«Горе человеку, который считает свою судьбу зависящей от злой воли или случайных ошибок людей. Воистину верующему человеку всё содействует на пользу. Благополучные обстоятельства вызывают в нём беспредельную благодарность Господу, подающему нам, грешным, Свои милости, в то время как Сам Он взял на Себя наши язвы и тяготы; испытания же, при всей их тяжести являются для несущих их источником радостного сознания себя соработниками и верными воинами Христовыми. Неверующим, наоборот, и благополучие и испытания чаще всего бывают гибельными: первое развращает, а последние доводят до отчаяния».  «Интересно, что человек, по греховной немощи своей всё-таки слишком отдающийся впечатлениям переживаемого момента, вместе с тем ощущает неудовлетворяющую его неполноту своих переживаний, интуитивно чувствуя временность их. В детстве мы говорим «когда я буду большой», в зрелом возрасте мы тоже всё считаем временно неполноценным и говорим «когда я кончу то или иное дело» или «достигну того или иного положения», «когда я женюсь», «когда я выйду на свободу» и так далее. Ведь это тоже ошибка. Жизнь наша в теле на земле (подобно утробной жизни младенца по отношению к жизни в теле) является подготовительным процессом к вечной жизни, но все этапы этой подготовительной жизни равно полноценны как части общего процесса. Не прав тот, кто вычеркивает из своей жизни отдельные её периоды: болезнь, усиленную работу, заключение… Ты вычёркиваешь, а жизнь идёт непрерывно и неизменно запечатлевает в душе твоей непрерывную кривую твоего делания, твоего духовного напряжения. Ты вычёркиваешь потому, что хочешь оправдать свою леность: ты вычёркиваешь и не отдаёшь себе отчёта в том, что каждый отдельный период твоей жизни открывает тебе особые возможности духовного возрастания и что ожидание желаемых тобой условий не должно способствовать пренебрежению возможностями уже не имеющего повториться переживаемого момента…» Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский, алтарная роспись московского подворья Соловецкого монастыря_logoslovo.ru

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский. Фотография. Воронежская тюрьма. 1930 г. Георгиевич Стеблин-Каменский (26.10.1887, С.-Петербург - 2.08.1930, Воронеж), сщмч. (пам. 20 июля, в Соборе С.-Петербургских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из дворянской семьи, отец был директором канцелярии Морского мин-ва, позднее - сенатором. Первоначальное образование И. получил дома. Обучался 4 года в гимназии в С.-Петербурге, после чего по семейной традиции выбрал флотскую карьеру и поступил в Морской кадетский корпус, к-рый окончил в 1908 г. со званием корабельного гардемарина, был награжден премией им. адмирала Нахимова. Служил на крейсере «Богатырь». Участвовал в заграничных плаваниях, отличился при оказании помощи жертвам землетрясения на Сицилии и в Калабрии, был награжден итальянской серебряной медалью. В 1909 г. переведен в 1-й Балтийский флотский экипаж, назначен в дивизион испытывающихся миноносцев, затем исполнял обязанности ротного командира на крейсере «Адмирал Макаров». В 1912 г. произведен в лейтенанты. Награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1914) и св. Анны 3-й степени (1915). В июне 1917 г. уволен в отставку. С мая 1918 г. состоял в комиссариате городского хозяйства Петрограда, проводил работу по обследованию невских отмелей. В дек. 1918 г. мобилизован, служил помощником директора маяков на побережье Финского залива. Одновременно с работой в управлении маяками исполнял должность псаломщика в петроградской Троицкой ц. на Стремянной ул. В марте 1920 г. рукоположен целибатом во диакона. В мае 1921 г. арестован по обвинению в «укрывательстве контрреволюционера», приговорен Петроградской ЧК к 5 годам заключения. Отбывал срок в одной из тюрем Петрограда, освобожден через год и 1 месяц. В июне 1923 г. рукоположен во иерея. Поскольку в то время Троицкий храм находился в руках обновленцев (см. Обновленчество ), служил на квартирах прихожан. 17 авг. того же года добился перехода храма от обновленцев в Патриаршую Церковь, был назначен настоятелем, возведен в сан протоиерея. 24 нояб. власти вновь передали Троицкий храм обновленцам; И. стал служить в греч. храме во имя св. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/469225.html

После первой службы я пригласил его пообедать со мной. Нет конференции священников с участием Дулова были организованы. Дулов не принесла мне никаких брошюр, я не знаю, брошюра " Что православные должны знать " . В общем, я был заинтересован только во мнениях авторитетных иерархов, а не анонимные брошюры " .     20 мая о. Джон был обвинен в " распространении церковно-монархической листовок и брошюр и распространение различного рода провокационные антисоветские слухи, и проведения агитации против всех действий советской власти в области коллективизации, индустриализации СССР, его конечная цель заключается в том подготовить верующих масс выступить против Советской власти, разрушить его и восстановить монархию. В результате произошли массовые вспышки населения против Советской власти и ее действия во многих регионах Центрального региона Черного Земли " .     Позже в ходе рассмотрения дела о.Иоанн был назван одним из инициаторов анти-сергианского движения Правда православных христиан в Воронеже, который в то время сформулированные общественного мнения в городе. В протоколе допроса отца. Сергий Бутузов было сказано: " ... Они создали фирму, что настроения масс, которые обратили на своем пути все духовенство Воронежской».     Согласно истории болезни, в целях обеспечения практического руководства " Buyevite " движения Истинных Православных Христиан в Воронеже, был создан, а не юридический совет благочиния секрет колледж для управления Воронежского епархиального центра TOC состоит из пять человек. Ее президентом был протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский, и ее члены: священники о. Сергия Gortinsky, о. Евгений Марчевский, о. Джон Zhityaev и архимандрит Игнатий (Бирюков) - епархиального духовного отца, который возглавлял иосифлянского монахов из оглавления в Центральном регионе Земли Черный. В колледже была широкая сеть пропагандист-мессенджеров в епархии. Наиболее важными из них были архимандрит Тихон (Krechkov), игумен Joannichius (Яцук), иеромонах Мелхиседек (Khukhryansky), и мирянами Поляков, Карцев и Карельский ....

http://pravicon.com/info-2456

Предчувствия не обманули отца Иоанна, и после заключения в Соловецком концлагере он был сослан в административную ссылку в Воронеж, где только что был арестован и затем заключён в Соловки славный архипастырь Воронежский, архиепископ Пётр (Зверев), духовные дети которого и паства объединились теперь вокруг отца Иоанна, сразу ставшего одним из благочинных Воронежской епархии. И хотя само же ОГПУ и сослало отца Иоанна в Воронеж, но его духовный авторитет здесь стал таков, что сотрудники ОГПУ посчитали, что это архиепископ Пётр послал его вместо себя для продолжения борьбы с воинствующим безбожием. В ноябре 1927 года протоиерей Иоанн прибыл в Воронеж, а в мае 1929 года он уже был арестован и вновь приговорён к трём годам заключения в Соловецком концлагере. Но и этих трёх лет священноисповеднику не пришлось отбывать в Соловках – облагодатствованный страданиями, он вполне приготовился к последнему испытанию и мученическому венцу, и через год, в 1930 году, был вновь арестован и возвращён в воронежскую тюрьму. 28 июля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила протоиерея Иоанна Стеблин-Каменского к расстрелу, и 2 августа он был расстрелян в окрестностях города Воронежа вместе с группой монахов и священников, и затем тайно погребён – святые оказывались страшны для мучителей и после кончины, ибо, лишаясь жизни, получали жизнь, страшны были для мучителей и сами их мощи, ибо попаляли отца всех творящих зло – дьявола. Еще находясь в заключении, священномученик Иоанн, словно предчувствуя свой путь, писал своей пастве: “Мир лежит во зле, и, предоставленные самим себе, мы часто изнемогаем в борьбе со злом. Если мы внимательно относимся к своей жизни, если намечаем себе путь следования, то часто приходится нам замечать, что мы с пути сбиваемся, кружимся на одном месте и возвращаемся обратно. Тяжело сознавать, как ты далеко отстоишь от того места, куда рассчитывал давно прийти. Снова набираешься сил, снова пускаешься в путь – и опять неминуемы неудачи. И часто человек впадает в уныние при сознании, что время идёт, что уже невозможно ему добраться до вожделённого места. Но вот Господь Сил, терновым венцом увенчанный, идёт человеку навстречу и протягивает ему Свою Всемогущую руку, чтобы вести его много дальше, чем куда смел он надеяться дойти, ещё когда был полон сил. Ужели не радостен будет порыв такого человека к Господу? Ужели сможет он сравнить всё возможное на земле счастье с радостным трепетом прохождения отделяющих его от Господа шагов, как бы ни были сами по себе эти шаги тягостны? Исповедую, что мы недостойны мук за Христа, недостойны и малейшего участия в несении Его ига. Радостно поэтому и я приму всякое новое испытание, лишь бы Господь благоволил очистить сердце моё от греховной тяготы, лишь бы Он дал моим духовным плечам почувствовать, что они несут не иное что, а Его святое, благое и вожделенное всякому христианину иго. Думаю и верю, что и все вы с радостью преклоните под него свои главы”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я здесь живу не совсем так, как Вы себе представляете... Моя работа протекает хорошо знакомым мне руслом, но не тем, ко­торого ищет моя душа. Ну что ж, видимое внешнее есть образ невидимого внутреннего. Бывает и для души зима, которую мы должны уметь переживать. Любовь близких людей, как солнечные лучи, несет сердечное тепло через огромные пространства, не только не теряя своей силы, но, наоборот, давая эффект теп­ла, только достигнув объекта действия. Всё, что я имею, всё, что я получаю, так много мне говорит о любви близких, что мое серд­це согрето на многие годы, хотя бы зима души продолжалась без перерыва. Я пишу Вам в первый раз и, может быть, писать больше не буду, но знаю, что Вы и все, кому я не пишу, но кого искрен­не люблю, чувствуют мое желание всегда быть с вами, чтобы вме­сте делить скорби и радости, чтобы вместе идти крестным путем к воскресению навсегда. Меня страшит не крестный путь, а, на­оборот, когда мне живется слишком хорошо; я все боюсь, уж не свернул ли я с тесного пути, ведущего к Жизни, и не попал ли на широкую дорогу, заманчивую лишь до времени. Господь да благословит всех вас, да сохранит и управит вас. Я готов сам терпеть побольше, лишь бы Он излил обильно Свою милость на тех, кого мне временно вверил. Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский ». 23 апреля 1930 года в Соловецкий концлагерь поступило рас­поряжение арестовать священника Иоанна Стеблин-Каменского и этапировать в воронежскую тюрьму. 15 мая состоялся первый допрос. Незадолго перед этим был до­прошен московский священник Николай Дулов, который согла­сился лжесвидетельствовать. Следователям оставалось лишь до­казать, что священники знакомы друг с другом, о чем они и стали спрашивать отца Иоанна. «В бытность мою в Воронеже на свободе, – ответил отец Иоанн, – священник Дулов приезжал в Воронеж два раза . Оба раза мы виделись с ним в храме, причем первый раз он слу­жил в соборе с причтом бывшего Девичьего монастыря, а второй раз лишь присутствовал на службе. После первой службы я при­гласил его со мной пообедать. Никаких совещаний священников с участием Дулова не устраивалось. Никаких брошюр священ­ник Дулов мне не привозил; брошюра „Что должен знать право­славный христианин " мне не знакома. Вообще я интересовался лишь мнениями авторитетных иерархов, а не безличными брошюрами».

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ 3 мин., 01.01.2008 2 августа Русская Православная Церковь празднует память священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского) , пострадавшего в расцвете сил, когда ему исполнилось всего 43 года. Каждый человек в большей или меньшей степени задается вопросом о счастье — что это такое и как самому стать счастливым. А счастье, как почерпнутая из колодца вода, сбегает с ладоней и проливается между пальцами. Всякий человек понимает, что счастье должно быть независимо от внешних обстоятельств — благополучны они или нет, есть ли у взыскующего счастья любимая работа или она для него всего лишь внешнее послушание, дающее ему заработок, свободен ли он или находится в неволе. А иначе, если счастье зависит от внешнего, оно становится всегда непрочным и даже не вполне достижимым, так как сводится к  бесконечным заботам и хлопотам по его стяжанию и удержанию. Внук Виленского губернатора и сын сенатора, выпускник Морского кадетского корпуса и офицер Балтийского флота Иван Георгиевич Стеблин-Каменский выбрал для себя путь служения Церкви в трудное для Русской  Православной Церкви время: в 1920 году в 33 года он был рукоположен во диакона, а через три года — во священника ко храму Святой Троицы на Стремянной улице в Петрограде. «Принимая священство, — писал он, — я сознательно брал на себя служение Распятому…» Раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его (Ин 13:16) — эти слова Господа хорошо были известны отцу Иоанну. Всего через год после рукоположения он был арестован и отправлен в знаменитый Соловецкий монастырь — недавнее место подвигов и молитвы, ставшее к тому времени всемирно известным концлагерем. Но и  концлагерь не может сделать человека несчастным, если тот понимает, в чем именно состоит счастье. «В жизни люди часто видят мираж счастья, — писал отец Иоанн из соловецкой темницы, — исчезающий в тот момент, когда он кажется уже совсем близким. Истинное счастье непременно соединяется со служением Господу в той или иной форме и даже истекает из него... Самые тяжелые переживания, если только они воспринимаются умом и сердцем как служение Господу, делаются легко переносимыми и по вере радостно вожделенными».

http://foma.ru/chto-takoe-schaste.html

16 августа 1929 года постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ отец Иоанн был приговорен к заключению в Соловецкий концлагерь сроком на три года. По прибытии в Соловки отец Иоанн был определен во 2–е отделение концлагеря. На этот раз пребывание отца Иоанна в Соловецком концлагере было недолгим. Начальник 6–го отделения СО ОГПУ Тучков в 1930 году развернул энергичную деятельность, направленную на уничтожение церковносвященнослужителей. 23 апреля 1930 года в Соловецкий концлагерь поступило распоряжение об аресте и отправке в Воронежское ОГПУ священников Николая Дулова и Иоанна Стеблин–Каменского. В начале мая отец Иоанн был доставлен в Воронежскую тюрьму. Первый допрос был 15 мая. Так как священник Николай Дулов согласился давать показания, нужные следствию, то следователю оставалось всего лишь доказать наличие близкого знакомства между священниками. Отец Иоанн на вопросы следователя отвечал:«В бытность мою в Воронеже на свободе священник Дулов приезжал в Воронеж два раза; один раз на Троицу (в начале июня) 28–го года, а второй раз в ноябре того же года. Оба раза мы виделись с ним в храме, причем первый раз он служил в соборе с причтом бывшего Девичьего монастыря, а второй раз лишь присутствовал на службе. После первой службы я пригласил его со мной пообедать. Никаких совещаний священников с участием Дулова не устраивалось. Никаких брошюр священник Дулов мне не привозил; брошюра»Что должен знать православный христианин»мне не знакома. Вообще я интересовался лишь мнениями авторитетных иерархов, а не безличными брошюрами». 20 мая священнику Иоанну Стеблин–Каменскому было предъявлено обвинение. Он обвинялся в том, что»распространял церковно–монархические листовки и брошюры, распространял и разного рода антисоветские провокационные слухи и вел агитацию против всех мероприятий советской власти в области коллективизации, индустриализации СССР, имея конечной целью подготовить верующую массу к выступлению против советской власти, свержению ее и восстановление монархии. В результате вышеизложенного во многих районах Центральной Черноземной области были массовые выступления населения против советской власти и ее мероприятий».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Освобожденный в 1927 году, он был отправлен в административную ссылку в город Воронеж, где получил место священника в Алексеевской церкви бывшего Девичьего монастыря. В 1929 году отец Иоанн снова был арестован и с бесстрашием чистой совести исповедовал свои убеждения и веру во Христа. Это было то время, когда по поводу его пастырской деятельности в публичных речах зазвучало: «Всем уже ясно, что музыка колоколов — это музыка контрреволюции». Исповедуя свои убеждения, он говорил на допросах сотрудникам ОГПУ: «Я по отношению к советской власти лоялен, — но не сочувствую мероприятиям, направленным против религии. Считаю неправильным обучение детей в школах в противорелигиозном направлении и тому подобное... Для меня нет сомнения, что вера в распятого Христа непобедима, что кажущееся торжество материализма есть временное явление... не отрекаюсь от того, что считаю себя одним из верных пастырей Христовой Церкви, обязанных словом, житием, духом, верою и чистотою быть образцом для верных и ограждать их от тьмы неверия, и исповедую, что по вере моей не только материализм, но и сами „врата адовы“ не одолеют Церкви Христовой». Отец Иоанн снова был отправлен в Соловецкий концлагерь, откуда в первом же письме, предчувствуя близкий конец, написал: «Я здесь живу не совсем так, как вы себе представляете... Меня страшит не крестный путь, а, наоборот, когда мне живется слишком хорошо; я все боюсь, уж не свернул ли я с тесного пути, ведущего к Жизни, и не попал ли на широкую дорогу, заманчивую лишь до времени». Но счастье и полноту жизни, истинно понятые, у человека никоим образом нельзя отнять, если только сам человек добровольно от них не откажется. Мученическая кончина лишь в совершенстве раскрывает их полноту, соединяя навсегда со Христом. Так и случилось вечером 2 августа 1930 года, когда отец Иоанн Стеблин-Каменский, привезенный для исполнения казни в пригород города Воронежа, был расстрелян. Полный текст жития священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского) опубликован в книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 4». Тверь, 2000.

http://foma.ru/chto-takoe-schaste.html

Священномученик Димитрий ( Миловидов ) – 20 августа . – С.47; Настоятель Троицкого храма в селе Троицкие Борки. Назначен в этот храм в 1911 году и прослужил в нем вплоть до своей мученической кончины. Это был известный всей округе (на службу к нему съезжались люди из всех окрестных сел), преданный Богу, образованный, любящий своих прихожан пастырь. Именно поэтому в 1930 году его арестовали и сослали в Красноярский край. В 1933 году, когда священник вернулся, запуганные прихожане уже разбежались. Но отец Димитрий продолжал служить, несмотря на постоянное давление и угрозы со стороны НКВД. Через четыре года (1937) по обвинению в «контрреволюционной работе и террористических настроениях» был посажен в тюрьму и расстрелян. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Что такое счастье . Памяти священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского) - 2 августа. Фото из архива автора//Фома. - – август 2008. – С.48. – (рубрика « Числа »). Внук Витебского губернатора, сын сенатора, выпускник Морского кадетского корпуса и офицер Балтийского флота Иван Георгиевич Стеблин-Каменский выбрал для себя путь служения Церкви в трудное для Русской Православной Церкви время. В 1922 году в 33 года он был рукоположен во дьякона, а через три года во священника ко храму Святой Троицы на Стремянной улице в Петрограде, год спустя, арестован и отправлен на Соловки. В 1927 году его ждала административная ссылка в Воронеж, где в 1929–м его вновь арестовали и отправили в Соловецкий лагерь. 2 августа 1930 года отец Иоанн, привезенный для исполнения казни в пригород Воронежа, был расстрелян.   ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.49-84. (на заставке – фото Елены Головань)   Большая семья: Ольга Остроумова . О тех, кто умеет прощать . Подготовила Алла Митрофанова. Фото из личного архива Ольги Остроумовой, фото Ирины Калединой, Виктора Горячева, ИТАР-ТАСС, «Мосфильм-инфо»//Фома. - – август 2008. – С.51-56,58. – (рубрика « Большая семья »). Имеются биографическая справка « Ольга Михайловна Остроумова …» (С.51) и « Избранная фильмография » (С.56).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-64-a...

Пока эта контрреволюционная гнездо существует здесь, в рабочий поселок не будет существовать " .      " Монахини, препятствующие культурному развитию подрастающего поколения и выиграть симпатии жителей не только в стенах монастыря, но и далеко за ее стенами».     8 сентября 1928 г. появилась статья в газете Воронеж, " Коммуна " , призывая к монастырю, чтобы превратиться в рабочих квартирах, а церковь - в клубе. Он призвал к " решающей битве " с контрреволюционными заявлениями монахинь и их лидеров, о. Иоанна.     После ареста епископа Алексия (купить) и смерти протоиерея Александра Палицына в конце 1928 года Владыка Алексий назначен о. Иоанна епархиальный декана, а в марте 1929 года он был фактическим руководителем Воронежской епархии. Статьи в прессе появились атеист требует его ареста. 4 марта заместитель начальника полиции Подкопаев направил «совершенно секретно» сообщение в ОГПУ сказал, что о. Джон проводил агитацию против советской власти.     В пять часов 1 мая 1929 года, когда атеисты пришли сломать крест на куполе церкви, настоятельницей монастыря Девичьем умер. Это совпадение поразило многих в городе. Позже власти обвинили отца. Иоанна, утверждая, что ее смерть наступила в результате гонений на Церковь. Захоронение игуменьи состоялась 4 мая, и после похорон отца. Иоанн благословил всех и посоветовал остальные монахини и прихожане монастыря провести вместе. 6 мая (19) о. Иоанн был арестован, а 21 мая он был допрошен. 4 июля Агент Викторов состоит обвинительное заключение, в котором мы читаем: " Получив руководством монахинь бывшего монастыря Девичьем, [о. Иоанн] Каменский, чтобы стать специально почитаемых " пастор " , получил для себя портрет " старица " Theoctista Михайловна, которая хорошо известна среди истерический элемент, и стали занимать себя в изгнание бесноватого, и другие подобные махинации. Благодаря распространению слухов монахинями, что Каменский был «святой», он начал приобретать большим авторитетом среди истерических элементов и в целом среди antisovietically склонны верующих.

http://pravicon.com/info-2456

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010