Ведь на небе явилось даже особое знамение свыше: померкло солнце, были также и другие чудеса, которые показывали, что Распятый имел что-то Божественное и то, что возвышало Его над людьми. XXXVI. Цельс далее спрашивает: «Что же, – говорит он, – кровь, которая истекла из тела Распятого, была ли похожа на ту, что Течет из священного тела богов? 223 " Цельс, конечно, фиглярствует; мы же на основании серьезного повествования Евангелия, даже вопреки желанию Цельса, можем показать, что из тела Иисусова истекла не такая баснословная кровь, какую изображает Гомер; напротив, когда Иисус был уже мертв, «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» ( Иоан. 19:34–35 ). В прочих мертвых телах кровь обыкновенно застывает и чистая вода не течет; мертвое же тело Иисуса представляло удивительную особенность: даже из ребер мертвого тела, оказалось, истекла кровь и вода. Если даже Цельс, с целью унизить Иисуса и христиан, одновременно с приведением из Евангелия неправильно истолкованных свидетельств и умолчанием о фактах, доказывающих Божество Иисуса, желает выслушать и о знамениях свыше, то пусть он прочтет Евангелие и посмотрит, что «сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). XXXVII. После этого выбирая из Евангелия только те выражения, которые, по его суждению, дают основание к возражению, Цельс вменяет Иисусу в вину даже и то, что «Он с жадностью набросился пить желчь и уксус и таким образом не пересилил Своей жажды, хотя любой человек часто бывает в состоянии ее пересилить.» Это место можно, собственно, понимать и в иносказательном смысле, но в данном случае на сделанное возражение мы намерены дать обычный (κοινοτρας) ответ, что еще пророки предсказали об этом событии. Так в 68 Псалме в уста Христа влагаются следующие слова: «и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). И пусть скажут иудеи, кто же это такой, который говорит так в пророчестве; пусть они из истории укажут нам того, кто взял «в уста» свои «желчь» и которого «напоили уксусом?» Они, конечно, постараются возразить, что эти слова относятся к Мессии, пришествие Которого они ожидают; но мы спросим их: что же препятствует считать это предсказание уже исполнившимся? А этого пророчества, которое было дано за столько времени раньше, равным образом и всех остальных предсказаний, которые мы находим у пророков, совершенно достаточно для того, чтобы всякого беспристрастного исследователя привести к убеждению, что Иисус есть Христос 224 и Сын Божий, Которого возвестили пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

БЕСЕДА 34 на Иоан.4:22–29. 1 . Продолжение истории самарянки: смирение этой женщины. – 2. Почему Иисус Христос, как и пророки, часто выражал свою мысль посредством сравнений, иносказаний и аллегорий. – Пророки сеяли, апостолы пожинали. – 3. Должно следовать примеру самарянки в исповедании своих грехов. – Люди обычно боятся людей и не боятся Бога. – Скрывая свои грехи пред людьми, чтобы не быть опозоренными, они не боятся позора пред Богом. – Возвращаться к греху – это значит уподобляться псу, возвращающемуся на свою блевотину. Лучшее средство к исправлению своих пороков – это исследовать каждый из них отдельно, не пропуская ни одного. Необходимость постоянно быть готовым к пришествию Господа. БЕСЕДА 35 на Иоан.4:40–42. 1 . Самаряне, будучи более восприимчивы к благодати, чем иудеи, увидев и услышав Иисуса Христа, признают, что Он есть Спаситель мира. – 2. Исцеление сына царедворца Иродова. – 3. Не должно требовать от Бога чудес или доказательств Его всемогущества. – Должно славить и любить Бога при всяких обстоятельствах: в радости и скорбях, в здоровье и болезни и терпеть все из любви к Нему. БЕСЕДА 36 на Иоан.4:54–5:1. 1 . Овчая купель как прообраз крещения. – 2. Расслабленный, страдавший 38 лет, прекрасный образец терпения. Настойчивость в молитве. – Качество молитвы. – Почему жизнь человека трудна и тяжела. – Необходимость труда. – В чем состоит целомудрие. – Нет труда, нет и умеренности. – Удовольствие, доставляемое пороком, кратковременно; радость, даваемая добродетелью, вечна. – Нет истинной радости в этом мире; истинная радость на небе. БЕСЕДА 37 на Иоан.5:6–7. 1 . Великая польза, почерпаемая из Священного Писания . – Отличие самоотвержения расслабленного от самоотвержения св. Матфея. – 2. Вера расслабленного. – 3. Величие зла, производимого пороком. – Изображение зависти: завистливые не имеют извинения; их грех не заслуживает прощения. БЕСЕДА 38 на Иоан.5:14. 1 . Бог наказывает тело за грехи души. – Большая часть болезней происходит от греха. – 2 и 3. Признание расслабленного. – Иисус Христос сравнивает себя с Богом Отцом и объявляет Себя равным Ему. – 4. Совершенное равенство и совершенное единство Отца и Сына. – Против честолюбия и страсти превозноситься над другими. – Нужно избегать тщеславия и производимых им зол и искать славы, исходящей от Бога. – Различие славы человеческой от славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Словом: жизнь нашего Спасителя, которая сама есть чудо в нравственном отношении, исполнена и окружена чудесами со всех сторон. II. Что чудеса эти были истинные, т. е. были события сверхъестественные. Доказательством тому служат: 1) Самое их свойство: все они, очевидно, превышают силы и законы природы, и никакой здравомыслящий не станет утверждать, чтобы, например, возможно было человеку одним словом воскрешать мёртвых и исцелять всякие болезни, или немногими хлебами насытить целые тысячи, или дать зрение слепорождённому и повелевать стихиями природы и пр. 2) Образ их совершения. Спаситель совершал свои чудеса так, что решительно невозможно подозревать в них какого-либо подлога, или искусства. Он совершал их а) без всяких приготовлений, внезапно, как только представлялся случай; б) совершал одним словом, нередко одним прикосновением или даже мыслью и желанием ( Лук. 6, 19 ; Иоан. 4, 50–54 ; Матф. 8, 8 и 13): говорил расслабленному: востани, возми одр твой, и иди в дом твой,– и расслабленный исцелялся ( Матф. 9, 6 ); говорил прокажённому: хощу, очистися,– и мгновенно оставляла его проказа ( Матф. 8, 3 ); воззвал к мёртвому: Лазаре, гряди вот,– и четверодневный мертвец, начавший уже смердеть, вышел из гроба ( Иоан. 11, 43 ); в) совершал не в одном каком-либо определённом месте и не в одно какое-либо время, в присутствии немногих свидетелей, напротив, всегда и везде, открыто и всенародно. Он проходил грады и веси Иудейские, нередко сопутствуемый целыми тысячами народа, являлся в Иерусалиме, в местах общественных, в храме, во время великих праздников, на которые собирались Иудеи со всех сторон, и везде показывал своё всемогущество и чудодейственную силу. Исцелённые Им жили, после своего исцеления, в тех же городах и сёлах, где прежде видели их больными. Как болезни их, так и чудесное исцеление были известны их родственникам, соседям и всем согражданам; целые толпы стекались, например, чтобы видеть воскресшего Лазаря, так что начальники синагоги искали погубить его, яко мнози его ради идяху от Иудей, и вероваху во Иисуса ( Иоан. 12, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

26, 38, ср, Мк. 14, 33-34) и холодное равнодушие даже со стороны ближайших родственников (Мр. 6, 2-6 ср. Лк. 4, 23, ср. Мф. 13, 54-58, Иоан. 7,5), – все это было знакомо Ему наравне с другими людьми, и все это по отношению лично к Нему покрывалось еще исключительным подвигом Его непрерывного мученичества. В ответ на свои заботы о религиозном просвещении людей Он встретил злобную ненависть со стороны обличаемых Им невежд и даже прямые покушения на Его жизнь со стороны многочисленных изуверов (Иоан. 5, 16, 7, 19, 11, 53; Лк. 4, 23-30; Мф. 12, 14, ср. Мр. 3, 6), и перенес действительное осуждение Его на позорную смерть, и пережил возмутительное глумление даже над самым позором крестной смерти Его (Мф. 27, 33-43, Мр. 15, 29-32, Лк. 23, 35-37). Между тем и физические лишения, и нравственные страдания, и незаслуженные гонения от сильных врагов, и самая смерть на кресте выпали на долю Его многострадальной жизни не по какому-нибудь роковому стечению случайных обстоятельств, т.е. не потому, что какая-нибудь злая судьба, вопреки Его собственным помышлениям и желаниям, сделала Его несчастным неудачником в жизни. На самом деле Он имел в своем распоряжении самое могущественное средство, чтобы приобрести Себе рабское поклонение людей, потому что Он мог кормить людей и мог спасать их от всяких несчастий; и люди Его народа, несомненно, были бы весьма рады увидеть Его на царском престоле Его знаменитого предка. Но Он сам отверг это желание людей (Иоан. 6, 15) и Сам не пожелал сделаться властелином мира (Мф. 4, 8-10, ср. Лк. 4, 5-8); потому что над преходящими рядами земных человеческих царств Он ясно видел вечное Божие царство и желал только одного, чтобы в людях оправдалась истина этого царства (Мф. 6, 33). Люди же на самом деле вовсе не знали этого царства и совсем не искали правды его – в этом именно и заключается вся тайна глубоких человеческих страданий И.Христа. До начала евангельской проповеди люди вовсе не знали о том, что такое Божие царство, и где оно находится, и когда оно откроется, и как оно откроется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Но при суждении об этом должно помнить, что естественные особенности народа, выработанные им до-христианства, не истребляются благодатью, не уничтожащею вообще человеческой свободы, и они-то имеют влияние, а не благодать Божия, на полное и всестороннее или на не полное и одностороннее восприятие ими христианства; апостол говорит, что в доме Божием есть разные сосуды ( 2Тим. 2:20 ). Такое понимание требуется общим духом и смыслом учения всего Св. Писания о будущем воздаянии людям. По учению откровения, живот вечный есть достояние только тех, которые принимают и надлежащим образом пользуются теми средствами, какие дарует благодать Божия для достижения спасения, которые, т. е., несомненно веруют в Своего Искупителя ( Иоан. 3:36; 6:47 ), делаются причастниками Его таинств ( Иоан. 3:5; 6:54 ), творят волю Отца небесного ( Мф. 7:21 ). И напротив, кто не имеет веры в Сына осужден будет ( Марк. 16:16 ), кто не возродится водою и духом и не сотворит воли Отца небесного не внидет в царствие Божие ( Иоан. 3:5 ; Мф. 7:21 ). Следовательно, если Бог от вечности предопределяет известных людей к животу, то побуждается к этому не одною Своею благостью, но и собственными трудами и усилиями людей в содевании ими своего спасения, их верою и добрыми делами, равно, когда других предопределяет к осуждению, то – по причине отвержения ими благодати, закоснения во зле. Это подтверждается и словами Самого Судии, которые Он скажет в день последнего суда. Стоящие одесную Его услышат: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мене; странен бех, и введосте Мене... А сущим ошуюю Его будет сказано: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти; возжадахся, и не напоисте Мене; странен бех, и не введосте Мене... ( Мф. 25:34–44 ). Из приговора вечного Судии ясно, что если Бог одним уготовал от сложения мира царство, а другим огнь вечный, то не потому, что одних возлюбил, а других возненавидел без всякой причины, но потому, что одни оказались достойными царствия, а другие вечного осуждения по собственным своим делам, которые Бог наперед знает и видит. От свободы каждого зависит – быть ли ему в числе предопределенных ко спасению, или – на погибель. Бог воздаст коемуждо по делом его: овым убо, по терпению дела благаго (постоянством в добром деле), славы и чести и нетления ищущим, живот вечный; а иже по рвению противляются (упорствуют и не покаряются) убо истине, повинуются же неправде, ярость и гнев ( Рим. 2:6–8 ). Всем явитися нам подобает пред судилищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5:10 ; сн. 1Кор. 3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

а) I. Христос, если судить о Нем со стороны Его человеческой природы, которая была в нераздельном соединении с Его Божеством, был самый добродетельный и святой Муж. По свидетельству апостола, бывшего неотлучным и приближенным учеником Его, Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его ( 1Петр. 2, 22 ). Невинность Его во всем была столь велика, что Он смело мог вопрошать врагов Своих: кто от вас обличает Мя о гресе? ( Иоан. 8, 46 ). А враги Его, при всем желании обвинить Его, не могли найти в Нем ничего худого. Такая дивная святость I. Христа, какой не имел и не может иметь ни один другой человек, ясно показывает, что Он был существо высшее человека – богоподобное; но она еще не доказывает неоспоримо, что Он был истинный Бог: ибо неверующие могут возразить нам, что и между обыкновенными людьми было много великих праведников, которые, хотя не равняются в святости с I. Христом, но, по крайней мере, уподобляются Ему в оной. б) I. Христос был величайший учитель истины , какого никогда не было и не будет на земле. Его учение, по своей высоте, чистоте и благотворности, безмерно превосходит все, что когда-либо сказали хорошего земные мудрецы; а из сего можно заключить, что оно произошло не от человеческого ума, но внушено мудростию Божиею. Это засвидетельствовали даже враги Его, удивлявшиеся премудрости Его учения, и невольно сознавшиеся, что николиже тако глаголал человек, яко сей человек ( Иоан. 7, 46 . Мат. 13, 54). Впрочем, дивное и спасительное учение I. Христа не доказывает еще несомненно, что Он Сам был истинный Бог: ибо неверующие могут возразить нам, что и между обыкновенными людьми были многие, каковы пророки и апостолы, которые возвещали премудрость Божию, в тайне сокровенную, и говорили не в наученных от человеческие премудрости словесех, но от Святого Духа просвещаемы (Кор. 2, 7, 13; 2Петр. 1, 21 ). в) I. Христос был величайший чудотворец. Он совершил множество дивных дел, очевидно превышающих силу природы и человеческое искусство: единым словом давал Он прозрение слепым от рождения, отверзал уста немым и слух глухим, исцелял хромых и кровоточивых, утишал бури, изгонял бесов и даже воскрешал мертвых. Такие чудеса, на которые Спаситель торжественно указывал в доказательство Своего божественного посольства, и, указывая на них, смело говорил иудеям: аще Мне не веруете, делом Моим веруйте ( Иоан. 10, 38; 5, 36 ), – такие чудеса, говорим, ясно показывают, что в I. Христе и чрез Него действовала сила Божия, побеждающая естества уставы. Однако, из сего нельзя еще решительно заключить, чтобы Он Сам был истинный Бог: ибо неверующие могут возразить нам, что и между людьми были чудотворцы, которые, силою дарованной им благодати Божией, совершали также дивные дела: например, Моисей превращал жезлы в змиев, провел израильтян по морю, яко по суху, извел воду из камени, а иные воскрешали и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Христа жило много язычников, так в частности и в Капернауме («Галилея языческая»). Здесь же лежал торговый путь между Дамаском и Средиземным морем («на пути приморском»), причем Капернаум, на северо-западном берегу Геннисаретского озера, был торговою приморскою станцией. Иоан. 4:43–45 . И. Христос два дня пробыл в Самарии, среди жителей Сихаря, и затем отправился в Галилею. Чтобы понять сделанное евангелистом по поводу этого замечание 4-го ст., нужно иметь в виду, что отечеством И. Христа называется Назарет, место Его воспитания и жизни до 30-летнего возраста ( Мф.13:54 и паралл.); следовательно, Назарет противополагается тому, что евангелист называет Галилею. Галилея разделялась на верхнюю и нижнюю; в собственном смысле Галилеею называлась верхняя Галилея, Назарет находился в нижней Галилее. Следовательно, ев. Говорит здесь о Галилее в тесном смысле слова. Он говорит, что главным местом деятельности своей И. Христос избрал верхнюю Галилею, а не нижнюю, где был Назарет. Почему? Потому что, как Он Сам после подтвердил ( Лк.4:24 ) истинность народного изречения, пророк не имеет чести в своем отечестве. Напротив, жители верхней Галилеи приняли Его сочувственно, с готовностью веровать в Него, видев все, что Он сделал в Иерусалиме на празднике. 31. Заочное исцеление сына капернаумского царедворца. ( Иоан. 4:46–54 ) Возвратившись в Галилею, И. Христос вскоре посетил Кану и здесь совершил заочное исцеление сына капернаумского царедворца. Что это чудо и заочное исцеление слуги (капернаумского) сотника ( Мф.8:5–13 ) два различные события, это видно из следующего: а) там чудо совершается из Каны, здесь в Капернауме; б) там над сыном, здесь над слугою (см. п.41); в) здесь сотник высказывает такую силу веры, что считает себя недостойным лично просить милости от Христа и принять Его в доме, и верует в возможность заочного исцеления; там же царедворец только просит Христа придти к нему и исцелить его сына г) поэтому и Христос здесь удивляется и похваляет веру сотника, там же считает нужным еще подготовить ее посредством упрека в маловерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ По сих же моли Пилата Иосиф иже от Аримафеа, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради иудейска, да возмет тело Иисусово. Иоан. 19:38 . Перенесением плащаницы мы воспоминаем то, что совершил некогда Иосиф. В этот самый час дня по кончине Спасителя он снял тело Его со креста, и потом, обвив плащаницею, положил в новом гробе у себя в саду. Кто же был этот Иосиф, и что для нас поучительно в его поведении? По месту своей родины он называется Аримафейским; по званию, ибо он был членом высшего судилища иудейского, евангелист Марк именует его советником , и притом благообразным (15:43), таким, который был знаменит, и у всех был в почтении. Общее уважение он заслужил тем, что, как замечает Лука евангелист, он был честен и правдолюбив (23:50). Когда Христа судили и осудили старейшины иудейские, Иосиф не принимал никакого участия в их беззаконном решении, не бе пристал совету и делу их (ст. 51). Он знал хорошо Иисуса Христа, и был даже учеником Его, только потаенным, страха ради иудейска. Но когда его Учитель умер на кресте, он отложил всякий страх; смело пошел к Пилату, испросил тело Иисусово, и совершил то, что ныне на вечерне в храмах наших воспоминается. Сравним же себя с ним, так ли мы усердны ко Христу, как он? С первого взгляда можно подумать, что преимущество нам принадлежит. Он был потаенный, а мы явные ученики Спасителя. Когда христиан спрашивают на суде, или в других случаях, если нужно по делу, – какого они вероисповедания, они открыто отвечают: «православнаго», и даже по требованию церковные свидетельства в том представляют. Но посмотрим далее. От чего Иосиф был потаенный? – Только ли из боязни? Правда, он мог с бесчестием быть изгнан из сонмища и подвергнуться другим неприятностям. Но главное в том, что если б он и объявил себя последователем Христа, что мог бы сделать в Его пользу? Враги ожесточены; а Сын человеческий шел по реченному ( Лук. 22:22 ), и если б предуставленный свыше порядок в Его земной жизни событий был изменен, как бы сбылись писания, яко тако подобает быти ( Матф. 26:54 )? Когда же все окончилось, когда сам Распятый за нас изрек: совершишася ( Иоан. 19:28 ); тогда и Иосиф, казавшийся робким, сделался смелым, и из потаенного – явным. Никакой славы не мог он себе обещать, погребая бесславно умершего, и всякая надежда на возмездие исчезла в мраке могильной пещеры, к которой, как будто навеки, привален был камень великий. Чем же объяснить такую перемену в Иосифе? – Его великодушием, его глубокою преданностью своему Учителю, пред которым втайне привык благоговеть. Из предания он знал, что великая добродетель погребать странников, которых некому похоронить ( Тов. 1:16 и след.). Тем желательнее было для него почтить приличным погребением тело «сего Страннаго, иже не имел где главы подклонити, сего своего Учителя, егоже ученик лукавый на смерть предаде».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

« Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? » (ст.16)? Многие на этот вопрос апостола, отвечают утвердительно и ссылаются на свое крещение (Иоан. 3:5 ), на миропомазание (2 Кор. 1:21–22 ). Но живет ли Дух Божий в вас еще теперь ? На это есть несомненные признаки. Вы должны о них знать (Рим. 9:1 ). Если вы храм Божий, то все, о чем вы думаете, что говорите и делаете, должно происходить перед Богом, с Богом и в Боге. Благо вам, если это так (Рим. 14:17 ); если вы имеете Духа с Его семью дарами, с Его святыми плодами (Ефес. 5:9 ). 1. Там — правда. Не какая-либо только гражданская правда, которую может иметь и язычник. Не фарисейская также (Мф.5:20). Правда, создаваемая в нас Духом Святым, состоит в том, если мы прежде всего отвергаемся собственной правды (Исаии 64:6 ) и ищем нашего оправдания и спасения во Христе (Исаии 45:24 ), если мы потом стараемся исполнять то, что праведно и благочестно перед Богом (Рим. 8:14 ). Так возникает в нас правда, имеющая силу перед Богом (2 Кор. 5:21 ). И если мы чувствуем еще в себе немощи, то Дух Божий способствует нам в наших немощах (Рим. 8:26 ). Как велико счастье такого сердца! (Псал. 31:1–2 ). 2. Там — мир. Как дорог мир для страны! И однако это только тень в сравнении с миром сердца. Не мир, который дает мир, который держится только на деревянных подставках. Мир сердца, в котором живет Дух Святый, выше всякого разумения. (Филип. 4:7 ). Мир с Богом (Рим. 5:1 ). Без этого мира Бог постоянно держал меч и лук в Своей деснице (Псал. 7:13 ). Никто тогда не осмеливался взывать: Авва Отче! Каждый удар молнии был стрелой, направленной против грешника. Но Дух Божий во Христе разрушает стену между нами и Богом. Этот мир не на бумаге только подписан и скреплен печатью. Совесть чувствует его. Где была буря (Псал. 37:2 ), там водворилась тишина, подобно тому, как больной, по прошествии мучительной болезни, погружается в успокоительную дремоту. Хотя диавол и не оставляет нас в покое, но удваивает свои нападения; однако: « идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего » (Иоан.14:30). Дух Божий защищает храм, в котором Он живет. Конечно, бывают минуты скорби, но мир не нарушается (Исаии 54:10 ). Осаждаемая крепость должна выдержать много нападений, но она отражает штурм. Врата адова не одолевают мира души, в которой живет Дух Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

д. Пред самым же причащением больного св. Таин следует прочитать предпричастныя молитвы: «Верую, Господи и исповедую»… Если же положение больного опасно, то, по прочтении разрешительной молитвы, должно произнести: «Со страхом Божиим и верую приступите» и немедленно преподать ему св. Тайны (Р.д.С.П. 1886, с.319–320). Если в одно и то же время пригласят священника напутствовать опасно больного и окрестить новорожденного младенца, крайне слабого, то что следует прежде исполнить – напутствование или крещение? Таинство св. крещения есть одно из важнейших и необходимейших таинств в деле нашего спасения. Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие (Ев. Иоан. 3, 5 ), сказал Сам Божественный Установитель сего таинства. По причине такой важности таинства св. крещения, священник всячески должен остерегаться, чтобы не допустить умереть младенца без св. крещения другое важнейшее и необходимейшее таинство для получения спасения есть таинство св. причащения: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имать в себе. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ев. Иоан. 6. 53–54 ), говорит Господь наш Иисус Христос . Посему, на священнике лежит обязанность тщательно наблюдать, чтобы никто из больных его прихожан не отходил в загробную жизнь без причастия св. Таин, как важнейшего и спасительного напутствия. В случае нужды, как таинство св. крещения, так и таинство св. причащения должны быть совершены без всякого отлагательства, под страхом погибели души и ответственности пред Церковью и Богом. «Буди, – говорит священнику Поучение святительское, – страж днем и нощию с крещением и с покаянием и причащением; аще кого изгубиши леностию своею, мука их на тебе взыскана будет» (Поуч. святит к новоп. иерею, л. 6). Священник, по нерадению об исполнении своей обязанности допустивший умереть младенца без св. Крещения, отрешается от места и определяется в причетники до раскаяния и исправления, – сказано в Уставе дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010