Все это были дидаскалы, обучавшие тогда юношество наукам – Пселл философии, Ксифилин юриспруденции, Никита грамматике и риторике, Мавропод всем вместе. Они учили в разных местах, отдельно и независимо друг от друга. Мономах воспользовался их услугами для открытия Академии. В Академии для каждой науки учреждена была особая кафедра, которая замещалась особым маистром (название, которое надо отличать от магистра – чиновного ранга). Кафедру философии занял Михаил Пселл , с титулом ипата философов, кафедру законов – Иоанн Ксифилин, с титулом номофилакса, 2720 кафедру риторики – Никита, с титулом маистра риторов. Какую кафедру занял Мавропод, не знаем. Академия помещена была в монастыре при основанном Мономахом храме св. Георгия Победоносца и получила официальное значение, а ее маистрам назначено от казны определенное содержание. Об учреждении в Академии одной из кафедр, именно кафедры юриспруденции, до нас дошла новелла, из которой узнаем любопытные подробности. В новелле Мономах объявлял, что в прежнее время лица, желавшие занять место нотариев, записаться в корпорацию адвокатов или судей, поставлены были в трудное положение: государство требовало от них удостоверения в знании законов, чтобы они указали своих наставников и обозначили количество времени, употребленного на изучение права; между тем признанного государством учителя и официального училища, где бы можно было изучить законы, не существовало. Отсюда происходило, что молодые люди вверяли себя разным учителям, случайно найденным, усвояли от них разнообразные, нередко противоречивые взгляды на один и тот же предмет и потом вносили в судебные решения и дела путаницу и замешательство. Для устранения этого недостатка открывается в Георгиевском монастыре кафедра ( διδασκαλικς θρνος), которая будет именоваться юридической школой ( διδασκαλεον νμων), а учитель по этой кафедре – номофилаксом. Он будет причислен к сановным сенаторам ( μεγαλοδξοις συγκλητικος), на торжественных царских выходах будет занимать место вслед за министром юстиции ( π των κρσεων), ежегодно будет получать ругу в четыре литры (более 1000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Основными источниками И. З. стали книги ВЗ, «Иудейская война» Иосифа Флавия и эпитома его же «Иудейских древностей», «Всемирная хроника» Евсевия Кесарийского. Для отдельных эпизодов И. З. использовал также сочинения Геродота , Флавия Арриана, Ксенофонта («Киропедия» включена в состав хроники в виде сокращенного пересказа), Полибия, Аппиана, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха (особенно в описаниях судеб Помпея и Цезаря). Раннюю историю Римского гос-ва И. З. воспроизводит на основе «Римской истории» Диона Кассия Кокцеяна (нач. III в.), активно используя книги 1-21 этого сочинения. Работа И. З. с Дионом Кассием особенно важна для совр. исследователей, поскольку от этого объемного и важного для истории древнегреч. литературы сочинения сохранилось лишь несколько книг, посвященных гражданским войнам и правлению Августа Октавиана и его первых преемников в Риме. Большая часть текста Диона Кассия известна только по пересказам И. З. (ранний период от Энея до Цезаря) и визант. автора XI в. Иоанна Ксифилина Младшего (преимущественно история имп. периода). Создавая эпитому Диона Кассия в своей хронике, И. З. воспроизводит около четверти первоначального объема текста древнерим. историка, что позволяет реконструировать содержание утраченных разделов его труда, посвященных истокам Римского гос-ва, эпохам царей и ранней республики, борьбе с Карфагеном, завоеваниям в Средиземноморье и гражданским войнам. История имп. Рима излагается И. З. уже не по эпитоме Диона Кассия, а по эпитоме Ксифилина, а также по утраченной истории Петра Патрикия. Для истории раннего христианства хронист использует «Церковную историю» Евсевия Кесарийского, а также ее эпитому. В 13-й кн. И. З. переходит к описанию христ. эпохи. Основой для повествования с IV в. для И. З. безусловно стали визант. хроники Георгия Амартола и прп. Феофана Исповедника . Кроме них среди источников по разделам визант. истории (преимущественно IV-VI вв.) были многие произведения визант. исторической лит-ры: сочинения Феодорита Кирского, Прокопия Кесарийского, хроники патриарха К-польского Никифора, Продолжателя Феофана и Продолжателя Георгия Монаха, Георгия Кедрина .

http://pravenc.ru/text/471214.html

25). 339 С именем Исаака известны две довольно замечательные по своему содержанию новеллы: одна – de electionibus pontificum (Migne. Gr. tom 135, pp. 440–448), в которой пресекаются некоторые злоупотребления в избрании епископов; а другая: ut tondeantur electorum pontificum uxores (ibid., 448–452), в которой подтверждается, чтобы жены лиц, избираемых в архиереи, еще ранее хиротонии этих последних, поступали в монастыри; новелла имеет в виду такие случаи: известное лицо предызбрано в архиереи, а жена его не только не поступала в монахини, но даже позволяла себе одеваться пышнее, чем обыкновенно она одевалась. Обе новеллы изданы в 1187 г. и суть определения синода, подкрепленные авторитетом царской власти и изданные от лица императора. 341 Он говорил в своем сочинении о «Теле и Крови Господних»: friuolum est ergo, in hoc mysterio cogitare de stercore, ne commisceatur in digestione alterius cibi. Значит нелепо представлять в этом таинстве навоз, не смешивать с другой едой в разложении (лат.), мерзейшая ересь навозников (лат.). 345 Проф. Успенский дает понять, что этот патриарх был не противником, а приверженцем Сикидита, основываясь на впервые им изданном отрывке из выше указанного сочинения Никиты Хониата (ibidem, 241–242), но мы не находим в этом новом известии ничего такого, что подтверждало бы мысль нашего автора. Если здесь и говорится, что патриарх Иоанн Каматир разделял мнение своего предшественника (Георгия Ксифилина), то этого Ксифилина, поручавшего одному епископу «защищать мнение о нетленности» евхаристических даров, нельзя считать последователем Сикидита. В пользу взгляда на Иоанна Каматира, оспариваемого г. Успенским, ясно склоняется переводчик «Истории» Н. Хониата, проф. Чельцов, но автор книги: «Очерки визант. образованности» объявляет перевод того места из Никиты, которое дает право смотреть на патр. Иоанна Каматира, как на защитника православия в споре, объявляет совершенно извращенным (ibid., 242 прим.), не приемля на себя труд доказать, в чем именно заключается неправильность русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Иоанн Векк был освобожден из тюрьмы, после того как присоединился к сторонникам унии. Он начал активно выступать, призывая клир Константинопольской Церкви поддержать возрождение общения Церквей. В 1274 году, несмотря на оппозицию в Византии, посольство, отправленное имп. Михаилом на Запад, добилось соглашения с Римско-католической Церковью на Лионском Соборе . После этого патриарх Иосиф оставил престол, а 26 мая 1275 года по предложению императора на его место был избран Иоанн Векк. 2 июня состоялась его интронизация. Иоанн Векк стал одним из приближенных сотрудников имп. Михаила и активно участвовал во многих государственных делах. В первые годы патриаршества он пропагандировал церковную унию, мобилизовал все средства, от проповеди до административного давления на оппозицию, и при поддержке императора стремился добиться признания соглашения, принятого на Соборе, византийцами. В этот период Священный Синод под его руководством издал несколько определений, которые стали основой политики Иоанна Векка и одновременно вызвали недовольство византийцев действиями Иоанна Векка и имп. Михаила. В 1276 году Иоанн Векк провозгласил верным догмат об исхождении Св. Духа в католической версии и признал примат папской власти . Ведя полемику с противниками унии, он начал составлять опровержения их сочинений и отлучать их от Церкви. 19 февраля 1277 года Священный Синод Константинопольской Церкви анафематствовал всех непризнающих восстановление " древних преимуществ " (νκαθεν πρεσβεα κα προνμια) папского престола. 16 июля того же года Иоанн Векк издал окружное послание, в котором подтвердил отлучение отказывающихся считать Римскую Церковь " Матерью и главой всех прочих Церквей " . Большинство населения Византии не признало унии, за что многие подверглись преследованиям вплоть до тюремного заточения . При восшествии Иоанна Векка на престол имп. Михаил VIII Палеолог пожаловал ему право ходатайствовать за нуждающихся в справедливости и снисхождении. В марте 1279 года, получив отказ в своей просьбе, Иоанн Векк бросил патриарший жезл к ногам Михаила и удалился в константинопольский монастырь Пресв. Богородицы Парахранты. В другой раз во время богослужения в константинопольском Манганском мон-ре на глазах народа Иоанн Векк лишил императора антидора (просфоры), после того как тот отказал в удовлетворении патриаршего ходатайства . Настойчивость Иоанна Векка вызывала неудовольствие Михаила. Император был вынужден назначить специальный день недели (вторник), чтобы Иоанн Векк мог лично докладывать дела о бедных, а также выделил особого чиновника для составления документов по таким делам (эту должность занял грамматик Михаил Ксифилин ).

http://drevo-info.ru/articles/13679900.h...

Неудивительно, что и иконография Трех Святителей возникла как минимум за несколько десятилетий до установления праздника: это вполне вписывается в хронологию «рационализации» обособленного поминовения этих святых. И творчество Иоанна Мавропода было венцом этой рационализации, ее самым крупным плодом. Иоанн Мавропод принадлежал к кружку придворных интеллектуалов, имевших, как считается, влияние на императора Константина IX Мономаха. Именно члены этого кружка — Иоанн Мавропод и его ученики Константин Лихуд, Михаил Пселл и Иоанн Ксифилин — стали во главе т. н. «константинопольского университета» (а точнее юридической школы для константинопольского чиновничества, которая впоследствии была разделена на несколько факультетов), основанного Константином Мономахом в 1043 году. Но уже в 1050 году влияние упомянутых интеллектуалов при дворе резко упало, а Иоанн Мавропод и вовсе был рукоположен в епископы города Евхаиты (нынешний город Чорум на севере Турции в 600 километрах от Константинополя) — это назначение он справедливо воспринимал как ссылку. Только в 1075 году он вернулся в столицу и умер спустя несколько лет после этого: если принимать данные Синаксаря, то не раньше вступления на престол Алексия Комнина в 1081 году. Иоанн Мавропод — автор множества эпиграмм, похвал святым, энкомиев и погребальных речей членам императорской фамилии, проповедей, уникальных для своего времени поэм в жанре «к самому себя» в подражание Григорию Богослову, писем, и, конечно, литургических текстов, по крайней мере, 160 канонов. В весьма большом литературном наследии Трем Святителям уделено существенное место: до нас дошел цикл из четырех эпиграмм, три из которых посвящены Иоанну Златоусту, Григорию Богослову и Василию Великому, а четвертый — трем отцам вместе, две проповеди, небольшое стихотворение и праздничный канон, со славянским переводом которого можно ознакомиться в наших минеях. Само беспрецедентное внимание ученого епископа к Трем Святителям не оставляет никакого сомнения в том, что поздний синаксарь не случайно связывает установление праздника с его именем.

http://blog.predanie.ru/article/sobor-tr...

45) Свято-Севериана (в Калабрии). К этой митрополии принадлежала, между прочим, епископия Акерантийская (Ачеренца), епископ которой, Стефан, в мае 1041 г. сражался против норманнов в рядах греческого войска, предводительствуемого Михаилом Докианом, и пал в сражении. 2526 46) Митилина. В заседании патриаршего синода 1054 г. участвовал Константин Митилинский. 2527 Ново-Патры. 47) Евхаиты. 65) Евхания. Евхаиты и Евханию возможно отождествлять, 2528 хотя в списке митрополий они стоят отдельно, на значительном друг от друга расстоянии. Около 1028 г. Евхаитскую кафедру занимал Михаил, состоявший в родстве с Романом Аргиром. По вступлении на престол Роман возвел его в чин синкелла. 2529 Под синодальным определением 1054 г. подписался Николай Евханийский – синкелл. 2530 Так как это определение состоялось в месяце июле, а Иоанн Мавропод был возведен на Евхаитскую кафедру при Константине Мономахе, 2531 то смерть Николая и возведение на его место Иоанна должно относить ко времени между июлем 1054 г. и январем 1055 г. Иоанн Евхаитский тоже имел чин синкелла. 2532 Деятельность его до возведения на митрополию принадлежит истории образования. Он сначала содержал в Константинополе частную школу (в собственном доме), в которой обучал юношество риторике, философии и законам, потом трудился в патриаршей школе, наконец получил, по-видимому, кафедру в восстановленной Мономахом византийской Академии. От этого времени имели значение связи, которые Иоанн завязал при дворе, начиная с самого императора, привыкшего с уважением относиться к своему дидаскалу, 2533 и оканчивая Пселлом, который учился у Иоанна, пристроил своего учителя при дворе, так же как Ксифилина, и был его сотоварищем по преподаванию в Академии. Эти связи принесли впоследствии свою долю пользы. Вступление на кафедру совершилось по настоянию императора и не вполне охотно, – Иоанн отказывался от предлагаемой чести, ссылаясь на телесные и душевные немощи, 2534 свое назначение в Евхаиты он считал как бы почетным изгнанием, и друзья разделяли с ним этот взгляд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Недостаточно обоснованным представляется мнение исследователя П. П. Иоанну, согласно которому Иоанн Агапит и имп. Алексей старались защитить Евстратия от интриг, имевших сугубо политические причины. В действительности разбирательство, кажется, было вызвано именно религиозными основаниями, а поведение Иоанна Агапита исчерпывающе объясняется стремлением проявить милосердие к осужденному. Нет оснований и полагать вместе с В. Грюмелем и Ж. Даррузесом, что Евстратий был лишен сана летом 1117 года, т. е. спустя более месяца после осуждения его сочинений Собором . По мнению Грюмеля и Даррузеса, Иоанну Агапиту принадлежит запрет духовенству (в т. ч. и монахам) выступать защитниками в гражданском суде, ввиду того что такая деятельность является оплачиваемой (16 февраля 1115 ). 8 декабря 1116 года Архиерейский Собор в Константинополе постановил вернуть под власть митрополитов опустевшие и перешедшие в распоряжение светских лиц монастыри, как и любую приносящую доход церковную недвижимость, сданную внаем мирянам-посредникам . В августе 1133 года, подтверждая хрисовул имп. Алексея, Иоанн Агапит признал независимость монастыря св. Иоанна Богослова на Патмосе как от местного архиерея, так и от патриарха. За патриархом сохранялось лишь право на поминание его имени за богослужением, а также на третейский суд в случае разногласий между игуменом и братией. Патриарх Иоанн скончался в конце апреля 1134 года. В греческой рукописной традиции известен сборник гомилий, приписываемый Иоанну Агапиту, т. н. " Константинопольский патриарший гомилиарий " . В различных рукописях авторами гомилиария указываются Иоанн Агапит, а также Константинопольские патриархи XIII-XIV вв. Герман II, Иоанн XIII Глика, Иоанн XIV Калека, Филофей. Эти патриархи, видимо, были лишь заказчиками позднейших изданий гомилиария. Сборник известен в двух редакциях, вторая (пространная) приписывается некоему дидаскалу Марку Критскому и содержит ряд дополнений на греч. народном языке. Первая (краткая) редакция в большинстве рукописей приписана Иоанну Агапиту, однако остается неясной степень действительного участия Иоанна Агапита в создании сборника. По оценке Х. Г. Бека, большинство проповедей являются сочинениями Иоанна Ксифилина Младшего и были объединены Иоанном Агапитом в общее собрание с несколькими произведениями других авторов. Большая часть содержания гомилиария остается неизданной.

http://drevo-info.ru/articles/13679410.h...

261 Константин IX Мономах действительно вел успешные войны в Армении. Летом 1045 г. византийское войско заняло Ани, а правитель анийского царства Гагик II оказался почетным пленником византийского царя. 262 Властитель Египта – халиф Мустансир (1036–1094). Отношения между Византией и Египтом в середине XI в. были вполне дружелюбны. 263 Текст оригинала содержит определенные трудности для понимания Вслед за Платоном Пселл пользуется метафорой, заимствованной из состязаний борцов. Схолиаст к «Законам» Платона разъясняет: когда борцы падают так, что ни один из них не оказывается сверху, они поднимаются с земли и схватываются прежним образом; это и означает «повторять прежнюю схватку». Таким образом, Мустансир, по утверждению Пселла, как бы пользуется нечестными приемами в борьбе. 264 Пселл подвергался непрестанным нападкам со стороны своих врагов Об этом свидетельствуют, в частности, несколько произведений полемического характера; написанные в этот период (частично находятся еще в рукописи). Противников Пселла возмущало стремление философа и его друзей заниматься политической деятельностью. Быстрое продвижение способных молодых людей пызывало нелюбовь многочисленных завистников. 266 Речь идет о двух ближайших друзьях Пселла – известных деятелях XI в. Иоанне Мавроподе и Иоанне Ксифилине. Иоанн Мавропод, родом из Клавиополя в Пафлагонии, родился в последние годы Х или в самом начале XI в. Иоанн Ксифилин происходил из Трапезунда, время его рождения определяется примерно 1010 г. Иоанн Мавропод был учителем (а вернее–«директором») частной школы, которая размещалась в его доме. Учеником этой школы был Пселл. Приближенный ко двору благодаря Пселлу, он отказывался от всех постов и титулов, которые ему предлагали, предпочитал далекую от суеты жизнь ученого, тем не менее оказался в роли одного из организаторов константинопольского «университета», руководителем философского факультета которого («ипатом философов») был Михаил Пселл (между 1044 и 1047 гг.). Многочисленные письма (в том числе к Пселлу) и другие поэтические и прозаические произведения Мавропода рисуют его человеком благородным и бескомпромиссным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Пселл был третьим ребенком в семье. Мать его звали Феодотой, и о происхождении ее мало что известно. Отец принадлежал к чиновному сословию. С пяти лет Пселла отдали учиться. Сначала он постиг правописание, грамматику, изучает законы стихосложения, а с 16 лет приступил к изучению риторики и философии, которые ему преподавал Иоанн Мавропод, ставший впоследствии близким другом философа. Примерно в 1038 г. Пселл закончил учебу и поступил на службу. Сначала он исполнял функции фемного судьи, затем занимал должности нотария, асикрита, фемного судьи, и к 1041 г. был уже императорским секретарем. В 1042 г. Пселл был введен в синклит, приближен ко двору и стал одним из самых близких друзей императора Константина Мономаха, благоволившего к нему вплоть до своей кончины в 1055 г. Около 1044–1047 гг. император основал т. н. «Константинопольский университет» и назначил Пселла главой «философского факультета» – ипатом философов (главой юридической школы стал еще один друг Пселла – Иоанн Ксифилин). В царствование Мономаха философ получил титул вестарха и существенно обогатился. Незадолго до кончины императора в 1055 г. Пселл постригся в монахи, а после нее удалился в монастырь на Вифинском Олимпе. Там он пробыл совсем недолго, так что уже в 1056 г. вновь участвовал в государственной жизни. Так, например, он состоял в посольстве, отправленном императором Михаилом VI Стратиотиком к мятежному Исааку Комнину. Пселл, несмотря на деятельное участие практически во всех придворных интригах своего времени, остался приближенным и последующих правителей: Константина X Дуки, Евдокии, Романа Диогена и Михаила VII Дуки (он был к тому же учителем последнего). Именно императоры зачастую являются адресатами многих богословских и философских сочинений Пселла. И именно благодаря этим византийским владыкам (особенно Константину Мо-номаху и владыкам из рода Дук) мы обязаны существованию такого своеобразного историко-философского феномена, как «школа Пселла», к которой принадлежали непосредственно Иоанн Итал и Евсфатий Никейский, опосредованно – монах Нил, Михаил Эфесский, Михаил Италик, а также те фигуры византийского философского пейзажа, против которых созывались Константинопольские соборы 50–60-х гг. XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В эпистолярном наследии М. П. более 500 посланий (по разным подсчетам, от 515 до 542), почти 100 из них могут быть датированы. Основная часть корпуса опубликована К. Сафасом ( Σθας. ΜΒ. Τ. 5. Σ. 219-523), Э. Курцем и Ф. Дрекслем (Scripta minora. 1941); отдельные письма изданы в составе журнальных статей П. Готье, Карпозилосом, Э. Мальтезе, А. И. Зайцевым и Любарским (обзор см. в.: Papaioannou. 1998. S. 68-71) . Критическое издание начал готовить, но не успел осуществить Готье, над новым полным изданием работает Папаиоанну. Корпус писем М. П. сохранился в 19 основных рукописях, еще 25 списков содержат нек-рые послания или их фрагменты ( Papaioannou. 2012. P. 307-309). Наиболее значительные рукописи - Laur. Plut. 57.40 (228 посланий) и Paris. gr. 1182 (кон. XII в., 250 посланий). Письма М. П. не были собраны в единую коллекцию и не издавались им самим. Корпус составлялся на рубеже XI и XII вв. на основе разрозненных собраний из архивов адресатов и учеников М. П., поэтому в рукописях, как правило, послания сгруппированы не по хронологии, а по адресатам. В XII в. послания стали активно копироваться и использоваться с дидактическими целями как образцы эпистолярного жанра ( Papaioannou. 2012. P. 309-320). Стиль писем М. П. превозносили грамматик Григорий Коринфский и поэт Иоанн Цец; ритор Михаил Хониат составлял свои послания, пользуясь письмами М. П. как примером. Переписка М. П.- важнейший источник для реконструкции биографий писателя и его корреспондентов, для понимания интеллектуального климата эпохи, а также эпистолярной культуры Византии в целом, напр. визант. юмора ( Bernard. 2015). Детальный анализ жизни визант. интеллектуалов сер. XII в. на основе переписки М. П. был осуществлен Любарским ( Любарский. 2001. С. 232-340). Российский исследователь показал, что извлечение достоверных исторических сведений из посланий требует внимания к их лит. аспектам и глубокого проникновения в личность М. П., который нередко рисовал образ своего адресата, объективируя одну из черт собственного характера. Среди адресатов М. П. императоры, высшие чиновники, фемные судьи, архиереи, игумены мон-рей. К кругу ученых корреспондентов М. П. принадлежали его учитель Иоанн Мавропод, патриархи Константин III Лихуд и Иоанн VIII Ксифилин, племянники Михаила I Кирулария Константин и Никифор. Труды по филологии

http://pravenc.ru/text/2563760.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010