37. Иной, делая какое–либо, по–видимому, доброе дело, мстит чрез то ближнему; а иной, не сделав оного, получит пользу по мысли. 38. Иное дело обличение по злобе и мщению; иное по страху Божию и истине. 39. Оставившего грех и уже раскаивающегося не обличай более. Если же ты говоришь, что обличаешь его по Богу, то прежде объяви свои грехи. 40. Начало всякой добродетели есть Бог, как и дневного света — солнце. 41. Исполнив добродетель, вспомни сказавшего: «без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан.15,5). 42. За скорби уготовлено людям благое, а за тщеславие и наслаждение — злое. 43. Обижаемый людьми, избегает греха, и получает равное скорби заступление. 44. Кто верит Христу относительно воздаяния, тот по мере веры, усердно переносит всякую обиду. 45. Кто молится о людях обижающих его, тот низлагает демонов, а сопротивляющийся первым, уязвляется последними. 46. Лучше человеческое прегрешение, нежели демонское; благоуждающий же Господу, побеждает тех и других. 47. Всякое благо приходит от Господа промыслительно; отходит же тайно от неблагодарных, неразумных и праздных. 48. Всякий порок оканчивается непозволенным наслаждением, и всякая добродетель — духовным утешением. И как первый, овладев нами, влечет к своему, так и второе ведет к сродному себе. 49. Поношение человеческое причиняет сердцу скорбь, но для терпящего оное бывает причиною чистоты. 50. Неведение заставляет говорить вопреки полезному, и сделавшись дерзновенным, умножает пороки. 51. Не имея ни в чем недостатка, принимай (посылаемые) скорби, и как долженствующий дать отчет, отвергай излишество. 52. Согрешив тайно, не покушайся утаить сего: ибо «вся нага и объявлена пред очима Господа, к Нему же нам слово» (Евр.4,13). 53. Мысленно открывай себя Владыке Открывай Владыке свои мысли и намерения): «человек бо на лице зрит, Бог же на сердце» (1 Цар. 16,7). 54. Ничего не помышляй и ничего не делай без намерения по Богу; ибо безрассудно путешествующий напрасно будет трудиться. 55. Согрешающему не по нужде трудно бывает раскаиваться; ибо невозможно укрыться от правды Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

49) Не оскверняй ума твоего удержанием в себе помыслов похоти и гнева, дабы, отпадши от чистой молитвы, не впасть в дух уныния. 50) Ум тогда лишается дерзновения к Богу, когда бывает собеседником с помыслами злыми и нечистыми. 51) Неразумный, водимый страстями, когда, будучи движим гневом, растревоживается, спешит без разсуждения бежать от братий: когда же похотию разжигается, тогда, раскаяваясь, паки прибегает, и вступает с ними в беседу. Благоразумный же в том и другом случае поступает иначе. В случае разсерчания, отсекши причины возмущения освобождает себя от огорчения на братий; в случае похотливости воздерживается от безсловесных позывов и праздных бесед. 52) Во время искушений не оставляй монастыря своего; но мужественно переноси волнование помыслов, особенно наводящих печаль и уныние: ибо таким образом, благопромыслительно быв искушен скорбями, возымеешь твердую надежду на Бога. Если же оставишь оный, то окажешься не искусным, не мужественным и не постоянным. 53) Если желаешь не отпасть от любви Божественной; то ни брата своего не допусти уснуть в огорчении на тебя, ни сам не усни в огорчении на него: но иди, примирися с братом твоим, и, возвратясь (Матф. 5. 24) с чистою совестию, принеси Христу дар любви в прилежной молитве. 54) Если, по словам Божественнаго Апостола, все дары Духа имеющий, любви же не имеющий никакой не получает пользы: то какое должны мы употребить тщание, дабы стяжать ее (1 Кор. 13—3). 55) Если любовь искреннему зла не творит (Рим. 13, 10); то завидующий брату, приводимый в печаль его доброю славою, помрачающий злоречием имя его, или по злонравию наветующий на него, не делает ли себя чуждым любви, и повинным вечному осуждению? 56) Если любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10): то памятозлобствующий на брата, уготовляющий ковы ему, проклинающий его, и радующийся падению его не есть ли законопреступник, и не достоин ли вечной муки? 57) Ежели оклеветающий брата, и осуждающий брата оклеветает закон, и осуждает закон (Иак. 4, 11); закон же Христов есть любы (Иоан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

52. Когда видишь, что ум твой благочестно и праведно вращается в помышлениях мipckux: то ведай, что и тело твое пребывает чисто и безгрешно. Когда же видишь ум мысленно занимающимся грехами, и не пресекаешь сего: то знай, что и тело твое не замедлит впасть в них же. 53. Как для тела мipoм служат вещи, так для ума мipoм служат помышления; и как тело любодействует с телом женщины, так – и ум любодействует с помышлениями о женах воображением своего тела: ибо он зрит мысленно образ своего тела совокупляющимся с образом женщины. Равно в мыслях отмщает он образом своего тела образу обидевшего. Тоже бывает и с другими грехами: ибо что тело в мipe вещей делом производит, то производит и ум мысленно в мipe мыслей. 54. Не должно ли ужаснуться, вострепетать и придти в исступление умом, что, когда Бог «Отец, не судя никому, Сам, весь суд даде Сынови» ( Иоан. 5, 22 ); – Сын же вопиет: «не судите, да не судими будете» ( Матф. 7, 1 ), «не осуждайте, да не осуждени будете» ( Лук. 6, 37 ); подобно и Апостол: «прежде времени ничтоже судите, дóндеже придет Господь» ( 1Кор. 6, 5 ): и еще: «имже судом судиши друга, себе осуждаеши» ( Рим. 2, 1 ); когда, говорю, это так есть; люди, оставив плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга? Небо ужасается сему и земля трепещет; а они не стыдятся бесчувственные! 55. Кто любопытствует о чужих грехах, или по подозрению судит брата: тот не положил еще начала покаяния, и не принимал заботы узнать собственные грехи, поистине тягчайшие многопудовой свинцовой тяжести, и не знает, от чего человек бывает «тяжкосердым, любящим суету и ищущим лжи» ( Пс. 4, 3 ); и потому как безумный и бродящий во тьме, оставив свои грехи, мечтает о чужих истинных или мнимых, по одному подозрению. 56. Самолюбие, как, неоднократно говорилось состоит причиной всех страстных помыслов; ибо от него рождаются три главнейшие помысла вожделевательной части души: чревоугодия, сребролюбия и тщеславия. Потом от чревоугодия рождается помысел блудный; от сребролюбия любостяжательный; от тщеславия гордостный; прочие же все следуют за каждым из сих трех, как – то: помысел гневный, печальный, злопамятный, унывный, завистливый, клеветливый и прочие. Сии страсти связуют ум предметами вещественными, и клонят его к земле, налегая на него, подобно тягчайшему камню, тогда как он по природе легче и тоньше огня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

БЕСЕДА 44 на Иоан.6:26–27. 1 . Должно заботиться не о пище тела, а о пище души. – 2. Нужно просить у Бога того, что пристойно просить у Него. – Удовольствия и скорби, блага и бедствия мира сего не имеют в себе ничего действительного. – Не нужно поэтому желать одних и бояться других. – В другом мире все вечно – наказания и награды. – Изображение благ жизни настоящей и жизни будущей. БЕСЕДА 45 на Иоан.6:29–30. 1 . Сластолюбие есть погибель для души. – 2. Что такое хлеб жизни? – 3. Необходимость веры и благодати для спасения. – Иисус Христос часто говорил о воскресении, и причина этого. – 3. Частое напоминание о воскресении побуждает избегать зла и делать добро. – Воскресение и суд разрушают рок. – Ничто не совершается по необходимости или случайно. – Несомненность воскресения и суда: людей без веры постигнет то же, что и неверующих во времена потопа и Лота. – Кончина мира внезапно постигнет людей. – Доказательства несомненности воскресения и Страшного Суда. БЕСЕДА 46 на Иоан.6:41–42. 1 . Бог привлекает к себе людей, не подавляя их свободы воли. – Опровержение манихеев по этому предмету. – 2. Различие между манной и истинным хлебом жизни. – 3 и 4. Величие и преизбыточность любви Иисуса Христа в божественной Евхаристии. – Сущность и значение Евхаристии для нашего спасения. – Те, кто недостойно причащаются тела и крови Господней, будут наказаны как распинавшие Его. БЕСЕДА 47 на Иоан.6:53–54. 1 . Продолжение рассуждения о значении Св. Евхаристии. – 2. Ученики находят жестоким слово Учителя. – 3. Укоры и порицания нужно делать с простотою. – 4. Предсказание о предательстве Иуды. – Наше спасение, как и наша погибель, зависят от нашей свободы воли. – 5. Пример Иуды должен служить предостережением для тех, кто занимает высшее положение. – Алчность, бывшая причиной предательства Иуды, может служить причиной погибели и для каждого из нас. – Презирать бедных значит предавать Иисуса Христа. – Бесполезность богатств и злоупотребление ими. – Нужно презирать всем временным и искать только вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

6) Более подробное изложение учения о таинстве Миропомазания находим у Св. Отцов первых веков христианства: Св. Кирилл Иерусалимский учит в своем обращении к новопросвещенным: «вам, когда вы вышли из купели священных вод, дано миропомазание... Смотри, не подумай, что сие есть миро простое. Ибо как хлеб евхаристии, по призывании Святого Духа, есть уже хлеб не простой, но Тело Христово: так и св. миро сие, по призывании, не простое уже, или, как бы сказал иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным. Им знаменательно помазуется чело и другие орудия чувств. И тогда, как тело помазуется видимым миром, душа освящается Святым Животворящим Духом...» Св. Ефрем Сирин , в своем обращении к верующему, говорит: «печатию Св. Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатию помазания запечатлены все члены твои». Св. Иоанн Златоуст и Феодорит возводят миропомазание к Апостольскому времени, объясняя слова ап. Павла: «помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас»: ( 2Кор. 1:21–23 ), в смысле внешнего помазания и применительно к таинству миропомазания (Опыт Прав. Догм. Богосл. Еп. Сильверста, т. 4-й стр. 444–446). 7) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами при беседе о св. Миропомазании: Иоан. 7:38–39 ; Деян. 2:2–3; 8:5–17 ; 1Иоан. 2:20–27 ; Деян. 2:1718 ; 1Кор. 1:7 . XXVIII. О таинстве св. Причащения «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Иоан. 6:27 ). 1) В этих словах ясное и определенное обещание Господа И. Христа дать христианам небесную пищу: Плоть и Кровь Свою. Под тленной пищей разумеется обыкновенная пища, утоляющая телесный голод, о которой апост. говорит: «пища не приближает нас к Богу» 1Кор. 8:8 . Но, кроме обыденной пищи, Господь дал нам истинную пищу и питие, чрез которые подается вечная жизнь: Иоан. 6:55–56 . Эту нетленную пищу, т. е. св. Причастие, мы должны всегда принимать, как величайшую святыню: Иоан. 6:53–54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Что же касается до самих верных: то, по правилу Церкви, не только одних взрослых, но «и малых младенцев веры ради тех, кои приносят их, подобает сподобляти святых таин, в освящение душ и телес их, и в восприятие благодати Господни». И это правило, доныне соблюдаемое православною Церковию, и отвергаемое римскою, — а) издревле было соблюдаемо во всей Церкви кафолической, по свидетельству книги апостольских Постановлений, и учителей Церкви: Дионисия Ареопагита, Киприана, Августина, папы Иннокентия И-го, Василия киликийского, Евагрия и других; б) было соблюдаемо в самой Церкви римской не только в девятом, но и в двенадцатом веке.    3. Впрочем, призывая всех верных чад своих к трапезе Христовой, св. Церковь не иначе допускает их к святейшему таинству, как после предварительного их приготовления, последуя заповеди Апостола: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня (1 Кор. 11:28. 29). Приготовление это состоит в искреннем испытании верующими и очищении своей совести от грехов посредством таинства покаяния, и вместе — в посте и молитвах, сообразно чинопоследованиям Церкви. § 218. Необходимость причащения Евхаристии, и именно под обоими видами, и плоды таинства    I. Причащаться телу и крови Господней есть существенная и необходимая обязанность каждого Христианина. Это видно:    1) Из слов Спасителя, которые изрек Он еще при обетовании о таинстве Евхаристии: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови его, живота не имате в себе. Ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный (Иоан. 6:53. 54). Т. е. как для того, чтобы вступить в царство благодати Христовой, необходимо человеку возродиться водою и Духом в таинстве Крещения (Иоан. 3:5): так точно для укрепления и возрастания в благодатной жизни, за которою должен последовать живот вечный. необходимо Христианину питаться животворною пищею в таинстве Евхаристии. И хотя каждый, будет ли младенец, или взрослый, возродившийся водою и Духом, но не успевший, за скорою и внезапною кончиною, причаститься телу и крови Господней, может, по чистоте своей и невинности, удостоиться царства небесного (Матф. 11:14), — однакож тот, кто, после крещения своего, остается в живых между членами земной Церкви Христовой, и по нерадению ли, или упорству, пренебрегает питаться сею спасительною пищею, без сомнения, не наследует живота вечного (Иоан. 6:53).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Иоан. 6:44 ). Значит, без помощи Его (Бога) святой не может ничего благого сотворить, а понеже помощь Его всегда готова, потому и требуется от нас произволение и тщание о благом» (стр. 53). 45. «Кийждо свое дарование имать ( 1Кор. 7:7 ) от Бога, то есть, иной много, а другой мало, не потому что акибы Бог так изволил; но поскольку кто потрудился, потолику и дарование получил. Если другой столько же тщания и труда приложит, равно по труду и воздаяние получит» (стр. 53). 46. «Сказано в Евангелии, что о всяком праздном слове воздадят Богу ответ в день судный ( Мф. 12:36 ). И еще: всяко слово гнилое, то есть, праздное, да не исходит из уст ваших, и не оскорбляйте Духа Святого Божия, Ниже знаменастеся ( Ефес. 4:29–30 ). Потому и оскорбляется Дух Святой и отходит от человека, что он говорит праздные и кощунные слова, а когда Дух Святой оскорбляется и отходит, тогда приходит к тому человеку дух лестный, который, увидев его праздного (лишенного) благодати Божией, идет в человека и ведет его, по своему желанию, в гибельные страсти» (стр. 53). 47. «Имущему дано будет и преизбудет, от неимущаго же, и еже мнится имети, взято будет» ( Лук. 8:18 ). Значит благодать Божию, данную при крещении; если человек житием своим развращенным потеряет, то и еже мнится имети, взято будет, то есть, данную благодать при крещении; а который человек житием своим тщится и трудится данную благодать усугубить, то ему дано будет и преизбудет, по житию его богоугодному» (стр. 53–54). 48. «Аминь глаголю вам: не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя; мний же во царствии небесном болий его есть!» ( Мф. 11:11 ). Кто сей мний во царствии небесном, болий его (Иоанна) есть? Конечно, Сам Христос, поскольку народ считал Его меньше Крестителя, затем и сказал о Себе: мний же во царствии небесном болий его есть» (стр. 54). 49. «Кто поступает в монастырь с намерением все претерпеть ради Бога, тот созидает на камени храмину, и аще искушение постигнет на него, аки ветр на храмину, поколебать ее не может, понеже на камени основана, то есть на твердом намерении; а кто идет в монастырь не с таким рассуждением, а думает, сколько и как ни поживется, не на век пришел, и выйти могу, тот созидает храмину на песке, и аще хотя малое искушение постигнет его, аки ветр, тогда же не только поколеблет, но и из монастыря изженет, понеже на песке основана (храмина жизни), то есть не на твердом намерении» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

С ветися убо, светися новый Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе воссия ( Ис. 60:1 ). Красуйся и ликуй, христианине, яко Христос воскресе, и сияние Его восстания озарило разум твой истинным познанием о твоем Спасителе, что Он Христос Сын Бога живого ( Матф. 16:16 ), и Его учении, что несть Его, но Пославшего Его ( Иоан. 7:16 ). Воззвание начальника стражи, окружавшей Христа на Голгофе, ко кресту пригвожденного: воистинну Божий Сын бе Сей ( Матф. 27:54 ), и неоднократно повторяемое мнение Пилата: аз не обретаю в Нем вины ( Иоан. 18:38; 19:4:6 ), – свидетельствуют о Божестве Господа нашего и святости Его учения. И сии свидетельства тем более заслуживают внимание наше, что изречены врагами Распятого. Возрадуемся убо, – что истина, всюду преследуемая врагами своими, ими же наконец дознана, засвидетельствована и утверждена. Возрадуемся радостию великою, что сия истина и нас соделывает истинными, что свет Солнца правды – и освещаемого соделывает светом о Господе. Конечно, всякому желательно просиять как солнце в царствии Божием ( Матф. 13:43 ): но как сего достигнуть? Иисус Христос , порицая худой образ деятельности фарисейской, называет их слепыми, и дает тому следующую причину. Приближаются Мне, говорит Он, людие сии усты своими, и устнами своими чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене ( Матф. 15:8:14 ). Следовательно, прозреть, для хождения по стопам заповедей и оправданий Божиих, а чрез то самое учиниться светом, должно чрез приближение сердца к Иисусу Христу. Во всю зиму освещается дерево солнцем, но не приносит плода; потому что животворная солнечная теплота до него не доходит. Так и для человека, желающего достигнуть меры возраста исполнения Христова, недовольно иметь разум свой просвещенным познанием духовных истин, но необходимо, чтобы и сердце его, в котором скрыты исходища живота ( Притч. 4:23 ), было озарено, согрето и возбуждено к произращению доброго плода спасительными лучами Солнца правды. Ибо в Нем единственно живот наш ( Кол. 3:3 ), а в нас самих только начаток тления и смерти; но сие тленное облечется в свое время в нетление, и мертвенное сие облечется в бессмертие ( 1Кор. 15:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Кто-либо спросит: почему, как Ветхий. так и Новый Завет освящены кровию? Вопрос этот разрешает одним глубокомысленным ответом прошедший надземное пространство и восходивший на небеса апостол Павел. – Он говорит: завет бо в мертвых известен есть, понеже ничесоже может, егда жив есть завещаваяй (Евр. 9, 17). Итак, поелику кровь есть знамение смерти, посему кровию, означающею смерть, освятился или получил начало утверждения, по толкованию Феофилакта, не только Новый Завет, как мы сказали, но и Ветхий. Реченней бо бывшей, говорит тот же Павел, всякой заповеди по закону от Моисеа всем людем, прием кровь покропи, глаголя: сия кровь завета, егоже завеща к нам Бог (Евр. 9, 19. 20; сн. Исх. 24,8). Какую же полезную себе мысль можешь, возлюбленный, извлечь из сего тропаря? Следующую. Если кровь Владыки нашего Иисуса Христа спасительна от греха, то есть очищает человека от греха, то почему ты, брат, не стараешься постоянно причащаться, чтобы получить отпущение простительных грехов твоих? Неужели ты не знаешь, что чем чаще причащаешься этой святой крови, тем чаще причащаешься самой жизни? Ядый Мою, говорит сладкий Иисус, плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный (Иоан. 6, 54). И, наоборот, разве не знаешь, что чем более медлишь и не причащаешься этой животворящей крови, тем более удаляешься от жизни? Аще, говорит Сам Господь, не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе (там же, ст. 53). И если, по свидетельству Иова, орлы жаждут пить так много крови, что не насыщаются пия ее, потому что от крови получают они жизнь и глаза их очищаются, видят дальше, по мнению естествоиспытателей: издалеча очи его (орла) наблюдают: птичищи же его валяются в крови (Иов. 39, 29. 30); если, говорю, орлы так сильно жаждут пить мертвую и тленную кровь, чтобы оживотворяться, то почему ты, брат, не желаешь пить бессмертную и нетленную кровь Господню, чтобы душа твоя оживотворялась, чтобы просветлело сердце твое, чтобы ум твой освящался, чтобы ты получил очищение своих простительных грехов? Ибо кровь Иисуса Христа, говорит возлюбленный Иоанн, очищает нас от всякаго греха (I Иоан. 1, 7). Если желаешь, брат, оправдаться кровию сею, то получишь желаемое по словам Павла: оправдани бывше ныне кровию Его (Христа) (Рим. 5, 9). Если хочешь освятиться кровию Христа, приобретешь и это по его же слову: темже и Иисус, да освятит людей Своею кровию, вне врат пострадати изволил (Евр. 13, 12). Если тебе нужно победить дьявола, победишь тою же кровию, как написано в Апокалипсисе: и тии (святые) победиша его (дракона) кровию Агнчею (Ап. 12, 11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Такое уверение Усова, что церковь Христова сделалась новоблагодатной и новозаветной с момента искупления, несправедливо, потому что искуплением только снята с людей клятва ( Гал. 3:13 ) и они посредством креста примирились с Богом ( Еф. 2:14–16 ); а новоблагодатной и новозаветной церковь сделалась только тогда, когда получила благодать в день сошествия Св. Духа и самым делом вступила в завет с Богом через крещение и принятие крови нового завета 137 . Вот что мы об этом читаем в писании. По воскресении Своём из мёртвых Христос дал такое повеление апостолам: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа» ( Мф. 28:19 ). И ещё: «Иже веру иметь и крестится, спасен будет». ( Мр. 16:16 ). А при установлении таин. причащения Он сказал апостолам, а в лице их и всем верующим: «приимите, ядите: сие есть тело Мое... пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» 138 ( Мф 26:26–28 ). Но чтобы люди не сочли сих повелений для себя не обязательными, т. е. такими, которые можно исполнять и не исполнять, Христос угрожает лишить непокорных вечного живота. «Аминь, аминь глаголю тебе, говорит Он: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие». ( Иоан. 3:5 ). Ещё: «Аминь аминь глаголю вам: аще не спеете плоти Сына человеческаго, не пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Иоан. 6:53–54 ; снес. Евр. 10:29 ). Но не очень-то наши старообрядцы боятся сих угроз, а потому и не причащаются. Хотя Христос дал апостолам повеление учить и крестить, т. е. совершать тайны, ещё до Своего вознесения, но они это повеление начали исполнять только после сошествия Св. Духа, и тоже по повелению Христа, Который им сказал: «седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше» ( Лук. 24:49 ), т. е. пока не получите благодать Св. Духа ( Деян. 1:8 ). И действительно, в тот только день, когда сошёл Св. Дух на апостолов, а не раньше, они начали проповедь о Христе, и когда многие из слушавших уверовали и спросили апостолов: «что сотворим, мужие братие?» то ап. Пётр ответил им: «покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимите дар Св. Духа». ( Деян. 2:37–38 ; снес. 8:12–17; 19:1–7). И это было первое благодатное крещение, совершенное апостолами, так как раньше они крестили без благодати, о чём будет сказано ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010