После посылает других рабов, – они и этих убили. Тогда Он погубляет их, как зараженных неисцелимой болезнью. Что их болезнь была неисцельна, это доказывают не только дела их, но и то, что они совершали их тогда, когда уверовали и блудницы и мытари» (свт. Златоуст). После всего этого совершается обращение ко Христу язычников. «Ученики говорили Иудеям первым – и прежде и после креста. Ибо прежде креста говорил Иисус: «идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева»; и после креста Он не просто сказал: «научите все народы», но «примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» ( Мф. 10:6, 28:19 ; Деян. 1:8 ). Апостолы так и поступали. Но так как Иудеи не переставали коварствовать против апостолов, то Павел говорит им: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» ( Деян. 13:46 ). Потому и Сам Господь говорит: «брачный пир готов, а званые не были достойны». Хотя Он и прежде знал об этом, но дабы не оставить Иудеям никакого предлога к безстыдному извинению, Сам пришел к ним первым и послал Своих апостолов, чтобы им заградить уста, а нас научить исполнять все, что должно, хотя бы никто не получил от этого никакой пользы. Итак, говорит Он, поскольку «званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир», даже низких и презренных. Так как Он и раньше часто говорил, что блудницы и мытари наследует небо, и первые будут последними, и последние первыми, что особенно оскорбляло Иудеев, то теперь показывает, что все это делается справедливо. Ибо видеть, что язычники на их место вводятся в Царство, было жесточайшим и гораздо сильнейшим прискорбием для Иудеев, чем видеть разорение их города» (свт. Иоанн Златоуст ).  «Толкование по истории Новозаветной» «И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых». Так именно и поступали апостолы. Так Филипп пришел в город Самаринский и проповедовал им Христа. Петр крестил Корнилия и его домашних, а Павел провозгласил перед Афинянами, что Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Сказано, что они собрали и злых, и добрых. Добр был Нафанаил, добр Корнилий, добры язычники, которые, не имея Закона, были сами себе закон; с другой стороны, злы те, на кого грех, общий всем, действовал сильнее, чем на других; болезнь, поразившая все человечество, более сосредоточивалась в одних членах, чем в других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

По-гречески то слово, которое здесь и в других местах Нового Завета переведено как «искушение», имеет значение «искушение, испытание». Глагол, от которого это слово происходит, означает «делать попытку, пытаться», «подвергать испытанию, испытывать, пробовать», «соблазнять, совращать». То есть каждый раз, когда речь идет об искушении нас, речь идет одновременно и об испытании нашей веры и нашей верности Богу. Помолчите еще минуту, не читая ничего, и снова помолитесь. Медленно, два-три раза прочитайте отрывок из послания апостола Иакова. Послание апостола Иакова, глава 1 2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. 16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. 17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Запишите мысли и вопросы, которые у вас появились. Сформулируйте и запишите христианское отношение к искушению на основании прошения «И не введи нас во искушение» и отрывка из послания апостола Иакова. Если вы хотите поделиться вашими мыслями с другими людьми, вы можете ответить на вопросы здесь. Прочитайте одно-два толкования на прошение «и не введи нас во искушение» Св.Иоанн Кассиан Римлянин Свщмч.Киприан Карфагенский Свт.Иоанн Златоуст Свт.Николай Сербский Святой Иоанн Кассиан Римлянин При этом рождается немаловажный вопрос. Если мы молимся, чтобы мы не подвергались искушению, то как можем доказать твердость своей добродетели, которой требует Священное Писание? «Иже не искусися, — говорит оно, — мало весть» (Сир 34:10) (русский перевод: Кто не имел опытов, тот мало знает). И еще: «блажен муж, иже претерпит искушение» (Иак 1:12). Итак, слова молитвы: «не введи нас во искушение» — не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в искушении». Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо «не даде безумия Богу» (Иов 1:22). Русский перевод: «Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя.

http://bible.predanie.ru/i-ne-vvedi-nas-...

Каждый человек имеет дары благости Божией: обладает духовными дарованиями или имуществом. Христианин не может смотреть на свое имущество как на принадлежащее ему лично (об этом притчи Господа о талантах и минах, о злых виноградарях и др.), но видит в нем достояние всех неимущих. Любящий Бога не может жадно сберегать свое имущество, но распоряжается им богоугодно, «предоставляя каждому то, в чем он нуждается» ( Maximus Conf. De carit. I. 23). «Бог же силен обогатить вас,- говорит апостол,- всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор 9. 8-9). Христос-странник пред вратами мон-ря. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Христос-странник пред вратами мон-ря. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. II. Б. исходит из отношения человека к ближнему, заповеданного Господом Иисусом Христом, из заповеди братской любви («Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» - Ин 13. 34), к-рая является подражанием Божией любви к людям, особым образом явленной в Воплощении. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин 4. 12); «а кто имеет достаток в мире,- обращается в Соборном послании к верующим ап. Иоанн,- но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин 3. 17). «Любовь не делает ближнему зла,- говорит ап. Павел к Римлянам.- Любовь есть исполнение закона» (13. 10). Превосходнейшую часть любви, по выражению свт. Григория Богослова, должна составлять любовь к бедным, жалость и сострадательность, «ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердое» ( Greg. Nazianz. Or. 14). Делающий благо ближнему делает его Богу: «...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25. 40),- наставляет учеников Иисус (ср.: Притч 19. 17). Когда видишь бедного, вспомни слова Его, увещевает свт. Иоанн Златоуст , «хотя являющийся тебе и не Христос, но под образом этого бедняка Он Сам просит и принимает» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 58. 3).

http://pravenc.ru/text/149333.html

Эти слова подтверждают уже евангельские события: после воскрешения праведного Лазаря в Вифании иудеи задумали убить и Христа, и Лазаря ( Ин. 12: 10–11 ). 2.3. Новый Израиль: ученики Христа 2.3.1. Общее понятие об ученичестве Христу На протяжении всей евангельской истории мы видим, что у Христа появляются ученики: кто-то сам приходил, видя чудеса и слыша учение, кого-то Спаситель звал следовать за Собой. Призыв к следованию за Ним был связан со служением благовестия, которое Христос хотел поручить призываемому, например: «А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» ( Лк. 9: 59–60 ) – или призвание будущих Двенадцати апостолов. Люди, имеющие семью и достаток, отрывались от прежнего образа жизни и становились учениками и постоянными спутниками Христа; так было в призвании Матфея (Левия): «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» ( Мф. 9: 9 ). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что каждого ученика Христос призывал в тот момент, когда он «был готов послушаться», поэтому кто-то был призван в самом начале служения Спасителя (как рыбари Петр, Андрей, Иоанн и Иаков), другие, как Матфей, – позже, после распространившейся славы о Чудотворце Христе. Некоторых людей Господь не допускал к этому служению; так было в случае некоего книжника, желавшего стать благовестником: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел» ( Мф. 8: 19 ). Ответ Христа: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. 8: 20 ), обличает истинное намерение этого книжника, он хотел стать апостолом «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» (свт. Димитрий Ростовский ). «Видя многие знамения, он подумал, что Иисус получает от того прибыль: посему старается сделаться последователем Его, чтоб и самому получать» 214 . Господь, по сути, отказывает книжнику, показывая, что Сын Человеческий, а следовательно, и Его ученики отказываются от того блага, которое Бог предоставляет даже диким животным, лисицам и птицам небесным, – от земного убежища и приюта, собственно, вообще от места, которое можно считать своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Посвятившая Богу всю Свою жизнь, Пресвятая Дева, " хотя и отражала от Себя всякое поползновение ко греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы " (Иоанн (Максимович), архиеп. Православное почитание Божией Матери. Вильмуассон; СПб., 1992. С. 49), т. к. " ветхий человек обнаруживался и действовал в Ней " (Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения... С. 99). Поэтому в период земной жизни Иисуса Христа Она еще не вполне осознала природу и цель Его искупительного служения. Ни Она, ни прав. Иосиф, как отмечает евангелист Лука, " не поняли сказанных Им (Христом.- М. И.) слов: " Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? " (2. 49-50). Объясняя евангельский текст Мф 12. 46-49, свт. Иоанн Златоуст отмечает, что Дева Мария о Своем Сыне в то время " еще не думала высоко, а потому и приступила не вовремя " (Ioan. Chrysost. In Matth. XLIV 1). И хотя Пресвятая Дева все сказанное Христом и о Христе " сохраняла в сердце Своем " (Лк 2. 51), эти слова " еще не были вполне ясными для Ее сознания. До завершения подвига Христа, до Пятидесятницы, до Церкви даже Та, на Которую сошел Дух Святый, чтобы сделать Ее способной послужить Воплощению Слова, не достигла еще той полноты, которую предстояло осуществить Ее личности " (Лосский. Всесвятая//Всесвятая: Сб. С. 161). Чтобы возрастать " в меру полного возраста Христова " (Еф 4.13), Дева Мария нуждалась в новом даре Св. Духа, который Она вместе с Церковью получает в день Пятидесятницы. По мнению Лосского, существует определенное сходство между двумя сошествиями Св. Духа на апостолов (в вечер Воскресения и в день Пятидесятницы) и на Пресвятую Богородицу (в дни Благовещения и Пятидесятницы). Первое сошествие на апостолов ( " примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Ин 19, 22-23) - служебное, потому что в нем апостолы получили власть осуществлять свое предстоящее служение. " Служебным " можно назвать и сошествие Св. Духа на Деву Марию в день Благовещения, т.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Кроме того, для евангелиста характерно идентифицировать людей через связанные с ними события, например: Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Ero волосами своими» (11:2); «Лазарь, которого Иисус воздвиг из мертвых» (12:1, 9); Никодим, приходившийк Нему первый раз ночью» (19:39). Если бы в приходе ночью евангелист видел проявление слабости Никодима, вряд ли он бы повторно сослался на него. И наконец, если Никодим сразу осознаёт, что Иисус учитель, пришедший от Бога и «Бог с Ним», то большинство членов синедриона, даже спустя несколько лет, не желают признать той истины: «Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а об этом мы не знаем, откуда Он» (9:28 – 29). 46 Сам Дух тоже «слышит», что Ему сообщает Бог, а верующий может услышать Духа. В своем первом Послании евангелист Иоанн пишет о даре Духа: «А то помазание, которое вы получили от Него), пребывает в вас, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: но Его помазание учит вас всему ( 1Ин 2:27 ). 48 «Дух говорит, то есть воздушный и стихийный ветер дует вокруг всей вселенной, – и там, где он свободно пробегает, присутствие его обозначается одним только шумом, но он скрывается от всех глаз и сообщается более тонкому чувству телесного слуха, производя ощущение присущей ему по природе действенности» ( Кирилл Александрийский , свт. Творения. Кн. 2: Толкование на Евангелие от Иоанна. Ч. 1. – М., 2001. С. 593). 49 В евангельских беседах Иисус постоянно указывает, что все, что Он говорит, Он слышал и видел у Отца. 50 «Но если здесь называется земным и крещение, не удивляйся. Он называет его так потому, что оно совершается на земле» ( Иоанн Златоуст , архией. Константинопольский, свт.. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 178). 51 На протяжении Евангелия неоднократно подчёркивается необходимость видеть Сына и веровать в Него (6:36, 40). Читать далее Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна/Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

73. Святитель Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. С. 331. 74. Письма духовного отца к духовным детям. С-Пб. 1861. Ч. 2. 75. По письмам святителя Феофана Затворника. 76. Святитель Тихон Задонский. 77. По Поучения аавы Дорофея 78. См. Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. Поучение 4, п. 43 79. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 3.Гл. 4. 80. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на первое Послание к коринфянам 81. По писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное чтение " . 1896. С. 623. 82. Душеполезное чтение. 1896. Ноябрь. С. 507. 83. Из поучений о восьми помыслах св. Нила. 84. Из писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное чтение " . 1896. С. 623. 85 . Из Беседы 23 86 . Прибавление к творениям Святых отцов Ч. 3 87. Преподобный Нил Скитский патерик 88. Святой праведный Иоанн Кронштадский. 89. Творения святителя Василия Великого в русском переводе. Ч. 1. С. 390. 90. Св. Феофан Затворник 91. По " Старческому наставлению " игумена Валаамского Назария. Вторая заповедь закона Божия Не сотвори севе кумира и никакого изображения того, что на неве вверху, и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20, 4). Не заражен ли ты, сын мой, страстью любостяжания или сребролюбия? Помни, что любостяжание есть как бы идолослужение, по выражению св. апостола Павла (см. Кол. 3, 5). Он же называет сребролюбие корнем всякого беззакония (см. 1 Тим. 6, 5). Знай, что " любящий земное более небесного лишится и небесного, и земного " 92 . Сребролюбцы - несчастнейшие люди и в этой, и в будущей жизни: здесь они - в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение. Эта страсть врачуется следующими средствами: 1) тем, чтобы " всем сердцем и всей душой иметь упование на Бога 93 и 2) " если хочешь победить сребролюбие возлюби нестяжение и скупость 94 " . Слово Божие научает проводить воздержанную жизнь. Смотрите же за собою, - говорит Господь, - чтобы сердца ваши не отягчались объядением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21, 34). " Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крылами духа и тянет к земле, так что при всех усилиях он более бьется о землю, нежели взлетает к небу " , - говорит мудрый святитель Филарет, митрополит Московский. Будем вести себя благочинно, не предаваясь пированию и пьянству (Рим. 13, 13), - учит св. апостол Павел. Он же наставляет: Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Иоанн Карпафский . Сотница вторая, 38). «И наше терпение, благодаря которому мы выносим злых, и наша благожелательность, благодаря которой мы желаем добра гонителям, должны получить вечную награду. А наши гонители, если не сумеют покаяться, должны получить достойную кару. Если же покаются, мы за их спасение, о котором мы молили, получим от Господа венец подлинного сорадования» (св. Беда). 10). Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (ср. Пс.33:13–14 ); «Много значит власть над языком, так что неспособность распоряжаться им, – без сомнения, тяжелая болезнь» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты). 11). Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему (ср. Пс.33:15 ), «Не в нашей воле совершенно не допускать на ум что-либо такое; дурные мысли часто приходят, но если кто мудр, – устраняется от них, а склоняется к лучшим и содержащим много полезного, это и значит: уклоняйся от зла» (свт. Иоанн Златоуст . Фрагменты, 64). 12–13). Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли) (ср. Пс.33:16–17 ). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? «Апостол прибавляет к словам пророка: если будете так жить, то к вам Бог будет благосклонен и милостив. А при таком положении, кто вам нанесет зло? Ибо все в руке Его, жизнь и смерть ( Прем.16:13 ). Но как некоторые почитали злом страдания за веру, то апостол Петр говорит: не почитайте этого злом, напротив, почитайте это залогом блаженства. Если бы это было зло, Податель благ, без сомнения, за любовь нашу к Нему не воздал бы злом. Ибо зло Он наводит на злых: скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое ( Рим.2:9 ). Посему скорби за благочестие не суть зло» (блж. Феофилакт). «И кто может сделать вам зло, если вы будете любить добро? В том же, что ты любишь, ты не понесешь урон. Что бы ни отнял у тебя гневающийся на тебя, не погубит тебя Тот, Кто тебя сотворил, если ты любишь Его» (блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Люди не видят, чтобы кровь была пролита его рукой или мечом; но из-за страсти гнева он человекоубийцей считается Господом, Который не только за дела, но и за желания воли и намерения воздаст каждому или награду, или наказание» (прп. Иоанн Кассиан . К Кастору, 8:19). Пусть ненавидящий еще «не поднял руки на человека и все-таки Бог уже смотрит на него как на убийцу. Жертва жива, но палач уже осужден» (св. Беда). «Следует понимать, что всякий человек, – это брат, ибо все мы братья во Христе» (св. Кесарий Арльский). Эти слова «относятся не только к мужчинам, но заповедь для мужского пола, который Бог сотворил первым, относится и к полу женскому» (блж. Августин). 16). Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев. «Мы должны полагать души свои за братьев, – это значит, что мы всем должны жертвовать, чтобы в них насадить и возрастить ощущение Божественного, бессмертного и вечного, посредством нашего богоподобного самоприношения и самопожертвования даровать им Божественную, бессмертную и вечную жизнь, и утвердить их во всем этом» (прп. Иустин Попович) . «Не унывай в скорбях и трудах телесных, которые несешь, трудясь ради других; ибо и это тоже значит: полагать души свои за братьев» (прп. Варсонофий Великий). 17). А кто имеет достаток в мире, но видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? «Кто имеет богатство мира сего и не удовлетворяет нужды братьев, в том нет любви Божией. Потому что любовь к миру и любовь к Богу не могут вместе пребывать в одном и том же человеке» (свт. Григорий Палама ). «Если ты еще не способен умереть за брата, будь же, по крайней мере, готов поделиться с ним своим имуществом» (блж. Августин). «Если видишь бедного, не проходи мимо, а тотчас подумай, каким бы ты был, если бы оказался тем бедным?» (свт. Иоанн Златоуст ). 18). Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной. «Как же мы, неразумные, не можем понять этого и предпочитаем мертвящий огонь ада оживляющему пламени божественной любви? Любовь к Богу должна стоять для нас выше любой любви к какому-либо человеку» (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

3). О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение, – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. Чтобы и вы имели общение с нами, – «Они видели, а мы не видели и однако мы общники, потому что держимся одной веры» (блж. Августин). А наше общение, – с Отцом, – «Последняя цель наша, – живое общение с Богом. Для сего и Сын Божий воплотился, чтоб возвратить нам сие богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, вступаем в общение со Отцом и бываем, таким образом, у цели своей» (свт. Феофан Затворник ). Также этими словами «блаженный Иоанн явно доказал, что кто желает иметь общение с Богом, должен прежде всего соединиться с Церковью, научиться той вере, которую апостолы восприняли от Самой Истины, пребывавшей во плоти и исполниться ее таинствами» (св. Беда). 4). И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. «От этой жизни во Святой Троице, от этого общения с Отцом, Сыном и Святым Духом человеческая сущность исполняется истинной радости, которая есть не что иное, как Божественное блаженство. Без него человеческая сущность исполняется печали, горечи, несчастья, нищеты. Без этого блаженства она не может не наполниться смертью и прежде всего, грехом… Общение со Христом, Который помогает в стяжании святых добродетелей, наполняет человеческую сущность неописуемой радостью, изгоняя печаль, которую вносит грех и страх, который приносит смерть» (прп. Иустин Попович) . 5). И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. «Какой это свет? Свет не чувственный, а духовный, просвещающий душу» (свт. Иоанн Златоуст ). «Бог есть свет и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние» (Прп. Симеон Новый Богослов) . Такие «чада Божии, несомненно бывают и наследниками Его благости, долготерпения, кротости и любви, ибо если они чада Божии, то и боги, и если Бог есть свет, то и они светила» (прп. Варсонофий Великий). И нет в Нем никакой тьмы. – «Под тьмой апостол разумеет или незнание, или грех; ибо в Боге нет ни незнания, ни греха» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010