§ 176. Свидетельство новозаветнаго откровения Странно говорить, хотя и говорят иные 75 , что свидетельства в. завета о Христе Спасителе ничего не значат для христианина. Странно это уже и потому, что сам И. Христос отсылал иудеев к писанию в. завета как ясному свидетельству о Нем . Испытайте писания Аще убо бысте веровали Моисеови, и Мне веровали бысте; о Мне бо той писа ( Иоан. 5, 39. 48 . Тоже Лук. 18, 31 – 33; 24, 25. 27 ; Мат. 26, 54). Ап. Петр, указывая на основания веры в Христа Иисуса, говорит о себе и прочих самовидцах величия Иисусова и имамы известнейшее пророческое слово. Потом обращаясь к принявшим туже веру хвалит их за то, что они обращаются к сему слову как к светильнику, сияющему в темном месте ( 2Петр. 1, 16–19 ). Тем не менее христианин основывает свою веру в Христа Иисуса, как Спасителя мира, не на одном свидетельстве откровения ветхозаветного. Иисус Христос, показывая иудеям, как известное им откровение учит их о Нем, говорит, что Он имеет свидетельство о Себе более важное, чем свидетельства свидетелей земных, что Сам Отец пославший Его свидетельствует о Нем ( Иоан. 5, 34 – 37 ). Отец небесный не раз голосом с неба свидетельствовал о Иисусе: сей есть Сыне мой возлюбленный (Мат. 3, 17; 17, 5. Иоан. 12, 28. 29 ), свидетельствовал о том же чудесами. При самом благовестии о рождении Иисуса ангел назвал Марии и Иосифу Иисуса Спасителем потому именно, что Он спасет людей своих от грехов их (Мат. 1, 21. Лук. 1. 30–33 ). Сам Иисус Христос неоднократно исповедывал, что Он есть Мессия: исповедывал в беседе с самарянкою ( Иоан. 4, 25. 26 ), пред учениками Иоанновыми (Мат. И, 2 – 8), пред апостолами (Мат. 16,17 – 21), пред народом, требовавшим от Него исповедания о Себе ( Иоан. 10, 24. 25; 9, 37 . Мат. 22, 42), в молитве пред отцом своим ( Иоан. 17, 4. 5 ), пред первосвященником, заклинавшим Его сказать правду о Себе (Мат. 26, 63. 64). Свидетельство Иисуса о Себе Самом есть вполне несомненное для нас свидетельство о лице Его. Он знал, откуда и для чего пришел ; а слова и дела Его показывают, что Он мог говорить только одну истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Причащаясь чаши, взывал ты, Безсмертный, ученикам: плода винограднаго уже более не буду пить в (здешней) жизни с вами, ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Мф. 26:29). Питие новое превыше разума, говорю я, буду пить в царствии моем, сказал ты, Христе, возлюбленным, когда вместе с вами буду я, как Бог с богами; ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Псал. 81:1; Мф. 26:29). Песнь 5-я. Ирмос. Апостолы, соединяемые союзом любви,предавши себя владычествующему над всем Христу, простирали прекрасныя ноги, (чтобы) проповедывать всем мир (Ис. 52:7; Рим. 10:15). Держащая неудержимую и превознесенную на тверди воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря, Премудрость Божия вливает воду в умывальницу и Владыка умывает ноги рабов (Быт. 1:7; Иов. 38:10; Иоан. 13:5). Ученикам Владыка подает пример смирения; облекающий небо облаками препоясуется лентием, и преклоняеть колено умыть ноги рабов Тот, в руке коего дыхание всего существующаго (Псал. 146:8; Иоан. 13:4). Песнь 6-я. Ирмос. Крайняя бездна грехов окружила меня, и уже не перенося волнения, как Иона, взываю к тебе Владыке: из тления изведи меня. Господом и Учителем вы называете меня, ученики; я истинно таков; — взывал ты, Спаситель: посему подражайте примеру, какой вы видели во мне (Иоан. 13:13. 15). Кто не имеет нечистоты, тот не нуждается в омовении ног; и вы, ученики, чисты, но не все: ибо страсть в одном из вас неистово беснуется (Иоан. 13:10—11). Песнь 7-я. Ирмос. Отроки в Вавилоне не устрашились пламени пещи, но быв ввержены посреди огня и орошаемы, воспевали: благословен ты, Господи, Боже отцев наших. Иуда, замышляя злое, движением главы подавал знаки, а сам искал удобнаго времени предать на суд Судию, который есть Господь всех и Бог отцев наших (Мф. 26:16). Один из вас, взывал Христос к возлюбленным, предаст меня; они же, оставив радость, предались скорби и страху и говорили: скажи, кто это, Боже отцев наших (Мф. 26:22). Кто вместе со мною дерзновенно опустит руку в солоницу, тому лучше было бы накогда не проходить врат жизни: так указывал, кто это был, Бог отцев наших (Мф. 26:23—24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3570...

б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). “Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?” или “почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?” (Ст. 17). “Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.” (Ст. 18) “О повиновении родителям.” (Ст. 20) “Начало благочестия нужно полагать в юности.” (Ст. 22) “Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.” и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 7:21; Иак. 2:26; Рим. 2:13; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . (Мф. 5:22–25; l Иоан. 3:15; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй (Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй (Ефес. 4:25; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. (Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. (Рим. 7:18–23; Иак. 1:14–15; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи “ божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ” (2 Пет.1:3) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . (Фил. 2:13; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — “ ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен ” (2 Кор. 12:9–10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Разбойник восклицал: «Господи», а Петр: «не знаю Человека Сего» ( Мк.14:71 ), который немного раньше называл Сыном Божиим. Петр, ходивший по морю, отказался от Того, Кто пешешествовал по морю; а разбойник, не по морям странствовавший, а около ворот богачей, говорил: «Господи»! «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь»? Сыновья Заведея ответили «можем» ( Мф.20:22 ), но убежали от чаши, – ведь это и была чаша, – когда пришло время испить ее, а разбойник похитил из их рук чашу спасения, говоря: «чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Псал. 115:4 ), Фома, этот пытливый исследователь непостижимого таинства, говорил другим ученикам: «пойдем и мы умрем с ним» ( Иоан. 11:16 ), а увидев Его распинаемым, бежал. Распинаемым видит – и бежит, воскресшим видит – и с сомнением говорит: «если... не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Иоан. 20:25 ). Но милосердный Бог , и ради одной овцы пришедший, не пренебрег и одной овцой, но берет ее на плечо и говорит: «подай руку твою и вложи в ребра Мои» ( Иоан. 20:27 ). Я выдержал копье воина, руки ли апостола не перенесу? Но, о, разбойник, похититель доброго (к тебе моя речь), разбойничать ты научился, а веровать ты не был научен, к числу учеников не принадлежал: как же ты призываешь Творца, говоря: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое»? Прекрасно сказал, благочестиво уверовал. Ты часто подвергался опасностям, учиняя разбой, много сокровищ похитил у богатых, но такого перла, как Христос, ты нигде не нашел. Ты не апостол, и не слышал, что законодатель говорил: увидите жизнь вашу висящую (Второз. 28:66): как же от древа ты вкусил жизнь? Не слышал ты и того, что говорил Исайя: от раны страдания Его страсти людей получат исцеление ( Ис. 53:5 ): как же ты нашел уврачевание страстей? Поистине, – говорит разбойник, – я вижу все создание потрясенным и содрогающимся и узнаю в весящем на дереве Владыку создания. Если бы Он не был Творцом вселенной, солнце, видя Его обнаженным, не скрыло бы своих лучей из благоговения и не покрыло бы мраком врагов Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Песнь 8-я. Ирмос. Блаженные юноши в Вавилоне, подвергаясь опасности за законы отеческие, презрели безумное повеление властителя, и быв ввержены в огонь, в котором не опалились, пели достойную Вседержителя песнь: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки. Блаженные Апостолы, вечерявшие вместе с Словом в Сионе, неотступно следовали за ним, как агнцы за пастырем; соединившись же со Христом, от котораго не отлучались, и питаясь божественным словом, с благодарностию взывали: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Иоан. 10:11; 18, 1). Злоименитый Искариот, преднамеренно забыв закон любви, на предательство подвиг ноги, которыя были омыты, и евши твой хлеб, божественное тело, поднял пяту на тебя, Христе, и не восхотел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Иоан. 15:13; Псал. 40:10). Безсовестный (Иуда) принял тело, очищающее от греха, и божественную кровь, изливаемую за мир; не устыдился же он пить то, что продал за цену, не погнушался зла и не восхотел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Мф. 26:26—28; 27, 6; Псал. 35:5). Песнь 9-я. Ирмос. Вечери Владычней и безсмертной трапезы (предлагаемой) в горнем месте, приидите верные, насладимся вознесенными горе душами, познав от самаго Слова, что (здесь) предлежит Слово, которое мы величаем (Лк. 22:12). Идите, сказало Слово ученикам, приготовьте в горнем месте пасху, которою утверждается ум тех, коим я преподаю таинство безквасным словом истины; силу же благодати величайте (Лк. 22:8; Мф. 16:6; 1 Кор. 5:8). Отец прежде веков раждает меня — творческую Премудрость, но в начало путей (своих) создал меня на дела, ныне таинственно совершаемыя; ибо будучи Словом несозданным по естеству, я усвояю выражения и того, коего (плоть) ныне принял (Прит. 8:22). Как я есмь человек существенно, а не видимо (только), так и соединенное со мною естество — Божественно по причине общения; посему знайте меня единаго Христа, сохраняющаго то, из чего, в чем и что я есмь (1 Тим. 2:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3570...

   Как сон занимает только телесные члены и внешния чувства, но, между тем, душа внутренния свои действия отправляет безпрепятственно, как сие довольно дознать можно из сновидений; да и совсем нельзя, чтобы в душе всякая погасла мысль, в которой ея и существо состоит, так и в смерти, тело разставшись с душею, в землю обращается, но душа преносится в недро Авраамово (Лук. 16:22), где не только действия ея не престают, но еще большую приемлют силу. Ибо душа блаженная не имеет тех препятствий, какия имела в теле, а именно, различныя плотския страсти и воображения чувственныя, которыя понятиям разумным в настоящей силе своей действовать мешают. Надобно от очес нашего ума отрясти тину вещественную, дабы ясно узреть неприступный свет Божества, а в нем — так, как в светлейшем зеркале, усмотреть и прочия вещи в своих совершенствах. И для того Спаситель наш, к утешению нашему, увещевает нас, чтобы мы не боялись убивающих тело, ибо они вместе с телом душу убить не могут (Матф. 10:28).    Яко же младенцы и несовершеннаго смысла отроки не разумеют пользы и приятности сна, и для того с трудностью и со слезами ложатся спать: так те, в разсуждении духовныя христианския мудрости, пред Богом младенцы и твердой небеснаго учения пищи не вкусили, которые не разумеют, сколь есть «честна пред Господем смерть преподобных Его» (Псал. 115:6), и для того смерти крайне страшатся. Дражайший Учитель наш, отходя к испитию смертной чаши, о сей спасительной материи сладчайшую с учениками Своими имел беседу; но как они еще были младенцы о Христе, и совершеннаго, о будущих по смерти благих, понятия не имели; то не токмо о сем не радовались, но еще и советовали Христу, чтобы Он отменил то действие, в котором состояло спасение человеческаго рода, почему Он — любезнейше их обличая, так им говорил: «Яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша. Но Аз истину вам глаголю: лучше есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет вам» (Иоан. 16:6).    Яко же после сна телесныя и душевныя силы как бы возобновляются, и человек поутру охотнее и веселее за свое принимается дело, так и смерть праведных есть некое возобновление всех сил. Почему воскресшие от мертвых, некогда, в последний день, пред имеющим возсиять Солнцем правды — Христом, предстанут веселыми и радостными; очистятся их чувства, просветится ум, все душевныя и телесныя силы прославятся: «еже бо сеется, как мудрствует высокое христианское богословие, в немощи, то востает в силе, сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, возстает в славе» (1 Кор. 15:42—43). И яко же сон не есть непрерывное некое успокоение, но в известное время от сна пробуждаемся: так и мы не всегда пребудем в смертном гробе, но «приидет час, воньже вси услышат глас Сына Божия; и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая, в воскрешение суда» (Иоан. 5:28—29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3839...

Самое первое пророчество относится ещё к временам Адама и Евы и обещает приход Божественного Искупителя ( Быт. 3:15–16 ). С этого момента мы можем проследить появление слов Бога в Писании вплоть до Откровения. В числе первых пророков можно упомянуть, например, Еноха, Авраама и Моисея ( Чис. 12:6–8 ); ( Втор. 18:18 ); ( Иоан. 6:14 ); ( Иоан. 7:40 ). Пророчества, как показано в 1 Царств 9:9 и 2 Царств 24:11, имели Божественное происхождение. Библия ясно говорит о том, что пророческие предсказания суть знамения могущества и славы Божьей, что они содержат чудесное Слово Бога. В пророчествах Бог не только показывает Свою силу, но и отвечает на просьбы и нужды людей. Поскольку Он раскрывает будущее – чего ни один человек сделать не в силах – мы убеждаемся, что Он знает будущее, знает обо всех событиях ещё до их осуществления. Любой христианин должен знать, что ничто не может произойти без предвидения Бога. Кого можно считать пророком? Как отличить подлинного пророка от ложного? Об этом пишет в «Новом библейском словаре», в статье «Пророки и пророчества», Дж.А.Мотьер, заместитель декана Клифтонского богословского колледжа в Бристоле. Вопрос о подлинности пророков нередко поднимается в Библии ( 3Цар. 22 ); ( Иер. 28 ); ( 3Цар. 13:18–22 ). Ответить на него важно не просто с научной, но и с практической точки зрения. Каковы же критерии подлинности пророков? Одним из таких критериев профессор Мотьер считает у лжепророков то, что он называет «пророческим экстазом». Это состояние могло наступать внезапно, а могло и вызываться определёнными воздействиями, в частности – особыми видами музыки. Можно смело считать его необычным и подозрительным: оно включало полную потерю личности, чувства страха и боли. «Пророческий экстаз», широко распространённый в Ханаане, был связан там с культом Ваала. Разумеется, сам по себе он не составляет единственного основания для того, чтобы объявить того или иного пророка ложным. Его временами испытывали и пророки подлинные, прежде всего Исаия (в Храме) и Иезекииль.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Свет - великое благо. Но что бы понять и оценить его значение в своей жизни, люди должны иметь представление и об отсутствии света. Ради этого Господь отделил свет от тьмы, назвав светлое время днем, а темное - ночью. И у дня, и у ночи есть своя красота, своя поэзия. Про человека необразованного и неразумного мы говорим, порой, «темнота» или «темный человек». Говорим также при случае: «тьма невежества», «тьма греховная», «дело темное» и т.п. Про разумного и изобретательного человека часто говорят: «светлая голова», образование называем также «просвещение», человека благородного, доброго, честного и сострадательного иногда называем: «светлая личность». Великого ученого, прославившегося глубокими познаниями в каком-либо предмете, называем «светило», благодатного старца, мудрого наставника многих людей называют «светильником». Говорим: «лицо потемнело» - от гнева или от горя, или «просветилось лицо его» - радостью. Сам Господь наш Иисус Христос не раз употреблял эти эпитеты в своей речи. Так апостолам он сказал: «Вы - свет мира» (Матф.5:14). И говорил: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . (Матф.5:16). Еще сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Матф.6:22), имея ввиду, разумеется, не вещественный свет. Еще сказал однажды иудеям: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Иоан.12:36). Еще говорил Господь: «...Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан.3:19). И много еще можно привести примеров, о том, как выразительно, ясно и красиво бывает выражена мысль, когда в словах правильно применены эпитеты света и тьмы. Но нам и так уже ясно, что, в символическом смысле, свет - образ знания, мудрости, радости, правды и праведности. Тьма - образ неведения, невежества, несчастья, тайного зла и коварства. В тоже время, наличие тьмы способствует особенному пониманию достоинств света, также тьма благоприятна для углубленной молитвы.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/19/...

   Сколь важна есть сама по себе тайна причастия, мы видим то из слов Божественнаго ея Уставителя. Он в самое то время, в самую ту священную ночь, в которую предуготовлял Себя к страданию и к принесению в жертву за спасение наше, сказал святым Своим ученикам и апостолам: «Желанием возжелех пасху сию ясти с вами, прежде даже не прииму мук» (Лук. 22:15), то есть, с нетерпеливостию ожидал Я сего часа, чтобы после всех Моих благодеяний предложить вам сию последнюю трапезу, и потом уже с радостию пойду на смерть. Когда же напитал их сею безсмертною пищею, сказал: «Отселе не имам ясти от нея, дондеже скончаются во царствии Божии» (Лук. 22:16); то есть, совершил Я последнее, вожделенное для Меня, пирование с вами, и сие есть начало будущаго на небесех блаженства, которое иду Я уготовать вам, дети.    Когда же Сам Божественный Спаситель с великим и горячим желанием ожидал того времени, в которое бы оставить сию тайну Церкви Своей, яко дражайший залог любви Его, то и должно сие заставить нас внимательно испытать, какое, присем, было намерение Его, и с каким приуготовлением к ней надлежит приступать нам, христианам.    Уставлена сия святая тайна, по словам Самого же Иисуса Христа, во-первых, с тем, чтобы мы, совершая оную, воспоминали страдания Его и смерть. Вотъ — самыя Его слова: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лук. 22:19). Любезные ученики! когда вы, яко дети единаго Отца, будете все собираться вкупе, не забудьте Моих благодеяний; вспомните, до чего Я снизшол для спасения вашего. Оставил блаженныя Отеческия недра: славу, «юже имех, прежде» даже «мир не бысть» (Иоан. 17:5), скрыл под видом бренной, Мною принятой, плоти, — облекся в рабий зрак, алкал, жаждал, странствовал, не имея, где главы приклонити. Когда же болезни немощных исцелял, когда чудесами открывал действие обитающаго во Мне Божества, когда изъяснял истину спасения и волю Пославшаго Мя, — вместо благодарности, был поношением и хулою для ожесточенных и завистливых душ, а потом осужден и на крестную смерть. Вы, Мои ученики, всему тому — свидетели: вы, пребывшие со Мною в напастях Моих, не забудьте сих благодеяний, оказанных вам и, в лице вашем, всему человеческому роду. Се, уставляю вам и всем, которые чрез вас будут составлять одно общество Церкви, сие таинство тела и крови Моей, — уставляю в Мое воспоминание. Когда вы, по исполнении служения Богу-Отцу, будете раздроблять сей хлеб, вспомните, что подобным образом все члены тела Моего были раздробляемы жесточайшими мучениями. Когда вы будете взирать на сие вино, вспомните, что подобным образом Моя кровь проливалась на кресте, как теперь она изливается к напоению вашему. «Сие творите в Мое воспоминание» (Марк. 8:38) всегда, до того времени, как прииду во славе Отца Моего. Вот, с каким великим намерением уставлена тайна сия!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Недавно я читал воспоминания одного из участников войны 1812 года . Он пишет о том, что в армии ходили слухи (ошибочные) о предательстве некоторых высших офицеров. Однако даже тем, кто в них верил, в голову не приходило, что теперь они могут с полным правом дезертировать. Чужое предательство никак не оправдывает своего — это так в обычной армии, это так и в Воинстве Христовом. Вторая истина — Ваш выбор по отношению к Церкви есть выбор по отношению ко Христу . Это не выбор по отношению к Патриарху, священникам, или кому бы то ни было еще. Мы крещены, потому что Христос сказал: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:16)”. Мы приступаем к Причастию потому, что Он сказал “сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. (Лук.22:19)” и настаивал на том, что “если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. (Иоан.6:53)”. Христос установил, как именно мы должны проявить веру в Него, если относимся к ней сколько-нибудь серьезно. Отказываясь со страхом Божиим, верой и любовью приступить к Чаше, мы отказываемся от Христа. Это — очень серьезные слова, но они не мои. Перечитайте слова Господа чуть выше. Молиться, как мы молимся перед Причастием “Вечери Твоея Тайныя, днесь, Сыне Божий, причастника мя прими”, а потом уйти от Чаши потому, что нам не понравилось, как священноначалие реагирует на тот или иной эпизод — значит полностью не понимать, о чем мы молимся. Здесь, в Чаше — дар вечной жизни, за который Господь заплатил Своей мукой и смертью. Отвернуться и уйти в знак политического протеста — значит просто не верить в это. Наше согласие или несогласие с теми или иными шагами священноначалия вообще не имеет отношения к делу. Единственное, что важно в сухом остатке — это то, повинуетесь ли Вы Господу и приступаете ли ко Святой Чаше. Но если мы говорим о людях, я хотел бы напомнить еще одну истину — скорее даже из области здравого смысла, а не богословия.

http://pravmir.ru/otpadenie-ot-very-i-py...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010