Их делать и носить повелено было законом, в напоминание заповедей Божиих и в отличие евреев от других народов (Числа 15:37-40). Фарисеи, по тщеславию, и эти кисти делали больше обычных. «Любят же преждевозлегания на вечерях и преждеседания на сонмищах» — в те времена пищу вкушали не сидя, а полулежа на особых длинных и широких подушках, прислонявшихся к столу, имевшему обычно форму буквы П. Главные или почетные места были в середине стола и их-то добивались фарисеи: в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре. «Вы же не нарицайтеся учители»… это значит: «не домогайтесь, чтобы вас величали, как учителей, отцов и наставников, ибо в собственном смысле для всех людей единственный Отец это Бог и единственный Наставник и Учитель Христос. Это запрещение называться «учителями», «отцами» и «наставниками» нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из посланий Апостольских видно, что эти наименования употреблялись самими Апостолами, как, напр. I Иоан. 2:13; Рим. 4:16; I Кор. 4:15; Ефес. 6:4; Фил. 2:22; I Сол. 2:11; I Тим. 5:11; Деян. 13:1; Иак. 3:1; Рим. 2:20; 12:71; I Кор. 12:28; 12:29; I Тим. 2:7; II Тим. 4:3; Евр. 5:12 («учители»); I Кор. 4: 15; Евр. 13: 7; 13: 17; («наставники»). Нельзя допустить, чтобы Апостолы нарушили данную им заповедь Христову, употребляя эти наименования. Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим Апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой, а кто желает быть большим, должен быть всем слугой. Не следует воздавать человеку чести, подобающей единому Богу, и чтить учителей и наставников самих по себе чрезмерно, как если бы эти учителя и наставники говорили свое слово, а не слово Божие. «Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко затворяете царствие небесное пред человеки…» за то, что сами не уверовали в Мессию-Христа и других отвратили от этой спасительной веры. «Снедаете домы вдовиц…» обманываете вдов своей показной набожностью и расхищаете их имущество.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

35. Как достигнуть такого состояния? — Когда все помыслы человека составляют одно целое по Богу; тогда и плоть сия последует помыслу по Богу, — и является радость Духа в сердце, питая душу и утучняя тело, и укрепляя их обоих. Такой человек уже не ослабевает и не унывает; ибо Иисус отселе бывает Ходатаем о нем, и поставляет его близ преддверия там, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание (Ис. 51, 11), — и исполняется на нем слово Писания: идеже сокровище ваше, ту и сердце ваше (Мф. 6, 21). Приводит же человека в такую меру смирение. 36. Как различить немощь тела (по причине воздержания) естественную от наводимой демоном, и сколько следует вкушать пищи? — О немощи скажу: если тело, принимая пищу повседневную (с обычною мерою воздержания), разслабевает, — это от демонов; в противном случае (при увлечении меры воздержания), это — немощь естественная. Обычная же мера воздержания есть вставать из–за трапезы немного несытым, как определили старцы новоначальным. — Когда потом утвердится человек в сей, и большей сего мере воздержания, тогда не может укрыться от него, как уже обученнаго навыком, сколько следует ему есть. 37. «Помолись о мне; очень скорблю». — Совершенно умирающие миру терпением и скорбями приходят в меру возраста. О, возлюбленный брат! — Господь претерпел крест, — и тебе ли не радоваться в скорбях, терпение которых вводит в Царствие небесное? Что скорбишь — добрый знак. Разве не знаешь, что скорби и искушения умножаются, когда кому Господь готовит милость Свою. И вообще не ищи телеснаго покоя, если не посылает его тебе Господь, ибо мерзок пред Господом покой телесный. И Господь сказал: в мире скорбни будете (Иоан. 16, 33). 38. Какую назначить себе ежедневную пищу? — Если назначишь себе ежедневную пищу в келлии, это введет тебя в попечения и брань. А что посылает Бог, тем и будь доволен. Иже ходит просто, ходит надеяся (Притч. 10, 9). 39. Когда читаю псалмы, должно ли после каждаго псалма произносить: Отче наш? — Один раз прочесть: Отче наш — будет достаточно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Конечно, живая деятельность в мире божественной силы И. Христа не подлежит исследованию и, стало быть, не может допускать в свою пользу никаких положительных доказательств. Наряду с людьми, которые по личному опыту своей жизни могут решительно утверждать о себе, что они могут все преодолеть и все совершить силой укрепляющего их Христа Иисуса (Филип. 4, 13; срав. Рим. 8, 35-37), найдется целое множество людей, которые, напротив, могут решительно засвидетельствовать о себе, что, несмотря на свое крещение во Христа и на участие в таинстве тела и крови Его, они все-таки остаются на самом деле такими же немощными людьми, как и люди, не имеющие никакого отношения ко Христу. А вследствие этого, наряду с людьми, для которых не существует никакого сомнения в истине ясных слов И.Христа: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Иоан. 6, 56), в действительности находится немало людей, для которых эти слова, как необычайно странные, представляются понятными только в переносном смысле. В пользу такого понимания может отчасти говорить и явное противоречие между чувственным восприятием хлеба и вина и мыслью о теле и крови И.Христа, и может отчасти говорить кажущееся несоответствие между таинством преложения евхаристических видов и действительным ростом человеческой природы И.Христа в исторический период Его земного существования. Но противоречие между восприятием таинства и мыслью о сущности его в данном случае ничуть не выше тех противоречий, в которых естественно вращается человек, всегда и все воспринимающий не так, как оно действительно есть, а лишь так, как по субъективным условиям чувственного восприятия оно необходимо представляется ему. Несоответствие же между таинственным преложением евхаристических видов и живым образованием подлинных тела и крови И.Христа, т.е. тех именно тела и крови, в которых Он действительно жил на земле и с которыми вознесся на небо, это несоответствие – только кажущееся. Ведь на самом деле не куча питательных материалов в свое время создала Христа, как и нас теперь создает, как и вообще создает все, что живет на земле, а каждое живое существо своей собственной внутренней энергией претворяет разные питательные материалы в собственное живое тело свое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

11:2—3); вв) Дух приемлется от Сына верующими, потому что Сын есть наш Искупитель и Ходатай, примиривший нас с Богом (Еф. 2:14—16) и своими заслугами приобретший право подавать нам от Божественной силы Его… все потребное для жизни и благочестия (2 Петр. 1:3; срав. Иоан. 7:37), изливать в сердца наши благодать Духа (Тит. 3:6), которая потому и называется благодатью Христовой (Рим. 16:20); гг) если иногда говорится у Отцов, что Дух есть образ Сына, отсюда еще не следует заключать, будто Дух от Сына происходит, ибо многое, рождающееся или происходящее от другого, не бывает образом того, от чего происходит (как плод, рождающийся от древа), и можно быть образом другого вследствие единства только природы, а не вследствие происхождения (как встречаются иногда два человека, совершенно похожие друг на друга, хотя и не состоящие в родстве). Сын есть образ Бога невидимого, как единосущный Ему и как явивший и являющий Его в Себе и через Себя тварям равенством могущества, власти и прочих Божеских свойств (Кол. 1:15; Евр. 1:1—3); равно и Дух может быть назван образом Сына по единосущию с Ним н потому, что открывает Сына, как Сын Отца, своей премудростью, святостью и прочими действиями в мире. С другой стороны, Духу приличествует такое название и в соответствие тому, что Он соделывает нас — верующих быть подобными образу Сына Своего (Рим. 8:29). 4) Есть, наконец, свидетельства (не станем скрывать этого), которые и правильно приводятся из писаний учителей Церкви, и действительно прямо выражают мысль, что Дух Святой от Отца и Сына исходит (procedit). Но - Во-первых : у кого встречаются эти свидетельства? а) Из Отцов и древних учителей Церкви восточной решительно ни у кого: ни один из них не выразился ясно, что Дух Святой исходит от Отца и Сына в смысле вечного исхождения. А приводимые из писаний их выражения, непрямые и неточные, вовсе не имеют этой мысли. б) Из Отцов и учителей церкви западной также ни у кого до пятого века, или до блаж. Августина, как с силой свидетельствует об этом и сам он в следующих словах: «О Духе Святом доселе еще ученые и великие исследователи Божественных писаний не рассуждали с такой обстоятельностью и тщанием, чтобы можно было легко уразуметь Его личное свойство, по которому мы называем Его не Сыном и не Отцом, но именно Святым Духом...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

78 Perrone. I, 1440. Ср. Trident. pag.37: «Добре подвизавшимся до конца и надеявшимся на Бога предложена будет вечная жизнь и в качестве благодати, милостиво обещанной сынам Божиим во Христе Иисусе, и в качестве награды, которая, по обетованию самого Бога, будет воздана их добрым делам и заслугамъ“. 82 Ibid. 966: «Наше дело имеет значение заслуги потому, что оно происходит из свободного произволения, поскольку мы делаем что-нибудь произвольно; и с этой стороны есть заслуга по соответствию (meritum congrui), потому что это соответствие, что между тем как человек пользуется во благо своей добродетелью, Бог в превосходной степени действует сообразно со своей превысшей добродетелью“. 83 Apol. II (19). Hase 63: «А что (католики) изобретают различие между заслугой congrui и заслугой condigno, то это они только обманываютъ, не videantur aperte πελαγινιζειυ. Ибо, если Бог с необходимостью даёт благодать за заслугу congrui, то это уже не заслуга congrui, но заслуга condigni. Как будто бы они не видят, что говорят. После того дарования (habitus) любви, придумывают они, человек заслуживаете de condigno. И однако они заставляют сомневаться, есть ли это дарование в наличности. Как же, после этого, они знают, заслуживают ли они de congruo, или de condigno? 84 Thoma Aquin. II, 963: «Если мы говорим об opere meritorio, как о происходящем от благодати Св. Духа, то и заслужение вечной жизни совершается ex condigno, потому что достоинство заслуги (valor meriti) определяется по добродетели Св. Духа, подвигающаго насъ къ вечной жизии (об этом Иоан. 4,14 : Сделается в немъ источникомъ воды, текущей в вечную жизнь); цена же дела (pretium operis) определяется по достоинству благодати, силою которой человек, сделавшис причастником Божественной природы, усыновляется Богу, такъ что ему, какъ сыну Божию, по самому закону усыновления, следует владеть наследством». 87 Мы не утрируем католическое учение, представляя душевную жизнь человека в вид такого материального, физического явления. Механизм и чувственность – отличительные черты католического умопредставления. 89 Catechismus ad parochos. Viennae. 1827. pag. 456: «(Homines)–adiutores et administri Dei gratiae». 95 См. объ этомъ въ Sehenkel. «D. Wesend. Protestantismus“, напр., Abschn. I, Сар. I. Ss. 32–62. 102 Chr istianae Orthodoxae Theologiae in Academia Kiewiensis adornatae et propositae Vol. I–III. Lipsiae 1782. 105 См. буквальное повторение этих слов у Бретшнейдера (наш, текстъ к 7-му примечанию на стр. 14-й) и в Cathechismus Palatinus. Pars II, art. IX (в нашем примечании 2-м на стр. 15-й.) Читать далее Источник: Архим. Сергий (Страгородский). Разбор инославных учений об оправдании./Богословский вестник. 1895. Т. 2. 4. 1-26 с., 6. 346-364 с., Т. 3. 8. 141-156 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

" Поемше Иисуса и ведоша и, нося крест свой, изыде в глаголемое Лобное место» (Иоан. зачало 6, Глава 19, стих 17. Матф. зач. 112., гл. 27, ст. 32. Марк. зач. 67, гл. 15, ст. 21). 31. Как в старопечатном Октоихе высказывается мысль, что крест Христов, сделан был из трех дерев? «На кипарисе, и кедре, и певге взошел еси, Агнче Божий» (Октоих, Глас третий, среда). 32. Как в старопечатной богослужебной книге высказывается мысль, что крест Христов сделан был из одного дерева? «О треблаженное древо, на немже распяся Христос» (На Воздвижение креста ирмос). 33. Как в Соборнике высказывается мысль, что крест Христов сделан был из одного дерева, из дуба? «О дубе блаженный, егоже царие чтут, властели же и вельможи любят, мужие и жены и все естество, и тварь человеческая стража имать; его же ужасаются беси и диавол трепещет; его же ангели хвалят, небеса благословят и церкви поют на нем распеншагося Господа Иисуса Христа» (Соборник лист. 495). 34. В православной церкви почитается ли крест восьмиконечный? В православной церкви, с одинаковым благоговением, и перед четвероконечным и перед восьмиконечным крестом поют: «кресту Твоему покланяемся, Владыко». 2. О молитвенном, троеперстном сложении руки для крестного знамения 35. Что написано в Соловецкой Челобитной о троеперстном сложении руки для крестного знамения? «В новых книгах напечатано по Дамаскинову преданию: велено нам креститься щепотью, треми персты» (Соловец. челоб. лист. 76). 36. Какое сложение руки для крестного знамения названо в Соловецкой Челобитной щепотью? Щепотью названо в Соловецкой Челобитной троеперстное сложение руки, в котором большой палец соединяется с указательным и великосредним, а безымянный и мизинец пригибаются к ладони. 37. Из чего видно, что щепоть нисколько неукоризненна? Щепотью, то есть первыми тремя перстами, пророки, апостолы и евангелисты держали трости для начертания богодухновенных писаний своих. Щепотью, то есть первыми тремя перстами, священник берет стопку для помазания елеем при крещении и часть Святых даров при совершении Божественной литургии. «Егда влиеши елей в купель, … возьми масла стопкою треми персты и помажи отроча» (При Иноч. потребн. номоканон. Правило 199). «Иерей, прием горнюю часть треми персты обеих рук, творит с нею крест вверху святаго потиря» (Служебн. 1635 г. лист 134 на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Пороки, которых в важнейшем и священнейшем деле исповеди не все священники избегают суть следующие: а) душевная холодность и небрежность, б) суетность, в) страх человеческий, г) пристрастие, д) корыстолюбие, е) безрассудство и неблагоразумие, ж) самомнение и самохваление, з) слабость и строгость, и) упадок духа. а) Холодность душевная Холодность души ко спасению кающихся происходит от различных причин: от неумеренного занятия учеными предметами (что бывает очень редко), от чрезмерной заботы о домашних делах, о земледелии и семействе (что случается с большей частью священников), от светского образа мыслей, от недостатка познания о том, как важно служение духовника, и наконец от лености, любящей покой и отвращающейся труда. Холодность души ко спасению кающихся обнаруживается различным образом: а) если духовник время исповеди считает тяжким и скучным временем и принимает кающихся с неудовольствием, б) если множество кающихся делает его нетерпеливым, в) если он спешит поскорее отпустить кающихся с какими-нибудь холодными словами наставления, г) если свою обязанность поручает исполнять другим, и во время постов удаляется из своего прихода, д) если скорбящих и расстроенных, которые желали бы открыть подробнее свои недуги и свои искушения и тем облегчить сердце, не выслушивает или отпускает с жестокими словами, е) если довольствуясь познаниями, приобретенными в школе, не старается приобресть более основательных и глубоких познаний о Боге и людях, не заботится постигнуть тайны духовной жизни собственным деланием добродетелей. Для избежания сего порока священник должен чаще напоминать себе, как необходимо всем Таинство покаяния и с каким вниманием и усердием он должен совершать его, чтобы оно было на пользу кающихся. К чему послужит, если священник своими проповедями и увещаниями расположит прихожан к обращению и покаянию, но своею невнимательностью и холодностью оттолкнет их и заключит для них дверь милосердия Божия. На таких пастырей Верховный Пастырь душ Иисус Христос справедливо произнесет суд; Он Сам говорит: «Все, еже дает Мне Отец, ко Мне приидет, и грядущего ко Мне не изжену вон: яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Иоан.6:37,38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

слов: «паче же во усретении жены», нет в Греч. кн. приидет. особенно тех, которые невольно.... в Греч, книге 59. познаваемых, испытуемых. в сем желании, но только полезное. благому желанию. желаемаго. образа жизни. начать. в Греч, книге 37. несоблюдший смирения, погубляет воздаяние. смирение. заповедей. заповедей. смирение. в Греч. книге τυις νομις, законным. под видом худаго. под видом. недостатки. с осторожностию. уклоняющийся. без скорбей. пребывать. хранитель. Ангела. Притч. 16, 18 . человеку, который временно побеждается помыслом гордыни. гордость. в Греч, книге 4. потребах, Мат. 6, 33. по мере надобности. в Греч. кн. «по неволе». помощи. в оставление людьми. и лишает их стяжаний. в греховной жизни. скорбных. без испытания. за путь правды. поводом к оправданию его. как либо иначе Богу облагодетельствовать возжелавшаго. как либо иначе Богу облагодетельствовать возжелавшаго. потому что не может сам. Фил. 1, 29 . 1Петр. 3, 14 . пути Божия. т. е. что ты скорби почитаешь чуждыми пути Божия. уразумей же. уклонился. ослабы. впасть. без подвига за истину. чужд. в Греч, книге 36. да не напрасно будет заступление для нас. превосходящая. слов: «меру разума» в Греч. кн. нет. и не в силах будут совершить дела сего. достаточну. так и. Святым. разума. а не как бы случилось. от благодати. для пользы других. в Греч. книге мановение Божественное. молю тебя, Господи Боже мой, не погуби создания твоего! и явилась ему как бы человеческая рука, висящая с неба, которая показывала ему путь.– См. «Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцовъ». и от сего познаются. да не оставят подобающаго. по временам. утешение. утешение. да престанет. принуждает себя к труду. возможность. отличаются. веселится. в измененном виде. жилище. Евр. 11, 37 . Иоан. 16, 33 . в Греч, книге 48. слов, заключенных в скобках неть в Греч. книге. собственнаго познания. им. такой разум. познають те, которые удостоверились. силою Божиею. 2Кор. 12. 7 . которое многократно получал. близкие Богу. от богатства. нет такого, кто бы..

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

По сему месту разуметь должно значение слова: раскаяваюсь. Вопрос 34. Почему Пророк заклал Агага? (1Цар. 15, 33) Потому же почему и Финеес Замврия. Ибо все, повелеваемое Богом, благочестно. Вопрос 35. Почему Пророк убоялся, получив повеление помазать Давида? (1 Цар. 16, 2) Потому что был не только Пророк, но и человек. Если Владыка Пророка, Господь наш Иисус Христос , готовясь приять спасительное страдание, человеческое естество доказал боязнию; кто будет столько свободен от немощей, чтобы упрекать убоявшагося Пророка? Вопрос 36. Иные осмеливаются упрекать Бога, будто бы научившего лжи Пророка; ибо говорит: «юницу от волов возми в руце твои, и речеши, пожрети Господеви иду» ? (1 Цар. 16, 2) Но это – не ложь; потому что Пророк действительно совершил жертвоприношение. Посему сказано ему, чтобы скрыл главное дело, указал же на дело придаточное. Вопрос 37. Почему Пророк не знал избранного Богом? (1 Цар. 16, 6) Потому что был не Бог, а человек. Знать все – свойственно Богу; Пророку же достаточно знать, что открывает ему Бог . С другой стороны неведение Пророка открывало Божие определение. Если бы Пророк прямо обратился к Давиду; то могли бы подозревать, что сделал сие по какому-либо предубеждению. Поскольку же приступил к первому, и ко второму, и к третьему до седмаго; то познали, что отвергнувший первых и избравший последнего есть Бог. Если и по таковом избрании братья дали место ненависти, увидев Давида в полку; то чего не сделали бы, если бы избрание совершилось иным образом? Вопрос 38. Как должно разуметь сказанное: «Давляше Саула дух лукавый от Господа» ? (1 Цар. 16, 14) Когда от Саула отступил Дух Божий, место его занял дух вселукавый. А из сего научаемся взывать с Давидом: «Духа Твоего Святаго не отыми от мене» ( Псал. 50, 13 ). Так, когда Апостольская благодать оставила Иуду, «вниде в он диавол» ( Иоан. 13, 27 ). Вопрос 39. Почему, когда Давид играл, лукавый дух оставался в бездействии (1 Цар. 16, 23). Поскольку Давид приял благодать Божия Духа; то, когда действовал Дух сей чрез Давида, дух лукавый оставался в бездействии. Вопрос 40. Что значит сказанное: Ерсува их возмешь? 5

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Апостол Иоанн Богослов Доказательством авторства Апокалипсиса ап. Иоанна Богослова служит сходство этой книги с его Евангелием и посланиями не только по духу, но и по слогу, и, особенно, по некоторым характерным выражениям. Так, например, проповедь апостольская называется здесь «свидетельством» (От. 1:2, 9; 20:4; см.: Иоан. 1:7; 3:11; 21:24; 1 Иоан. 5:9-11). Господь Иисус Христос называется «Словом» (От. 19:13; см.: Иоан. 1:1, 14 и 1 Иоан. 1:1) и «Агнцем» (От. 5:6 и 17:14; см.: Иоан. 1:36). Пророческие слова Захарии: «и они воззрят на Него, Которого пронзили» (12:10) и в Евангелии, и в Апокалипсисе приводятся одинаково по греческому переводу «Семидесяти толковников» (От. 1:7 и Иоан. 19:37). Некоторые различия между языком Апокалипсиса и другими книгами апостола Иоанна объясняются как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний святого Апостола. Святой Иоанн, иудей по рождению, хотя и владел греческим языком, но, находясь в заточении вдали от живого разговорного греческого языка, естественно наложил на Апокалипсис печать влияния своего родного языка. Для непредубежденного читателя Апокалипсиса очевидно, что на всем содержании его лежит печать великого духа Апостола любви и созерцания. Все древние и более поздние святоотеческие свидетельства признают автором Апокалипсиса святого Иоанна Богослова. Его ученик святой Папий Иеропольский называет писателем Апокалипсиса «старца Иоанна,» как называет себя и сам апостол в своих посланиях (2 Иоан. 1:1 и 3 Иоан. 1:1). Важно также свидетельство святого Иустина Мученика, жившего в Ефесе еще до своего обращения в христианство, где до него долго жил апостол Иоанн. Многие святые отцы 2-го и 3-го веков приводят места из Апокалипсиса, как из боговдохновенной книги, принадлежащей перу святого Иоанна Богослова. Один из них был святой Ипполит, папа Римский, написавший апологию на Апокалипсис, ученик Иринея Лионского. Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген также признают святого апостола Иоанна автором Апокалипсиса. Равным образом убеждены в этом и более поздние отцы Церкви: преподобный Ефрем Сирин, Епифаний, Василий Великий, Иларий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Дидим, Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин и Блаженный Иероним. 33-е правило карфагенского Собора, приписывая Апокалипсис святому Иоанну Богослову, ставит его в ряд других канонических книг Священного Писания. Особенно ценно свидетельство святого Иринея Лионского относительно авторской принадлежности Апокалипсиса святому Иоанну Богослову, так как святой Ириней был учеником святого Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был учеником святого Иоанна Богослова, возглавляя под его апостольским руководством Смирнскую церковь. Когда, где и для чего был написан Апокалипсис

http://pravmir.ru/apokalipsis-3/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010