Кирилл, митрополит Московский и всея Руси Происходил из княжеского рода. С ноября 1566 года – архимандрит Троице-Сергиева монастыря. Спустя два дня после низвержения святителя Филиппа (Колычева, † 1569; память 9/22 января, 3/16 июля), 11 ноября 1568 года, хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского, но в противоположность низверженному святителю отличался слабою волею и был безмолвным свидетелем жестокостей царя Ивана Грозного. 24 мая 1571 года, когда крымский хан Девлет Гирей сжег Москву, святитель спасся в Московском Успенском соборе, где усердно молился об избавлении от вражеского нашествия. Скончался 8 февраля 1572 года. Погребен в Московском Новинском Введения Пресвятой Богородицы монастыре. Литература: Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890, ч. 1. – С. 92. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1405. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 97. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 6, 139. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад. 1894, 9. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 10. – С. 397. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1305. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 665. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 4, ч. 2. – С. 352 (приложение). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никандр, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский С 1543 по 1545 годы – игумен Троице-Сергиева монастыря. 17 марта 1549 года хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан архиепископа. В 1551 году принимал участие в Стоглавом Соборе. В 1552 году крестил в Троице-Сергиевом монастыре старшего сына царя Ивана Грозного Дмитрия. В 1553 году участвовал в Соборе по поводу еретических учений Матвея Башкина, Феодосия Косого. В 1555 году архиепископ Никандр принимал участие в хиротонии первого Казанского святителя – архиепископа Гурия († 1563; память 5/18 декабря). В 1563 году владыка участвует во встрече царя Ивана Грозного после полоцкого похода. В 1564 году в связи со смертью митрополита Макария принимал участие в избрании митрополита Московского и всея Руси Афанасия († до 1575). В 1564 году царь Иван Грозный оставил трон и удалился в Александровскую слободу. Архиепископ Никандр вместе с четырьмя владыками и несколькими архимандритами ездили в Александровскую слободу и били челом царю о его возвращении. 25 июля 1566 года участвовал в хиротонии митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева, † 1569; память 9/22 января, 3/16 июля). Скончался 25 сентября 1566 года в Москве от паралича. Погребен в Троице-Сергиевом монастыре. Архиепископ Никандр пользовался расположением царя Ивана Грозного и получил от него жалованные грамоты на многие села, деревни и угодия для своего архиерейского дома. Литература: Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890. – Ч. 1. – С. 82. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл.– корр. А. А. Титова /Изд. «Общества любителей древней письменности». – СПб., 1890. Титов А. А. Ростовская иерархия (материалы для истории Русской Церкви). – М., 1890. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1418. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 138, 332. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 2. – С. 334. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 11. – С. 276. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 23. Макарий (Булгаков) . История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1996. – Т. 4. ч. 1. – С. 126, 140, 160, 166, 235. Макарий (Веретенников) , архимандрит. Свидетельства источников о Ростовском архиепископе Никандре (1549–1566)// Церковь в истории России. – М., 1998. – Сб. 2. – С. 66–80. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пафнутий, епископ Суздальский и Тарусский В 1566 (по Н. Д., в 1567) году хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского. В 1568 году царем Иваном Грозным в Соловецкий монастырь была отправлена следственная комиссия, которая должна была собрать обвинительный материал для привлечения митрополита Филиппа (Колычева, † 1569; память 9/22 января, 3/16 июля) к соборному суду. Следственную комиссию, составленную из личных врагов митрополита Филиппа, возглавлял епископ Суздальский Пафнутий. Клевреты царские употребили все: и ласки, и угрозы, и дары, и обещания почестей, чтобы найти между иноками лжесвидетелей на митрополита, и действительно некоторых увлекли. Записав клеветы и взяв с собою клеветников, царские послы возвратились в Москву. Немедленно открыт был Собор в присутствии самого государя и бояр для суда над митрополитом. Вскоре после суда и мученической кончины митрополита Филиппа царь Иван Грозный осознал свою несправедливость против святого мужа и излил свой гнев на клеветников. В их числе был и епископ Суздальский Пафнутий, который, по словам А. Н. Муравьева, «скоро получил мзду: заточение было ему наградою». Скончался 26 ноября 1570 года (по Н. Д., скончался 26 ноября 1569 года). Литература: Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 655. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 44. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – С. 667. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 407. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 4, ч. 1. – С. 168, 170; т. 2, ч. 2. – С. 357. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пахомий, епископ Ростовский и Ярославский и Угличский С 1196 года жил в Киево-Печерском монастыре, где и пострижен в монашество. В 1201 году назначен игуменом Высокопетровского монастыря в Москве и исполнял обязанности духовника великого князя Константина (память 23 мая/5 июня, 8/21 июня, 3/16 июля). 10 ноября 1214 года хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского и Угличского. Скончался в 1216 году и погребен в Успенском соборе. Епископ Пахомий известен своим образованием, «исполнен книжного учения». На его попечении семилетним ребенком оставался Василько (Василий), князь Ростовский (память 23 мая/5 июня). В Ростовской летописи о епископе Пахомии сказано: «Сей блаженный епископ был избранник Божий и истинный пастырь, а не наемник, агнец, а не волк; не собирал он богатства от чужих домов и не хвалился им, но еще обличал грабителей и лихоимцев; усердно пекся о сиротах, был весьма милостив к убогим и вдовицам, смирен, кроток, исполнен книжного ученья, всеми способами утешал печальных... прежде был добрым чернецом в Печерском монастыре пять лет, потом управлял черноризцами в монастыре св. Петра (вероятно, в Ярославле. – Сост.) тринадцать лет, наконец, два года держав епископию, отошел к Богу» (в 1216 году). Летопись называет епископа Пахомия «искренним, бескорыстным и обличителем хищников и мздоимцев, щедрым, сострадательным». При нем был заложен знаменитый Спасо-Ярославский собор. Литература: Титов А. А. Описание Ростова Великого. – М., 1891. – С. 114. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. – 3-е изд., с доп. – СПб., 1882. – Т. 1, март. – С. 310. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1417. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 330. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 22. Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл.-корр. А. А. Титова . – СПб., изд. Общества любителей древней письменности, 1890. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – С. 668. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 17. – С. 193. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 299. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Серапион, епископ Вологодский и Белозерский (Лятошевич или Лятушевич Симеон) Родился в 1705 году. Образование получил в Киевской духовной академии. В монашество пострижен в Братском Богоявленском монастыре. Занимал должность члена духовной консистории. 9 марта 1740 года назначен архимандритом Тверского Отроча монастыря. 3 февраля 1741 года перемещен архимандритом Калязинского Макариева-Троицкого монастыря. С 30 марта 1745 года – епископ Можайский и Волоколамский, викарий Переславль-Залесской епархии. С 3 марта 1753 года – епископ Переславль-Залесский и Дмитровский. 29 октября 1753 года переведен на кафедру Вологодскую и Белозерскую. 18 ноября 1759 года разбит параличом (отнялся язык, не действовала правая рука). В декабре 1761 года уволен на покой в Спасо-Прилуцкий монастырь. Скончался там же 22 апреля 1762 года. Погребен в Вологодском Софийском соборе. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 73. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 135, 449, 452, 732. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721 – 1871 гг.). – М., 1872, 73. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 15, 48, 64. Вологодские епархиальные ведомости. – 1866, 16. Исторический вестник. – СПб., 1886, июнь. – С. 620–621. –»– 1904, январь. – С. 132. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1879, май. – С. 32. Православный собеседник. – Казань, 1907, ноябрь. – С. 718. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 709. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 541. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 342. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Симеон, епископ Суздальский и Тарусский (Стремоухое или Безбородый) Ученик и постриженник преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9/22 сентября). С 1507 года – архимандрит Московского Спасо-Андроникова монастыря. На Соборе в июле 1509 года архимандрит Симеон являлся одним из обвинителей святителя Серапиона († 1516; память 16/29 марта), архиепископа Новгородского. До соборного суда, когда святитель Серапион был помещен в Спасо-Андроников монастырь (где архимандрит Симеон был настоятелем), «озлоблял его зельно». 21 августа 1509 года хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского. 3 августа 1511 года участвовал в хиротонии митрополита Московского и всея Руси Варлаама. Скончался 12 ноября 1515 года и погребен в городе Суздале. Литература: Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – СПб. и Киев, 1881. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). – 1853. – С. 407–409. Диев М. Я., протоиерей. Вторичная поверка иерархических каталогов древних Российских епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). – 1858–1859. – С. 426–429. Григорий, архимандрит. Список настоятелей Московского Спасо-Андроникова второклассного монастыря и судьба их. – 2-е изд. – М., 1890. – С. 9. Титов А. А. Суздальская иерархия (материалы для истории русской церкви). – М., 1892, вып. 4. – С. 51–52. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 422. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 169, 655. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 44. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 458. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 5я Неделя Великого поста I. Евангельское чтение. Зачало (35) от Марка: 10:32–45 32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. 35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения Евангельское чтение пятой недели великого поста состоит из двух частей. В первой части (32–34) Иисус Христос, как всеведующий Бог, предсказывает своим двенадцати ученикам о своих добровольных страданиях, смерти и воскресении, в том же порядке, в каком они во всей точности исполнились на самом деле. « Вот, мы восходим » — говорит Он — «в Иерусалим», где должны совершиться Мои страдания, « и сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам » иудейским (Мат. 26:57; Мар. 14:53 ) « и осудят Его на смерть » (Мат. 26:66; Лук. 22:6, 4 ), « и предадут Его язычникам », язычнику Пилату, римскому игемону (Мат. 27:2; Мар. 15:1; Лук. 23:1 ), « и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его » во дворе архиерейском (Мат. 26:67; Мар. 14:65; Лук. 22:63–64 ), пред Иродом (Лук. 23:11 ) и Пилатом (Мат. 27:27–32; Мар, 15:16–19; Иоан. 19:1–5 ), « и убьют Его » распятием на кресте (Мат. 27:21–50; Марк. 15:20–37; Иоан. 19:16–30), « и в третий день воскреснет » из гроба (Мат. 28:1–7; Мар. 16:1–8. 10; Лук. 24:1–11; Иоан. 19:1–18).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

1 Сост. по «Опыту библейского словаря собственных имен» прот. П. Солярского, т. IV, с. 701—703 и «Опыту православного догматического Богословия» епископа Сильвестра т. IV, с. 419—423. 2 Благов. на Иоан., зач. 23, 104 и на об. 3 л. 34 на об., см. также л. 297 и на об. 4 («Книга о вере», л. 50 на об. п. 51) 5 («Книга о вере», л. 248 об.; сн. Златоустн. л. 96) 6 (Собор, л. 118) 7 Прол. 1 апреля. 8 Прол. 9 ноября. 9 Слово II о иноческом житии, с. 494—495, Казань, 1857г. 10 л. 356 об. 11 Нравоучение 46 на Евангелие от Иоанна 12 «Благовест.» От Иоан. зач. 24 13 («Благов.», л. 103—104). 14 Ивановский. Сн. кн. «Руководство к обличению русского раскола» К. Плотникова, 2-е изд., с. 291—298. 15 Gelas. Cyzicen. Comment. in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5. 16 Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ap. Binim). (сн. Кирилл Александрийский, Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638. 17 Concil. Nic. II, Act. VI, Lect. Epiphan. Diac. (Сн. «Православно-догматическое богословие» Макария, 1852 г., т. IV, с. 199—201). 18 Epist. Ad Smyrn. n. 7. 19 Apolog. 1, n. 61, в «Хр. Чт.», 1825, XVII, 99. 20 Adv. haer. IV, с. 34. 21 «Поуч. тайновод.», 1, п. 7, с. 440 по русскому переводу. 22 («Поуч. тайнов.», IV, п. 1, 2, 3—6, с. 434—456) 23 In Ioann. VI 24 In Marc. XIV 25 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 13, с. 250, 251, 252, 255). 26 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. XIII, с. 252). 27 («Послание восточных патриархов», чл. 17). 28 на Матф. беседа LXXXN, п.4 и 5, в т. III, с. 421. 29 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 30 Златоуст в беседе 2, на 2-е послание к Тимофею. 31 сн. соч. «Историч. догм. и таинств, изъяснение литургии» Ив. Дмитревского, изд. 1884 г., с. 238. 32 Четьи-Минеи, 12 марта. 33 («Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отец», с. 57, 65). 34 Четьи-Минеи, 23 декабря. 35 Пролог, 26 ноября. 36 Пролог, 25 декабря; «Поучение о пречистых тайнах». 37 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 38 («Послания о православной вере», гл. 17). 39 («Православное исповедание», ч. 1, ответ 56, 107).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

1 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. PG.40, 153 и 250, not. 37. 2 κ κοιλας — от чрева, вместо Иоан. 9:1: κ γενετς — от рождения. 3 Марк 3:17. 4 Т. е. единоипостасности божества. 5 ψηλαφμενος — букв.: будучи осязаем. 6 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?» 7 περιοσιον ср. Исх. 19:5. 8 γνσει , Cod. Seg. προγνσει . 9 ατος , но Фотий читает ατο — чудотворением Его (т. е. Христа). 10 Так у Фотия; в Cod. Seg. Θες . 11 κα μ φαινμενος ; y Фотия: κα φαινμενος ; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: κα μ βλεπμενος κα φαινμενος : не был видим, хотя и являлся (присутствовал). См. Исх. 3:4. 12 Cod. Seg. прибавляет: «и вместе». 13 νθρωπικο λγου , Фот. νθρωπνης σοφας — человеческую мудрость. 14 У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повинен». 15 Ср. Иез. 18:20: «сын не понесет вины отца»: 16 У Фотия прибавлено: «еще не явившийся на свет». 17 πτσις , Cod. Seg. πεσις . 18 Cod. Seg. прибавляет: «дотоле». 19 Cod. Seg. прибавляет: «или выглаживать шероховатость досок, или делать вобще то, чему ремесленник отец научает свое дитя по свойству своего ремесла». 20 τ βαθτερον , Cod. Seg. приб. κα μελαντερον — и чернее. 21 У Фотия прибавлено: «душе». 22 κ τς σαρκς — от плотскаго суемудрия. 23 Cod. Seg. приб. «теперь». 24 τ ζον , собст. животное. 25 Т. е. божественнаго. 26 Cod. Seg. добавляет: «Иисусом, родившимся». 27 Чтение: κα πεθοντο — «и уверялись, убеждались»: 28 Cod. Seg. добавляет: «к изследованию болезни, — стараются дознать: от рождения ли он слеп, и распрашивают родителей этого человека»: 29 Cod. Seg. приб.: «это». 30 Ср. Ам. 1и Ис. 1:1, 2:1, 37:2, 38:1. Родом из Фекои был собственно пророк Амос, которого св. Астерий считает отцом Исаии пророка, как и Климент Александрийский (Strom. 1, 21, — ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. некот. Но Иероним (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV — Hieron. t. VI, — col. 999) говорит, что пророк Амос не был отцом Исаии, так как последний пишется чрез алеф и цаде ( ) и в переводе на латинский язык значит: fortis, или robustus, — а имя пророка из двенадцати пишется чрез аин и самех ( ) и означает: populus avulsus. В греческом же начертание обоих имен одинаково: μς . Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

Вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, Его примете» ( Иоан.5:40–43 ). Еще прямее говорил Господь о зависимости веры в Него от любви к правде всем Иудеям: «Аз зане истину глаголю не веруете Ми... Сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте» ( Иоан.8:46,47 ). А раньше Господь прямо говорил им, что они дети дьявола и потому не понимают Его речей; в другом месте: «вы не верите, потому что вы не из овец Моих» ( Иоан.10:26 ), а своим ученикам Он обещал, что Дух Святый, грядущий после Его отшествия, «обличит мир о грехе, о правде и о суде: о грехе – что не веруют в Меня» ( Иоан.16:8,9 ). Следовательно и здесь Господь признает единственным препятствием к вере злое произволение человека. Так и апостол Иоанн предупреждает верующих что «кто не от Бога, тот не послушает нас» ( 1Иоан.4:6 ), т. е. не может уверовать. Итак прежде, нежели получит веру, человек должен возлюбить добро и возненавидеть зло, т. е. раскаяться. Посему Господь и укоряет фарисеев, что они не раскаялись и потому не могли поверить проповеди Предтечи ( Мф.21:32 ). Посему то самое явление Христа миру было предупреждено от Св. Предтечи проповедью и «крещением покаяния», да и сам Господь призывал прежде к покаянию, а затем уже к вере: «покайтеся и веруйте в Евангелие» ( Марк.1:15 ). Итак, если вера и зародиться в нас не может иначе как через подвиг благого произволения, то весьма понятно, что делами же вера достигает и совершенства, как говорит ап. Иаков ( Иак.2:22 ), а напротив, от беззаконий люди терпят «кораблекрушение» в самой вере ( 1Тим.1:19 ), которая сохраняется лишь в «чистой совести» ( 1Тим.3:9 ) и таким образом представляется делом постоянного «подвига», которым подвизается христианин ( 1Тим.6:12 ), или по посланию к Галатам, она является одним из плодов чистой духовной жизни, наравне с милосердием и воздержанием ( Гал.5:22 ). Не ясно ли из всех этих священных изречений то, что говорил божественный Златоуст: «никто находясь в заблуждении не захочет обратиться к вере, если предварительно не предпишет самому себе доброй жизни и никто не останется в неверии, если предварительно не решит навсегда остаться злым» (Бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010