Об этом важном номоканоне см. в моем «Зборнике» (II изд.), введение, стр. LXI-LXXIV, а также в моем издании «О каноничк. зборницима прав, цркве», стр. 19–31, и мой акад. трактат «Номоканон патр. Фотия». Киев, 1871. Примечание на стр. LXI моего «Зборника», ошибочно и неполно, и я так исправляю его здесь в отношении литературы: Biener, De collect, canonum, р. 21–26. Его же, Das kan. Recht der griech. Kirche (Kritische Zeitschrift fur Rechtewissenschaft. XXVIII, 188–198). Его же, Geschichte der Novellen Justinian’s. S. 202–210. Его же, Zur Revision dea Justin. Codex (Zeitschrift für Rechtswissenachaft. VII, 148–153). Spittler, Geschichte des kan. Rechts. S. 183–187. Mortreuil, Hist, du droit byz. I, 222–230: III, 416–421. Pitra, Des canons, p. 32–56. Его же, Juris eccl. hist, et monum. II, 433–444. Zacharia von Lingenthal, Die griechisch. Nomokanones, S. 5–14. Его же, Ueber den Verfasser und die Quelien des (Pseudo-Photianisrhen) Nomokanon in XIV Titeln (см. некоторого рода опровержение этого труда в «Твор. св. отцов», 1886, кн. I, прибавл., стр. 418–427, статья Н. Заозерского). G. Е. Heiмbach, Anecdota. I Proleg., p. XLVII-LIII. C. W. E. Неимвасн, Griech.-röm. Recht (Ersch u. Grader’s Allgemeine Encykiop. Bd. 86. 8. 291–295, 377–378, 457–458). Hergenrother, Photius. III, 99–128. Его же, Das griechische Kirchenrecht bis zum Ende des neunten Jahrhunderts (Archiv fur kath. Kirchenrecht. Bd. 23, S. 211–227). Павлов, Первоначальный славяно-русский номоканон, стр. 25 и сл. Арх. Иоанн, Курс церк. законовед. I, 91–98. Заозерский, Синтагма в XIV титлов (Чтения в общ. Л. Д. Пр. 1883. I, 327–361). Издания (кроме многих частных): Voelli et Justelli, Biblioth. juris can. II, 785–1140; Migne, Patrologia graeca. Tom. CIV, p. 441–476, по тексту кардин. A. Mai (Spicil. rom.), a 979–1218 по изданию Юстела (по замечанию Hergenröther’a [Photius. III, 109. Archiv fur Kirchenr. 23, 212] это издание Migne очень неверно); Pitra, Juris eccl. hist, et monum. II, 445–640 (весьма ценное издание); ’Ρλλη κα Πτλη, Σνταγμα καννων. I, 5–335. Славянский перевод номоканона (без гражданских законов) находится в древне-сербской Кормчей, из которой перенесен в печатную русско-славянскую Кормчую (изд. 1887 г., I, 34–58). Сербский перевод по Аф. Синтагме я сделал сам и он находится в моем «Зборнике», стр. 3–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

265 От того, конечно, и на Афоне, в присутствии архим. Порфирия Успенского , на одном клиросе вел основную мелодию бас, а на другом – тенор. См. Первое путеш. в Афон. монастыри в 1845 г. ч. 1. отд. 1. Киев, 1877 г. стр. 68–69. 266 Наприм. вместо incremento произносили inceremento и проч. См. Yen. Beda, Lib. de Artemetrica, de episynalepha vel dieresi; срав. старо-русскую хомонию в наших певчих книгах 16 и 16 вв. 269 Излагаемые здесь сведения о богослужебном пении западной церкви заимствованы нами из французского журнала: Musée des familles. Июль 1888г. См. и в переводе на русский язык в ж. Чтен. любит. дух. просвещения. Январь 1889 г. „Богослужебная музыка западной церкви“. А.Сва. 271 „Церк. пение в России“, прот. Д. В. Разумовского, стр. 22, 23 и примеч. Си. „Обзор песнопевцев“, преосв. Филарета, стр. 330. 272 Латинский текст этого гимна см. там же и в моем сочинении „О церковном пении прав. Греко-Российской церкви“. Киев. 1887 г. стр. 23. Архим. Порфирий Успенский , взамен этих латинских стихов, предлагает составленные им русские с тем же акростихом (см. „Первое путеш. в Афон. монастыри“, ч. 1, прилож. 2, стр. 89): Ут. „Утреннюю к Тебе Боже. Ре. Речи пророков воспеваю. Ми. Милости твоя умоляю: Фа. Фараона злого от меня ты отжениˆСол. Солнечным светом Твоим, Ля. Лямку его тяжелую снимиˆСи. Силой Твоей отныне иˆДо. До века, на все веки“. 276 Палестрина написал три обедни. из коих первые две представляли собою артистические произведения, а третья содержала традиционно католическую музыку. Эта последняя и признана была для торжественных обеден несравненной. 277 Таковы, например, сборники под заглавиями: „Евтерпа“, „Пандора“, „Музыкальная Анфология“, И. Зографа Кейвели, 1872 г. и друг, см. Etudes Musique Eccles. Greque, B. Ducodray. стр. 63 примечание. 278 См. „Значение музыки в древне-греческом воспитании“, Е. Ветнек. Журн. „Гимназии“, Ревель, август – сентябрь 1892 г., стр. 643652. 284 Plat. de republ. р. 424. Д.Е. Веттнек, там же. О влиянии музыки на развитие чувства см. еще в соч. С.И. Миропольского: „О музыкальном образовании народа в России и западной Европе“, изд. 2-е, Спб. 1882 г. стр. 9599.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Немедленно вслед за этим Верховный Тайный Совет выработал пункты, ограничивающие власть Императрицы Верховным Советом. Члены Совета полагали, что не ожидавшая русского трона Анна Иоанновна скорее согласиться разделить свою власть с ними, чем совсем отказаться от нее. Анна Иоанновна, действительно, сначала приняла и подписала условия. Однако попытка ограничить Царскую власть была встречена в России с большим негодованием. В церквях стали поминать Анну Иоанновну Императрицей и Самодержицей, и члены Верховного Совета принуждены были признать за ней полный титул Русских Государей. Вслед за этим, немедленно по прибытии Анны Иоанновны в Москву, к ней явилась многочисленная депутация дворянства и просила отменить ограничение самодержавной власти. В присутствии Верховного Совета Царица разорвала подписание ею пункты. После этого Верховный Совет был уничтожен, а члены его поплатились казнями и ссылками за свою попытку уничтожить в России Самодержавие. Хотя престол в это время значительно зависел от приближенных к нему, но русский народ, не вмешиваясь в вопрос престолонаследия, так как в этот момент ни одно из лиц Царской Семьи не имело исключительных прав на престол, однако желал повиноваться только Царственному носителю верховной власти и никому больше. Анна Иоанновна вместо оставленных вельмож взяла новых советчиков. Главным лицом при ней вскоре сделался курляндец Бирон, благодаря покровительству Анны Иоанновны из простых конюхов возвысившийся до герцога. Пользуясь большим влиянием и доверием у Императрицы, он сделался фактическим правителем государства. Он всячески стремился упрочить свое положение, и головой платился тот, кто ему стоял на пути. Он возвышал немцев, а русские и все русское подвергалось гонению. Опасаясь заговора, Бирон ввел страшный шпионаж, и множество невинных пострадало по ложному доносу. Однако, несмотря на страшное народное и национальное унижение, нигде не было стремления к перемене правления, так как носительницей верховной власти все же была дочь Русского Царя, – и сама православная, и русская по духу Анна Иоанновна.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Для Толстого нет высшего духовного совершенства, в смысле достижения христианских добродетелей – простоты, смирения, чистоты сердечной, веры, надежды, любви в христианском смысле; христианского подвига он не признает; над святостью и святыми смеется; сам себя он обожает, себе поклоняется, как кумиру, как сверхчеловеку: я, и никто кроме меня, мечтает Толстой. Вы все заблуждаетесь; я открыл истину и учу всех людей истине! Это, по истине, Лев рыкающий, ищущий кого поглотить. Новые слова, 1903. С. 136, 137, 138, 139, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147 (Текст окончен 17/XII/1935) Моя жизнь во Христе. Книга I. ДНЕВНИК. Санкт-Петербург, 1903. (Приложение к журналу «Русский паломник», 1903.) 934. Святые видят наши нужды и слышат наши молитвы, ибо их чистое сердце есть дальнозоркое око, а соединяясь с Богом, как с Солнцем мира, они в Нем видят все Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и – соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в нем бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся… Святые – то же в духовном мире, что лучи солнечные в мире вещественном. Бог – вечное, животворящее Солнце, а святые – лучи умного Солнца. Как очи Господни постоянно призирают на землю и на земнородных, так и очи святых не могут не обращаться туда, куда обращен промыслительный взор Господа твари и где их сокровище (тела их, дела их, места священные, лица им преданные). Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше ( Мф. 6:21 )... Сердце – око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит. Но у Святых Божиих это око душевное еще при жизни доведено до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они соединились с Богом, – оно благодатью Бога стало еще светлее и обширнее в пределах своего зрения. Потому-то Святые видят весьма ясно, широко и далеко; видят наши духовные нужды; видят и слышат всех призывающих их от всего сердца, то есть тех, коих умные очи прямо устремлены к ним и не омрачаются, не затмеваются во время устремления сомнением и маловерием, когда очи сердца молящихся совпадают, так сказать, с очами призываемых. Здесь таинственное зрение! Опытный понимает, что говорится. Поэтому, как легко иметь сообщение со святыми! Надобно только очистить зрение сердца, устремить его твердо к известному святому, просить о нужном, и будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Мы не можем, далее, обойти молчанием вопроса о том, что служит условием внутренней твёрдости царства русского. Где основа её? Православная вера изначала дала народу нашему слово Божие на родном его языке: а слово Божие научило нас повиноваться царю и власти не по страху, а по совести; оно осветило законы государственные, вдохновило их евангельским духом христианской любви и милосердия, возвестило о святости и непреложности взаимных прав и обязанностей; вера православная научила любить сограждан, любить и самых врагов и далеко по всему миру сделала славным имя народа русского, как народа незлобивого и кроткого, мягкого, необыкновенно благородного и великодушного к покорённым или присоединённым народностям. Сколько раз и так жестоко оскорблённый и даже доныне часто у себя же на Руси неблагодарно оскорбляемый иноверцами, иноплеменниками, русский народ не развил в себе той национальной исключительности, злобной мстительности и несправедливой алчности в пользу свою и в ущерб другим народностям, что видим мы доселе на Западе... Вообще, мы можем с удовольствием указать на многие истинно-прекрасные свойства народа нашего: на его простоту, прямодушие, правдолюбие и отсутствие гордыни, на его терпеливость без забитости, на его смирение без приниженности. Мы любуемся многими и трогательными его обычаями, мы видим в нём умение жертвовать собой во имя долга, прощать и забывать обиды. Видим его милосердие к преступникам, мягкость к врагам, его щедрую благотворительность, радушное гостеприимство к знаемым и незнаемым, его сердечное сочувствие к горю отдельных лиц и целых народов. Здесь стоит вспомнить, что не один, а несколько народов обязаны православной России самими собой, т.е. своей свободой государственной. Это беспримерный подвиг в истории. Полагаем, что выдающимся писателям русским нельзя отказать ни в уме, ни в наблюдательности, ни в нравственной чуткости, а ведь они зовут людей образованных учиться нравственным свойствам у народа. Естественно спросить: откуда же у народа всё это? Где получили воспитание прекрасные свойства души народной, при нашей скудости материальной, при обширности нашей земли, при отсутствии школ и просветительных учреждений? Кто это так воспитал наш народ? Кто? – Ответ ясен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Подлинная научность и материалистическое мировоззрение – несовместимы; и материалистическое воззрение о первичности материи и вторичности сознания есть утверждение метафизическое, не даваемое человеку в материальном опыте. «Материя, как «общая» основа бытия, – говорит профессор Зеньковский, – именно в этой своей общности никогда не может быть предметом опыта, является нашим «примышлением», уводящим нашу мысль к тому, что находится за пределами опыта. Поэтому совершенно неправильно отождествлять понятия «метафизики» и «идеализма» (что постоянно встречается у советских писателей); материализм есть тоже метафизика, и в самом точном смысле слова. Известный русский философ профессор Л.М. Лопатин совершенно прав, утверждая, что материализм есть «вера в материю», так как приписывает материи свойства Абсолюта; «материя» как бы заслоняет для материалистов все иные свойства бытия» (Лопатин Л.М. Положительные задачи философии). Это все верно. В 1953 году в Москве Академией педагогических наук РСФСР был издан том «Избранных педагогических сочинений» Н.И. Пирогова. На странице 470-й там можно прочесть такие полные религиозного смысла слова: «Ни инстинкт самосохранения, ни безрадостное знание, ни жажда наслаждений не сделают жизнь сноснее; и как только мы запишем себя в мирской метрике незаконными детьми природы и случая, нам в удел достанется одно отчаяние. Конец тогда и нашему человеческому достоинству, конец и нашим стремлениям, лишь только мы признаем упомянутую прелестную чету за наших родителей». «Не удивляйтесь, – говорит далее Пирогов, – что я так ревностно восстаю против такого мрачного мировоззрения: я действую как дезертир очень сходного этому воззрения, которому я, к несчастию, поклонялся в годы моей юности. Любовь, страдание, прожитые годы принесли мне лучшие убеждения. Я, наконец, уверен, что мой Бог не бесчувственное и безумное существо, которое будто бы даже ниже моего достоинства...» Девизом общественной научной и педагогической деятельности Пирогова было правило ora ет 1авога – «молись и трудись».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Веттерман заявил, что, хотя он беден, но отдал бы все свое имущество, даже всех своих детей, чтобы только эти книги были в протестантских университетах, так как, по его мнению, эти книги принесли бы много пользы христианству. «Канцлер и дьяк великого князя предложили Веттерману перевести какую-нибудь из этих книг на русский язык, и если он согласится, то они предоставят в его распоряжение тех трех вышеупомянутых лиц и еще других людей великого князя и несколько хороших писцов, кроме того, постараются, что Веттерман с товарищами будут получать от великого князя кормы и хорошие напитки в большом изобилии, а также получат хорошее помещение, и жалованье и почет, а если они только останутся у вел. князя, то будут в состоянии хлопотать и за своих. Тогда Веттерман с товарищами на другой день стали совещаться и раздумывать, что-де как только они кончат одну книгу, то им сейчас же дадут переводить другую и, таким образом им придется заниматься подобной работой до самой своей смерти, да кроме того благочестивый Веттерман принял и то во внимание, что, согласившись на предложение, ему придется совершенно отказаться от своей паствы. Поэтому они приняли такое решение и в ответ передали вел. князю: когда первосвященник Анания прислал Птоломею из Иерусалима в Египет 72 толковника, то к ним присоединили наиученейших людей, которые знали писание и были весьма мудры; для успешного окончания дела по переводу книг следует, чтобы при совершении перевода присутствовали не простые миряне, но наиумнейшие, знающие писание и начитанные люди. При таком ответе Солкан, Фуника и Высровата покачали головами и подумали, что если передать означенный ответ вел. князю, то он может им прямо навязать эту работу (т. е. велит присутствовать при переводе) и тогда для них ничего хорошего из этого не выйдет: им придется тогда, что и наверно случится, умереть при такой работе точно в цепях. Поэтому они донесли вел. князю, будто немцы сами сказали, что поп их слишком несведущ, не настолько знает языки, чтобы выполнить такое предприятие. Так они все и избавились от подобной службы. Веттерман с товарищами просили одолжить им одну книгу на 6 недель, но Солкан ответил, что если узнает про это вел. князь, то им плохо придется, потому что вел. князь подумает, будто они уклоняются от работы. Обо всем этом, говорит автор сообщения, впоследствии мне рассказывали сами Томас Шреффер и Иоанн Веттерман. Книги были страшно запылены, и их снова запрятали под тройные замки в подвалы 688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоанн Русский, прав. Описания иконы Иоанн Русский, прав. - житие Святой Иоанн Русский, исповедник (память 27 мая по старому стилю) Родился и конце XVII века в Малороссии. Служил солдатом в армии Петра I и участвовал в русско-турецкой войне. Был взят в плен. Турки безуспешно пытались обратить его в мусульманскую веру. Хозяин, видя бесстрашие пленника, перестал его мучить и принуждать отречься от православия, поручив следить за скотом. Здесь же в стойле была поставлена для Иоанна постель. Несмотря на то, что окружающие часто издевались над Иоанном, видя его усердие в работе, святой не только продолжал стараться, но при случае помогал хозяевам в работе и утешал в беде. Добросердечие святого пришлось по душе главе дома. Он стал настолько доверять Иоанну и уважать его за честность, что предложил жить, как свободному. Однако подвижник предпочел остаться на конюшне, где никто не мешал ему каждой ночью молиться Богу. Иногда по ночам он приходил для молитвы к храму велико-мученика Георгия. В этом же храме по праздникам он причащался. Несмотря на свою бед[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Болгария. XX.] Св. Иоанн Русский. Мастерская женского монастыря. Икона. Болгария. 2-я половина XX в. 56 см. х 48 см. (средник: 37.5 - 35.5 х 30 - 28, клейма/большинство/: 9 - 8). Ризница Покровского храма Московской Духовной Академии. Файл 6772.jpg:   Размер: 1009x1200, 1.21 MPix, 195 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (402) , (16) . Описание: [Москва. 1962-73.] Св. Иоанн Русский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-80 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Файл 6774.jpg:   Размер: 625x1200, 0.75 MPix, 122 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (207) , (7) . Описание: [Москва. 2005.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2004 - 2005 годы. Храм свт. Николая в Глинках. Вологда. Файл 6777.jpg:   Размер: 676x1200, 0.81 MPix, 134 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (190) , (8) .

http://pravicon.com/icon-1971

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Русский, прав. - житие Святой Иоанн Русский, исповедник (память 27 мая по старому стилю) Родился и конце XVII века в Малороссии. Служил солдатом в армии Петра I и участвовал в русско-турецкой войне. Был взят в плен. Турки безуспешно пытались обратить его в мусульманскую веру. Хозяин, видя бесстрашие пленника, перестал его мучить и принуждать отречься от православия, поручив следить за скотом. Здесь же в стойле была поставлена для Иоанна постель. Несмотря на то, что окружающие часто издевались над Иоанном, видя его усердие в работе, святой не только продолжал стараться, но при случае помогал хозяевам в работе и утешал в беде. Добросердечие святого пришлось по душе главе дома. Он стал настолько доверять Иоанну и уважать его за честность, что предложил жить, как свободному. Однако подвижник предпочел остаться на конюшне, где никто не мешал ему каждой ночью молиться Богу. Иногда по ночам он приходил для молитвы к храму велико-мученика Георгия. В этом же храме по праздникам он причащался. Несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждающимся. Господь явил через своего святого и явные чудеса. Так, когда хозяин находился в путешествии в дальних краях, родственники очень горевали, что он не участвует в праздничной семейной трапезе. Тогда по тайной молитве святого хозяину чудесным образом было перенесено блюдо с пловом с семейного стола. Блюдо было из фамильного сервиза, а плов был горячим. Праведная кончина святого последовала 27 мая 1730 года после приобщения Святых Тайн Христовых. Хозяин позвал священников. На погребении были все христиане, жившие в Прокопии. Через три с половиной года были обретены его нетленные мощи и перенесены в храм вмч. Георгия. Нового святого стали почитать не только православные, но и армяне, и турки. В 1881 году часть мощей была перенесена в русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. Другая часть в 1924 году была помещена в храме св. Иоанна Русского на острове Эвбия, где находится и по сей день. К святым мощам стекаются паломники со всей Греции. Многие говорят о св. Иоанне как о молитвеннике и заступнике за землю русскую. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иоанн Русский, прав. " .

http://pravicon.com/info-2489

В 1924 г., во время греко-тур. обмена населением, жители Прокопиона увезли мощи И. Р. на о-в Эвбея. Место нового поселения они назвали Неон-Прокопион (ныне Прокопи). Мощи святого были помещены в ц. св. равноапостольных Константина и Елены. В 1930 г. было начато строительство величественного храма во имя И. Р. Во время гражданской войны в Греции Сев. Эвбея избежала кровопролития, как и предсказывал И. Р., являясь местным жителям и обещая свое покровительство. Прав. Иоанн Русский. Икона. Ок. 1790 г. (ц. прав. Иоанна Русского в г. Прокопи на о-ве Эвбея) Прав. Иоанн Русский. Икона. Ок. 1790 г. (ц. прав. Иоанна Русского в г. Прокопи на о-ве Эвбея) Церковь начала действовать 27 мая 1951 г. и окончательно была завершена в 1969 г. В 1980 г. был пристроен пронаос. Роспись начата в 80-х гг. ХХ в. худож. С. Папастаматиу и продолжается в наст. время С. Сергиадисом. Старейшая из хранящихся в храме икон - образ И. Р. со сценами жития - датируется ок. 1790 г. Мраморный иконостас выполнен в 1959 г. И. Филиппотисом, представителем Тиносской школы скульпторов. Некоторые из помещенных в нем икон созданы старцем Даниилом Катунакийским . К мощам святого стекаются тысячи паломников. Настоятель храма прот. Иоанн (Вернезос) собрал факты и предания о жизни и чудесах И. Р., записывая рассказы старых переселенцев из М. Азии. Однажды во время вечерней службы, кадя перед ракой с мощами святого, он подумал, как хорошо было бы для издания новой книги иметь фотографию блюда, некогда перенесенного по молитве И. Р. из Прокопиона в Мекку. Через неделю в Неон-Прокопион приехала г-жа Линардату из Спарты. Она рассказала, что во сне ей явился святой и велел отыскать среди хранившихся в подвале вещей, к-рые ее отец привез из М. Азии, медное блюдо и, почистив, доставить его в Неон-Прокопион. Т. о. реликвия оказалась в храме во имя И. Р. Там же хранится солдатский пояс И. Р., на пряжке к-рого изображен двуглавый орел. Паломники, приезжающие в Прокопи, по обычаю, надевают пояс и головной убор, освященные на мощах И. Р.

http://pravenc.ru/text/471480.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010