Мученик делает выбор, решая, что ему дороже: Христос или он сам, его собственное земное существование. Тем самым он в высшей мере выполняет заповедь Христову: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, то потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25). Подлинными продолжателями мучеников первых веков стали новомученики ХХ века. Прославление сонма новомучеников и исповедников Российских, совершившееся на юбилейном Архиерейском соборе 2000-го года, открывает нам путь к уразумению воли Божией. Миллионы православных верующих после революции 1917 года подверглись жесточайшим гонениям. Они явили мужество, твердость веры и величайшее смирение перед лицом постигших их и Церковь испытаний. Их подвиг, как и подвиг мучеников первых веков, заключался в свидетельстве о Христе, а не только в факте насильственной кончины: «Пусть скорбь твоя о злобе мира, — писал из Соловков священномученик Иоанн Стеблин-Каменский, — не попустит тебе запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоем сердце… Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нем все животное, пусть воцарится в нем Дух Кротости, Дух Новомученики и исповедники своим подвигом явили славу Божию, носителями которой были мученики и исповедники на протяжении всех столетий, начиная с первого века существования Церкви. Подвиг этих святых  остается в памяти Церкви, которая возрождается благодаря их молитвам. Сегодня мы переживаем новую волну гонений на христианство. Акты вандализма по отношению к христианским святыням в этом году, к сожалению, совершались и в России, и в Украине. Вспомним спиленные недавно безбожниками поклонные кресты в Киеве и в Архангельске, оскорбительную для миллионов верующих выходку в Храме Христа Спасителя . Эти случаи — дерзкий вызов против христианской веры и Церкви. Но во многих уголках планеты не просто нарушаются права христиан и наносятся оскорбления их чувствам: христиане изгоняются из своих домов, лишаются своих храмов и проливают кровь за право свободно жить по заповедям Божиим, именоваться последователями Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/1853766.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Соловецкие новомчч. - житие Собор Соловецких новомученников Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский +1937; Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский +1937; Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский +1937; Захария (Лобов), архиепископ Воронежский +1937; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский +1929; Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский +1937; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский +1929; Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский +1937; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский +1937; Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский +1937; Антоний (Панкеев), епископ Белгородский +1937; Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий +1937; Василий (Зеленцов), епископ Прилукский +1930; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский +1937; Игнатий (Садковский), епископ Скопинский +1938; Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский +1937; Никодим (Кононов), епископ Белгородский +1918; Онисим (Пылаев), епископ Тульский +1937; Александр Сахаров, протоиерей +1927; Владимир Лозина-Лозинский, протоиерей +1937; Владимир Медведюк, протоиерей +1937; Александр Орлов, иерей +1937; Иоанн Стеблин-Каменский, иерей +1930; Николай Правдолюбов, иерей +1941; Николай Восторгов, иерей +1930; Священноисповедники Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский +1932; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский +1962; Виктор (Островидов), епископ Глазовский +1934; Роман Медведь, протоиерей +1937; Сергий Голощапов, протоиерей +1937; Сергий Правдолюбов, протоиерей +1950; Николай Лебедев, иерей +1933; Пётр Чельцов, иерей +1972; Преподобномученики Вениамин (Кононов), архимандрит +1928; Иннокентий (Беда), архимандрит +1928; Никифор (Кучин), иеромонах +1928; Преподобноисповедник Никон (Беляев), иеромонах +1931; Мученики Владимир Правдолюбов +1937; Стефан Наливайко +1945; Анна Лыкошина 1925; Вера Самсонова +1940 Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Соловецкие новомученики " .

http://pravicon.com/info-3414

«Кресте, ты нам сила буди. Научи нас познанию добровольного смирения, силы и любви ныне вновь поносимого Долготерпеливца, чтобы мы с несомненной верой взывали Ему, нас ради во гроб Положенному: «Жизнодавче, слава Тебе». Простите, возлюбленные чада мои, во Христе, братья и сестры, меня многогрешного за все мною по неведению и немощи содеянное, покройте своею любовью мои недостатки и упущения и не уставайте молиться за меня ко Господу, и я недостойный иерей, властью Его мне данною, прощаю и разрешаю вас от всех ваших грехов (кроме умышленно утаенных) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Пока имеется возможность, чаще приступайте к Святой Чаше. Христос посреди нас будет неотлучно. Всем сердцем вас любящий недостойный служитель Распятого Вседержителя. Священник Иоанн Стеблин-Каменский. Судьба воронежских святынь Население г. Воронежа возросло с 1914 г. в 5 раз, а храмы в 1940 г. были доведены до нуля. Происходило это так. Гордостью г. Воронежа был монастырь святителя Митрофания. На крутом, высоком берегу реки Воронеж величественно стоял храм монастыря и красавица-колокольня, к ее благополучию стоявшая отдельно от храма. За много километров она резко выделялась и золоченый крест высоко возвышался над городом. В 1929 г. в Пасхальную заутреню этого монастыря начался разгул погромной деятельности «Союза безбожников», возглавляемого неким Зориным. Во время крестного хода вокруг храма появились комсомольцы с оркестрами, плясунами, ряжеными, пытаясь нарушить молитвенное настроение у молящихся. Колокольного звона уже не было, колокола уже были сняты. Но, слава Богу: Пасхальная заутреня была дослужена до конца, и она была последняя в монастыре. «Союз безбожников» готовил новое нападение. Ежегодно, в день памяти св. Митрофания 7 августа, тысячи богомольцев стекались на поклонение мощам святителя, город переполнялся православным народом со всех мест русской земли. Так было и в 1929 году, при чем власти не препятствовали наплыву богомольцев. «Союз безбожников», уже заранее был подготовлен к кощунству над мощами святителя Митрофания. В самый день торжества неожиданно были запрещены всякие богослужения, был создан особый комитет из коммунистов, которые вскрыли мощи св. Митрофания, сели в автомобили и, вместе с останками, показали народу предметы, не относящиеся к мощам, конечно, ими же вложенные специально для антирелигиозной пропаганды. Руководители этой кощунственной церемонии – секретарь комитета коммунистической партии Варейкис и начальник области Рябинин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Старшим бухгалтером кирпичного завода был о. Иоанн Стеблин-Каменский, личность весьма интересная с психологической точки зрения. Да и по своему внешнему облику он был заметен. Высокий, широкоплечий, с рыжеватой окладистой бородой, он скорее напоминал воина, чем духовного пастыря. Глубокая складка между бровями придавала его лицу суровое выражение. Русская поговорка гласит: «Шила в мешке не утаишь». Он действительно был военным, прежде чем стать священником. Он, так же как и я, в силу особенностей своей работы, заходил иногда в помещение бухгалтерии железной дороги и в беседах с нами поведал некоторые особенности своей биографии. Оказывается, еще до Первой мировой войны он окончил в Петербурге свое образование в Морском кадетском корпусе, был произведен в мичманы, плавал на крейсере. Во время войны он командовал миноносцем. После революции, по духовному влечению, он принял сан священника. Был ли он монахом, я не знаю. Таких примеров в военное и послевоенное время было много. Увеличение штата работников бухгалтерии железной дороги привело к дальнейшему совершенствованию системы учета. Душой этого дела был Сказин. В то время не применяли ни систему журнально-ордерную, ни контручет. Сказин поставил бухгалтерский учет по системе двойной итальянской бухгалтерии, с ведением главной книги и ряда вспомогательных книг. И работа нашлась для всех. Фактически я выполнял роль помощника Василия Ивановича, и он посвящал меня во все тайны бухгалтерского учета. Я продолжал жить в помещении 4-й роты, и поэтому вечерами, после окончания десятичасового рабочего дня, т.е. в восемь часов вечера, мы втроем – я, Сказин и Тьевар – возвращались через кремлевские ворота в помещения наших рот. Слово «рот» я употребил сознательно во множественном числе, поскольку Тьевар жил в находившейся по соседству с нами 6-й, «церковной» роте. Я любил заходить к нему по той причине, что общая психическая атмосфера этой роты резко отличалась в лучшую сторону от духа хотя бы 4-й роты. В «церковной» роте помещались люди, пострадавшие за свои религиозные убеждения и за проповедь этих убеждений. Их можно было подразделить на штатских и на духовенство. Все они, в своем подавляющем большинстве, были людьми образованными и убежденными в правоте своих взглядов. Из их среды помню профессора Духовной академии Попова, представителя класса «бывших» Истомина П., о. Владимира Лозина-Лозинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арх.: ГАОПИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. П-24705; ЦГА обществ. орг-ций Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744. Лит.: Акиньшин А. Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-е гг.//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 139; он же. Сщмч. Алексий Воронежский//Правосл. жизнь. Джорд., 1995. 8. С. 10-11; Дамаскин. Кн. 4. С. 285, 287; Шкаровский М. В. Истинно-Правосл. в Воронежской епархии//Минувшее. М.-СПб., 1996. Вып. 19. С. 328-329; он же. Истинно-правосл. на Украине//Правосл. жизнь. 1998. 9. С. 24; он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 38, 108, 110, 111, 234, 329; Синодик СПб. епархии. ХХ ст. С. 79-80; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слёз…». М., 1998. С. 54, 110, 317; Собор Новомучеников и Исповедников Петроградских//СПб. ЕВ. 2001. Вып. 24. С. 24. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Георгиевич Стеблин-Каменский (1887-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля, в Соборе С.-Петербургских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Константинович Кулаков (1876-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Анатольевич Покровский (1895-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/164173.html

Екатерина Капитоновна ответила, что это был сын, и сын тотчас подтвердил это. Красноармейцы тщательно обыскали дом и выставили часовых — одного во дворе, а другого на улице, на случай если священник вернется. Тем временем отец Александр, добравшись до дома одной из своих прихожанок, попросил ее: «Марфа Ивановна, укрой меня, за мной гонятся бандиты». — «Батюшка, — ответила та, — все знают, что ты к нам ходишь, и я к тебе хожу. Лучше тебе уйти подальше». Он с минуту подумал, а затем, посчитав ее совет вполне благоразумным, отправился в соседнюю деревню Федоровку к одному из прихожан, и тот спрятал его в стоге соломы. Однако решимость красноармейцев арестовать отца Александра была так велика, что они стали проводить повальные обыски в домах не только в Сторожевых Хуторах, но и в соседних деревнях и, наконец, добрались до дома, где скрывался священник. Проводя обыск, они тыкали в стог соломы штыками, но милостью Божией не задели священника. Перед рассветом, потемну отец Александр пешком ушел в город Усмань, а оттуда уехал в Воронеж, где получил назначение в Покровский храм в селе Липовка Бобровского уезда. Здесь он прослужил два с половиной года, после чего служил в Сретенском храме села Мечетка, а затем — в Успенской церкви в городе Бутурлиновке. Во время служения в Бутурлиновке отец Александр был возведен в сан протоиерея. В 1929 году был арестован благочинный храмов Бобровского района. Перед тем как его увели в тюрьму, он попросил у конвоя дать ему время для сборов и успел составить письменное распоряжение, назначив протоиерея Александра Архангельского благочинным вместо себя. Получив распоряжение, отец Александр сообщил о нем членам церковного совета Успенской церкви и благочиннического совета. В мае 1929 года Успенская община поручила ему узнать, какому епископу подчиняются приходы благочиния, и для этого обратиться к священнику Иоанну Стеблин-Каменскому, жившему в Воронеже. Отец Александр нашел протоиерея Иоанна после богослужения крайне утомленным и сообщил, что приехал по поручению Бутурлиновской церковной общины узнать, кто у них теперь правящий епископ. Отец Иоанн ответил, что теперь это епископ Серпуховской Максим (Жижиленко), и показал полученное от того письменное распоряжение, касающееся управления подчиненными ему приходами. Вскоре, однако, пришло известие, что епископ Максим арестован и не управляет епархией.

http://foma.ru/cvyashhennomuchenik-aleks...

Стеблин-Каменский Иоанн (1887 – 2 августа 1930), священномученик, протоирей. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Степка Подбор, заключенный уголовник Стрешнев Андрей Петрович, заключенный сотрудник лагерной администрации Суриков Василий Иванович (1848 – 19 марта 1916), художник Т Таганцев Владимир Николаевич (1889 – 26 августа 1921), географ. Расстрелян Таля, подруга О. В. Второвой-Яфа Тарасий (Ливанов Иван Алексеевич; 1877 – 11 апреля 1933), епископ Барнаульский. Арестован в сане протоирея в июле 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Тарасова Надежда, племянница Н. В. Синакевич Тележинский Виктор Игнатьевич (1882–1930), химик. Приговорен в мае 1928 г. к шести годам лишения свободы и отправлен на Соловки Терентьич, заключенный сотрудник лагерной администрации Тирбейли, заключенный врач Титов, заключенный сотрудник лагерной администрации Тихон (Белавин Василий Иванович; 1865 – 7 апреля 1925), святитель, Всероссийский патриарх с 1917 г. Толстоброва Анна, заключенная Толстой Алексей Константинович (1817– 1875), граф, поэт Толстой Лев Николаевич (1828 – 20 ноября 1910), граф, писатель Топоркова Наталья Семеновна (1876(82)– ?), жена священника. Арестована в мае 1927 г., приговорена к трем годам лишения свободы и отправлена на Соловки Трейфельдт Л. П., коллега О. В. Второвой-Яфы Трифилий (Смага Трофим Арсеньевич; 1867–?), архимандрит. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Трифильев Алексей Кириллович (1872–?), священник. В Соловецком лагере был дважды: в 1923–1926 гг., затем в мае 1927 – октябре 1928 г. Трифон Вятский (21 октября 1612), преподобный Трифунович Зоя Викториновна (урожд. Добронравова; 1925 – 29 сентября 1991), приемная дочь И. М. Андреевского Тройницкий Сергей Николаевич (1882– 1946(8)), искусствовед Троицкий Арсений Сергеевич (1880 – 19 ноября 1937), протоирей, арестован в марте 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.В. Шкаровский Скачать epub pdf Только в 1990-е годы ХХ века, когда пала советская власть и стали частично доступны материалы архивов КГБ-ФСБ, появилась возможность отдать долг памяти тысячам новомучеников и подвижников Русской Православной Церкви ставших жертвами антирелигиозных репрессий. Среди них замет часть составляют представители возникшего в 1927 г. иосифлянского движения, оппозиционного курсу Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. Это движение получило название по имени руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) и охватило большинство епархий страны. Подавляющее большинство иосифлян погибло в тюрьмах и лагерях. Однако значение их мужественной борьбы за независимость внутренней жизни Русской Церкви от государственного диктата чрезвычайно велико. Она показала всю силу нравственного сопротивления русского народа утвердившемуся деспотическому безбожному режиму, породила целый сонм новомучеников и исповедников. В 1981 г. более 50 иосифлян были канонизированы Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). В середине 1990-х гг. Московский Патриархат перестал считать иосифлян раскольниками, начались их прославления в лике святых, в том числе таких активных деятелей движения, как епископ Виктор (Островидов), протоиереи Викторин Добронравов, Иоанн Стеблин-Каменский и др. После восстановления канонического общения с РПЦЗ встал вопрос о взаимном признании уже прославленных новомучеников. Однако выяснилось, что недоступные ранее за границей протоколы допросов некоторых иосифлян, в том числе митрополита Иосифа, с их признательными показаниями, не позволяют это сделать. В связи с этим необходимо подробнее остановиться на биографии Владыки. Митрополит Иосиф в миру (Иван Семенович Петровых) принадлежит к тем ключевым фигурам в истории Русской Православной Церкви ХХ века, которые вызывали и вызывают немало споров. С его именем связано возникновение самого сильного церковного движения сопротивления богоборческой политике советских властей и компромиссному курсу соглашений части церковного руководства с правительством. В то же время не вызывает сомнений, что Владыка Иосиф был одним из самых выдающихся архиереев 1920–1930-х гг., горячим молитвенником, опытным иноком, аскетом, крупным богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

И скорбь моя растворяется радостью о Господе, и в сознании своей немощи я еще больше стремлюсь служить Господу всем своим существом... Непрестанно о всех вас думаю, мысленно возлагаю все заботы на всеблагой Промысл Божий. Горячо благодарю всех радующих меня весточкой о себе, благодарю и тех, кто вспоминает меня в своих молитвах, и в особенности тех, кто память обо мне соеди­няет с желанием оправдать перед Господом мою недостаточную пастырскую деятельность своим добрым поведением в вере и чистоте. 23 февраля, сам совершая Божественное благодарение, вспоминал всех именинниц и всех вас, дорогие моему сердцу. Укрепляйтесь духом, будьте всегда бодры и не скучайте по мне, памятуя, что верующему все содействует ко благу [ср.: Рим. 8, 28]. Не насилуйте друг друга непременным частым общением, но каждый порознь старайтесь возгревать в себе любовь друг к другу и по мере возможности не отделять себя от других в молитве. Чего себе желаете, того просите и близким. Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский ...День святого Иоанна Предтечи милостию Божиею я встретил служением всенощной и обедни, а провел в светлом настроении. Вечером получил Асино письмо, которое меня больше обрадова­ло, чем огорчило. О ее отхождении от Церкви я уже знал, а одно то, что она мне написала, уже свидетельствует, что, несмотря на свое теперешнее миросозерцание, внутренне она чувствует общность своих стремлений с нашими. Когда возникает вопрос о противоре­чиях науки и религии, мне всегда представляется, что исследование его совершенно бесполезно. Хотя Бога и надлежит „познавать“, а не „признавать“, но познавать Его можно только сердцем, потому что для ума мы Его прямо проповедуем „непознаваемым“. Если бы ум человеческий мог научным путем разрешить вопросы о бы­тии или небытии Бога, то, несомненно, все люди, достигшие нуж­ной степени образованности, делались бы верующими в случае по­ложительного его разрешения и неверующими в обратном случае. Но ведь мы знаем, что среди высокообразованных людей можно встретить и глубоко верующих, и совершенно неверующих людей.

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

Моя ра­дость – вера в спасительное для всех ищущих Света, Истины и Любви Воскресение Христово. Мое желание – постоянно рабо­тать Единому Истинному Владыке всех, работать на одном деле с Ним Самим, с Пречистой Владычицей, с пророками и святителями, апостолами и мучениками, преподобными и праведными, имея своими сообщниками вас и всех, к кому прилепилось мое сердце, познанием не временной, плотской, но истинной, никог­да не престающей духовной любви, которая есть созвучие сердец, тайно от нашего ума воспевающих хвалу своему общему Творцу. Чем громче раздается в нас эта дивная хвала, тем ближе становим­ся мы и друг ко другу. Господь да пребудет с вами неотлучно. Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский ...Милостию Божиею я не унываю... и скорблю лишь о духов­ной немощи своей. Я на опыте теперь познаю, что кто не собирает – тот расточает [ср.: Мф. 12, 30]. Я так поздно стал собирать и так мало собрал, что очень скоро превратился из безработного в ни­щего. Время идет, может быть и вечерний мой час уже близок, а в светильнике моем елей не прибывает. Сознание такой своей не­мощи и беспокойство за тех, кто мне дорог взаимной духовной поддержкой, вызвали несколько скорбных ноток в моих к вам письмах. Знаю, однако, что нотки эти – фальшивые нотки и больше объясняются моей леностью, чем обстоятельствами, яко­бы их вызвавшими. Если Господь посетил нас разлучением, то и это посещение милостиво и благо, как и все, что Он соверша­ет, и нет сомнения, что если оно не дает нам духовного роста, то сами в этом виноваты. Что касается житейской печали о телесной разлуке, то она естественна, как скорбь жены, егда рождает, как связанная с каждой работой известная тягота, как для проявле­ния любви нужно известное самоограничение (так как совершен­ная любовь вызывает самопожертвование). „Кто любит отца или мать паче Мене, несть Мене достоин“ [Мф. 10, 37], и это не по­тому, что не надо сильно любить отца и мать; напротив того, „чти отца твоего“ (см. также: Мк. 7, 11–13). Потому-то „в мире скорбни будете“, но ведь „печаль ваша в радость будет“ [Ин.

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010