11.                       Арефа(Митренин), присп .: Окт. 24 12.                       Арсений(Дмитриев), прмч .: Н. 20 13.                       Арсений Коневский, прп.: Ин. 12 14.                       БорисОрнатский , мч. М. 31 15.                       Василий Канделябров , сщмч.: Н.20 16.                       Вениамин (Казанский) Петроградский, митр., сщмч .: Ил. 31 17.                       Викторин Добронравов, сщмч .: Д. 15 18.                       Владимир Лозина-Лозинский, сщмч,: Д. 13 19.                       Владимир Пищулин, сщмч.: Ян. 28 20.                       Григорий (Лебедев), Шлиссельбургский, еп., сщмч .: С. 4 21.                       Григорий Поспелов, сщмч.: Мр. 13 22.                       Григорий Сербаринов, сщмч.: Д. 26 23.                       Екатерина Арская, мц .: Д. 4 24.                       Елисавета, вел. кн., прмч .: Ил. 5 25.                       Емелиан Панасевич, сщмч,: Н. 20 26.                       Игнатий (Брянчанинов), Кавказский, еп.: Ап. 30 27.                       Иларион(Троицкий), Верейский, архиеп., сщмч .: Ил. 11, Д. 15 28.                       Иоанн Ковшаров, мч.: Ил. 31 29.                       Иоанн Кочуров, сщмч.: Окт. 31 30.                       Иоанн Кронштадтский, прав.: Ин. 1, Д. 20 31.                       Иоанн Сарв, сщмч.: Н. 20 32.                       Иоанн Стеблин-Каменский, сщмч.: Ил. 20 33.                       Иоанникия (Кожевникова), прмц.: Н. 20 34.                       Карп Эльб, сщмч.: С. 11 35.                       Кира Оболенская, мц. : Д. 4 36.                       Кирилл (Смирнов) Казанский, митр., сщмч.: Н. 7 37.                       Ксения Петербургская, Христа ради юродивая: Ян. 24; М, 24 38.                       Лев (Егоров), прмч .: С. 7 39.                       Макарий Римлянин, Новгородский, прп.: Ян. 19 40.                       Мария Лелянова, прмц.: Ап. 4 41.                       Мария, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 42.                       Мартирий Зеленецкий, прп.: Мр. 1; Н. 11

http://mitropolia.spb.ru/docs/tekst-sluz...

Разве мы не знаем, что сила Божия в немощи совершается, что личные недо­статки священнослужителей не могут опорочить совершаемые ими таинства. Итак, не на самих служителей нужно главным об­разом обращать внимание и не столько искать идеальных лю­дей (которых, кстати, и не существует, потому что „Един Свят“), сколько дорожить чистотой носимых ими идей и бегать всякой скверны, порока или чего-либо такового в исповедании веры, в молитве. Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский ». К концу срока заключения, наблюдая за тем, как неохотно власти освобождали с островов скорби и страдания тех, у кого за­кончился срок заключения, отец Иоанн понял, что ему не будет разрешен въезд в Петроград. И действительно, ему была назначе­на административная ссылка, и 4 октября 1927 года он был от­правлен в Воронеж. Первые несколько месяцев здесь он тяжело болел – сказались суровые условия концлагеря. В Воронеже он служил в Алексеевской церкви бывшего Девичьего монастыря и вскоре был назначен настоятелем этой церкви и помощником благочинного города Воронежа. Приступив к служению, он об­ратил внимание прихожан на необходимость более энергично­го оказания помощи узникам и, в частности, находившемуся в Соловецком концлагере архиепископу Воронежскому Петру (Звереву) [q] . Благодаря усилиям отца Иоанна и при его активной поддержке воронежцы стали постоянно собирать и пересылать средства в Соловецкий концлагерь. Позже одна из свидетельниц, показывая об отце Иоанне на следствии, сказала, что священник «среди верующих пользовался громадным авторитетом, поэтому у него всегда на квартире и вообще, где он бывал, собиралось много верующих...» В 1928 году ОГПУ приступило к проведению очередных меро­приятий, в результате которых должны были быть закрыты все монастыри и многие приходские храмы. Повсюду по инициативе властей устраивались собрания рабочих, требующих закрытия церквей, усилилась в печати пропаганда против Церкви. 2 сентя­бря 1928 года в рабочем поселке, разместившемся в стенах Девичьего монастыря, состоялось собрание жителей поселка.

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

Первые, по терминологии историка Алексея Беглова, были конформистами, и считали, что христианская жизнь должна быть тайной. Сторонники этой точки зрения устраивались на работу в библиотеки и институты, становились портнихами и старались устроиться, где только можно, кроме больших заводов (последнее было связано с тем, что молодым женщинам – тайным монахиням и благочестивым мирянам было бы тяжело вести целомудренную жизнь в рабочей среде, отличавшейся грубостью нравов). Во всех остальных сферах деятельности такие христиане трудились очень добросовестно, воспринимая работу как особый вид послушания. Митрополит Иоанн (Вендланд), бывший в молодости конформистом, рассказывал о своей жизни в 1930-е годы: " Время шло, мы жили удивительной жизнью: с одной стороны глубоко церковной, с другой – активно-гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим. Но... на практике такое соединение трудно осуществить " . Интересно, что этой точки зрения придерживались и некоторые " иосифляне " , осудившие декларацию митрополита Сергия 1927 года и считавшие ее сторонников потерявшими благодать. Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский разрешал верующим вступать в колхозы, поскольку от человека при этом не требовалось отречения от веры. Но были среди верующих люди, настроенные радикально. Они считали атрибуты советской гражданской жизни – документы, паспорта, пенсии – " знаками пришествия антихриста " . Сторонники этой точки зрения отказывались отдавать детей в школу, не отмечали советские праздники, не ходили в театры и кино. Отголоски этого попали даже в первый вариант жития св. Матроны Московской – во время демонстраций святая закрывала окна, чтобы в квартиру не попадали демоны. Народная этимология считала эти слова однокоренными (демон страстей). Часть верующих отказалась участвовать в переписи населения 1937 года с мотивировкой: " Мы овцы не вашего стада, подчиняемся только одному Богу " . Некоторые христиане не ходили в открытые храмы, считая, что в них служат не настоящие священники, а агитаторы за советскую власть: " Священники в этих церквах поставлены из партии, под ризой у них медали..., поэтому в церковь ходить никогда не надо.., крестики покупать тоже не надо, так как на них находили серп и молот, колоски, пятиконечную звезду и СССР "

http://religare.ru/2_100072.html

Смычка между православием и антисоветскими выступлениями на селе особенно ощутимой выглядела как раз там, где коллективизация (точнее, беспрепятственная выкачка материальных и человеческих ресурсов из деревни) была особенно нужна большевикам — в самой «зажиточной» в этом плане Центрально-черноземной области.  Причем наиболее активно сопротивлялись большевикам верующие Воронежской области. Заметное присутствие верующих в Воронеже и окрестностях во многом это было связано с тем, что в регионе со второй половины 1920-х годов было много ссыльного духовенства, отправленного сюда из Москвы и Ленинграда за свою «оппозиционность».  Среди ссыльных священнослужителей было много «харизматичных» фигур. В середине 1920-х годов ощутимый импульс религиозному пробуждению в Воронеже задал архиепископ Воронежский Петр (Зверев, священномученик), непримиримый борец с обновленческим расколом и «советизацией» Церкви. 28 ноября 1926 года архиепископ Петр с группой клириков и мирян был арестован, а 26 марта 1927-го – отправлен на Соловки. Но надежды большевиков на ослабление церковного влияния в области не оправдались  — на посту воронежского архиерея владыку Петра сменил епископ Козловский Алексий (Буй). Новый владыка, хотя и был всего 35-летним по возрасту и недавно поставленным епископом, оказался не менее решительным в вопросах отстаивания церковной свободы. После издания Декларации митрополита Сергия (Страгородского) с выражением лояльности советскому режиму, епископ Алексий выразил готовность активно противостоять контролю безбожников над Церковью. 22 января 1928 года по приходам Воронежской епархии было распространено послание епископа Алексия, в котором владыка отказывался признать незаконную Декларацию. «Вполне разделяя мнения и настроения верных православных иерархов и своей паствы, отныне отмежевываюсь от митрополита Сергия, его неканонического Синода и деяний их», — гласил текст послания. В течение весны 1928 года вслед за епископом Алексием значительная часть клириков и мирян Воронежской епархии (около 80 приходов) заявили о своем разрыве с митрополитом Сергием и перешли в подчинение митрополита Иосифа (Петровых). О своем единстве с епископом Алексием заявили общины Дона, Кубани, Харьковской области и Северного Кавказа. Потом они все проходили в следственных делах как «буевцы». Алексеевский Акатов монастырь в Воронеже, где проживал епископ Алексий, стал центром притяжения «непоминающих» со всего юга России. По данным историка М.В. Шкаровского , общая численность буевского духовенства достигала 400 человек.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

В ноябре 1927-го, по завершении срока, власти не позволили священнику вернуться к своей пастве в Ленинград и отправили его в административную ссылку в Воронеж. Епископ Воронежский Алексий дал ему назначение – в Алексиевский храм бывшего (ликвидированного большевиками) Покровского Девичьего монастыря. «Музыка колоколов — это музыка контрреволюции» Покровский Девичий монастырь был основан в 1623 году по благословению патриарха Филарета (Романова), отца первого царя из династии Романовых. Первоначально обитель располагалась непосредственно рядом с Воронежским острогом, но с началом строительства верфей и флота в Воронеже была перенесена за город, в урочище Терновая поляна. До революции это был целый женский городок, с каменными храмами, жилыми корпусами, налаженным хозяйством… Покровский женский монастырь в Воронеже, начало XX века_bvf.ru Большевики уничтожали его поэтапно. В 1922 году у сестер изъяли большинство монастырских ценностей, включая драгоценный оклад старинной Казанской иконы Божией Матери. Осенью 1924 года в монастыре была закрыта Печерская церковь  — в ней устроили в ней «клуб имени Калинина». Газета «Коммуна» писала: «Войдя в него, не верится, что здесь когда-то была церковь. Вместо икон по стенам висят портреты вождей, а высоко-высоко, под самым куполом, где стоял крест, теперь ярко горит красная пятиконечная звезда…». Жалобы священников и монахинь на имя самого Калинина были безрезультатны… В следующем, 1925 году обитель ждало «уплотнение». На момент прибытия отца Иоанна монастырский комплекс представлял из себя своего рода общежитие. В корпусах обители было устроено 275 квартир, куда вселили представителей пролетариата. Вместе с оставшимися в келиях сестрами в монастыре теперь проживало более 800 человек. Несмотря на это, Алексеевский храм в монастыре продолжал действовать, и по мере закрытия церквей в Воронеже в него стекалось все больше верующих, в том числе последователей арестованного епископа Петра (Зверева). Остатки церковной жизни в стенах обители и заметная концентрация «зверевцев» в монастыре раздражали большевиков. В 1928 году власти приняли решение покончить с «гнездом контрреволюции» и очистить бывший монастырь от «антисоветских элементов» и «зверевщины».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Христианин не чужд земных радостей, но не ставит их целью своей жизни, не борется за них с ближни­ми, не ищет, поэтому он их получает „чистыми“ и они не омра­чают его духа... Господь да сохранит, управит и возвеселит вас всех Своею благодатию, предстательством Пречистой Владычицы и всех святых. Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский Дорогие мои!.. Чаще будем с верою повторять: „Сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим“, и сердце наше не будет сжиматься от беспокойства при долгом неполучении известий. Праздники у нас прошли торжественно и радостно. Со спокойной душой вступаем в новый год. Иногда хочется, чтобы время шло скорее, чтобы поскорее наступил момент моего свидания с вами всеми; но когда вдумываешься в смысл жизни и неповторяемость каждого момента времени, то, наоборот, становится даже страш­но за те дни, часы и минуты, которые мы легкомысленно упуска­ем без пользы. Близится время, когда я, может быть, вновь воз­вращусь к активной пастырской деятельности. Готов ли я к ней? Использовал ли я все возможности, чтобы к ней подготовиться должным образом? Увы, нет! А остающиеся месяцы, боюсь, про­летят так же бесплодно, как и прошедшие. Радостно мне думать о конце срока, как радостно юноше думать об окончании школы. Но к радости примешивается чувство опасения за выпускной эк­замен и свою подготовленность к предстоящей за ним деятельности. Всецело мысленно отдаваясь воле Божией, не смею желать, чтобы скорее протекло время, которое я и так не успеваю долж­ным образом использовать, и надеюсь на милость Господню и Его всесильную благодать, все недостающее восполняющую. Грустно мне, конечно, думать о возможной еще долгой разлуке с родным городом и искренне любимыми во Христе отцами, бра­тьями, сестрами и чадами. Хочется хоть ненадолго повидать всех близких, побеседовать с племянниками и племянницами, уже совсем переходящими в зрелый возраст, утешиться совместной молитвой в переполняющих душу светлыми воспоминаниями знакомых храмах... но, по апостолу, не чужды нам испытания, но поистине они необходимы для всех христиан.

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

В мире все последовательно. Истину может познать только пребывающий в Истине. „Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят“ [Мф. 5, 8]. Человек согрешающий, то есть уклоняющийся в своих поступках от Истинного Пути, тем уже свидетельствует, что нет в нем и познания Истины. Ни слова Божия, ни „сущно­сти вещей“ не может понять отдающийся греху человек, хотя бы он знал наизусть весь Ветхий и Новый Завет и все философские системы от сотворения мира до наших дней. „Кто думает, что он знает что-нибудь (в совершенстве), тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него“ Кор. 8, 2–3; ср. также Иак. 3, 13–18 и 1 Кор. 2, 6–16]. Как ни кажется странно, путь проникновения в тайны бытия большею своей частью проходит не через изучение творений ве­ликих мыслителей и даже отцов Церкви, а через очищение своего сердца от греховной скверны. „Мир лежит во зле“ Ин. 5, 19] и потому пребывает во лжи и не может познать Истины. Он широко отверзает двери свои всякой неправде и соблазнам, но мы – слу­жители Христовы, через нас не должно быть входа в мир грехов­ной злобе. Пусть через нас в объятый пламенем греха мир будет открыт путь лишь для благодатной любви Христовой, могущей угасить пламень злобы и спасти все то доброе, что страждет в этом пламени и жаждет спасения, хотя бы, духом лукавства прельщенное, уже само не ведает, откуда это спасение может прийти. Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский Светлое Христово Воскресение. Христос воскресе! Дорогие мои, любимые, близкие, всегда в сердце носимые, Христос воскресе! Не плачите Нетленного во тли. Если видите разлагающийся во грехах мир, – не огорчайтесь так, как будто с ним погибает что-либо истинно ценное. Все возвышенное, все истинное, все, чем дышит всякая богобоязненная душа, – нетленно и „уже не умирает“ [Рим. 6, 9]. Христос воскрес, сделав всякую скорбь проходящею, Христос воскрес – страшный при­зрак смерти рассеивается, „яко тает воск от лица огня“. Хри­стос воскрес – тайна Божия, тайна бытия пленяет человеческий разум, и вся высшая премудрость его преклоняется перед невероятною Истиною.

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

Но чтобы душа уте­шилась этим напитком, надо, чтобы она действительно к нему по­тянулась. Милые мои, и вы устали от суеты житейской, и вам хочет­ся духовного отдыха? Не ищите его в непрестанном исполнении тех желаний, которые возникают в хотя и просвещенном верою, но все еще немощном вашем разуме. „Жаждай да грядет ко Мне!“ [ср.: Откр. 22, 17]. Слышите слова Господни? Идите к Нему всем вашим желанием, идите и доверьтесь Ему. Пусть не пугает вас крест, который стоит на пути каждого человека, ведь от креста уже не веет смертью, как прежде. „Се бо прииде крестом радость всему миру“, ведь крест открывает нам свет Воскресения. Путь мимо креста есть путь погибели. Мы должны раз и навсегда убе­диться в том, что наш разум, как и наши органы внешних чувств, слишком несовершенны для познания Истины, мы можем знать вещи лишь „относительно“, лишь „отчасти“. Если мы хотим по­знать Истину, то должны искать ее „духом“, в молитве. Вдумайтесь в слова: „любяй душу свою – погубит ю, а ненавидяй душу свою – обрящет ю“ [ср.: Ин. 12, 25]. Вот как искажает истинный путь наш слабый разум. Итак, не отдавайтесь скорбям жизни и ищите уте­шения в благочестии. Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский ...С прошлого года, кроме коллективных, ни от кого из племян­ников писем не получал. Я знаю, что и сам мало писал зимой, хотя и не переставал всех вас любить по-прежнему, но знаю и то, как трудно в молодые годы не поддаваться внешним впечатлениям. Грустно, больно и жут­ко становится за молодежь. Да сохранит Господь их и всех вас от всякого зла Своей Всесильной десницей, предстательством Непо­рочной Владычицы и всех святых. Чистота душевная, непорочная совесть, ум незлобивый – самые лучшие проповедники истинного христианства для всякого возраста. Очищайте душу словом Божиим и молитвою, совесть ваша пусть будет вашим наставником, и ум ваш да просветится любовию ко всему, что носит на себе образ Божий. Сердечно, с любовью еще раз всех приветствую. ...Управляемые Всеблагим и непостижимо премудрым Про­мыслом Божиим, воистину мы всегда можем радоваться.

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

Господь да сохранит, управит и возвеселит всех вас. Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский Дорогие мои, родные и во Христе любимые, здравствуйте и утешайтесь духовной радостью, в чистоте совести уповая на Господа. Милым моим племянникам и племянницам, как подписавшим, так и не подписавшим письмо, с любовию посы­лаю свое благословение и всей душой желаю всякого благополу­чия. Пусть, не мудрствуя много, живут в простоте сердца и чи­стоте совести, тогда не отойдет от них та взаимная связь, которая способна утешить и укрепить каждого из них в отдельности в минуту уныния... Приветствую всех вас, мои дорогие, с Великим Праздником начала личного участия Творца Вселенной в жизни человечества. „Слово плоть бысть и вселися в ны“ [Ин. 1, 14]. Одно духовное провидение этого поворотного пункта в истории мира вызвало у Исаии ликующую песнь „С нами Бог“. От земли еще не отняты скорби, мир еще во зле лежит, но „с нами Бог“ [Ис. 8, 10]. Он с нами воинствует против зла, в нас самих гнездящегося, и в серд­цах наших устанавливается Царство Божие; Он с нами борется и против внешнего зла, и оружие Его – оружие непобедимое – Крест, т.е. беспредельная всепревозмогающая любовь, обожествляющая человека смирением Вседержителя. „Благовествуй, зем­ле, радость велию“. Благовествуй, земля, потому что люди в своей греховности так отошли от интуитивного восприятия присутствия Божества, что надо им, чтобы камни возопили. Часто ли у нас по вере присутствующих при таинственном вхождении в наш храм Царя Славы так трепещет сердце, как оно вострепетало у правед­ной Елизаветы – от приветствия Матери Божией? Благовествуй, земле! Слышишь ли ты, земля живая, – человек? Не пустословь, не злобствуй, но благовествуй. Дай в твоем сердце место Духу Божию, в тебе живущему. Хоть ты и земля, но есть в тебе и частица небес. Итак, отдайся всем существом делу Божию. „Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу!“ Еще раз приветствую отцов моих духовных и всех близких мне и любимых, старых и молодых с наступающим Великим днем Светлого Христова Воскресения.

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

Да будет так со всеми вами. Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский Вот уже наступает Великий пост, наступает время, когда ве­ликие светильники духа, всю жизнь проводившие в самособранности, находили потребность в еще большем самоуглублении, в еще большем напряжении своих духовных сил. Мы же, всю жизнь проводившие беспечно, проходим мимо и этой духовной лестни­цы в царство света, не находя никакой надобности поднять ногу свою на предлежащую нам ступень, но лишь переменой пищи ду­маем оправдать свою принадлежность к искупленному Кровию Христовой Его избранному стаду. Мы совмещаем веру в Распято­го с возможностью даже после выноса креста отдаваться светским развлечениям. Дух воинствует против плоти, и плоть воинствует против духа. Ради победы в человеке духа Сам Господь облекается во плоть и страждет ею; мы же, веря в это спасительное для нас таинство, ругаемся над Ним, удовлетворяя желания плоти. Да еще называем эти желания потребностями, в то время как и плоти на­шей „едино есть на потребу“ [Лк. 10, 42] – служить Господу в под­чинении Духу Истины, в нас живущему. Еще раз подтверждаю, что я не отрицаю для христианина воз­можности высшего земного счастья – семейного, но убежден в том, что истинное семейное счастье может быть результатом со­единения двух сердец в стремлении их к Свету Истины, на этом стремлении строящих свою жизнь и в этом стремлении ищущих взаимной поддержки. Знает Отец Небесный Им же дарованные людям земные блага и не лишит их тех, кто искренне Ему служит. „Ищите прежде Царствия Божия... и сия вся приложатся вам“! [Мф. 6, 33]. Кто же ищет земного счастья прежде Царствия Хри­стова, кто сам дерзновенно простирает за ним руку, не ожидая, когда Господь благоволит ему подать его, – тот уподобляется пра­отцу, искавшему ведения Истины через вкушение запрещенно­го Носителем Истины плода. Не требуется, чтобы все христиане были аскетами, но безусловно требуется от них такое стремление к Господу, которое делало бы их готовыми принять от Него вся­кое служение с верою, что именно оно даст каждому из них выс­шую долю возможного для них счастья.

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010