5) Отсюда ясно, что все праздники православной Церкви в постепенном порядке раскрывают историю нашего искупления и освящения, и поэтому каждый христианин по примеру, преподанному Господом ( Иоан. 13:15 ; ср. Иоан. 10:2223 ) и апостолами ( Деян. 20:7–11 ; 1Кор. 1б:1–2), должен чтить их. 6) И так в церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении: Лук. 4:16 ; Иоан. 5:14 . Господь в праздники участвовал и делами милосердия, внушая при этом вообще не отлагать в праздники дел милосердия: Мф. 12:11–12 ; Лук. 13:15–16 . 7) По примеру И. Христа и апостолы также посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу. В ряду таких праздничных дней особенное значение и первенство имеет день воскресный, о котором апостол говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, и вера ваша!.. ( 1Кор. 15:14 ; срав. 1Кор. 5:8 ). Этот день в новозаветной церкви особенно важен: Мрк. 16:9 ; Иоан. 20:19 . 8) Что значит праздновать? – спрашивает святитель Филарет, митроп. моск., и отвечает: «Церковный праздник есть благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда и плоти и собирает силы для работных дней жизни (Св. III, 19, 3) – а потом «день, освященный для праздника, (прежде всего) должен решительно и вполне принадлежать Богу и Его храму (Сл. IV, 7). Если когда, то именно в эти праздничные дни каждый истинноверующий христианин должен посвящать себя на служение Богу, подобно тому, как христиане первенствующей Церкви посвящали эти дни преимущественному участию в молитве и богослужебных собраниях: Лук. 24:53 ; Деян. 20:7 . И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники. Колос. 2:16 . 9) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами при отрицании праздников. Гал. 4:9–10 ; Амос. 5:21;8:10 , Евр. 4:9 . XXXV. О посте 1) «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». ( Мф. 5:48 ). – Это высший идеал для человека, но так как помышления сердца человеческого – зло от юности его ( Быт. 3:21 ), то человек от своего идеального совершенства далеко, далеко удаляется, а Бог, желая всем спастись и в разум истины прийти, установил различные средства для приближения человека к совершенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

20) Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 21) Аристотель называет голубя " воинственным существом " и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7, 613 а 8; II 15, 506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 22) См. Быт. 8,11. 23) См. Исх. 14,3-29. 24) См. Исх. 15,25. 25) См. Числ. 20,11. 26) См. Матф. 3,16. 27) См. Иоан. 2,7; 7; 7,37; Матф. 10,42; Иоан. 4,6; 6,19; 13,14; Матф. 27,24; Иоан. 19,34. 28) См. Матф. 21,25. 29) См. Матф. 11,10 сл. 30) См. Деян. 19, 1-7. 31) См. Матф. 11,3. 32) См. Римл. 6,4-5. 33) Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 34) См. Матф, 8,24; 14,29-30. 35) См. Быт. 15,6-7. 36) О ком идет речь, неизвестно. 37) Имеется в виду апокрифическое сочинение " Деяния Павла и Феклы " . Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3,5). Фекла, как следует из текста " Деяний... " , - ученица и последовательница ап. Павла. 38) См. Деян. 8,26. 39) См. Деян. 8,29-39. 40) См. Деян. 9,15. Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона-кожевника гостил ап. Петр (9,43). 41) См. Лук. 6,30. 42) Пятидесятница - иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2,4-12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог-Отец и Бог-Сын, праздник носит более употребительное название " Троица " . 43) Апостол Петр - см. Иоан. 18,10. 44) См. Матф. 26,31 сл.; Лук. 8,13 сл.: 2 Кор. 13,5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

Та же любовь, имевшая служить существенным признаком учеников Христовых ( Иоан. 13:35, 15:12 ), должна была руководить их действиями и в отношениях их как ко всем людям, которым они имели проповедовать евангелие, так в особенности к принявшим евангелие и уверовавшим во Христа. Благовестие любви и мира, делание всякого возможного добра другим, при нестяжательности и самоотвержении по отношению к себе, – вот единственное оружие, с которым они должны были идти на борьбу с неверующим миром. Если бы их встретили неприязнь властей земных и насилие преследования, то и тогда они должны были противопоставлять со своей стороны только силу нравственную, силу истины и добра, мудрость, незлобие и безбоязненную непоколебимость в правоте своего дела, с готовностью положить за него жизнь свою ( Матф. 10:1–40 ). Тем любвеобильнее должен был быть их образ действий по отношению к верующим, сделавшимся вместе с ними членами одного и того же царства Божия. Он мог направляться не к чему иному, как к утверждению веры и союза любви между верующими, должен был состоять не в чем ином, как в употреблении мер и средств подобных тем, какие для сей цели употреблял сам Господь, представивши в них образец для подражания своим ученикам ( Иоан. 13:15,16 ). Так как, по учению Христову, главное начало новой духовной жизни, имевшее всех верующих соединить во едино, заключалось в Нем одном ( Иоан. 15:1–4 ), то для поддержания и оживления внутреннего единения с Ним, апостолы должны были всех верующих сделать участниками в евхаристии, которую для этого учредил сам Христос, заповедав совершать ее в Его воспоминание ( Лук. 22:19 ). Будучи для верующих залогом внутреннего единения их со Христом, евхаристия имела быть лучшим средством к возрастанию между верующими веры и любви и, вообще, к нравственному их преспеянию. Но любовь апостолов к сочленам царства Христова не должна была ограничиваться одними возрастающими и преуспевающими в духовной жизни; она должна была, по примеру любви Христовой, простираться на слабых, немощных и падающих, проявляясь в подаянии им нужной помощи –утешения ли, ободрения ли, или вразумления и обличения. Вместе со властью совершать крещение и евхаристию, апостолам дана была от Господа и власть разрешать и связывать, или прощать и удерживать грехи ( Иоан. 20: 24 ; Мат. 16:19). Но любовь, снисходящая к слабостям и немощам людским, должна была внушать им, по наставлению Господа, только тогда пользоваться властью связывать и удерживать грехи, когда они встречались с нераскаянностью и ожесточением грешника. В этом случае, когда бы оказались недействительными все меры к исправлению грешника, употребляемые при помощи частных лиц и целой церкви, в силу власти своей, они могли его даже отделить от своего общества и смотреть на него, как на язычника и мытаря (Мат. 18:16,17).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

7. И Дух есть Святой Дух; а Сын есть Сын; Духъ–же от Отца исходит (Иоан. 15, 26) и от Сына приемлет (Иоан. 16, 14–15); испытует глубины Божия (1 Кор. 2, 10); возвещает то, что относится до Сына (Иоан. 16, 14–15); в мире освещает святых чрез Троицу; есть третий по именованию: Отец и Сын, и Святой Дух. Шедше, сказано, крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Матф. 28, 19): по елику Дух есть печать благодати, союз Троицы, не чуждый числа, не разнящийся в именовании, не чуждый дарования, но един Бог, едина вера, един Господь, одно дарование, одна церковь, едино крещение (Ефес. 4, 5). Ибо всегда Троица есть Троица, никогда не приемлет прибавления, так счисляемая: Отец, Сын и Святой Дух; Троица не слиянная; нет в Ней чего–либо разнящегося от собственной Ея единицы; но в совершенной ипостаси совершенный Отец, совершенный Сын, совершенный Дух Святой: Отец и Сын, и Святой Дух. И еще Дух пребывает в дарованиях. Ибо разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде Бог, действуя вся во всех (1 Кор. 12, 4–6). Не будем уклоняться от предположеннаго; не будем удаляться от истины. Мы не речи говорим в защиту Бога, но благочестиво мыслим, чтобы не погибнуть; и говорим не как постигающие все: мы говорим то, что, поняли как люди. Честь Божия беспредельно и безмерно превышает наш ум, препрославленна, не приемлет прибавления славы и не терпит отъятия ея: ибо ничего нет в Троице созданного или привзошедшего по времени. Но Отец рождает Сына; и не было времени, когда–бы не было Сына, не было также какого либо времени, в которое Отец не назывался бы Отцем; но был всегда Отец, и был всегда Сын, не собратний, но Сын рожденный неизъяснимо и именуемый непостижимо; всегда сущий со Отцем, никогда не прекращающий бытия. Итак Отец нерожденный и несозданный, и непостижимый. Сын рожденный, но также несозданный и непостижимый. Дух Святой всегда есть, не рожденный, не собратний, не дядя по Отцу, не прародительный, не внучатный, но от того же существа Отца и Сына есть Дух Святой ибо Дух ест Бог (Иоан. 4, 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

О всем, т. е. о самом важном. В Новом Завете слово весь или всякий довольно часто употребляется для означения дел вообще или большей части важных дел (Деян.13, 10. I Тим.1, 16. Иак.1, 2. Матф. 2, 3; 3, 5. Деян.2, 5. Рим.11, 26. Колос.1, 6 и проч.). Подобный образ выражений со словом весь и всякий существует во всех языках. Иисус — в сирском переводе Библии второй половины второго века (Пешито) читается: «Иисус наш Мессия» или Христос. Делал — этим выражением писатель указывает не только на чудеса Господа и различные благодеяния Его несчастным людям, но и на Его страдание, смерть и воскресение, словом на все, что сделал Иисус для спасения мира. «Не погрешит тот, кто и самое страдание» Иисуса, как бы невольно мучительное состояние души и тела, назовет действием; ибо чрез страдание Он сотворил великое и чудное дело — разрушил смерть и совершил все прочее» (Злат.). От начала. 2-й ст. До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал (Лук.24, 49. Матф.28, 18. Иоан.20, 21. Лук.24, 51). До того дня — сороковой день после Воскресения. (См. ст.3-й и Ев. Лук.24, 51). В который Он вознесся — на небо ; образ вознесения см. в 9 ст. Дав Святым Духом и проч. — Место это по различным чтениям текста толкуется различно. В Библиях сирской (2-й пол. 2-го века) и арабской (1-й пол. 7-го века) читается: «давши повеления Свои апостолам, которых Он избрал Духом Святым». У нас, как и в греческом тексте слова «духом Святым» отнесены к повелению апостолам, а не к избранию их. Толкование по этому чтению должно признать правильным и точным. «Как и Сам Господь, по смирению и приспособительно к слушателям говорил: Я Духом Божиим изгоняю бесов (Матф.12, 28): так здесь заповедав Духом говорится не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому что там, где творит Сын, там содействует и соприсутствует и Дух, как единосущный» (Феофил.). Повеления — именно повеление идти проповедовать Евангелие спасения всем народам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф.28, 14. См. Марк.16, 15-19). Дав повеления в славянском тексте согласно с подлинником (ντειλλμενος), заповедав или повелев — причастие единств. числа; так что многих собственно повелений не выражает. Следовательно, из настоящего стиха не должно заключать, что вместе с указанною единою высшею заповедью даны были от Господа другие еще какие-либо и особенные приказания апостолам; они были излишни, если Божественным Наставником их во всем их служении делался Утешитель Дух Святый — чит. Иоан.14, 26. Притом же заповедь о проповедании Евангелия всей твари совмещает в себе все, чему научил Господь Апостолов Своих по воскресении, поэтому-то Лука и говорит здесь о ней одной. 3-й ст. «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием» (Лук, 24, 13 и дал. 36 и дал. Иоан.20, 30; 21, 14 и проч. Иоан. 20, 22. Лук.17, 21.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Ст. 14. Они же реша: ови убо Иоанна Крестителя, – это мнение существовало при дворе суеверного, мучимого совестию Ирода (ср. 14, 2), – инии же Илию, – это мнение основано было на убеждении, что пред Мессией надлежит придти Илии, что Илия не приходил, а потому Иисус не есть Мессия и может быть только Илией, – друзии же Иеремию, или единого от пророк, – так как пред пришествием Мессии, по верованию иудеев, кроме Илии должен был явиться кто-либо из древних пророков, а Иоанн Креститель свидетельствовал ( Иоан. 1, 21 ), что он не Илия и не пророк. Все ли существовавшие в народе мнения о Христе перечислены здесь апостолами, была ли у кого-нибудь, кроме Его ближайших учеников, вера в Него, как в обетованного Искупителя? Конечно была. Была у сотника Капернаумского, у жены хананеянки, у многих по вере своей исцеленных Господом. Но апостолы передают здесь лишь мнения, которые по самой своей странности наиболее волновали воображение суеверного народа, Для той дели, с которой Господь вопрошал учеников, и этого было достаточно; теперь сердца их, смущенные несправедливостию народных мнений, которые они должны были передать своему Учителю, огорченные неверием мира, которое они только что засвидетельствовали, готовы были излить в словах переполнявшие их чувства любви и благоговения к небесному Наставнику, как скоро Он вызовет их на это. Ст. 15. Вы же, которых Я возлюбил и избрал от мира и поставил, чтобы вы шли и приносили плод ( Иоан. 15, 16–19 ), кого мя глаголете быти? Ст. 16. Отвещав же Симон Петр, рече.... Почему отвечал именно Петр? Св. Иоанн Златоуст называет его устами апостолов. Что другие скрывали в сердце, то высказывал Петр. Смирение учеников Господних ( Лук. 5, 8 ), их благоговение к Учителю ( Иоан. 6, 68; 13, 6 ), их радость о Нем ( Матф. 17, 4 ), их скорбь за Него (16, 22), нашли в ап. Петре полного выразителя. Ты еси Христос. Χριστς, т. е. ожидаемый всеми Христос, Тот, Которому надлежало придти. Сын Бога живого. δις т. е. не из числа многих сынов, но единый и единственный. το Θεο ζντος, единый Сын того Бога, Который имеет в Себе жизнь и Сыну дал иметь в Себе жизнь ( Иоан. 5, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Но, повергаясь перед неизреченным милосердием Христа, дающего верующим Плоть и Кровь Свою для оставления их грехов и получения вечной жизни, помни и ты, православный христианин, слова св. ап. Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11:27–30 ). «Тягчайшему наказанию, говорит ап. Павел повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, Которой освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10:29 ). 1) Христос обещал установить таинство св. Причащения: Иоан. 6 гл. и установил его: Мф. 26:26–28; 1Кор. 11:23–25 . 2) В Причащении верующие, под видом хлеба и вина, а) вкушают истинное Тело и истинную Кровь Христа для прощения грехов, и получения вечной жизни: Иоан. 6:51–54 ; Мф. 26:26–28; 1Кор. 10:15–16 и 17 ст.; 1Кор. 11:27–29 ; б) а также и для воспоминания о земной жизни, страданиях и смерти Христа: Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24–26 . 3) Причащаться должно, приготовившись: 1Кор. 11:27–30 . 4) Право совершать Причащение имеют только законные пастыри Церкви 1Кор. 4:1 ; Еф. 4:11–12 , которые будут совершать его до второго пришествия Христа: 1Кор. 11:26 . 5)  Кто не причащается Тела и Крови Христа, тот не получит вечной жизни со Христом: Иоан. 6:53–54 . О Святом Покаянии или Исповеди «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:22–23 ). «Многие же из уверовавших приходили (к ап. Павлу), исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ). Покаяние, или исповедь, есть такое таинство, в котором законный пастырь Церкви Христовой властью, данной ему от Бога через святительское рукоположение, прощает кающемуся грешнику его грехи и очищает от них благодатью Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

прежде всего Мар. 7:10  с Мф. 15:4; затем так же Матфея 19:8  и пар. 23:2 313 ; Марка 1:44 ; Луки 20:37  сн. так же 16:29,31; Иоан. 7:19,22,23 ), но и как пророка и именно о Нем – Христе, не только словом Писания своего ( Иоан. 5:45–46 ), которое Господь и действительно толковал ученикам о Себе ( Луки 24:27 ), но и делом и именно вознесением змия в пустыне ( Иоан. 3:14 ) и посредничеством при даровании с неба от Бога манны ( Иоан. 6:32 ). Св. Апостол-первомученик Стефан, в сильной возвышенной предсмертной речи своей к иудеям ( Деян. 7 ), основной характер толковательного направления ее в отношении к Ветхому Завету выразил в следующих словах: «жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (стр. 51). Этими жестокими, но глубоко правдивыми словами св. Апостол обнял, так сказать, одним орлиным взором всю глубь прошедшей истории Израиля в ее типическом отношении к настоящему времени. Приведши же перед тем (ст. 37) пророчество Моисея о пророке подобном ему, священный созерцатель очевидно имел в виду отношение новозаветного Израиля по плоти к величайшему из всех пророков Христу в прообразе отношения жестоковыйного ветхозаветного Израиля к Моисею. А св. Апостол Павел обнимает все это отношение одним выражением: «поношение Христово» ( Евр. 11:26  сн. 12:2–3; Рим. 15:3  ч. срав. толков. св. отцов и учит. церкви на это место). Св. отцы Церкви живо изображают эту сторону прообразовательного значения Моисея в отношении ко Христу 315 . Мы удовольствуемся на этот раз превосходным толкованием св. Златоуста на приведенное выше место из Евр. 11:26 . Это толкование обнимает самые первые обстоятельства жизни Моисея по удалении его от двора Фараонова, указываемые в Евр. 11:24–26 сн. Деян. 7:23–28 ( Исх. 2:11–14 ) и кроме того указанную выше двойственность прообразовательного отношения Моисея ко Христу и христианам. «Когда бывает поношение Христово? Когда мы, оставляя отеческие обычаи, терпим поругание, – когда страдая прибегаем к Богу. Так и он Моисей терпел поношение Христово, когда слышал: «не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил египтянина? ( Исх. 2:14  см. Деян. 7:28 ). Поношение Христово в том, чтобы терпеть до конца и последнего издыхания подобно как Христос терпел поношения и слышал: «Если Ты сын Божий» (Мф. 27:40) и от тех, за кого распинался, от своих соплеменников. Поношение Христово в том, когда кто терпит поношение от своих, от тех, кому благодетельствует (сн. Исх. 2:13–14 и Деян. 7:26–28 ). Здесь апостол ободряет слушателей, показывая, что так терпел Христос (срав. Евр. 12:2–3 ) и Моисей (рассматр. стих), два знаменитые лица; это поношение более Христово, нежели Моисеево, так как происходило от своих. И как последний нисколько не противился, так и первый не посылал молний, но, когда его поносили, Он все переносил от кивавших главами своими. Так как, вероятно, и тогдашние евреи слышали то же и желали воздаяния, то Апостол говорит, что Христос и Моисей так же страдали» 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Это исключительное самосознание И.Христа прежде всего объясняет собой все содержание Его " Евангелия " . Мое учение не Мое, – говорит Он иудеям, – но пославшего Меня (Иоан. 7, 16); что Я слышал от Него, то и говорю миру (8, 26). На основании своих близких, именно сыновних отношений к Богу Он знал и возвестил миру добрую весть о Божией любви к людям. Он говорил, что Бог благ и что во всем бытии Он, собственно, один только благ (Мф. 19, 17), что Он благ даже к неблагодарным и злым (Лк. 6, 35) и что нет воли Его на погибель людей (Мф. 18, 14), что, напротив, Он ждет обращения к Нему рода человеческого, чтобы принять его в общение любви своей, как только любвеобильный отец может обратно принять к себе своего блудного, но раскаявшегося сына (Лк. 15,11-32). Сообщая это известие об Отчей любви, Христос указывал на доступный каждому человеку опыт религиозно-нравственной жизни, как на единственное доказательство истины Его сообщения: кто хочет творить волю Его (т.е. волю Отца), тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я сам от себя говорю (Иоан. 7, 17). Стало быть, действительным источником, из которого было получено Христом это известие, служил Его собственный опыт божественной жизни, и стало быть – оценивать это известие можно было не какими-нибудь соображениями внешней премудрости, а исключительно только духовным опытом действительной жизни в Боге. Между тем слепые люди, руководимые слепыми вождями, настолько далеко ушли от пути истинной жизни, что совсем утратили в себе чувство живой любви к Богу (Иоан. 5, 42) и заменили это чувство внешним служением Богу ради напрасного достижения внешней праведности (Матф. 23, 13-28). Само собой разумеется, что такие люди не могли понять истины Христова Евангелия, и вот мотив проповеднического служения Иисуса Христа, – одновременного служения Богу исполнением Его дела в мире и служения людям обращением их на путь истинной жизни. Это служение свое Христос считал за единственную цель своей жизни. Он сам говорил о Себе, что Он на то и родился, чтобы свидетельствовать со истине (Иоан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 30 Аристотель называет голубя «воинственным существом» и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7:613 а 8; II 15:506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 31 См. Быт. 8:11. 32 См. Исх. 14:3–29. 33 См. Исх. 15:25. 34 См. Числ. 20:11. 35 См. Матф. 3:16. 36 См. Иоан. 2:7; 7; 7:37; Матф. 10:42; Иоан. 4:6; 6:19; 13:14; Матф. 27:24; Иоан. 19:34. 37 См. Матф. 21:25. 38 См. Матф. 11:10 сл. 39 См. Деян. 19:1–7. 40 См. Матф. 11:3. 41 См. Римл. 6:4–5. 42 Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 43 См. Матф, 8:24; 14:29–30. 44 См. Быт. 15:6–7. 45 О ком идет речь, неизвестно. 46 Имеется в виду апокрифическое сочинение «Деяния Павла и Феклы». Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3:5). Фекла, как следует из текста «Деяний…», — ученица и последовательница ап. Павла. 47 См. Деян. 8:26. 48 См. Деян. 8:29–39. 49 См. Деян. 9: 15.  Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона–кожевника гостил ап. Петр (9:43). 50 См. Лук. 6:30. 51 Пятидесятница — иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2:4–12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог–Отец и Бог–Сын, праздник носит более употребительное название «Троица». 52 Апостол Петр — см. Иоан. 18:10. 53 См. Матф. 26:31 сл.; Лук. 8:13 сл.: 2 Кор. 13:5. 54 См. Числ. 11:4. 55 См. Матф. 4:1–4. 56

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010