Чудо дождя. Рельеф колонны Марка Аврелия в Риме Чудо дождя. Рельеф колонны Марка Аврелия в Риме М. А. был похоронен в мавзолее Адриана в Риме (ныне замок Св. ангела). Сразу после смерти решением сената он был обожествлен. В отличие от большинства др. императоров его культ не остался формальной данью уважения к умершему властителю. По свидетельству Юлия Капитолина, еще в IV в. М. А. почитался как божество, его статуи находились среди изображений семейных и домашних богов (Scr. hist. Aug. Marcus Aurelius. 18. 6, 19. 12), после Августа М. А. оказался наиболее любимым императором римлян. Уже первые поколения римлян после эпохи М. А. увидели ухудшение положения дел в империи. В нач. III в. Дион Кассий писал, что со смертью М. А. завершилась эпоха «золотого царства» и началось «царство железа и ржавчины» ( Dio Cassius. Hist. Rom. 36. 4). В последующие столетия отношение христиан к М. А. оказалось более лояльным, нежели их восприятие др. императоров-гонителей. Сравнительно позитивный образ М. А. является важным феноменом в культуре и исторической памяти позднеантичного и средневек. христианства как в Зап. Европе, так и в Византии. Определяющую роль в его формировании сыграло подложное письмо М. А., авторитет которого был подтвержден включением его в состав произведений мч. Иустина Философа, а также отношением к нему Тертуллиана и Евсевия. Христ. версия «чуда дождя» уже к кон. IV в. полностью возобладала над языческой; участие христиан в этих событиях теперь считалось несомненным. Широко было распространено мнение о том, что после «чуда дождя» М. А. приказал прекратить гонения. В связи с этим правление и личность М. А. оценивались уважительно: писали о мудрости, богобоязненности М. А., хотя и бывшего язычником. Вслед за Тертуллианом и Евсевием мн. писатели упоминали о «чуде дождя» с небольшими отклонениями от первоисточников. Аллюзия на историю «чуда дождя» содержится в «Гомилии о 40 Севастийских мучениках» свт. Григория Нисского ( Greg. Nyss. Hom. in XL martyres//PG. 46. Col. 757). В Византии о «чуде дождя», опираясь в основном на Евсевия, писали в исторических трудах Георгий Синкелл , Георгий Монах , Михаил Пселл, Иоанн Зонара , Никифор Каллист , Ксанфопул и др. Подробное изложение истории «чуда дождя» сделал Иоанн Ксифилин (сер. XI в.), благодаря ему сохранился рассказ об этом чуде Диона Кассия. В лат. традиции основными источниками стали хроника блж. Иеронима Стридонского и сочинение Орозия «История против язычников». О нем упоминали хронисты Проспер Аквитанский , Фредегарий , Мариан Скот и др.

http://pravenc.ru/text/2562244.html

Новый архиепископ, по свидетельству историка, был совершенно чужд внешней мудрости (незнаком с науками), но в божественной сделал большие успехи и украсился добродетелями. 2606 Назначение его (и некоторых других архиереев) Феодорой, без соблюдения форм избрания, предписанных канонами, вызвало глухой ропот в современниках (в том числе в Пселле); они находили поступок императрицы противозаконным ( παρανομεν) и объясняли его слишком ревнивым отношением ее к своей самодержавной власти. 2607 Феодул ознаменовал свое управление сооружением верхней церкви Св. Софии 2608 и скончался при Константине Дуке. Царь назначил ( προχειρζεται βασιλες) ему преемником монаха Иоанна, происходившего из Лампы (на острове Крите) и бывшего соаскетом патриарху Ксифилину, вместе с ним подвизавшегося на Олимпе. 2609 Этот архиепископ оказал важную услугу правительству: когда Никифор Василакий, замысливший восстание, прибыл из Диррахия в Охриду и хотел здесь провозгласить себя императором, Иоанн воспрепятствовал выполнению его намерения и Василакий должен был уйти из Охриды в Фессалонику. 2610 Скоро затем Иоанн скончался и на его место император Вотаниат назначил ( ντ ατο βασιλες προεβλετο) другого Иоанна, по прозванию Айна (Непьющего). 2611  – В числе епископий, входивших в состав Болгарской архиепископии, были, между прочим, Деабольская и Сардикийская. Между тем как архиепископ Болгарский не сочувствовал предприятию Василакия, Феодосий, епископ Деаболя, служил Василакию посредником при найме норманнов в Италии; впрочем, Феодосий мог при этом не знать настоящего намерения Василакия, мог предполагать, что он подготовляет войско для борьбы с Вриеннием. 2612 Сардикийский епископ Михаил во время бунта Леки против Никифора Вотаниата убеждал граждан Средца оставаться верными византийскому правительству, за что был убит Лекой в епископском облачении. 2613 Православные патриархаты – Александрийский и Иерусалимский – находились в XI в. под властью сарацин и об их судьбе сохранились крайне скудные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Когда получило первый доступ на клиросы греческой церкви традиционное пение с употреблением исона, нам не известно, но мы не можем не сопоставить эту первую форму греческого полифонического пения с западным дискантом (dis canere) рассматриваемого периода времени. Во всяком случае на косвенное влияние западных начал в восточном пении этого времени указывают как искусственность этого пения, так и то обстоятельство, что в числе первых церковных песнописцев и мелодистов в Константинополе в этот период времени были калабрийские греки из Италии. 440 В продолжение этого периода времени в нотных греческих книгах значительно умножается количество имен составителей церковных мелодий, устроителей и украсителей церковного пения, так что не только напевы, но и мелодические в них украшения нередко надписаны именами их авторов. Это обстоятельство объясняется с одной стороны обращением общего внимания в то время на благоустроение и украшение церковных мелодий, а с другой – стремлением самих мелодистов оставить свои имена в истории и желанием певцов, при тогдашнем обилии напевов, отметить наиболее авторитетные личности композиторов и выдающияся художественными достоинствами произведения. К сожалению, в перечневых списках имен и надписях в греческих певчих книгах нет указаний места и времени жизни песнотворцев, а потому указания эти исследователями истории церковного пения делаются по большей части лишь приблизительно. Из числа составителей церковных мелодий, устроителей и украсителей церковного пения в этот период времени известны следующие: 441 В 11 веке: Варфоломей монах и настоятель Крипто-ферратского монастыря в Калабрии († 1010 г.); много потрудился над составлением мелодий в честь Богоматери и святых. В этом же веке жил песнотворец патриарх Иоанн (Ксифилин 10641075 г.), муж мудрый и многих церковных установлений отец. В 12 веке известен своими мелодиями анфинат Митиленский и стихотворец Христофор (Мистак), а также современник его монах Феоктист, писавший Минеи с нотами. В этом же веке жили песнотворцы: Мануил Хризафи, составивший между прочим: мелодию херувимской песни, кратиматы и краткую статью о церковном пении; ученик Мануила Георгий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Но патриарх не произвел расследования, и дело об Иоанне осталось невыясненным. Но на этом дело не остановилось, так как Богу, как видно, не угодно было покрыть молчанием таковое чрезмерное нечестие. Недавно [Итал] обратился к святейшему и вселенскому патриарху и дерзновенно стал просить заняться его делом и выяснить, здравы ли и правильны ли его мнения о божественной вере или нет, дабы не быть ему предметом праздных подозрений. И поскольку святейший патриарх усматривал в этом вопрос об обращении души к Богу и видел, что Иоанн болеет и страдает из-за этого, решился назначить расследование по обвинениям против него на тот конец, что если вера его правильна и такою будет признана святым и освященным собором и его святейшеством, то он перед всеми будет признан безукоризненным, если же нет, то или пусть примет благочестивое учение, или, если будет упорствовать, да отторгнется от православной части. Иоанн без замедления снова излагает исповедание своей веры и не уклонился от следствия. Но прежде чем собор приступил к разбору его записки, святейший патриарх с архиереями обратился в присутствии Иоанна к исследованию прежде анафематствованных положений и слегка лишь коснулся следственного дела. На другой день, когда снова был созван собор и когда прибыл и Иоанн со своими последователями в святейшую церковь , принеся с собой и книги, чтобы дать всестороннее расследование вопроса, против него обнаружилось сильное движение в народе, вследствие чего поднялся большой шум и крик в великом приказе от сборища сбежавшихся, почему, за не состоявшимся тогда следствием, святейший патриарх предоставил царству нашему попечение об этом деле, дабы посредством разбора всех обстоятельств самой державной властью познана была истина и устранено всякое недоразумение. Итак, в присутствии приглашенных преосвященнейших митрополитов Феофила Ираклийского, Иоанна Сардского, Льва Хадкидонского, Феофана Севастийского, Иосифа Карийского и Исаии Иконийского и в присутствии Никиты, великого эконома великой Божией церкви, Иоанна, магистра риторов, и Михаила, патриция и грамматика святейшего патриарха, которые по патриаршему приказу участвовали в заседании вместе с преосвященными митрополитами, в присутствии и следующих членов сената: логофета секретов Сергия, иканата Варды, протасикрита Иоанна, протопроедра Константина и протонотария дрома Хиросфакта, вестарха Иоанна и протовеста Никиты Ксифилинов, Николая Адрианопольского и Григория Аристина – разбиралось дело об Итале, который, стоя на ногах, защищал изложенные им мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Михаил Пселл родился в Константинополе в 1018 году. Он был крещен с наречением имени Константина; при монашеском же постриге получил имя Михаила, с каковым именем он и вошел в историю. Он принадлежал к обедневшей аристократической семье: со стороны отца в его роду были и патриции, и сановники. Мать же его – Феолота – была глубоко благочестивая и образованная женщина, и именно благодаря ей ее высокоталантливый сын получил образование. Впоследствии он ее почтил в высокотрогательном панегирике 2 . Она явилась первой его учительницей, и уже в 10летнем возрасте Пселл настолько хорошо изучил произведения Гомера, что знал их наизусть и мог комментировать. Отец хотел отдать его в обучение какому-нибудь ремеслу, но мать настояла, чтобы юноше была предоставлена возможность дальнейшего изучения наук, хотя это было материально тяжело для семьи. В те времена культура в Византии была в большом упадке. Высшее учебное заведение в Константинополе было закрыто после смерти царя Константина Порфирогенета. Изредка профессора, не получавшие никакой государственной субсидии, принимали учеников в обучение, но только за очень большую плату. Проучившись некоторое время, Пселл по материальным причинам должен был оставить учение в Константинополе и отправиться на чиновничью должность в провинцию; ему тогда было 16 лет. Но скоро положение изменилось: умерла его сестра, а родители пошли в монастырь. В их уходе в монастырь, как замечает А. Рамбо, не было ничего необычного и удивительного, потому что каждый византиец считал себя уже принадлежащим монастырю, как бы братом, пока находящимся в миру и несущим послушание в миру, и часто достаточно было небольшого повода, чтобы осуществить свое монашество полным постригом в монастыре 3 . На денежные средства, оставшиеся от родителей, Пселл мог продолжить свое образование у лучших профессоров Константинополя, как, например, Никита Византиец и Иоанн Мавропус. Среди его коллег, так же, как и он, горевших желанием изучить науки, были и будущий император Константин Дука, и Иоанн Ксифилин, будущий Патриарх Константинопольский. Получив юридическое образование, Пселл занялся адвокатурой. Но вскоре он был вызван на службу государству. Его коллега Константин Ликуд (в недалеком будущем занявший кафедру Константинопольского Патриарха), член Сената, имевший доступ к царю, предложил монарху – Михаилу IV Пафлагонцу на должность секретаря дворцового архива Пселла. Так началась долгая и блестящая карьера Михаила Пселла , которая с небольшими перерывами продолжалась в течение 40 лет. Некоторое время он был на должности судьи в Филадельфии. При новом императоре, Михаиле V Галафате, был назначен на должность личного секретаря царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Особый канон был возложен тем же патриархом и на некоего Дуку Диасорина, который в юности умертвил десять человек и за это был подвергнут епитимии со стороны патриарха Нила (1380–1388); исполнив возложенные на него каноны и епитимии ( καννας κα πιτμια), Дука, однако, не успокоился и обратился к патриарху Матфею с новым раскаянием и просьбой о помиловании и прощении. Патриарх повелел ему совершать (т. е. заказывать в церкви. – Ред.) литургии и панихиды, помогать родственникам убитых и вообще бедным, вести жизнь добродетельную и богоугодную и т. п. 1 В связи с правом церковного суда над уголовными преступниками, у патриархов было и право ходатайства перед императорами о смягчении участи виновных, иначе – право печалования. Это право служило для патриархов средством проведения в административно-судебную среду начал милости и сострадания и всецело основывалось на христианской любви к ближнему. При императоре Никифоре Вотаниате патриаршее право печалования за осуждённых и ссыльных преступников было до известной степени урегулировано специальным постановлением (1079г.), в силу которого Константинопольский патриарх получал возможность три раза в год напоминать царю о подвергнутых наказанию по суду и просить о смягчении их участи или о полном освобождении. Это троекратное, в течение года, обращение к царю не исключало ходатайств патриарха и в частных случаях, в пользу того или иного осуждённого. Патриархи высоко ценили право печалования и пользовались им в широкой степени, как, например, патриархи – Иоанн Ксифилин (1064–1075), Иосиф I (1268–1275), Иоанн Векк (1275–1282). Иногда патриархи обнаруживали особое дерзновение в своих ходатайствах перед императорами. Историк Георгий Пахимер рассказывает такой факт патриаршего печалования. В царствование императора Иоанна Ватаци (1222–1254) был заподозрен в стремлении к царской власти его родственник, Михаил Палеолог. Царь, разгневавшись, приказал схватить его и заключить в тюрьму. Между тем, Михаил говорил всем, что он невинно содержится в оковах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

В связи с правом церковного суда над уголовными преступниками у патриархов было и право ходатайства перед императорами о смягчении участи виновных, иначе – право печалования. Это право служило для патриархов средством проведения в административно-судебную среду начал милости и сострадания и всецело основывалось на христианской любви к ближнему. При императоре Никифоре Вотаниате патриаршее право печалования за осужденных и ссыльных преступников было до известной степени регулировано специальным постановлением (1079 г.), в силу коего Константинопольский патриарх получал возможность три раза в год напоминать царю о подвергнутых наказанию по суду и просить о смягчении их участи или о полном освобождении. 60 Это троекратное в течение года обращение к царю не исключало ходатайств патриарха и в частных случаях в пользу того или иного осужденного. Патриархи высоко ценили право печалования и пользовались им в широкой степени, как, например, патриархи Иоанн Ксифилин (1064–1075), 61 Иосиф I (1268–1275), 62 Иоанн Векк (1275–1282). 63 Иногда патриархи обнаруживали особое дерзновение в своих ходатайствах перед императорами. Историк Георгий Пахимер рассказывает такой факт патриаршего печалования. В царствование императора Иоанна Ватаца (1222–1254) был заподозрен в стремлении к царской власти его родственник, Михаил Палеолог. Царь, разгневавшись, приказал схватить его и заключить в тюрьму. Между тем Михаил говорил всем, что он невинно содержится в оковах. Об этом узнал современный патриарх Мануил (1244–1255) и, воспользовавшись своим пребыванием в Лидии, где был и царь, стал ходатайствовать перед ним за узника и просил сжалиться над последним как над жертвой клеветы. «Если ты, царь, – говорил патриарх, – отпустишь его и не совсем чистым от подозрения, то все же он даст клятву относительно будущего времени, принимая на себя и опасность подвергнуться церковному наказанию; связанный этим, он не допустит в свое сердце не только самого дела, но и мысли об отложении, и как христианин, боясь суда Божия, останется верным присяге, данной тебе и твоему роду». Царь обещал удовлетворить просьбу патриарха, если Михаил под поручительством иерарха впредь будет твердо хранить данную царю присягу. Спустя некоторое время патриарх, готовясь совершить литургию в присутствии царя, когда уже стоял у престола, окруженный архиереями, послал к находившемуся в церкви императору одного священника с просьбой освободить Палеолога. Царь тотчас приказал дать Михаилу свободу и с удовольствием отправил его к патриарху. Патриарх и собор архиереев сначала предложили Михаилу обычные увещания, а затем подвергли его церковному наказанию. После этого Михаил возвратился к царю и, по словам историка, удостоился великого расположения. 64

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Далее, сохранились сведения о малом объявлении и Михаилу Кирулларию, для которого избрание на патриарший престол было также неожиданным. Император Константин Мономах, согласившийся на его избрание собором, первый и сообщил ему эту весть, пригласив Михаила во дворец. Пораженный известием, Кирулларий, по словам Пселла, стал отказываться от престола, ссылаясь на то, что он не подготовлен к такому высокому служению. Но император настаивал на исполнении соборного решения, и Кирулларий наконец должен был уступить воле архиереев и василевса. 454 И патриарх Иоанн Ксифилин согласился принять избрание лишь после того, как император Константин Дука непосредственно склонил его к этому решению. 455 А когда избирали преемника Григорию II (1289 г.), то царь из трех предложенных собором кандидатов выбрал нареченного епископа Юстинианы Геннадия. По обыкновению, ему было сделано предварительное извещение ( διαμηνυθντος), но он, несмотря на просьбы и принуждения, не покорился ни собору, ни царю. Вслед за тем выбор императора Андроника Старшего пал на ганского монаха Афанасия. Когда его известили об этом, то и он не тотчас принял избрание, считая себя недостойным высокой чести патриаршества. Только уступая требованию царя и собора, он наконец принял призвание, причем выразил свое желание – ходить по улицам пешком, носить грубую одежду и обувь и проводить простую жизнь. Эти условия будущего патриарха были приняты, так как всем были известны его высокие аскетические подвиги. 456 И преемник Афанасия, патриарх Иоанн Созопольский (1294 г.), после царского выбора был обычным порядком извещен об этом и тотчас согласился на избрание. 457 С особенной отчетливостью акт малого наречения выступает в процессе избрания патриархов после падения Византии. Так, когда собор избрал патриархом Геннадия Схолария (1453 г.), то немедленно было совершено и малое ему извещение об этом ( δωκαν ατο το μικρν μνυμα δια να τον κμουν πατριρχην), но Геннадий сперва и слышать не хотел о патриаршестве, прямо заявив, что не хочет быть патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Время Патриаршества И. К. совпало с периодом политического кризиса в Византии. В условиях нестабильного положения гос-ва патриарх должен был проявлять, с одной стороны, принципиальность в отношениях с имп. властью, с другой - поддерживать ее в решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики. По свидетельствам современников, И. К. уделял большое внимание церковной службе, служил сам почти ежедневно, а не только по воскресным и праздничным дням. Чрезвычайно скромный в быту, И. К. помогал бедным и поддерживал благолепие храмов. Перед императорами И. К. выступал как строгий защитник справедливости и законов. Так, ок. 1064-1066 гг. правитель Лариссы Никулица Дельфин неоднократно сообщал имп. Константину X Дуке о готовящемся мятеже. Подняв восстание, заговорщики призвали Никулицу возглавить их. Тот согласился и написал очередное сообщение императору, объясняя свой поступок желанием сохранить контроль над ситуацией, и если император согласится снизить недавно повышенные налоги и не будет преследовать участников мятежа, то он усмирит восстание. Император прислал грамоту, и мятежники успокоились. Когда Никулица прибыл в К-поль, император обратился к И. К. с вопросом: возможно ли признать незаконными договор и данную имп. клятву? Однако И. К. подтвердил договор и даровал Никулице и всем мятежникам церковное прощение ( Кекавмен. Советы и рассказы. СПб., 20032. С. 267-281). Вероятно, И. К. часто вынужден был поступаться принципами ради блага гос-ва. В 1067 г. на смертном одре имп. Константин заставил супругу Евдокию клятвенно пообещать, что после его смерти она не будет выходить замуж. И. К. был свидетелем и поручителем этого договора, хотя остается неясно, как юридически и канонически он был оформлен. В скором времени после смерти императора И. К. по политическим соображениям освободил Евдокию от соблюдения клятвы, что позволило ей вступить в брак с имп. Романом IV Диогеном и обеспечить преемственность власти (RegPatr, N 898, 898a; Mich. Attal. Hist. P. 92; Ιω ννης Σκυλ ζης. Η συνχεια τς χρονογραφας/Εκδ. Ε. Τσολκης. Θεσσαλονκη, 1968. Σ. 118). В 1076 г. имп. Михаил VII Дука заключил договор с норманнским герцогом Робертом Гвискаром о свадьбе своего сына Константина и дочери Роберта Елены; при этом подпись под документом поставили не только монархи, но и И. К., что говорит о большом значении патриарха в политической жизни империи (RegPatr, N 901; Хрисовул имп. Михаила VII Дуки/Опубл.: П. В. Безобразов//ВВ. 1899. Т. 6. С. 140-143).

http://pravenc.ru/text/469592.html

T. 1. P. 443). Мон-рь был возобновлен вскоре после VII Вселенского Собора 787 г., его настоятелем назначен духовный наставник исп. Иоанна, игум. Кафарского, в свите к-рого Иоанн присутствовал на Соборе и имя к-рого в источниках не сохранилось (SynCP. P. 632). Его преемником стал Иларион Далматский (770 или 775/6 - 6 июня 845), исповедник, пострадавший во время 2-го периода иконоборчества. Сведения о нем содержатся в неизданном Житии (BHG, N 2177-7177b), приписываемом Савве Монаху ( Matantseva. 1993). Иларион, в 20 лет покинувший родителей и удалившийся в мон-рь, стал игуменом Д. м. при имп. Никифоре I, при Льве V подвергся гонениям за иконопочитание. Период правления Михаила II он также провел в заточении, при Феофиле был отправлен в ссылку и вернулся в мон-рь только после смерти последнего благодаря личному вмешательству имп. Феодоры. Об авторитете Д. м. и его настоятеля можно судить по подчеркнуто уважительному обращению прп. Феодора Студита к Илариону, к-рого Феодор называет «архимандритом» ( Theod. Stud. Ep. 90. 1), «отцом» (Ibid. 90. 2; 91. 20) и «экзархом» (Ibid. 214. 21; 291. 20). В последующие века мон-рь еще 2 раза становился тюрьмой: в 913 г. после неудачного заговора Константина Дуки в Д. м. был помещен патрикий Константин Элладик; в 1182 г. имп. Андроник I Комнин заточил в Д. м. имп. Марию, вдову Мануила Комнина ( Sathas. P. 330). Возможно, к этому моменту мон-рь был превращен в жен. обитель (ср. предположение Р. Жанена о том, что мон-рь стал женским только во время Патриаршества Георгия II Ксифилина, т. е. между 1191 и 1198 ( Janin. P. 84)). Последнее упоминание о мон-ре относится к кон. XII в.; есть основания полагать, что он перестал функционировать в период захвата К-поля крестоносцами, т. е. после 1204 г. Точное местоположение мон-ря неизвестно. В Житии прп. Исаакия (BHG, N 955) рассказано о том, что святой приказал ученикам Сатурнину и Виктору построить для него в К-поле скромное жилище, если они хотят, чтобы он задержался в столице. Ученики приступили к работе, и первым постройку закончил Сатурнин, соорудив для учителя келью в собственном поместье в пригороде недалеко от крепостной стены (имеются в виду стены, возведенные при имп.

http://pravenc.ru/text/168658.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010