Речь перед вечерней в день Пятидесятницы; произнесена в Херсонском соборе 19 мая 1863 г. Господь Спаситель наш, перед временем страданий говорил своим ученикам: многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, – Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Иоан. 16:12,13 ). Не многое ли надлежало бы и нам – недостойным служителям алтаря Христова, возвестить вам, братия, о тех преславных событиях и чудесах, которые совершила некогда, в день сей, десница Божия во граде Давидове? Не надлежало ли, хотя бы для того только, чтобы и нам, и вам соутешитися общею нашей верою ( Рим. 1:12 ), – не надлежало ли, например, воспомянуть пред вами о том огнеобразном сошествии Св. Духа на Апостолов ( Деян. 2:17 ), коего свидетелями были не одни Иерусалимляне, но и многие народы со всех концов вселенной? – о том непостижимом, сверхестественном озарении свыше, вследствие коего некнижные, худородные робкие Галилеяне мгновенно превратились в неустрашимых проповедников славы Распятого, и стали возносить на разных языках хвалы Богу Вышнему? Не надлежало ли поведать о той непреоборимой силе благодати, которая, воздействовав в сердцах, приявших ее, тысячами повлекла людей всякого пола и возраста к вере во Иисуса Назарея, и наконец, о том неисчерпаемом обилии духовно-животворных струй воды живыя ( Иоан. 7:38 ), которые проторглись в Сионской горнице, и которые, излившись оттоле двенадцатью протоками, потекли по всем направлениям вселенной, чтобы оросить иссохшее от зноя греховного лицо земли, и напоить всех жаждущих спасения Божия. Но уместно ли нестройным словом восполнять то, что сладкозвучным языком Церкви уже извитийствовано в песнопениях нынешнего дня? Да и к чему послужило бы теперь наше слово человеческое, какое бы оно ни было, когда и мы, и вы ожидаем дыхания устен Вседержителевых, ожидаем Духа, могущего научить ( Иов. 33:4 ) и умудрить всех нас во спасение? Что значим мы земные, слабые, привременные наставники пред тем учителем святейшим, всемирным, вечным, коего и вы, и мы чаем в час сей? Можем ли мы что-либо сказать вам во спасение без Его содействия, а вы принять от нас без Его благодати, когда никто не может и Господом назвать Иисуса ( 1Кор. 12:3 ), если Дух благий и правый не снидет к нам, не обновит своих действий в утробах наших, и не созиждет в нас сердца чистого ( Псал. 50:12 )? Итак, теперь не время обычных разглагольствий и поучений от подобострастных вам человеков; теперь время сердечных воздыханий и молитв; да исполнится и на нас обетование Спасителя нашего о ниспослании Духа. Когда же приидет Он, Дух истины, наставит и нас, и вас на всяку истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Скачать epub pdf Речь в день Богоявления Господня, сказанная в Предтеченской церкви архиерейского дома 6-го генваря 1858 года. Сегодня мы светло торжествуем крещение нашего Господа. Но не более ли, братие, нам прилично ныне сетовать и скорбеть? Крещение св. Иоанна было «крещение покаяния» ( Марк. 1, 4 ), и «вся иудейская страна» сходилась к нему на Иордан за тем, чтобы при крещении «исповедывать грехи своя» ( Марк. 1, 5 ). Значит, когда явился к Иоанну и Христос Спаситель вместе с прочими, Он явился, как грешник, и видимо «со беззаконными вменися» ( Ис. 53, 12 ), – Он, святейший святых по Божеству и совершенно непричастный греху по человечеству! И от кого же Он приемлет крещение, – Царь царствующих и Господь господствующих? От одного из своих рабов. «Аз требую Тобою креститися», говорил Ему изумленный Иоанн, «и Ты ли грядеши ко мне» ( Матф. 3, 14 ). В таком-то уничижении представляет нам нашего Господа Его крещение! За то, с другой стороны, смотрите, как и славно было оно для Господа, и как спасительно для нас. Едва только Христос принял крещение от Иоанна и начал выходить из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса, и Дух Святый телесным образом, «яко голубь», сошел на Него, и раздался с небеси глас: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Матф. 3, 16–17 ; Лук. 3, 22 ). Этого не удостоивался никто из крещенных Иоанном; это ясно показало всем, кто был крестившийся Иисус. Прошло уже около тридцати лет, как Он родился; но доселе Он оставался почти в совершенной неизвестности, как для иудеев, посреди которых жил, так даже для Иоанна, к которому пришел креститься. Теперь Он вдруг «является Израилеви» ( Иоан. 1, 31 ). И как является? Торжественно пред лицем неба и земли, в присутствии всех, бывших свидетелями Его крещения. Как является? Во всей славе своего Божества, так что, узнавши Его, Иоанн с этого времени начал проповедывать о Нем иудеям: «сей есть Сын Божий, се Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Иоан. 1, 29–35 ). Как является? В чудном, никогда еще не бывавшем, чувственном откровении или богоявлении всей Пресвятой Троицы. Для того, чтобы засвидетельствовать о Нем всему миру, как об истинном Сыне Божием, явившемся на земле в чувственном виде человека, явился ныне на Иордане и Отец в чувственном гласе, который обращен был к Нему – Сыну, явился и Святый Дух в чувственном виде голубя, который сошел на крестившагося Иисуса. Нет сомнения, что не только дольний, но и весь горний мир был свидетелем этого славного необычайного богоявления и явления миру воплотившагося Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Паломничество 22.11.2010 ОТКРОВЕНИЕ о Боге говорит: «Бог есть любовь», «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоан. 4, 8; 1, 5). Как трудно нам, людям, согласиться с этим. Трудно потому, что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном. 17.11.2010 О. Паисии став дикеем скита, энергично приступил к строительным работам. 16.11.2010 Лес для строительства готовился на монастырских дачах - лесоразработках. Такими гигантскими пилами распиливался каштан на балки, из которых строили крыши. 05.11.2010 Вблизи монастыря Каракал находится знаменитая русская кел­лья — Крестовоздвиженская. Расположена келлья на холме между Каракальским монастырем и Артемьевской келльей 21.10.2010 Его оригинальные воззрения шли вразрез с установившеюся практикою русской церкви. Так, например, он не раз высказывал мысль о необходимости замены в России Св. Синода патриаршеством, о радикальном изменении епархиального управления, находил крайне неудовлетворительной постановку преподавания в наших духовно-учебных заведениях, говорил об уничтожении духовного сословия, как касты и т. п. 14.10.2010 Успенский собор является самым ранним из всех сохранившихся на Святой горе Афон храмов и расположен в центре Кареи — столицы этого единственного в своем роде монашеского государства. Второе название собора — церковь Протата — связано со званием прота, который впервые упоминается в источниках в 908 году. 02.10.2010 Верстах в 25 от Русика, на запад к перешейку Афонскому, на самой границе св. горы, но в ее пределах, находится большой участок земли (метох или дача), около 10 верст в окружности, называемый русскими " Кромица " , греками же " Хромайтисса " , а иными " Хормицыно " , с давних пор принадлежащей русскому монастырю, в настоящее время имеющий много построек с большими виноградниками, масличными и фруктовыми садами и проч. В бедственное время обители он был заложен греческими иноками за малую сумму, и долго находился в закладе, но потом выкуплен.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&pid=17

15. Святой Дух наставляет людей на всяку истину (Ин. 16:13) Вот мирской кабинет светского ученого, вот он, муж ученый, окруженный книгами всякого рода, с глубокою думою на челе и гордым сознанием в сердце: «богат есмь и обогатихся», богат я книгами и пособиями всякого рода, богат я талантами и сведениями и потому " ничтоже более требую« ( Откр. 3:17 ). При таком мнении о себе, будет ли он просить помощи свыше? Но вот тесная келлия одинокого пустынника. Глаза его полны слез, грудь его вздымается от воздыханий сердечных, уста повторяют молитву: «окаянен аз, и беден, и нищ, и слеп, и наг, Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека! Да знаменается на мне свет лица Твоего, да в нем узрю свет неприступный! Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в мя, наставь мя на всяку истину!» Как подобною молитвою не испросить у Господа Духа премудрости, Духа разума, Духа ведения? И вот чистое, просвещенное свыше око пустынных старцев видело мысли людей, прозирало в будущее, созерцало светлый мир добрых Ангелов, проникало и в темный мир духов злобы. Мы указали бы на преподобного Анувия, который подробно рассказывал мысли, желания и образ жизни посетителей, приходивщих к нему, который не раз видал Ангелов и демонов, видел и светлые обители рая и мрачные затворы ада («Чет.-Мин.» июня 5); указали бы на преподобного Нифонта, который видел, как души разлучаются с телами («Чет.-Мин.» декаб. 23); указали бы на преподобного Андрея, который видел в храме, как Матерь Божия молится за род человеческий («Чет.-Мин.» окт. 1); указали бы на преподобного Пахомия, который не знал греческого языка, но, при помощи свыше, вдруг стал понимать инока грека, пришедшего к нему, и отвечать ему на греческом языке («Чет.-Мин.» мая 15), или на преподобного Ора, который в пустыне читал, никогда не учившись читать («Чет.– Мин.» авг. 7); указали бы и на многих других, но не укажем потому, что таких примеров так много, что о них можно было бы написать целую книгу. Укажем только несколько современных нам примеров на это из жизни о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 При сем не можем не выразить глубокой благодарности нашей тем архипастырям, которые, признав наши книги: «Уроки и примеры христ. верн, надежды и любви» весьма полезными в деле ведения церковной проповеди, законоучительства и внебогослужебных собеседований с народом, обратили внимание духовенства своих епархий на вышеозначенные наши издания. Равным образом мы приносим глубокую благодарность и многим церковным братствам, приобревшим у нас одновременно значительное количество экземпляров поименованных книг в давшим нам возможность уплатить весьма значительные издержки по изданию. 2 Одобрительные отзывы о названных книгах во 2-х их издании можно читать в 11, 17 и 44 «Церк. Вед.», изд. при Св. Синоде за 1892 год; в 43 журн. «Воскресный день» за тот же год; в 10 – 11 Богословск. библ. листка, изд. при «Рук. для сельских пастырей " 1 за тот же год, в 13 журн. «Вера и Разум» в отделе епарх. известий за тот же год, в «Моск. Церк. Ведомостях» 14; во Владимирских, Донских, Тульских, Литовских и мн. др. Епархиальных Ведомостях за тот же 1892 год; в Московск. Ведомостях в 87 в 128 и некоторых других духовн. и светских органах печати. 3 Эти слова взяты из опред. Св. Синода о проповедовании слова Божия в наше время, напеч. в «Церковных Ведомостях», над. пря Св. Синоде за 1690 26. 4 Эти выражения взяты из речи ректора М. Д. Ак. прот. А. В. Горского в день 50-ти летнего юбилея митр. Филарета. 5 Все источники, которыми мы пользовались, с которыми справлялись, из которых делали те или другие выдержки или по которым составляли статьи, нами указаны в конце каждой статьи. Называть их все было бы слишком продолжительно в это заняло бы много места. Мы поименуем только главнейшие из этих источников: 1) Книги св. Писания ветхого и нового завета. 2) Творения св. отцов как восточной, так и западной церкви, а равно и русской, в особенности творения св. Вас. В., Гр. Богослова, св. Иоан. Злат., св. Ефр. Сирина, блаж. Иеронима, св. Дмитрия ростовского , св. Тихона задонского и др. 3) Творения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А.В. Попов Речь новорукоположенному иерею Венедикту Туркевичу Приветствую тебя, возлюбленный, с благодатию священства. Ныне исполнилось хотение сердца твоего и Божие изволение о тебе, и ты призываешься к пастырскому деланию. Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом и как добрый воин Христов ( 2Тим.2:1,3 ) облекись во всеоружие Божие, дабы устоять, все преодолев ( Еф.6:13 ). Св. Апостол Павел перечисляет оружия духовного воина Христова, которыми надлежит и тебе вооружиться для успеха в предстоящем пастырском делании. Оружия эти: истина, меч духовный, иже есть глагол Божий, щит веры, броня правды и шлем спасения ( Еф.6:14–17 ). На первых двух, как на имеющих особое отношение к делу твоего благовестничества, я и остановлю твое внимание. Во второй книге Ездры повествуется, как древние мудрецы при дворе царя Дария спорили о том, что сильнее всего истина. Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трепещут перед нею, и нет в ней неправды и лицеприятия, но делает она справедливое, удаляясь от всего злого. Истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века. Она есть сила, и царство, и власть и величие всех веков. Благословен Бог истины (4:35–41)! Хотя и медленно, но постепенно распространяется она по лицу земли, рассеивая лучи, преодолевая препятствия и торжествуя над врагами. Многое возможешь в своей деятельности и ты, возлюбл., если препояшешься истиною. На то ты и посылаешься, чтобы свидетельствовать об истине, и делай это, не прибегая к хитрости, не употребляя обманов и лукавства, не искажая правды, как делают иногда другие, а открывая истину ( Притч.8:6–8 ; 2Кор.4:2 ), и всякий, кто от истины, послушает гласа твоего ( Иоан.18:37 ) и последует за тобою. Ревнуй об истине Божией, но употребляй для сего одни только оружия света: наставление, вразумление, убеждение с терпением, кротостью и любовию, ибо Православие есть истинный свет и не должно распространяться путем тьмы. Раскрой и покажи «где глядати правду», и правда Божия сама по себе привлечет сердца правдолюбцев, как солнце притягивает к себе живущее на земле. Не гонись при этом за внешним успехом, за большим количеством обращенных, а больше заботься о том, чтобы обращенные тобою твердо знали, в кого они уверовали, и чтобы чадца твои ходили во истине ( 2Иоан.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

поиск:   разделы   рассылка Рождественское послание первоиерарха Русской зарубежной церкви митрополита Лавра Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В эту Рождественскую ночь, вспоминая самое великое событие в истории человечества – Боговоплощение, мы вместе со всей Церковью поем: " Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа послал еси нам... " (ирмос 5-ой песни Рождественского канона). Сегодня Бог Отец послал Сына Своего, " мир подавающа нам " , на землю, дабы примирить людей с Богом, соединить разъединенные силы человеческой души и примирить нас между собою. Ангелы, ликуя о избавлении человеков, радостно воспевали: " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение " . 2000 лет прошло после Боговоплощения и все это время человечество отказывалось принять " на земли мир " , запятнав свою историю жестокой бесчеловечностью. До сих пор нас окружают разделения, войны, вражда, мало места миру в жизни человека. Отчего это? Господь говорит: " мир Мой даю вам, не тот мир, который мip дает " . Мы знаем, что мip во зле лежит, и так будет до Второго Пришествия. Господь говорил о внутреннем мире, а не о внешнем. Даже если мы и живем в шатком внешнем мире с ближними, пытаясь сохранить хотя бы тот мир, который мip дает, то часто внутри себя мира душевного не обретаем. Истинный мир человек получает только в хранении своей совести, в единении с Богом, когда начинает, действительно, жить во Христе. Этот мир Господь принес на землю, обретши который спасемся сами, и, по слову преподобного Серафима, вокруг нас спасутся многие. Церковь молится от нашего лица: " Мир подаждь ми падшему " . Первым шагом к миру душевному является осознание своего падшего состояния. Когда мы начинаем видеть свою безобразную наготу душевную, тогда и Господь приближается к нам, и Своей любящей рукой очищает вертеп нашей души, какой бы он убогий не был, исполняет нас Своим миром, и делает готовыми к тому, чтобы мы достойно приняли Его. Для этого Он воплотился и родился в вифлеемской пещере, о чем и молился в Своей Первосвященнической молитве – " Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут " (Иоан. 17, 21).

http://religare.ru/2_24570.html

Поучение в день Св. первоверховных Апостолов Петра и Павла Ныне у нас праздник в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Чему же мы можем научиться у этих апостолов? У них можем мы научиться тому, как нужно каяться нам во грехах, и как после покаяния нужно служить Богу и веровать в Него. Посмотрим на св. Петра. Он был ученик и апостол Христов. Но что же случилось с этим учеником и апостолом? Когда Иисус Христос, пред Своими страданиями, во дворе первосвященника Каиафы, был судим своими врагами и недругами, то ап. Петр с клятвою трижды отрекся от Христа ( Матф. 25:70, 72, 74 ). А отречься от Христа по истине тяжкий грех ! Кто отрекается от Христа, тот пропащий человек. Господь сказал в Своем Евангелии: кто отречется от Меня пред человеками, отрекусъ от того и Я пред Отцем Моим, сущим на небесех ( Матф. 10:33 ). Что же согрешивший Петр? Он не предался отчаянию, но немедленно после своего грехопадения – горько плакал и рыдал, каялся, как великий грешник ( Матф. 26:75 ), всей душой возлюбил Иисуса Христа; и за его покаяние и любовь Иисус Христос пред учениками своими утвердил его в святом сане апостольском (Иоан. 21:15, 16, 17). И ап. Петр имел крепкую, непоколебимую веру, со всем усердием исполнял свое апостольское служение, и за веру Христову 29-го июня, в 67-м году по Рожд. Христовом, окончил жизнь свою мученическою смертью, а церковь Христова причла его к лику апостолов первоверховных. Посмотрим и на св. Павла. Он был гонитель христиан и Самого Христа. А гонитель христиан и Христа тоже пропащий человек. Но вот этот гонитель обратился ко Христу и сделался после своего обращения верным Его апостолом, добрым пастырем и учителем Христовой церкви. Он более всех апостолов потрудился в проповедании слова Божия ( 1Кор. 15:10 ), удостоился быть даже на третьем небе, в самом рае, и слышатъ там неизреченный глас ангелов ( 2Кор. 12:2, 4 ). Чрез год после мученической кончины св. ап. Петра, и он того же 29-го июня, за веру Христову окончит жизнь свою мученическою смертью. Церковь Христова и его причла к лику апостолов первоверховных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Правило 19 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение . ( Ап. 58 ; I Всел. 2 ; Лаод. 19 ; Сердик. 11 ; Карф. 71 , 121 , 123 ) . Это правило имеет в виду три требования: 1) чтобы епископы, предстоятели церквей, поучали вверенный им клир, т.е. проповедовали бы постоянно, особенно же в воскресные дни; 2) чтобы проповедь основывалась на Св. Писании, и 3) чтобы проповедник в своих проповедях не изъяснял Св. Писания иначе, чем как его, в своих писаниях, истолковали светила церкви, св. отцы. О первом пункте мы уже говорили при толковании 58-го Ап. правила. Согласно с этим правилом отцы Трулльского Собора предписывают епископам, чтобы они постоянно учили клир и народ благочестию, особенно же в воскресные дни, «ибо, – по словам Зонары в толковании этого правила, – в эти дни люди, оставляя дела рук своих, собираются в церкви и слушают Божественные Писания. Итак, если в сии дни более учить, больше будет и пользы для народа» 1125 . Второй пункт вытекает из самого предмета учения, которое епископы должны проповедовать. Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию, и епископы призваны на первом месте поучать людей исполнять волю Божию так, как этого требует слово Божие. Из этого «следует неоспоримо, чтобы мы слово Божие, т.е. Ветхого и Нового Завета книги за источник, основание и совершенное правило как веры святой, так и добрых дел законных имели. Для чего должны мы слово Божие испытывать ( Иоан. 5:39 ; Мф. 13:44–46 ; 1Тим. 6:3–4 ; Деян. 17:11 ; Псал. 118:2 ), от него истины Божественные почерпать, и народ учить ( Втор. 6:6–7 ; Иез. 2:7, 3:17 ), и словом Божиим слово наше подкреплять» 1126 . Афанасий Великий , в 39-м послании своем о праздниках, перечислив все книги Св. Писания, замечает: «Это – источник спасения; пусть словами этого источника напояются жаждущие; лишь в этих книгах проповедуется наука благочестия» 1127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Пребывать в Церкви Божией 07.04.2022 14:56:11 Сергей Львович Худиев Текущие трагические события привели к немалым разногласиям не только в обществе, но и в Церкви — одни резко критикуют священноначалие, другие, напротив, видят в части своих сослужителей и собратьев «пятую колонну». На чисто человеческом уровне такая реакция понятна — общая атмосфера в социальных сетях насыщена яростью, гневом, горем и ненавистью, и наставления Священного Писания о братской любви и мире воспринимаются как совершенно не отвечающие состоянию умов и сердец в эти дни. Люди спрашивают, можно ли принадлежать к Церкви, в то время как они категорически не разделяют отношение тех или иных иерархов и священников к происходящим событиям. Ответ очевиден: разумеется, можно. И необходимо. Церковь — это не политическое, а вероисповедное сообщество. Конечно, бывают тоталитарные политические движения со своим мировоззрением, которое в принципе несовместимо с правой верой — на уровне догматики — но сейчас не эта ситуация. Наша вера говорит нам, что любые жизненные обстоятельства посылаются нам именно затем, чтобы мы научились хранить веру и верность нашему Господу. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Иоан 5:19) Христос говорит о том, что мы, будучи Его учениками, не принадлежим к этому миру бесконечно многообразной лжи, ярости и ненависти: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Иоан 17:16) Мы изъяты из этого мира в таинстве Крещения и введены в Царство Господа нашего Иисуса Христа: «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол.1:12-14) Ценности и устремления этого мира — не наши ценности и устремления. Его оценки — не наши оценки. Мы знаем, что «проходит образ мира сего» (1 Кор.7:31), а главной чертой этого лежащего во зле мире мира является именно его преходящесть, непрочность и неподлинность.

http://radonezh.ru/2022/04/07/prebyvat-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010