Не удалось извлечь искомое из базы (((

Часть епархий М. Азии довольно значительное время еще поддерживала свое существование при правлении сельджуков. Так, в XII-XIII вв. продолжали развиваться пещерные мон-ри и поселения в Каппадокии; в это время были высечены в скалах и расписаны несколько новых больших храмов. Но тем не менее продолжавшееся господство мусульман неизбежно постепенно приводило к упадку христ. общин, к эмиграции в Византию или другие христианские страны наиболее обеспеченных семей, к постепенному обеднению остальной части жителей, к прекращению церковного строительства. В кон. XII в., по сообщению Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона , впервые зафиксирована практика объединения нескольких обедневших или обезлюдевших епархий в одну: митрополия Анкиры была передана в управление митрополиту Назианза. Впосл. это станет характерной чертой истории анатолийской иерархии КПЦ. В это же время в нек-рых епархиях появились «приходящие» епископы и др. клирики - периодевты (περιοδευτα), к-рые могли ненадолго появляться в определенных городках и деревнях Анатолии, совершать литургии лишь по праздникам и исполнять все накопившиеся требы. Тем не менее до поздневизант. эпохи эти явления касались в основном только провинциальных мелких епархий и округов. Костяк структуры митрополий КПЦ сохранялся почти неизменным, даже если их предстоятели десятилетиями не могли посетить свои города. Выход Византии из кризиса начался с приходом к власти имп. Алексея I Комнина в 1081 г. В десятилетия, предшествовавшие этому, падение авторитета центральной власти неизбежно сказалось и на положении КПЦ. Со смертью имп. Константина IX Мономаха в 1055 г. на нек-рое время прекратились крупные имп. пожалования на обустройство мон-рей и храмов, и следует полагать, что в 50-80-х гг. XI в. крупное храмовое строительство в империи в значительной мере приостановилось. Патриархи этого периода ( Константин III Лихуд , Иоанн VIII Ксифилин , Косма I Иерусалимит , Евстратий Гарида ), несмотря на высокие личные качества и образованность, не обладали достаточными возможностями, чтобы способствовать преодолению кризиса.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Арсений был низложен, а все-таки разрешения не дал 115 , за него дали другие (при патриархе Иосифе). Для противодействия грубости, жестокосердию и несправедливости со стороны светского правительства у патриархов константинопольских было в распоряжении старинное право печалования. Преимущественно оно употреблялось в сфере дел судебных и служило средством проведения в жизнь суда милостивого, проникнутого чувством сострадания и любви к ближнему. Некоторые патриархи известны тем, что очень дорожили правом печалования и постоянно его практиковали. В XI в. в особенности патриарх Иоанн Ксифилин заботился о том, чтобы это право не оставалось бесплодным. Он постоянно обращался с ходатайствами к правителям и судьям, особенно же к царю: несправедливость, допущенная царем, вызывала с его стороны слово осуждения; если он хлопотал о чем-нибудь у царя, то делал это с настойчивостью и до тех пор не успокаивался, пока не получал удовлетворения 116 . В конце XI века (1079 г.) при патриархе Косьме патриаршее право печалования за осужденных и сосланных преступников было оживлено и до известной степени регулировано. Так как возможны были случаи, и действительно бывали, что царь совершенно забывал о некоторых ссыльных и те долгое время влачили жалкую жизнь без надежды на помилование, то император Никифор Вотаниат на будущее время постановил, чтобы константинопольский патриарх регулярно три раза в год, раз через каждые четыре месяца, напоминал о ссыльных царю, дабы царь, по долгу справедливости и для душевного своего спасения, мог возвратить на родину тех, которые по его убеждению окажутся понесшими достаточное наказание, и оставлять в ссылке лишь тех, которых найдет недостаточно еще наказанными 117 . Это трехкратное патриаршее печалование не исключало для патриарха возможности, сверх того, ходатайствовать по частным случаям, так что из последующего времени мы знаем факты, когда по ходатайству того или другого патриарха отворялись темницы, освобождались из оков многие заключенные, возвращались в отечество сосланные и давалось помилование осужденным 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Последний регион - Саленто. Со времени своего основания калабрийская митрополия Санта-Северина подчинялась престолу Галлиполи, к-рый еще долгое время оставался греч. и после норманнского завоевания. Перед падением визант. господства к ним присоединился Палеокастрон (Кастро) ( Darrouz è s. Notitiae. N 10). С др. стороны, Лечче была греч. епархией и не исключено, что 2 еп-ства ниже Саленто - Удженто и Алессано (Левка) - были основаны незадолго до падения визант. власти в регионе. Отранто оставалось вне этой системы: оно было автокефальным с 968 г., и местный митрополит ставил новых епископов на границе Апулии и Лукании (Гравина, Матера, Ачеренца, Трикарико, Турси). Напротив, в 1-й пол. XI в. известно неск. епископов-греков, с одной стороны в Таранто, с др.- в принципате Салерно. Они исчезают к сер. XI в. Послание К-польского Патриарха Фотия Калабрийскому архиеп. Льву (Vat. gr. 456. Fol. 294, X - XII вв.) Послание К-польского Патриарха Фотия Калабрийскому архиеп. Льву (Vat. gr. 456. Fol. 294, X - XII вв.) На основании подписей в актах церковных Соборов известны нек-рые имена греч. епископов Калабрии и Саленто. Так, митр. Ипатий из Отранто присутствовал в 1054 г. на Соборе в К-поле, когда Патриарх Михаил I Кируларий анафематствовал легатов папы Льва IX , и, возможно, в 1066 г. в синоде Патриарха Иоанна VIII Ксифилина ; еп. Стефан из Реджо посещал К-поль в 1032 и 1039 гг.; митрополиты Василий и Иоанн из Санта-Северины подписывали документы в X и XI вв., так же как и митрополит Отранто. Единственный епископ, житие к-рого дошло до нас,- Лука, родом из юж. Калабрии, занимал кафедру в Капо-Риццуто в кон. XI в. Он проповедовал в своей епархии и на Сицилии, полемизировал с латинянами по вопросам церковной дисциплины. В то же время Лука из Бовы прославился как автор гомилий. Частноправовые акты дают нек-рые сведения о составе кафедрального клира, гл. обр. в Калабрии. Кроме протодиакона и протоиерея (протопапаса) в Санта-Северине известен доместик кафедрального собора, в Оппидо имелись примикирий, кимилиарх или скевофилак, канстрисий, кувуклисий, священник иеромнемон; в Реджо - примикирий, диакон-хартофилакс, лаосинакт. В этой митрополии получает владения «Великая Церковь»; кроме того, диаконат сообща пользуется нек-рыми владениями. Подобная организация во многом повторяет структуру патриаршего ведомства К-поля.

http://pravenc.ru/text/372678.html

С " Жизни и деяний аввы Симеона, юродивого Христа ради " (VI век), созданного Леонтием Неапольским, начинается история жизнеописаний юродивых. Параллельно развиваются и так называемые малые жанры агиографии. Это чаще всего чудеса, которые бытуют отдельно от житий, но иногда включаются в сборники и присоединяются к житиям. Возникает также жанр апофтегм — изречений святых монахов, иногда с кратким комментарием. До нас эти тексты дошли в составе сборников, сформированных либо по алфавитному, либо по тематическому принципу, либо по принципу личного знакомства авторов со святыми подвижниками. Например, таков патерик " Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов " Палладия, епископа Еленопольского (ок. 419–420), или " Луг Духовный " Иоанна Мосха (VII век). Еще один малый жанр агиографии — это так называемые душеполезные истории. Они прямо не повествует обычно о святом, типологически этот жанр близок к апофтегме. С течением времени, уже в средневизантийский период, разрабатывается жанр сказаний о перенесении мощей. В IX веке начинается новый процесс массового собирания отдельных текстов в сборники, чаще всего это делалось по календарному принципу. В X веке Симеон Метафраст в рамках энциклопедического проекта императора Константина VII Багрянородного впервые предпринимает авторскую переработку всех этих текстов в едином стиле, откуда и пошло его прозвище Метафраст (от греч. metafrazein — пересказывать, перелагать). Им было собрано несколько сотен житий, но труд свой перелагатель не окончил — его труды включают святых, память которых отмечается с сентября до февраля, также осталось два тома текстов на остальные месяцы года, которые были собраны, по-видимому, его последователями. В дальнейшем опыт переложений становится популярен: подобного рода авторские именологии создают Иоанн Ксифилин, также известны анонимные минологии: созданный при императоре Михаиле IV в 30–40 годы XI века и другие. В X веке возникает и такой жанр, как синаксарь — краткий рассказ о подвиге святого: такие тексты были объединены в так называемый " Синаксарь " Константинопольской Церкви.

http://pravoslavie.ru/57555.html

Dictionnaire de Sciences Philosophiques. A. Frank. Paris, 1875. P. 1418–1421. Статья E. Egger’a. Автор подробно рассказывает о разрыве между Пселлом и его монашествующими друзьями, ставившими ему в упрек его нежелание совершить монашеский подвиг и его увлечение Платоном. На его уход из монастыря ими были сочинена сатира, на которую он ответил с не меньшим сарказмом, называя своих прежних друзей «животными, способными только на то, чтобы пить вино» (кстати, эти «произведения» могут быть найдены у Сафа, op. cit., t. 5). Когда Иоанн Ксифилин стал Патриархом Константинополя, он опять обвинил Пселла в приверженности Платону, говоря, что «тот, кто держится Платона, не может быть христианином», на что Пселл ответил, что он такой же христианин, как и сам Патриарх. Патриарх и Пселл разошлись друг с другом окончательно, и однако ему было поручено произнести панегирик скончавшемуся Патриарху, в котором он превозносит добродетели покойного. Автор ничего не говорит о богословских трудах Пселла, вероятно, еще и по той причине, что в его время ничего из оных не было издано. Dictionnaire de Theologie Catholique. Т. 13/I. P. 1149–1158. Статья Мнср. Мартина Жюжи (Jugie). Это одна из самых лучших статей о Пселле: в ней автор приводит все сведения о богословских трудах Пселла и кратко сообщает о богословских воззрениях его. Говоря о толковании Песни Песней Пселла, Мнср. Жюжи замечает, что это – «произведение довольно странное там, где слова Песни Песней применены в отношении Церкви». Его же: см. Patrologia Orientalis . Du-Pin Louis Ellies. Histoire des Converses et des matieres écclesiastiques traitées dans l’onzieme siecle. Paris, 1699. P. 388–389. Автор пишет о Пселле как о «константинопольском сенаторе», сочинения которого, а особенно богословские, не имеют никакой положительной ценности (следует признать, что он не мог их знать). Durant Will. The Story of Civilization. The Age of Faith. 1950. P. 438–439. Автор называет Пселла «православным остроумным Вольтером,» который блестяще умел писать о всех предметах. Его письма, говорит автор, такие же очаровательные и откровенные, как и письма Цицерона, его речи, стихи и сатиры были темой дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

50 Император Алексий III Ангел, лишивший престола брата своего Исаака II, царствовал с 8 апреля 1195 по 1203 г. 51 Иоанн X Каматир, по смерти патриарха Георгия Ксифилина, возведен на патриаршеский престол в 1198 году и правил церковию 5 лет 8 месяцев и 7 дней, до самаго взятия Царьграда крестоносцами. 52 По свидетельству Византийских и Русскпх летописцев, Волынский князь Роман Мстиславичь, по просьбе императора Алексея III Ангела, в 1202 году, вторгся, вместе с другими Русскими князьями, в землю Половцев, опустошавших Фракию и угрожавших самому Царьграду. Этим вторжением Роман отвлек опасных врагов от нападения на Царьград (Карамз. Ист. Госуд. Росс. т. III. Спб. 1842. ст. 66). Для предварительных переговоров по этому случаю, вероятно, и было отправлено им в Царьград посольство, о котором говорит наш паломник, но молчат летописи. 54 По “Сказанию о създании великыа Божия церкви святыя Софея”: “устье святаго кладязя принесено бысть изь Самариа: того ради именуегся тако, занеже на нем Господь нашь Иисус Христос к Самаряныне беседоваль; и 4 трубы от Ерихона принесены быша, яже есть в образ труб, яже дръжахут тогде Ангели, егда падоша стены Ерихону (Ркп. л. 319; и Летоп.Рус. лит. Тихонр. т. II. стр. 25). Anonymus, de S. Sophia (y Бандури, в Imper. Orient. 1.1. По Синаксарю в неделю Самаряныни (в Цвет. Триоди): “ведомо буди, яко студенца онаго горлище, сиречь устие, царь Иустиниан честне оттуду (т. е. из Самарии) иринес, в.Божия Слова великом храме святыя Софии положи; но и камень, на немже Христос седя Самаряныни беседоваше, и доселе обоя пребывают пред папиертом от востока, в храм входящымь на левой стране”. 56 По Святцам известны два Аверкия: один – мученик (26 мая), другой – епископ Иерапольский (22 октября). По сопоставлению с Григорием Великия Армении (30 сситября), и Сильвестром, папою Римским (2 яиваря), здесь разумеется Авервий, сиятительствовавший в Иераполе (161–180). 57 Дюканж говорит только об одной крестильнице, находившейся блнзь западнаго притвора: neque tantum extra aedem sacram extitit baptisterium, sed etiam versus infimam illius partem, seu haud longe a porticibus occidentalibus, vel narthece, quo statui videtur loco baptisterium Sophianum a Codino etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

«Посади, – говорит он, – ребенка между двумя источниками – знанием и искусством (πιστμης τε κα τχνης); словесное же искусство лишь одно – так называемая риторика. Дай ему испить в меру от обеих чаш и позаботься о том, чтобы он не вдался в односторонность, чтобы, изучив одну лишь философию, не получил ума без языка, или же, усвоив одну лишь риторику, не приобрел языка без ума». 2788 Свой взгляд Пселл применял и на практике. Племянники патриарха Михаила Керуллария, учившиеся, между прочим, у Пселла, сначала усвоили себе риторику, а потом философию. 2789 Михаила Парапинака Пселл обучал грамматике, метрике, диалектике, риторике, истории и философии. 2790 Иоанн Ксифилин в совершенстве изучил грамматику, пиитику и орфографию; усвоил риторическое искусство, так что никому не уступал красноречием и легкостью языка; на помощь уму призвал философию, познакомился с аподиктическим методом, с природой, небесными явлениями и миром сверхчувственным, который созерцается умом; не пропустил и математики, и геометрии с теоремами. Но прежде чем приступил к философии, изучил политическое искусство законов (πολιτικ τχνη τν νμων). При этом достойно было изумления, что, не зная еще философии, он к изучению законов применил философский метод, части соединял в одно целое и наоборот – целое разделял на части; он систематизировал законы по их внутренним признакам, а не так, как поступают многие законники, которые не разделяют законов, но рассекают, разрывают их и достоинство полагают в знании возможно большего количества глав. Около него собрались те, которые посвятили себя государственной деятельности, и он преподавал им законы, следуя своему методу. 2791 Никита, маистр школы св. Петра, впоследствии митрополит Фессалоникийский, изучал риторику вместе с Пселлом у одного и того же учителя. В то время как Пселл от риторики перешел к философии, Никита за ним не последовал: около него собралось учащееся юношество и заставило преподавать орфографию. Он приступил к преподаванию и вел его так, что грамматику, бывшую прежде началом (στοιχεον) всякого учения, обратил в искусство искусств и науку наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Для противодействия грубости, жестокосердию и несправедливости со стороны светского правительства у Константинопольских патриархов было в распоряжении старинное право печалования. Преимущественно оно употреблялось в сфере дел судебных и служило средством проведения в жизнь суда милостивого, проникнутого чувством сострадания и любви к ближнему. Некоторые патриархи известны тем, что очень дорожили правом печалования и постоянно его практиковали. В XI в. в особенности патриарх Иоанн Ксифилин заботился о том, чтобы это право не оставалось бесплодным. Он постоянно обращался с ходатайствами к правителям и судьям, особенно же к царю: несправедливость, допущенная царем, вызывала с его стороны слово осуждения; если он хлопотал о чемнибудь у царя, то делал это с настойчивостью и до тех пор не успокаивался, пока не получал удовлетворения. 2960 В конце XI в. (1079 г.) при патриархе Косьме патриаршее право печалования за осужденных и сосланных преступников было оживлено и до известной степени регулировано. Так как возможны были случаи, и действительно бывали, что царь совершенно забывал о некоторых ссыльных и те долгое время влачили жалкую жизнь без надежды на помилование, то император Никифор Вотаниат на будущее время постановил, чтобы Константинопольский патриарх регулярно три раза в год, раз через каждые четыре месяца, напоминал о ссыльных царю, дабы царь, по долгу справедливости и для душевного своего спасения, мог возвратить на родину тех, которые, по его убеждению, окажутся понесшими достаточное наказание, и оставлял в ссылке лишь тех, которых найдет недостаточно еще наказанными. 2961 Это трехкратное патриаршее печалование не исключало для патриарха возможности, сверх того, ходатайствовать по частным случаям, так что из последующего времени мы знаем факты, когда по ходатайству того или другого патриарха отворялись темницы, освобождались из оков многие заключенные, возвращались в отечество сосланные и давалось помилование осужденным. 2962 Особенное развитие право печалования получило при патриархе Иоанне Векке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Самое большое изменение в ней, может быть, происшедшее, это переселение ее из монастыря св. Георгия в здание дворца. Но и это изменение – предполагаемое, исправление новых обязанностей при особе императора не исключало возможности совмещения с ними прежней преподавательской должности и отправления ее на прежнем месте. Несомненно однако же, что мера Мономаха относительно учителей не была благоприятна для процветания Академии. Была ли Академия оставлена в монастыре св. Георгия, или была переведена во дворец, в обоих случаях преподавание в ней должно было ослабеть, вследствие отвлечения преподавателей от их прямого дела другими для школы посторонними занятиями. Если же Академия переведена была во дворец, и уроки, которые учители должны были давать императору, были общеакадемическими уроками, а не составляли уроков отдельных от тех, которые читались обыкновенным слушателям, то, кроме указанного результата – ослабления преподавания, такой порядок вещей, естественно, должен был еще наложить аристократический отпечаток на преподавание; доступ к слушанию для обыкновенных смертных, если не был прегражден окончательно, то должен был сделаться труднее, чем он был в прежнее время. Академия, не прекратившая своего существования при Мономахе, продолжала существовать и при его преемниках. Но сведения о ней крайне скудны. При императоре Мономахе, пока во главе министерства стоял Константин Лихуд, Мавропод, Пселл, Никита и Ксифилин беспрепятственно занимали свои академические кафедры. 2731 Преемник Лихуда в звании первого министра, евнух, логофет Иоанн был настолько слаб в грамматическом искусстве, что не мог правильно ни сказать, ни написать. 2732 Особенной приверженности к учителям Академии, в силу своей малообразованности, он чувствовать не мог. Сверх того, он принадлежал к другой политической партии, чем учителя. Вообще объединение политики с наукой, положение, занятое преподавателями Академии при дворе и в государственном управлении, породило завистников и недоброжелателей, который, прельщаясь их политическим значением и видя в школьных занятиях средство, с помощью которого достигнуто значение, переносили зависть и недоброжелательство и на их школьную деятельность, старались вытеснить их из Академии и занять их место.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010