Другие Апостолы часто напоминали Христианам об этом втором пришествии Господа, то для утверждения их в вере и благочестии ( 1Иоан. 2, 28 ; Тит. 2, 12. 13 ), то для удержания их от осуждения ближних ( 1Кор. 4, 5 ), то для возбуждения верующих к бодрствованию и постоянной готовности ( 1Сол. 5, 2–6 ), то для утешения их в скорбях ( 1Петр. 4, 13 ). 2) Образ второго пришествия своего изобразил Господь следующими чертами: а) Оно будет быстрое и внезапное. Якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого ( Матф. 24, 27 ; снес. Лук. 17, 24 ). Якоже бысть во дни, Ноевы, тако будет и пришествие Сына человеческого (- 37). б) Прежде всего, как бы предтечею небесного Судии, явится на небеси Его крест: и тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная (- 30) 1955 . в) Вслед за тем увидят земнородные самого Судию, грядущего на облацех небесных, окруженного бесчисленными сонмами Ангелов: и узрят Сына человеческаго, грядущаго на облацех небесных с силою и славою многою (- 30), со ангелы святыми ( Марк. 8, 38 ). 3) По характеру и цели своей, второе пришествие Господа на землю будет совершенно отлично от первого. Тогда Он приходил в уничижении, смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Фил. 2, 3 ); Его преследовали, подвергали бесчисленным оскорблениям и поруганиям, распяли, как злодея. Теперь Он приидет во славе своей и вси святии ангели с ним, и сядет на престоле славы своея ( Матф. 25, 31 ); теперь все земнородные ясно увидят, как Бог его превознесе и дарова ему имя, еже паче всякого имене ( Фил. 2, 9 ), и поклонится ему всяко колено небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповест, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (- 10. 11). Тогда Он приходил, не да послужат ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих ( Матф. 20, 28 ), не да судит мирови, но да спасется им мир ( Иоан. 12, 47 ). Теперь приидет – судити вселенней в правде ( Деян. 17, 31 ) и потребовать отчета от всех земнородных, как воспользовались они Его заслугами, как усвоили себе спасение, купленное Его кровию, и воздать комуждо по деянием его ( Матф. 16, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Акростих в службе преподобному Герману Аляскинскому (†1837; память 13 дек.), составленной болгарским иерархом-гимнографом, читается так: Германа, России и Америки похвалу, пою П[арфений] 34 . Сложно-комбинированный акростих содержится в службе Новгородскому святителю Феоктисту (†1310; память 23 дек.). Первые буквы тропарей 1–6-й песней образуют начало акростиха, первые слова следующих двух песен продолжают акростих, а девятая песнь дает имя автора-гимнографа: песнь:]ое песнь:]ени… песнь:] С молитвою прилежною Феоктисту песнь:] святителю приношу Многогрешный песнь:] Бори(с) 35 . Почти безупречно выдержан алфавитный акростих в январской службе Митрополиту Филиппу (†1569; память 9 янв.) 36 . Во втором из трех канонов службы святителю Савве Сербскому (†1235; память 14 янв.) читается акростих: Саву похвалити разума Боже мо… даруй ми 37 . В службе святителю Максиму Новому (†1516; память 18 янв.) акростих Восхвалим святителя, хоругву Церкве сохранился с незначительными погрешностями 38 . В службе знаменитому последнему Патриарху средневековой Бол­гарии, святителю Евфимию Тырновскому († после 1393; память 20 янв.), акростих Сеющии слезами радостию пожнут. Девий 39 (Пс 125:5). Под 20 января в Минее содержится канон преподобному Евфимию Архангелогородскму (XVI в.; память 20 янв.). Все тропари канона с богородичнами дают почти полный азбучный акростих, 9-я песнь дает роспись автора Иоан. Открытие мощей святого было в 1643 году. Канон ему, как сообщается в прилагаемой агиографической справке, был написан в XIX веке 40 . Хотя в надписании перед каноном службы святителю Новгородскому Моисею (†1362; память 25 янв.) акростих не указан, однако канон содержит довольно хорошо выдержанный с незначительными изменениями алфавитный акростих 41 . В 1796 году было открытие мощей преподобного Феодосия Тотемского (†1568; память 28 янв.). Второй канон святому имеет надписание: Ин канон, в немже о чудесех преподобного 42 , а также содержит азбучный акростих с небольшими искажениями. Служба святителю Николаю Японскому (†1912; память 3 февр.) предваряется указанием общего акростиха: Христу, Свету и Истине, послужив, Японию просветив, явился равен Апостолом, Николае 43 . Его образуют все составные части всей службы: стихиры, седальны, канон и светилен. Во второй службе акростих указан традиционно перед каноном: Японие, спасайся Православием. Парфений 44 . В агиографической справке в конце этих двух служб имеется указание о гимнографах: “Первая служба святителю Николаю составлена митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (†5 сентября 1978); вторая — епископом Левкийским Парфением (София, 1972)” 45 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Все, удивляясь такой тонкой хитрости и незаконному посвящению, воспламенились гневом и стали кричать на прибывших епископов, всячески стараясь помешать им в этом совершенно незаконном деле. С позором удаленные из церкви, они отправились в дом одного флейтиста и там окончили неправильное посвящение, а затем провозгласили Максима константинопольским патриархом при содействии помощников, как из духовных, так и из мирских лиц. Одни из них за согрешения были отлучены от Церкви, другие наняты за плату, а иные обольщены обещаниями даров и почестей; все такие были приверженцами Максима и поддерживали его. Большинство же, притом почетнейшие граждане, воспламенились гневом и порицали Максима резкими укоризнами и упреками; они выражали неудовольствие и самому святому Григорию Богослову за то, что он принял такого человека в сожители себе и удостоил его своей дружбы. Святой отвечал им: — Не гневайтесь на меня, мужи, за то, что я благодетельствовал этому человеку, не предвидя его злобы. Разве мы повинны в том, что не можем предвидеть чьей-либо злобы? Только одному Богу свойственно знать тайну внутренней жизни человека. Притом, не самым ли законом повелено нам — отечески и с любовью отверзать свое лоно всякому приходящему к нам: «приходящего ко Мне», — говорит Спаситель, «не изгоню вон» (Иоан.6:37). Для меня было важно уже и то, что Максим от еллинского заблуждения пришел ко святому крещению и, вместо служения Геркулесу [ 33 ], стал служить Святой Троице. Притом, он казался добродетельным, хотя и лицемерно, — но лицемерие его и злоба только теперь явно обнаружились. Нам не дано исследовать такие дела; мы не проникаем в человеческие помышления, не знаем и будущего, разве только когда Бог откроет нам его. Мы смотрим только на лицо, а сердце видит Бог. Этими словами народ был успокоен и затем стал относиться еще с большею любовью к святому Григорию Богослову. Максим же отправился вместе с собором египетских епископов, поставлявших его в архиереи, к благочестивому царю Феодосию Великому [ 34 ], находившемуся тогда с войсками в Фессалонике [ 35 ] и просил об утверждении его прав на Цареградский престол. Он, отверженный человек, не мог получить утверждения на основании церковных уставов, а потому и хотел получить власть управления в церкви по царскому повелению, имея в виду скорее мучительствовать, чем святительствовать. Благочестивый царь сильно разгневался и с угрозами прогнал от себя Максима и прибывших с ним епископов. Тогда все они отправились в Александрию, и там Максим начал строить подобные же козни. Подкупив значительною суммою денег клириков александрийской церкви, Максим дерзко и бесстыдно обратился к патриарху Петру: «или цареградский престол мне исходатайствуй, или я от твоего не отступлю». Пользуясь коварными средствами, он копал ров для патриарха и непременно осуществил бы свое злобное намерение, если бы об этом не узнал скоро начальник города. Опасаясь, чтобы в народе не вспыхнуло волнение, он с позором изгнал Максима из Александрии.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Иер. 4:20 ), как говорит пророк Иеремия; и о Духе Святом, как сказано: «Утешитель же Дух Святый» ( Иоан. 14:24 ). Но благочестно должно соблюдать в уме порядок учения веры и отвергать заблуждение Савеллиево. Возвратимся теперь словом к тому, что нужнее, и что полезнее для вас. 35. Смотри, не приходи к крещающим, как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины. Наше дело – засвидетельствовать, а твое – быть осторожным. Если стоишь в вере – ты блажен. А если впал в неверие,– с сего же дня отринь неверие и удостоверься. Во время крещения, когда приходишь к епископам, или к пресвитерам, или к диаконам (благодать повсюду: и в селах, и в городах, и в простых, и в ученых, и в рабах, и в свободных, потому что благодать Божия не от людей, но Божие чрез людей даяние), приходи к крещающему, но приходи, не обращая внимания на лице видимого тобою человека, напротив того, содержи в памяти сего Святого Духа, о котором теперь слово. Ибо Он готов запечатлеть душу твою и дает печать, которой трепещут демоны, печать небесную и божественную, как и написано: «И уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф. 1:13 ). 36. Но Он испытывает душу, «не бросает жемчуга пред свиньями» ( Мф. 7:6 ). Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое. На великое приходишь испытание, чтобы в этот единый час быть вчисленным в славное воинство. Если погубишь час сей, то зло неисправимо. Если же сподобишься благодати – просветится душа твоя, приимешь силу, какой не имел, приимешь оружия страшные для демонов. И если не бросишь оружия, но сохранишь на душе печать, то демон не приступит, потому что боится и, конечно, «Духом Божиим изгоняются бесы» ( Мф. 12:28 ). 37. Если уверуешь, не только приимешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека. Но я желал бы тебе быть достойным и пророческого дарования. Ибо приемлешь столько благодати, сколько ты вмещаешь, а не сколько я сказываю. Можно мне сказать мало, а тебе принять больше, потому что вера – обширная купля. Утешитель всегда пребудет твоим хранителем, как о своем воине попечется о тебе, наблюдая вхождения твои и исхождения твои и злоумышляющих. И даст тебе всякие даяния дарований, если не оскорбишь Его грехами; ибо написано: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф. 4:30 ). Посему, что значит, возлюбленные, соблюсти благодать? Будьте готовы к принятию благодати и, приняв, не отметайтеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Иисус Христос, как Богочеловек, взял на Себя все бремя грехов человечества и вытерпел во время Своих страданий то, что пред Правосудием Божиим должно было вытерпеть человечество. Страдания и смерть Богочеловека искупили людей от греха, проклятия и смерти и оправдали их пред Богом. Кроме того, чрез страдания Иисуса Христа получили исцеление и восстановление силы человеческие, которые были в течение долгого времени ослабляемы грехами, вследствие же искупительных Его страданий люди получили от Бога возможность бороться с грехом и жить праведно ( 1Nemp. II, 24 ; Кол. 1, 20 ; Uoah. X, II ; Puмл. VIII, 32 ; Eфec. II, 4–6; 1 Иоан, IV, 9–10). Словами: той язвен бысть за грехи наша пророк указывает на телесные страдания Спасителя: пригвождение ко кресту и висение на нем до наступления смерти, пронзение копьем и т.п. Слова же: мучен бысть за беззакония наша указывают на тяжкие душевные муки Божественного Страдальца, пережитые Им в саду Гефсиманском и особенно во время самых крестных страданий (Мф. XXVI, 37–38; XXVII, 46). 6 ст. Изображается всеобщность греховной порчи в человечестве и нравственного упадка. Чтобы вывести людей из такого ужасного состояния греховной жизни и спасти от вечной гибели, Бог Отец отдал Своего единородного Сына на страдания, возложив на Него все грехи людей подобно тому, как первосвященник в день очищения возлагал грехи народа еврейского на голову козла отпущения ( Лeb. XVI, 21–22 ; 2Kop. V, 21 ; 1Nemp. II, 25 , Uoah. III, 16 ; Мф. XXVII, 26). 7–8 ст. Пророк предсказывает, с какою кротостью и терпением Иисус Христос будет переносить Свои вольные страдания. Но время своего крайнего истощания Страдалец будет безмолвен к действиям жестоких мучителей и не будет жаловаться на тяжесть Своих страданий. Такое безропотное состояние Страдальца будет вполне соответствовать Его добровольному преданию Себя на смерть, как и вообще посвящение себя на подвиг служения роду человеческому. Его жертва послушания за людей в страданиях и смерти достигнет высшего своего совершенства и приобретет силу искупительного, спасительного значения для всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

118, 131). Посему, так как уста, привлекающия питие из источника, надлежит приложить к воде, а источник есть Господь, изрекший: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Иоан. 7, 37); то посему душе жаждущей желательно уста свои приблизить к устам, источающим жизнь, и невеста говорит: да лобжет мя от лобзаний уст Своих. И Тому, Кто всем источаеть жизнь, и всем хощеть спастися, не угодно кого–либо из спасаемых лишить сего лобзания, потому что лобзание это есть очистительное средство от всякой скверны. Посему–то, кажется мне, Господь с укоризною произносить прокаженному Симону такия слова: лобзания Ми не дал еси (Лук. 7, 44). Чистым стал бы он от недуга, привлекши чистоту устами. Но Симон справедливо не был возлюблен, оплотянев по болезни, по собственному вожделению оставаясь неистощимым в недуге. А душа, достигшая чистоты, так как не омрачает ея никакая плотская проказа, видит сокровище благ; имя же этому сокровищу — сердце. И Пророк молится, чтобы создано было в нем сердце чисто (Псал. 50, 12), из котораго подается сосцам Божественное млеко, служащее питанием душе, привлекающей благодать по мере веры (Рим. 12, 6). Почему говорит она: блага сосца Твоя паче вина (Песн. 1, 1), — сосцами по местному положению означая сердце. Конечно же не погрешит, кто под сердцем будет разуметь сокровенную и неизреченную силу Божества; да и под сосцами справедливо может иный подразумевать благия за нас действования Божественной силы, какими Бог поддерживает жизнь каждаго, снабжая приличною каждому из приемлющих пищею. Но из любомудрия сей книги дознаем мимоходом и другое некоторое учение, а именно, что есть в нас двоякое некое чувство, одно телесное, другое Божественное, как где–то в притчах говорит Слово: найдешь Божественное чувство, — потому что есть некая соразмерность душевных движений и действий с чувствилищами тела, и сие дознаем из настоящих словес Духа. Вино и молоко различаются вкусом, но когда они духовны, тогда духовна, без сомнения, и восприемлющая их душевная сила. А лобзание совершается чувством осязания; потому что при лобзании уста между собою прикасаются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Так типически воплощалось новозаветное семя спасения и семя погибели сперва в отдельных лицах, пока потом не воплотилось в целом народе израильском, как Израиль по плоти и Израиль по духу ( Рим. 9:6  сн. с ст. 27:29; 11:2–4, срав. 5), хотя он и весь одинаково по плотскому происхождению был семя Авраамово ( Иоан. 8:33,37 ), Исааково и Израилево, т. е. Иаковлево, – иначе – Израильтяне ( Рим. 9:4  сн. 6; 11:1 и др.). Таков закон постепенности в развитии типа. Но с одной стороны, и среди этого целого народа по временам, в силу Божественного изволения, являлись также особые лица как бы для более резкого, индивидуального, рельефного, так сказать, воплощения в себе идеи того и другого семени, и для более живого напоминания слепой большей частью массе о постоянно присущем бытии в нем этой Божественной идеи, следовательно, для постоянного напоминания ей о том, что она, как и все человечество, потеряла в грехопадении прародителя и теряет в своих грехопадениях и чего она, как и все человечество, должна искать, желать в своем таковом положении: это семени обетования отрасли праведной. Так весь народ израильский в Ветхом Завете воспитываем был Божественным Провидением в одного мужа желаний» ( Деян. 9 ), как «vir desideriorum» (Толюк). И он, как увидим далее, и в целой своей массе и в отдельных представителях своих вольно или невольно для себя подчинялся этому закону Воспитателя ко Христу ( Рим. 10:4 ; сн. Гал. 3:24 ), начиная с самого образования своего в народ именно в Египте до самого исполнения времен, когда кончилось его воспитание с пришествием Христа (сн. Гал. 3:25  с 4:1–4). С другой же стороны и еще ранее времени родоначальники израильского народа – Авраама появлялись не одни лишь отдельные личности, воплощавшие в себе идею семени спасения и семени погибели, а и в целой массе большего или меньшего объема обнаруживалось это воплощение, по крайней мере семени погибели. Так мы видели уже это на состоянии мира перед потопом, как оно представляется в речи Господа о втором Его пришествии. Таково, мы заметили также, было состояние мира и перед рассеянием народов и смешением языков при столпотворении Вавилонском после потопа ( Быт. 11:1–9 ), задумавших было воплотить в себе гордыню дьявола; но они и впали в суд диаволь ( 1Тим. 3:6 ). Подобное же (в меньшем лишь объеме) повторилось и во время жизни родоначальника израильского народа – Авраама. Разумеем историю Содома и Гоморры ( Быт. 18:20–19:29 ). 8. Судьба Содома и Гоморры Толкование Самого Господа и здесь, как в других случаях, служит основоположением апостольского толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Одно и то же лицо, смотря по внутреннему расположению свидетелей его учения и дел было предметом столь разноречивых и даже противоречащих мнений и суждений. Очевидно, что оно делалось предметом столь противоречивых суждений потому, что было необыкновенно по своей власти и делам при встрече с современниками. Необычайность власти в учении и делах и новость учения в проповеди и наставлении служили камнем преткновения и соблазна для современников ( Мк.3:5–9 ; Лук.5:21 ; Ин.8:42–59; 6,41.42; 5,17.18 ). Учитель, видоизменявший понимание закона и пророков, разорявший субботу и предания отцов, отпускавший грехи согрешившим и говоривший, что с пришествием его водворилось царствие Божие на земле ( Лук.17:20.21 ), должен быть или действительным божественным посланником, имевшим право учить всему этому, или посягателем на божеские права, богохульником; лжецом и обманщиком ( Мк.2:7 ; Мф.26:65.27,63 ); средины здесь не могло быть ( Деян.5:34–39 ). Таким образом становятся понятными те разделения и разъединения в мнениях иудейского народа, вследствие которых одни из его среды, при первоначальном выступлении Иисуса Христа на общественное служение, во множестве следовали на Ним, желая слушать Его учение и видеть Его дела ( Мф.4:25 ; Лук.6:17 ; Марк.1:37.45; 2,15;3,20 и др.), а другие старались уличить Его в богохульстве, обвинить в нарушении субботы, в преступлении закона и отеческих преданий ( Мк.2:7.18.24; 3,2; 7,5 и др.). Те, которые по своим особым убеждениям не хотели и не могли признать в Нем божественного посланника, вследствие необычайности Его учения и дел, дабы быть правыми в глазах других, должны были причислить Его или к богохульникам ( Мк.2:7 ; Мф.26:65 ), или к людям, стоявшим в связи с темными силами ( Мф.9:34; 12,24 ; Мк.3:22 ) и находившимся вообще в ненормальном состоянии ( Мк.3:21 ; Ин.8:48–52 ); руководившиеся же непредвзятыми взглядами, видя в Его учении и делах проявление высшей божественной силы ( Мф.9:8.33 ; Иоан.7,46 ), считали Его если не самым Христом, то одним из величайших пророков ( Мф.12:23; 16,14 ; Ин.6:14; 7,40.41 ), и желали быть в числе Его последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

На изгибе, где долина сынов Енномовых соединялась с долиной Кедронской, глаз отдыхал на зелени обширных царских садов. Долина потока Кедронского, 35 или «юдоль плачевная», начинается на севере Иерусалима, где она отделяет площадь города от холма Скопос, и направляется к востоку, у северо-восточного угла города поворачивает к югу и в этом южном своем направлении проходит на всем протяжении восточной стены города, отделяя возвышенную площадь Харама (горы Мориа) от горы Елеонской. По соединении, несколько южнее Силоамского источника, с долиною Енномовой, долина Кедронская верстах в 8-ми от Иерусалима раздваивается: одно русло направляется прямо к югу, другое же поворачивает влево, к юго-востоку, и под именем «вади-эн-Нар» направляется к Мертвому морю. В древнее время, как полагают, по долине протекал постоянный поток («nachal») 36 ; теперь же здесь лишь изредка зимою, день-два, течет ручей. Прежде долина была богата растительностью: сюда собирались богомольцы в праздник кущей, чтобы срезать большие ивовые ветви, которые они несли в торжественном шествии ко храму и полагали их, преклоняясь, на жертвеннике. Теперь же ближе к Иерусалиму в долине встречается растительность – масличные и фиговые деревья, под сенью которых ютятся арабские хижины. Но чем далее к югу, тем долина делается безлюдней и пустынней. На юго-востоке Иерусалима, там, где Тиропеон широким устьем впадал в долину Кедронскую, находится источник Силоам (Иса. 8, 6. Неем. 3,15 ), теперь у арабов Ain-Silwan, представляющий глубокий (до 3-х саж.) четырехугольный бассейн, выложенный внутри камнями, около 8 саж. в длину и 3-х саж. в ширину; он длинным (1757 фут.) каналом, высеченным в скале, соединяется с источником Девы 37 . Последний (Ain-Sitti Marjam) находится на 1000 шагов к юго-востоку от площади Харама и питается из родников горы Мориа; вода в нем имеет приливы и отливы; это, кажется, единственный источник живой воды в окрестности Иерусалима. Во времена Иисуса Христа Силоамский источник бесшумно начинался у подножия холма и, наполнив двойной пруд, направлялся на юг, где и скрывался из виду в царских садах. Взор Христа Спасителя, когда Он смотрел вниз с горы, на которой был храм, мог часто останавливаться на тихо текущих водах Силоама. При купели Силоамской ( κολυμβθρα το Σιλωμ: Иоан. 9, 7. 11 сн. Иса. 8, 6), Господь исцелил слепорожденного. Здесь находилась очевидно, Силоамская башня, которая упала и погребла под своими развалинами восемнадцать человек ( Лук. 13, 4 ). Теперь бассейн полуразрушен, дно его засыпано мусором, а по сторонам тихо шелестит камыш.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010