К ним Господь обратился с обличительной речью: «Как будто на разбойника вы вышли с мечами и кольями». Смысл этого обличения тот, что они явно шли на неправое дело, если не хотели обвинить Господа открыто перед всеми и взять Его, как нарушителя закона среди белого дня, в присутствии народа, а употребили такой скрытный способ схватить Его ночью: «Се есть ваша година и область темная». «Тогда ученицы вси оставльше Его, бежаша» – так исполнилось предсказание Господа, недавно Им произнесенное (ст. 31 у Матф.). Один только Евангелист Марк добавляет, что некий юноша, завернувшись в покрывало, следовал за отрядом, взявшим Иисуса. Сочтя это подозрительным, воины схватили этого юношу, но он вырвался от них и убежал нагой, оставив покрывало в их руках. Можно думать, что этот юноша жил где-то неподалеку, проснулся от шума, произведенного отрядом, и поспешил, не одеваясь, а лишь прикрывшись одеялом, выйти из дома и посмотреть, что такое происходит. Древнее предание видит в этом юноше самого Евангелиста Марка. Евангелисты часто скрывали свое имя, говоря о самих себе. Но не все Апостолы окончательно покинули Господа. Двое из них – именно Петр и Иоанн – стали издали следить за удалившимся отрядом воинов, который взял Иисуса, пошли за Ним, хотя и в некотором отдалении и так дошли до самого Иерусалима, видя, куда был приведен их любимый Учитель. Куда бежали остальные девять учеников неизвестно, но, по-видимому, они так были потрясены и напуганы всем происшедшим, что сидели где-то спрятавшись при запертых дверях, о чем мы знаем из Иоан. 20:19 . 22. СУД НАД ГОСПОДОМ У ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ АННЫ И КАИАФЫ Иоан. 18:12–23 ; Матф. 26:57–60 ; Марк. 14:53–65 ; Лук. 22:54, 63–65 Взявши Господа Иисуса, враги повели Его связанным (черта, которую указывает только один св. Иоанн) в дом, где жили первосвященники. Восполняя показания первых трех Евангелистов, св. Иоанн один только упоминает, что Господа привели сначала к Анне, который сделал Ему предварительный допрос, а затем послал Его к Каиафе. Св. Иоанн тут же и поясняет, почему Господа привели сначала к Анне, а не к Каиафе, который в тот год был правящим первосвященником, а Анна (или Анан, как называет его Иосиф Флавий), «бе бо тесть Каиафе».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

53) Такой-же памятник с надписью: „Под сим камнем погребено тело Каз. купеческой жены Варвары Васильевны Вениаминовой, скончавшейся в 1841 году 4 декабря в 4 часа пополудни; жития её было 54 года”. 54) Чугунный крест на железной тумбе, на западной стороне которой-надпись: „здесь покоится прах каз. купца Николая Матвеевича Вениаминова-Башарина, скончавшегося 1 мая 1883 года, жития его было 76 лет. День его Ангела 6-го декабря”. На южной: „никто-же да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Христос бо воста от мертвых, начаток умерших бысть”. На северной: „упокой, Господи, душу раба твоего Николая”. 55) Опоковый памятник с надписью: „здесь положено тело усопшей рабы Божией Акулины Михайловны, супруги Казан. мещанина Ивана Егорова Рослова, скончавшейся 1820 года сентября 26 дня”. 56) Такой-же памятник с надписью: „Под сим камнем погребено тело Казанской дворянки, титулярной советницы Евдокии Семеновны Ростовтовой, скончалась 1831 года, окт. 14 дня в 7 ч. утра; жития её было 75 лет”. 57) Такой-же памятник с надписью: „Под сим камнем погребено тело Казанского купца Алексея Игнатьевича Феодорова, скончавшегося в 1825 году окт. 13 дня; жития его было 45 лет”. 58) Такой-же памятник с надписью на южной стороне: „здесь погребено тело Вятской губернии города Орлова купеческого сына жены Екатерины Петровны Жаворонковой, урожденной Каз. купца Петра Парфенова Софронова». Остальных слов нельзя разобрать. 59) Такой-же памятник с надписью: „Под сим камнем лежит тело покойного городового секретаря Максима Якимовича Изергина, скончавшегося 1817 года апреля 25 дня 58 лет от рождения своего». 60) Такой-же памятник с надписью на южной стороне, которую нельзя разобрать. 61) Белый мраморный памятник без креста с надписью на западной стороне: „Ольга Ивановна Заринская скончалась 1883 года сент. 29 дня»; на восточной: „грядет час в онь-же вси сущий во гробах услышат глас Сына Божия ( Uoah. V, 28 )». 62) Чугунный крест на железной тумбе, на западной стороне которой-надпись: „Под сим крестом погребено тело протоиерея Казанской Кремлевской во имя Спасителя военной церкви Платона Георгиевича Заринского, родившегося 16 февраля 1830 года и скончавшегося 12 декабря 1881 года, жития-же его было 50 лет, 2 месяца». На южной: „и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки ( Иоан. 25 )». На восточной: „и возвратится персть в землю, яко-же бе и дух возвратится к Богу, иже даде его ( Ekл. XII, 7 .)“. На северной: „Аз есмь воскрешение и живот, веруяй, аще и умрет, оживет ( Uoah. XI, 25 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Учение православной Церкви о действительности присутствия Иисуса Христа в таинстве Евхаристии имеет непоколебимые основания как в св. Писании, так и в св. Предании. – Сюда относятся: I. Слова обетования Христова о таинстве Евхаристии ( Иоан. 6, 27–68 ), которые необходимо должно понимать в буквальном, а не в каком-либо переносном смысле 1173 . Ибо – 1) В буквальном смысле поняли их сами иудеи, к которым обращена была беседа Спасителя. Когда они услышали от Него: аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки, – и хлеб, егоже аз дам, плоть моя есть, юже аз дам за живот мира (- 51), то начали спорить между собою, недоумевая о возможности такого чуда: пряхуся же между собою жидове, глаголюще: како может сей нам дати плоть свою ясти (- 52)? Чтож бы значила эта пря иудеев, если бы они поняли слова Спасителя не буквально? 2) Христос Спаситель не только ничем не показал иудеям, что они понимают Его изречение неправильно, как поступал Он в других случаях ( ; Матф. 16, 6; 19, 24 ); напротив, еще с большею силою и раздельностию продолжал свою речь в том же самом смысле: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови его, живота не имате в себе. ядый мою плоть, и пияй мою кровь, имать живот вечный, и аз воскрешу его в последний день. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь моя истинно есть пиво (- 53–55) 1174 . Замечательно здесь в частности: а) то, что ответ свой иудеям Господь начинает словами: аминь, аминь, которые обыкновенно употреблял для показания самого сильного, твердого и непререкаемого уверения в истине; б) то, что вкушение плоти и крови своей Он предлагает людям, как положительную заповедь, безусловно необходимую для получения ими жизни вечной: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови его, живота не имате в себе. ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный (- 53. 54); но свойство такой великой и важнейшей заповеди требовало, чтобы она была выражена просто и удобопонятно для всех людей, и след., в смысле буквальном; в) наконец, изречение: плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь моя истинно есть пиво (- 55). Прибавление слова: истинно ( αληθς), с одной стороны свидетельствует о совершенном тожестве между предметами, о которых здесь говорится, а с другой ясно показывает, что иудеи, соблазнявшиеся обетованием Спасителя дать им плоть свою ясти, не ошибались в разумении слов Его, и что Он истинно обетовал им вкушение своей плоти и крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

218. Как читаются в Евангелии слова Иисуса Христа о необходимости причащения? «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына Человеческаго и пиете кровь Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Иоан. зач. 23 гл. 6, ст. 53, 54. Евангел. печат. при патр. Ермогене лист 159 на обор.). 219. Какие слова Иисуса Христа указывают, что отвергающие Чашу причащения отвергаются Нового Завета? «Сия Чаша Новый Завет Моею кровию (Лук. зач. 108. гл. 22, ст. 20. Снес. 1Кор. зач. 149. гл. 11 ст. 25. Евр. зач. 335 гл. 13 ст. 20). 220. что таинство причащения установлено для всех членов церкви, как об этом говорится в Большом катехизисе? « Церковь соборная утверждена святых мученик мощми, в нейже совершается и тайна святыя и божественныя службы, в нейже вси вернии приемлем пречистаго тела и честныя Крови Христа Бога нашего» (Больш. катехиз. лист 121). 221. О необходимости причащения что пишется в Книге о вере? «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына Человеческаго и не пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Ин.6:53 ). Страшен ответ Христовых словес? И яко истинна суть словеса Его, сим заключает: небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут ( Мф.24:34 ). Кто не ужаснется от вышереченнаго запрещения и не послушает гласа Господня? Разве той, иже живот вечный погубити хощет» (Книг. о вере лист 51). «Без причастия тоя истинныя святыни спастися невозможно» (Книг. о вере лист. 248 на оборот. Снес. лист 51. Снес. Златоустник лист 96). 222. О необходимости причащения что пишется в книге Кирилловой? «Аще кто кровию Сына Божия прагов уст дому своего не помажет, душа его первородная в нем жива быти не может» (Книг. Кирилл. лист 34 на оборот.). 223. Удаляющихся причащения как называет святой Кирилл Александрийский ? «Иже церкви Божии и причастия себе святых Христовых Тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи» (Соборник лист 118). 224. О причащении от руки святительской, или священнической, что говорится в Книге Кирилловой? «Пречестное тело и кровь Христа Спаса нашего от руки святительския, со страхом Божиим и с верою, во уста приимати подобает» (Книг. Кирилл. лист 304 и на оборот.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

50. Если что приемлет некто, это и дается от дающего, приемлющие же приемлют не ипостась Духа, но благодать, то, следовательно, одно – ипостась Духа, и другое – даваемая Сыном энергия и благодать Духа. 51. Если везде присутствующий Бог не меняется от места к месту, возникая то здесь, то там, следовательно, божественная ипостась Духа ни появляется, ни дается, ни изливается, ни истощается, но – являемая Его благодать и энергия. Ибо все это [бывает] когда-нибудь, для кого-нибудь и по [какой-нибудь] причине. 52. Если даже отъявши от Моисея Духа, Бог передал его другим и если Дух Святый подавался через наложение апостольских рук, – больше того, если и доныне Он передается верующим в Церкви по преемству, то, следовательно, не было ипостасью Духа данное от Господа апостолам через телесное дуновение, но – благодатью, наполнившей ту храмину. И от исполнения Его, говорит Иоанн, мы все прияхом [и благодать на благодать] ( Иоан. 1, 16 ). 53. Если верные приемлют дар Духа в меру и по частям, по сущности же Бог не измеряется и не делится, то, следовательно, одно – неделимая сущность, и другое – делимая и измеряемая благодать. 54. Если нашедший на Деву [Марию] Дух Святый не стал плотью сам, но [стала плотью] ипостась Слова, то, следовательно, одно- ипостась Духа, и другое – наитствовавшая на Деву благодать и энергия, ради чистоты плоти ее, как говорят богословы, и ради способности понести зародыш спасения, ибо через это сообщена была Духом и сила Вышнего ( Лук. 1, 35 ). 55. Если исходящая от Господа и исцеляющая всех сила была бы божественным Духом ( «Духом Божиим», сказал, «изгоняю демонов» [у нас: «перстом Божиим», Лук. 11, 20 ], но не была бы самой ипостасью Духа (иначе Он не сказал бы о ней: «разумел силу... изшедшую [от Меня]», Марк. 5, 30 ), то, следовательно, одно – ипостась Духа и другое – от Сына подаваемая сила и благодать. 56. Если апостолы и прочие приняли, по обетованию, от божественного Духа, изливаемого на всякую плоть, то, следовательно, не тварь возникший в них Дух, по которому они стали действовать как духоносные.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

   Один Создатель ведает все достоинство души человеческой, которую Он создал по образу и подобию Своему, и Один Он может по достоинству оценить всю ее беспредельную любовь и преданность Ему, Господу Богу. Блажен человек христианин, который поймет это и всем сердцем прилепится к Богу, Создателю и Искупителю Своему, и претерпит всякие искушения в любви и преданности Ему, как Иов ветхозаветный, как апостолы, иерархи, мученики и все преподобные, Богу угодившие и удостоившиеся небесного гражданства за свою верность и преданность.    Каково достоинство человека и души человеческой, когда Господь удостаивает его причастия Пречистых Тела и Крови Своих и соделывает храмом Своим, храмом Святой Троицы? Помыслите об этом, смертные чедовеки, и поучитесь бессмертию, даруемому нам Победителем смерти: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный» (Иоан. 6:54).     «Алчущия исполни благ» (Лук. 1:53). Чем глубже покаяние, смирение, сознание и чувство своих грехов, тем обильнее подается благодать прошения, тем более благ изливается в душу человека от всещедрого Владыки. Манассия был самый беззаконный из царей, но показал потом и покаяние великое и глубокое и сподобился от Господа великого прощения и милости. Вникните в покаянную молитву Манассии, царя иудейского, как он в ней смирился, покаялся; как возвеличил милосердие и долготерпение Божие! Молитва его — образец покаяния.    Из-за преходящего, материального не пренебрегай вечным, духовным и не теряй любви и мира с ближними из-за материальных потрат, убытков и лишений. Держись мира любви. Мир имейте и святыню со всеми, «ихже кроме никтоже узрит Господа» (Евр. 12:14).    Нужна борьба неотложная, непрерывная со всеми страстями, живущими и коренящимися в нас. Какую, скажи мне, поборол ты страсть и умертвил? Не живы ли они все в тебе доселе и не уязвляют ли, не смущают ли тебя? Восстань, и побори все страсти, этих мысленных амаликов, живущих в тебе и уживающихся с тобою. «Кое же согласие Христови с велиаром; или кая часть верну с неверным» (2 Кор. 6:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

50 . Если что приемлет некто, это и дается от дающего, приемлющие же приемлют не ипостась Духа, но благодать, то, следовательно, одно – ипостась Духа, и другое – даваемая Сыном энергия и благодать Духа. 51 . Если везде присутствующий Бог не меняется от места к месту, возникая то здесь, то там, следовательно, божественная ипостась Духа ни появляется, ни дается, ни изливается, ни истощается, но – являемая Его благодать и энергия. Ибо все это [бывает] когданибудь, для когонибудь и по [какойнибудь] причине. 52 . Если даже отъявши от Моисея Духа, Бог передал его другим и если Дух Святый подавался через наложение апостольских рук, – больше того, если и доныне Он передается верующим в Церкви по преемству, то, следовательно, не было ипостасью Духа данное от Господа апостолам через телесное дуновение, но – благодатью, наполнившей ту храмину. И от исполнения Его, говорит Иоанн, мы все прияхом [и благодать на благодать] ( Иоан. 1:16 ). 53 . Если верные приемлют дар Духа в меру и по частям, по сущности же Бог не измеряется и не делится, то, следовательно, одно – неделимая сущность, и другое – делимая и измеряемая благодать. 54 . Если нашедший на Деву [Марию] Дух Святый не стал плотью сам, но [стала плотью] ипостась Слова, то, следовательно, одно – ипостась Духа, и другое – наитствовавшая на Деву благодать и энергия, ради чистоты плоти ее, как говорят богословы, и ради способности понести зародыш спасения, ибо через это сообщена была Духом и сила Вышнего ( Лук. 1:35 ). 55 . Если исходящая от Господа и исцеляющая всех сила была бы божественным Духом (“Духом Божиим,” сказал, “изгоняю демонов” [у нас: “перстом Божиим,” Лук. 11:20 ], но не была бы самой ипостасью Духа (иначе Он не сказал бы о ней: “разумел силу… исшедшую [от Меня],” Марк. 5:30 ), то, следовательно, одно – ипостась Духа и другое – от Сына подаваемая сила и благодать. 56 . Если апостолы и прочие приняли, по обетованию, от божественного Духа, изливаемого на всякую плоть, то, следовательно, не тварь возникший в них Дух, по которому они стали действовать как духоносные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

А говорит Он, в частности, о  Евхаристии  — «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук.22:19,20). Он сам ставит причащение Святых Тайн необходимым условием вечного спасения «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Иоан.6:53,54). Согласно Евангелию, настоящая вера проявляется в Крещении, Евхаристии и хранении Заповедей. Поэтому в глазах верующего человека, Церковь есть евхаристическое собрание. Он идет к Чаше по одной-единственной причине, которую и провозглашает перед Богом и людьми: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты поистине Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый есть я. Еще верую, что это есть самое пречистое Тело Твое, и эта самая есть честная Кровь Твоя» . Точно также может быть только одна причина к Чаше не идти — если Евангелие ошибочно, Иисус не есть Христос, а Его слова, сохраненные Евангелием, недостойны доверия. Личные, политические, культурные или любые другие симпатии или антипатии просто не имеют отношения к делу. Я знаю людей, настроенных весьма фрондерски по отношению к гражданской и церковной власти, но которым в страшном сне не приснится уйти из  Церкви  — потому что они верят словам Господа и видят в Церкви нечто гораздо большее, чем «общественную организацию». Здесь, в Чаше — Христос, наш Творец, Искупитель и Судия, и уйти от Него, потому что мне не понравились какие-то люди в Церкви, это просто абсурд. «Церковь с большой буквы, которая не находится нигде и одновременно находится повсюду. В которой только ты и Господь Бог» — это явно не та Церковь, о которой Господь говорит в Евангелии: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). В той Церкви, о которой речь идет в Новом Завете, есть еще масса народа — начиная с Матери Божией и Апостолов, и она представлена совершенно конкретными общинами, существующими в конкретных городах.

http://pravmir.ru/o-nastoyashhej-vere/

В гл. 12, 10 у Захарии читаем : излию дух благодати и щедрот, на доме Давид и на жителей Иерусалима, и воззришь на меня, которого пронзили 53 И будут плакать о Нем, как плачут о единородном. Далее (ст.11–14) говорит пророк, что будут плакать колена и семейства, и продолжает : в тот же день будет открыт источник дому Давидову и живущих в Иерусалиме для омовения грехов и скверны (13, 1). За тем описывает истреблении суеверий и лжепрорицания (2–6). Кто же сей пронзенный? Предание иудейское 54 и новозаветное откровение показывают в пронзенном Мессию (Мат. 24, 30. Апок. 1, 7 . Иоан. 19, 37 ), Слова: излию дух благодати не мог произносить от лица своего ни пророк, ни кто-либо из обыкновенных сынов человеческих; Тот, Кто называется здесь пронзенным, вместе (12,1) называется Иеговою; открыт источник для омовения грехов, что по значению сближается с излиянием духа благодати, мог также только Мессия. И так Мессия будет прободен; время Мессии будет временем излияния вод благодатных; сии воды возбудят сокрушенное воззрение на Мессию пронзенного и омоют грехи. § 170 Пророчество Малахии об ангеле завета   Много веков прошло уже, как народ Божий ожидает Мессию: избавясь от плена вавилонского, он остался под властью персов язычников ; язычники благоденствуют, а народ Божий страдает (4, 2. 3. 3, 7). – «Все, которые делают зло, приятны Иегове», говорит Иаков (3, 1); но Иегова отвечает: се Аз послю ангела моего и призрив на путь пред лицем Моим (уравняет предо Мною путь) и внезапу приидет в церковь свою (в храм ) Господь, Его же вы ищете, и Ангел завета, Его же вы хошете Далее говорится, что, Ангел завета, как плавильщик, очистит избранный народ, истребит суеверие и неправды (ст. 2–5). Итак, Иегова обещает Того, кого ожидали, но только не как царя земного, а очистителя души предпосылает Ему вестника, вестника-не духа, а человека, поскольку тот, кто называется ангелом, ниже (4, 5) называется Илиею Фесвитянином, и постольку он должен предшествовать Ангелу грядущему в храм . Малахия заключил собою · ряд пророков, возвещавших о грядущем Мессии. § 171. Наставления о Спасителе предзнаменованиями

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. Иоанн Златоуст 53 под выражением «вся даде Ему Отец», и другим выражением в Mamф. XI, 27 : «вся Мне предана суть Отцем Моим», – разумеет спасение верных, что подтверждается и словами Господа в Uoah. XVII, 6 : «Твои Быша и Мне их дал еси» 54 . Спасение душ человеческих есть высший акт Божией любви и на него то указывает Златоуст . Но слова: «вся даде Ему Отец» заключают в себе и другую мысль о единстве и тожестве Отца и Сына. Богочеловек относит все ко Отцу, к Божеству, не явленному еще во плоти человеческой до пришествия Господа, а Отец все предает Сыну, да разумеем слова Господни «Аз и Отец едино есма» ( Иоан. Х, 30 ). Все совершается в мире видимом и невидимом волею Единого Бога Творца мира. На земле же сей, нами обитаемой, мы познаем волю Божию через Сына Божия, являющего людям Бога. Он, Сын Божий, «изшедый от Бога и грядый к Богу» (ст. 3), составляет ту связь, через которую мы может соединиться с Предвечным в вере и любви. Он свет от света, луч, нами видимый и нас освещающий, коим мы прозрели в темнице тела нашего. Свет сей явился для просвещения внутреннего человека и воспитывал его, поучая его прежде всего уничижению и смирению, а за сим и полному самоотвержению ради Божией славы и спасения братьев своих по плоти. Бог во плоти преклоняется даже до ног человека и омывает ноги и предателя Своего. Великое зрелище для умиленной души! Не без основания сближают омовение ног учеников, совершенное Господом, и пример смирения, Им подданный, со спором учеников о большинстве во время тайной вечери, записанный у Ев. Лyku XXII, 24–27 , и слова Господа у Ев. Луки по этому поводу: «Аз же посреди вас есмь яко служай»; и соответствующие им слова у Uoahha XIII, 13–17 , которые мы рассмотрим в своем месте. По поводу слов «прием лентион» мы приведем прекрасные слова св. Кирилла Иерусалимского 55 : «Царь Иисус, приступая к врачеванию человечества, препоясался (во воплощении) лентионом человечества, чтобы уврачевать недужное». 5. Потом влия воду во умывальницу, и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010