10) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о недостойных пастырях: Мф. 23:2;4;6:11–12;14:38–39 ; Иоан. 9:31 ; Филип. 1:1819 ; 2Тим. 1:6 ; 1Цар. 10:1–10;16:1–14 ; Ис. 28:7–8 ; Иерем. 6:13;10:21;12:10;50:6; Иезек. 22:26. XXV. О таинствах вообще 1) В таинствах чрез видимые действия подается действит. невидимая благодать. 2) В Слове Божием о семи таинствах более или менее ясно говорится: а) О крещении – «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»: Иоан. 3:5 . б) О миропомазании – «тогда возложили руки на них, и они прииняли Духа Святаго»: Деян. 8:17 . «Вы имеете помазание от Духа Святаго»: 1Иоан. 2:20–27 ; ср. 2Кор. 1:21–22 . в) О причащении: «И возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вы ломимое»: 1Кор. 11:24–25 ; Мф. 26:26–28 . г) О покаянии – «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»: Иоан. 20:23 . д) О священстве: «дунул и говорит им: приимите Духа Святаго»: Иоан. 20:22 ; «не неради о пребывающем в тебе даровании... с возложением рук священства»: 1Тим. 4:14 . е) О браке – «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут одною плотию», «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»: Мф. 19:56 ; ср. Ефес. 5:25 . ж) О елеосвящении – «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви... помазав его елеем во имя Господне»: Иак. 5:14 . 3) Помимо свящ. Писания, важнейшее свидетельство о семи таинствах можно видеть в согласии всех древних христианских Церквей; не только в Церкви православной греко-римской и друг., но и в различных отделившихся от православия церквах: западной римской, армянской, коптской, несторианской и друг. признавалось семь таинств. 4) Установление семи таинств, а не большего или меньшего числа их, есть дело Божие. Восточные отцы о сем говорят: «Таинства не суть знаки только обетований Божиих, а суть орудия, которые действуют благодатью на приступающих к оным». (Посл. вост. патр. о прав. вере, гл. 15). 5) О действиях благодати Божией в таинствах должно сказать, что здесь подается Божеств. благодать не по одной вере принимающего таинства и не по благочестию совершающего их, но чрез самые таинства, чрез сообщенную таинствам навсегда от Бога силу. Св. Григорий Богослов говорит: как печать, независимо от того, из золота она или из железа, отпечатлевает одно и тоже изображение на воске, так и в таинствах получается одна и та же благодать, независимо от достоинства совершающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

743 Слово 29, о Богосл. третье: “Единица, от начала подвигшаяся в двой­ственность, остановилась на троичности. И сие у нас – Отец и Сын, и Святой Дух. Отец – родитель и изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени и бестелесно; Сын – рожденное; Дух – изведенное, или, не знаю, как назвал бы сие тот, кто отвлекает от всего видимого... Не выходя из данных нам пределов, вводим Нерожденного, Рожденного и от Отца Исходящим, как говорит в одном месте сам Бог-Слово” ( Иоан. 15:26 ) (в “Творениях святых Отцов” III, стр. 53–54; срав. Слово 31, стр. 109). 744 “Как сказано: Дух Божий ( Θεο) (Мат. 12:28), и потом Писание присовокупляет: Духа от Бога ( 1Кор. 2:12 ); так точно говорится: Дух Отца ( Матф. 10:20 ), и дабы ты не подумал, что это говорится по усвоению ( οκεωσιν), Спаситель утверждает: когда же приидет Утешитель, … Дух истины, Который от Отца исходит ( Иоан. 15:26 ) Там от Бога, здесь от Отца. Как самому Себе приписывал: Я исшел от Бога ( Иоан. 16:27 ), так и Святому Духу приписывает: Который от Отца исходит. Следовательно, Дух есть и Дух Божий, и Дух от Бога Отца, и от Отца исходит. Что же значит: исходит? Не сказал: рождается... Сын от Отца рождается, Дух от Отца исходит. Какая же сила слова – исходит? Что­бы не признали Духа за Сына, Писание пе употребляет слова: рождается, а говорит, что Он от Отца исходит, – представляет Его исходящпм, как воду из источника... Что исходит? Дух Святой. Как? Как вода из источника. Итак, если Иоанн, свидетельствуя о Святом Духе, называет Его водою живою ( Иоан. 7:38 ), а Отец говорит о Себе: Меня, источник воды живой, оставили, ( Иер. 2:13 ): то Отец есть источпик Святого Духа, – потому что Он от Отца и происходит..”. (Homil. de Spiritu Sancto. Chrysost. Opp. tom. III, pag. 797, ed. de Montfauc. Venet. 1734). Фотий не сомневался в подлинности этого сочинения Златоустова (Biblioth. pag. 841); некоторые из новейших хотя и сомневаются, – но без достаточных оснований, и притом сознаются: vel Chrysostomi, vel quod potius reor, alterius alicujus ex illa erudita antiquitate, или: scriptor isle non multo inferior aetate Chrysostomo (Ibid. pag. 795–796). А с нас и этого довольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

I. Рождество, младенчество и отрочество И. Христа. 1. Евангельские оглавления и предисловия. ( Мф.1:1 . М. 1:1. Лук.1:1–4 . Ин. 1:1–18 ). 1) Евангелист Матфей начинает свое Евангелие оглавлением или надписанием: книга родства Иисуса ХристаЮ сына Давидова сына Авраамова. Имя Иисус (евр. Иешуа, сокращенное из Иегошуа – Бог – Спаситель) довольно обыкновенное у евреев имя и обозначает Господа, прежде всего, как известную историческую личность ( Ин. 1:45. 19:19 . Мф.27:37 ). Но оно дано Ему вследствие особенного на то повеления Божья чрез Архангела, который истолковал и значение Его: той бо спасет люди своя от грех их (1:21. Лук. 1:31 ). Христос (евр. Машиах – Мессия) значит – помазанник. Помазание (елеем) на особенное служение Богу в Ветхом Завете употреблялось над первосвященниками ( Лев. 4,3,5:16 ), царями ( 1Цар. 10:1 ) и пророками ( 3Цар. 19:16 ), которые поэтому и назывались помазанниками ( 1Цар. 24,7.7,11 . Пс. 2:2 ). Вместе с внешним обрядом помазания сообщались помазуемому особенные дары Духа Божия ( 1Цар. 10:1. 9:10. 16:3 ), необходимые для него в верном служении Иегове. Но в собственнейшем смысле Мессиею-Христом евреи называли обетованного их праотцами Спасителя мира ( Иоан. 1,20,25:41 ), и это имя указывает, что на Господе почили все дары Духа Божия, во всей их полноте ( Иоан. 3:34 ). Эти два имени Спасителя христианское употребление соединило в одно нераздельное имя Иисус Христос. Называя И. Христа сыном Давида и Авраама, евангелист чрез это в самом начале своего Евангелия показывает, что он пишет прежде всего для христиан из иудеев, для которых, в силу древних обетований ( 2Цар. 7:4 и др. 1Цар. 17:11 и др. Пс. 88:4 и др. Быт. 12:3. 21:12 . Галат 3:16 ), происхождение из народа израильского от Авраама, из народа Давидова, было существенною принадлежностью или признаком в понятии о Мессии ( Иоан. 7:42 . Рим. 1:3 . Иоан. 1:49 ). 2) Начало Евангелия И. Христа, Сына Божия, так начинает Марк свое Евангелие. Здесь высказывается тот взгляд евангелиста, что выступление Иоанна Предтечи на проповеди было началом Евангелия или евангельской историей. Этот взгляд, свойственный вообще апостолам ( Деян.1:21–22,10:37 ), имеет свое основание в том, что с крещения Иоаннова началось общественное служение И. Христа ( Лук. 3,23 . ρχμενος), началось открытое благовествование о наступлении царства Божья.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Сам Иисус Христос ясно говорил о значении своих страданий и смерти. Хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира ( Иоан. 6, 51 ). Итак пречистая плоть Его отдана будет Богу с тем, чтобы мир получил жизнь, Далее у того же евангелиста Он называет себя Пастырем, полагающим душу Свою за овец Своих ( Иоан. 10, 11 – 15 .) и говорит, что Он умрет добровольно в исполнение заповеди (Отца ст. 17. 18). И не только не раз говорил Он, что должен по- страдать и умереть добровольно, в исполнение особенной на то воли Божией ( Лук. 9, 22. 24 . Мар. 8, 31 ; Иоан, 8, 11), но прямо учил, что пришел Он дать душу Свою в избавление ( λντρον) за многих (Мат. 20, 28). Слово λντρον, особенно в связи с αντι означает цену ( Иоан. 11, 50 . Нав. 2, 14 ), за которую невольник, или пленный получает свободу ( Лев. 25, 51. 19, 21 ; Ис. 15, 13 .) или освобождается от смерти ( Исх. 21, 30 . Чнсл. 35, 31. 32; 18, 15. Прит. 6, 35 ); след. такое же значение имеет пожертвование Иисуса Христа своей жизнью за людей, значение действительно искупляющей цены, а не принимаемой на небе только по снисхождению. На последней вечери, подавая ученикам чашу благословения, Он сказал: сия есть ·кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаема, во оставление грехов (Мат. 26, 28), или как передает слова Его другой евангелист: сия чаша новый завет Моею кровию, яже за вы проливается ( Лук. 22, 20 ). Знакомым с в. заветом известно, что кровию жертв искуплялось прощение грехов ( Числ. 15, 20–25 . Лев. 10, 21–34 .) и, как говорит апостол, без пролития крови не бывает прощения ( Евр. 9, 22 ). Известно также, что оставить грех , на языке писания, означает не подвергать греха наказанию, оставить ненаказанным (2 Пар, 7, 14. Псал, 40, Быт. 50, 17 ). След. слова Спасителя заключают в себе ту мысль, что Он жертва за грехи, проливает кровь Свою с тем, чтобы грехи других оставлены были без наказания 130 . § 199. По учению ап. Павла: в послании к римлянам С особенной подробностью объяснено значение страданий и смерти Господа Иисуса в посланиях ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Явление Воскресшего апостолам, кроме Фомы, и бывшим с ними ученикам в Иерусалиме. He успели Эммауские ученики пересказать апостолам о явлении им Господа, как Сам Иисус стал посреди них и приветствовал их благословением мира. Двери того дома, где находились апостолы, были при этом заперты из опасения от иудеев (Иоан.). Ев. Лука замечает, что при этом явлении не было апостола Фомы. Тот же евангелист замечает, что Господь, для удостоверения Своих учеников в действительности Своего явления им, попросил у них пищи; они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. Затем Господь упрекает (по Марку и Луке) апостолов за неверие, что не поверили видевшим Его воскресшего и выясняет, что все последние события с Ним, столь для них неожиданные, были в исполнение того, что было предсказано о Христе в законе Моисея и у пророков. После этого ученики уверились в истине воскресения Христова, потому что Господь отверз их ум к уразумению писаний (Лук.). Потом Он дает прощальное им приветствие, высказывая благословение мира (Иоан.), и, во-первых, повелевает им идти в мир весь и проповедовать Евангелие всей твари (Лук.и, Иоан.), а во-вторых, дунув на них, преподает им Духа Святого и чрез то вручает им власть вязать и решить (Иоан.). Это первое явление всем апостолам, таким образом, имело целью, как можно видеть из повествования ев. Иоанна, кроме уверения их в истине воскресения, восстановление их в апостольском достоинстве, которого они было лишились, оставив Его и разбежавшись при испытании в саду Гефсиманском. Второй воскресный день (Ин. 20:26–31) 26–29 ст. В восьмой день по воскресении Господа, все апостолы в числе одиннадцати были единодушно вместе. Двери дома, где они находились, были заперты, из опасения от иудеев. И воть неожиданно стал посреди них Иисус и приветствовал их благословением мира. Потом Он снисходительно обращается к Фоме, который так желал видеть воскресшего Господа, что не хотел и верить истине Его воскресения, пока не убедится собственными очами и собственноручным осязанием, и позволяет ему подойти к Себе, чтобы осмотреть раны на руках и в ребрах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Исполнение: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» ( Матф. 2:16 ). В 31:17–18 Иеремия говорит о рассеянии и истреблении Израиля. Какое это имеет отношение к избиению младенцев Иродом? Неужели Матфей ошибался, считая зверства Ирода исполнением пророчества ( Матф. 2:17–18 ) или же убийство невинных – чем-то родственным разрушению Израиля или Иудеи? Разумеется, нет. Как указывает Латч, «весь контекст главы 31, начиная с 20 стиха и вплоть до гл. 33:26 является мессианским. В этих четырёх главах говорится о приближении к спасению через Господа, о приходе Мессии, который восстановит Царство Давида на новом основании, каким станет отпущение грехов ( Матф. 31:31–34 ), Царство, где всякая усталая и скорбная душа найдёт полное утешение ( Матф. 31:12–14,25 ). Утешатся, обещает Господь, даже матери, испытавшие во имя Христа страшное горе – зверское убийство своих младенцев-сыновей». Пророчества о природе Мессии 13. Вечное существование Мессии ещё до его земного рождения Пророчество: «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5:2 ). Исполнение: «...И Он есть прежде всего (т.е. существовал до всего остального), и всё Им стоит» ( Кол. 1:17 ); ( Иоан. 1:1–2 ); ( Иоан. 8:58 ); ( Иоан. 17:5,24 ); ( Отк. 1:17 ); ( Отк. 2:8 ); ( Отк. 22:13 ). В древнееврейском «Таргуме Исаии» читаем: «И сказал пророк дому Давидову: родился у нас младенец, дарован нам сын; и Он возложил на Себя закон, чтобы соблюсти его, и имя Его призвано из вечности, и будет Он дивным наставником. Великим Богом Вечным, умащённым благовониями Мессией, в чьи дни снизойдёт на нас мир» ( Ис. 9:6 ). Там же находим: «Так говорит Господь, Царь Израиля и Искупитель его. Господь Саваоф: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

На Твое предстательство и заступление уповаем. Во имя ОТЦА СЫНА и СВЯТОГО ДУХА. Аминь. Тамара 2014/11/20, 18:31:28 Благодарю вас святые угодники за помощь моему чаду рабу божьему Илье . Она с вашей и божьей помощью сдает экзамены и зачеты. Прошу вас не оставьте его и сейчас, в эти дни зачетов 211114 г , умолите Бога нашего Иисуса Христа о помощи моему чаду рабу божьему Илье ! Пусть преподаватели будут милостливы к нему и добры, пусть он не растеряется и ответит на все вопросы, которые необходимо ответить. Пошли ему вопросы, на которые он сможет ответить. Низко вам кланяюсь и прошу простить мне грешной все прегрешения, которые я допустила . Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующего и укрепляющего душевныя наши силы,дабы,внимающие преподаваемому нам учению, возросли мы тебе, нашему создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, церкви и Отечеству на пользу. Святые угодники божии: святой пророк, предчете и креститель Иоан, святой пророк Наум, святые апостолы Петр и Павел, святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, вселенские учителя Василий Великий, Григорий Богослов, Иоан Златоуст, Святителю Отче Николае, преподобный Сергий Радонежский, святой праведный Иоан Крондштатский, бессеребренники и чудотворцы Космо и Дамиан, святые отроки Анания, Азария,Мисалия, святой мученик Неофит, святая мученица Татиана, святая блаженная Ксения Петербуржская, святой угодник божий Александр и все святые молите Бога о моем чаде грешном рабе божьем Илье , помогите ему быть успешным в учении, сдать зачет по биохимии , который ему предстоит сдавать 211114 г , во Славу Божию, во славу Вашего заступления!АМИНЬ. раба божия Алла раба божия Алла 2014/11/20, 16:20:45 Преподобный Сергий Радонежский, помоги, рабе Божьей Валентине, сдать хорошо сессию. Прошу, помоги в деле нелегком, не оставь в трудную минуту. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь Валентина 2014/11/20, 11:14:13 Преподобный Сергий Радонежский! От всего своего материнского сердца прошу о помощи чаду моему рабе божией Анастасии в успешном написании пробного и итогового сочинений, всех контрольных на хорошие и отличные оценки! ПОМОГИ ЕЙ НАЙТИ НУЖНЫЕ АРГУМЕНТЫ, ГРАМОТНО СФОРМУЛИРОВАТЬ МЫСЛИ.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 30 Аристотель называет голубя «воинственным существом» и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7:613 а 8; II 15:506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 31 См. Быт. 8:11. 32 См. Исх. 14:3–29. 33 См. Исх. 15:25. 34 См. Числ. 20:11. 35 См. Матф. 3:16. 36 См. Иоан. 2:7; 7; 7:37; Матф. 10:42; Иоан. 4:6; 6:19; 13:14; Матф. 27:24; Иоан. 19:34. 37 См. Матф. 21:25. 38 См. Матф. 11:10 сл. 39 См. Деян. 19:1–7. 40 См. Матф. 11:3. 41 См. Римл. 6:4–5. 42 Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 43 См. Матф, 8:24; 14:29–30. 44 См. Быт. 15:6–7. 45 О ком идет речь, неизвестно. 46 Имеется в виду апокрифическое сочинение «Деяния Павла и Феклы». Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3:5). Фекла, как следует из текста «Деяний…», — ученица и последовательница ап. Павла. 47 См. Деян. 8:26. 48 См. Деян. 8:29–39. 49 См. Деян. 9: 15.  Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона–кожевника гостил ап. Петр (9:43). 50 См. Лук. 6:30. 51 Пятидесятница — иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2:4–12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог–Отец и Бог–Сын, праздник носит более употребительное название «Троица». 52 Апостол Петр — см. Иоан. 18:10. 53 См. Матф. 26:31 сл.; Лук. 8:13 сл.: 2 Кор. 13:5. 54 См. Числ. 11:4. 55 См. Матф. 4:1–4. 56

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Что же касается до действительности воскресения Христова: то она выше всякого сомнения. Предвозвещенное еще Псалмопевцем ( Пс. 15, 10 ; Деян. 2, 29–31 ), предызображенное трехдневным пребыванием Ионы во чреве китове ( Матф. 12, 39. 40 ), многократно предсказанное самим Христом Спасителем ( Матф. 16:4, 21, 17:9, 23, 20:17–19, 26:31 ; Иоан. 2:19, 10:17 ), событие это засвидетельствовано всеми Апостолами-очевидцами: к ним являлся воскресший Жизнодавец в продолжение сорока дней; с ними имел продолжительные беседы, изъясняя им писания и открывая тайны царствия своего; пред ними вкушал Он пищу и питие; им позволял осязать руки, и ноги, и ребра свои; пред их же глазами и вознесся на небо (Матф. гл. 28; Марк. гл. 16; Лук. гл. 24; Иоан. гл. 20. 21; 1Кор. 15, 1–8 ). Особенную силу этому свидетельству Апостолов сообщают: а) та чудная нравственная перемена, которая внезапно совершилась в них, по воскресении Спасителя, – то изумительное мужество, с каким выступили они на всемирную проповедь о своем Учителе и явились пред сонмами Иудеев и язычников; то необычайное самоотвержение, с каким понесли они, ради имени Христова, всякие труды, потерпели всякие гонения, вкусили самую смерть; б) чудные успехи их проповеди как между Иудеями, так и между язычниками, которые обращались ко Христу целыми тысячами, и также решались терпеть за имя Его все виды мучений и смерти; в) наконец, те бесчисленные чудеса, которые повсюду совершали Апостолы во имя Христово, и которыми всего яснее подтверждали пред всеми истину своей проповеди (Деян. гл. 3. 4. 5 и др.). Догмат о воскресении Христовом Церковь исповедует в самом своем Символе (снес. прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 52); всегда проповедывали и учители Церкви 423 . § 161. Вознесение Иисуса Христа на небеса и отверстие для всех верующих в Него царства небесного До пришествия на землю Сына Божия, небо было как бы заключено для земнородных, и хотя в дому Отца небесного обители многи суть ( Иоан. 14, 2. 3 ), в них, однакож, не обреталось места для грешных потомков Адама; самые праведники ветхозаветные, по смерти, сходили душами своими во ад ( Быт. 37, 35 ). Но после того, как явился во плоти Господь наш, и примирил Бога с человеками, небо с землею; после того, как своим нисшествием во ад, освободил оттуда ветхозаветных праведников, и воскресши из мертвых, начаток умершим бысть, – Он, наконец, торжественно вознесся на небеса с воспринятым Им естеством человеческим и, таким образом, отверз для всех людей свободный вход в царство небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1014 Вопрос о времени святительства митрополита Св. Михаила не может быть решен окончательно. Сведения, содержащиеся в источниках, противоречивы. Так, в приложениях к Новгородской Первой лет. содержится следующий список митрополитов: Леонтии, Михаилъ, Иоан, Феопементь (Феопемпт), Ларион (Илларион), Ефремъ, Георгии, Иоаннъ, Иоан, Никола (Николай), Никифоръ, Афанасии, Феодоръ, Никита, Михаилъ, Костянтинъ (Константин), Иоан, Никифоръ, Гаврилъ (Гавриил), Дионисии, Матфеи, Кирилъ, Есифь (Иосиф), Кирилъ, Максимъ, Петръ, Феогностъ, Алексии, Дионисии, Пиминъ (Пимен), Киприанъ, Фотии (Фотий), Гарасимъ (Герасим) (ПСРЛ. Т. 3. С. 473). В Никоновской лет. список выглядит следующим образом: 1. Михаил, 2. Леонтий, 3. Иоанн, 4. Феопемпт, 5. Кирилл, 6. Илларион, 7. Ефрем, 8. Георгий, 9. Иоанн, 10. Иоанн Скопец, 11. Никифор, 12. Никита, 13. Михаил, 14. Константин, 15. Феодор, 16. Иоанн, 17. Никифор, 18. Гавриил, 19. Дионисий, 20. Матфей, 21. Кирилл, 22. Иосиф, 23. Кирилл, 24. Максим, 25. Петр чудотворец Московский, 26. Феогност, 27. Алексий, 28. Киприан, 29. Пимен, 30. Киприан, 31. Фотий, 32. Исидор, 33. Иона, 34. Феодосий, 35. Филипп, 36. Геронтий, 37. Зосима, 38. Симон, 39. Варлаам, 40. Даниил, 41. Иоасаф, 42. Макарий, 43. Афанасий, 44. Филипп, 45. Кирилл, 46. Антоний, 47. Дионисий, 48. Иов. На этом список собственно митрополитов русских заканчивается (ПСРЛ. Т. 9. C. XXIII). Список Воскресенской лет.: Михаил, Иоанн, Феопемпт, Илларион, Ефрем, Георгий, Иоанн, Иоанн, Николай, Никифор, Афанасий, Феодор, Никита, Никита, Михаил, Константин, Иоанн, Никифор, Гавриил, Дионисий, Матфей, Кирилл, Иосиф, Кирилл, Максим, Петр, Феогност, Алексий, Дионисий, Пимен, Киприан, Фотий, Иона, Феодосий, Филипп, Геронтий, Зосима, Симон, Варлаам, Даниил, Иоасаф, Макарий (ПСРЛ. Т. 7. С. 239). Все источники делятся на две группы – одни отдают первенство Михаилу, другие – Леонтию. Источники со списками, где митрополит Св. Михаил стоит на втором месте, поздние, и сведения в них могут быть недостоверны. Ясно только, что митрополит с именем Михаил реально существовал и был одним из первых русских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010