Знание Сына есть знание вышеангельское, знание божественное: Он знает не только сокровеннейшие движения сердца человеческого ( Иоан. 2:24–25; 16:16–19 ; Мф. 9:2–5 ), но Он один знает небесного Отца и может открывать имя Его людям: никтоже знает (πιγινσκει) Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф. 11:27 ; Лук. 10:22 ; сн. Иоан. 17:6 ). Такие слова невозможны в устах Иисуса Христа, как простого человека, «сына Божия» в общем значении; простой человек не может сказать о себе, что он знает Бога более, чем кто-либо другой, так как в таком случае он, как человек, не мог проверить опытно всего этого. И потому приведенные слова были бы выражением Его самомнения и свидетельствовали бы о Его во всяком случае невысоком нравственном уровне, что недопустимо по отношению к лицу И. Христа. Указывая на Его божественное всеведение, эти слова вместе указывают и на внутреннее общение жизни и любви между Отцом и Сыном Его единородным, возможное только при одинаковости их природы (сн. у Иоан. 10:15 : якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца, и 7:29: Аз вем Его (Отца), яко от Него есмь, и Той Мя посла). На языке Писания «познание» (επιγινοχω), о котором говорится в словах Спасителя, обозначает внутреннее близкое соотношение одной личности с другою и поэтому нередко служит для обозначения общения между мужчиной и женщиной ( Быт. 4:1. 25 ; Мф. 1:25 ; Лук. 1:34 и др.). Но Иисус Христос и яснее открывал, что Он вечно пребывал и пребывает на небеси в единстве бытия с Отцем и в Отце: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси ( Иоан. 3:13 ). Вы от нижних (от земли) есте, говорит Он иудеям, Аз от вышних есмь; вы от мира сего есте, Аз несмь от мира сего ( Иоан. 8:23 ; сн. 3:17); Аз бо от Бога изыдох и приидох (8:42; сн. 6:38. 51; 16:27; 17:8). Бытие Его с Отцем и в Отце – бытие вечное, и не в смысле предсуществования в мысли или в предведении Отца (как утверждает напр. Ричль с последователями), но бытия личного, ипостасного: аминь, аминь глаголю вам, прежде даже Авраам не бысть (γενσθαι, – явился, а не был), Аз есмь (γ ιμι – Иоан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

96. Кто-либо в живых или мертвых. 97. Все померли. 98. «Потому что приговор изречен Богом всяческих, а потому неизменен». Феодорит. Молитвенное призывание имени Господня о помощи безуспешно. Ср. Иер. 14:11. Пс. 108:7. 1 Иоан. 5:16. 99. Аще умолкнут в женстем полу? По изъяснению Иеронима, как кони на кобылиц, так и враги похотливо смотрят на Евреев, готовые погубить их. 100. Слав. блогом соотв. γαθ в альд., а в др. нет. 101. Гр. κρατα — рога, как символ силы и могущества. Втор. 33:17. Иер. 48:25. Пс. 82:25. 102. Греч. το μη εσλθεν ες Αμθ κα ως το χειμαρρου τν δυσμν — чтобы не войти (вам в места, начиная) с Емафа и до западного потока. По 4 Цар. 14:25 — пределы Израильского царства (также и по Иезек. 47:15 и 20 ст.) при Иеровоаме простирались от «входа в Емаф до потока пустыни». (Ринокоруры — между Палестиной и Египтом). Иероним. Во всех этих пределах будут враги теснить Евреев и мешать им сюда входить и здесь жить. «Все пределы ваши предам врагам». Феодорит. 103. Гр. οτως переводим: такое видение, здесь и в 4 и 7 ст. по синод. пер.; бук. так, слав. сице. 104. «Сим означает многочисленность воинства», как у царя Гога, предвозвещенного Иезекиилем (38—39 гл.). Феодорит. 105. И будет, аще скончает ядый — буд. вр. κα σται ν συντελση το φαγεν — переводим прошедшим, согласно контексту и толкованиям. 106. Гр. μετανησον т. е. отмени грозный приговор. 107. В алекс. доб. Θες (Господь) Бог, в слав., ват. и др. нет. 108. Слав. Бог соотв. Κριος в 42, 68, 87, 91, 97, 153, 228, 310 и альд. и Θες — 86, 95, 147, 185, 240, в др. нет. 109. Огненный суд. 110. По нашему: океан. 111. Землю Израиля, или «удел Господень из всех народов». Исх. 19:5. Втор. 9:29. 112. δαμαντνου — адамантъ — необычайно твердый камень, алмаз. 113. Т. е. не буду оставлять без наказания. «Я нанесу Израилю удар сильный и жесткий, подобно адаманту. Феодорит. 114. Гр. το γλωτος — нарицательный перевод евр. — Исаака. Места смеха, по изъяснению Ефрема Сир., суть языческие жертвенники, близь коих совершались служения, сопровождавшияся весельем и оргиями; срав. Исх. 32:6.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

21. Понимание этого пророчества излагает Ап. Павел (Евр. 12:26). 22. Т. е. трясением в одно место соберу. 23. Т. е. Соломонова. 24. Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю ( δδωμι) вам (Иоан. 14:27). 25. «Дарую божественный мир, который принесет спасение душам. Такова награда храмоздателям» (Феодорит). 26. Слав. царя соотв. regis в вульг., в гр. и евр. нет. Следовало-бы оскобить. 27. Все прикоснувшееся. 28. Прикоснувшийся к трупу. Лев. 21:1. Чис. 6:6. 29. Гр. κε — там. 30. Т. е. жертвоприношениями (Иероним). 31. Пророка. Срав. Ам. 5:10. 32. Гр. τε τε — бысте егда, пользуемся синод. переводом. 33. Гр. κυψλην — слав. мех. 34. Гр. σατα — слав. сат ­ 1,5 четверика (по Иерониму 1,5 модия). 35. Вина. Гр. μετρητς — ок. 3 ведр, ср. Дан. 14:3 прим. 2. 36. Т. е. по свозимому на гумно хлебному урожаю. 37. Не заметны-ли были. 38. Т. е. дам плодородие всем произведениям земли. 39. Т. е. погибнут от междоусобной войны. 40. Слав. зват. пад. рабе соотв. в вульг. serve, по гр. вин. пад. τν δολον. 41. По изъяснению Кир. Ал., Иеронима и др. толковников, в лице Зоровавеля дается пророчество о Потомке Иуды и Зоровавеля по плоти, Иисусе Христе и Его избрании Богом Отцем. 2. «Пророк (Малахия) нарек себя Ангелом (Господним), как служащого словесам Божиим». Феодорит. В синод. переводе чит. чрез Малахию. У Ефрема Сирина также: чрез Малахию. 3. Ап. Павел (Рим. 9:13-23) изъясняет упоминаемую у пророка любовь и ненависть Господа. 4. По гр. ξ μν πρσωπα μν (приму-ли) от вас лица ваши? «Уже-ли без покаяния вашего умилостивлюсь над вами?». Феодорит. 5. Храма. 6. «Говорите, что и это мы собираем с великим и тяжким трудом». Феодорит. 7. Слав. 1 л. ед. отдунух соотв. ξεφσησα — ват., text. rec., а в алекс. 2 л. мн. ч. ξεφσσατε. 8. Слав. светло, по гр. πιφανς. 9. «Господь угрожает лишить священства за злоупотребления оным». Феодорит. 10. Слав. мн. ч. сердца ваша соотв. καρδας μν — в лук. 22, 51, 95, 147, 185, 238 καρδαις μ... 28, 36, а об. ед. ч. καρδαν. 11. Гр. νυδρον — слав. требухи, что находится во чреве животных жертвенных.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: " Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы " (Лук. 20, 38). Св. апостол Павел писал христианам: " а живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни " (Римл. 14, 8). Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: " Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших " (Варух. 3, 4-5). Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов (2 Макк. 12, 39-45). Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании. Беседа о всеобщем воскресении мертвых Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном. Еще в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых (Иов. 19, 25, 26; Исаия 26, 19; Иезекииль 37; Даниил 12, 2; 2 Макк. 7, 9 и др.). И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного (Евр. 11, 13-20). Чрез пророка Осию Господь сказал: " От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня (Ос. 13, 14). В Новом Завете Господь Иисус Христос проповедует о воскресении мертвых ясно и определенно: " Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения " (Иоан. 5, 25, 29). Спаситель подтверждает проповедь о воскресении Таинством Причащения: " Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день " (Иоан. 6, 54).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Е) В Откровении св. Иоанна Богослова указывается на появление в период деятельности антихриста «двух Свидетелей,» которые будут прорицать истину, творить чудеса, и когда кончат свидетельство свое, будут умерщвлены, потом через три с половиной дня воскреснут и вознесутся на небо ( Откр. 2:3–12 ). Второе пришествие Сына Человеческого Духовный взор верующего во Христа человечества, со времени вознесения на небо от земли Сына Божия, направлен на величайшее будущее событие мировой истории – Его второе пришествие на землю. Действительность этого ожидаемого пришествия со всей определенностью многократно засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, с указанием ряда подробностей этого события ( Матф. 16:27 ; гл. 24; Мрк. 8:38 ; Лук. 12:40; 17:24 ; Иоан. 14:3 ). О нем возвещают ангелы при вознесении Господа ( Деян. 1:11 ); напоминают часто апостолы: ап. Иуда ст. 14–15, 1Иоан. 2:28 , 1Петр. 4:13 , многократно ап. Павел: 1Кор. 4:5 , 1Сол. 5:2–6 и др.). Сам Господь начертал перед Своими учениками образ Своего пришествия в следующих чертах: Оно будет внезапным, для всех явным: Как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Матф. 24:27 ). Прежде всего – явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные (ст. 30). Это будет, по общему толкованию свв. Отцов, знамение животворящего Креста Господня. Господь придет окруженный бесчисленными сонмами ангелов, во всей славе Своей: и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (ст. 30), со святыми Ангелами ( Мар. 8:38 ). Он сядет на престоле славы Своей ( Матф. 25:31 ). Таким образом, второе пришествие будет иным, чем первое, когда Господь смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестной. Он придет праведно судить вселенную ( Деян. 17:31 ) и воздать каждому по делам его ( Матф. 16:27 ). Этим отличается по существу цель второго пришествия Его в мир от цели первого пришествия, когда Он приходил не судить мир, но да спасется им мир, приходил дать Свою душу для избавления многих. Воскресение мертвых

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В Откровении Иоанна Богослова указывается на появление в период деятельности Антихриста «двух свидетелей» (Предполагают – пророка Илию и патриарха Еноха ( Быт. 5:24 ). которые будут прорицать истину, творить чудеса, и когда окончат свидетельство свое, будут умерщвлены Антихристом ( Откр. 11:3–12 ). Таково свидетельство слова Божия о грядущих временах, о понятиях и настроениях общества перед вторым пришествием Христовым. Хотя эти все признаки явные и очевидные, однако способность увидеть и понять их зависит от духовного уровня человека. Грешники неспособны будут понять ни того, что на их глазах происходит, ни куда мир катится. Поэтому Спаситель предупреждал Своих учеников: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» ( Лк. 21:34–36 ). Второе пришествие Сына Человеческого Духовный взор христиан должен быть направлен к грядущему радостному событию – второму пришествию Христа на землю: «Когда же начнет это сбываться (последние бедствия), тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» ( Лк. 21:28 ). Действительность этого пришествия со всей определенностью засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, с указанием ряда подробностей ( Мф. 16:27 ; Мф. 24 гл.; Мр. 8:38 ; Лк. 12:40 ; Лк. 17:24 ; Иоан. 14:3 ). Об этом событии возвестили ангелы при вознесении Господа ( Деян. 1:11 ) и часто напоминали апостолы: ап. Иуда ( Иуд. 1:14–15 ); ап. Иоанн ( 1Иоан. 2:28 ); ап. Петр ( 1Петр. 4:13 ); в том числе и ап. Павел ( 1Кор. 4:5 ; 1Фес. 5:2–6 и др.). Сам Господь изобразил Свое пришествие в следующих чертах: оно будет внезапным и для всех явным – «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). Перед Его вторым пришествием на небе явится знамение Сына Человеческого , увидев которое «восплачутся все племена земные». Это будет, по общему мнению свв. отцов Церкви, знамение животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

г) Апостолы запретили пастырям брать за труды от верующих: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия» ( 1Пет. 5:2 ). г) Здесь вовсе нет запрещения пастырям брать вознаграждение за труды свои от пасомых, а запрещается только «гнусная корысть», то есть вымогательство из–за любостяжания, – порок осуждаемый словом Божьим во всяком христианине: ( Тит. 1:11 ; 1Фес. 4:6  и др.). 12) Ваши священники носят длинную одежду, а Христос предостерегал учеников Своих: «берегитесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах» ( Мар. 12:38 ). 12) Если бы здесь обличались священники за ношение длинных одежд, то так было бы и сказано: «берегитесь священников», а то речь идет о книжниках и еретиках фарисеях, носивших из тщеславия длинные одежды. Всякому известно, что наши пастыри носят неудобные для них длинные одежды не по тщеславию, а потому, что такая для них установлена форма в России. Заграницей русские священники носят и короткую одежду. Ведь длинную одежду носят многие великороссы, казаки, а зимой почти все русские люди, в том числе и сектанты; неужели поэтому их всех нужно беречься? Дело не в одежде человека, а в душе его. Заметим, наконец, что длинную одежду носили пророки, какой, например, была милоть Илии, а потом Елисея ( 4Цар. 2:8–13 ). Да и сам Христос носил длинную одежду, так называемый, хитон, из–за обладания, которым воины подняли спор ( Иоан. 19:23–24 ). 13) Ваши священники носят длинные волосы, а некоторые молятся с покрытыми головами, в то время как ап. Павел учит: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает главу свою. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божья, а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него» ( 1Кор. 11:4,7,14 ). 13) Из внимательного чтения всей одиннадцатой главы первого послания к Коринфянам видно, что запрещение молиться с покрытой головой и носить длинные волосы относится не к пастырям Церкви, а к мирянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но в том и другом случае с предыдущим связь одна и та же: «сияние и жатва на духовной ниве относятся между собою не так, как в видимой природе. Не то бывает и с делателями этой духовной нивы, что с делателями нивы земной: между последними сеющий был бы обижен, огорчился бы, если бы жнущий стал собирать в свои житницы хлеб, которого не сеял, или жнущий не радовался бы обилию жатвы, а только сеющий, житницы которого наполняются хлебом; жнущий же на духовной ниве получает награду себе за свои труды и в то же время собирает плод в жизнь вечную, что собственно и составляло конечную цель сеяния; поэтому сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо по отношению к духовной ниве совершенно истинно (ληϑινς) изречение: один сеет, а другой жнет. Я избрал и призвал вас жать то, над чем вы не трудились, вы вошли в труды других. В области же земных отношений это не вполне истинно: там сеющий есть и жнущий, хотя бы он сам и не исполнял этой работы, потому что плод собирается в его житницы». Все это И. Христос говорил в виду готовых уверовать в Него самарян; но мысли здесь (начиная с 36 стиха) высказаны более общие: вообще апостолам приходится трудиться на почве уже подготовленной, уже засеянной. Вследствие этого различно понимают множественное число другие стиха 38-го: или оно употреблено вместо ед., при чем будет разуметься И. Христос, или же здесь разумеются вместе с Ним и все ветхозаветные пророки и Иоанн Креститель. Ст. 39–42. Жители Сихаря, пришедшие ко Христу по зову жены, далеко не походили на тех из своих соотечественников, о которых есть повествование в Лк.9:52 и др.; некоторые из них уже по благовестию жены уверовали, а двухдневное обращение с ними И. Христа привлекло к нему еще большее число последователей. 30. Общее изображение галилейской деятельности И. Христа. ( Иоан. 4:43–45 . Мф.4:13–17 . Мр.1:14,15 . Лк.4:14–15 .) Приступая к описанию деятельности И. Христа по (втором) возвращении Его в Галилею, все евангелисты предварительно делают общий очерк или изображение ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

«Я не нуждаюсь, говорит Он, в прославлении Себя, как Мессии, от людей и высказываю вам это порицание потому, что знаю вас: вы не имеете любви к Богу, ваше сердце не к Богу направлено. Посему, тогда как Меня, пришедшего во имя Отца Моего, вы не принимаете, в ложных Мессий вы уверуете. Вы и не можете уверовать в истинного Мессию, потому что на место любви к Богу (ст. 42) в вас действет самолюбие (44). Вы живете и действуете так, чтобы прославляться от людей, а не так, чтобы лишь одному Богу быть угодными» (в смысле Мф.6:1 и др.). Ст. 45–47. В заключение Своей обличительной речи И. Христос еще раз возвращается к самомнительности законоведов, гордых знанием и точным исполнением ветхозаветных писаний. Они в Моисее думают иметь руководителя к вечной жизни и крепкого защитника против всяких порицаний их образа мыслей и действий. Но И. Христос говорит, что Моисей-то и есть обвинитель их пред Богом, потому что он писал не о ком другом, как о Мессии, и именно о Том, Который говорит с ними. А так как им, как ветхозаветным людям, легче чрез Моисея прийти ко Христу, то как они могут веровать свидетельству Христа о Себе, когда они не веруют Моисею? 38. Возвращение (3) И. Христа из пределов Иудеи в Галилею. ( Мр. 3:7–12 . Мф.12 :14б. – 21). Мр. 3:7–12 . Когда фарисеи составили между собою и приверженцами Ирода Антипы совещание убить Иисуса ( Мф.12 :14а. Мр. 3:6 . Лк.6 . Иоан. 5:16:18 ), то это побудило Господа удалиться оттуда, где фарисеи были особенно сильны и опасны, – из Иудеи. Он отправился к морю, т.е. Галилейскому, и за Ним последовало множество народа из всех стран Палестины. Толпы народные так теснились около Иисуса, когда путешественники были у моря, что Он вынужден был приказать ученикам Своим, чтобы постоянно готова была лодка; в случае особенной тесноты Он мог войти в лодку и из нее поучать народ (ср. Лк.5:1–3 ); точно также, если бы в народе замечено было особенно сильное возбуждение плотских надежд на Него, как земного Царя – Мессию, Он мог быстро переправиться на восточную сторону моря в уединенные места (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

10:38). В частности, Он показывал сыновнюю любовь и покорность своей Матери и мнимому отцу своему Иосифу (Лук. 2:5; Иоан. 19:27), любовь к ближним по крови и знаемым (Иоан. 11:5. 11 и 36; 13, 23), любовь к отечеству (Матф. 15:24; 23, 37; Лук. 19:41), любовь к детям (Матф. 19:13-1.5), любовь к своим ученикам (Матф. 18:1-5 и др.), благость и беспримерную снисходительность к грешникам (Матф. 9:10-13; Лук. 19:10). Самую же крайнюю степень любви своей к людям Он явил на кресте, на который взошёл единственно для спасения их, и где, среди величайших страданий, молился ко Отцу за своих распинателей и врагов (Иоан. 3:16; Лук. 23:34). При таких высочайших совершенствах, Господь Иисус вовсе был чужд даже малейших недостатков. Не только, по свидетельству Его учеников, Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех его (1 Петр. 2:22, сн. 1 Иоан. 3:5), сами злейшие враги Его не могли ни в чём обличить Его. Архиереи, старцы и весь сонм искали лжесвидетельства на Иисуса, яко да убиют его, и не обретали (Матф. 26:59); Иуда, коротко знавший жизнь своего Учителя, предал Его, и раскаялся, что предал кровь неповинную (Матф. 27:4). Пилат, внимательно исследовав все клеветы и обвинения Иудеев на Иисуса, сказал в слух самих клеветников: никоеяже обретаю вины в человеце сем (Лук. 23:4); неповинен есмь от крове праведного сего: вы узрите (Матф. 27:24). Такая совершеннейшая святость и безгрешность Господа Иисуса, вовсе несвойственная людям в их настоящем, падшем состоянии (Рим. 5:12), указывает нам в нашем Спасителе более, нежели человека, указывает, поистине, вочеловечившегося Сына Божьего, как Он сам благоволил называть Себя. § 99. Чудеса Иисуса Христа    I. А чудеса Иисуса Христа служат ещё сильнейшим и уже совершенно непререкаемым доказательством этой истины (Иоан. 5:33-36; 10, 37—38). Эти чудеса были чрезвычайно велики и многочисленны и вообще такие, ихже ин никтоже сотвори (Иоан. 15:24). Здесь Он явил Себя -    а) владыкой внешней природы, когда претворил воду в вино (Иоан. 2:1-11); повелевал ветрам и морю, и они повиновались Ему (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010