Рим. гл. 1–4; Гал. 4:1–4 , сн. 3:24–25 53 ). По силе обоих этих следствий в частности: а) вся ветхозаветная история была направляема к указанию на Христа и Его великое дело спасения 54 , б) весь ветхозаветный закон был детоводителем ко Христу ( Гал. 3:24 ), скрывая в себе тайну явления Самого Слова, как Законодателя. «Для чего Христос совершил сие таинство говорит св. И. Златоуст, имея в виду таинство Евхаристии, «во время Пасхи? – Для того, чтобы ты из всего познавал, что Он есть Законодатель Ветхого Завета и что написанное в сем Завете служит прообразованием новозаветных событий… Вечер же (время совершения таинства) служил признаком полноты времен и того, что дела приходили уже к концу» 55 . «Все установленное Моисеем», добавим словами св. Иустина Философа, «могу доказать по частям, представляет собой типы и символы и провозвещения об имеющем совершиться в Христе и о предуведенных верующих в Него 56 »; в) Все откровения пророческие, оживотворяемые Духом того же Христа ( 1Пет. 1:11 ), сосредоточивались в Нем и Его великом деле, как главном предмете своем. «Все от начала знавшие Бога и предсказавшие пришествие Христа получили откровение от Самого Сына, Который в последние времена соделался видимым и могущим страдать», говорит св. Ириней Лионский 57 . Так «весь Ветхий Завет был одним великим предсказанием, одним великим прообразом грядущего Нового Завета» 58 (срав. Евр. 8:8  и дальн.), как направлял его течение Бог-Слово, «Премудрость живая, рожденный прежде всякого создания» 59 . Так точно премудрым действием Того же Слова совершилось и то, что все ветхозаветное Писание свидетельствует о Нем ( Иоан. 5:39 ), несмотря на то, что излагает историю Ветхого Завета, союза Бога с человеком. При этом Дух Христов в священных писателях Ветхого Завета действовал так, что, не уничтожая свободы личного сознания их, окрылял дух их и возвышал его до созерцания того, что выходило за пределы их собственных сведений, – до созерцания грядущего царства Христова не только благодатного, но и славного в их неразрывной связи 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Так что значительно страшнее того, что было в истории человечества, уже представить трудно. Христиане никогда этого не боялись, они понимали, что антихристы приходят и уходят, а Христос пребывает во веки. Страшный Суд — не ответ на экзамене Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО: Протоиерей Игорь Фомин Судя по Евангельскому чтению от Матфея, которое читается в неделю о Страшном Суде, мы можем заключить, что Господь соберет все народы, верующих, не верующих, православных и не православных. Абсолютно все встанут перед лицом Божиим, и каждый будет давать ответ. Этот ответ заключается не только в нравственном поведении человека. Из Священного Писания мы знаем, что, оказывается, нам еще необходима вера, потому что Господь употребляет такие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Мы знаем из Священного Писания о том, что очень важно Таинство Причащения. Христос сказал: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан.6:53, 54) Первоначальный ответ, первоначальный этап человека перед Богом на Страшному Суде — это дела милосердия, дела его веры, осознания, что Господь сделал для тебя и как потому ты должен поступать в этой жизни. Думаю, что Страшный Суд будет тем местом, где мы со всех сторон будем давать ответ за свою жизнь. Поверил ли ты Христу, стал ли Его учеником, следуешь ли ты за Ним, совершаешь ли дела, подобные тем, что совершал Он. Но, понятное дело, не стоит с самомнением заявлять: «Вот, я верующий, регулярно приступаю к Таинствам, у меня шансов больше…» Каждый человек будет судиться самостоятельно, без сравнения верующего и неверующего, сильно верующего и мало верующего, часто причащающегося и редко причащающегося. У каждого человека — своя мера взаимоотношения с Богом. Какова она, наверное, Господь Сам будет определять. Слава Богу, что здесь нет никаких норм.

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-boyatsya...

III. – Пашутся хоругови берчати – развеваются бердчатые знамена. Ниже: пашуть синии молньи. Срав. Иоан. Экз: – Многажды или ветрьником или поневою пашоуще, а тихоу соущю въздоухоу, поженем, и ти въставивъше створим ветры паханила. – Светятся калантыри злачены. Калантырь – кольчужный покров без рукавов. Сравн. Ипс. calandrajo, сред. Лат. calantica (Дюканжа, Gloss.), Араб. калансува Френ, Ibn-Foszlan. 115). – Колоколи вечние. – вечевые. «Спустиша колокол вечьной у св. Троицы, и начаша людие плаката на колокол по моей старине и по воли». Псков. лет. под 1510. IV. – Соловей птица, чтобы если выщекотала сия два брата. Чтобы употреблено тут в том же смысле, как употреблялось древнее абы. Сравн. в Сл. о полку Игор.: О Бояне, стараго времени, абы ты сиа плъкы ущекотал; в Посл. Иакова к кн. Дмитрию: Абы не припорно ти слышати чюдно абы не попустил ныне юности грабити с собою. –Выщекотати – возбудить песнию; тоже, что в Сл. о п. Игор. ущекотати. Тот же глагол только с другим предлогом находим в статье о Книгах ложных: сорока пощекочет (запоет). Срав. в народ. песне: Во саду ли было под яблонью, в зеленом под кудрявою соловей выщекочет. (Сахар. Хоровод. песни. 36). В Сл. о п. Игор. есть и существ. щекот: щекот славий усте. –Два сына Вольярдовы: Андрей Полотский и Дмитрий Корибут Брянский были действительно дети в. к. Литовского Ольгерда. Уже в 1379 году они признали над собою власть в. к. Московского и получили от него уделы. (И. Г. Р. V. 53–54). –Дети Вольярдовы, внучата ’Едиментовы, правнучата Скольдимеровы. Книжные, довольно поздние записи называют Гедимина сыном князя Витена. Считать их верными, как хотят некоторые историки (между прочим и Нарбут. Dzieje narodu Litew. IV. стр. 455–463), нельзя потому что есть и такие данные, которые этому противоречат: Гедимин был конюшим Витена (magister stabuli, stabulatus officio fungebatur. Annal. Oliv. – Dlugosz X.), а такой должности не мог носить княжич. Если же Гедимин не был сын Витена князя, то почему же не был сын Скольда (Аскольда, Гаскольда) Скольдимера, как утверждало Русское предание? Был во время Витена знатного рода ратник Литовский Скольд: он погиб на битве 1313 года, за два года до вступления Гедимина на княжение Литовское. (Дюсбург. 310. 311).

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

– Но как самое сие Помазание учит вас всему: «по обетованию: Той вы научит всему ( Иоан. 14, 26 ). Потому что если в сердце слушающего нет того же духа, то напрасно слово учителя. Итак никто учащемуся человеку не должен приписывать того, что он разумеет из уст учащего; потому что если нет внутри Того, Кто учит, то напрасно извне работает язык учителя. Вот вы все равно слышите один голос говорящего, однако же не все равно понимаете смысл слышанного слова. И так, если слово не различно; то почему в сердцах ваших различно разумение слова, если не потому, что слово увещевает вообще, но есть Наставник внутренний, Который частно учит каждого разумению слова? Об этом помазании Духа опять чрез Иоанна говорится: то само помазание учит вас всему. Итак, от слова нет наставления, когда ум не имеет помазания от Духа. Но почему мы говорим это об учении человеческом, когда и Сам Создатель говорит не в научение человека, если этому же самому человеку не говорит Дух чрез помазание?» (Григ. Двоесл.) (53). – И оно истинно и не ложно и пр.: оно – не то, чему учит Помазание; но само (самое сие) Помазание, потому что в следующих словах – то, чему оно поучило вас – оно отличается от учения, как источник его, как лице (54). Смысл таков: если Помазание учить вас всему и если это истинно и непреложно, по обетованию: Дух Святый научит вас всему ( Иоан. 14, 26 ср. Иоан. 21, 24 ), – если непреложно то, что вы имеете Самое сие Помазание, – оно пребывает в вас; то как же вы можете не пребывать в том учении об И. Христе, которое вы получили от него от начала (24ст.)? Дети (28 ст.), держитесь всегда непоколебимо этого учения, пребывайте в нем! – В том: не во Христе (55) и не в Помазании (56), а в истинах, открытых Духом Святым (57). 28 . Начало 28 стиха составляет краткое, сжатое предложение, тесно связанное с последними словами предшествующего стиха. – Итак – κα νν: ( Иоан. 5 25), наречие и теперь, и ныне – Славян. текст (58). Ныне дети – последнее время (18 ст.) особенно нужно заботиться об утверждении себя в учении, слышанном вами от начала обращения вашего (24 ст.) и ограждении себя от всякого нового – чуждого учения, противного сообщенному вам при помазании вашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Иже несть со Мною, на Мя есть сказал Сам Господь Итак, с кем вы? с кем, – не здесь и теперь, – в храме; а там, где встретит вас искушение; где, может быть, надобно будет приять честь и богатства неправедные или идти на крест за правду?... Но уже вы избрали, что должно: – каждый из вас сказал: „я не дам Тебе лобзания Иудина!» Смотрите: не давайте же сего адского лобзания. Иначе оно будет некогда жечь уста и сердце ваши адским пламенем. Каждый из вас обещал исповедать Господа, подобно благоразумному разбойнику: смотрите исповедуйте же! В случаях к сему не будет недостатка, ибо мир и теперь тот же, что был прежде; весь во зле лежит и ко злу всех влечет, Стойте же мужественно против сего зла и в себе и в других. Не возвращайтесь на прежнее. Благоразумный разбойник, если бы ему до— сталось сойти с креста живым, без сомнения посвятил бы всю остальную жизнь Господу, и соделался бы ревностнейшим из учеников Его. Посвятим и мы все остальное время жизни нашей Ему же, Всеблагому, дабы в час смерти услышать от Него: днесь со Мною будеши в раю! Аминь. (Из проп. Иннок. Херс.).    Примеч. Разбор мнений беспоповцев о таинстве причащения. Таинство причащения тела и крови Христовой есть одно из важнейших средств в деле спасения. Господь наш И. X., повелевая вкушать Свое пречистое тело и пить Свою честную кровь, ясно и решительно указывает на необходимость этого таинства для получения жизни вечной, или вечного спасения: Аз есмь хлеб животный, сказал Он иудеям, иже сшедый с небесе: еще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки и хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть (Иоан. VI:51, зач. 23). Аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный: и Аз воскрешу его в последний день (Иоан. VІ, 5354, зач. 23). Таинство причащения столь же необходимо для спасения, как и крещение. Если крещение возрождает человека, то причащение питает его: родившись, без пищи и пития жить нельзя. Такую необходимость таинства причащения признавали все отцы и учители церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Отцы церкви также распространяли действие воскресения на всех вообще 816 . § 330 Свойства воскресших тел, a) по учению писания 1) Самое ужо понятие о восстании или воскресении αναςασις,. равно как о прославлении тела, показывает, что будущее тело по сущности будет тоже, которое соединено было с душою во времени. Ясные наставления писания говорят тоже. Сущии во гробех услышат глас Сына Божия (Иоан, 5, 29. ст. Апок. 20, 13 ). Оживотворит мертвенная телеса ваша ( Рим. 8, 11 ). Из мысли о воскресении тела апостол ( 1Кор. 6, 14. 15 ) выводит правило не употреблять тела на нечистоты, чего не было бы, если бы будущее тело не было то же, которое носим в земной жизни. Он же ( 1Кор. 15, 36 ) доказывает нужду того, чтобы нынешнее тело, прежде чем воскреснет, подверглось тлению и потом (ст. 53) прямо говорит: тленное сие облечется в нетление ( Фил. 3, 21 ); называет тело, которое имеет преобразиться, телом смирения нашего. Итак несправедливо было бы думать, что будущее тело будет совершенно другое, или будет тело неземное, а какое-то небесное. Хотя апостол ( 1Кор. 15. 50 ) и говорит, что тление не наследует нетления: но он не заменяет земного тела небесным, а только нетленным. Что же касается до того, что он говорит ( 2Кор. 5 , и. 2.): создание от Бога ( κ Θε) имамы храмину не рукотворенну, вечну на небесех – в жилище наше небесное ( κ ραν) облещися желающе: то слова: от в Бога, небесное не означают места, откуда взято будет вещество для будущего тела, а ту причину, которая устроит будущее тело. Так (Мат. 21, 25.) κ ραν означает Богом устроенное (сл. Иоан. 3, 27 . 2Мак. 7, 11 ). Иначе же апостол противоречил бы себе самому, когда так часто говорил о тождестве будущего тела с земным 2) Будущее тело хотя будет тоже, которое на земле соединено было с душою, но преобразится, во еже быти ему сообразну телу славы Его ( Фил. 3, 21 ). По описанию апостола ( 1Кор. 15, 41 – 54 ), оно будет а) тело нетленное φθαρτον (ст. 49. 52. 54), т. е. не подверженное никакому разрушению и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(Ср. Матф. 26:24 . Лук. 17: 1. 2 : Рече (Иисус) ко учеником Своим: не возможно есть не приите соблазном: горе же егоже ради приходит. Унее ему было бы, аще жернов оселский облежал бы о выи его, и ввержен в море, неже да соблазнит от малых сих единого.) Игнатий пишет в послании к Поликарпу: «будь мудр как змея во всем, и незлобив как голубь» 103 (Ср. Матф. 10:16 : Будите мудри, яко змия, и цели яко голубие.) – В послании к ефесянам: «дерево познается от плода своего, так и исповедающие себя христианами познаются от дел своих» 104 . (Ср. Матф. 12:33 : от плода древо познано будет). В послании к смирнянам: «когда Он (Христос) пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите меня и посмотрите, что Я – не дух бестелесный» 105 . (Ср. Лук. 24:39 : Видите руце мои и нозе мои, яко сам Аз есмь; осяжите мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща.). В послании к филадельфийцам: «и меня некоторые хотели обольстить по плоти, но дух, будучи от Бога, не обольщается: ибо он знает, откуда приходит и куда идет» 106 . (Ср. Ин. 3:8 : Дух идеже хощет, дыше, но не весит, и глас Его слышиши, откуду приходит, и ками идет.). В послании к римлянам: «живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне: иди ко Отцу. Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа… И пития Божия желаю – крови Его» 107 . (Ср. Иоан. 6:32. 33 : Рече Иисус: аминь, аминь глаголю вам: не Моисей даде вам хлеб с небесе. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру. Ин.6:51,53,54 : Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе; аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира… Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого; не пиете крови Его, живота не имати в себе. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный: и Аз воскрешу его в последний день.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Потому недостойны извинения имеющие столь многих учителей и не извлекшие никакой пользы из стольких уроков. Ибо сие присовокупил апостол: во еже быти им безответным. Ибо едва не вопиют самые дела, что не имеют никакого оправдания к освобождению от угрожающих им зол. Занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша. Ибо, как сами свидетельствуют, они познали, что есть Бог; потому что всегда в устах их сие досточтимое имя, но не восхотели иметь о Нем достойных Его мыслей». Св. Злат. Толк. на п. к рим. бес. 3, стр. 52. 53. 54. 55 Ч Москва, 1844 г. Бл. Авг. Слов. 141: твор. т. 5, стр. 476. Антверпен, 1700 г. Бл. Феод. Толк. на п. к рим: твор. ч. 7, стр. 24–25. Москва, 1861 г. Снес. бл. Авг. Толк. на св. Иоан. тр. 106, О град. бож. кн. 8, гл. 6 и О дух. и письм. гл. 12: твор. т. 3, ч. 2, стр. 558. т. 7, стр. 150. т. 10, стр. 63–64. Антверпен, 1700 г. Св. Ириней: «И пророки увещевали людей поступать справедливо и делать всегда добро; поскольку это зависит от нас, а мы, по причине крайнего своего нерадения, впали в забвение и имели нужду в благом совете, который благий Бог и благоволил открыть нам чрез пророков... Все сии наставления и внушения (делать добро и убегать зла) показывают, что человек создан свободным и самовластным, и что Бог подает и предлагает советы, убеждением располагая нас к покорности Ему и отвращая от неверия, а не принуждая к тому силою.. Если бы не в нашей власти состояло делать все сие или не делать; то как бы апостол, и, еще прежде, сам Господь, могли давать нам совет – одни дела совершать, от других воздерживаться? поскольку же человек с самого начала получил свободу, равно как свободен и сам Бог, по образу коего он сотворен; то всегда и предлагается ему совет делать добро, который и исполняется чрез повиновение Богу». Ориген : «Много, весьма много найдешь в свящ. Писании мест, в коих очевидно показывается, что мы властелины своей воли. В противном случае, ни с чем не сообразно было бы давать нам заповеди, в случае исполнения которых спаслись бы мы, а в случае неисполнения – осудились бы, если бы у нас не было способности исполнять их».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Он претерпевает смерть и погребение, причем пророк уточняет, «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» Тела распятых чаще всего оставляли висеть на Кресте всем в устрашение; в Иудее, однако, их снимали и хоронили в общей могиле. Но, как мы читаем в Евангелии, «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Матф.27:57-60)спавсения После того, как Он был мертв и погребен, Праведник, о котором идет речь, «На подвиг души Своей будет смотреть с довольством», то есть вернется к жизни. Таким образом, о Господе нашем Иисусе Христе тут сказано в подробностях, исключающих каких-либо других кандидатов. Пророк также возвещает прощение и благодать Божию, которая, как следует из Ис.53, приобретена этой Жертвой: «Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:9,10) Бог призывает всех принять Его прощение и примириться с Ним: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис.44:22) Те, кто обратятся к Богу в покаянии и вере, обретут благодать Святого Духа, которая символизируется живительными водами: « Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис.55:1) Это та вода живая, о которой в Новом Завете говорит Господь Иисус: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Иоан.7:38,39) Эти пророчества — о Боговоплощении, об Искуплении, о прощении грехов, о даровании Святого Духа — уже осуществились.

http://radonezh.ru/2022/05/20/prorok-isa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010