывания. На велицей вечерни Блажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе: Дивное Промышление Божие явися о тебе, святче Никодиме, яко устрои в житии твоем встречу с Иоанном Российским чудотворцем, им же ты в благочестии и вере утвежденный, благодатными беседы сердце насладил еси, любовию к Богу пламенея, Ему же ныне с Иоанном пастырем Кронштадтским предстояще, молися о нас, славящих пречестное имя твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ужесточение правил Петровского поста на Руси, по мнению академика А. В. Рыбакова, связано именно с попытками избавиться от народных праздников. В частности, запретить языческие жертвоприношения с последующей трапезой. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси» приводит свидетельство киевского митрополита-грека Георгия (1061–1073), удивлявшегося русскому запрету есть мясо после праздника Пятидесятницы: Несть лепо подражати мясопусту других по пянтикостии (через неделю после Троицы) чрез (вопреки) письмена святая — един бо мясопуст уставихом . По мнению митрополита, есть только один мясопуст в году и излишне изобретать другие. Но ни строгие запреты, ни проповеди не смогли переубедить народ. И в житии святителя Иоасафа Белгородского (XVIII век) описывается, что народные обычаи никуда не ушли. И борьба с ними особого успеха не имела. Празднования Купалы продолжались, пока был жив деревенский уклад жизни, и были сметены лишь урбанизацией в начале XX века. Народ издавна привык и не скоро оставляет эти обычаи, а ревностным священникам приходилось терпеть и обиды. Ольшанский, напр., священник Потап чуть не был избит сотником за эту ревность. Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою, чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными, гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы — все это было в большом ходу среди насельников Белгородской епархии. А. Кононов. Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский. 1915 г. Новые смыслы Гораздо успешнее оказалось не бороться с языческими праздниками, а наполнять их новыми смыслами. Так произошло с праздником Богоявления и Рождества Христова . Первые христиане не праздновали этот день, как не праздновали Рождество Христово. Даже дата рождения Иисуса из Назарета не сохранилась. Жизнь первых христиан была выстроена вокруг Воскресения Христа и праздника Пасхи. Михаил Скабалланович (1871–1931), профессор Киевской Духовной Академии и церковный историк, посвятил ряд работ истории христианских праздников. Говоря о Рождестве, он пишет, что Церковь была принуждена праздновать Рождество внешними влияниями. Первыми начали праздновать день Крещения Господня еретики-гностики. Причем делали это торжественно, используя за богослужением красивые песнопения. Это оказалось талантливым миссионерским ходом. Многие христиане приходили на еретические богослужения и оставались там, не разбираясь в догматических тонкостях.

http://blog.predanie.ru/article/kak-petr...

Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными». 24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи  святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца  (память 2 мая). Несколько раз Патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара). 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, он строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению им устава и церковных традиций. Как и прежде, он все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

После торжественной части гости праздника ознакомились с выставкой, рассказывающей о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны и роли духовенства в деле защиты Отечества. В экспозиции представлены материалы, посвященные воевавшему на Курской Дуге старшему лейтенанту Сергею Извекову — будущему Святейшему Патриарху Пимену , митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому) — будущему Патриарху Алексию I , во время блокады Ленинграда совершавшему богослужения и утешавшему жителей осажденного города, архимандриту Кириллу Павлову, наместнику Псково-Печерского монастыря архимандриту Алипию Воронову, также воевавшим в годы Великой Отечественной войны. Вниманию белгородцев и гостей города были также представлены экспонаты из фондов Белгородского музея-диорамы «Курская дуга. Белгородское направление», историко-краеведческого музея и награды бойцов Красной Армии, возвращенные из зарубежья. Историко-краеведческий музей Белгорода представил экспозицию «Поднявшие ядерный щит», посвященную истории создания и испытаний советского ядерного оружия и деятельности советской внешней разведки. Центральное место в экспозиции занимают материалы, рассказывающие о человеке, внесшем большой вклад в спасение мира от ядерной войны, — уроженце города Белгорода Владимире Борисовиче Барковском. Благодаря его деятельности у Советского Союза появились чертежи американской атомной бомбы, что позволило уравновесить силы США и СССР в ядерном противостоянии двух сверхдержав. Собравшиеся осмотрели выставку, участниками которой стали 106 экспонентов из России, Украины, Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Молдовы, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Греции, Святой Горы Афон и Палестины. Впервые в выставке «Ангел Святого Белогорья» приняли участие представители Киево-Печерской лавры. В рамках работы выставки вниманию посетителей будут предложены концерты, спектакли, лекции, организованы различные мастер-классы. По традиции для поклонения верующих принесены ковчег с частицей мощей святителя Иоасафа Белгородского, чудотворца, и ковчег с частицей мощей священномученика Никодима, епископа Белгородского.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

8 января 1911 г. в Св. Синоде состоялось наречение архимандрита Никодима в епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. Наречение совершили митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), епископ Тульский Парфений (Левицкий), епископ Самарский Константин (Булычев). Примечательно, что двое из участников этого наречения, как и сам нарекаемый, причислены к лику святых как новомученики, пострадавшие за веру в годы послереволюционных гонений.  С 15 ноября 1913 г. - епископ Белгородский, викарий той же епархии. Владыка Никодим много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. Им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под его руководством в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы покои святителя Иоасафа, открыт музей с обширным фондом документов. Не забывал он и церковного песнотворчества; кроме упомянутого акафиста свт. Иоанну Златоусту, им составлены акафисты препп. Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу. В 1917 удостоен степени магистра богословия. 8 января 1919 года был арестован комиссаром С. А. Саенко в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одна из верующих, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, была сразу же расстреляна комиссаром Саенко. На следующие сутки епископ Никодим был повторно арестован и тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом. После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была открыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В период 1930—1980-е годов был одним из двух действующих храмов города. После восстановления самостоятельной епархии с 1990 по 2000 год в храме, который сохранил с 1920-х годов статус собора, располагалась кафедра епископа Олонецкого и Петрозаводского (с 1996 Петрозаводского и Карельского) Мануила. В 2006—2007 годах проведены работы по реставрации храма. Описание [ править править код ] Собор сохранил первоначальный иконостас в стиле русского ампира (резьба частично утрачена и нуждается в реставрации) с иконами академического письма, заказанными в С.-Петербурге. Иконы Божией Матери «Скоропослушница», во имя Казанской Божией Матери, во имя Тихвинской Божией Матери, икона Божией Матери «Утоли мои печали», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским, иконы прп. Антония Римлянина, вмц. Варвары Илиопольской, вмц. Екатерины, свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей; мощи прп. Елисея Сумского, Соловецкого чудотворца. В храме похоронены архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Венедикт (Григорович) (в 1850 г.), академик Петербургской Академии наук К. И. Арсеньев (в 1865 г.). Святыни [ править править код ] Главные святыни храма: иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Тихвинская», «Казанская», «Троеручица»; иконы прп. Антония Римлянина, вмц. Варвары, вмц. Екатерины, свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей; мощи прп. Елисея Сумского, Соловецкого чудотворца. Изъятые из Никольской церкви с. Сумпосад в июле 1929 года, они долгое время хранились в фондах Карельского государственного краеведческого музея. 26 июня 1990 года святые мощи преп. Елисея Сумского были переданы Крестовоздвиженскому собору. Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен архиепископ Петрозаводский и Олонецкий Венедикт, который благословил возведение храма, но почил до завершения строительства (7 декабря 1850 г.). В храме похоронен 29 ноября (ст. ст.) 1865 г. тайный советник Константин Иванович Арсеньев – один из воспитателей (с 1828 по 1837 гг.) наследника престола, будущего императора Александра II. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010