Глава наша Христос, говоря о крестной Своей смерти, сравнил себя с змиею, вознесенною на знамя. Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, сказал Он Никодиму, тако подобает вознестися Сыну человеческому ( Иоан. 3:14 ). Но и нам, Его членам, завещано быть мудрыми, как змия ( Матф. 10:16 ), да не како истлеют разумы наши от простоты, яже о Христе Иисусе ( 2Кор. 11:3 ). Мудрость змии между прочим состоит в том, что, желая совлечь с себя ветхую кожу, она входит в среду терния и при пособии его совлекает оную. Таким же образом и мы, взирая на главу нашу, увенчанную тернием и подражая мудрости змии, должны проходить сквозь терние скорбей и озлоблений, дабы в сем прехождении совлечься ветхого человека ( Кол. 3:9 ), тлеющего в похотех прелестных, и облечься в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины ( Еф. 4:22 ). Далее, возводя омраченные суетою и оскверненные пороком зеницы наши на пречистые и пресветлые очи Христовы, мы находим, что очи сии суть, яко очи голубине. Очи Его, говорится в книге Песни песней, написанной Духом Святым, яко голубине ( Песн. 1:14 ). Сии очи поучают нас, чтобы мы были, по наставлению Апостола, не только мудри, яко змия, но и цели, яко голубие ( Матф. 10:16 ). Голуби любят чистоту гнезд своих: должны и мы тщательно соблюдать чистоту сердец наших, дабы оне могли быть достойными жилищами снизшедшему некогда во образе голубине Духу Пресвятому. Естествоиспытатели уверяют, что голуби не имеют желчи, не язвят носом, а обороняются крылами, гнездятся в каменных расселинах, большею частию над водными потоками, вместо пения стонут, в пищу себе обыкновенно избирают лучшия зерна, и нежно охраняют и питают не только своих птенцов, но и чужих, и всегда летают дружно целыми стадами. Так и нам верным христианам прилично восседать над водами спасительных учений слова Божия, избирать лучшия толкования оного, а худшия отметать, охранять и созидать в вере не только своих чад и собратий, но и чужих приводить в недра матери нашей Церкви, удаляться гнева и мщения и от злобы врагов укрываться в язвах Христовых, стенать о грехах своих, а не веселиться о суетных радостях мира сего; не уязвлять ближних не только делом, но и словом обидным, с верными единомудрствовать о Божественных предметах, и на крилах истинные веры и благих дел, отражать оными нападения диавола, воспарять горе к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   Она анафематствует тех, которые утверждают, что пришествие Сына Божия в мир, Его страдание и смерть не нужны; осуждает тех, которые говорят, что искупление Сына Божия не есть единственное средство к оправданию нашему пред Богом. Но люди, которые не чувствуют нужды в спасении людей Богом, не имеют в себе даже начальных чувств христианской жизни и хуже язычников, сознававших свою виновность.    Она предает анафеме тех, которые не признают безмужнаго зачатия Сына Божия и почитают Христа Иисуса простым человеком. — Но это слепые иудейские книжники.    Она осуждает тех, которые утверждают, что пророки и апостолы писали свои писания не по вдохновению Духа Божия и Дух Святый не действует в сердцах верующих; осуждает тех, которые не принимают св. таинств. Но это опять люди, не понимающие ни себя, ни истории человечества и довольные языческою правдою.    Наконец она осуждает не считающих грехом бунтовать против государей. Но это враги человеческие и Божии.    Таким образом церковь поражает анафемою таких людей, которые осуждены откровением Божиим. Послушайте, что пишет возлюбленный ученик Христов Иоанн — «Всяк дух, — говорит он, — иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, сей от Бога несть и есть антихристов» (1 Иоан. 4:3). Послушайте, что проповедует ап. Павел? Он учит: «аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (1 Кор. 16:22). «Аще мы, или ангел с небеси благовестит вам паче, еже благовестихом вам; анафема да будет» (Гал. 1:8).    Что скажут еще против суда церкви? Страшно, говорят, подумать, какой грозный суд произносит церковь, — церковь, которой глас, казалось, должен быть гласом одной любви? Да, братия, страшно; страшно потому, что суд церкви есть суд Божий, суд Сына Божия. О! кто даст нам трепет Иеремии, трепетавшего за Иерусалим, поражаемый гневом Божиим? Кто даст потоки слез, которые проливал пророк Божий, оплакивая участь Израиля нечестивего? Но что говорю я о трепете и слезах Иеремии? Такой ли трепет, такие ли слезы, такая ли скорбь необходимы нам, когда слышим суд Божий, осуждающий грешника на вечные муки? О! братия! «страшно...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2971...

Лже-пастырство есть самый болезненный бич, уязвляющий Пречистое Тело Христово. Никакие грехи человеческие не могут быть сравниваемы с грехом лже-пастырства. Отец лже-пастырей есть дьявол , по слову Христову: «Ваш отец дьявол» ( Иоан. 8:44 ). Всякий, кто не имеет духа Христова, благоухания евангельского, горения апостольского, тот и не Его ( Рим. 8:9 ), а кто не Христов, то чей же? Ложные пастыри, свою волю (а не волю Христову) творящие, ходящие вслед своих страстей и похотей, суть бич Церкви. Борьба с лже-пастырями трудна, ибо вырывая их, въевшихся в святое тело Церкви, ранится тело. Но борьба с ними нужна – молитвой и действием. И особенной ответственности подвергаются архипастыри, «скоро возлагающие руки» ( 1Тим. 5:22 ). Огненные, страшные слова изрекают Божьи Уста чрез пророков на пастырей, не пасущих Божьего стада, не служащих Единому Пастырю. Пророки описывают не только полное равнодушие пастырей к делу пастырства, но и преступность их. На войне враг стремится более всего овладеть начальниками армий, проникнуть в штаб, в управление войсками, дабы изменой одного человека произвести большее опустошение в рядах противника, чем победой на открытом поле сражения. И в духовной войне, враг, противостоящий Пастырю, изощряет все усилия, дабы овладеть пастырями Церкви: прежде всего – епископами, священниками, клириками, монахами; далее – учителями, писателями, начальниками государств, родителями, воспитателями… дабы чрез них парализовать силу Церкви Господней и наиболее удобно совершить гибель человечества. Пробравшись на священную кафедру, враг может произвести в стаде большее опустошение, чем воинствуя в союзе воинствующих безбожников или чрез декреты безбожного правительства. Развалить внутри – его цель… И вот он подбирается не только к спящим, но и к дремлющим пастырям, и овладевает их чувствами, словами и действиями, дает им свой дух, – дух, от которого духовно погибают люди, переставая верить в святое. Врагу нужно, чтобы «соль перестала быть соленой» ( Мф. 5:13 ), чтобы христиане потеряли дух Божий, пастыри потеряли Единого Пастыря ( Ин. 10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Мы же, Православные, да не возгордимся торжеством нашей Церкви! Благодарим Бога, давшего торжество истине. Благословим Помазанника Его, Благочестивейшего Государя Императора, покровительствующего Православной Церкви. Но и да не оскорбим отеческого Его сердца неприязненными чувствами к иноверным, но не чуждым для нас здешним обитателям. Прострем к ним объятия любви Христовой. Будем молиться, да Всевышний устранит причины разъединения умов; да падет средостение вражды, и Церковь Западная да соединится по-прежнему с Восточной и да будет едино стадо (Иоан. гл. 10, ст. 16), как единый есть Пастыреначальник и Глава церкви, Спаситель наш Иисус Христос ! Благословите же Господа вси раби Господни, во дворех дому Бога нашего. Аминь. II слово при освящении храма во имя Успения Божией матери в Пожайском монастыре говоренное 22 сентября 1840 года. 4 Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил! Желает и скончаваетея душа моя во дворы Господни. ( Псал. 83 . ст. 1 и 2). Если Священный Псалмопевец, изрекая восторженные слова сии, имел в виду обители земные, посвященные славе Господней, то мы можем воскликнуть оные в обители, которую сподобились обновить ныне посвящением во славу Всевышнего и к преуспеянию нашей Православной Церкви. Храм величествен зодчеством, драгоценным изяществом; обитель мирная; окрестности природой украшенные, но пустынные, – столь приличные иноческому уединению. Один из богомольцев, посещая места сии, одушевлялся священным восторгом, желал сокрыться здесь на всю жизнь от мирских треволнений, и от полноты сердца восклицал: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи! желает и скончавается душа моя во дворы Господни. И коль неизреченны судьбы Всевышнего в обречении обители сей на служение Церкви Православной! Она недавно еще принадлежала церкви, коей владыки, забывая часто священнейшие свои обязанности, предавались мирскому честолюбию и властолюбию, колебали спокойствие народов и государств. Подчиненное им духовенство не могло поступать иначе. И вот вскипел безумный мятеж, возбужденный врагами Отечества, на гибель самих зачинщиков. Иноки беззаконные, посвятившие себя во образ кротости, смирения, любви к ближнему, повиновения властям, забыв долг свой, сделались орудием крамолы, возбуждают паству свою восстать на Помазанника Господня, пролить кровь собратий своих. Мятеж пал! И вот, по мановению Царя и слову Церкви Православной, благочестивые иноки из среды России текут населить обитель сию, на праве Государства, на пределах Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Но как же это, святой Апостол? Разве Спаситель не обрел вечное искупление для всех единою Себя, принесши ( Евр. 9:12,28 )? Разве кровь Сына Божия не довлеет к очищению грехов мира ( Иоан. 1:7 )? Разве закон духа жизни о Христе Иисусе недостаточно ограждает от осуждения и смерти тех, кои ходят не по плоти ( Рим. 8:1 )? О, обрел Он вечное искупление, ответствует богомудрый Павел; довлеет кровь Сына Божия ко очищению грехов мира; достаточен сам в себе духовный закон жизни, ограждающий нас от греха и осуждения. Но что делать, когда грех так глубоко проник природу человека, и человек так неотклонимо прилепился ко злу, что и после того, как Божественный Искупитель непрестанно влечет грешника ко спасению силой заслуг Своих, спасаемый грешник опять стремится в бездну греха и погибели, и, возрождаемый к жизни Божией, паки умирает Богови, да живет греху? Что делать при таком растлении природы человеческой? Уже ли восходить на небо, чтобы оттоле опять Христа свести на землю? Уже ли возводить Его паки на Голгофу, чтобы оттоле паки низвести в бездну ада ( Рим. 10:6 )? Нет, братия, нет! Во глубине премудрости и благости Божией сокрыты иные средства, чтобы спасти и тех из нас, кои согрешают уже по приятии разума истины. В триипостасном совете Божием положено, чтобы по совершении дела искупления пребывал с нами на земле уже не Искупитель Сын Божий, но Дух Святой, который, обитая в нас, возрождал бы нас к жизни духовной, укреплял, утешал, способствовал нам в немощах наших ( Рим. 8:26 ), и молился в нас, совоздыхая нам воздыхании неизглаголанными ( Рим. 8:26 ), а Сын Божий, убив крестом вражду ( Еф. 3:16 ), между небом и землей, вошел бы в небесное святое святых, дабы Своим предстательством пред Богом Отцом, присно поддерживать мир с землей и спасать тех из грешников, кои, раскаиваясь в своих согрешениях, и до седьмижды семидесяти раз учиненных (Мф. 18:22), паки будут приходить чрез Него к Богу с верой и духом сокрушенным. Для того и жив есть, говорит тот же Апостол, во еже ходатайствовати ( Евр. 7:25 ), так что, аще кто согрешит, говорит другой Апостол, ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа Праведника ( 1Иоан. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Но как же являет Себя Иисус Христос, будучи Главою Церкви? Он возлюбил Свою Церковь до того, что Себя предал за нее. Некогда Церковь, т.е. все человечество, была не чиста, порочна и безобразна. И Христос не отвратился от ее безобразия, но пересоздал ее, исправил, простил ее грехи. Он не только смыл ее нечистоту, но изгладил и старость, истребив ветхого греховного человека. Не к насилиям, порицаниям и угрозам прибегал Он для этого, а достиг того великою о ней заботливостью и самоотверженной любовью. Чтобы очистить ее, Он нашел для этого приличное омовение в таинстве св. крещения (1 Кор. 6, 11; Деян. 2, 38; 22, 16); чтобы освятить ее, Он дал ей Свое евангельское божественное слово истины и веры (Иоан. 17,17; Римл. 10,8; Ефес. 6,17 и др.). Свои заботы о чистоте, святости и непорочности Церкви Он простер до того, что пожертвовал даже собственною жизнью для этого. Вот образец христианских отношений мужа к жене. Искренно возлюбив ее, всем сердцем, он все делает к ее славе и возвышению; в его отношениях к ней не может быть и тени насилия или унижения. Жена слабее мужа, и слабость ее для него служит только большим побуждением к тому, чтобы помогать ей, поддерживать и защищать ее; употребить эту слабость как повод к каким-нибудь притеснениям жены, немыслимо для него. Всякие нужды и потребности жены, физические и нравственные, он благоразумно старается удовлетворять. Все даже малейшие недостатки жены служат для него предметом беспокойства, самых сильных забот и самопожертвований. Жена естественно и внутренно соединена с мужем; она есть его собственное тело. Отсюда не любить жены - значит не любить самого себя. Сообразно с этим, и обязанности, предписываемые жене, не заключают в себе ничего противного ее интересам и достоинству. Она должна любить своего мужа так же, как Церковь любит Господа. Церковь же свято и богобоязненно исполняет Его волю; так поступать должна и христианская жена по отношению к своему мужу. Она должна повиноваться ему, как Господу Богу (Ефес. 6, 6, 7). Муж является для нее как бы представителем Иисуса Христа и потому не может предлагать ей каких-нибудь незаконных требований.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2006...

Но люди, которые не чувствуют нужды в спасении людей Богом, не имеют в себе даже начальных чувств христианской жизни и хуже язычников, сознававших свою виновность. Она предает анафеме тех, которые не признают безмужнаго зачатия Сына Божия и почитают Христа Иисуса простым человеком. — Но это слепые иудейские книжники. Она осуждает тех, которые утверждают, что пророки и апостолы писали свои писания не по вдохновению Духа Божия и Дух Святый не действует в сердцах верующих; осуждает тех, которые не принимают св. таинств. Но это опять люди, не понимающие ни себя, ни истории человечества и довольные языческою правдою. Наконец она осуждает не считающих грехом бунтовать против государей. Но это враги человеческие и Божии. Таким образом церковь поражает анафемою таких людей, которые осуждены откровением Божиим. Послушайте, что пишет возлюбленный ученик Христов Иоанн — «Всяк дух , — говорит он, — иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, сей от Бога несть и есть антихристов» (1 Иоан. 4:3). Послушайте, что проповедует ап. Павел? Он учит: «аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (1 Кор. 16:22). «Аще мы, или ангел с небеси благовестит вам паче, еже благовестихом вам; анафема да будет» (Гал. 1:8). Что скажут еще против суда церкви? Страшно, говорят, подумать, какой грозный суд произносит церковь, — церковь, которой глас, казалось, должен быть гласом одной любви? Да, братия, страшно; страшно потому, что суд церкви есть суд Божий, суд Сына Божия. О! кто даст нам трепет Иеремии, трепетавшего за Иерусалим, поражаемый гневом Божиим? Кто даст потоки слез, которые проливал пророк Божий, оплакивая участь Израиля нечестивего? Но что говорю я о трепете и слезах Иеремии? Такой ли трепет, такие ли слезы, такая ли скорбь необходимы нам, когда слышим суд Божий, осуждающий грешника на вечные муки? О! братия! «страшно... впасти в руце Бога живаго» (Евр.10:31). А суд церкви, повторяем, есть суд Божий. Но зачем он — не суд любви? Затем, братия, что нераскаянный грешник не понимает, не принимает суда любви, тогда как церковь одного и желает для всех — спасения вечного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2971...

Приготовление к празднованию сошествия св. Духа на Апостолов начинается с преполовения Пятидесятницы, то есть, со среды четвертой недели по Пасхе. Св. Церковь , предлагая в праздник Пятидесятницы благовествование Иоанна о торжественном воззвании Господа к иудеям, коим призывал Он в последний день праздника кущей идти к живоносной воде Его, давая тем разуметь имевшее скоро последовать обильное излияние Духа Святого ( Иоан. 7:37 – 39 .), – гласом Самого Господа начинает возбуждать жажду к сему новому, божественному питию, еще со дня преполовения праздника. В сем намерении воспоминает она в день преполовения и богодухновенные вещания древних Пророков, относящиеся к сему излиянию Духа Святого: предречение Михея о новом закон от Сиона 16 , воззвание Божие чрез Пророка Исайю: жаждущие идите на воду 17 и приглашение Премудрости, создавшей себе дом и созывающей к себе на чашу чрез премудрого Соломона ( Притч. 9 .). В сем же намерении она влагает в уста каждого верующего сию, часто повторяющуюся в день преполовения, песнь: преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами; яко всех Спасе возопил еси, жаждай да грядет ко Мне и да пиет 18 . И в других молитвенных песнях своих обращаясь к Господу Иисусу, Источнику жизни и бессмертия, молит Его, чтобы Он по неложному Своему обетованию ниспослал верующим Духа Своего Святого, от Отца исходящего 19 : а обращаясь к верующим, заповедует им хранить чистое жительство, яко да св. Духа пришествие восприимут 20 . Таким образом день преполовения Пятидесятницы, хотя, по выражении церковной песни, озаряется светлостию от обоих великих праздников, – отсюду божественныя Пасхи божественейшею светлостию, отеонуду же Утешителевою благодатью 21 ; но в образе празднования более приготовляет к предстоящему празднеству, нежели напоминает о совершившемся. Таким же духом проникнуты службы и прочих дней до отдания праздника преполовения. Ближе к празднику Пятидесятницы воспоминается девятидневным торжеством вознесение Иисуса Христа на небо; но этим не прекращается приготовление к великому дню Пятидесятницы, напротив становится еще торжественнее. Обращаясь к вознесшемуся Господу, св. Церковь умоляет Его от лица чад своих. Владыко, не остави нас сирых, но посли, якоже обещал еси, нам Духа Твоего пресвятого, наставляюща и утверждающа и просвещающа и освящающа души наши 22 . Как Апостолы по вознесении Господа неотлучно пребывали в молитве и ожидании обетованного Утешителя с небеси; так св. Церковь своими песнопениями часто напоминает каждому стоять на духовной страже, в ожидании великого дня сошествия Св. Духа 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

слово Его» (Иер. 23:18)? И немного ниже: «и аще бы стали в совете (ν τ ποστασει) Моем, и слышали... словеса Моя» (Иер. 23:22). Ипостась есть сущность, и не иное что означает, как самое существо. Это Иеремия называет бытием (παρξις), говоря: «не слышаша гласа бытия» (Иер. 9:10). Ибо Ипостась и сущность есть бытие. Бог есть и имеет бытие. Сие разумея и Павел написал к евреям: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3). Эти же, думающие о себе, что знают Писания, и именующие себя мудрыми, поскольку не хотят употребить о Боге слово: «ипостась» (а это написали они на Соборе Ариминском и на других своих Соборах), не справедливо ли низложены, когда и сами, подобно безумному, говорят в сердце: «несть Бог» (Псал. 13:1)? Еще же Отцы в Никее учили, что Сын Слово не тварь или произведение, потому что читали: «вся Тем быша» (Иоан. 1:3), и: «Тем... создана быша... всяческая, и в Нем состоятся» (Колос. 1:16, 17). Но эти, более ариане, нежели христиане, на других своих Соборах осмелились Сына назвать тварью, одним из тех созданий, которых Зиждителем и Творцом есть само Слово. Ибо если «вся Тем быша», а сам Сын есть тварь, то сотворил Он и самого Себя. Но как творимое может творить? Или как Творящий творится?    5) Так, не стыдятся они утверждать подобное сему, за что и ненавидимы всеми, выставляют просто на вид Ариминский Собор, когда доказано, что на этом Соборе они низложены. И если взять это выражение, написанное в Никее, что «Сын единосущен Отцу», за которое они, как показывают, препираются с Собором и о котором всюду жужжат, как комары, то или по неведению претыкаются о него, как претыкающиеся о положенный в Сионе камень преткновения (Рим. 9:33), или хотя и знают, но потому именно спорят и непрестанно вопиют, что оно служит подлинно самым строгим приговором их ереси. И оскорбляет их не выражение, но заключающееся в выражении их осуждение. И в этом опять виновны сами они. Если же хотят они скрыть это, хотя и знают, то нам следует сказать, чтобы и из сего явствовала совершенная точность великого Собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2566...

2) О самом Себе, как единородном Сыне Божием, пришедшем в мip для примирения и воссоединения человека с Богом ( Иоан. 3. 16; 17, 21 ), о своих спасительных страданиях, смерти и воскресении (Мат. 12, 40; 16, 21). 3) Наконец о человеке падшем, поврежденном ( Иоан. 3,7 ), и о средствах, как он может восстать и усвоить себе спасение, может возродиться ( Иоан. 3, 5 ), освятиться ( Иоан. 17, 11. 17 ), воссоединиться с Богом чрез своего Искупителя ( Иоан. 14, 6. 20 ), и таким образом достигнуть вечно-блаженной жизни за гробом ( Иоан. 3, 16 ). Сущность закона деятельности, сообразно с законом веры, Христос выразил в двух главных заповедях: 1) В заповеди о самоотвержении. Иже хощет по мне ити, говорил Он, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет ( Марк. 8, 34 ). Заповедь, очевидно, направленная к искоренению в нас самого начала всякого греха – гордыни или самолюбия ( Сир. 10, 15 ), след. к очищению нас от всякой скверны плоти и духа ( 2Кор. 7, 1 ), к отложению нами, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных ( Еф. 4, 22 ), который никогда не внидет в царствие Божие ( Иоан. 3, 5 ) 319 . И это самоотвержение, по слову Господа, должно обнаруживаться в том: а) чтобы мы оставили прежний, порочный образ жизни и покаялись во всех своих грехах (Мат. 3, 2); б) чтобы мы охотно отказывались от всяких предметов мipa, хотя бы они были для нас столько же дороги, как собственный наш глаз, или рука, или нога, если только приметим, что они соблазняют нас и влекут ко грехам (Мат. 5, 29–31); в) чтобы даже оставляли дом свой, отца, матерь и семейство, если увидим, что иначе невозможно нам отстать от нечестия и достигнуть спасения ( Марк. 10, 29 ; Лук. 14, 26 ); г) чтобы мы старались не согрешать не только делом, но даже мыслию И словом (Мат. 5, 28; 12, 36). 2) В заповеди о любви к Богу и ближним (Мат. 22, 37–39), – заповеди, имеющей целию укоренить в нас, вместо прежней, греховной, семя новой жизни, святой и богоугодной ( Иоан. 13, 84 ); привнести в нас союз нравственного совершенства ( Кол. 8, 14 ), и чистых, обновленных, действительно, воссоединить нас с Богом ( Иоан. 17, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010